Научная статья на тему 'Методические условия развития умений письменной речи учащихся 5–9 классов средней школы на основе интернет-технологий'

Методические условия развития умений письменной речи учащихся 5–9 классов средней школы на основе интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / АЛГОРИТМ / INTERNET-TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL COMPETENCE / MOTIVATION / ICT-COMPETENCE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Елена Алексеевна

Эффективность методики развития умений письменной речи учащихся на основе выбранных информационных и коммуникационных технологий находится в прямой зависимости от методических условий. Рассматриваются методические условия обучения школьников 5–9 классов письменной речи на иностранном языке с использованием информационно-коммуникационных технологий. Выделяются пять методических условий, таких как сформированность ИКТ-компетенции учителя и ученика, наличие мотивации, создание заданий, направленных на развитие грамматических и орфографических навыков учащихся, наличие четкого алгоритма действий учащихся, без которых невозможно развитие письменных навыков учащихся посредством интернет-технологий. Рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция», а также «образовательная компетенция», приводятся определения данных понятий разных ученых. Подробно рассматривается проблема сформированности ИКТ-компетентности учителя сегодня. Рассматриваются интернет-технологии, которые будут определять уровень сформированности ИКТ-компетенции ученика и учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL CONDITIONS OF SCHOOL PUPILS TEACHING TO WRITE IN ENGLISH BY MEANS OF INTERNET-TECHNOLOGIES

The efficiency of students’ writing skills developing via information and communication technologies is directly dependent on the methodological conditions. This article is devoted to the methodological conditions of teaching school pupils writing in English by means of Internet-technologies. The author describes five different methodological conditions such as ICT-competence of a teacher and a pupil, motivation, special tasks which are aimed at the development of grammatical and spelling skills and a logical procedure what a pupil should do while working with technologies. These components are necessary and should be taken into consideration. The definitions of such terms as competence, educational competence, competent are given. The problem of ICT-competence of a teacher is also illuminated. The author also singles out several Internet-technologies which define the level of ICT-competence of a pupil and a teacher.

Текст научной работы на тему «Методические условия развития умений письменной речи учащихся 5–9 классов средней школы на основе интернет-технологий»

УДК 811.111

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

© Елена Алексеевна ИЛЬИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: ilyna_elena@mail.ru

Эффективность методики развития умений письменной речи учащихся на основе выбранных информационных и коммуникационных технологий находится в прямой зависимости от методических условий. Рассматриваются методические условия обучения школьников 5-9 классов письменной речи на иностранном языке с использованием информационно-коммуникационных технологий. Выделяются пять методических условий, таких как сформированность ИКТ-компетенции учителя и ученика, наличие мотивации, создание заданий, направленных на развитие грамматических и орфографических навыков учащихся, наличие четкого алгоритма действий учащихся, без которых невозможно развитие письменных навыков учащихся посредством интернет-технологий. Рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция», а также «образовательная компетенция», приводятся определения данных понятий разных ученых. Подробно рассматривается проблема сформированности ИКТ-компетентности учителя сегодня. Рассматриваются интернет-технологии, которые будут определять уровень сформированности ИКТ-компетенции ученика и учителя.

Ключевые слова: интернет-технологии; ИКТ-компетентность; компетенция; мотивация; алгоритм.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) (интернет-ресурсов и технологий Веб 2,0) является актуальным направлением в преподавании иностранных языков сегодня. Так, существует немало исследований, посвященных данной теме, в которых ученые и методисты описывали и проводили анализ результатов своих экспериментов (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, 2010, Е.С. Полат, 1999, СВ. Титова, 2009, Т.Ю. Павельева, 2010, Ю.Ю. Маркова, В.Г. Апальков, 2008, Е.Д. Патаракин, 2007, И.К. Забродина, 2012).

Подобный анализ и обобщение данных исследований позволили выявить методические условия, которые необходимы для эффективного развития умений письменной речи учащихся 5-9 классов на основе интернет-технологий :

— сформированность ИКТ-компетенции;

— мотивация учащихся;

— создание заданий, которые будут направлены на развитие грамматических, орфографических, стилистических навыков письменной речи;

— наличие четкого алгоритма действий учащихся при работе с ИКТ.

Рассмотрим данные методические условия подробнее.

Итак, первым методическим условием развития письменной речи на основе интернет-технологий является сформированность ИКТ-компетентности, т. е. компетентности в области информационно-коммуникационных технологий. При обучении учащихся при помощи ИКТ следует учитывать сфор-мированность ИКТ-компетентности как учителя, так и ученика.

Следует определить понятие «компетентность» и понятие «компетенция». Данные понятия в работах ученых имеют следующие определения.

Согласно определению А.В. Хуторского «компетенция» - это не новое понятие для российского образования [1]. Так, «компетенция» - это отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере [1].

«Компетентность» - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [1].

Поэтому компетенции предлагаются ученикам для овладения, формирования у них соответствующих компетентностей. Этим, например, определяется их место в двухуровневой структуре образовательных стандартов: компетенции входят в «Минимумы содержания», а компетентности - в «Требования к выпускникам».

Следует отличать «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы ему не готовится лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения [1].

Образовательные компетенции - это компетенции, которые отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Образовательные компетенции - совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

И.А. Зимняя под «компетентностью» рассматривает «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2].

А.В. Баранников под «компетентностью» понимает «самостоятельную реализуемую способность, основанную на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [3].

Нельзя не согласиться с П.В. Сысоевым и М.Н. Евстигнеевым, что компетенция и компетентность являются неразделимыми и отражают разные стороны единого процесса обучения, образования и воспитания личности. И если компетенция - это теоретический конструкт, который представляет собой перечень компонентов дискретных знаний, то компетентность - это результат педагогической деятельности, уровень реализации по-

лученных знаний и умений на практике в конкретной предметной области, которая определяется ценностным отношением человека к субъектам и объектам деятельности. Данные уровни позволяют нам судить о том, является ли человек компетентным или некомпетентным в определенной области знаний [4].

Из этого следует: чтобы получить ИКТ-компетентного ученика, прежде всего ИКТ-компетентным должен быть учитель.

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО (2011) основу работы образовательных систем в современном мире составляют следующие задачи:

- растить профессионалов, которые умеют использовать ИКТ для работы с информацией, способны к рефлексии, решению проблем и производству новых знаний;

- помогать каждому стать более знающим и находчивым, эффективно управлять своей жизненной траекторией;

- побуждать всех граждан полноценно участвовать в жизни общества, влиять на решения, которые могут воздействовать на их жизнь;

- поощрять межкультурное взаимопонимание.

Достижение данных целей невозможно без соответствующей подготовки учителей. Поэтому ЮНЕСКО вместе с мировыми лидерами в сфере информатизации школы разработала международные рекомендации, которые фиксируют требования к ИКТ-компе-тентности педагогических работников (учителей) - UNESCO's ICT Competency Frame work for teachers. Учителя, которые соответствуют этим требованиям, т. е. обладают соответствующими компетенциями, способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы. Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и стать полноценными гражданами и работниками.

Новые информационные и коммуникационные технологии помогают создавать небывалые по своим возможностям быстро развивающиеся среды, стирать границы между формальным и неформальным образованием, побуждает педагогов искать новые организационные формы и методы учебной работы, развивать у школьников способность учиться.

Таким образом, информатизация образования требует дать переоценку навыкам и компетенциям, которые необходимы учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками в поликультурном мире [4]. Следовательно, учителя сегодня должны знать и уметь правильно использовать ИКТ в образовательном процессе. Незнание и неумение эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе приводит к тому, что при анализе исследований PISA было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, искать недостающую информацию.

Выделим факторы, которые оказывают влияние на ИКТ-компетентность учащихся:

— статус школы;

— тип населенного пункта, в котором расположена школа, а также расположение школы в городе;

— компетентность учителя.

Так, по данным программы «Электронная Москва», уровень доступа к ИКТ организаций социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в Европейском союзе. Так, в московских школах в 2006 г. было 22 ученика на один компьютер, в 2008 г. - 17 учеников, в 2010 г. -9 учеников.

Другая проблема заключается в том, что на сегодняшний день, несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету, оснащены компьютерными классами, менее 20 % учителей используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25 % учителей используют Интернет на уроках по сравнению с данными Европейского союза, где 68 % учителей наоборот используют в преподавании компьютерные технологии на уроках и 53 % учите-

лей используют Интернет на своих уроках. Таким образом, российский учитель часто оказывается в роли «догоняющего» и ему приходится обучаться тому, что многие российские школьники уже умеют. От этого возникает нежелание современного учителя развиваться и учиться использовать ИКТ на своих уроках, и зачастую компьютер используется лишь на уроках информатики.

Нам хотелось бы также выразить свое понимание ИКТ-компетентности учащихся средней школы применительно к методике преподавания иностранных языков и обозначить ИКТ-компетентность учащегося средней школы как способность использовать ИКТ в процессе овладения иностранным языком. А ИКТ-компетентность учителя иностранного языка как умение правильно использовать ИКТ на уроках иностранного языка. Согласно ряду работ, посвященных внедрению и развитию ИКТ в методике преподавания иностранных языков (О.Б. Зайцева, С.В. Титова, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев), следует выделить ИКТ, владение которыми будет определять уровень сформиро-ванности ИКТ-компетенции учащихся 5-9 классов и учителей средней школы [5-8]:

- учебные интернет-ресурсы (трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест);

- блог-технологии;

- вики-технологии.

Таким образом, умения использовать данные интернет-ресурсы и социальные сервисы Веб 2,0 для обмена информацией будут определять эффективность обучения иностранному языку на их основе. При использовании интернет-технологии в обучении на среднем этапе учащиеся развивают нужные навыки письменной речи, а также учатся работать с информацией сети Интернет: находить, отбирать, систематизировать, выделять главное. Так, постепенно усложняя задания для учащихся, выпускник средней школы будет способен заполнять простые анкеты, запрашивать нужную информацию, сообщать простые данные о себе, отвечать на вопросы, писать простые письма и поздравления, а также размещать, дополнять и корректировать текст в сети Интернет. На этом этапе обучения учащиеся также могут создавать несложные проекты при помощи социальных сервисов Веб 2,0, таких как вики-технология или блог.

Следующим методическим условием является мотивация учащегося к изучению иностранного языка. Бесчисленные эксперименты в обучении показали, что мотивация является ключом к успеху в обучении в целом, и каждый учитель должен это учитывать в своей работе. Использование ИКТ в обучении иностранным языкам позволяет существенно повысить мотивацию учащихся в том случае, если учитель обладает необходимыми умениями создавать такие интернет-ресурсы, которые действительно заинтересуют и увлекут учащихся на среднем и старшем этапе обучения.

Несомненно, ИКТ помогают учителю повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка на всех этапах обучения, а также соответствуют системно-деятель-ностному подходу в обучении, который лежит в основе Федерального государственного стандарта и предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава [9].

Более того, интернет-технологии, являясь современными технологиями, позволяют учителю обучать в сотрудничестве, организовывать дискуссии, мозговые атаки и порт-фолио ученика. Учитель имеет возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс. Даже самый слабый ученик получает задание, которое соответствует его знаниям, следовательно, ИКТ помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Третьим методическим условием развития письменной речи учащихся на иностранном языке при помощи ИКТ является создание заданий, которые будут направлены на развитие грамматических, орфографических, стилистических навыков письменной речи. Так, учитель может включить в свой блог отдельные рубрики, которые будут направлены на отработку определенных грамматических навыков. Также в блог можно помещать ссылки на интернет-источники, такие как трежа хант или сабджект сэмпла.

Четвертым методическим условием развития письменной речи на иностранном язы-

ке является наличие четкого алгоритма действий учащихся при работе с ИКТ. Для того чтобы процесс обучения был успешным, ученик должен четко представлять, что ему нужно делать, задания должны быть понятными и логичными. Об этом же свидетельствует и анализ ряда работ зарубежных и отечественных авторов, таких как Е.С. Полат, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, J. Bloch [4; 8; 10; 11].

В заключение нужно отметить, что процесс обучения письменной речи на иностранном языке - это сложный процесс, который включает в себя различные компоненты и зависит от ряда педагогических условий, таких как:

— сформированность ИКТ-компетенции;

— наличие мотивации у учащихся выполнять задания при помощи ИКТ, при помощи различных современных технологий, таких как «портфолио ученика», «технология сотрудничества»;

— наличие заданий на корректировку грамматических и стилистических ошибок;

— наличие определенного алгоритма деятельности.

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. М., 2002.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

3. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.

5. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.

6. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуро-ведения США): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.

7. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. М., 2009.

8. Сысоев П. В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.

10. Полат Е.С. Современные педагогические технологии, методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. М., 2010.

11. Bloch J. Abdullah's Blogging: A Generation 1.5 student enters the blogosphere // Language Learning and Technology. 2007. Vol. 11. № 2. Р. 25-37.

Поступила в редакцию 2.10.2013 г.

UDC 811.111

METHODOLOGICAL CONDITIONS OF SCHOOL PUPILS TEACHING TO WRITE IN ENGLISH BY MEANS OF INTERNET-TECHNOLOGIES

Elena Alekseyevna ILYINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: ilyna_elena@mail.ru

The efficiency of students' writing skills developing via information and communication technologies is directly dependent on the methodological conditions. This article is devoted to the methodological conditions of teaching school pupils writing in English by means of Internet-technologies. The author describes five different methodological conditions such as ICT-competence of a teacher and a pupil, motivation, special tasks which are aimed at the development of grammatical and spelling skills and a logical procedure what a pupil should do while working with technologies. These components are necessary and should be taken into consideration. The definitions of such terms as competence, educational competence, competent are given. The problem of ICT-competence of a teacher is also illuminated. The author also singles out several Internet-technologies which define the level of ICT-competence of a pupil and a teacher.

Key words: Internet-technologies; ICT-competence; educational competence; motivation; system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.