Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты в образовании с учетом потребности цифровой экономики России'

Профессиональные стандарты в образовании с учетом потребности цифровой экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROGRAM / NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS / LABOR FUNCTIONS / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексашина Елена Семеновна, Горбунова Ольга Николаевна

В настоящей статье рассмотрена необходимость использования профессиональных стандартов в сфере образования с позиции требований рынка труда к системе образования и ее продукту трудовому ресурсу. Раскрыты основные понятия профессионального стандарта: классификация работника, обобщенные трудовые функции. Исследование основано на актуальности этой проблемы: создание единой системы квалификаций и реализация Программы развития цифровой экономики в Российской Федерации. Значительную роль в этой программе отводится образованию, обеспечивающему подготовку специалистов в области информационных систем и информационных технологий, востребованных на всех уровнях экономики. Отмечено, что для подготовки выпускников направления подготовки «Бизнес-информатика» вводятся в образовательную программу элементы знакомства с направлениями деятельности не только в бизнесе, но и в области приложения информационных технологий, как обеспечивающих процесс их деятельности в различных сферах экономики, образования, в государственном и муниципальном управлении, в банковской сфере и медицине т. д. Рассмотрена возможность использования нескольких профессиональных стандартов при проектировании образовательной программы по направлению подготовки «Бизнес-информатика». Представлена авторская позиция по соотнесению профессиональных стандартов 06.013 «Специалист по информационным ресурсам», 06.015 «Специалист по информационным системам» с образовательной программой 38.03.05 «Бизнес-информатика». В профессиональной основной образовательной программе «Бизнес-информатика» отражаются те обобщенные трудовые функции, трудовые функции, которые выполняют задачи, поставленные перед выпускниками этого направления подготовки и соответствуют определенному уровню квалификации, а главное формируют базу профессиональных компетенций. Сделан вывод, что для формирования и развития цифровой экономики в России необходимо высококачественная подготовка специалистов в области цифровой информации для предприятий инновационного и высокотехнологического сектора экономики, в организациях малого, среднего и крупного бизнеса необходимо эффективное сопряжение профессиональных стандартов и образовательной программы соответствующего направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексашина Елена Семеновна, Горбунова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS IN EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENT OF DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA

In this article authors considered need of use of professional standards for education from a position of requirements of labor market to an education system and its product to a labor resource and opened the basic concepts of the professional standard: classification of the worker, the generalized labor functions, labor functions. The research bases on relevance of this problem: creation of uniform system of qualifications and implementation of the Development program of digital economy in the Russian Federation. The education, providing training of specialists in the field of the information systems and information technologies demanded at all levels of economy plays a significant role in this program. Authors noted that for training of graduates of the educational program «Business informatics» elements of acquaintance to activities not only in business, but also in the field of application of information technologies as providing process of their activity in various spheres of economy, educations, in the public and municipal administration, in the bank sphere and medicine etc. are in the educational program. Authors considered the possibility of use of several professional standards at design of the educational program «Business informatics» and presented their position on correlation of professional standards 06.013 «The expert in information resources», 06.015 «The expert in information systems» with the educational program 38.03.05 «Business informatics». In the professional main educational program of «Business information scientist» those generalized labor functions, labor functions which carry out the tasks set for graduates of this direction of preparation are reflected and correspond to a certain skill level, and, above all form base of professional competences. Authors came to a conclusion that for formation and development of digital economy in Russia it is necessary high-quality training of specialists in the field of digital information for the enterprises of the innovative and high-tech sector of economy, in the organizations of small, average and large business effective interface of professional standards and the educational program of the corresponding direction of preparation is necessary.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты в образовании с учетом потребности цифровой экономики России»

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

SOCIOLOGICAL OUTLOOK

УДК 37.013.78 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-204-209

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБРАЗОВАНИИ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

АЛЕКСАШИНА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: aprel@tsutmb.ru

ГОРБУНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: oon26@mail.ru

В настоящей статье рассмотрена необходимость использования профессиональных стандартов в сфере образования с позиции требований рынка труда к системе образования и ее продукту - трудовому ресурсу. Раскрыты основные понятия профессионального стандарта: классификация работника, обобщенные трудовые функции. Исследование основано на актуальности этой проблемы: создание единой системы квалификаций и реализация Программы развития цифровой экономики в Российской Федерации. Значительную роль в этой программе отводится образованию, обеспечивающему подготовку специалистов в области информационных систем и информационных технологий, востребованных на всех уровнях экономики. Отмечено, что для подготовки выпускников направления подготовки «Бизнес-информатика» вводятся в образовательную программу элементы знакомства с направлениями деятельности не только в бизнесе, но и в области приложения информационных технологий, как обеспечивающих процесс их деятельности в различных сферах экономики, образования, в государственном и муниципальном управлении, в банковской сфере и медицине т. д. Рассмотрена возможность использования нескольких профессиональных стандартов при проектировании образовательной программы по направлению подготовки «Бизнес-информатика». Представлена авторская позиция по соотнесению профессиональных стандартов 06.013 «Специалист по информационным ресурсам», 06.015 «Специалист по информационным системам» с образовательной программой 38.03.05 «Бизнес-информатика». В профессиональной основной образовательной программе «Бизнес-информатика» отражаются те обобщенные трудовые функции, трудовые функции, которые выполняют задачи, поставленные перед выпускниками этого направления подготовки и соответствуют определенному уровню квалификации, а главное формируют базу профессиональных компетенций. Сделан вывод, что для формирования и развития цифровой экономики в России необходимо высококачественная подготовка специалистов в области цифровой информации для предприятий инновационного и высокотехнологического сектора экономики, в организациях малого, среднего и крупного бизнеса необходимо эффективное сопряжение профессиональных стандартов и образовательной программы соответствующего направления подготовки.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательная программа, национальная система квалификаций, трудовые функции, цифровая экономика

Высокие темпы развития современного общества, техники и производства, а также постоянно изменяющиеся условия рынка труда требуют от каждого специалиста регулярного развития и совершенствования своих профессиональных навыков и компетенций.

В связи с этим в настоящее время происходит активное внедрение профессиональных стандартов, где представлены квалификационные требования к

работникам для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В системе отечественного высшего образования идея разработки профессиональных стандартов возникла еще в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222. Постановление

Минтруда России от 17 мая 1999 г. № 8 «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» позволило начать работать в этом направлении. Приводимый в стандартах перечень знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей, мог в определенной мере служить основой для разработки учебных программ по ряду дисциплин [1].

В 2013 г. были разработаны первые профессиональные стандарты. Для создание условий разработки и внедрения были созданы национальные советы по квалификациям, наделенных полномочиями Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В настоящее время в России действуют 28 профессиональных советов по профессиональным квалификациям и издано 1086 профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям (знаниям, умениям) работников по различным квалификационным уровням [2].

В Трудовом кодексе РФ профессиональный стандарт определен как характеристика квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции [3].

Важная функция профессиональных стандартов в национальной системы квалификации является связь между системой образования и требованием рынка труда. Именно на основе утвержденных профессиональных стандартов происходит формирование и обновление федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, что дает возможность проектирование основных профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей, зафиксированных в профессиональных стандартах.

Профессиональный стандарт нацелен на описание особенностей квалификации и представляет собой документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей или профессиональных сообществ в рамках определенного вида профессиональной деятельности его цель и содержание через обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, не-

обходимым знаниям и умениям работника. Отсюда следует, что профессиональный стандарт является многофункциональным продуктом профессионального сообщества, отражая договоренность с участниками рынка и создавая конкурентную среду.

В структуре профессионального стандарта понятие квалификации определяется через уровни квалификации. Уровни квалификации представляют собой многоцелевой документ, который применяется при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников [4]. Единые требования к квалификации работника, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности, отраслевых особенностей. Поэтому в настоящее время идет активная работа по формированию отраслевых рамок квалификаций.

Многофункциональное назначение профессиональных стандартов предполагает рассматривание смежных понятий из различных областей как сферы труда, так и сферы профессионального образования. Поэтому возникает задача синхронизации профессиональных и образовательных стандартов, которая ставит перед образовательным пространством ряд следующих проблем.

Проблема, связанная с возможностью применения профессионального стандарта на разных уровнях профессионального образования, имеется ввиду среднего профессионального, высшего образования, а также в программах дополнительного профессионального образования. Трудность в том, что в федеральных государственных образовательных стандартах описание профессиональной деятельности, которую осваивает выпускник программы профессионального образования, представлен на языке компетенций, в правовых нормативных актах сферы труда понятие компетенции отсутствует. Выход из сложившейся ситуации заключается в том, чтобы при присвоении профессиональной квалификации определенного уровня оценивается способность выполнять определенную трудовую функцию, которая, в свою очередь, проверяется через оценку компетенций, необходимых для ее выполнения.

Существует также проблема противоречия перечня специальностей и направлений подготовки, по которым разрабатываются основные образовательные профессиональные программы, определяющие цели, задачи и планируемые результаты профессионального обучения, и перечня видов профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты. Из

Е. 8. АЬЕК8А8ЫША, О. N. ООИВШОУЛ

этого следует, что для разработки одной основной образовательной программы может потребоваться использование нескольких профессиональных стандартов.

Это можно проследить на примере направления подготовки «Бизнес-информатика», в которой учитываются обобщенные функции, трудовые функции профессиональных стандартах: 06.013 «Специалист по информационным ресурсам», которые в своей профессиональной деятельности занимаются созданием и редактированием информационных ресурсов, управлением (менеджментом) информационных ресурсов, а так же 06.015 «Специалист по информационным системам», по требованиям этого стандарта выполняют работы и управление работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы.

В настоящее время правительство Российской Федерации реализует Программу развития цифровой экономики, утвержденную распоряжением правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры государства, созданию и применению информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Одним из базовых направлений программы является образование. В связи с этим необходимо присутствие специалистов, обладающих компетенциями, которые формируются в рамках образовательной программы 38.03.05. «Бизнес-информатика».

Выпускники направления подготовки «Бизнес-информатика» должны выполнять такие трудовые функции, как поиск информации по тематике сайта, написание информационных материалов для сайта, редактирование информации на сайте, ведение новостных лент и представительств в социальных сетях, организация работ по созданию и редактированию контента, поддержка процессов модернизации и продвижения сайта, локальные изменения структуры сайта, планирование коммуникаций с заказчиком в проектах создания (модификации) и ввода ИС в эксплуатации и многое другое. Выпускники направления Бизнес-информатика, востребованы на всех уровнях экономики.

Учитывая востребованность специалистов данного профиля, необходимо при их подготовке в об-

ласти применения информационных технологий, вводить элементы знакомства с направлениями деятельности не только в бизнесе, но и в области приложения информационных технологий, как обеспечивающих процесс их деятельности. То есть вводить комплекс модулей образовательной программы, где будет показано применение ИТ в медицине (для обеспечения связи, оптимизации процессов), в образовании, в государственном и муниципальном управлении, в банковской сфере и т. д.

Для этого необходимо разработать курс (серию мастер-классов) с работодателями, организовать встречи со специалистами в организации и на производстве.

Это обеспечит уже при обучении студентам реализацию гибких индивидуальных образовательных траекторий, введение способствующих расширению образовательных возможностей и получению дополнительных компетенций модулей мобильности выпускника. А если это будет подтверждено трудоустройством в выбранной сфере - повысит ценность образовательной программы.

В таблице 1 представлены: перечень профессиональных стандартов, обобщенных трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программы бакалавриата 38.03.05 «Бизнес-информатика».

Специалисты в области бизнес-информатики с одной стороны, это разработчики интернет-ресурсов, занимаются их наполнением, продвижением, интернет-маркетингом. С другой стороны, это специалисты в области применения информационных систем и информационных технологий на всех этапах современного бизнеса, в рамках функционирования цифровой экономики.

Разноплановость точек приложения выводит образовательные программы на уровень формирования надпрофессиональных компетенций, универсальных. Трудовые функции профессиональных стандартов определяют виды деятельности, а механизмы их достижения находятся в плоскости системы образования и повышения квалификации.

Задачи организации и управления бизнес-процессов на всех уровнях цифровой экономики -приоритетные задачи современного социума и экономики.

В программе цифровую экономику определяют тремя следующими уровнями, которые, тесно взаимодействуя, оказывают влияние на функционирование экономики, социально-экономическое развитие, на жизнь граждан и общества в целом.

Таблица 1

Обобщенные трудовые функции и трудовые функции для направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика»

Код и наименование ПС Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

06.013 Специалист по информационным ресурсам код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

В Создание и редактирование информационных ресурсов 5 Поиск информации по тематике сайта В/01.5 5

Написание информационных материалов для сайта В/02.5 5

Редактирование информации на сайте В/03.5 5

Ведение новостных лент и представительств в социальных сетях В/04.5 5

Моделирование обсуждений на сайте, в форуме и социальных сетях В/05.5 5

Нормативный контроль содержания сайта В/06.5 5

С Управление (менеджмент) информационными ресурсами 6 Организация работ по созданию и редактированию контента С/01.6 6

Управление информацией из различных источников С/02.6 6

Контроль за наполнением сайта С/03.6 6

Локальные изменения структуры сайта С/04.6 6

Анализ информационных потребностей посетителей сайта С/05.6 6

Подготовка отчетности по сайту С/06.6 6

Поддержка процессов модернизации и продвижения сайта С/07.6 6

06.015 Специалист по информационным системам С Выполнение работ и управление работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы 6 Определение первоначальных требований заказчика к ИС и возможности их реализации в ИС на этапе предкон-трактных работ С/01.6 6

Планирование коммуникаций с заказчиком в проектах создания (модификации) и ввода ИС в эксплуатацию С/03.6 6

Идентификация заинтересованных сторон проекта С/04.6 6

Распространение информации о ходе выполнения работ по проекту С/05.6 6

Управление заинтересованными сторонами проекта С/06.6 6

Документирование существующих бизнес-процессов организации заказчика (реверс-инжиниринг бизнес-процессов организации) С/07.6 6

Разработка модели бизнес-процессов заказчика С/08.6 6

Адаптация бизнес-процессов заказчика к возможностям ИС С/09.6 6

Инженерно-технологическая поддержка планирования управления требованиями С/10.6 6

Выявление требований к ИС С/11.6 6

Анализ требований С/12.6 6

Согласование и утверждение требований к ИС С/13.6 6

Разработка архитектуры ИС С/14.6 6

Разработка баз данных ИС С/17.6 6

Организация заключения договоров на выполняемые работы, связанных с ИС С/42.6 6

Мониторинг и управление исполнением договоров на выполняемые работы С/43.6 6

Определение порядка управления документацией С/51.6 6

Организация согласования документации С/52.6 6

Организация утверждения документации С/53.6 6

Первый уровень, затрагивающий рынки и отрасли, сферы экономической деятельности. На этом уровне взаимодействуют конкретные субъекты экономической деятельности от поставщи-

ков до потребителей товаров и услуг). Следующий уровень включает в себя цифровые решения, в основе которых технологии. Именно на этом уровне происходит формирование компетенции

Е. 8. АЬЕК8А8ЫША, О. N. ООИВШОУЛ

для становления и развития рынка и отрасли, сферы экономической деятельности.

Третий уровень определен в Программе как среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность [6].

В результате данного исследования можно сделать вывод, что синхронизации образовательных и профессиональных стандартов протекает довольно сложно и трудоемко, поэтому для решения этой задачи потребуется перестройка всей системы образовательного процесса.

Сопряжение образовательной программы с профессиональными стандартами происходит в несколько этапов: определение необходимого профессионального стандарта или нескольких профессиональных стандартов; определение обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий, которыми должен владеть выпускник образовательного учреждения.

Временной лаг между проектированием стандартов, разработкой программ, внедрением в образовательный процесс и выпуском специалистов, удовлетворяющих современным требованиям 5-8 лет.

Несмотря на эти трудности, профессиональные стандарты заменят существующие квалификационные требования, как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования, обеспечению рынка труда высококвалифицированными специалистами в области цифровой информации и будут способствовать развитию цифровой экономике в Российской Федерации.

Литература

1. Бородин К. Отраслевые советы профессиональных квалификаций помогут справиться с нехваткой специалистов. URL: http://energo-news.ru/archives/130151

2. Булыга Р. П. Концепция формирования профессиональных стандартов в области бухгалтерского учета и аудита // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 3. С. 75-81.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. 148н. URL: http://mincult.rkomi.ru/content

5. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденных Минобрнауки России 22.01.2015 г. № ДЛ-2/05вн. URL: http://xn--273 --84d1f. xn--p 1 ai/akty_minobrnauki_ro ssii/-metodicheskie-rekomendacii-minobrnauki-rf-22012015-no-dl-205vn

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4-PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

References

1. Borodin K. Otraslevye sovety professional'nykh kvalifikatsij pomogut spravit'sya s nekhvatkoj spetsialistov [Branch advice of professional qualifications will help to cope with the shortage of experts]. URL: http://energo-news.ru/archives/130151

2. Bulyga R. P. Kontseptsiya formirovaniya professional'nykh standartov v oblasti bukhgalterskogo ucheta i audita [The concept of formation of professional standards in the field of accounting and audit] // Uchet. АтЬ7. АМЙ. 2015. № 3. S. 75-81.

3. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federatsii: federal'nyj zakon ot 30.12.2001 g. №197-FZ (red. ot 30.12.2015) [Labor Code of the Russian Federation: federal law on 30.12.2001 № 197-FL (edition on 30.12.2015)]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

4. Ob utverzhdenii urovnej kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proektov professional'nykh standartov: prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 g. 148n [About the approval of skill levels for development of drafts of professional standards: order of Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on 12.04.2013 148n]. URL: http://mincult.rkomi.ru/content

5. Metodicheskiye rekomendatsii po aktualizatsii dejstvuyushchikh federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya s uchetom prinimayemykh professional'nykh standartov, utverzhdennykh Minobrnauki Rossii 22.01.2015 g. № DL-2/05vn [Methodical recommendations about updating of the existing federal state educational standards of the higher education taking into account the adopted professional standards approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 22.01.2015 № DL-2/05vn] URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_mino-brnauki_rossii/-metodicheskie-rekomendacii-minobrnauki-rf-22012015-no-dl-205vn

6. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossijskoj Federatsii» utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [The «Digital Economy of the Russian Federation» program approved by the order of the Government of the Russian Federation on July 28, 2017 № 1632-r]. URL: http://static.-government.ru/media/files/9gFM4FHj4-PsB79I5v7yLVu-Pgu4bvR7M0.pdf

* * *

PROFESSIONAL STANDARDS IN EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENT OF DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA

ALEKSASHINA ELENA SEMENOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: aprel@tsutmb.ru

GORBUNOVA OLGA NIKOLAEVNA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: oon26@mail.ru

In this article authors considered need of use of professional standards for education from a position of requirements of labor market to an education system and its product - to a labor resource and opened the basic concepts of the professional standard: classification of the worker, the generalized labor functions, labor functions. The research bases on relevance of this problem: creation of uniform system of qualifications and implementation of the Development program of digital economy in the Russian Federation. The education, providing training of specialists in the field of the information systems and information technologies demanded at all levels of economy plays a significant role in this program. Authors noted that for training of graduates of the educational program «Business informatics» elements of acquaintance to activities not only in business, but also in the field of application of information technologies as providing process of their activity in various spheres of economy, educations, in the public and municipal administration, in the bank sphere and medicine etc. are in the educational program. Authors considered the possibility of use of several professional standards at design of the educational program «Business informatics» and presented their position on correlation of professional standards 06.013 «The expert in information resources», 06.015 «The expert in information systems» with the educational program 38.03.05 «Business informatics». In the professional main educational program of «Business information scientist» those generalized labor functions, labor functions which carry out the tasks set for graduates of this direction of preparation are reflected and correspond to a certain skill level, and, above all form base of professional competences. Authors came to a conclusion that for formation and development of digital economy in Russia it is necessary high-quality training of specialists in the field of digital information for the enterprises of the innovative and hightech sector of economy, in the organizations of small, average and large business effective interface of professional standards and the educational program of the corresponding direction of preparation is necessary.

Key words: professional standard, educational program, national system of qualifications, labor functions, digital economy

Об авторах:

Алексашина Елена Семеновна, кандидат философских наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Горбунова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Aleksashina Elena Semenovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Gorbunova Olga Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

E. S. ALEKSASHINA, O. N. GORBUNOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.