Научная статья на тему 'МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / COURSERA / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITAL LITERACY / ONLINE COURSES / DIGITALIZATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрова А. В.

Актуальность исследования обусловлена трансформацией среды университетов под влиянием цифровизации, способствующей открытости и вариативности образовательного процесса, а также заинтересованностью университетов в создании и размещении массовых открытых онлайн-курсов. Одними из ключевых навыков при выполнении профессиональной деятельности для академического сообщества в современных условиях являются навыки цифровой грамотности. В связи с этим данная статья нацелена на выявление тенденций, характеризующих отечественный и зарубежный опыт в проектировании онлайн-курсов по цифровой грамотности. В рамках данного исследования были использованы следующие методы: анализ, сравнение, обобщение полученных результатов. В статье рассмотрено тематическое разнообразие онлайн-курсов по цифровой грамотности, представленных на наиболее популярных российских и зарубежных платформах. Автором раскрыты преимущества и недостатки этих онлайн-курсов для высшего образования, а также даны рекомендации по повышению их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES ON DIGITAL LITERACY IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

The relevance of the study is due to the transformation of the university environment under the influence of digitalization, which contributes to the openness and variability of the educational process, as well as the interest of universities in creating and hosting massive open online courses. Digital literacy skills are one of the key skills in performing professional activities for the academic community in modern conditions. In this regard, this article is aimed at identifying trends that characterize domestic and foreign experience in the design of online courses on digital literacy. In this study, the following methods were used: analysis, comparison, generalization of the results. The article discusses the thematic variety of online courses on digital literacy presented on the most popular Russian and foreign platforms. The author reveals the advantages and disadvantages of these online courses for higher education, and also provides recommendations for improving their effectiveness.

Текст научной работы на тему «МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДИДАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.4

А. В. Дмитрова

Аспирант кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону E-mail: annabondar@ sfedu.ru

Anna V. Dmitrova

Postgraduate Student, the Chair of Education and Pedagogical Sciences, Academy of Psychology and Educational Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

массовые открытые онлайн-курсы по цифровой грамотности в контексте модернизации высшего образования

Актуальность исследования обусловлена трансформацией среды университетов под влиянием цифровизации, способствующей открытости и вариативности образовательного процесса, а также заинтересованностью университетов в создании и размещении массовых открытых онлайн-курсов. Одними из ключевых навыков при выполнении профессиональной деятельности для академического сообщества в современных условиях являются навыки цифровой грамотности. В связи с этим данная статья нацелена на выявление тенденций, характеризующих отечественный и зарубежный опыт в проектировании онлайн-курсов по цифровой грамотности. В рамках данного исследования были использованы следующие методы: анализ, сравнение, обобщение полученных результатов. В статье рассмотрено тематическое разнообразие онлайн-курсов по цифровой грамотности, представленных на наиболее популярных российских и зарубежных платформах. Автором раскрыты преимущества и недостатки этих онлайн-курсов для высшего образования, а также даны рекомендации по повышению их эффективности.

Ключевые слова: цифровая грамотность, онлайн-курсы, Coursera, цифровизация, высшее образование.

Современная социально-экономическая ситуация диктует определенные требования к пере-

Как цитировать статью: Дмитрова А. В. Массовые открытые онлайн-курсы по цифровой грамотности в контексте модернизации высшего образования// Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 94-102.

смотру навыков, необходимых для выполнения человеком повседневных и профессиональных задач. В условиях повсеместной цифровизации, многозадачности, интернационализации важными являются технические навыки, критическое мышление, навыки сотрудничества, адаптации. Также с учетом вызовов информационного общества целесообразно регулярно обновлять отечественные нормативные документы, отражающие квалификационные характеристики, в том числе и исследователей [5]. Однако высшая школа не всегда способна быстро отреагировать на изменяющиеся условия рынка труда и обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров. Вследствие этого повышается спрос на различные онлайн-курсы, предоставляемые как отечественными, так и зарубежными университетами.

Университеты многих стран мотивируют профессорско-преподавательский состав к проектированию и размещению онлайн-курсов на различных ресурсах, а студентам позволяют произвести перезачет результатов обучения при соответствии данного онлайн-курса требованиям, установленным локальными документами университета. С каждым годом наблюдается увеличение количества массовых открытых онлайн-курсов (МООК) во всем мире (см. Рисунок 1).

16000

14000

10000

12000

4000

8000

6000

2000

13500

Количество МООК

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рисунок 1. Динамикаколичества МООК вмире за 2012-2019 гг. Источник: составлено автором с использованием данных [6]

Лидерами по числу зарегистрированных пользователей среди зарубежных платформ МООК на данный момент являются Coursera (США, 66 млн пользователей), edX (США, 25 млн пользователей), XuetangX (Китай, 14 млн пользователей), Udacity (США, 11,5 млн пользователей), FutureLearn (Великобритания, 10 млн пользователей), Swayam (Индия, 10 млн пользователей). К наиболее популярным отечественным платформам МООК стоит отнести Stepik (2,5 млн пользователей), «Открытое образование» (1,4 млн пользователей), «Универсариум» (1,6 млн пользователей), «Лекториум» (317 тыс. пользователей). Несмотря на то что российские платформы МООК уступают в количестве зарегистрированных пользователей зарубежным платформам, они обладают потенциалом для улучшения своих позиций, обусловленным поддержкой со стороны государства, образовательных и коммерческих организаций.

Тематика МООК, размещенных на указанных выше платформах, разнообразна и отражает заказ со стороны общества, правительственных структур, образовательных учреждений и бизнес-сообщества. На Рисунке2 представлены основные тематические направления МООК за 2019 год.

Рисунок 2. Тематика МООК за 2019 год Источник: [6]

Среди направлений МООК лидирующие позиции в 2019 году были у онлайн-курсов, отражающих темы бизнеса и технологий. Это подчеркивает интерес пользователей платформ МООК к получению навыков проектной работы, сотрудничества, работы с новыми инструментами.

Серьезным вызовом для систем образования многих стран стал вынужденный вследствие предотвращения распространения COVD-19 переход на дистанционную форму работы. В связи с этим возросла потребность в обучении навыкам работы в цифровой среде. Очевидно, что образовательная среда высшей школы также трансформируется под влиянием данных факторов: технологически усложняется инфраструктура университетов; образовательные программы стали более вариативными и модульными; наблюдается интенсификация применения открытых образовательных ресурсов, в том числе онлайн-курсов, представленных как на собственном портале университета, так и на сторонних интернет-площадках.

В технологически насыщенных условиях для участников академического сообщества, на наш взгляд, очень важным является владение цифровой грамотностью. Цифровая грамотность — это навыки работы с цифровыми технологиями и инструментами для создания, оценивания, обработки, передачи информации. Соответственно, цифровая грамотность — это не только технические навыки, а широкий спектр навыков, необходимых человеку для функционирования в цифровой образовательной и научной среде. При этом понимание цифровой грамотности меняется в зависимости от конкретной деятельности человека, социально-экономического и технологического развития общества [1].

Безусловно, что отечественные и зарубежные платформы МООК отреагировали на данную тенденцию и представили разнообразные онлайн-курсы, направленные на формирование цифровой грамотности (см. Рисунок 3).

На всех указанных нами выше платформах представлены МООК, способствующие формированию цифровой грамотности. При этом МООК, в названии которых присутствует словосочетание «цифровая грамотность» (англ. «digital literacy») размещены только на следующих платформах: Coursera (два онлайн-курса), «Открытое образование» (четыре онлайн-курса). Можно выделить несколько основных тематических направлений в онлайн-курсах по цифровой грамотности:

Общее представление о цифровой грамотности в академической среде. Как правило, такие онлайн-курсы ориентированы на студентов и препо-

давателей университетов. МООК, посвященные данной тематике, дают слушателям общее представление о навыках работы в цифровой среде университета для образовательной и научнойдеятельности. В частности, результатами обучениетна онлайн-курсе «Информьниоьнья и цифровая грамотяость доя утптха в универеятете» (англ] «Informction & Digital Literacy Tor University Succtos», тетзетщео на тлатфзрме Сoursera) [8] яряяются: влаестие иавджтмт ьриска инфонмации прь помощи различ-тесх цифоовлсх анттрумтнтов, уритяческети уцгнивтяия достоверности информации, осведомленность об этике и академической культуре, навыки управления цифровой идентификацией в профессиональной °тятелкнотди. Онльйу-^рс «Цифровая грамотнокдь: базовый курс» (размещт н н а платформе «Открытое образование») также предназначен для Тстрм]атотания невыков, мых длтбезопасного и эффек-

ттвня го испоылзовгниялиФрогых ьтянологий в ьдметхекадемической ипртфееьион альняйтеятельнотти [at]. Однако нн более практико-ориен-тирован. После прохождения данного онлайн-курса предполагается, что слушатели будут владеть, среди прочего, навыками работы с текстами, табличными данными и презентациями [4].

/4300

■ Общее количество МООК ■ Количество МООК по поисковому запросу «цифровая грамотность»

РисунокЗ. Общееколичество МООК, размещенныхна зарубежных иотечественныхплатформах,и количество МООК,отображающихся при поисковомзапросе «цифроваяграмотность»(англ.«digital literacy») на данных платформах Источник: составлено автором

Цифровая грамотность как навыки работы с определенными цифровыми инструментами. Каждый онлайн-курс описывает правила работы с конкретной программой и способствует формированию навыков цифровой грамотности, характерных именно для этого вида деятельности. Среди данных МООК преимущественный спрос наблюдается у онлайн-курсов, посвященных обучению навыкам работы с программами для создания презентаций, обработки данных, ведения профессиональной электронной переписки. Например, онлайн-курс «Курс-тренинг по созданию презентаций» [3] (размещен на платформе «Универсариум») направлен на обучение навыкам работы в программе PowerPoint: структурированию информации на презентации, построению графиков, работе с анимацией и пр.

Цифровая грамотность педагога. Данные МООК направлены на формирование у преподавателей и учителей навыков цифровой грамотности для работы в условиях смешанного обучения, дистанционного образования. Так, онлайн-курс «Digital Skills for Teachers: Making Technology Work for You» («Цифровые навыки для учителей: как заставить технологии работать на вас», размещен на платформе FutureLearn) [7] способствует ознакомлению педагогов с возможностями применения цифровых технологий в образовательном процессе и обучению необходимым для этого навыкам.

Цифровая грамотность в контексте информационной безопасности. В основном МООК данной тематики направлены на снижение рисков цифровой среды для обучающихся и предотвращение кибербуллинга в школе и за ее пределами. Например, онлайн-курс «Информационная безопасность: как защитить себя и свои аккаунты» (размещен на платформе Stepik) создан для школьников 5-х — 11-х классов и нацелен на обучение их эффективным мерам по противостоянию угрозам и сохранению личных данных в онлайн-среде [2].

МООК имеют схожую структуру, которая представлена вводной частью, уроками или модулями (в зависимости от конкретной платформы), каждый из которых оканчивается проверочным заданием, а по завершении онлайн-курса слушатели должны сдать итоговый тест по всем материалам онлайн-курса.

Безусловно, что онлайн-курсы имеют свои положительные и отрицательные стороны. Можно отметить следующие преимущества онлайн-курсов для высшего образования:

1. Возможность проектировать индивидуальную образовательную траекторию. Благодаря МООК появилась возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями. Именно это способствует привнесению элементов вариативности и открытости в высшее образование.

2. Получение актуальных знаний и навыков, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в современных условиях. Рынок труда обновляет требования к кадрам с высокой скоростью. Далеко не все образовательные программы успевают за этими тенденциями, поэтому МООК могут способствовать формированию у студентов знаний и навыков, востребованных у работодателей.

3. Помощь в личностном развитии студентов. Помимо получения навыков, которые пригодятся в построении профессиональной карьеры, некоторые онлайн-курсы направлены на формирование личности студента.

К недостаткам МООК нами были отнесены следующие:

1. Неготовность студентов брать на себя ответственность за обучение. Далеко не все студенты могут сохранить высокую мотивацию в образовательном процессе при отсутствии четкой стандартизации и строгого контроля со стороны преподавателя.

2. Ограниченность в количестве практико-ориентированных он-лайн-курсов. Некоторая часть онлайн-курсов способствует только получению теоретических знаний, без возможной апробации их на практике.

3. Процедура проверки итоговых заданий студентов, которая не всегда позволяет определить уровень знаний и навыков, полученных после прохождения онлайн-курса.

Таким образом, несмотря на наблюдаемый интерес университетов к созданию онлайн-курсов, посвященных навыкам цифровой грамотности, недостаточно отраженными остаются такие аспекты данного концепта, как безопасность цифровых данных в процессе решения профессиональных и повседневных задач; этическая осведомленность при осуществлении профессиональной деятельности в «цифровых» условиях; особенности навыков цифровой грамотности у различных субъектов по возрастным, должностным характеристикам. Реализация онлайн-курсов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны связаны с обеспечением образовательной среды университетов вариативностью, гибкостью, открытостью. При

этом платформы МООК испытывают проблемы, связанные с качеством предлагаемых онлайн-курсов, наличием технических ошибок, высоким процентом самоисключения студентов до окончания онлайн-курса.

Возможными решениями для сглаживания недостатков МООК могут служить: 1) включение в содержание онлайн-курса разнообразных способов предоставления информации: видеолекция; информация в виде слайдов; интервью с другими преподавателями и исследователями, представляющими противоположные взгляды на один и тот же вопрос;

2) добавление интерактивных и коротких опросов в середине модуля;

3) увеличение количества практических заданий.

Литература

1. Дмитрова А. В. Теоретические аспекты формирования цифровой грамотности: особенности представления в педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 111-114.

2. Информационная безопасность: как защитить себя и свои аккаунты [Электронный ресурс]. URL: https://stepik.org/course/68856/promo (дата обращения: 28.08.2020).

3. Курс-тренинг по созданию презентаций [Электронный ресурс]. URL: https://universarium. org/course/753 (дата обращения: 28.08.2020).

4. Цифровая грамотность: базовый курс [Электронный ресурс]. URL: https://openedu.ru/ course/hse/DIGLIT_1/# (дата обращения: 28.08.2020).

5. Чигишева О. П. Обновление требований к профессиональной квалификации исследователя как императив цифровизации // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 9. С. 69-74.

6. By the Numbers: MOOCs in 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/ report/mooc-stats-2019/ (дата обращения: 28.08.2020).

7. Digital Skills for Teachers: Making Technology Work for You [Электронный ресурс]. URL: https://www.futurelearn.com/courses/digital-skills-for-teachers_(дата обращения: 31.08.2020).

8. Information & Digital Literacy for University Success [Электронный ресурс]. URL: https:// www.coursera.org/learn/digital-literacy#about (дата обращения: 31.08.2020).

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES ON DIGITAL LITERACY IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

The relevance of the study is due to the transformation of the university environment under the influence of digitalization, which contributes to the openness and variability of the educational process, as well as the interest of universities in creating and hosting massive open online courses. Digital literacy skills are one of the key skills in performing professional activities for the academic community in modern conditions. In this regard, this article is aimed at identifying trends that characterize domestic and foreign experience in the design of online courses on digital literacy. In this study, the following methods were used: analysis, comparison, generalization of the results. The article discusses the thematic variety of online courses on digital literacy presented on the most popular Russian and foreign platforms. The author reveals the advantages and disadvantages of these online courses for higher education, and also provides recommendations for improving their effectiveness.

Keywords: digital literacy, online courses, Coursera, digitalization, higher education.

References

• By the Numbers: MOOCs in 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.classcentral.com/report/ mooc-stats-2019/ (data obrashcheniya: 28.08.2020).

• Chigisheva O. P Obnovlenie trebovanij k professional'noj kvalifikacii issledovatelya kak imperativ ci-frovizacii // Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie. 2019. № 9. S. 69-74. [In Rus].

• Cifrovaya gramotnost': bazovyj kurs [Elektronnyj resurs]. URL: https://openedu.ru/course/hse/ DIGLIT_1/# (data obrashcheniya: 28.08.2020). [In Rus].

• Digital Skills for Teachers: Making Technology Work for You [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. futurelearn.com/courses/digital-skills-for-teachers (data obrashcheniya: 31.08.2020).

• Dmitrova A. V. Teoreticheskie aspekty formirovaniya cifrovoj gramotnosti: osobennosti predstavleniya v pedagogicheskih issledovaniyah // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020. T. 9, № 1 (30). S. 111-114. [In Rus].

• Informacionnaya bezopasnost': kak zashchitit' sebya i svoi akkaunty [Elektronnyj resurs]. URL: https://stepik.org/course/68856/promo (data obrashcheniya: 28.08.2020). [In Rus].

• Information & Digital Literacy for University Success [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.course-ra.org/learn/digital-literacy#about (data obrashcheniya: 31.08.2020).

• Kurs-trening po sozdaniyu prezentacij [Elektronnyj resurs]. URL: https://universarium.org/course/753 (data obrashcheniya: 28.08.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.