УДК 378.14 (004.85)
ИНТЕГРАЦИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Кобзева Мария Алексеевна,
магистрант 1-го курса Института менеджмента, e-mail: [email protected], Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Данная статья посвящена внедрению в образовательный процесс массовых открытых онлайн-курсов (МООК), как одного из важнейших направлений реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Раскрыто понятие массового открытого онлайн-курса. В статье рассмотрены основные модели интеграции массовых открытых онлайн-курсов в образовательные программы российских вузов, которые ведут практику зачета результатов освоения МООК, имеется практика составления перечня рекомендованных к прохождению МООК. Представлен ряд университетов Российской Федерации, которые являются сторонниками и активными разработчиками массовых открытых онлайн-курсов. В каждом из данных вузов МООК активно включаются в учебные планы образовательных программ. Автором статьи приведен фрагмент перечня дисциплин учебного плана и соответствующих массовых открытых онлайн-курсов. Проанализирована возможность включения онлайн-курсов, размещенных на цифровых образовательных платформах, в учебный процесс профессиональной подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Информатика»).
Ключевые слова: высшее образование, массовый открытый онлайн-курс, онлайн-курс, интеграция, МООК, бакалавриат, студент, университет
INTEGRATION OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF BACHELORS
Kobzeva M.A.,
master's student of the 1st year of the Institute of management, e-mail: [email protected], Orenburg State University, Orenburg
This article is devoted to the introduction of mass open online courses (moocs) into the educational process as one of the most important directions of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation". The concept of mass-open online course is revealed. The article deals with the main models of integration of mass open online courses in educational programs of Russian universities, which conduct the practice ofscoring the results of the development of moocs, there is a practice of compiling a list of recommended moocs. A number of universities of the Russian Federation which are supporters and active developers of mass open online courses are presented. In each of these universities moocs are actively included in the curricula of educational programs. The author of the article provides a fragment of the list of disciplines of the curriculum and the corresponding mass open online courses. The possibility of including online courses placed on digital educational platforms in the educational process ofprofessional training of bachelors of44.03.01 Pedagogical education (profile "Informatics") is analyzed.
Keywords: higher education, massive open online course, online courses, integration, MOOC, bachelor course, student, university
DOI 10.21777/2500-2112-2019-4-13-17
Одним из важнейших направлений реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» является использование массовых открытых онлайн-курсов при реализации образовательных программ высшего образования [1; 8]. Массовый открытый онлайн-курс (МООК) - это крупномасштабный образовательный интернет-курс нового поколения, который позволяют бесплатно освоить содержание учебных дисциплин или предметов одновременно огромному количеству обучающихся со всего мира [2; 6]. В связи с этим актуальным является исследование основных моделей интеграции МООК в программы высшего образования. Для демонстрации модели интеграции на примере проводится анализ возможности включения МООК в учебный процесс подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Информатика»).
В настоящее время существует ряд университетов Российской Федерации, которые являются разработчиками МООК, а также активно используют их в учебном процессе [4]. К ним относятся Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский университет транспорта, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Тюменский государственный университет, Томский государственный университет.
В каждом из данных вузов МООК активно включаются в учебные планы. На рисунке 1 отражены основные модели интеграции МООК в образовательные программы [3; 5; 7]. В указанных вузах имеется практика составления перечня рекомендованных к прохождению МООК.
Рисунок 1 - Модели интеграции МООК в образовательные программы вузов
Кроме того, некоторые российские вузы ведут практику зачета результатов освоения МООК, которая осуществляется следующим образом [7]:
1. Руководитель основной образовательной программы (ООП) и ведущие преподаватели формируют перечень рекомендуемых МООК.
2. Перечень утверждается председателем учебно-методической комиссии (УМК) факультета.
3. Перечень публикуется на официальном сайте организации.
4. Обучающийся подает заявление и сертификат на имя руководителя ООП о включении МООК в индивидуальный учебный план и зачет результатов.
5. При перезачете учитываются кредиты, зачетные единицы или академические часы.
6. Обучающийся вправе претендовать на перезачет/переаттестацию МООК, не входящего в утвержденный перечень (решение принимает комиссия в составе трех человек).
В ходе исследования проведен анализ возможности включения МООК, размещенных на различных образовательных онлайн-платформах, в процесс подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Информатика») (таблица 1). Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура» полностью совпадают по трудоемкости с доступными МООК, «Философия» и «История» - частично. Во втором случае можно рекомендовать обучающимся данные онлайн-курсы при изучении ряда тем учебной дисциплины.
Таблица 1 - Перечень дисциплин учебного плана и соответствующих МООК (фрагмент)
Дисциплина по учебному плану ЗЕ Наименование МООК Образовательная онлайн-платформа Кол-во часов, указанных в МООК
Блок 1 «Дисциплины (модули)»
Базовая часть
Философия 4 «Философия» «История философии» «Основы философии» «Философия культуры» https https https //stepik.org/course/6667/ //stepik.org/course/11811/ //stepik.org/course/51968/ //www.coursera.org/learn/filosofiya-kultury 16 9 3 19
История 3 «История России» «История» «Отечественная история» https https https //www.lektorium.tv/node/33017 //stepik.org/course/21476/ //openedu.ru/course/hse/NHIST/ 36 33 72
Иностранный язык 9 Не найдены подходящие МООК
Безопасность жизнедеятельно сти 3 «Безопасность жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» https://openedu.ru/course/spbu/BZDH/ https://openedu.ru/course/misis/SAFETY/ 72 144
Физическая культура 2 «Физическая культура» «Теория физической культуры» https://openedu.ru/course/spbstu/PHYSCUL/ https://stepik.org/course/29755/ 72 6
В результате проведенного анализа получены следующие данные (таблица 2). Базовая часть учебного плана состоит из 13 дисциплин, из них по 5 дисциплинам возможна полная замена МООК, по 6 - частичная ряда изучаемых разделов/тем, по 2 - невозможна. Вариативная часть представлена 16 обязательными дисциплинами, из них по 8 дисциплинам возможна частичная замена МООК ряда изучаемых разделов/тем, по остальным 8 - невозможна. Дисциплин по выбору - 12, из них по 1 дисциплине - полная замена МООК, по 5 - частичная ряда изучаемых разделов/тем, по 6 - невозможна.
Таблица 2 - Возможность включения МООК в учебный план подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Информатика»)
Учебный план Полная замена Частичная замена ряда разделов/тем Отсутствует возможность замены
Базовая часть 38,4 % 46,6 % 15 %
Вариативная часть обязательные дисциплины 0 % 50 % 50 %
дисциплины по выбору 8,3 % 41,7 % 50 %
Заключение
Таким образом, при рассмотрении возможности интеграции МООК в процесс подготовки бакалавров необходимо, прежде всего, ориентировать на принцип целесообразности. Следует учитывать, что полная или частичная замена дисциплины форматом МООК не всегда возможна и оправдана. Особенности преподавания ряда дисциплин не позволяют полностью отказаться от очного обучения и перевести занятия в режим онлайн. Так, большая часть естественно-научных дисциплин требует проведения практических и лабораторных работ, которые возможно осуществить только в рамках очного обучения в вузе и непосредственного взаимодействия с преподавателем.
Список литературы
1. Гуремина Н. В. Новые образовательные и информационные технологии (учебная программа) [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-1. - С. 114-115. - URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8747 (дата обращения: 06.08.2019).
2. Запорожко В.В., Кобзева М.А. Разработка массового открытого онлайн-курса на базе образовательной платформы Stepik [Электронный ресурс] // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всеросетйской научно-методической конференции (г. Оренбург, 23-25 января 2019 г.). - Оренбург: ОГУ, 2019. - С. 5179-5187. - URL: https://www.conference.osu. ru/assets/files/conf_info/conf15/s25.pdf (дата обращения: 19.08.2019).
3. Запорожко В.В. Разработка педагогического сценария массового открытого онлайн-курса // Педагогическая информатика. - 2017. - № 3. - С. 43-52.
4. Массовые открытые онлайн-курсы в формировании единого информационного образовательного пространства университета / И.П. Болодурина, В.В. Запорожко, Д.И. Парфёнов, Л.М. Анциферова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 10 (210). - С. 24-28.
5. Модель организации онлайн-обучения на основе МООК и его интеграция в систему непрерывного образования: опыт ТГУ / О.М. Бабанская, У.С. Захарова, Г.В. Можаева // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы международной научно-практической конференции / под ред. И.А. Волошиной, И.О. Котляровой, Ю.В. Найдановой (г. Челябинск, 25-26 октября 2016 г.). - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - С. 45-51.
6.Можаева Г.В. Онлайн-образование: исследование, модели, технологии [Электронный ресурс]. -URL: https://www.mooc.tsu.ru/ru.pdf (дата обращения: 06.08.2019).
7. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21, № 6. - С. 114-126.
8. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации: паспорт приоритетного проекта [Электронный ресурс]. - ООО «НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"», 2019. - URL: https://www.base. garant.ru/71677640 (дата обращения: 20.08.2019).
References
1. Guremina N.V. Novye obrazovatel'nye i informacionnye tekhnologii (uchebnaya programma) [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2015. - № 12-1. - S. 114-115. - URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8747 (data obrashcheniya: 06.08.2019).
2. Zaporozhko V.V., Kobzeva M.A. Razrabotka massovogo otkrytogo onlajn-kursa na baze obrazovatel'noj platformy Stepik [Elektronnyj resurs] // Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vseroscijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii (g. Orenburg, 23-25 yanvarya 2019 g.). - Orenburg: OGU, 2019. - S. 5179-5187. - URL: https://www.conference.osu.ru/assets/files/conf_ info/conf15/s25.pdf (data obrashcheniya: 19.08.2019).
3. Zaporozhko V.V. Razrabotka pedagogicheskogo scenariya massovogo otkrytogo onlajn-kursa // Pedagogicheskaya informatika. - 2017. - № 3. - S. 43-52.
4. Massovye otkrytye onlajn-kursy v formirovanii edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva universiteta / I.P. Bolodurina, V.V. Zaporozhko, D.I. Parfyonov, L.M. Anciferova // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 10 (210). - S. 24-28.
5. Model' organizacii onlajn-obucheniya na osnove MOOK i ego integraciya v sistemu nepreryvnogo obrazovaniya: opyt TGU / O.M. Babanskaya, U.S. Zaharova, G.V. Mozhaeva // Universitet XXI veka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. I.A. Voloshinoj, I.O. Kotlyarovoj, Yu.V. Najdanovoj (g. Chelyabinsk, 25-26 oktyabrya 2016 g.). - Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YuUrGU, 2016. - S. 45-51.
6.Mozhaeva G.V Onlajn-obrazovanie: issledovanie, modeli, tekhnologii [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// www.mooc.tsu.ru/ru.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2019).
7. Semenova T.V., Vilkova K.A. Tipy integracii massovyh otkrytyh onlajn-kursov v uchebnyj process universitetov // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2017. - T. 21, № 6. - S. 114-126.
8. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii: pasport prioritetnogo proekta [Elektronnyj resurs]. - OOO «NPP "GARANT-SERVIS"», 2019. - URL: https://www.base.garant.ru/71677640 (data obrashcheniya: 20.08.2019).