УДК 378.147 Б01 10.17238/188п1998-5320.2018.32.94
А. Д. Зубков,
Новосибирский государственный технический университет
ИНТЕГРАЦИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Проблема и цель. Развитие открытого образования оказывает значительное влияние на традиционные формы обучения в вузе и приводит к появлению новых форм образовательного процесса. Работа посвящена анализу зарубежных практик использования массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе высшей школы.
Методы и методология. Анализируются примеры образовательных программ, реализуемых на зарубежных онлайн-платформах. Рассматриваются модели интеграции открытых онлайн-курсов в учебный процесс, представленные в трудах зарубежных исследователей, занимающихся вопросами интеграции массового открытого образования.
Результаты. Отмечается возможность интеграции массовых открытых онлайн-курсов в традиционные модели обучения, в том числе для формирования коммуникативных и иноязычных компетенций студентов.
Выводы. Систематическое использование массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе вуза обеспечивает решение комплекса образовательных задач. Онлайн-курсы являются мощным ресурсом, дополняющим традиционные формы и методы преподавания в высшей школе. Ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс, МООК, интеграция, вуз, образовательный процесс.
Проблема и цель. Развитие открытых образовательных ресурсов, их доступность для огромного числа пользователей, возможность неограниченного использования позволяют оказывать существенное влияние на возникновение новых форм учебного процесса. Применение такого рода ресурсов в педагогической деятельности стало распространённым явлением в преподавательской практике.
Одна из перспективных тенденций открытого образования связана с феноменом массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Такой курс представляет собой особый тип учебного курса, который преподаётся на специализированных онлайн-платформах. На них может записаться неограниченное число участников, нет формальных требований к уровню подготовки, курсы бесплатны и доступны в любой точке мира, в том числе с мобильных устройств. В настоящее время во всём мире аудитория преподавателей и студентов, участвующих в учебном процессе с использованием МООК, стремительно растёт [1-3].
Исследование феномена МООК начались с их разработки в Стэнфордском университете (США) в 2012 году. В 2018 году они продолжают вызывать глубокий интерес в образовательном сообществе. Предметом обширных дискуссий являются возможность и целесообразность использования МООК, вопросы улучшения качества обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, место и роль открытых курсов в рабочей программе преподаваемой дисциплины, эффективность и перспективы использования.
Методы и методология. Согласно рекомендациям Европейского Совета ещё в 2012 году была обозначена важность признания результатов неформального обучения для возможности трудоустройства. Всем странам Европейского Союза было предложено создать системы, которые позволили бы слушателям получить общепризнанную квалификацию в ходе неформального обучения. Но спустя пять лет неформальное образование не получило признания у академического и профессионального сообщества [4].
В зарубежной практике существует несколько способов, с помощью которых высшие учебные заведения признают результаты обучения на открытых курсах. Слушатели, успешно прошедшие МООК, могут быть зачислены на образовательную программу без вступительных испытаний. Также студенты, успешно изучившие МООК, могут получить зачётные единицы в своём учебном заведении, пройдя онлайн-курсы, разработанные другими учреждениями высшего образования. Кроме того, учебное заведение более охотно, но при некоторых условиях, считает дисциплины освоенными, если студент прошёл МООК, разработанный преподавателями данного вуза [5].
Следующим этапом использования МООК учебными заведениями было анонсирование некоторыми платформами первых массовых онлайн-программ высшего образования, по результатам освоения которых студенту присуждается общепризнанная квалификационная степень. Так, с 2017 года на МООК-платформе Coursera Иллинойсским университетом (США) реализуется программа подготовки магистров делового администрирования Master of Business Administration (iMBA) [6]. В данном случае набор МООК представляет собой полностью аккредитованную онлайн-программу с глобальным учебным сообществом, групповыми проектами, личным сопровождением профессорско-преподавательского состава. Данная программа организует материал для 6 специализаций, состоящие из курсов стратегического управления, экономики, бухгалтерского учёта и финансов.
На платформе FutureLearn (Великобритания) с помощью МООК реализуются программы переподготовки и магистерские программы по направлениям:
• Информационная безопасность.
• Гуманитарная деятельность.
• Информационные технологии.
• Управление.
• Медицина.
Студенты МООК смотрят видеолекции, читают статьи, выполняют тесты и задания, участвуют в дискуссиях с преподавателями, взаимодействуют с виртуальными одногруппниками, имеют полноценный доступ к университетской библиотеке. После успешного прохождения курсов студент получает международную квалификацию - степень бакалавра (Graduate Certificate, Graduate Diploma) или степень магистра (Masters degree) от британского или австралийского университета [7].
В рассмотренных выше случаях учебный процесс проходит только в пределах МООК. Однако с момента появления первых МООК и до настоящего времени высшие учебные заведения создают, изучают и описывают модели интеграции МООК в образовательные программы. Y. Zhang, K. C. Delgado выделяют следующие модели интеграции МООК в образовательный процесс вуза:
• поддержка участников МООК - предоставление образовательных услуг участникам он-лайн-курсов, которые не обучаются в данном университете (пользование библиотекой);
• МООК в качестве открытых образовательных ресурсов - выборочные материалы онлайн-курсов изучаются на очных курсах;
• перевёрнутый класс - студенты очной формы обучения используют МООК для самостоятельной работы, в течение каждой недели они работают с МООК самостоятельно, после чего приходят на занятие для закрепления изученного материала;
• МООК как основа - учебный курс разработан на основе проектов, которые выполняют очные студенты, обучаясь параллельно на МООК;
• перезачёт МООК - признание результатов обучения на МООК и получение зачётных единиц образовательной программы после прохождения экзамена [8];
• МООК как вводная часть - первая часть курса онлайн, затем вторая часть проходит в форме аудиторной работы;
• дистанционное изучение с очным консультированием - студенты самостоятельно используют материалы МООК для подготовки к экзамену, занятия в форме аудиторной работы отсутствуют, но выделены часы для консультаций с преподавателем;
• дистанционное изучение с онлайн-консультированием - МООК изучается студентами в полном объёме, преподаватель консультирует группу онлайн;
• МООК как учебник - МООК используется в качестве единственного ресурса в рамках очного курса [9].
Так, одной из первых практик интеграции МООК в очный курс обучения в вузе является исследование A. I. M. Joseph и B. A. Nath, которые объединили открытый курс «Введение в базы данных», разработанный Стэнфордским университетом, и очный курс «Введение в управление системами баз данных» в колледже святого Ксавье в Калькутте (Индия). Группа из 35 студентов очной формы обучения записались на МООК. Предполагалось, что выбранный онлайн-курс будет вводной частью читаемого преподавателем очного курса. Вместо лекционных занятий студенты и преподаватель встречались на занятиях 2 часа в неделю чтобы обсудить текущий учебный материал. Студенты тратили 2-3 часа в неделю на самостоятельное изучение МООК, некоторые участники работали с курсом более 10 часов в неделю, значимые темы курса и разделы, отсутствующие в МООК,
изучались в формате перевёрнутого класса. По завершении курса студенты прошли тестирование и сдали экзамен по программе очного курса [10].
Результаты. Интеграция MOOK в смешанном обучении может реализовываться различными способами, в зависимости от типа и структуры курса. Эффективная интеграция возможна благодаря:
• тематическому соответствию МООК изучаемой дисциплине;
• синхронности изучения МООК и курса образовательной программы;
• неограниченному числу онлайн-курсов, которые можно интегрировать в учебный процесс [11].
МООК, являясь огромным пространством для взаимодействия участников, также могут выступать в качестве инструмента для научных исследований. Традиционно предметом анализа являются данные, продуцируемые в результате деятельности участников курса. Данные о просмотрах видео, количество кликов, число прочитанных и публикуемых сообщений на форуме, результаты анкетирования до и после прохождения курса, выступают материалом для качественного и количественного анализа [12].
Подавляющее количество МООК создаются на английском языке, что позволяет использовать их для изучения и обучения иностранному языку. МООК содержат обширные массивы лингвистического материала, относящегося к профессиональной области. Это, в свою очередь, позволяет преподавателю использовать предметные МООК в контексте интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL) [8; 13], создавать и использовать электронные корпусы текстов для обучения языку [14]. Собственно языковые массовые онлайн-курсы также могут использоваться вузовским преподавателем для интеграции в учебный процесс.
Интеграция иноязычных МООК в учебный процесс позволяет развивать следующие коммуникативные компетенции обучаемых:
• навыки самопрезентации;
• умение задать вопрос;
• умение вести беседу по заданной тематике с иностранными собеседниками, устанавливать контакт;
• навыки устной и письменной речи на изучаемом языке с соблюдением связности в плане содержания и выражения, логической структуры сообщения, риторической эффективности, обоснования и завершённости высказывания;
• использование форм приветствия и прощания;
• владение стратегиями коммуникации (оперативная реакция, приведение аргументов, признание ошибки, выражение благодарности, просьбы).
Выводы. Зарубежные исследования и практики позволяют сделать вывод о том, что использование МООК в учебном процессе помогает решать различные учебные и образовательные задачи. Интеграция МООК в очные курсы в вузе является новым образовательным форматом. Онлайн-курсы выступают в качестве мощного ресурса, который может дополнить традиционные формы преподавания в высшей школе. Такая интеграция позволяет оптимизировать учебный процесс, дополнить программу очного курса качественным материалом, совершенствовать иноязычные и коммуникативные компетенции студентов. Среди многочисленных достоинств внедрения технологий смешанного и электронного обучения необходимо выделить возможности обширного выбора учебных материалов, педагогических методов и приёмов. Работа с онлайн-курсами развивает у студентов самостоятельность, повышает мотивацию к изучению языка. МООК могут частично или полностью быть интегрированы в вузовскую образовательную программу, могут быть заложены в самостоятельную работу студента, прохождение курса может курироваться преподавателем.
Библиографический список
1. Зубков А. Д. Возможности МООК в обучении языку для специальных целей // Языковое образование в вузе : материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 294-300. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26258036 (дата обращения: 22.02.2018).
2. Yuan L. MOOCs and disruptive innovation: Implications for higher education. eLearning Papers № 33, 2013, pp. 1-8.
3. Титова С. В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1. С. 53-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25895945 (дата обращения: 22.02.2018).
4. Council of the European Union (2012). Council Recommendations of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning (2012/C 398/01).
5. Gaebel M. MOOCs: Massive Open Online Course. EUA occasional papers, 2014.
6. Master of Business Administration (iMBA). Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне. Coursera. МООК-платформа [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/degrees/imba (дата обращения: 22.02.2018).
7. Degrees. FutureLearn. Открытый университет Великобритании. МООК-платформа [Электронный ресурс]. URL: https://www.futurelearn.com/degrees (дата обращения: 22.02.2018).
8. Waard I., Demeulenaere K. The MOOC-CLIL project: using MOOCs to increase language, and social and online learning skills for 5th grade K-12 students. Beyond the language classroom: researching MOOCs and other innovations, 2016, pp. 29-42.
9. Delgado K., C., Muñoz-Merino, P. J., Alario-Hoyos, C., Ayres, I. E., Fernández-Panadero, C. Mixing and Blending MOOC Technologies with Face-to-Face Pedagogies. Proceedings of the IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 2015, March, pp. 967-971.
10. Joseph M. A. I., Nath A. B. Integration of Massive Open Online Education (MOOC) System with in-Classroom Interaction and Assessment and Accreditation: An extensive report from a pilot study. Proceedings of The 2013 World Congress in Computer Science, Computer Engineering, and Applied Computing, 2013, July, pp. 148-158.
11. Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Особенности использования массовых открытых образовательных электронных курсов в российских и зарубежных вузах. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. № 3. С. 255-266. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053382 (дата обращения: 22.02.2018).
12. Zimmermann C., Kopp M., Ebner M. How MOOCs can be used as an instrument of scientific research. Proceedings of the EUROPEAN STAKEHOLDER SUMMIT on experiences and best practices in and around MOOCs (EMOOCS), 2016 May, pp. 393-400.
13. Zhang Y. Benefiting from MOOC. World Conference on Educational Multimedia. Hypermedia and Telecommunications, 2013 March, pp. 1372-1377.
14. Finardi K. R., Silveira N., Lima S., Mendes A. R. MOOC in the Inverted CLIL Approach: Hybridizing English Teaching/Learning. Studies in English Language Teaching. 2016. Vol. 4. No. 4, pp. 473-493.
A. D. Zubkov,
postgraduate, specialist in educational and methodical work, Novosibirsk State Technical University, 20, Karl Marx Ave., Novosibirsk, 630073, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-8289-5316 e-mail: [email protected]
INTEGRATION OF MASS OPEN ONLINE COURSES INTO EDUCATIONAL PROCESS OF TERTIARY INSTITUTION: FOREIGN PRACTICES
Introduction. The development of open education has a significant impact on traditional forms of education in the University and leads to the emergence of new forms of educational process. The work is devoted to the analysis of foreign practices of the use of mass open online courses in the educational process of higher school.
Methods and methodology. The examples of educational programs implemented on foreign online platforms are analyzed. The models of integration of open online courses in the educational process presented in the works of foreign researchers involved in the integration of mass open education are considered.
Results. The possibility of integration of moocs into traditional models of education, including the formation of communicative and foreign language skills of students.
Summary. The systematic use of mass open online courses in the educational process of the University provides a solution to a set of educational problems. Moocs are a powerful resource that complements traditional forms and methods of teaching in higher education.
Keywords: mass open online course, mooc, integration, University, educational process..
References
1. Zubkov A. D. Vozmozhnosti MOOK v obuchenii jazyku dlja special'nyh celej. Jazykovoe obrazovanie v vuze. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [MOOC in teaching language for specific purposes]. 2016. рр. 294-300.
2. Yuan L. MOOCs and disruptive innovation: Implications for higher education. eLearning Papers no. 33, 2013, pp. 1-8.
3. Titova S.V. Massovye otkrytye onlajn-kursy v rossijskom obrazovanii: mif ili real'nost'. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija [Massive open online courses in Russian education: myth or reality]. 2016. no. 1. pp. 53-65.
4. Council of the European Union (2012). Council Recommendations of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning (2012/C 398/01).
5. Gaebel M. MOOCs: Massive Open Online Course. EUA occasional papers, 2014.
6. Master of Business Administration (iMBA). Illinojsskij universitet v Urbane-Shampejne. Coursera. MOOK-platforma. URL: https://www.coursera.org/degrees/imba.
7. Degrees. FutureLearn. Otkrytyj universitet Velikobritanii. MOOK-platforma. URL: https://www.futurelearn.com/degrees
8. Waard I., Demeulenaere K. The MOOC-CLIL project: using MOOCs to increase language, and social and online learning skills for 5th grade K-12 students. Beyond the language classroom: researching MOOCs and other innovations, 2016, pp. 29-42.
9. Delgado K., C., Muñoz-Merino, P. J., Alario-Hoyos, C., Ayres, I. E., Fernández-Panadero, C. Mixing and Blending MOOC Technologies with Face-to-Face Pedagogies. Proceedings of the IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 2015, March, pp. 967-971.
10. Joseph M. A. I., Nath A. B. Integration of Massive Open Online Education (MOOC) System with in-Classroom Interaction and Assessment and Accreditation: An extensive report from a pilot study. Proceedings of The 2013 World Congress in Computer Science, Computer Engineering, and Applied Computing, 2013, July, pp. 148-158.
11. Grinshkun V. V., Krasnova G. A. Osobennosti ispol'zovanija massovyh otkrytyh obrazovatel'nyh jelektronnyh kursov v rossijskih i zarubezhnyh vuzah. VestnikRUDN. Serija: Informatizacija obrazovanija. 2017, no. 3, pp. 255-266.
12. Zimmermann C., Kopp M., Ebner M. How MOOCs can be used as an instrument of scientific research. Proceedings of the EUROPEAN STAKEHOLDER SUMMIT on experiences and best practices in and around MOOCs (EMOOCS), 2016 May, pp. 393-400.
13. Zhang Y. Benefiting from MOOC. World Conference on Educational Multimedia. Hypermedia and Telecommunications, 2013 March, pp. 1372-1377.
14. Finardi K. R., Silveira N., Lima S., Mendes A. R. MOOC in the Inverted CLIL Approach: Hybridizing English Teaching/Learning. Studies in English Language Teaching, 2016, Vol. 4, No. 4, pp. 473-493.
Поступила в редакцию 26.02.2018 © А. Д. Зубков, 2018
Автор статьи: Артём Дмитриевич Зубков, аспирант, специалист по учебно-методической работе, Новосибирский государственный технический университет, 630073, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
А. И. Чучалина, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета заочного обучения, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
С. Н. Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела информационной политики, Омский государственный педагогический университет.