Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование'

Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / МООК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВОДА И НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ / ОТКРЫТОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНОСТЬ / МАСШТАБНОСТЬ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / MOOC / EDUCATIONAL PLATFORMS / DISTANCE EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION / EUROPEAN SYSTEM OF TRANSLATION AND POINTS ACCUMULATION / OPENNESS / COLLECTIVITY / SCALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

Целью данной статьи является изучение влияния массовых открытых онлайн курсов (МООК) на высшее образование. В статье предлагается статистика использования современных массовых открытых онлайн курсов, а также автор статьи дает краткую характеристику востребованных в настоящее время массовых открытых онлайн курсов в мире. Автор отмечает три основных черты, характеризующие массовые открытые онлайн курсы (открытость, коллективность, распространенность). Методы: описательный метод, заключающийся в анализе существующих популярных учебных платформ с целью модернизации существующих моделей высшего образования, так как МООК предлагает сочетание новых бизнес-моделей с инновационными технологиями. Предметом исследования явились массовые открытые онлайн курсы, которые могли бы удовлетворить потребность каждого человека, имеющего подключение к Интернету, в получении новой специальности, воспользовавшись платформами онлайн обучения, а в итоге и получение отличного трудоустройства. Результаты: автор статьи пришел к выводу, что применение МООК позволяет демократизировать образование путем предоставления обучающимся возможностей получения доступного, гибкого и бесплатного высшего образования мирового класса. Научная новизна: обзор веб-сайтов массовых открытых онлайн курсов позволил изучить стратегии МООК и предложить перспективы их развития. Практическая значимость состоит в описании массовых открытых онлайн курсов для их использования в образовательном процессе в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS OPEN ONLINE COURSES AND THEIR INFLUENCE ON HIGHER EDUCATION

The purpose of this article is studying of influence of the massive open online courses (MOOC) on higher education. Statistics of use of modern massive open online courses is offered in the article and also the author of the article gives short characteristic of the massive open online courses demanded now in the world. The author notes three main lines characterizing massive open online courses (openness, collectivity, prevalence). Methods: the descriptive method based on the analysis of the existing popular educational platforms for purpose of upgrade of the existing models of higher education as MOOK offers a combination of new business models to the innovation technologies. The object of research are massive open online courses which could satisfy need of each person, who has connection to the Internet, for obtaining new specialty, having used platforms training online, and as a result receiving excellent employment. Results: the author of the article came to a conclusion that application of MOOC allows to democratize education by providing available, flexible and free higher education of a world class to students. Scientific novelty: the review of websites of massive open online courses allowed to study the strategies of MOOC and to offer perspectives of their development. The practical importance consists in the description of massive open online courses for their use in educational process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование»

педагогические науки

Итинсон Кристина Сергеевна МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ...

УДК 378.147.33:004.738.5

DOI: 10.26140/knz4-2019-0803-0004

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© 2019

Итинсон Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, администратор вычислительной сети Центра информатизации Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail:[email protected]) Аннотация. Целью данной статьи является изучение влияния массовых открытых онлайн курсов (МООК) на высшее образование. В статье предлагается статистика использования современных массовых открытых онлайн курсов, а также автор статьи дает краткую характеристику востребованных в настоящее время массовых открытых онлайн курсов в мире. Автор отмечает три основных черты, характеризующие массовые открытые онлайн курсы (открытость, коллективность, распространенность). Методы: описательный метод, заключающийся в анализе существующих популярных учебных платформ с целью модернизации существующих моделей высшего образования, так как МООК предлагает сочетание новых бизнес-моделей с инновационными технологиями. Предметом исследования явились массовые открытые онлайн курсы, которые могли бы удовлетворить потребность каждого человека, имеющего подключение к Интернету, в получении новой специальности, воспользовавшись платформами онлайн обучения, а в итоге и получение отличного трудоустройства. Результаты: автор статьи пришел к выводу, что применение МООК позволяет демократизировать образование путем предоставления обучающимся возможностей получения доступного, гибкого и бесплатного высшего образования мирового класса. Научная новизна: обзор веб-сайтов массовых открытых онлайн курсов позволил изучить стратегии МООК и предложить перспективы их развития. Практическая значимость состоит в описании массовых открытых онлайн курсов для их использования в образовательном процессе в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, МООК, образовательные платформы, дистанционное образование, инновационные технологии, высшее образование, европейская система перевода и накопления баллов, открытость, коллективность, масштабность.

MASS OPEN ONLINE COURSES AND THEIR INFLUENCE ON HIGHER EDUCATION

© 2019

Itinson Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, administrator of computer networks in Centre of Informatization Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail [email protected]) Abstract. The purpose of this article is studying of influence of the massive open online courses (MOOC) on higher education. Statistics of use of modern massive open online courses is offered in the article and also the author of the article gives short characteristic of the massive open online courses demanded now in the world. The author notes three main lines characterizing massive open online courses (openness, collectivity, prevalence). Methods: the descriptive method based on the analysis of the existing popular educational platforms for purpose of upgrade of the existing models of higher education as MOOk offers a combination of new business models to the innovation technologies. The object of research are massive open online courses which could satisfy need of each person, who has connection to the Internet, for obtaining new specialty, having used platforms training online, and as a result receiving excellent employment. Results: the author of the article came to a conclusion that application of MOOC allows to democratize education by providing available, flexible and free higher education of a world class to students. Scientific novelty: the review of websites of massive open online courses allowed to study the strategies of MOOC and to offer perspectives of their development. The practical importance consists in the description of massive open online courses for their use in educational process in higher educational institutions.

Keywords: Massive open online courses, MOOC, educational platforms, distance education, innovative technologies, higher education, European system of translation and points accumulation, openness, collectivity, scale.

В последние годы растет число зарегистрированных пользователей, обучающихся на платформах массовых открытых онлайн курсов (МООК, MOOC, Massive Open Online Courses), которые предлагают сотни курсов по всему миру. Впервые термин появился в 2008 году, когда двое ученых Стивен Даунс и Джордж Сименс предложили метод коллективного взаимообучения. Позже, в 2011 году, профессора из Стэнфордского университета Эндрю Ын и Дафна Коллер создали несколько образовательных видео, которые были опубликованы на открытых онлайн-сайтах, и в последующем превратились в образовательную платформу Coursera. С этого момента число МООК стало расти с каждым днем. В 2012 году были основаны образовательные платформы Udacity (Себастьян Трун, Дэвид Ставенс и Майкл Сокольски) и Udemy (Эрен Бали). Вслед за ним Массачусетский технологический университет совместно с Гарвардским университетом запустили свою платформу EdX. За ними последовали европейские платформы Futurelearn и Iversity [1-4].

Образовательная платформа Futurelearn принадлежит Открытому университету Великобритании, который является популярным в области дистанционного образования и обладает большим педагогическим опытом. Iversity - немецкая платформа, которая использует евро-

пейскую систему перевода и накопления баллов (ECTS). В настоящий момент она является единственной платформой МООК, которая предлагает сдать экзамены по окончании обучения и получить ECTS-кредиты [5].

Выделяются три основных черты, характеризующие массовые открытые онлайн курсы: открытость, коллективность, распространенность.

МООК является бесплатной образовательной платформой, открытой для всех, кто имеет доступ к сети Интернет. Причем, слушатели имеют возможность изучить один или несколько курсов совершенно бесплатно. Джордж Сименс в своей статье пояснил, что «когда слушатели изучают наши курсы, они присоединяются к исследовательской деятельности, к обсуждению вопросов и проблем и могут внести свой вклад в их решение» [6-9].

МООК основан на коллективном подходе, поэтому весь учебный материал распространяется среди слушателей, причем курсы разработаны для неограниченного числа обучающихся. Большая часть заданий онлайн курсов проходит в социальных учебных средах, где участники совместно используют материал и взаимодействуют друг с другом.

В 2018 году около 23 миллионов новых слушателей записались на свой первый онлайн курс, в результате

Itinson Kristina Sergeevna

MASS OPEN ONLINE COURSES .

pedagogical sciences

чего общее число слушателей достигло почти 81 миллиона. Статистика говорит, что самыми популярными и востребованными в настоящее время МООК являются следующие: Coursera - 30 миллионов пользователей, edX - 14 миллионов, XuetangX - 9.3 миллиона, Udacity - 8 миллионов, FutureLearn - 7.1 миллионов пользователей (диаграмма 1) [10-13].

Рисунок 1 - Количество зарегистрированных пользователей массовых открытых онлайн курсов в 2018 году

Появление выше приведенных МООК уходит корнями в концепции идеального образования, открытого и бесплатного, где знаниями должны делиться свободно. Такая концепция отмечает, что желание учиться должно быть удовлетворено вне зависимости от демографических, экономических и географических ограничений. Поэтому элитные высшие учебные заведения создают открытые учебные платформы, чтобы все больше слушателей смогли воспользоваться возможностями инновационного онлайн обучения совершенно бесплатно. Краткая характеристика современных МООК предложена в таблице 1 [14,15].

Таблица 1 - Краткая характеристика современных массовых открытых онлайн курсов в мире

Название курса Разработчики Характеристика

Coursera Стэнфорд-ский университет, США https://www. coursera.org/ Каждый онлайн курс ведут ведущие преподаватели из лучших университетов и учебных заведений мира. Курсы включают в себя записанные видео лекции, различные задания на закрепление материала, а также форумы для обсуждения возможных проблем и вопросов. После прохождения курса слушатели получают электронный сертификат.

EdX Гарвардский университет, Массачусет-ский технологический университет, США https://www. edx.org/ EdX является надежной платформой для обучения, которая внедряет новаторские программы в области архитектуры, культуры, экономики, инженерии, языков, литературы, юриспруденции, истории. EdX предлагает курсы по различным темам, начиная от компьютерных наук и заканчивая лидерством и коммуникацией.

Udacity Стэнфорд-ский университет, США https://www. udacity.com/ Миссия Udacity состоит в том, чтобы демократизировать образование путем предоставления возможностей получения доступного, гибкого и экономичного высшего образования мирового класса. Практически любой человек на планете, имеющий подключение к Интернету, может воспользоваться платформой Udacity, освоить набор необходимых для работы навыков и умений и получить хорошее трудоустройство.

Udemy Калифорнийский университет, США https://www. udemy.com/ Udemy является ведущей образовательной платформой для преподавания и обучения, связывающей студентов и преподавателей во всем мире. Udemy помогает организациям и их сотрудникам подготовиться к стремительно меняющемуся будущему. Коллекция лучших бизнес и технических курсов Udemy дает компаниям и некоммерческим организациям возможность развивать собственный опыт и удовлетворять потребности сотрудников в обучении и развитии.

Future-learn

Iversity

Khan Academy

XuetangX

Универ-сариум

Открытый университет, Великобритания

https://www.

futurelearn.

com/

Германия,

https://iversity.

org/

Гарвардский университет, Массачусет-ский

технологический университет, США https://www. khanacademy. org/

Китай,

https://www.

xuetangx.com/

Россия, https:// universarium. org/

Futureleam предлагает разнообразные курсы ведущих университетов и учреждений культуры со всего мира. Открытые онлайн курсы доступны на мобильных устройствах, планшетах и стационарных компьютерах.

Курсы Futureleam делятся на две недели. В процессе обучения слушатели смотрят видео уроки, слушают аудио лекции, а также выполняют тесты для проверки пройденного материала. По завершении курса слушатели, при условии его успешного прохождения и набрав необходимое количество баллов, получают цифровой сертификат, а позже его печатную копию.

1уегейу предлагает курсы профессионального развития как для частных лиц, так и для корпоративных клиентов. Однако курсы 1уегейу являются платными.

Khan Academy предлагает практические упражнения, обучающие видеоролики и персонализированную панель обучения, которая позволяет слушателям учиться в собственном темпе в классе и за его пределами. Khan Academy предлагают занятия по математике, науке, компьютерному программированию, истории, экономике и другим дисциплинам. Миллионы студентов со всего мира учатся в своем индивидуальном темпе на платформе Khan Academy каждый день. Ресурсы образовательной платформы переведены на более чем тридцать шесть языков.

XuetangX является первой и самой крупной образовательной платформой в Китае, созданной в университете Цинхуа. XuetangX позволяет слушателям взаимодействовать с их учителями на занятиях и вне занятий с помощью смартфонов. XuetangX предлагает бесплатные курсы по физике, компьютерным наукам, медицине, инженерии, математике, экономике.

Универсариум - открытая система электронного образования. Универсариум предоставляет возможность слушателям получить качественное образование от лучших российских преподавателей и ведущих университетов онлайн. Образовательная платформа ориентирована на применение инновационных технологий и методик - видеолекции, автоматизированный контроль знаний, интерактивные задания и тесты.

Анализ современных МООК показал, что их миссия состоит в том, чтобы демократизировать образование путем предоставления возможностей получения доступного, гибкого и бесплатного высшего образования мирового класса. Каждый человек на планете, имеющий подключение к Интернету, может воспользоваться платформами онлайн обучения, получить новую специализацию, а затем и отличное трудоустройство.

Массовые открытые онлайн-курсы - одна из самых важных тенденций в сфере высшего образования за последние годы. МООК предоставляют открытый доступ, бесплатный видео-обучающий контент, общение на форумах через онлайн-платформу для большого количества слушателей одновременно, решивших пройти курс или получить образование. МООК является инновационным направлением в области дистанционного образования, благодаря гибкости во времени и месте, МООК собирает студентов, преподавателей, ученых, а также обычных слушателей по всему миру [16-24].

16

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Итинсон Кристина Сергеевна

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ...

МООК обеспечивают свободный доступ к ультрасовременным курсам, тем самым снижая стоимость образования университетского уровня и модернизируя существующие модели высшего образования, так как МООК предлагает сочетание новых бизнес-моделей с инновационными технологиями. ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Семенова Т.В., Вилкова Т.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования /Educational Studies Moscow - 2018. - №2. - С. 173-197.

2. Артеменко В.Б. МООС и мониторинг качества жизни населения регионов Украины // Образовательные технологии и общество. 2014. - Том 17. -№1. - С. 374-384.

3. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. -2013. - №3. - С. 148-155.

4. Gil-Jaurena, Inés & Domínguez, Daniel Teachers' roles in light of massive openonline courses(MOOCs): Evolution and challenges in higher distance education. International Review of Education. - 2018. - P. 197219. https://doi.org/10.1007/s11159-018-9715-0

5. Meltem Huri Baturay An overview of the world of MOOCs // Procedia - Social and Behavioral Sciences 174. - 2015. - P. 427-433.

6. Jolie Kennedy Characteristics of Massive Open Online Courses (MOOCs): A Research Review // Journal of Interactive Online Learning. - 2014. - No1. - P. 1-16.

7. Manuel León-Urritia, Ruth Cobos, Kate Dickens MOOCs and their Influence on Higher Education Institutions: Perspectives from the Insiders // Journal of new approaches in educational research. - 2018. - No. 1 - P. 40-45.

8. Hилова С. В. Массовые открытые онлайн курсы в образовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество. - 2014. - С. 555-568.

9. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. - 2015. - С. 105-108.

10. Дацун H. H., Уразаева Л. Ю. Модели обучающихся массовых открытых онлайн курсов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - С. 225-233.

11. Солодов А. В. Массовые открытые онлайн-курсы — альтернатива традиционному образованию // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса — экономические, правовые и социальные аспекты». — 2016. — С. 218-221.

12. Гречушкина H. В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательной системе вуза // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика». - 2017. - С. 101-104.

13. Павловская Г. А. Массовые открытые онлайн курсы как поликультурная виртуальная образовательная среда // Ежегодный сборник научных трудов «Коммуникация в современном поликультурном мире: массовая коммуникация и языковая личность». — 2017. - С. 266272.

14. Семенов В. И. Казанцева Я. H. Массовые открытые онлайн курсы как новый формат образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - С. 150.

15. Убаева В. А. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн курсы // Вестник науки и образования. — 2018. — №4 (40). — С. 105-108.

16. Долгополова М. В. Массовые открытые онлайн курсы как новая форма дистанционного образования студентов // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации». - 2018 - С. 82-84.

17. Рогова H.H. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 390-392.

18. ХалезоваЛ. В. Массовые открытые онлайн курсы как часть образовательной среды: к вопросу о создании презентации // Уральский научный вестник. — 2018. — № 2. — С. 003-004.

19. Бондаренко С. H., Маштаков А.А. Массовые открытые он-лайн-курсы в современных и зарубежных образовательных реалиях // Международный журнал экономики и образования. — 2017. — №3. — С. 94-109.

20. Померанцева HT., Сырина Т.А. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции средствами массовых открытых онлайн курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 167-170.

21. Евстропова H.С., Опарина К.С. Использование технологии массовых открытых онлайн-курсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 224-226.

22. Готская И. Б., Готская А. И. Тематические форумы в дистанционном обучении и массовых открытых онлайн курсах//Современное образование: традиции и инновации. — 2018. — №1. — С. 57-60.

23. Гущина О.М., Очеповский А.В. Психологические измерения для оценки эффективности онлайн курса в системе E-learning // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.

24. Исаева О. В., Стрембицкая H. С. Массовые открытые онлайн курсы (МООК) как базовый компонент современного образования // Материалы III Международного научного конгресса «Иностранная

филология, социальная и национальная вариативность языка и литературы». - 2018. - С. 461-465.

Статья поступила в редакцию 27.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.