ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 374.1
МЕДИИНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Основным противоречием учебного процесса в новую эпоху является дисбаланс между предложением учителей и спросом студентов. С развитием информационных и коммуникационных технологий интернет предоставил студентам богатые учебные ресурсы, техническую поддержку для самообразовательной деятельности глубокого уровня, а также создал благоприятные условия для совершенствования способностей студентов к самообразовательной деятельности.
Но анализ учебных результатов студентов показал, что студенты, имея и используя неограниченные возможности интернета, впадают во все большую зависимость от него. Их способности к самообразовательной деятельности очень варьируются, основной причиной чего является существенная разница в медиаграмотности — от анализа информации до ее отбора.
В этой статье автор рассматривает вопросы: как помочь студентам улучшить их способности к самообразовательной деятельности в интернет-среде? как повысить медийную информационную грамотность? как развить навыки поиска информации?
Кроме этого, проводится анализ онлайн-курсов на примере MOOК как одного из успешных методов получения качественного образования.
Ключевые слова: самообразовательная дея-
Цзян Гуаньнань
Аспирант третьего года обучения, факультет педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва
E-mail: 284774141@ qq.com
Jiang Guannan
Postgraduate Student, 3rd Year of Study, the Faculty of Teacher Education, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Как цитировать статью: Цзян Гуаньнань. Медийная грамотность в самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 137-149.
тельность, информатизация образования, медийная информационная грамотность, онлайн-курс, MOOК — массовый открытый онлайн-курс.
Комплексное интеллектуальное совершенствование студентов в большой степени зависит от развития способностей к самообразовательной деятельности, мыслительных способностей, способностей к самовыражению и способности к управлению организацией своего обучения.
Существуют определенные различия между самообразовательной деятельностью и традиционными методами обучения. Самообразовательная деятельность основывается на том, что студенты сами играют главную роль в учебном процессе, достигая целей обучения с помощью независимого анализа, исследований, практики, опроса, созидания и т.д.
Высшее учебное заведение, как никакое другое, создает условия для интеграции процесса самообразования в образовательное пространство. Самообразовательная деятельность студентов приобретает статус, равный основным формам учебных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий). Кроме того, продуктивная самообразовательная деятельность все более пронизывает главные элементы учебного процесса и становится его определяющим признаком. В этом заключается двойная природа функционирования самообразовательной деятельности студентов. С одной стороны, самообразование является актом образования, т.е. каждая его форма получает свой смысл по тому месту, которое она занимает в системе образования; с другой стороны, в различных формах самообразовательной деятельности активизируются и другие функции, имеющие выход на развитие исследовательских и творческих способностей студентов: интегративная функция социализации; культурологическая функция; прогностическая функция [6, с. 22].
Самобразовательная деятельность проявляется в мотивации самостоятельной работы, четком содержании обучения, корректировке методов и стратегий обучения и управлении временем обучения. Материальная и социальная среда способствуют инициативе заниматься самообразовательной деятельностью. Процесс обучения свидетельствует о том, что если студенты имеют четкие цели и планы обучения, готовы к самообразовательной деятельности, то возможно отслеживать и корректировать ход обучения и методы обучения, а также использовать в процессе обучения самоконтроль, обобщение, оценку и исправление. Если еще студенты могут сделать осознанный выбор по всем аспектам своего
обучения и достичь эффективного самоконтроля, тогда мы считаем, что они способны к самообразовательной деятельности [2, с. 4].
Способность к самообразовательной деятельности — это всесторонняя способность перерабатывать новую информацию и приобретать новые навыки, а также умение искать и пользоваться различными справочными книгами, обладать навыками самостоятельного чтения и т.д. Это также включает в себя возможность получать новые знания посредством практических действий, таких как наблюдение, эксперименты, опросы. С непрерывным развитием мобильных технологий и сетевой среды стало новой тенденцией использовать мобильные устройства и сетевые ресурсы для самообразовательной деятельности. По сравнению с традиционной моделью обучения мобильные устройства и сетевые ресурсы дают возможность получать доступ к информации в любое время и в любом месте, предоставляя студентам удобный способ обучения.
Информационная грамотность в обучении означает, что студент не только понимает, но и умеет использовать учебные материалы, изображения и цифровую информацию, чтобы сформировать свою личную мультимедийную образовательную платформу, организовать удаленное сотрудничество через сетевую обучающую платформу, электронную библиотеку, учебную образовательную платформу для общения, оказания помощи в своей учебе или завершения учебных действий.
Характеристики ресурсов информатизации образования:
1. Оцифровка: видео, звук, текст и анимация изображения могут быть преобразованы из аналоговых сигналов в цифровые.
2. Обширное хранилище: ресурсы хранилища содержат огромное количество информации.
3. Мультимедийный дисплей: информатизация в образовании может включать в себя видео, текст, изображения, графику, анимацию и т.д., которые более обширны, чем в традиционном обучении, таким образом предоставляя учащимся различные сенсорные стимулы и улучшая учебную инициативу и интерес студентов.
4. Персонализация: на основе предоставления разнообразных информационных средств информатизированные учебные ресурсы могут обеспечить высококачественную интерактивную среду обучения «человек — техника», где студенты могут выбирать учебный контент в соответствии со своими собственными интересами, потребностями и фундаментом обучения.
Новые характеристики самообразовательной деятельности в эпоху интернета
Интернет предоставляет студентам богатые информационные ресурсы и разнообразные возможности. Открытая, свободная и практичная среда может стимулировать субъективную инициативу студентов и повышать их энтузиазм и инициативу в учебе. Эта тенденция поведения студентов сформировала феномен с характеристиками информационного общества, которые мы можем назвать самообразовательной деятельностью в интернет-среде: студенты используют интернет-платформу для самостоятельного выбора когнитивных инструментов, постановки четких целей обучения, выбора учебного контента и управления знаниями для достижения значимого конструирования знаний.
Преимущества самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования
1. Информационная грамотность принесла беспрецедентную и значимую поддержку самообразовательной деятельности.
Эта поддержка отражается не только в богатой информации, содержащейся в интернете, но и в своевременности ее распространения, что значительно расширяет пространство самообразовательной деятельности студентов. Во внешних формах также проявляется то, что студенты могут свободно контролировать свое время обучения, гибко выбирать пространство действия, свои собственные методы работы с учебными ресурсами. Что еще более важно, эта поддержка отражается в способности помочь студентам завершить сбор информации и построить собственную структуру знаний.
2. Информационная грамотность дает в обучении возможность выбора вариантов в таких аспектах, как самостоятельное планирование целей обучения, самоорганизация содержания и структуры обучения, саморегулирование методов и стратегий обучения, самооценка процесса и результатов, а также других способов наращивания потенциала и привычного развития.
3. Информационная грамотность позволяет студентам взаимодействовать в реальном времени в процессе самообразовательной деятельности. В интернете существует высокая степень свободы распространения информации и взаимодействия. Студенты обладают высокой степенью самостоятельности в выборе информации, имеют возможность общаться
и обсуждать темы в любое время, повышая тем самым привлекательность сетевых средств массовой информации; виды интерактивов включают взаимодействие между преподаванием и обучением, взаимодействие учащихся между собой и взаимодействие человека с техникой. В условиях информатизации образования взаимодействие в реальном времени и обратная связь в реальном времени могут значительно повысить интерес и эффективность студентов.
Негативное влияние интернета на самообразовательную деятельность
В интернете представлены уникальные информационные ресурсы, он формирует социальную и культурную среду, это также обеспечивает более эффективную и практическую среду для самообразовательной деятельности. Тем не менее, помимо положительного влияния интернета, есть некоторые негативные последствия, которые нельзя игнорировать:
1. Отсутствие мотивации к самообразовательной деятельности, ослабление способностей к обучению.
Многие студенты проводят онлайн-обучение только из-за требований вуза, в которых отсутствует организация самообразовательной деятельности наряду с отсутствием цели и систематичности. В сетевой среде знания информатизируются, их непрерывность нарушается, а чрезмерная декомпозиция заставляет студентов «учиться без понимания». Оцифровка упрощает копирование и изменение в процессе обучения, «копирование» и «вставка» стали основными «действиями» самообразовательной деятельности многих студентов. В определенной степени это меняет принцип академической строгости в обучении и ослабляет способность самостоятельного мышления, формируя длительную инерцию и ослабление способностей к обучению.
2. Существует разница между «психологической реальностью» и «объективной реальностью» в сетевой среде.
Принятие студентами знаний из сетевой среды в процессе самообразовательной деятельности основано на аутентификации реального мира, в то же время это также влияет на его восприятие студентами. Процесс самообразовательной деятельности в сетевой среде — это процесс эволюции от «объективной реальности» к «медиареальности» и затем к «психологической реальности». В такой сложной среде, как интернет, виртуальная среда, созданная сетью «медиареальность», и реальная жизнь переплетаются между собой. Если студенты принимают вирту-
альную среду за объективную среду в процессе самообразовательной деятельности, это неизбежно повлияет на познание реального мира.
3. Сложная сетевая информация.
Интернет, социальное неблагополучие — все это влияет на духовно-нравственное и физическое состояние нации и особенно молодежи [1, с. 5]. Информационные ресурсы интернета являются сложными и разнообразными, студентов в процессе сбора информации часто привлекает и вводит в заблуждение нерелевантная или даже неверная информация, что приводит к отклонениям от целей обучения. В интернет-среде преобладают цифровые и виртуальные культурные продукты и услуги, у неопытных студентов легко вызвать психологический кризис доверия и препятствия на пути обучения. Различные виды информации влияют на физическое и умственное развитие студентов, на учебу и даже на физическое и психическое здоровье и будущее развитие.
Чтобы помочь студентам преодолеть негативное влияние интернет-среды на самообразовательную деятельность и улучшить их способности к самообразовательной деятельности, необходимо начать с повышения медийной и информационной грамотности.
4. Медийная информационная грамотность включает в себя: способность поиска информации из различных источников; проверку найденной информации на достоверность; анализ найденной информации и подготовку аналитических выводов; умение критиковать и интерпретировать информацию; умение использовать найденную информацию; способность взаимодействовать и сотрудничать в сетевой сфере; уровень самоуправления и самоконтроля и другие базовые способности. Медийная информационная грамотность относится не только к познанию, работе и творчеству студентов, но и к критическому и новаторскому духу на уровне сознания, а также к чувству морали и ответственности.
Открытость, свобода, сильная интерактивность и анонимность наводнили интернет множеством смешанной информации. Интернет предоставляет большой объем информации, который может быть представлен в нескольких ракурсах и трехмерном виде с помощью текста, изображений, аудио и видео, но он не может полностью и объективно представить реальность. Это требует от студентов не слепо верить или подчиняться информации из интернета, а поддерживать критическую позицию — взять ее сущность и отказаться от ее «грязи», развивать свою способность самостоятельно идентифицировать и оценивать информацию.
Сегодня, являясь членом информационного сообщества, студенты могут развивать свои способности в использовании интернета, чтобы получать знания, обогащать свой опыт, расширять кругозор и саморазвиваться, выстроив свою собственную структуру знаний. В интернете люди могут свободно создавать контент, распространять информацию и взаимодействовать друг с другом — это самая важная особенность интернет-медиа, которые отличаются от традиционных медиа. Эта функция также является эффективным инструментом для самообразовательной деятельности студентов: студенты могут заявить о своих знаниях, выразить свои взгляды, поделиться своим опытом и знаниями, а также пообщаться с другими студентами в русле самообразовательной деятельности. В этой части интерактивных процессов данная функция постоянно обогащается, углубляется и совершенствуется.
Информация является одним из важных ресурсов для социального развития. Интернет дает возможность быстро найти и получить необходимую информации в соответствии с потребностями обучения и работы. В современном обществе в нашей жизни присутствуют все виды цифровой информации, сетевые ресурсы, принося пользователям информационное удобство, а также увеличивая нагрузку на них при сборе информации.
Поиск информации — это процесс практики, который обычно завершается не за один шаг, то есть не только с помощью формулы поиска в поисковой платформе. Для обеспечения ее полноты и объективности необходимо использовать несколько поисковых систем, можно также варьировать формулировку запроса. Освоение методов поиска информации является эффективным способом повышения уровня информационной грамотности студентов, а также одним из способов повышения способностей к самообразовательной деятельности.
При выборе сетевых информационных ресурсов студенты должны обратить внимание на следующие моменты.
1. Проверка источника информации. Во время изучения статей из интернета или журналов следует обратить внимание на их источник, выбрать более авторитетных авторов и заслуживающие доверие издательства.
2. Опора на научную природу информации. Не следует полагаться на абсолютные и односторонние мнения; любые научные эксперименты и нелогичная информация должны рассматриваться с осторожностью.
3. Использование имеющихся знаний для выявления новых знаний. Новая информация, которая противоречит уже имеющимся знаниям и опыту, нуждается в тщательном рассмотрении.
4. Использование профессиональных баз данных. Большинство профессиональных баз данных предоставлено известными академическими издательствами, содержание документов проверено профессионалами и имеет отличное качество. При получении профессиональных знаний студенты отдают предпочтение использованию университетских баз данных. Существуют различные типы баз данных университетов, которые включают электронные книги, газеты, журналы, документы конференций, диссертации, научные доклады, стандарты, патенты и другое.
Большинство студентов используют базы данных на родном языке, они не очень активно используют в поиске английский язык. Однако многие научные работы и результаты исследований в различных профессиональных областях в основном публикуются в англоязычных базах данных, поэтому эти источники является ценным ресурсом, который нельзя игнорировать в самообразовательной деятельности студентов.
5. Студенты должны активно общаться с другими самообучающимися через интернет. При проверке информации всегда должны учитываться два принципа: научный и ценностный.
Одним из надежных источников получения информации являются МООК — массовые открытые онлайн-курсы (MOOC — Massive Open Online Courses), это новый тренд в мире в системе образования.
В традиционных онлайн-курсах (хМООС) учебный материал (push content) создается и представляется авторами, работа на курсе полностью управляется и регламентируется тьюторами, т.е. используется когнитивно-бихевиористский подход, базирующийся на принципах централизации и отношении к обучаемому как объекту образовательной деятельности. В коннективистских онлайн-курсах (сМООС) контент курса создается самими участниками на основе привлечения открытых образовательных ресурсов (pull content). Авторы курса направляют, а не управляют, т.е. используется коннективистский подход, базирующийся на принципах самообучения и децентрализации. Разграничить эти две модели помогает следующая метафора: «хМООС — это открытая дверь: вы можете войти и слушать бесплатно», а «сМООС — это открытое сердце: вы становитесь частью сообщества, которым вы будете приняты и обласканы» [5, с. 145].
Концепция МООК опирается на такие методологические подходы, как коннективизм, активное обучение, обучение в сотрудничестве, предполагающие самостоятельность в приобретении навыков и умений, важных для успешной жизни в глобальном мире, и внутреннюю мотивацию студентов.
По своему наполнению MOOK — это дистанционные учебно-методические комплексы, включающие в себя видеолекции, слайд-презентации, дополнительный материал для чтения или просмотра, глоссарии, домашние задания в форме проектов, интерактивных игр, симуляций, промежуточные и итоговые тесты, списки литературы по курсу, полезные ссылки, вопросы для обсуждения на форуме или в социальных сетях и т.д. Подача учебного материала обычно происходит с помощью видео- или аудиофрагментов, сопровождающихся презентацией слайдов, основной целью которой является максимальная визуализация учебного материала [5, с. 146].
MOOK имеет следующие характеристики:
Первое — это открытость. MOOK — это прекрасный курс, собранный определенной организацией со всего мира. Он отражает «лучший выбор среди лучших» в самом широком смысле.
Выбор курса MOOK совершают самостоятельно. Любой человек в мире, независимо от национальности, религиозных убеждений, цвета кожи и образа жизни может свободно выбирать курсы в зависимости от того, что и как он хочет изучать.
Что касается студентов, то их позиция изменилась с «мне надо учиться» на «я хочу учиться», что способствует выделению доминирующей позиции способности студентов к самообразовательной деятельности, то есть сами студенты являются хозяевами своей учебной деятельности, сами решают свои учебные задачи и принимают на себя соответствующие обязанности.
Второе — удобство и персонализация. Модель MOOK, основанная на современных цифровых интернет-технологиях, полностью отражает характеристики учебной деятельности в эпоху мобильного интернета: в любое время и в любом месте. Процесс обучения изменился, теперь это не совместное изучение одного и того же курса, а индивидуальное обучение по собственному выбору. Студенты могут проводить учебные мероприятия на основе своих собственных мобильных устройств (мобильных телефонов, КПК, планшетных компьютеров и т.д.) в любом
месте и в любое время в зоне действия Сети в соответствии со своими потребностями. Этот процесс преодолевает ограничения традиционного урока — время и пространство обучения, обеспечивает чрезвычайно удобные условия для выполнения учебной деятельности. В сочетании с управляемостью и временной сегментацией МООК имеет сильную персонализированную направленность, что способствует повышению эффективности самообразовательной деятельности студентов.
Третье — это диверсификация. В основном она отражается в двух аспектах: один аспект относится к богатству ресурсов — МООК охватывает уже почти все дисциплины, с другой стороны — диверсификация МООК означает, что один и тот же курс имеет разных провайдеров. По сравнению с традиционным классным обучением содержание обучения МООК изменилось с относительно фиксированных ресурсов курса на гибкий выбор. Подготовка студентов к МООК больше не подчиняется ограничениям учебного заведения, специальностей, курсов, учителей и т.д. и даже преодолевает ограничения административного деления, такие как страны или регионы. Все виды платформ МООК предоставляют новые возможности для учебной деятельности и в то же время максимизируют каналы совершенствования самообразовательной деятельности студентов.
Наконец, это масштабный и интерактивный проект. Благодаря открытости МООК количество его участников постоянно растет. Начиная с 2012 г. общее число доступных интернет-пользователям курсов, относящихся к разным областям знаний, приближается к 10 тыс. Более 700 университетов во всем мире относящихся к разным областям знаний включились в соревнование по созданию собственных МООК. Численность слушателей онлайн-курсов в 2017 г. составила около 81 млн человек [3, с. 174]. Кроме того, на основе функциональной совместимости платформы, например с соцсетью «Фейсбук», люди, которые учатся в интернете в одно и то же время, могут взаимодействовать посредством онлайн-дискуссий или онлайн-мероприятий, и каждый может предлагать свои решения в любое время в зависимости от содержания обучения. Это значительно повышает эффективность обучения.
Цель учителя — повысить эффективность и качество преподавания с помощью платформы, чтобы наиболее полно развить у студентов способности к самообразовательной деятельности. Следовательно, учителя должны также разработать схему оценки сетевой платформы
самообразовательной деятельности. Для оценки самообразовательной деятельности студентов могут быть использованы эффективные способы, которые включают конкурсы, запросы и заявки проектов.
Чтобы создать активное учебное общество в сетевой среде и стимулировать самообразовательную деятельность студентов, преподаватели и администраторы университетов могут прилагать усилия в следующих аспектах:
1. Направлять преподавателей и студентов на изменение концепции традиционного преподавания и обучения, создавать идеологическую основу для развития способностей к самообразовательной деятельности студентов. Педагоги в новую эпоху должны не только стать носителями знаний, но и стремиться стать вдохновителями новых концепций обучения, направлять студентов на эффективную самообразовательную деятельность. С другой стороны, студенты должны также изменить свою идеологию и концепции и по-новому посмотреть на самообразовательную деятельность в контексте нового времени. В процессе самообразовательной деятельности должны быть не только получены и усвоены знания, но также упорядочено само содержание обучения, скорректированы стратегии обучения, проверены результаты обучения и его успешность.
2. С помощью технологических преобразований или реформирования модели обучения в сетевой среде создать учебную платформу, сетевой и интеллектуальный кампус и создать положительную атмосферу для развития у студентов способностей к самообразовательной деятельности. Использовать технологии обработки огромного количества информации, чтобы студенты могли заниматься самообразовательной деятельностью в любое время и в любом месте.
3. Посредством корректировки системы учебных программ изучать возможность создания государственных образовательных курсов, включающих знания в области информационных сетей, знаний в области педагогической психологии, медийной информационной грамотности и т.д., чтобы улучшить способности студентов в осуществлении самообразовательной деятельности, тестировать эффекты в информационной и сетевой среде.
Сама самообразовательная деятельность выступает в качестве фактора, обеспечивающего успешную деятельность человека в условиях информатизации общества. Информатизация образования, выступая
неотъемлемой частью информатизации общества, также выполняет определенную задачу по формированию качеств личности студента, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности на протяжении всей жизни [4, с. 86].
С быстрым развитием информационных технологий стало очень актуальным объединять знания, аккумулированные в информационной сети, и навыки медийной информационной грамотности и применять их для улучшения способностей в самообразовательной деятельности студентов. В процессе обучения студентов основам и правилам медийной информационной грамотности является возможным и необходимым научить студентов фильтровать и оценивать информацию, которая необходима им для обучения на различных онлайн-курсах, тем самым можно заложить прочную основу для всей самообразовательной деятельности.
Студенты должны обладать медийной информационной грамотностью и свободно ориентироваться в новом интернет-пространстве. По сравнению с концепцией обучения, основанной на традиционной учебной среде, современное совместное обучение в информационной сети в большей степени отражает характер виртуального мира, приобретает масштаб и непосредственность.
Люди в разных странах, принадлежа к разным культурам, говоря на разных языках и обладая разными привычками, могут стать слушателями курсов в соответствии со своими интересами и потребностями. Различия между людьми не исчезнут, но межличностные отношения позволят им приобщиться к мировой культуре и стать участниками мирового сообщества.
Литература
1. Гукаленко О. В. Безопасность детей и молодежи в поликультурном пространстве России: монография. М.: МАКС Пресс, 2017. 304 с.
2. Пан Вэйго. Самобразовательная деятельность: принципы и стратегии обучения и преподавания. Шанхай: Восточно-Китайское педагогическое университетское издательство, 2003. 333 с.
3. Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197 [Электронный ресурс]. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/07/09/1151832746/08%20Semenova.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
4. Суханов П. В., Морозова Н. В. Технология и организационные формы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Армия и общество. 2013. № 1 (33). С. 85-90 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologiya-i-organizatsionnye-formy-razvitiya-samoobrazovatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 20.09.2020).
5. Титова С. В. MOOK в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145-151 [Электронный ресурс]. URL: http://vovr.su/upload/12-15.pdf (дата обращения: 22.09.2020).
6. Удотова О. А. Высшее образование в России и за рубежом: сравнительный анализ: пособие для работников сферы образования. Челябинск: УралГУФК, 2007. 68 с.
MEDIA INFORMATION LITERACY IN SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF EDUCATION INFORMATIZATION
The main contradiction of the educational process in the new era is the imbalance between the supply of teachers and the demand of students. With the development of information and communication technologies, the Internet has provided students with rich educational resources, technical support for deep-level self-educational activities, and also created favorable conditions for improving students' abilities for self-educational activities.
But the analysis of student learning outcomes showed that students, having and using the unlimited possibilities of the Internet, are becoming increasingly dependent on it. Their abilities for self-education vary greatly, the main reason for which is the significant difference in media literacy — from analyzing information to selecting it.
In this article, the author considers the questions: how to help students improve their ability to self-study in the Internet environment? how to improve media information literacy? how to develop information search skills?
In addition, the analysis of online courses is carried out using the example of MOOK as one of the most successful methods of obtaining quality education.
Keywords: self-educational activity, education informatization, media information literacy, online course, MOOC — Massive open online course.
References
• Gukalenko O. V. Bezopasnost' detej i molodezhi v polikul'turnom prostranstve Rossii: monografiya. M.: MAKS Press, 2017. 304 s. [In Rus].
• Pan Vejgo. Samobrazovatel'naya deyatel'nost': principy i strategii obucheniya i prepodavaniya. Shanhaj: Vostochno-Kitajskoe pedagogicheskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2003. 333 s. [In Chn].
• Semenova T. V., Vilkova K. A., Shcheglova I. A. Rynok massovyh otkrytyh onlajn-kursov: perspektivy dlya Rossii // Voprosy obrazovaniya. 2018. № 2. S. 173-197 [Elektronnyj resurs]. URL: https://vo.hse. ru/data/2018/07/09/1151832746/08%20Semenova.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020). [In Rus].
• Suhanov P. V., Morozova N. V. Tekhnologiya i organizacionnye formy razvitiya samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v usloviyah informatizacii obrazovaniya // Armiya i obshchestvo. 2013. № 1 (33). S. 85-90 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-i-organizatsi-onnye-formy-razvitiya-samoobrazovatelnoy-deyatelnosti-studentov-vusloviyah-informatizatsii-obra-zovaniya (data obrashcheniya: 20.09.2020). [In Rus].
• Titova S. V. MOOK v rossijskom obrazovanii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 12. S. 145-151 [Elektronnyj resurs]. URL: http://vovr.su/upload/12-15.pdf (data obrashcheniya: 22.09.2020). [In Rus].
• Udotova O. A. Vysshee obrazovanie v Rossii i za rubezhom: sravnitel'nyj analiz: posobie dlya rabotnikov sfery obrazovaniya. Chelyabinsk: UralGUFK, 2007. 68 s. [In Rus].