УДК 371.12
Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя
Т. В. Потемкина
Foreign experience of development of the document's digital competence profile
T. V. Potemkina
Аннотация. В статье раскрываются вопросы, связанные с решением проблем выявления и описания профессиональных компетенций учителя, отражающих содержание его деятельности в цифровой образовательной среде. Анализ работ зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о подходах к классификации и описанию видов цифровых компетенций учителя.
Разработанный профиль цифровых компетенций включает шесть областей (зон профессиональной ответственности) учителя: 1)применение цифровых технологий в профессиональной педагогической среде; 2) владение профессиональными навыками поиска, создания и совместного использования цифровых образовательных ресурсов; 3) применение цифровых инструментов в обучении и преподавании; 4) владение цифровыми инструментами и стратегиями оценки результатов обучения; 5) использование цифровых инструментов для расширения образовательных возможностей учащиеся; 6) сопровождение процесса развития цифровой компетентности учащихся.
Abstract. The article reveals the issues related to solving the problems of identifying and describing professional competences that reflect the content of the teacher's activity in the digital educational environment. The analysis of the works of foreign researchers allows us to conclude that there are approaches to classifying and describing the types of teacher's digital competencies.
The developed profile of digital competencies includes six areas (areas of professional responsibility) of the teacher: 1) focuses on the professional environment; 2) on sourcing, creating and sharing digital resources; 3) on managing and orches-
trating the use of digital tools in teaching and learning; 4) on digital tools and strategies to enhance assessment; 5) on the use of digital tools to empower learners; 6) on facilitating learners' digital competence.
Ключевые слова: цифровые компетенции учителя, профессиональная компетентность учителя, цифровое образование.
Keywords: teacher's digital competencies, professional competence of teacher, digital education.
Общемировые тренды в социально-экономическом развитии, ориентированные на внедрение в широкую практику цифровых технологий, послужили толчком в развитии цифрового образования.
Новые информационно-коммуникационные технологии являются одним из факторов, оказывающих наибольшее влияние на все сферы человеческой деятельности [1]. Они произвели революцию в производстве и распространении товаров и услуг, человеческих отношений и самой культуры.
«Цифровизация» экономики, с одной стороны, создает необходимость подготовки специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в области цифровых технологий, с другой стороны, для жителей всех стран стоит вопрос владения общей цифровой функциональной грамотностью.
По мнению зарубежных исследователей, в современной ситуации требует значительной перестройки содержание прежде всего школьного образования и образования взрослых. Если при разработке программ для взрослых необходимо учитывать контекст реального применения цифровых инструментов в жизни
общества, в основном связанного со сферой услуг (банковской сферы, медицинского обслуживания, ЖКХ, индустрией туризма и т. п.) и непосредственно в профессиональной деятельности [2], то именно школьное образование обладает инвариантной составляющей, которая позволит выпускнику школы быть успешным в любой профессии в будущем.
Развивающийся и расширяющийся потенциал новых информационных, учебных и коммуникационных технологий и цифровых инструментов [3] требует от учителей дополнительных знаний и навыков. Освоение цифровых инструментов в школе выполняет задачи опережающего развития, позволяет обучающимся уже на подготовительном этапе получения профессии освоить необходимые компетенции, что значительно расширяет доступность новых знаний, зону академической мобильности будущих студентов.
Содержание цифрового образования в настоящее время находится под пристальным вниманием во всех развитых странах. Понятия «цифровая дидактика», «цифровая грамотность», «цифровое образование» широко обсуждаются в профессиональной среде [4; 5; 6; 7 и др.].
Отдельный интерес представляют вопросы разработки и применения образовательных технологий в школе в условиях цифрового образовательного пространства.
Поэтому вопросам подготовки учителей отводится особое место [1; 2; 5].
Профессия учителя, особенно в наше время, подвержена изменениям: меняется общество, в нашу жизнь входят новые технологии, которые требуют новых компетенций [3].
Вездесущность цифровых устройств и обязанность помогать учащимся стать компетентными в цифровой среде [6; 8; 9; 10] ставит перед педагогами новые задачи в области профессиональной деятельности: применения цифровых технологий в преподавании школьных предметов [11].
Исследование систем педагогической поддержки обучающихся в условиях цифрового образования в Оксфордском университете показало, что «ученики ясно понимают, что большинство их технологий для обучения определяются учебными курсами и преподавателями. <...> учителя играют ведущую роль в
освоении новых навыков их учениками» [12, с. 15]. В цифровом пространстве именно «учитель определяет темпы обучения, порядок получения предметных знаний. Учитель несет ответственность за прогресс ученика» [5, с. 137].
Выявление и описание профессиональных компетенций, которые отражали бы содержание деятельности учителя в цифровой образовательной среде - одно из активно развивающихся направлений исследований в области изучения профессиональной деятельности учителя [1; 4; 5; 9 и др.]. Вопросы освоения педагогами новых средств обучения находятся в центре внимания как профессиональной общественности, так и институтов Европейского Союза, курирующих процессы развития национальных систем образования. В конце 2017 года Комитетом по образованию Европейского союза разработан профиль цифровых компетенций учителя Digital Competence of Educators (DigCompEdu), который является примерным.
Унификация системы цифровых компетенций учителя ставит целью распространения практики подготовки и повышения квалификации учителей в условиях развития цифрового образования, что «будет способствовать обеспечению равного доступа всех обучающихся к ресурсам образования, повышению качества обучения, профессионального развития учителей, более эффективному управлению образованием» [11].
DigCompEdu включает шесть областей цифровых компетенций учителя.
Область 1 фокусируется на использовании цифровых технологий в профессиональной педагогической среде.
Область 2 ориентирована на развитие профессиональных навыков поиска, создания и совместного использования цифровых образовательных ресурсов.
Область 3 нацелена на формирование у учителей необходимых навыков использования цифровые инструменты в обучении и преподавании.
Область 4 связана с владением цифровыми инструментами для оценки результатов обучения.
Область 5 направлена на использование цифровых инструментов для расширения образовательных возможностей учащиеся.
Область 6 определяет содержание деятельности учителя по сопровождению процесса развития цифровой компетентности учащихся [11].
Раскроем содержательные аспекты компетенций, представленных в каждой из названных областей.
Первая группа профессиональных компетенций учителя включает следующие виды: организационная компетентность, которая нацелена на использование цифровых технологий для организации общения с учащимися и родителями; компетенция в области профессионального сотрудничества предполагает использование цифровых технологии в целях обмена знаниями и опытом между учителями, в том числе для совместного внедрения инноваций педагогической практики; профессиональная компетенция в области самоанализа практической деятельности; компетенция, связанная с непрерывным профессиональным развитием в области цифровых ресурсов [11].
Владение названными компетенциями обеспечивает учителю новые условия профессионального развития, расширяет профессиональную среду общения, предоставляет возможность каждому учителю самостоятельно формировать профессиональное сообщество в зависимости от интересов и профессиональных потребностей [5].
Вторая группа компетенций связана с развитием профессиональных навыков поиска, создания и совместного использования цифровых образовательных ресурсов: данная компетенция включает способность осуществлять выбор цифровых ресурсов в зависимости от цели, контекста обучения и педагогического подхода; способность разрабатывать и вносить изменения в цифровые ресурсы; способность обеспечивать управление, защиту и обмен цифровыми ресурсами для организации цифрового контента и делать его доступным для учащихся, родителей и других педагогов [11].
Компетенции позволяют учителю сконцентрироваться на дидактических возможностях цифровых образовательных ресурсов. Это продиктовано процессами развития «цифровой дидактики», которая охватывает цифровые, дидактические проекты, направленные на совместное обучение, совместное создание новых знаний, которые связаны с «активным процес-
сом строительства, а не приобретением знания» [7].
Третья группа компетенций связана непосредственно с процессом обучения и включает такие их виды, как планирование и внедрение цифровых устройств и ресурсов в учебный процесс; использование цифровых технологий для индивидуальной и групповой работы; применение цифровых технологий в качестве средств улучшения коммуникации и сотрудничества между учащимися; использование цифровых технологий для поддержки самообучения школьников (планировать, контролировать и фиксировать результаты собственного обучения, предоставлять доказательства прогресса, делиться знаниями) [11].
Владение данной группой компетенций значительно расширяет дидактические средства обучения [6], которые связаны с «тектоническими сдвигами в обществе, где обучение уже не является внутренней, индивидуалистической деятельностью» [10].
Четвертая область цифровых компетенций отвечает за процесс оценки и включает такие ее составляющие, как использование цифровых технологий для формирующей и итоговой оценки; способность выбирать, критически анализировать и интерпретировать цифровые доказательства активности учащегося, его производительности и прогресса в обучении; использовать цифровые технологии для обеспечения целенаправленной и своевременной обратной связи с учащимися; правильно интерпретировать доказательства, представленные цифровыми технологиями и использовать их для принятия решений [11].
Цифровые средства контроля в образовательном процессе широко используются во всех развитых странах. Введение различных цифровых инструментов оценки - обязательный компонент профессионально-педагогической компетентности [1].
Надо также учитывать, что барьеры, которые препятствуют распространению цифровой грамотности, включая доступ к технологиям, знаниям и социальной поддержке, уходят в прошлое, но возникают новые вопросы и проблемы, в том числе: как мы понимаем, оцениваем новую - цифровую грамотность? [3]. Пятая область определяет способность учителя в обеспечении доступности учебных ресурсов
для всех учащихся, умении анализировать влияние обучающих (цифровых) ресурсов на школьников, реагировать на контекстуальные, физические или когнитивные ограничения для их использования в обучающем процессе; способность использовать цифровые технологии для разнообразия обучающих средств, обеспечивать продвижение учащихся с учетом различных уровней освоения учебных программ, следовать принципу индивидуализации обучения; стимулировать активное применение учащимися цифровых технологий для творческого освоения школьного предмета [11].
Цифровые компетенции учителя, связанные с информационной и медиаграмотностью, объединены в отдельную область.
Данная группа компетенций определяет способности учителя обеспечивать поиск профессионально важной информации и ресурсов в цифровых средах; ее обработку, анализ и интерпретацию, сравнение и критическую оценку, определение достоверности информации и ее источников; обеспечение цифровой связи в целях сотрудничества; способности создавать контент с помощью цифровых средств в разных форматах; обеспечение ответственного применения цифровых технологий обучения в целях физического, психологического и социального благополучия школьников, способствовать расширению возможности учащихся управлять рисками при использовании цифровых технологий; решать проблемы учащихся, связанные с использованием цифровых технологий (технические, технологические) [11].
Цифровые компетенций предполагают достаточно высокий уровень владения информационно-коммуникационными средствами (уметь выстраивать профессиональное взаимодействие в интернет-пространстве, осуществлять информационный поиск, отбирать и критически оценивать профессионально важную информацию, выстраивать индивидуальную траекторию непрерывного профессионального развития в открытом информационном пространстве).
Это выдвигает серьезные требования к уровню подготовки учителя.
Обзор выявленных зарубежных практик в области изучения цифровых компетенций учителя показывает:
- сложившееся в зарубежных исследованиях направление, связанное с осмыслением, описанием, структурированием профессиональных цифровых компетенций учителя, свидетельствует о расширении содержания его деятельности, изменении требований к подготовке и условиям профессионального развития;
- в связи со стремительным развитием цифрового пространства предложенные унификации профессиональных цифровых компетенций учителя не являются универсальными и требуют постоянного изучения и фиксации;
- принимая во внимание активно развивающиеся в цифровой образовательной среде инновационные инструменты обучения и устоявшееся положение о том, что цифровые навыки основаны на концепциях информационной грамотности [3], для освоения цифровых компетенций современный учитель должен иметь достаточно высокий уровень владения информационно-коммуникацио нны ми технологиями.
Библиографический список:
1. Bates A. W. T. Teaching in a digital age / Glokalde, 2015, Т. 1, No. 3.
2. Дэниелс Дж. Цифровые медиатехнологии в повседневной жизни [Электронный ресурс] / Дж. Дэниелс, А. Уильямс, Ш. Баггс. - 2017. -Режим доступа: https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/1369118X.2017.1307435 (дата обращения: 02.05.2018).
3. Мейерс Э. М. Цифровая грамотность и неформальная среда обучения: введение [Электронный ресурс] / Э. М. Мейерс, И. Эриксон, Р. В. Малый // Обучение, медиа и технологии. -2013. - Т. 38. - № 4. - С. 355-367. - Режим доступа: https://www .tandfonline. com/doi/full/10. 1080/17439884.2013.783597 (дата обращения: 02.05.2018).
4. Бортвик A. Цифровая грамотность в педагогическом образовании: компетентны ли учителя? / A. Бортвик, Р. Хансен // Журнал цифрового обучения в педагогическом образовании. -2017. - № 33: 2. - С. 46-48.
5. Кроксмарк Т. Преподавательская компетентность в цифровом времени [Электронный ресурс] / Т. Кроксмарк // Образовательный запрос. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 24013. - Режим доступа: https: //www .tandfonline.com/doi/full/
10.3402/edui.v6.24013 (дата обращения: 02.05.2018).
6. Макнайт K. Обучение в эпоху цифровых технологий: как педагоги используют технологии для улучшения обучения студентов / K. Макнайт, К. О'Мэлли, Р. Рузич, М. К. Хор-сли, Дж. Фрайни, К. Бассетт // Журнал исследований технологий в образовании. - 2016. -Т. 48. - № 3. - С. 194-211.
7. Янке И. Цифровая дидактика: строительные леса - новая нормальность обучения / И. Янке, А. Норберг // Открытое образование 2030. Высшее образование. - 2013 . - С. 129-137.
8. Кьяландер С. Проекты для обучения в расширенной цифровой среде: тематические исследования социального взаимодействия в классе социальных наук : дис. ... д-ра наук [Электронный ресурс] / Сюзанна Кьяландер. -Стокгольм : Стокгольмский университет, 2011. - 185 с. - Режим доступа: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:402495/FULLTEXT01. pdf (дата обращения: 02.05.2018).
9. Шарп Р. Институциональные стратегии поддержки учащихся в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / Р. Шарп, Г. Бен-филд // Совершенствование обучения в социальных науках. - 2012. - Т. 4. - № 2. - С. 1-17. -Режим доступа: https://www.tandfonline. com/doi/full/10.11120/elss.2012.04020004 (дата обращения: 02.05.2018).
10. Сименс Ж. Совместимость: теория обучения в эпоху цифровых технологий / Ж Сименс // Международный журнал учебной технологии и дистанционного обучения (ITDL). -2005. - № 1. - C. 1-8.
11. Редекер К. Европейские рамки цифровой компетентности педагогов: DigCompEdu [Электронный ресурс] / К. Редекер, Я. Пуние. -Брюссель: Объединенный исследовательский центр, Европейский Союз, 2017. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu (дата обращения: 02.05.2018).
12. Ярбро Дж. и др. Цифровые обучающие стратегии и их роль в обучении в классе / Дж. Яр-бро // Журнал исследований технологии в образовании. - 2016. - Т. 48. - № 4. - С. 274-289.
References:
1. Bates A. Teaching in the digital age [Prepo-davanie v ehpohu cifrovyh tekhnologij], 2015, Vol. 1, No. 3.
2. Daniels J., Williams A., Baggs S. Digital media technologies in everyday life [Cifrovye mediate-khnologii v povsednevnoj zhizni] [Web resource], access mode: https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/1369118X.2017.1307435 (accessed date: 05/02/2018).
3. Meyers E. M., Erickson I., Malyi R. V. Digital literacy and informal learning environment: introduction [Cifrovaya gramotnost' i neformal'na-ya sreda obucheniya: vvedenie], Education, media and technology, 2013, Vol. 38, No. 4, pp. 355-367 [Web resource], access mode: https://www.tand-fonline.com/doi/full/10.1080/17439884.2013.7835 97 (accessed date: 05/02/2018).
4. Bortvik A., Hansen R. Digital literacy in teacher education: are teachers competent? [Cifrovaya gramotnost' v pedagogicheskom obra-zovanii: kompetentny li uchitelya?], Journal of Digital Learning in Teacher Education, 2017, No. 33:2, pp. 46-48.
5. Kroksmark T. Teaching competence in digital time [Prepodavatel'skaya kompetentnost' v cifrovom vremeni], 2015, Vol. 6, No. 1, pp. 24013 [Web resource], access mode: https://www.tand fonline.com/doi/full/ 10.3402/edui .v6.24013 (accessed date: 05/02/2018).
6. McKnight K., O'Malley K., Ruzich R. Learning in the digital age: how educators use technology to improve student learning [Obuchenie v ehpohu cifrovyh tekhnologij: kak pedagogi ispol'zuyut tekhnologii dlya uluchsheniya obucheniya studentov], Journal of Research in Technology in Education, 2016, Vol. 48, No. 3, pp.194-211.
7. Yanke I. Norberg A. Digital didactics: scaffolding is a new normality of learning [Cifrovaya didaktika: stroitel'nye lesa - novaya normal'nost' obucheniya], Open Education, 2030, Higher Education, 2013, pp. 129-137.
8. Kjalander S. Projects for training in the expanded digital environment: case studies of social interaction in the social sciences class: the dissertations of doctor of sciences [Proekty dlya obucheniya v rasshirennoj cifrovoj srede: te-maticheskie issledovaniya social'nogo vzai-modejstviya v klasse social'nyh nauk: dis. ...d-ra nauk], 2011. 185 p. [Web resource], access mode: http://www.divaportal.org/smash/get/diva2:402495/ FULLTEXT01.pdf (accessed date 05/02/2018).
9. Sharp R., Benfield G. Institutional strategies to support students in the digital age [Institucion-
al'nye strategii podderzhki uchashchihsya v ehpohu cifrovyh tekhnologij], Improving learning in the social sciences, 2012, Vol. 4, No. 2, pp. 1-17 [Web resource], access mode: https://www.tandf online.com/doi/full/10.11120/elss.2012.04020004 (accessed date: 05/02/2018).
10. Simens J. Compatibility: theory of learning in the digital age [Sovmestimost': teoriya obucheniya v ehpohu cifrovyh tekhnologij], International Journal of Training Technology and Distance Learning (ITDL), 2005, No. 1, pp. 1-8.
11. Redeker K., Poonie J. European framework for the digital competence of teachers: DigCompEdu [Evropejskie ramki cifrovoj kompe-tentnosti pedagogov], Brussels: Joint Research Center, European Union, 2017 [Web resource], access mode: https://ec.europa.eu/jrc/en/digco mpedu (assessed date 05/02/2018).
12. Yarbro J. Digital learning strategies and its role at classroom teaching [Cifrovye obuchayush-chie strategii i ih rol' v obuchenii v klasse], Journal of Research in Technology in Education, 2016, Vol. 48, No. 4, pp. 274-289.