Научная статья на тему 'Подготовка учителей информатики к реализации междисциплинарности в урочной и внеурочной работе'

Подготовка учителей информатики к реализации междисциплинарности в урочной и внеурочной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАТИКА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Горюнова Марина Александровна

Актуальность исследований междисциплинарности связана с интеграционными процессами, которые происходят во всех областях человеческого знания. В статье представлена система подготовки учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) к реализации междисциплинарности в образовательном процессе, показана роль традиционных форм подготовки (лекции, практические занятия) и практических форм: посещение образовательных организаций, участие в семинарах и конференциях, профессиональных конкурсах. Обоснована необходимость подготовки учителей в ДПО к использованию мобильных устройств и технологий в обучении, к реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. Описанные подходы к подготовке учителей информатики важны и актуальны в условиях перехода к цифровой экономике и создания в России цифровой образовательной среды и могут быть перенесены на другие предметные области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Горюнова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of computer science teachers for interdisciplinarity implementation in curricular and extracurricular activities

The relevance of the research of interdisciplinarity is associated with the integration processes of all areas of human knowledge. The article defines the pedagogical essence of interdisciplinarity, describes the features of the concepts “interdisciplinary communication”, “meta-subject”, “interdisciplinarity”. The system of training teachers in institutions of additional professional education for the implementation of interdisciplinarity in the educational process is presented, the role of traditional forms of training (lectures, practical classes) and practical forms: visiting educational organizations, participation in seminars and conferences, professional competitions. It justifies the need to train teachers in the additional professional training to use mobile devices and distance learning technologies in the educational process. The approaches described to training of informatics teachers are important and relevant in the context of the transition to a digital economy and the creation of a digital educational environment in Russia and can be transferred to other subject areas.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей информатики к реализации междисциплинарности в урочной и внеурочной работе»

f. A \

ЧИЛПКРО

УДК 378.091.398

Подготовка учителей информатики к реализации междисциплинарности в урочной и внеурочной работе

М. Б. Лебедева, М. А. Горюнова

Training of computer science teachers for interdisciplinarity implementation in curricular and extracurricular activities

M. B. Lebedeva, M. A. Goryunova

Аннотация. Актуальность исследований междисциплинарности связана с интеграционными процессами, которые происходят во всех областях человеческого знания.

В статье представлена система подготовки учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) к реализации междисциплинарности в образовательном процессе, показана роль традиционных форм подготовки (лекции, практические занятия) и практических форм: посещение образовательных организаций, участие в семинарах и конференциях, профессиональных конкурсах.

Обоснована необходимость подготовки учителей в ДПО к использованию мобильных устройств и технологий в обучении, к реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

Описанные подходы к подготовке учителей информатики важны и актуальны в условиях перехода к цифровой экономике и создания в России цифровой образовательной среды и могут быть перенесены на другие предметные области.

Abstract. The relevance of the research of interdisciplinarity is associated with the integration processes of all areas of human knowledge.

The article defines the pedagogical essence of interdisciplinarity, describes the features of the concepts "interdisciplinary communication ", "me-ta-subject", "interdisciplinarity ".

The system of training teachers in institutions of additional professional education for the implementation of interdisciplinarity in the educational process is presented, the role of traditional forms of training (lectures, practical classes) and practical forms: visiting educational organizations, par-

ticipation in seminars and conferences, professional competitions.

It justifies the need to train teachers in the additional professional training to use mobile devices and distance learning technologies in the educational process.

The approaches described to training of informatics teachers are important and relevant in the context of the transition to a digital economy and the creation of a digital educational environment in Russia and can be transferred to other subject areas.

Ключевые слова: подготовка учителей к реализации междисциплинарности в системе дополнительного профессионального образования, ме-тапредметный подход, информатика, дистанционные образовательные технологии, формальное и неформальное повышение квалификации учителей.

Keywords: training teachers for interdiscipli-narity implementation in the teacher development system, metasubject approach, computer science, distance learning technologies, formal and nonformal advanced training of teachers

Одной из ведущих тенденций в науке второй половины XX века, и в особенности в начале XXI века, является стремление к синтезу знания, полученного в рамках отдельных научных дисциплин, стремление к междисци-плинарности, суть которой в интегративном характере современного этапа научного познания. По мнению исследователей, междисциплинарные знания включают в себя методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины при рассмотрении определенной темы, проблемы или явления [1; 2].

В контексте современных подходов многие ученые связывают междисциплинарность с практикоориентированностью, с нацеленностью на решение конкретных жизненных задач [3].

Понятие междисциплинарности начинает активно проникать в систему образования, значимость междисциплинарности в образовании возрастает в условиях перехода к цифровой экономике. Актуальность педагогических исследований в области междисци-плинарности объясняется следующими причинами.

- В школе по-прежнему изучаются различные учебные предметы, которые для учащихся остаются изолированными друг от друга, и это во многом связано с тем, что учителя не всегда реализуют междисципли-нарность в образовательном процессе.

- Пока достаточно мало педагогических исследований посвящено реализации меж-дисциплинарности (интеграции межпредметности и метапредметности) в системе общего образования, а в системе ДПО учителей не уделяется внимание педагогическим и методическим аспектам ее реализации.

О междисциплинарности в системе образования говорилось всегда, однако раньше акценты были расставлены иначе. Ученые -педагоги всегда указывали на необходимость реализации межпредметных связей, которые были ориентированы в основном на содержание обучения, предполагали использование одной терминологии в разных предметах, сходную трактовку понятий, временную согласованность в изучении тем, опору на имеющиеся знания из одной предметной области при изучении другой [4, 5], но понятие «межпредметность» не было напрямую связано с проблемой формирования универсальных умений, важных для всех предметных областей.

Понятие междисциплинарности в образовании раньше относилось преимущественно к высшей школе. В частности Л. В. Редин и В. Г. Иванов, исследуя проблемы высшего образования, отмечают, что в основе междис-циплинарности образовательного процесса находится не противопоставление отдельных научных дисциплин, а их взаимопроникновение и взаимовосполнение содержания, мето-

дов и т. п., и подчеркивают, что междисциплинарность - это не отображение отдельной наукой своего предмета, метода, а включение знания о предметах и методах каждой науки в едино-целостную научную картину мира [6]. В исследованиях данных авторов важно обратить внимание на знания о предметах и методах, на которых они делают акцент.

Применительно к системе среднего образования проблему исследовала Т. Г. Браже, она в своих работах отмечает, что междисци-линарность - это прежде всего интеграция знаний из разных предметных областей, которая в конечном счете должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, единства земли и космоса, единства вселенной [7].

Отмечая важный вклад данного автора в формирование понятия «междисциплинар-ность», отметим, что акцент в ее исследованиях все же делается на содержательный аспект (на реализацию межпредметных связей), в стороне же остается процессуальный аспект (универсальные умения).

Опираясь на имеющиеся исследования, авторы статьи считают, что междисциплинар-ность в обучении по отношению к школьному образованию стоит рассматривать сегодня шире, чем только реализацию межпредметных связей и метапредметного подхода (он ориентирован на формирование универсальных учебных действий, т. е. развитие таких метаумений, которые являются общими для разных предметных областей, например, умение поставить цель, спрогнозировать результат, найти нужную информацию, оценить ее достоверность и правильность, сделать выводы и обобщения и т. д), большое внимание нужно уделять методологическому и процессуальному аспектам ее реализации.

Междисциплинарность в обучении предполагает интеграцию межпредметных связей и метапредметного подхода в обучении.

Именно интеграция обеспечивает методологический аспект междисциплинарности в современном школьном образовании, при этом междисциплинарность - это не просто сумма межпредметности и метапредметности, это понятие большего объема. На основе анализа сущности понятия «междисциплинар-

ность» в ходе исследования были выделены следующие ведущие принципы, которые определяют наши подходы к подготовке учителей информатики в системе дополнительного профессионального образования к ее реализации:

1. Анализ профессиональных затруднений педагогов с целью определения конкретного содержания и методики их подготовки в системе ДПО.

2. Вычленение ключевых направлений и тенденций развития междисциплинарности в современном информационном обществе на основе анализа литературы и интернет-ресурсов и оперативное обновление содержания обучения по этим направлениям. Обязательный учет специфики предметной области «информатика» при вычленении тенденций.

3. Выявление передового педагогического опыта в области междисциплинарности и его трансляция в систему подготовки учителей.

4. Подготовка учителей к реализации меж-дисциплинарности через междисциплинар-ность в их обучении (как при повышении квалификации, так и в процессе профессиональной переподготовки), иными словами учет специфики обучения взрослых, которые сами учат.

Раскроем данные принципы более подробно.

Для понимания исходной ситуации с профессиональными затруднениями в реализации междисциплинарности нами было проведено анкетирование учителей информатики Ленинградской области, проанализированы технологические карты уроков, подготовленные учителями, изучены визитные карточки учебных проектов, реализуемых в школах.

Наше исследование показало, что многие учителя не различают четко сущность понятий межпредметные связи и метапредметный подход (около 70% учителей испытали затруднение в объяснении разницы понятий).

В процессе обучения учителя не всегда уделяется должное внимание реализации межпредметных связей информатики и математики, информатики и физики.

На уроках учителя не всегда ставят цель формирования универсальных учебных действия и формулируют ее на понятном для

обучающихся языке (какие именно общие умения будут сформированы или развиты, почему эти умения являются важными и где они будут востребованы).

При организации проектной деятельности слабо используются возможности междисциплинарного подхода, чаще реализуются предметные проекты.

Медленно входят в практику учителя новые педагогические технологии, использующие преимущества современных ИКТ с позиции организации деятельности учащихся и междисциплинарности содержания, например, «смешанное обучение». До сих пор многие учителя отдают предпочтение традиционному предметному уроку, построенному в логике «проверка усвоения материала предыдущего урока, объяснение преподавателем нового материала, закрепление», инновационные модели уроков реализуются редко.

Недостаточно оценена педагогами роль рефлексии на разных этапах урока для осмысления и принятия учениками достигнутых результатов с предметной и метапред-метной точек зрения.

При создании образовательной среды в предметной области «информатика» учителя не всегда в должной мере используют возможности современных информационных технологий, редко для представления учебных и методических материалов создаются собственные сайты и блоги, недостаточно эффективно реализуются возможности дистанционных образовательных технологий; в учебном процессе пока очень редко применяются мобильные устройства и технологии.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены «болевые точки», которые впоследствии были учтены при формировании содержания обучения педагогов.

При анализе специфики реализации меж-дисциплинарности в современном обществе и в предметной области информатика была зафиксирована ее двойственная функция. С одной стороны, информатика имеет тесные связи с математикой и физикой. С другой стороны, играет важную роль в формировании различных универсальных учебных действий (особенно познавательных и коммуникативных), которые представляют собой систему

способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Поэтому информатика - это тот особый учебный предмет, где междисциплинарность должна быть реализована в первую очередь.

Анализ мирового опыта показывает, что в настоящее время междисциплинарность в образовании реализуется на новом уровне через развитие STEM и STEAM-образования. В переводе с английского (S - science, T -technology, E - engineering, A - art и M -mathematics) - это будет звучать как естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика, которые изучаются и рассматриваются во взаимосвязи и интеграции. Обратим внимание, что сначала появилось STEM-образование, которое постепенно стало включать в себя еще и гуманитарные составляющие, т. е. STEAM-образования [8].

Поскольку информатика в своем прикладном аспекте тесно связана с решением задач из разных предметных областей и формирует базовые умения в области построения алгоритмов, моделирования, программирования, то учителя информатики оказались одними из первых, кто начал осваивать образовательную робототехнику, 3D-моделирование и другие современные направления, связанные с развитием цифрового общества.

Авторы учебников информатики уже включают знакомство с этими направлениями в основную программу предмета [9; 10], но для изучения столь объемного материала, конечно, недостаточно только времени уроков в рамках базового учебного плана.

Поэтому в учебных заведениях Ленинградской области, как и других регионов РФ, робототехника, 3D-моделирование активно осваиваются и в урочной, и во внеурочной работе, т. е. целенаправленно осуществляется переход к STEM- и STEAM-образованию.

Анализ передового педагогического опыта включал изучение международных и российских инновационных педагогических практик, систематизацию накопленного материала и представление его в открытой образовательной среде института и кафедры. Опира-

ясь на ведущие исследования, описывающие особенности обучения взрослых, авторы считают, что самое важное учить учителей так, как потом должны будут учить они, то есть создавать адекватную среду обучения, опираться на их практический опыт и профессиональные затруднения, максимально ориентироваться на решение конкретных педагогических и методических задач, реализовывать в обучении междисциплинарность через интеграцию знаний по педагогике, психологии, предметной методике.

На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что подготовить учителей к реализации междис-циплинарности можно, если:

- создать адекватную цифровую образовательную среду обучения педагогов;

- сформировать содержательные модули, ориентируясь на формируемые профессиональные компетенции;

- организовать процесс подготовки учителей с использованием разных форм, методов и технологий обучения.

В процессе исследования большое внимание уделялось нами проектированию и развитию на кафедре математики, информатики и ИКТ насыщенной цифровой образовательной среды (ЦОС), максимально обеспечивающей запросы и потребности учителей.

Создание и постоянное совершенствование кафедральной ЦОС - важный аспект в реализации междисциплинарности в ДПО. Обычно если сам учитель учится в открытой, насыщенной и разнообразной ЦОС, он потом более активно использует возможности новой образовательной среды в своей педагогической деятельности. Формирование цифровой образовательной среды кафедры и ее постоянное насыщение и развитие - это важный путь к профессиональному росту преподавателей кафедры. Представление своих наработок в сети требует тщательного отбора содержания, структурирования материалов и их систематизации, обеспечивает обмен опытом и единый подход к обучению учителей всеми преподавателями кафедры.

Цифровая образовательная среда, созданная на кафедре, включает следующую систему цифровых ресурсов:

- сайты и блоги по разным направлениям работы, ведущий блог: Информатики Ленин-

градской области (http://informlo.blogspot. com);

- материалы для дистанционной поддержки обучения на сайте дистанционного обучения института (http://ict.loiro.ru, категория -Кафедра математики, информатики и ИКТ);

- образовательный портал ХОР (http:// portal.loiro.ru).

Для поддержки учителей создаются такие цифровые ресурсы, которые помогают им детально познакомиться с опытом других педагогов и представить свой собственный опыт. Это сайты или блоги, которые выполняют роль коллективного интернет-портфолио, т. е. не только предоставляют слушателю базовую исходную информацию по образовательной проблеме (модулю учебной программы), но и включают в себя практические разработки самих учителей.

В составе ЦОС важное место занимают ссылки с аннотациями на ресурсы, которые позволяют учителям в дополнение к формальному осуществлять неформальное повышение квалификации, это прежде всего массовые открытые онлайн-курсы (МООК) [11]. Универсариум (https://universarium.org), Лекториум (https://www.lektorium.tv), Степик (https://welcome.stepik.org/ru), а также сайты различных образовательных сообществ, например, Образовательная Галактика, а также образовательные платформы, которые можно использовать в работе с учащимися (Российская электронная школа, Мобильное электронное образование, Московская электронная школа и др.).

При определении содержания обучения в подготовке учителей к реализации междис-циплинарности мы опирались на модульный подход. Модули в нашем понимании - это содержательные элементы программы обучения, ориентированные на формирование и развитие конкретных профессиональных компетенций учителя: способность и готовность спроектировать урок, организовать проектную и исследовательскую деятельность, внеурочную работу, создать адекватную целям и задачам обучения образовательную среду. Значимость модульного подхода в том, что упрощается процедура обновления содержания, устаревшие модули можно оперативно изымать из программы и замещать

новыми, соответствующие текущим требованиям.

В программу подготовки учителей информатики на данном этапе включены следующие модули и их элементы.

1. Современный урок информатики:

- Педагогические и психологические требования к уроку.

- Инновационные модели уроков (урок со сменой рабочих зон, перевернутый урок, урок вне стен класса и др.).

- Реализация смешанного обучения на уроке (использование цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий).

- Мобильные устройства и технологии на уроке, подход BYOD (bring your own device -принеси на урок свое собственное мобильное устройство) при организации современного урока.

- Способы реализации межпредметных связей на современном уроке (интеграция знаний по математике и информатике, информатике и физике).

- Формирующее оценивание на современном уроке (критерии оценивание, вовлечение учащихся в процесс оценивания, компьютерные инструменты оценивания).

2. Проектная и исследовательская деятельность в курсе информатики:

- Специфика проектной и исследовательской деятельности на современном этапе, stem- и steam-образование: мировой и российский опыт.

- Продукты проектной и исследовательской деятельности на современном этапе (роботы, SD-модели, сайты и блоги).

- Представление хода и результатов проектной деятельности.

3. Внеурочная работа по информатике:

- Обеспечение участия учащихся в конкурсах и олимпиадах (очных и дистанционных), методика подготовки к конкурсам и олимпиадам.

- Работа кружков и факультативов в школе (актуальная тематика, технологические подходы).

- Междисциплинарные недели в современной школе.

4. Создание цифровой образовательной среды (ЦОС) учителя информатики:

- ЦОС современного учителя: что это такое и как ее создавать.

- Цифровые образовательные ресурсы, на которые нужно опираться (образовательные платформы, массовые открытые онлайн курсы, полезные цифровые ресурсы).

- Инструментальные системы для создания методических и дидактических материалов, для реализации контроля и рефлексии.

При анализе ведущих тенденций развития междисциплинарности на современном этапе с учетом необходимости формирования новых содержательных модулей подготовки учителей информатики были выделены еще два важных перспективных содержательных компонента:

- дополненная реальность и ее использование в образовании;

- мнемотехники при работе с большими объемами информации.

В последние годы дополненная реальность начинает активно использоваться в системе образования. Важность работ в области дополненной реальности зафиксирована в программе создания цифровой экономики в России. Ее широкое применение работает на улучшение наглядности в обучении, решение проблем визуализации учебного материала с учетом возможностей современных цифровых технологий.

Для учителей информатики изучение дополненной реальности важно с двух позиций: процессуально - это инструмент совершенствования образовательного процесса, содержательно - это одно из направлений развития современного программного обеспечения. Кроме того, практически все инструменты дополненной реальности требуют использования мобильных устройств и технологий, а это важное направление совершенствования методики преподавания в современном мире. Разработки, выполненные с использованием дополненной реальности, могут стать в перспективе продуктами проектной деятельности учащихся.

Мнемотехнические приемы работы с информацией сегодня - это то метапредметное знание, которое важно для любой предметной области, те универсальные метапредметные умения, которые важны для любого человека в современном информационном обществе.

Владение мнемотехническими приемами очень важно для современных обучающихся, так как, по мнению психологов, они имеют небольшой объем оперативной памяти, не склонны к запоминанию информации, а в большой мере ориентированы на ее поиск в сети, не знают приемов запоминания информации [12].

В нашей практике уже происходит знакомство учителей с приемами мнемотехники с тем, чтобы они в последующем могли изучать мнемотехнические приемы в курсе информатики и активно использовать их для активизации образовательного процесса. Обычно изучаются следующие приемы: цифробук-венный код, ассоциации, метод римской комнаты и др. Но эта работа на кафедре только началась, она является очень перспективной на ближайшее время.

Процессуально подготовка учителей информатики включает как традиционные подходы к обучению (лекции и практические занятия), так и подходы, связанные с изучением опыта работы передовых учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области через выездные занятия, стажировки, участие слушателей в семинарах и конференциях, в конкурсах по разным направлениям работы учителей.

Для реализации практической направленности в подготовке учителей создана база данных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на базе которых происходит знакомство с реальными новаторскими педагогическими практиками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе работы со слушателями очень важную роль играют и такие формы неформального повышения квалификации, как участие в семинарах, конференциях и конкурсах.

В Ленинградском областном институте развития образования ежегодно проводится конференция «Региональная образовательная информационная среда» (РОИС). Основные задачи конференции - это обобщение регионального опыта создания и развития цифровой образовательной среды и изучение опыта других регионов. Конференция обычно включает два этапа: дистанционный (серия веби-наров) и очный. Для ведения вебинаров приглашаются лучшие специалисты в России как в области создания образовательной среды,

так и в различных аспектах преподавания информатики.

На очных мероприятиях конференции проводятся общее пленарное обсуждение проблем развития образования и серия мастер-классов для представления актуального, самого передового опыта.

Ежегодно в ЛОИРО проводятся конкурсы для учителей, Ярмарки инноваций. На конкурсах могут оцениваться методические разработки, электронные образовательные ресурсы, проведенные для учащихся учебные проекты и др.

На ярмарках представляются передовые педагогические практики.

Роль конкурсов и ярмарок в подготовке учителей к реализации междисциплинарности велика, потому что учителя ориентированы на выбор междисциплинарных тем своих проектов, на создание междисциплинарных критериев оценивания ученических работ, на вовлечение учащихся в коллективную работу и процедуру оценивания своих и чужих работ. С нашей точки зрения, подготовка учителей к использованию формирующего оценивания в педагогической деятельности также важный аспект междисциплинарности.

Результаты нашей работы показали, что для обеспечения результативности подготовки учителей информатики в системе дополнительного профессионального образования к реализации междисциплинарности необходимо соблюдать следующие условия:

1. Создать и постоянно поддерживать в системе ДПО педагогов адекватную, разнообразную, многоуровневую, насыщенную цифровую образовательную среду, которая включает материалы с обоснованием сущности междисциплинарности, а также описание педагогических практик самих учителей, уже реализующих междисцилинарность в своей работе.

2. Обеспечивать максимальную практическую направленность обучения в процессе повышения квалификации или профессиональной переподготовки с представлением опыта работы педагогов региона и страны в указанном направлении через работу стажи-ровочных площадок; проведение мастер-классов, посещение передовых учебных заведений и знакомство с инновационными педа-

гогическими практиками на Ярмарках инноваций.

3. Ориентировать педагогов на развитие своей цифровой компетентности через использование в учебном процессе не столько стационарных компьютеров, но и мобильных устройств и технологий, дистанционных образовательных технологий, существующих цифровых образовательных ресурсов.

4. Обеспечивать постоянное профессиональное развитие самих преподавателей кафедры, их формальное и неформальное повышение квалификации в различных направлениях посредством обмена передовым педагогическим опытом (взаимное посещение занятий) и представления разработок в цифровой образовательной среде кафедры.

5. Постоянно определять новые направления работы кафедры, связанные с развитием междисциплинарности в современном информационном обществе.

Важно также подчеркнуть, то сформулированные выше условия являются во многом общими для разных содержательных компонентов подготовки учителей не только информатики, но и других предметов, не только подготовки к реализации междисциплинарно-сти, но и для формирования и развития разнообразных профессиональных компетенций современного учителя. Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы о решении задач, поставленных в начале статьи:

- На основе анализа профессиональных затруднений педагогов и выделенных ключевых направлений и тенденций развития меж-дисциплинарности определены модули, которые необходимо включить в систему их подготовки в ДПО.

- Созданы и апробированы в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы для дистанционной поддержки обучения педагогов в системе ДПО с представлением передового педагогического опыта в реализации междисциплинарности.

- Обоснована необходимость сочетания традиционного обучения и обучения с использованием ДОТ в подготовке учителей, важность сочетания теоретического обучения и практического знакомства с инновационными педагогическими практиками на конференциях, семинарах, конкурсах и форумах.

Библиографический список:

1. Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования / Э. М. Мирский // Новая философская энциклопедия. - М. : Мысль, 2001. - 304 c.

2. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия [Электронный ресурс] / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. -Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3025.htm (дата обращения: 15.10.2018).

3. Бушковская Е. А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения [Электронный ресурс] / Е. А. Бушковская // Молодой ученый. - 2009. -№ 5. - С. 178-182. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/5/297/ (дата обращения: 06.09.2018).

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе / В. Н. Максимова. - Л., 1984. - 192 c.

5. Усова А. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе / А. В. Усова. -Челябинск, 1995. - 16 с.

6. Редин Л. В. Междисциплинарность в образовании: проектирование образовательных программ [Электронный ресурс] / Л. В. Редин, В. Г. Иванов // Инженерное образование. -2016. - № 20. - Режим доступа: http:// aeer.ru/files/io/m20/art_14.pdf (дата обращения: 16.10.2018).

7. Браже Т. Т. Интеграция предметов в современной школе / Т. Т. Браже // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

8. Перро Т. Время STEM подошло к концу, теперь IT-компаниям нужны STEAM-специалисты [Электронный ресурс] / Т. Перро. - Режим доступа: https://itc.ua/blogs/tom-perro-vremya-stem-podoshlo-k-kontsu-teper-it-kompaniyam-nuzhnyi-ste am-spetsialistyi/ (дата обращения: 18.10.2018).

9. Босова Л. Л. Информатика : учебник. 8 класс / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : Бином, 2016. - 160 с.

10. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика : учебник. 8 класс / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. - М. : Бином, 2017. - 256 с.

11. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогов: возможности, риски, достижения, проблемы / М. Б. Лебедева // VIII Международная научно-практическая конференция «Электронная Казань, 2016». -Казань, 2016. - С. 371-376.

12. Мнемотехнические приемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// 4brain.ru/memory/mnemotehniki.php (дата обращения: 18.10.2018).

References:

1. Mirsky E. M. Interdisciplinary Studies [Mezhdisciplinarnye issledovaniya], New Philosophical Encyclopedia, 2001. 304 p.

2. Projective Philosophical Dictionary: New Terms and Concepts [Proektivnyj filosofskij slovar': Novye terminy i ponyatiya] [Web resource], Edited by G. L. Tulchinsky, M. N. Epstein, access mode: http://hpsy.ru/public/x3025. htm (accessed date: 10/15/2018).

3. Bushkovskaya E. A. Interdisciplinary integration as a phenomenon of philosophy and learning strategy [Mezhdisciplinarnaya integraciya kak fenomen filosofii i strategiya obucheniya] [Web resource], Scientist, 2009, pp. 178-182, access mode: https://moluch.ru/archive/5/297/ (accessed date: 09/06/2018).

4. Maksimova V. N. Interdisciplinary communication in the educational process [Mezhpred-metnye svyazi v uchebno-vospitatel'nom processe], 1984.192 p.

5. Usova A. V. Interdisciplinary connections in teaching the fundamentals of science at school [Mezhpredmetnye svyazi v prepodavanii osnov nauk v shkole], Chelyabinsk, 1995. 16 p.

6. Redin L. V., Ivanov V. G. Interdisciplinarity in education: designing educational programs [Mezhdisciplinarnost' v obrazovanii: proektiro-vanie obrazovatel'nyh programm] [Web resource], Engineering Education, 2016, No. 20, access mode: http://aeer.ru/files/io/m20/art_14.pdf (accessed date: 10/16/2018).

7. Brazhe T. T. Integration of subjects in the modern school [Integraciya predmetov v sov-remennoj shkole], Literature at school, 1996, No. 5, pp. 150-154.

8. Perro T. The time of STEM has come to an end, now IT companies need STEAM specialists [Vremya STEM podoshlo k koncu, teper' IT-kompaniyam nu-zhny STEAM-specialisty] [Web resource], access mode: https://itc.ua/blogs/tom-perro-vremya-stem-podoshlo-k-kontsu-teper-it-kompaniyam-nuzhnyi-ste am-spetsialistyi/ (accessed date: 10/18/2018).

9. Bosova L. L., Bosova A. Yu. Informatics. Textbook. 8th grade [Informatika. Uchebnik. 8 klass], 2016. 160 p.

10. Polyakov K. Yu., Eremin E. A. Informatics. Textbook. 8th grade [Informatika. Uchebnik. 8 klass], 2017. 256 p.

11. Lebedeva M. B. Remote educational technologies in the system of advanced training of teachers: opportunities, risks, achievements, problems [Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov:

vozmozhnosti, riski, dostizheniya, problemy], VIII International Scientific and Practical Conference "Electronic Kazan, 2016", Kazan, 2016, p.371-376.

12. Mnemotechnical techniques [Mnemotekhni-cheskie priemy] [Web resource], access mode: https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php (accessed date: 10/18/2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.