Научная статья на тему 'Модернизация образования в условиях цифровой экономики'

Модернизация образования в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / образование / цифровая экономика / цифровые технологии / искусственный интеллект / облачные вычисления / онлайн-курсы. / digitalization / education / digital economy / digital technologies / artificial intelligence / cloud computing / online courses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. П. Исмаилова, П. К. Рамазанова

В статье рассматривается необходимость модернизации образования в условиях цифровой экономики, что обусловливает задачу подготовки высококвалифицированных специалистов нового времени, которые должны владеть рядом цифровых компетенций, способствующих формированию современного человека как «человека новой формации», с креативным мышлением, способного быть конкурентоспособным в информационном пространстве. Для решения проблемы нехватки квалифицированных специалистов в области цифровой экономики необходимо повысить количество выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, повысить долю населения, обладающего цифровыми навыками и информационными технологиями. Все это требует модернизации, цифровизации российской образовательной системы, перехода на электронную форму обучения, а также проведение онлайн-курсов, вибинаров, направленных на подготовку и переподготовку кадров для цифровой экономики, способных организовать эффективное применение цифровых технологий для решения задач оптимизации и управления организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION IN CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

The article discusses the need for modernization of education in the digital economy, which leads to the task of training highly qualified specialists of the new time, who must possess a number of digital competencies, that contribute to the formation of a modern person as a “person of a new formation” with creative thinking and who capable of being competitive in the information space. For solving the problem of the shortage of qualified specialists in the field of the digital economy, it is necessary to increase the number of graduates of educational institutions of higher and secondary professional education in the areas of training related to information and telecommunication technologies, and to increase the proportion of the population with digital skills and information technologies. All this requires modernization, digitalization of the Russian educational system, the transition to an electronic form of training, as well as online courses, webinars aimed at training and retraining personnel for the digital economy, which is capable to organize the effective use of digital technologies for solving the problems of organization optimization and management.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования в условиях цифровой экономики»

3. Kononenko B.I. Bol'shojtolkovyjslovar'po kul'turologii. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2003. 521 s.

4. Pischik V.I. Psihologiya transformaciimental'nostipokolenij. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih n. Rostov-na-Donu, 2010.

5. Bi C. Religioznaya kartina mira i ee otrazhenie vo frazeologii nacional'nogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2004.

6. Lo S. Mezhkul'turnaya kommunikaciya: kitajsko-rossijskij dialog. Russkij yazyk kak inostrannyj: teoriya, issledovaniya, praktika. Sankt-Peterburg, 2004; Vypusk 7: 142 - 146

7. Moiseeva L.A. Istoriya civilizacij. Kurs lekcij. Rostov-na-Donu, 2000.

8. Malyavin V.V. Kitajskaya civilizaciya. Moskva, 2001.

9. Tajlor 'E.B. Mif i obryad v pervobytnoj kul'ture. Smolensk, 2000.

10. Ratushnaya E.R. Frazeologizmy biblejskogo proishozhdeniya kak ob'ekt russkoj sovremennoj frazeologii. Problemy istorii, filosofii, kul'tury. 2011; № 3 (33): 454 - 458.

Статья поступила в редакцию 23.01.20

УДК 371

Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines of North Caucasus

Institute of the Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia), E-mail: ism_nup@mail.ru

Ramazanova P.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines of North Caucasus

Institute, Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia), E-mail: patee1@mail.ru

MODERNIZATION OF EDUCATION IN CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY. The article discusses the need for modernization of education in the digital economy, which leads to the task of training highly qualified specialists of the new time, who must possess a number of digital competencies, that contribute to the formation of a modern person as a "person of a new formation" with creative thinking and who capable of being competitive in the information space. For solving the problem of the shortage of qualified specialists in the field of the digital economy, it is necessary to increase the number of graduates of educational institutions of higher and secondary professional education in the areas of training related to information and telecommunication technologies, and to increase the proportion of the population with digital skills and information technologies. All this requires modernization, digitalization of the Russian educational system, the transition to an electronic form of training, as well as online courses, webinars aimed at training and retraining personnel for the digital economy, which is capable to organize the effective use of digital technologies for solving the problems of organization optimization and management.

Key words: digitalization, education, digital economy, digital technologies, artificial intelligence, cloud computing, online courses.

Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, доц., Северокавказский институт Всероссийского государственного университета юстиции, г. Махачкала,

E-mail: ism_nup@mail.ru

П.К. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., Северокавказский институт Всероссийского государственного университета юстиции, г. Махачкала,

E-mail: patee1@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматривается необходимость модернизации образования в условиях цифровой экономики, что обусловливает задачу подготовки высококвалифицированных специалистов нового времени, которые должны владеть рядом цифровых компетенций, способствующих формированию современного человека как «человека новой формации», с креативным мышлением, способного быть конкурентоспособным в информационном пространстве. Для решения проблемы нехватки квалифицированных специалистов в области цифровой экономики необходимо повысить количество выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, повысить долю населения, обладающего цифровыми навыками и информационными технологиями. Все это требует модернизации, цифровизации российской образовательной системы, перехода на электронную форму обучения, а также проведение онлайн-курсов, вибинаров, направленных на подготовку и переподготовку кадров для цифровой экономики, способных организовать эффективное применение цифровых технологий для решения задач оптимизации и управления организаций.

Ключевые слова: цифровизация, образование, цифровая экономика, цифровые технологии, искусственный интеллект, облачные вычисления, онлайн-курсы.

Цифровизация экономической системы является основным направлением устойчивого развития государства, экономики и общественных отношений.

В этих условиях появляется необходимость формирования нормативно-правового регулирования в самых разных «цифровых» сферах, таких как электронная коммерция, индустриальный Интернет, применение систем распределенных данных, использование криптовалют, систем искусственного интеллекта, робототехники и др.

Все это - новые вызовы для общества, нуждающиеся в четком и адекватном правовом регулировании, при отсутствии которого неизбежно возникнут проблемы с разработкой и внедрением инновационных технологий, способствующих развитию цифровой экономики в России.

Одним из приоритетных направления развития цифровой экономики в России является внедрение цифровых технологий в образовательный процесс.

Согласно принятой в июле 2017 года программе «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 года российская система образования должна обеспечить все без исключения экономические секторы, отрасли и направления высококомпетентными кадрами пользователей современных и перспективных информационных технологий, обладающих высоким уровнем цифровой грамотности умений, навыков и компетенций, соответствующих социальному заказу и требованиям нынешнего информационного общества, способных реализовать свой личностный профессиональный потенциал в развитии государственной цифровой экономики [1].

И если не будет своевременно создан новый мощный интеллектуальный потенциал, не будут организованы сообщества специалистов с новыми компетенциями, страна не сможет реализовать себя в глобальном цифровом пространстве. Человеческий фактор станет самой главной преградой для экономического роста и инноваций в России, развития ее конкурентоспособности вплоть до глобальной. Цифровая экономика предполагает невиданную цифровизацию, роботизацию,

когда многие функции человеческой жизнедеятельности, вплоть до функций адвокатов, судей, следователей, врачей, учителей будут выполнять роботы.

Что касается России, эксперты Superjob считают, что 2020 год станет поворотным моментом для рынка труда в России: только лучшие сотрудники сохранят работу в компаниях, в остальном будет применяться принцип «уходи или развивайся», потому что в конкуренции между технологиями и образованием выигрывают те, кто стимулирует совершенствование навыков, кто способен воспользоваться цифровыми возможностями. Количество сотрудников будет сокращаться на 5% ежегодно. Через 3 4 года уровень безработицы в России может достичь 20 - 25% [2].

Теперь конкурентоспособность организаций, фирм, отраслей, регионов, стран в целом зависит не только от эффективности использования имеющихся кадров, но и от наличия кадрового потенциала. В будущем появится много новых профессий и специальностей, которые обусловлены реализацией программы цифровизации экономики, Концепции «Индустриализация 4.0».

Поэтому в Программе цифровизации России планируется использовать новые технологии, в том числе блокчейн [3], промышленный Интернет, большие данные нейротехнологии и искусственный интеллект в сферах, имеющих прямое отношение к обеспечению качества жизни человека.

Цифровая экономика - это система, призванная коренным образом изменить все: государственное управление, бизнес, здравоохранение, медицину, науку, образование. [4].

В настоящий момент наиболее актуальным является формирование у специалистов различных профилей цифровых компетенций, а также подготовка их к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. В частности:

• способности работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;

• адаптивности к изменяющимся условиям и гибкости;

• непрерывному образованию и самообразованию [5].

Данные компетенции в ближайшее время будут, прежде всего, определять формирование современного человека как «человека новой формации». Люди с креативным мышлением становятся всё более конкурентоспособными.

Для решения проблемы нехватки квалифицированных специалистов в области цифровой экономики необходимо повысить количество выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, повысить долю населения, обладающего цифровыми навыками и информационными технологиями.

Все это требует модернизации, цифровизации российской образовательной системы, перехода на электронную форму обучения. Меняется роль педагога в эпоху цифровой экономики, возникают новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимся, так называемое сетевое взаимодействие [6].

В последнее время в условиях цифровой экономики ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит электронным образовательным технологиям. Одним из наиболее востребованных педагогических трендов является формирование массовых открытых онлайн-курсов для систем уровневого и дополнительного образования (massive open online courses-MOOC) [7].

Согласно планам Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, к 2025 году российские вузы должны создать до 4000 онлайн-курсов. Такие требования означают перевод большей части образовательных программ вузов в цифровой формат. Многие российские университеты работают и в рамках западных образовательных платформ. Присутствуют и сугубо российские платформы, наиболее важной из которых является Национальная платформа открытого образования.

В настоящее время создаются сообщества электронной образовательной сети - онлайн-университеты, основанные на использовании дистанционных и электронных технологий, которые способствуют повышению качества образовательных услуг и индивидуализации образовательного процесса.

Онлайн-обучение, или электронное обучение - это обучение с использованием мультимедийных и Интернет-технологий.

Одним из приоритетных направлений в траектории цифровой педагогики является формировании цифровой образовательной среды, в которой с успехом реализовываются массовые открытые онлайн-курсы.

Как показал анализ, наиболее востребованными являются онлайн-курсы, направленные на подготовку кадров для цифровой экономики, способных организовать эффективное применение цифровых технологий для решения задач оптимизации и управления организаций. К ним можно отнести вебинары и электронные курсы по тематике (табл. 1):

В Северокавказском институте Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) недавно была разработана «Программа развития СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) на 2020 - 2024 годы» включающая в себя следующие направления (табл. 2):

Библиографический список

Таблица 1

Наиболее востребованные электронные курсы и вебинары

№ Направление развития

l. Управление иннновациями;

2. Экономическая среда бизнеса в цифровой экономике;

3. Цифровые бизнос-модели и экосистемы;

4. Анализ данных для принятия решений;

5. Введение и управление базами данных;

6. Анализ данных (регрессионный анализ, кластеризация для принятия бизнес-решения);

7. Принятие решений на основе больших данных;

8. Биометрия, интернет-вещей, блокчейн технологии, робототехника;

9. Использоваиие глубинного обучения и нейронных сетей для принятия решения.

Таблица 2

Основные направления «Программы развития СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) на 2020 - 2024 годы»

№ Направления развития

1. Повышение квалификации и переподготовка кадров (с освоеюием цифровых технологий и облачных ресурсов в работе) - 100% к 2024 г;

2. Внедрение в образовательный процесс цифровых и облачных технологий, так введение дополнительных модулей в цифровую образовательную среду (решающие задачи мониторинга образовательной деятельности, организации и проведения веб-мероприятий: видеоконференций, мастер-классов, вебинаров);

3. Создание ивформационных ресурсов с открытым доступом к цифровым и облачным ресурсам;

4. Перевод промежуточного и текущего контроля в электронно-цифровой формат (2020 до 30%), а соответственно создание электронного контента по всем дисциплинам и модулям ежегодно по 20% к учебным планам,

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности образовательных и научно-исследовательских процессов в учебных заведениях, будет приносить пользу студентам.

Вузы должны иметь право выбора цифровых инструментов и целых образовательных систем. Это может быть вызвано спецификой образовательного учреждения, его возможностями, уровнем информационных компетенций преподавателей и студентов.

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р). Стратегические приоритеты. 2017; № 3 (15): 153 - 165.

2. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Деятельность преподавателя в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза: особенности и проблемы адаптации. Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы XIII-й международной научно-практической конференции. Самара: СГСПУ, 2018: 8 - 14.

3. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка в условиях электронной сетевой среды. Высшее образование в России. 2013; № 2: 79 - 83.

4. Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования. Интерактивное образование. 2018; № 1-2: 9 - 14.

5. Монахов В.М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для IT-образования. Современные информационные технологии и ITобразование. 2017; Т. 13, № 2: 111 - 121.

6. Розина И.Н. Цифровизация образования. Информационные технологии в образовании - 2011: сборник научных трудов участников XI-й научно-практической конференции-выставки, 31 октября - 1 ноября, Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2011: 149 - 151.

7. Чошанов М.А. Е-дидактика. Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий. Образовательные технологии и общество. 2013; Т. 16, № 3: 684 - 696.

8. Юсупова С.Я., Поздеева С.Н. Образование в эпоху цифровой экономики. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018; № 2 (108).

References

1. Programma «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii» (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 28.07.2017. № 1632-r). Strategicheskie prioritety. 2017; № 3 (15): 153 - 165.

2. Anis'kin V.N., Anis'kin S.V., Dobud'ko T.V., Pugach V.I. Deyatel'nost' prepodavatelya v usloviyah elektronnoj informacionno-obrazovaternoj sredy vuza: osobennosti i problemy adaptacii. Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy materialy XIII-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara: SGSPU, 2018: 8 - 14.

3. Laptev V.V., Noskova T.N. Professional'naya podgotovka v usloviyah 'elektronnoj setevoj sredy. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013; № 2: 79 - 83.

4. Kafidulina N.N. Cifrovizaciya kak trend: tochki rosta dlya rossijskogo obrazovaniya. Interaktivnoe obrazovanie. 2018; № 1-2: 9 - 14.

5. Monahov V.M. Razrabotka prognosticheskoj modeli razvitiya teorii obucheniya dlya IT-obrazovaniya. Sovremennye informacionnye tehnologii i ITobrazovanie. 2017; T. 13, № 2: 111 - 121.

6. Rozina I.N. Cifrovizaciya obrazovaniya. Informacionnye tehnologii v obrazovanii - 2011: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov XI-j nauchno-prakticheskoj konferencii-vystavki, 31 oktyabrya - 1 noyabrya, Rostov-na-Donu: Rostizdat, 2011: 149 - 151.

7. Choshanov M.A. E-didaktika. Novyj vzglyad na teoriyu obucheniya v 'epohu cifrovyh tehnologij. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2013; T. 16, № 3: 684 - 696.

8. Yusupova S.Ya., Pozdeeva S.N. Obrazovanie v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Upravlenie 'ekonomicheskimisistemami: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018; № 2 (108).

Статья поступила в редакцию 25.01.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.