Научная статья на тему 'Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России'

Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1833
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНИКОВ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВАЯ ШКОЛА / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC FORMS OF TEXTBOOKS / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATION AND TECHNICAL INFRASTRUCTURE / DIGITAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашицин В. П.

Статья посвящена проблеме формирования «видения стратегии» и прогноза развития процесса цифровизации сферы общего образования России в рамках проведения междисциплинарного научного исследования по конкурсу РФФИ «Фундаментальное научное обеспечение процессов цифровизации общего образования». Актуальность темы определяется тем фактом, что именно система образования может обеспечить России переход в цифровую эпоху, ориентированную на новые типы и формы труда, поэтому в системе общего образования России важно правильно определить объективные условия и препятствия, обеспечить предпосылки цифровой трансформации социальной сферы образования с учетом того, что на сегодняшний момент не выработаны общепринятые показатели измерения на уровне общеобразовательных организаций, которые давали бы возможность измерять эффективность самого процесса цифровой трансформации. Исследование является междисциплинарным, включает в себя методы нескольких предметных областей (социологии, педагогики, методологии образования, информационных технологий), основано на применении краудсорсинговых методов для формирования модели «запросов» на выявление существенных параметров, обеспечивающих эффективность цифровой трансформации института школы; сбора первичных данных по потребностям, текущему состоянию, ближайшим перспективам и препятствиям для трансформации общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации с учетом внешних и внутренних факторов, которые связаны с реализацией национальных проектов Российской Федерации и новыми внешними вызовами. На основе статистических методов и кластерного анализа осуществляется классификация школ Российской Федерации по степени развития цифровой трансформации происходящих процессов для поиска оптимальных путей развития общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашицин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF DIGITALIZATION IN THE RUSSIAN GENERAL EDUCATION SYSTEM

This work relates to the problem of "strategy vision" formation and is aimed at the approach and forecast for the development of digitalization processes in the sphere of General education in Russia as part of an interdisciplinary research competition of the Russian Foundation for basic research (RFBR) on the topic "Fundamental scientific support for the digitization of General education". The relevance of this research is confirmed by the matter, that exactly the education system can ensure Russia's transition to a digital age focused on new types and forms of work, so it is important to correctly identify objective conditions and obstacles in the general education system of Russia, to provide prerequisites for the digital transformation of the social sphere of education, taking into account that currently there are no generally accepted measurement indicators at the level of general education organizations that would allow measuring the effectiveness of the digital transformation process itself. The research is interdisciplinary, includes methods of several subject areas (sociology, pedagogy, educational methodology, information technology), and is based on the use of crowdsourcing methods to form a model of "queries" to identify significant parameters that ensure the effectiveness of the digital transformation of the school Institution; collection of primary data on the needs, current state, immediate prospects and obstacles to transformation in educational organizations of the Russian regions, considering internal factors, related to running of Russian Government initiatives and appearance of new external challenges. Based on statistical methods and cluster analysis, schools in the Russian Federation are classified according to the degree of development of digital transformation of ongoing processes in order to find optimal ways to develop educational organizations.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373

да*' 40Ш.

В. П. Кашицин

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва

E-mail: v.p.kashitsin@ gmail.com

Vladimir P. Kashitsin

PhD (Education), Senior Researcher of the Laboratory of Mathematical General Education and Informatization, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Статья посвящена проблеме формирования «видения стратегии» и прогноза развития процесса цифровизации сферы общего образования России в рамках проведения междисциплинарного научного исследования по конкурсу РФФИ «Фундаментальное научное обеспечение процессов цифровизации общего образования».

Актуальность темы определяется тем фактом, что именно система образования может обеспечить России переход в цифровую эпоху, ориентированную на новые типы и формы труда, поэтому в системе общего образования России важно правильно определить объективные условия и препятствия, обеспечить предпосылки цифровой трансформации социальной сферы образования с учетом того, что на сегодняшний момент не выработаны общепринятые показатели измерения на уровне общеобразовательных организаций, которые давали бы возможность измерять эффективность самого процесса цифровой трансформации.

Исследование является междисциплинарным, включает в себя методы нескольких предметных областей (социологии, педагогики, методологии образования, информационных технологий), основано на применении краудсорсинговых методов для формирования модели «запросов» на выявление существенных параметров, обеспечивающих эффективность цифровой трансформации института школы; сбора первичных данных по потребностям, текущему состоянию, ближай-

Как цитировать статью: Кашицин В. П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 52-65.

шим перспективам и препятствиям для трансформации общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации с учетом внешних и внутренних факторов, которые связаны с реализацией национальных проектов Российской Федерации и новыми внешними вызовами.

На основе статистических методов и кластерного анализа осуществляется классификация школ Российской Федерации по степени развития цифровой трансформации происходящих процессов для поиска оптимальных путей развития общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронные формы учебников, цифровые образовательные ресурсы, информационная и техническая инфраструктура, цифровая школа.

Введение

Система общего образования в идеале нацелена на подготовку молодых граждан, которые свободно владеют современными технологиями, ориентированы на непрерывное личностное и профессиональное развитие, включая повышение квалификации, с помощью электронных или, как говорят сегодня, «цифровых» форм обучения. Цифровые технологии — это уже среда существования человека, которая открывает возможности эффективного решения жизненных ситуаций, поиска информации, обучения в любое удобное время, выстраивания личных образовательных маршрутов. Однако в настоящее время пока мало внимания уделяется теоретическим и практико-ориентированным научным исследованиям, посвященным формированию модели цифровой трансформации социальной сферы образования.

Гипотеза настоящего исследования состоит в утверждении о неравномерности процессов изменений, происходящих в общеобразовательных организациях при одинаковых или схожих внешних воздействиях, в том числе процессов внедрения новых технологий. Эта тема находится на пересечении проблематики педагогической науки, с одной стороны, и гносеологии развития социальных систем, принципов «этапности смены технологических укладов», с другой, что, несомненно, обусловило необходимость обратиться к проводимым исследованиям и достижениям специалистов, работающих в указанных областях [1; 2; 3; 5; 10].

Как отмечают современные исследователи, «одна из серьезных проблем современной российской школы — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни», вклю-

чая новые формы образования [2]. Эти процессы институционального торможения характеризуются рядом признаков, особенно явно видимых в сфере общего образования [4].

Во-первых, в массовой школе до сих пор мало используются разработанные программные платформы и образовательные цифровые решения, которые во многих других сферах нашей деятельности уже стали привычными и доказали свою необходимость.

Во-вторых, педагоги общеобразовательных организаций в своей массе не владеют методами эффективного использования новых технологических возможностей для формирования индивидуальных условий обучения, как то система персонального подбора учебно-методических комплектов с применением электронных образовательных ресурсов, активизация и «включение мотивации» обучающихся с использованием факторов интерактивности, мультимедийности и игровой составляющей при формировании учебных заданий. Кроме того, практически не решена задача оптимизации таких составляющих работы педагогического и административного состава школ, как автоматизация проверки домашних заданий, подготовки отчетности по формам педагогической деятельности, организации внутришкольного мониторинга успеваемости обучающихся.

В-третьих, до сих пор в исследованиях отсутствуют какие-либо общепринятые и формализованные показатели на уровне общеобразовательных организаций, которые давали бы возможность измерять эффективность самих процессов изменения в организации образовательной деятельности в школах при появлении новых технологических возможностей.

В связи с этим была определена цель исследования: на основании сбора первичных данных, непосредственно полученных в организациях системы общего образования России, проанализировать особенности процесса «цифровизации школы», сформулировать основания для разработки модели цифровой трансформации, на основе статистических методов и кластерного анализа осуществить классификацию конечного множества школ Российской Федерации по степени и формам трансформации.

Сложность процесса трансформации сферы образования состоит в том, что каждая школа и ее образовательная среда по своей природе уникальны, хотя и построены по общим принципам, в связи с чем приложение одних и тех же ресурсов, усилий по цифровой трансформации не дает одинакового или даже близкого эффекта по преобразованию

внутренних педагогических процессов в школе [5].

Более того, значительные усилия, затрачиваемые со стороны образовательных систем на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, часто не приносят ощутимого системного результата для педагогов либо приводят к трансформации и автоматизации только учетных и организационно-административных процессов, связанных с вопросами управления школой. При этом взаимосвязи ряда факторов, явно влияющих на цифровизацию процессов внутри школ, остаются в тени.

В проводимом исследовании разрабатывается подход к формированию сценарной модели изменений образовательных организаций на основе утверждения о том, что технологии цифровизации могут позволить более эффективно решать задачи развития, в то же время эти сценарии будут различны для организаций с разными административными условиями и педагогическими коллективами.

Какие же это задачи? Что необходимо изменить с помощью новых технологий в одном из первичных, базовых социальных институтов — институте школы?

Среди таких задач однозначно можно выделить сокращение разного рода отчетов для всех уровней управления системой образования, чтобы педагоги могли практически все свое время посвятить профессиональной воспитательной работе; затем — обеспечение в полной мере всех школ современным цифровым оборудованием и электронными формами учебников; предложение ежегодных курсов повышения квалификации по выбору самих педагогов для освоения современных цифровых технологий и способов их ежедневного применения в классе.

До настоящего времени организация мониторинга процессов, происходящих в организациях общего образования России, основана на положениях одного основного методического документа — это приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 г. № 657 [12]. К сожалению, в методике определены лишь два показателя, имеющие отношение к процессам информатизации и цифровизации. Они лишь фиксируют (уже не первое десятилетие при проведении мониторинга школьного образования России) количество компьютеров (без указания срока использования) для учебных задач относительно количества обучающихся и во многом рудиментный в современных условиях развитой инфраструктуры телекоммуникации параметр скорости подключения к сети Интернет.

Именно поэтому сегодня наиболее важной, актуальной задачей является необходимость изменить «угол зрения» на оценку развития деятельности школ, сформировать модель их запросов для выявления оптимальных сценариев использования цифровых ресурсов и технологий, которые смогут обеспечить эффективность трансформации школы, в максимальной степени соответствуя ожиданиям педагогов.

Это также касается вопросов перестройки педагогических методик в школах, в частности внедрения игровых, проектных, методик обучения на основе использования цифровых инструментов. Одним из факторов, затрудняющих процесс выстраивания на государственном уровне макропроцессов цифровизации, наверное, является отсутствие точного понимания реальных потребностей и ожиданий самих субъектов процесса — обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций.

Анализ результатов последних лет в процессах информационно-коммуникационного обеспечения сферы образования на примере 1 400 школ Московской области высветил ряд общих проблем общеобразовательных организаций, находящихся на разных стадиях цифровизации. Например, использование электронного контента в 2015-2018 годы выявило следующие критические зоны: на поставленном в школы оборудовании отсутствовала возможность демонстрации контента по выбору учителя, возможность самостоятельной работы обучающихся с электронными ресурсами [8].

В первую очередь это объясняется использовавшимся способом закупки за бюджетные средства, когда только фиксированные наборы электронных образовательных ресурсов поставлялись для работы с интерактивными досками и цифровым лабораторным оборудованием, а электронные формы учебников закупались только после первоочередных расходов в рамках остатков бюджетов школ.

Одними из позитивных системных факторов влияния на общий процесс цифровизации образовательных организаций Московской области стали целевые «пилотные» проекты по предоставлению интернет-доступа к лицензированным электронным образовательным ресурсам и электронным формам учебников в рамках классных занятий и внеклассной работы обучающихся. Еще одним важным фактором изменения стало внедрение на принципах государственно-частного партнерства единого электронного журнала для всех школ области.

Исходя из анализа текущего состояния применения информационных технологий при организации учебного процесса в общеобразовательных организациях, в рамках реализации предлагаемого исследования сформулированы следующие задачи:

- на основе статистических методов и кластерного анализа классификация школ по степени развития цифровой трансформации и выделение групп схожих объектов — кластеров;

- проведение анализа каждого кластера для выявления наиболее значимых факторов, ускоряющих развитие процесса цифровой трансформации или препятствующие ему;

- выявление «нетипичных» школ, не входящих ни в один кластер.

В ходе исследования ожидается решение следующих задач:

- формирование структуры кластеров школ по степени развития процессов цифровой трансформации;

- построение для каждого кластера модели, описывающей влияние определяемых в исследовании факторов на интенсивность и эффективность процессов цифровой трансформации школы;

- создание рекомендаций по созданию системных механизмов для стимулирования факторов, оказывающих существенное положительное влияние на процесс цифровой трансформации, а также преодолению негативных факторов, сдерживающих развитие «цифровой школы».

Методология, методы и алгоритм исследования

В рамках проводимого исследования в 2020 году выполняется:

- разработка системы показателей для определения текущего уровня цифровизации школы;

- формирование инструментария исследования;

- сбор данных (ответов учителей и администрации школ на вопросы социологической анкеты) и их первичная обработка;

- кластерный анализ и классификация школ;

- факторный анализ для определения структуры влияния и взаимосвязи факторов внутри кластеров;

- определение наиболее значимых позитивных и негативных факторов, формирующих динамику и эффективность процессов цифровизации.

В рамках формирования системы показателей для определения

текущего уровня цифровизации школы сформулировано несколько предположений.

1. Текущий уровень компьютеризации школ по-прежнему является существенным фактором, определяющим развитие процесса ее цифровизации. Можно выделить следующие критерии измерения текущего состояния: обеспеченность школ современными компьютерными и информационными ресурсами, уровень профессиональной ИКТ-компетентности педагогов, степень интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.

2. В отличие от этапа «компьютеризации» школы цифровая трансформация требовательна не столько к фактору аппаратного оснащения школ компьютерными средствами, сколько к методическому, организационному и научному обеспечению, профессиональной подготовленности педагогов. Для целей исследования можно выделить следующие критерии измерения текущего состояния такой поддержки: помощь педагогу не оказывается; оказывается по запросу; предоставляется на плановой и периодической основе; интегрирована в ежедневный педагогический процесс.

3. На настоящем этапе усилились «внешние» по отношению к институту общего образования процессы влияния элементов политики государственных органов, в первую очередь министерства образования (с недавних пор — просвещения). Из последних, крупных по объему планируемого финансового обеспечения решений можно выделить национальный проект Российской Федерации «Образование», одной из главных задач которого является внедрение таких методов обучения и образовательных технологий, которые обеспечат освоение обучающимися новых навыков и умений.

Цифровая трансформация школы — сложный, неоднозначный и многоэтапный процесс подготовки обучающихся к жизни в создающейся российской цифровой реальности с новыми общественными связями, понимание которых только зарождается в стране. Поэтому при проведении исследования была сделана попытка выявить реально складывающиеся на сегодня варианты развития процесса цифровизации [4; 5; 10].

Основная идея исследования состоит в том, что движущие силы цифровизации формируются несколькими блоками объективных обстоятельств: как «внешних» условий работы школ, так и «внутренних», определяющих готовность и способность педагогов к данному процессу изменения.

Важно учитывать, что внешние факторы характеризуют уже достигнутый уровень развития информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и поэтому их невозможно контролировать в рамках конкретной образовательной организации.

Исходя из базовых составляющих процесса цифровизации образования, в рамках исследования выделены две основные группы возможных параметров, характеризующих эти процессы: цифровизация «сверху», фактически представляющая собой импульсные реакции государственной системы управления образовательной сферой на важные изменения в мировой системе технологического развития, на которые невозможно закрыть глаза; и инициативные, творческие разработки «со стороны пользователей» как ответ на запрос обучающихся и родителей. На основе выводов работ Е. И. Булин-Соколовой [2] и А. Г. Асмолова [1] о том, что институт школы находится на пересечении двух векторов изменений — распространяемых «сверху» объективных технологических новаций и создаваемых, развиваемых и применяемых на практике учительством методических решений, уникальных «педагогических практик», — сформирована математическая модель описания параметров образовательной организации.

Первая группа параметров будет характеризовать ответ института общего образования России на «внешние вызовы», для второй группы будут выделены именно «ожидания» и «рефлексия» — ситуация, в которой педагогический коллектив становится субъектом процесса цифровизации школы, что во многом способствует достижению целей объективно качественного обучения.

Внутренние факторы определяют, насколько целенаправленно, с необходимым эффектом на практике идет цифровая трансформация, и в значительной степени могут контролироваться самой образовательной организацией. Они связаны с педагогической, психологической, организационной, технической готовностью школы к цифровизации.

Кроме того, выделяется «форс-мажорный» параметр, а именно влияние глобальных явлений природного либо техногенного характера на необходимость тотального перехода образовательных организаций к использованию цифровых технологий при организации учебного процесса. В качестве конкретного современного примера можно привести фактор возникновения вирусной пандемии (которая обозначила ряд ограничений коммуникационного и психологического характера), что

однозначно привело к неизбежному изменению практики организации учебного процесса в школе, а именно — к тотальному переключению на применение дистанционных, электронных, внеклассных форм обучения.

С учетом векторов развития и разнонаправленных позиций общественных и политических сил в России, взросления студенчества и педагогов, сегодня школы перестали быть одинаковыми, они реально во многом уже отличаются друг от друга по выстраиванию своих приоритетов и внутренних процессов организации. Во многих регионах появились самобытные авторские школьные сообщества. Поэтому сегодня уже нельзя однозначно рекомендательно продекларировать для всего педагогического сообщества «планируемый ожидаемый, правильный результат» как ответ на объявленное правительством неизбежное цифровое будущее [5].

Для того чтобы учесть разнообразные факторы, явления и происходящие процессы, включая начинающийся переход института образования приоритетно к цифровым технологиям и формам организации деятельности, в рамках данного исследования мной принят подход к построению модели, которая бы описывала конечное множество возможных «состояний» общеобразовательных организаций России с заданной размерностью.

Важной задачей исследования стала разработка шкалы измерений, которая позволит «измерить текущее состояние» конкретной школы и отнести ее к определенной группе. В настоящем исследовании развиваются идеи, заложенные в работе Александра Уварова по определению схожих состояний общеобразовательных организаций [3].

Подход разработан с использованием идеи и математического аппарата кластеризации — определения математических множеств, состоящих из наборов параметров состояний школ со схожими или одинаковыми значениями. Такие наборы параметров сформируют «кластеры в пространстве цифровизации» [6].

В рамках настоящего исследования считаем, что группы кластеров определяют устойчивое на период в несколько лет состояние в «цифровом пространстве» всех общеобразовательных организаций России. Необходимо отметить, что школы могут со временем переходить из одного кластера в другой с учетом происходящих в них организационно-технологических изменений. Для того, чтобы определить эти состояния, используется система базовых параметров (признаков кластеризации), фиксирующих изменения в жизни школы как результат цифровизации [3; 7].

Для определения текущего состояния процесса «цифровизации» российской школы сформировано ограниченное множество индикативных показателей, задача которых — определение положения общеобразовательной организации в пространстве состояний цифровизации, которое можно определить для института школы. В этот набор вошли такие индикаторы, как использование в повседневной жизни школы электронных дневников и журналов, степень их удобства и ограничения; на занятиях в классе — применение электронных образовательных ресурсов и электронных форм учебников, системы учебно-методического планирования и автоматизации фиксации текущих учебных достижений обучающихся по параллелям, объем и необходимость / периодичность подготовки отчетов в электронном виде, удобство для администрации школы формирования аналитических документов с использованием доступных информационных систем в локальной вычислительной сети организации.

Применение модели «пространства цифровизации школы» может реально стать для руководителей школ практическим руководством, способом понять и сформулировать линию своего движения, выделить приоритеты, существенные для конкретных условий и ограничений, определяющие возможности цифрового развития. Поэтому мы включаем в систему параметров в том числе такие признаки кластеризации, как понимание преподавательским составом каждой школы, что такое цифровая школа, что и как именно должно поменяться для педагога в процессе организационных и технологических изменений [10].

Исходя из данной концепции, проведен сбор ответов учителей и представителей администрации школ в электронной форме с использованием социологического инструментария (интерактивной анкеты). В результате обработки данных (ответов и оценочных мнений педагогов) о цифровизации конкретных общеобразовательных организаций мы получаем математический объект — матрицу, содержащую конечное множество объектов (школ), каждый из которых будет характеризоваться определенным числом переменных [14].

С целью отбора необходимых для проведения исследования параметров школ используется компонентный анализ [9] оценки количества факторов и элементы факторного анализа для уточнения и установления связей между измеряемыми значениями переменных [11].

При данном подходе возможны ситуации, когда некоторый фактор

может быть выбран как «характерный» (связь только с одной переменной или параметром) либо, при связях с множеством,— «общий» [13].

Формирование ограниченной структуры (конечного множества) факторов, позволяющей обосновать определенные корреляции значений переменных, дает исходный массив данных для шкалирования и получения набора параметров, чтобы в результате провести кластерный анализ — получить «облако цифровизации школ» [14].

При выборе метода кластеризации используется утверждение о том, что все школы уникальны, а кластеры получаются благодаря объединению школ со схожими значениями показателей (как в деталях, так и в целом — форма образовательного процесса, количество обучающихся, наличие классов начального общего образования).

Инструментом фиксации конкретного «облака цифровизации школ» (кластерного набора) служит древовидная «дендрограмма» как подход классической теории графов, в которой общеобразовательные организации формируют «листья», а узлы (кластеры) — это «облака» школ с сопоставимыми значениями параметров [15].

Предложенный подход позволяет содержательно интерпретировать полученную кластерную структуру как основу для создания модели трансформации системы общеобразовательных организаций, объективного понимания происходящих процессов и оптимизации возможных сценариев развития «цифровой школы» в России.

Заключение

В рамках исследования процессов цифровизации в системе общего образования России выделены работы по формированию модели «запросов» для выявления существенных параметров, обеспечивающих эффективность цифровой трансформации схожих по параметрам групп школ; предложены механизмы сбора первичных данных об общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации с использованием социологического инструментария (интерактивной электронной анкеты), кластерного анализа для построения аналитической и прогностической модели цифровизации.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14208. Исследование проводится при поддержке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт

стратегии развития образования Российской академии образования».

Литература

1. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010. 84 с.

2. Булин-Соколова Е. И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.02. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2010. 407 с.

3. Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. О построении модели процесса информатизации школы. М.: РФРДПО, 2006. 340 с.

4. Горьковая О. Е. Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики // Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/367693-novaya-era-zachem-shkole-uchastvovat-v-razvitii-cifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 10.06.2020).

5. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/18/1482267351/САО%20(2)23%20электронный.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

6. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ / пер. с англ. М.: Статистика, 1977. 127 с.

7. Иберла К. Факторный анализ / пер. с нем. В. М. Ивановой; предисл. А. М. Дуброва. М.: Статистика, 1980. 398 с.

8. Кашицин В. П., Бузоева М. Д. Методические рекомендации по использованию ЭФУ в общеобразовательных организациях. М.: Фонд «Первое сентября», 2018. 68 с.

9. Ким Дж., Мюллер Ч., Клекка У. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / пер с англ. М.: Финансы и статистика, 1989. 67 с.

10. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Двенадцать решений для нового образования. М.: Центр стратегических разработок, Высшая школа экономики, 2018. 105 с.

11. Невидомская И. А., Якубова А. М. Применение факторного анализа при исследовании экономических процессов // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 6. С. 81-83 [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=31992 (дата обращения: 10.06.2020).

12. Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2014 № 657 // Российская газета. 19.11.2014. № 263.

13. Охапкина Е. П., Охапкин В. П. Подходы к кластеризации групп социальной сети // Компьютерные исследования и моделирование. 2015. № 7 (5). С. 1127-1139.

14. Савченко Т. Н. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3, № 2. С. 67-86.

15. Харман Г. Современный факторный анализ / пер. с англ. М.: Статистика, 1972. 486 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RESEARCH OF DIGITALIZATION IN THE RUSSIAN GENERAL EDUCATION SYSTEM

This work relates to the problem of "strategy vision" formation and is aimed at the approach and forecast for the development of digitalization processes in the sphere of General education in Russia as part of an interdisciplinary research competition of the Russian Foundation for basic research (RFBR) on the topic "Fundamental scientific support for the digitization of General education".

The relevance of this research is confirmed by the matter, that exactly the education system can ensure Russia's transition to a digital age focused on new types and forms of work, so it is important to correctly identify objective conditions and obstacles in the general education system of Russia, to provide prerequisites for the digital transformation of the social

sphere of education, taking into account that currently there are no generally accepted measurement indicators at the level of general education organizations that would allow measuring the effectiveness of the digital transformation process itself.

The research is interdisciplinary, includes methods of several subject areas (sociology, pedagogy, educational methodology, information technology), and is based on the use of crowdsourcing methods to form a model of "queries" to identify significant parameters that ensure the effectiveness of the digital transformation of the school Institution; collection of primary data on the needs, current state, immediate prospects and obstacles to transformation in educational organizations of the Russian regions, considering internal factors, related to running of Russian Government initiatives and appearance of new external challenges.

Based on statistical methods and cluster analysis, schools in the Russian Federation are classified according to the degree of development of digital transformation of ongoing processes in order to find optimal ways to develop educational organizations.

Keywords: digital educational environment, electronic forms of textbooks, digital educational resources, information and technical infrastructure, digital school.

References

• Asmolov A. G., Semenov A. L., Uvarov A. Yu. Rossijskaya shkola i novye informacionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie. M.: NeksPrint, 2010. 84 s. [In Rus].

• Bulin-Sokolova E. I. Nauchno-pedagogicheskoe obespechenie processa informatizacii obshchego ob-razovaniya: diss. ... dokt. ped. nauk: 13.00.02. M.: Institut soderzhaniya i metodov obucheniya RAO, 2010. 407 s. [In Rus].

• Dyuran B., OdellP. Klasternyj analiz / per. s angl. M.: Statistika, 1977. 127 s. [In Rus].

• Gejbl E. Cifrovaya transformaciya shkol'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj opyt, trendy, global'nye rekomendacii / per. s angl. M.: NIU VShE, 2019. 108 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ioe.hse. ru/data/2019/07/18/1482267351/SAO%20(2)23%20elektronnyj.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].

• Gor'kovaya O. E. Novaya era. Zachem shkole uchastvovat' v razvitii cifrovoj ekonomiki // Forbes [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/367693-novaya-era-zachem-shkole-uchastvovat-v-razvitii-cifrovoy-ekonomiki (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].

• Harman G. Sovremennyj faktornyj analiz / per. s angl. M.: Statistika, 1972. 486 s. [In Rus].

• Iberla K. Faktornyj analiz / per. s nem. V. M. Ivanovoj; predisl. A. M. Dubrova. M.: Statistika, 1980. 398 s. [In Rus].

• Kashicin V. P., Buzoeva M. D. Metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu EFU v obshcheob-razovatel'nyh organizaciyah. M.: Fond «Pervoe sentyabrya», 2018. 68 s. [In Rus].

• Kim Dzh., Myuller Ch., Klekka U. Faktornyj, diskriminantnyj i klasternyj analiz / per s angl. M.: Finansy i statistika, 1989. 67 s. [In Rus].

• Kuz'minov Ya. I., Frumin I. D. Dvenadcat' reshenij dlya novogo obrazovaniya. M.: Centr strategicheskih razrabotok, Vysshaya shkola ekonomiki, 2018. 105 s. [In Rus].

• Nevidomskaya I. A., Yakubova A. M. Primenenie faktornogo analiza pri issledovanii ekonomicheskih processov // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2013. № 6. S. 81-83 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=31992 (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].

• Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelej monitoringa sistemy obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 11.06.2014 № 657 // Rossijskaya gazeta. 19.11.2014. № 263. [In Rus].

• Ohapkina E. P., Ohapkin V. P. Podhody k klasterizacii grupp social'noj seti // Komp'yuternye issledova-niya i modelirovanie. 2015. № 7 (5). S. 1127-1139. [In Rus].

• Savchenko T. N. Primenenie metodov klasternogo analiza dlya obrabotki dannyh psihologicheskih issledovanij // Eksperimental'naya psihologiya. 2010. T. 3, № 2. S. 67-86. [In Rus].

• Vodopyan G. M., Uvarov A. Yu. O postroenii modeli processa informatizacii shkoly. M.: RFRDPO, 2006. 340 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.