Научная статья на тему 'Цифровизация образования в контексте авторского права'

Цифровизация образования в контексте авторского права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АВТОРСКОЕ ПРАВО / DIGITALIZATION OF EDUCATION / LEARNING CONTENT / DIGITAL ECONOMY / EDUCATIONAL PROCESS / COPYRIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелоян Владимир Георгиевич, Бегларян Маргарита Евгеньевна

В статье отмечается, что одной из значимой российской программой, рассматривающей цифровое общество, является Программа «Цифровая экономика РФ». Цифровизация высшего образования влечёт за собой измененияи трансформации, как в методике преподавания дисциплины, так и в квалификационных требованиях, которые предъявляются преподавателям и работникам университетов.Меняются и требования к материально-техническому и правовому статусу информационных ресурсов. Рассмотрены вопросы необходимости эффективного внедрения цифровых технологий в сферу образования, на основе повышения «цифровой» грамотности населения России и с учетом требований соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелоян Владимир Георгиевич, Бегларян Маргарита Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF COPYRIGHT

The article notes that the Digital Economy of the Russian Federation Program is one of the significant Russian programs considering the digital society. Digitization of higher education entails changes, both in the methodology of teaching the discipline, and in the qualification requirements imposed on teachers and employees of universities. The issues of the need for effective implementation of digital technologies in the field of education, on the basis of increasing the “digital” literacy of the Russian population, are considered.

Текст научной работы на тему «Цифровизация образования в контексте авторского права»

к заранее подготовленным текстам; сопровождение излагаемого материала разборчивыми записями на классной доске, флипчарте; вербально-наглядное (с помощью презентаций, интерактивной доски, плазменных экранов) доведение учебного материала; электронные ресурсы, образовательные порталы, другие возможности электронного обучения и Интернет-технологий [4].

Применяемые слушателями: работа с собственными дивайсами, в т. ч., с образовательными Интернет-ресурсами; возможность не переписывать, а фотографировать и сохранять (архивировать) решения задач, презентации, тексты, записи на классной доске, другие учебные продукты; совместный (групповой) поиск решений проблемных вопросов и ситуаций; диалог и полилог при обсуждении учебного материала.

Как следует из изложенного, активная и интерактивная методика подготовки и проведения учебных занятий со слушателями довузовской подготовки не только определяет, но и стимулирует дифференцированный и индивидуальный подход к её дидактическому обеспечению. По мнению педагогических работников, именно качественная методика учебных занятий в наибольшей мере требует от них мастерства и профессионализма в осуществлении дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся.

Этот промежуточный вывод тесно связан с ещё одним, самым весомым, параметром организации дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению данного вида подготовки. Речь идет о таких качествах педагогических работников, привлекаемых к довузовской подготовке, как профессиональное мастерство, педагогический опыт и компетентность, и их влиянии на реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению рассматриваемого вида подготовки обучающихся.

Выводы. По результатам проведенного исследования целесообразно сформулировать несколько основных требований к руководящему и преподавательскому составу структурных подразделений довузовской подготовки.

Во-первых, это способность и готовность педагогов осуществлять целеполагание и целедостижение дидактического обеспечения довузовской подготовки по отдельным дополнительным образовательным программам, по времени, отводимому на их освоение, по уровню обученности и мотивированности обучающихся, по видам учебных занятий с обучающимися, по методикам подготовки и проведения учебных занятий.

Во-вторых, непрерывное совершенствование как общепедагогической, предметной, межпредметной подготовленности и общеметодического мастерства, так и подготовленности к осуществлению педагогической деятельности в условиях структурных подразделений довузовской подготовки со специфическим учебным контингентом по нетиповым образовательным программам.

В-третьих, готовность педагогических работников быть не на словах, а на деле преданными и искренними поклонниками той альма-матер, где они трудятся; стремление педагогов так осуществлять образовательный процесс, включая воспитание, обучение, развитие обучающихся, а также его дидактическое обеспечение, чтобы лучшим слушателям довузовской подготовки обязательно захотелось поступать и поступить именно в этот вуз, успешно в нем учиться и получить высшее образование.

В-четвертых, способность педагогических работников регулярно осуществлять педагогическую рефлексию своего поведения и деятельности, делать конструктивные выводы и стремиться к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Таким образом, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в дидактическом обеспечении довузовской подготовки является одним из действенных педагогических условий его совершенствования.

Литература:

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2003. С. 216.

2. Лаптев В. В., Леонов Г. А., Немешев М. Х., Флегонтов А. В. О подготовке IT-специалистов мирового уровня в свете реализации государственной программы РФ «Развитие образования» // Педагогика. 2018. № 8. С. 3-19.

3. Масягин С.В. Сравнение Agile, Quasi-Agile и традиционных методологий // Международная конференция по разработке программного обеспечения для оборонных целей. 2018.

4. Масягин С.В. О педагогическом обеспечении довузовской подготовки будущих студентов цифровой экономики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 280-282.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук, доцент Бегларян Маргарита Евгеньевна

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

Аннотация. В статье отмечается, что одной из значимой российской программой, рассматривающей цифровое общество, является Программа «Цифровая экономика РФ». Цифровизация высшего образования влечёт за собой измененияи трансформации, как в методике преподавания дисциплины, так и в квалификационных требованиях, которые предъявляются преподавателям и работникам университетов.Меняются и требования к материально-техническому и правовому статусу информационных ресурсов.

Рассмотрены вопросы необходимости эффективного внедрения цифровых технологий в сферу образования, на основе повышения «цифровой» грамотности населения России и с учетом требований соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, цифровизация образования, образовательный контент, цифровая экономика, образовательный процесс, авторское право.

Annotation. The article notes that the Digital Economy of the Russian Federation Program is one of the significant Russian programs considering the digital society. Digitization of higher education entails changes, both in the methodology of teaching the discipline, and in the qualification requirements imposed on teachers and employees of universities.

The issues of the need for effective implementation of digital technologies in the field of education, on the basis of increasing the "digital" literacy of the Russian population, are considered.

Keywords: digitalization of education, learning content, digital economy, educational process, copyright.

Введение. В условиях бурного развития информатики и информационных технологий основными трендами становления и развития информационного общества выступают процессы цифровизации и персонификации. Данные процессы являются неотъемлемой частью исследования.

На современном этапе развития цифрового общества в России изменениям в структуре и принципах существования подвергаются многие сферы жизни и сегменты рынка, образование не является исключением. Интенсивное распространение информационно-коммуникационных технологий обозначило курс на становление цифровой экономики.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью эффективного внедрения цифровых технологий в сферу образования, на основе повышения «цифровой» грамотности населения России и с учетом требований соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

Цифровизация понимается нами как средство получения желаемого исхода, а именно гибкого процесса, приносящего обществу отличный результат, а участникам - перспективы и возможности.

Изложение основного материала статьи. Одной из значимой российской программой, рассматривающей цифровое общество, является Программа «Цифровая экономика РФ». В Программе говорится о важности внедрения информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь граждан и организаций и выделены следующие направления развития до 2024 г.:

- нормативное регулирование;

- кадры и образование;

- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

- информационная инфраструктура;

- информационная безопасность.5

Появлению Программы предшествовал следующий ряд законодательных актов:

1. Государственная программа «Информационное общество (2011—2020)» от 2014 года, направленная на улучшение жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. 6

2. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», опубликованная в конце 2016 года. В данном документе рассматриваются вопросы, определяющие этапы формирования информационного пространства; развития информационной и коммуникационной инфраструктуры; создания отечественных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); создания новой технологической основы в экономике и социальной сфере; реализации интересов государства при создании механизмов цифровой экономики.

В 2018 году в России на «Гайдаровском форуме 2018» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отмечал, что главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая приведёт к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения».7

Российские университеты активно внедряют цифровые технологии в свой образовательный процесс. Отметим, что при внедрении цифровых технологий целесообразно применение системного подхода, который «позволяет учитывать все явления и процессы в комплексе и взаимосвязи с другими явлениями и факторами внешней среды» [4]. Однако, следует отметить, что лишь 20-30 образовательных учреждений, способны дать качественное и конкурентно-способное образование.

Цифровизация университетского образования повлечёт за собой изменения,как в методике преподавания дисциплины, так ив квалификационных требованиях, которые предъявляются преподавателям, работникам университетов и оснащению образовательной среды.

Необходимо отметить, что интеграция цифровых медиа в образование зависит от желания деканов и профессорско-преподавательского состава использовать новые методики в преподавании. Не менее важна и обратная связь, выраженная в предоставлении студентам возможности предъявлять свои требования к содержанию и форматам образовательных программ с использованием цифровых технологий.

Цифровизация образовательного процесса уменьшает роль профессорско-преподавательского состава как «носителя знаний» и увеличивает их значение как тьютора и генератора наполнения образовательного пространства в виртуальном мире.

Процесс цифровизации образования предполагает не только перевод учебных материалов в цифровую форму, создание своих электронных ресурсов и приложений,но и рассмотрение их как объекта авторского права. Другой момент - это использование в этой работе уже существующих объектов, которые охраняются авторскими или иным правом на интеллектуальные объекты.

Образовательный контент (learning content)- трудный и спорный объект интеллектуальных прав. Необходимо четко различать научное и учебно-методическое образовательное знание.

На самом деле отношения закона, который охраняет авторское право и образовательного пространства складываются интересно и не так давно они начали свое сотрудничество или свои отношения. В научной среде это называют плагиатом, в юридической - защитой авторских прав. С одной стороны, современные социально-экономические отношения основаны на широком использовании новейших результатов

5 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Распоряжение Правительства РФ. -http://static.government.ru/.pdf (Дата обращения 08октября 2018).

Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы)// Минкомсвязь России. -http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (Дата обращения 08 октября 2018).

7 Гайдаровский форум [Официальный сайт]. - URL: http://gaidarforum.ru/ (Дата обращения 08 октября 2018).

творческой деятельности. Более того, только те страны, которые имеют государственный механизм поддержки творческой и научной деятельности и эффективного использования этих результатов в производстве образовательных продуктов, работ и услуг, возглавляют список экономически развитых стран, производя, продавая эти товары и услуги законным способом.

Система образования должна готовить выпускников, которые не только готовы заниматься творчеством в той или иной области деятельности (с этим, слава богу, у нас в стране всегда было хорошо), но и уметь юридически правильно и экономически эффективно реализовать свои разработки заинтересованным лицам, к которым относятся государственные и негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели и т.д.

Сбалансированное авторское право для образовательного пространства информационного общества -главный лозунг современного образовательного процесса.

Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

- латинской буквы «С» в окружности;

- имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

- года первого опубликования произведения.

К основным способам защиты электронных произведении следует отнести, например:

- обнародование/публикацию на более традиционном (например, бумажном) носителе (самый простой и надежный вариант при условии, конечно, что дата обнародования/публикации - раньше появления контрафактного экземпляра).

- засвидетельствовать у нотариуса дату создания работы (этот способ защиты осуществляется путем нотариального заверения распечатанного материала с указанием даты и автора произведения).

- используя возможности архивных служб или веб-депозитария;

- путем регистрации цифровой информации как программы для ЭВМ или базы данных в Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США.

- каким-либо иным способом удостоверив существования работы на определенную дату (отправив себе письмо).

Сбалансированное авторское право для образовательного пространства информационного общества выступает ключевым фактором современного образовательного процесса.

Так чрезмерная охрана авторского права может поставить под угрозу демократические традиции и привести к нарушению принципов социальной справедливости путем необоснованного ограничения доступа к информации и знаниям. Слишком строгая охрана авторского права сдерживает конкуренцию и инновации и подавляет творчество.

Взаимоиспользование ресурсов имеет важнейшее значение для образования, демократии, экономического роста, здравоохранения и социального обеспечения и для развития личности. Оно облегчает доступ к широкому диапазону информационных ресурсов, которые иначе были бы недоступны для запрашивающего их пользователя. Взаимоиспользование ресурсов - это механизм не для сокращения затрат, а для расширения доступности для тех, кто по экономическим, техническим или социальным причинам лишен прямого доступа к информации.

Цифровизация образовательного процесса уменьшит роль профессорско-преподавательского состава как «носителя знаний» и увеличит их значение как тьютора и генератора наполнения образовательного пространства в виртуальном мире.

Общественные интересы, связанные с образованием и исследованиями, должны быть освобождены от платы за доступ к информации, защищенной авторским правом, иначе возникнет опасность, что преимущества Информационного Общества будут доступны только тем, кто в состоянии заплатить. Это приведет к дальнейшему углублению неравенства между информационно богатыми и информационно бедными. Кроме того, законодательство об авторском праве не должно быть дискриминационным по отношению к лицам с ограниченными возможностями по зрению, слуху или способностям к обучению.

Переформатирование материала для обеспечения его доступности не должно рассматриваться как нарушение авторского права, но должно рассматриваться как возможность сделать информацию доступной.

Итак, авторское право в образовании может быть применено в отношении следующих объектов:

1. Учебно-методические материалы. В традиционной и в электронной форме.

2. Сайты образовательных учреждений и содержание.

3. Дистанционные образовательные архитектуры и системы.

Эти материалы, как правило, находятся в свободном доступе или возможен вход по логину и паролю, но это не является препятствием для скачивания и копирования.

Материалы, использованные для некоммерческой деятельности, но попадающие под действие и определение понятия «авторского права», должны быть защищены, но с другой стороны чрезмерная защита не будет способствовать развитию образовательного пространства и его цифровизации.

Необходимо пересмотреть подходы к образовательной среде с точки зрения авторских, смежных и иных прав на продукты мыслительно и интеллектуальной деятельности человека. Не переусердствовать в данном вопросе очень важно. Охранять, но давать возможность использовать для обучения - вот золотая середина.

Необходимо шире использовать статьи Гражданского кодекса8РФ № 1273, 1274, 1277 и 1279, которые дают возможность использовать авторские научно-методические или образовательный контент для учебного процесса. В этом заложена некоторая здоровая подпитка для образовательного пространства.

Статья № 1274 ГК РФ гласит:

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в

8Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: части 1 и 2: с изм. и доп. Доступ из системы ГАРАНТ

объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Необходимо точнее и более понятно изложить эти статьи, дать им трактовку для научного и образовательного сообщества и сделать проблему использования чужого интеллектуального труда в образовательной среде менее острой, что будет способствовать его развитию. Не используя чужой интеллектуальный труд и опыт, невозможно приобрести свой. Это касается не только студентов, но и молодых научных и педагогических кадров.

Конечно, не исключены случаи нарушения авторских прав, тогда необходимо включить еще дополнительные механизмы.

Отдельно стоит изучить траты на приобретение и использование программного обеспечения, разных его видов в образовательном процессе. Образовательная организация должна купить ПО для учебного процесса и его материально-технического оснащения, например, оцифровка материала, пакеты прикладных программ для отладки и написания программного кода.

Эти материалы, как правило, находятся в свободном доступе или возможен вход по логину и паролю, но это не является препятствием для скачивания и копирования.

Позиция Международной Федерации Библиотек (ЦЪА) по вопросам авторского права в цифровой среде, заключается в том, чрезмерная охрана авторского права может поставить под угрозу демократические традиции и привести к нарушению принципов социальной справедливости путем необоснованного ограничения доступа к информации и знаниям. Слишком строгая охрана авторского права сдерживает конкуренцию и инновации и подавляет творчество9.

Взаимоиспользование ресурсов имеет важнейшее значение для образования, демократии, экономического роста, здравоохранения и социального обеспечения и для развития личности. Оно облегчает доступ к широкому диапазону информационных ресурсов, которые иначе были бы недоступны для запрашивающего их пользователя. Взаимоиспользование ресурсов - это механизм не для повышения доходности информации или сокращения затрат на доступ к ней, а для расширения доступности для населения, которое по экономическим, техническим или социальным причинам лишено прямого доступа к информационному богатству.

По мнению ИФЛА если библиотекам и гражданам не будет предоставлено право пользоваться исключениями, которые допускают бесплатный доступ и использование для целей, соответствующих общественным интересам и согласующихся с добросовестной практикой таких как образование и исследования, - возникнет опасность, что преимущества Информационного Общества будут доступны только тем, кто в состоянии заплатить. Это приведет к дальнейшему углублению неравенства между информационно богатыми и информационно бедными. Кроме того, законодательство об авторском праве не должно быть дискриминационным по отношению к лицам с ограниченными возможностями по зрению, слуху или способностям к обучению.

В отношении материалов, представленных в цифровом формате, абонентам должно быть предоставлено (без оплаты и обращения за разрешением) право:

- просмотра общедоступного, но охраняемого авторским правом материала;

- использования по назначению (чтение, просмотр), поступающего в свободную продажу охраняемого материала, независимо находится абонент в библиотеке или за ее пределами;

- копирования реально необходимого охраняемого цифрового материала для использования в научных, учебно-методических и исследовательских целях.

Конечно, не исключены случаи нарушения авторских прав, тогда необходимо включить еще дополнительные механизмы.

Помимо правовых способов защиты целесообразно использовать и технические способы защиты. Технические механизмы, главным образом криптографические, постепенно позволят обезопасить доступ и передачу произведений и дополнить правовую охрану, предусмотренную законом и договором, эффективной технической защитой. Технология блок-чейн является претендентом на многие роли.

Но одна из ее важнейших характеристик - это возможность работать хронологической машиной. Тогда не будет необходимости доказывать свое первенство в области научных открытий и учебно-методических разработок.

В 1996 г. члены Всемирной организации интеллектуальной собственности заключили два договора в целях модернизации законодательства об авторском праве применительно к цифровой среде. Эти договоры подтвердили, что существующие исключения и ограничения могут быть перенесены и распространены на цифровую среду. Тем самым, страны-члены ВОИС отвергли аксиому о том, что "цифровой значит особый". Отношение к цифровой среде как к традиционной означает, что разрешено переносить и распространять все ограничения и допущения на цифровую среду и при необходимости предусматривать новые исключения и дозволения.

Выводы. Рассматривая складывающиеся отношения в области авторского права в образовании в России, необходимо отметить, что никто не отрицает тот факт, что современные социально-экономические отношения в развитых странах основаны на широком использовании новейших результатов творческой деятельности при государственном механизме поддержки творческой деятельности и эффективного использования этих результатов в производстве товаров, работ и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, система образования современной страны должна готовить выпускников, которые не только готовы заниматься творчеством в той или иной области деятельности, но и уметь юридически правильно и экономически эффективно реализовать свои разработки заинтересованным лицам, к которым

9http://idea.pushkinlibrary.kz/text/IFLA/IFLA_vopros_avtor_pravo.rtf

относятся государственные и негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные субъекты рынка.

На основе вышесказанного, нами сформулирован вывод о том, что для обеспечения эффективного внедрения цифровых технологий в сферу образования необходимо повысить «цифровую» и правовую грамотность населения России, так как лишь 16% взрослого населения вовлечено в процесс получения нового или дополнительного образования. В развитых странах Европы и Америки эта цифра составляет 45% - 70%.

Низкий уровень цифровизации как процесса для взрослого населения свидетельствует об их незаинтересованности участвовать в высокотехнологичном производстве, эффективно использовать последние достижения HiTech и создавать новые знания10.

Литература:

1. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы) // Минкомсвязь России. -http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (Дата обращения 08 октября 2018).

2. Мелоян В.Г. Системный подход в исследовании регионального рынка труда // Новые технологии. Вып. 4, 2010. - Майкоп: изд-во ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. С. 109-114.

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Распоряжение Правительства РФ. -http://static.government.ru.pdf (Дата обращения 08 октября 2018).

Педагогика

УДК:378

доктор психологических наук, профессор Литвиненко Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА-БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ

ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Реализация преемственности математического образования в начальной и основной школе требует специальной подготовки студентов-будущих педагогов с учетом реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников. Одним из важнейших ее результатов должно быть формирование готовности к реализации преемственности как личностного качества, включающего в себя положительного отношение к профессии, способности, знания, умения, навыки, и как актуального психологического состояния, регулятора педагогической деятельности.

В разработанной и апробированной программе «Преемственность математического образования в начальной и основной школе на основе системно-деятельного подхода в контексте требований ФГОС НОО и ФГОС ООО» представлены целевой, организационно-деятельностный, содержательный и результативный компоненты, обеспечивающие формирование у студентов компетенций и их элементов, связанных с проектированием учебного процесса в начальной и основной школе; освоением методов, приемов и технологий реализации преемственности между разными уровнями образования и рефлексией процесса формирования у современных школьников личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Ключевые слова: преемственность, готовность студента-будущего педагога, преемственность обучения, преемственность математического образования, начальная школа, основная школа.

Annotation. The implementation of the continuity of mathematical education in primary and basic schools requires special training for future students, taking into account the implementation of the system-activity approach in the education of schoolchildren. One of its most important results should be the formation of readiness for the realization of continuity as a personal quality, which includes a positive attitude towards the profession, ability, knowledge, skills, and as an actual psychological condition, a regulator of pedagogical activity.

In the developed and tested program "Continuity of mathematical education in primary and secondary schools on the basis of the system-active approach in the context of the requirements of the GEF NEO and GEF LLC" the target, organizational, activity, content and effectiveness components ensuring the formation of competencies and their elements, associated with the design of the educational process in primary and basic school; mastering of methods, methods and technologies for the realization of continuity between different levels of education and the reflection of the process of formation in modern schoolchildren of personal, subject and meta-subject results of mastering the basic educational program.

Keywords: continuity, readiness of the student-future teacher, continuity of education, continuity of mathematics education, elementary school, primary school.

Введение. Становление инновационной экономики в России невозможно без повышения качества математического школьного образования. В связи с этим в настоящее время возникает необходимость обновления содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества математического образования в контексте сохранения его фундаментальности и одновременно соответствия современным и инновационным потребностям общества, государства и личности. Решение этой проблемы затрудняется наличием целого комплекса рисков: сложность отбора содержания математического образования на разных уровнях среднего общего образования, нарушение преемственности в методах и технологиях обучения математике; увеличение количества авторских программ, которые не согласуются между собой в предметном содержании; методические сложности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении математике; недостаточная реализация вертикальной интеграции, которая обеспечивала бы

'"Гайдаровский форум [Официальный сайт]. - URL: http://gaidarforum.ru/ (Дата обращения 08 октября 2018). 176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.