Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение довузовской подготовки будущих студентов образовательных организаций нового технологического поколения (реализация дифференцированного и индивидуального подхода)'

Дидактическое обеспечение довузовской подготовки будущих студентов образовательных организаций нового технологического поколения (реализация дифференцированного и индивидуального подхода) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИФФЕРИНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА / PRE-UNIVERSITY TRAINING / DIDACTIC SUPPORT / DIFFERENTIATED AND INDIVIDUAL APPROACH / EFFECTIVE METHODS AND TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягин Сергей Владимирович

В статье рассмотрено педагогическое условие совершенствования дидактического обеспечения довузовской подготовки в образовательных организациях высшего образования. Для формулирования концептуальных положений использовались результаты практического исследования довузовской подготовки в АНО ВО «Университете Иннополис» и других университетах, которые готовят кадры для цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PROVIDING UNDERGRADUATE PROSPECTIVE STUDENTS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NEW TECHNOLOGICAL GENERATIONS (IMPLEMENTATION OF DIFFERENTIATED AND INDIVIDUAL APPROACH)

The article deals with the pedagogical condition of improving the didactic provision of pre-University training in educational institutions of higher education. The results of a practical study of pre-University training at the ANO "Innopolis University" and other universities that train personnel for the digital economy were used to formulate conceptual provisions.

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение довузовской подготовки будущих студентов образовательных организаций нового технологического поколения (реализация дифференцированного и индивидуального подхода)»

Выводы. Итак, теоретический анализ исследуемой проблемы показал важность и необходимость формирования духовно-нравственных установок студенческой молодежи в высших учебных заведениях. Эффективность воспитания духовности студенческой молодежи обеспечивается целенаправленным подбором оптимальных форм, методов, приемов, средств воспитательной работы эстетичного, духовно-этического, нравственно-эмоционального направления, а также созданием духовного пространства в высшей школе, привнесением энергии красоты, добра, истины в атмосферу образовательных учреждений, личностным духовно-нравственным авторитетом педагогов. Учитывая указанное выше, следует подчеркнуть, что содержание процесса формирования духовно-нравственных установокстудентов на современном этапе развития общества должны включать: образовательно-воспитательные ресурсы духовно-нравственной культуры общества; потенциал учебно-воспитательной и социокультурной среды высшего учебного заведения; духовное саморазвитие, самосовершенствование и собственно духовную самореализацию личности студента.

Литература:

1. Боташева Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008. № 12. C. 12-18.

2. Буева Л. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 5-7.

3. Пичко Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 267-275.

4. Козлова С.А., Коджаспирова Г.М., Азарова Л.Н., Артамонова Е.И., Бодина Е.А., Виноградова Н.Ф., Горлова Н.А., Конышева Н.М., Корешков В.В., Курочкина И.Н., Ромашина С.Я., Савенков А.И., Савостьянов А.И., Тарева Е.Г., Чумаков Б.Н., Шахманова А.Ш. ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ: Коллективная монография / Ответственный редактор С.А. Козлова. Составитель Г.М. Коджаспирова. Москва, 2017.

5. Симонов П. Происхождение духовности. М., 1989.

6. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6973

7. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

8. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ставрополь, 2000

Педагогика

УДК 378

проректор - начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности Масягин Сергей Владимирович

АНО ВО Университет Иннополис (г. Иннополис), соискатель кафедры педагогики

Военный университет Министерства обороны (г. Москва)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОКОЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА)

Аннотация. В статье рассмотрено педагогическое условие совершенствования дидактического обеспечения довузовской подготовки в образовательных организациях высшего образования. Для формулирования концептуальных положений использовались результаты практического исследования довузовской подготовки в АНО ВО «Университете Иннополис» и других университетах, которые готовят кадры для цифровой экономики.

Ключевые слова: довузовская подготовка, дидактическое обеспечение, дифферинцированный и индивидуальный подход, эффективные методические приемы и средства.

Annotation. The article deals with the pedagogical condition of improving the didactic provision of pre-University training in educational institutions of higher education. The results of a practical study of pre-University training at the ANO "Innopolis University" and other universities that train personnel for the digital economy were used to formulate conceptual provisions.

Keywords: pre-University training, didactic support, differentiated and individual approach, effective methods and tools.

Введение. Одним из педагогических условий совершенствования дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся в образовательных организациях нового технологического поколения, которые готовят будущих специалистов в области IT-технологий [2], является реализация дифференцированного и индивидуального подхода.

Изложение основного материала статьи. Применительно к данному исследованию термин «подход» рассматривается «...как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, ...» [5, С. 164], как то, на основе чего должно развиваться изучаемое педагогическое явление. Осуществление дифференцированного (от лат. defferentia - разность, различие) и индивидуального подхода как одного из условий совершенствования дидактического обеспечения довузовской обучающихся означает адресную, вполне конкретную, точечную направленность данного вида обеспечения.

Сложившаяся практика дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся свидетельствует о том, что цель и содержание этого вида обеспечения направлены на то, чтобы, как правило, в целом разработать необходимые учебные, методические и другие материалы для обучения в печатном и (или) электронном (цифровом) формате. Это же относится к модернизации имеющихся учебно-методических материалов, к методике подготовки и проведения учебных занятий. Однако при этом не всегда учитывается, что каждая дополнительная образовательная программа, которая в вузах реализуется на договорной основе,

имеет определенную направленность на удовлетворение конкретных образовательных потребностей и интересов различных категорий (групп) и отдельных обучающихся.

Закономерно, что чем точнее и полнее в довузовской подготовке будут удовлетворяться образовательные потребности и интересы каждого обучающегося, тем более мотивированные абитуриенты будут стремиться поступить в тот или иной Университет и стать его студентами. В этом случае структурное подразделение довузовской подготовки будет приобретать все больший авторитет как в стенах вуза, так и среди старшеклассников, их родителей (законных представителей), всех заинтересованных в получении непрерывного образования граждан.

Поэтому в дидактическом обеспечении довузовской подготовки обучающихся, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, необходимо создавать условия для реализации дифференцированного и индивидуального подхода, исходя из нескольких параметров. К основным из них, в значительной степени характеризующим и определяющим дифференцированный и индивидуальный подход к дидактическому обеспечению довузовской подготовки, относятся: направленность и содержание дополнительных образовательных программ; объем времени на их освоение; уровень обученности и мотивированности обучающихся; виды учебных занятий, проводимых с обучающимися; методика подготовки и проведения учебных занятий со слушателями; профессиональное мастерство, опыт и компетентность педагогических работников, привлекаемых для довузовской подготовки.

Раскроем основное содержание этих параметров, с точки зрения их влияния на реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению довузовской подготовки.

Анализ образовательной практики показывает, что довузовская подготовка в настоящее время характеризуется большим многообразием реализуемых дополнительных образовательных программ. Они разрабатываются образовательными организациями самостоятельно и значительно отличаются друг от друга как по своей направленности, так и по содержанию. Рост этих программ отвечает образовательным потребностям общества и обеспечивает конкурентоспособность вуза за будущих абитуриентов и студентов. Например, в Университете Иннополис число таких программ возрастает ежегодно почти вдвое. При этом имеются такие программы, которые разрабатываются по довольно узким и редко встречающимся направлениям образовательной деятельности в сфере IT-технологий высокого инновационного уровня. Программирование на языке Java, Алгоритмы и структуры данных в задачах по программированию, компьютерное зрение беспилотного автомобиля и др. [3]. Такая же ситуация наблюдается и в ряде других Университетов, где проводилось данное исследование.

Однако, несмотря на большое разнообразие образовательных программ, отличающихся по направленности и содержанию, в реальном процессе дидактического обеспечения не происходит его дифференциация и индивидуализация. Дидактическое обеспечение не распространяется на каждую образовательную программу или на группу однопрофильных программ, что не приводит к требуемому качеству их освоения обучающимися.

В ходе педагогического эксперимента нами была апробирована методика формирования у преподавателей, привлекаемыми к занятиям по довузовской подготовке, разноуровневых действий по дидактическому обеспечению образовательных программ. Данная методика включает, во-первых, формирование у педагогов наиболее общих и обязательных действий, присущих дидактическому обеспечению любой образовательной программы. Это инвариантные действия преподавателя. К ним относятся, например, разработка рабочей программы учебной дисциплины; создание оценочных средств для проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся и др. Эти действия являются типовыми, их выполнение является обязательными для всех преподавателей при осуществлении дидактического обеспечения каждой образовательной программы. К выполнению этих действий ведется подготовка всех преподавателей в масштабе образовательной организации и подразделения довузовской подготовки. В результате каждый преподаватель должен владеть этими действиями по дидактическому обеспечению любой образовательной программы.

Во-вторых, методика дидактического обеспечения образовательных программ включает формирование у преподавателей довузовской подготовки частных и специфических действий, необходимых для реализации той или иной дополнительной образовательной программы. Эти действия являются вариативными, они выполняются помимо инвариантных и определяются особенностями реализуемой программы. К этим действиям относятся, например, разработка группой педагогических работников комплекта документов адаптированных дополнительных образовательных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями, которые совместно с преподавателями-коучами выполняют проекты с применением современного цифрового оборудования; создание методического комплекса повышенного уровня сложности учебных задач, заданий, упражнений для обучающихся, которые готовятся к соревнованиям, конкурсам, олимпиадам по робототехнике, информационной безопасности, программированию и т. п. Подготовка преподавателей к вариативным действиям осуществляется, как правило, индивидуально, на основе наставничества опытными педагогами, методистами со стажем работы, непосредственно в подразделении довузовской подготовки. В результате этого только некоторые преподаватели владеют этими действиями в области дидактического обеспечения довольно специфических образовательных программ.

Следовательно, дифференцированный и индивидуальный подход к дидактическому обеспечению довузовской подготовки применяется по отношению к дополнительным образовательным программам различной направленности и содержания за счет того, что у педагогических работников в этой области формируются две группы действий: инвариантные и вариативные. По сути это есть умения, компетенции преподавателей в сфере дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся.

Эффективность и качество дидактического обеспечения дополнительных образовательных программ зависит, как показали результаты исследования, от временных параметров, отводимых на их освоение. Для каждой программы, имеющий свой срок реализации, требуется определенный объем и содержание дидактического обеспечения, имеется своя специфика.

В ходе формирующего педагогического эксперимента было установлено, что преподавателям довузовской подготовки лучше удается дидактическое обеспечение программ, которые реализуются относительно длительный период учебного времени (семестр обучения, учебный год), и менее успешно -краткосрочные программы (1 - 2 месяца обучения). Результаты бесед и интервью с преподавателями

свидетельствуют о том, что дидактическое обеспечение программ более длительного периода для них является более привычным, потому что оно наиболее соответствует традиционному дидактическому обеспечению основных образовательных программ, которые обычно осваивают студенты вузов в течение учебного года или семестра обучения.

Из выше изложенного следует, что при дифференцированном и индивидуальном подходе к дидактическому обеспечению довузовской подготовки необходимо, во-первых, учитывать объем времени, отводимого на освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, включая контактную работу с обучающимися, их самостоятельную работу и аттестацию. Во-вторых, в процессе профессиональной подготовки преподавателей довузовской подготовки следует выделять специфику организации и осуществления дидактического обеспечения различных по срокам освоения образовательных программ: длительных, среднесрочных, краткосрочных.

Ещё одним из основных параметров дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению довузовской подготовки является уровень обученности и мотивированности обучающихся. В экспериментальной работе нашло подтверждение теоретическое положение о том, что по уровню обученности, под которым понимается «... результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться)» [1], слушателей программ довузовской подготовки условно можно разделить на две группы. Первая группа - это обучающиеся, которые имеют недостаточный уровень обученности в старших классах общеобразовательных школ и стремятся этот дефицит ликвидировать за счет получения дополнительного образования по программам довузовской подготовки. При этом они хотели бы и поступить в вуз для дальнейшего получения высшего образования. В ходе исследования эта группа слушателей получила название «догоняющие» обучающиеся. Вторая группа - «продвинутые» обучающиеся, имеющие достаточный для старшеклассников уровень обученности, однако ощущающих недостаток знаний, умений и навыков для поступления в вуз и дальнейшего в нем обучения по интересным для них направлениям подготовки в бакалавриате. В дидактическом обеспечении довузовской подготовки, этих двух групп обучающихся, есть своя специфика учет которой необходим в повседневной педагогической практике.

Дифференцированный и индивидуальный подход к дидактическому обеспечению довузовской подготовки невозможно осуществлять на практике без учета мотивированности обучающихся к учебным занятиям. Наше исследование подтвердило факт того, что почти все 100% обучающихся имеют высокий уровень мотивации к занятиям в подразделениях довузовской подготовки. В основе их учебных и исследовательских побуждений лежат вполне устойчивые личностные мотивы достижения успеха при окончании обучения в общеобразовательной школе и продолжения своего образования в высшей школе. Нельзя не заметить, что обучение по дополнительным образовательным программам на договорной основе создает дополнительную стойкую мотивацию к их успешному освоению.

Следовательно, при реализации дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению довузовской подготовки педагогическим работникам следует внимательно изучать и постоянно учитывать, во-первых, к какой группе по уровню обученности относятся те или иные обучающиеся и, во-вторых, высокую мотивированность слушателей при овладении дополненными образовательными программами.

Виды учебных занятий, которые проводятся с обучающимися в период их довузовской подготовки, является ещё одним важным параметром дифференцированного и индивидуального подхода к её дидактическому обеспечению. Уникальность довузовской подготовки заключается и в том, что она осуществляется в большом разнообразии видов учебных занятий: от традиционных классно-урочных, аудиторных до инновационных внеаудиторных и смешанных. В качестве примера сошлемся на опыт Университета Иннополис, где учебные занятия довузовской подготовки проводятся в проектных лабораториях и других образовательных пространствах, в сотворчестве слушателей курсов (программ) и студентов, аспирантов, преподавателей, в процессе совместного выполнения актуальных исследований с использованием современного цифрового оборудования.

Многообразие видов учебных занятий в довузовской подготовке порождает у педагогических работников необходимость варьировать содержанием дидактического обеспечения, выстраивать его в зависимости от особенностей проведения учебных занятий в тех или иных организационных формах. Данное обстоятельство было отмечено педагогами при проведении экспериментальной работы как затрудняющее их деятельность и наполняющее дидактическое обеспечение новыми аспектами. Подтверждено положение о том, что преподавателям со значительным стажем педагогической деятельности более привычны учебные занятия со слушателями в традиционных лекционно-семинарских, практических и лабораторных формах, в которых они проводят занятия со студентами вузов. Начинающие преподаватели наоборот, чаще применяют учебные занятия в форматах коллоквиума, «рабочие группы», «проблемные лаборатории», «ролевые дискуссии», выполнение проектных работ и др. Разумеется, каждый из видов учебных занятий уникален в плане организации, содержания и методики подготовки и проведения. Он требует от преподавателей полноценного дидактического обеспечения.

Различные виды учебных занятий по дополнительным образовательным программам в подразделениях довузовской подготовки тесно связаны с методикой подготовки и проведения занятий со слушателями. Методический аспект является довольно значимым параметром, определяющим важность дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению довузовской подготовки обучающихся. Об этом свидетельствуют полученные нами результаты экспериментальной работы.

Установлено, что в методике проведения учебных занятий современные молодые люди - слушатели довузовской подготовки - положительно оценивают в преподавании применение активных и интерактивных методов и приемов, использование современные технические средства обучения. В тоже время обучающиеся негативно воспринимают архаичные методические приемы, средства доведения учебного материала и организации их познавательной деятельности. При этом многие из слушателей готовы и способны сами пользоваться современным дидактическим инструментарием. Результаты опросов обучающихся позволили выявить наиболее эффективные методические приемы и средства, применяемые преподавателями и слушателями на учебных занятиях в ходе довузовской подготовки.

Применяемые преподавателями: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на учебных занятиях; диалог при объяснении учебного материала; объяснение учебного материала без привязки

к заранее подготовленным текстам; сопровождение излагаемого материала разборчивыми записями на классной доске, флипчарте; вербально-наглядное (с помощью презентаций, интерактивной доски, плазменных экранов) доведение учебного материала; электронные ресурсы, образовательные порталы, другие возможности электронного обучения и Интернет-технологий [4].

Применяемые слушателями: работа с собственными дивайсами, в т. ч., с образовательными Интернет-ресурсами; возможность не переписывать, а фотографировать и сохранять (архивировать) решения задач, презентации, тексты, записи на классной доске, другие учебные продукты; совместный (групповой) поиск решений проблемных вопросов и ситуаций; диалог и полилог при обсуждении учебного материала.

Как следует из изложенного, активная и интерактивная методика подготовки и проведения учебных занятий со слушателями довузовской подготовки не только определяет, но и стимулирует дифференцированный и индивидуальный подход к её дидактическому обеспечению. По мнению педагогических работников, именно качественная методика учебных занятий в наибольшей мере требует от них мастерства и профессионализма в осуществлении дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся.

Этот промежуточный вывод тесно связан с ещё одним, самым весомым, параметром организации дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению данного вида подготовки. Речь идет о таких качествах педагогических работников, привлекаемых к довузовской подготовке, как профессиональное мастерство, педагогический опыт и компетентность, и их влиянии на реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к дидактическому обеспечению рассматриваемого вида подготовки обучающихся.

Выводы. По результатам проведенного исследования целесообразно сформулировать несколько основных требований к руководящему и преподавательскому составу структурных подразделений довузовской подготовки.

Во-первых, это способность и готовность педагогов осуществлять целеполагание и целедостижение дидактического обеспечения довузовской подготовки по отдельным дополнительным образовательным программам, по времени, отводимому на их освоение, по уровню обученности и мотивированности обучающихся, по видам учебных занятий с обучающимися, по методикам подготовки и проведения учебных занятий.

Во-вторых, непрерывное совершенствование как общепедагогической, предметной, межпредметной подготовленности и общеметодического мастерства, так и подготовленности к осуществлению педагогической деятельности в условиях структурных подразделений довузовской подготовки со специфическим учебным контингентом по нетиповым образовательным программам.

В-третьих, готовность педагогических работников быть не на словах, а на деле преданными и искренними поклонниками той альма-матер, где они трудятся; стремление педагогов так осуществлять образовательный процесс, включая воспитание, обучение, развитие обучающихся, а также его дидактическое обеспечение, чтобы лучшим слушателям довузовской подготовки обязательно захотелось поступать и поступить именно в этот вуз, успешно в нем учиться и получить высшее образование.

В-четвертых, способность педагогических работников регулярно осуществлять педагогическую рефлексию своего поведения и деятельности, делать конструктивные выводы и стремиться к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Таким образом, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в дидактическом обеспечении довузовской подготовки является одним из действенных педагогических условий его совершенствования.

Литература:

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2003. С. 216.

2. Лаптев В. В., Леонов Г. А., Немешев М. Х., Флегонтов А. В. О подготовке IT-специалистов мирового уровня в свете реализации государственной программы РФ «Развитие образования» // Педагогика. 2018. № 8. С. 3-19.

3. Масягин С.В. Сравнение Agile, Quasi-Agile и традиционных методологий // Международная конференция по разработке программного обеспечения для оборонных целей. 2018.

4. Масягин С.В. О педагогическом обеспечении довузовской подготовки будущих студентов цифровой экономики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 280-282.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук, доцент Бегларян Маргарита Евгеньевна

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

Аннотация. В статье отмечается, что одной из значимой российской программой, рассматривающей цифровое общество, является Программа «Цифровая экономика РФ». Цифровизация высшего образования влечёт за собой измененияи трансформации, как в методике преподавания дисциплины, так и в квалификационных требованиях, которые предъявляются преподавателям и работникам университетов.Меняются и требования к материально-техническому и правовому статусу информационных ресурсов.

Рассмотрены вопросы необходимости эффективного внедрения цифровых технологий в сферу образования, на основе повышения «цифровой» грамотности населения России и с учетом требований соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, цифровизация образования, образовательный контент, цифровая экономика, образовательный процесс, авторское право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.