Научная статья на тему 'О педагогическом обеспечении довузовской подготовки будущих студентов цифровой экономики'

О педагогическом обеспечении довузовской подготовки будущих студентов цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRE-UNIVERSITY TRAINING / PEDAGOGICAL SUPPORT / COMPLEMENTARY EDUCATIONAL PROGRAMS / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIGITAL ECONOMY / NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF PRE-UNIVERSITY TRAINING / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягин С.В.

В статье проведен теоретический анализ научных понятий «педагогическое обеспечение» и «довузовская подготовка». Раскрыты особенности формирования компетенций специалистов цифровой экономики. Проведено обоснование нормативно-правового статуса понятия «довузовская подготовка». В статье делается вывод о том, что содержание понятия «довузовская подготовка» не имеет четких определений и терминологически относится к дополнительному образованию детей. Понятие «педагогическое обеспечение довузовской подготовки» не получило раскрытия в научных источниках и требует дальнейшего научного осмысления и нормативного закрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PEDAGOGICAL PROVISION OF PRE-UNIVERSITY TRAINING FOR FUTURE STUDENTS OF THE DIGITAL ECONOMY

The theoretical analysis of scientific concepts “pedagogical support” and “pre-university training” is carried out in the article. The specifics of the formation of competencies of specialists in the digital economy are revealed. The substantiation of the normative and legal status of the concept “pre-university training” has been carried out. The article concludes that the contents of this notion have no clear definitions and terminology refers to the supplementary education for children. The concept of “pedagogical provision for pre-university training” had not received disclosure of the scientific sources and requires further scientific understanding and regulatory consolidation.

Текст научной работы на тему «О педагогическом обеспечении довузовской подготовки будущих студентов цифровой экономики»

Студентам дается задание вспомнить все пословицы, где труд играет первостепенную роль, фильмы о человеке труда, в частности, о людях инженерной профессии. По окончанию задания куратор подсчитывает количество пословиц, фильмов и убеждает студентов, что труд - одна из важнейших ценностей современного общества.

Студент. Я хочу рассказать о своей династии инженеров-механиков в сельскохозяйственном производстве юга Тюменской области. (Доклад на 10 минут со слайдами).

После доклада студента дают слово приглашенным инженерам агропредприятий Тюменской области. Они делятся своим профессиональным опытом с будущими коллегами, о том, как учились и как начинали свою трудовую деятельность, чего достигли в профессии и благодаря чему. Общение продолжается в виде диалога, что позволяет студентам узнать все тонкости, положительные и отрицательные стороны профессии. Такой диалог является кульминацией кураторского часа. Подобные встречи с профессионалами помогают студентам осознать правильность выбора профессии, значимость такой ценности как труд, мотивирует на получение профессиональных знаний и познание основ профессии. С другой стороны, специалисты предприятий могут обратить внимание на активных и любопытных студентов и пригласить их на практику в свое агропредприятие с возможным в дальнейшем трудоустройством.

Одним из видов трудового воспитания можно рассматривать участие в студенческих трудовых отрядах, что позволяет как можно раньше погрузиться в профессию. «В настоящее время формирование студенческих отрядов происходит в большей степени по профессиональному признаку... Работа в отрядах дает возможность получить первичные профессиональные навыки и опыт работы в будущей профессиональной деятельности с возможностью дальнейшего трудоустройства» [9, с. 479]. В ГАУ Северного Зауралья в настоящее время работает шесть профессиональных отрядов, одни из них отряды инженерного направления «Механизатор» и «Энергия». Бойцы отряда «Механизатор» осваивают современную сельскохозяйственную технику, помога-

Библиографический список

ют аграрным предприятиям обрабатывать почву и собирать урожай. Бойцы отряда «Энергия» прокладывают электропроводку в строящихся жилых домах, учатся вести документацию, работая на предприятиях АО «Тюменьэнерго» в сельских районах юга Тюменской области.

Из беседы с участниками студенческих трудовых отрядов узнаешь, что такая работа помогает им в постижении азов профессии, получении первичных навыков, учит работать в коллективе, вызывает интерес к будущей профессии, мотивирует к продолжению получения образования. Такие студенты не задают вопрос: зачем мы изучаем ту или иную дисциплину (тему), которая, как им кажется, не относится к профессии. Меняются личностные качества студентов, они становятся более серьезными, ответственными, мобильными, с повышенной мотивацией к исследовательской работе.

Полезно с профессиональной точки зрения участие в различных конкурсах, например, в признанном конкурсе WorldSkills и в проводимом ежегодно среди механизаторов Тюменской области конкурсе «День поля». Участие в конкурсе помогает оценить студентам свой профессиональный уровень и обозначить пути совершенствования.

Каждый преподаватель должен осознать значимость трудового воспитания для будущих инженеров, на занятиях больше уделять внимание практической и исследовательской работе, проводить интерактивные занятия на предприятиях, мотивировать студентов к самообразованию и осознанному отношению к профессии, поощрять участие в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах, работу в студенческом трудовом отряде. Трудовое воспитание способствует развитию профессионального самоопределения, которое формируется на протяжении всей трудовой деятельности человека, формирует уверенную и самодостаточную личность, готовую принимать взвешенные решения. Стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, совершенствованию трудовых навыков и умений будущего инженера - это не только залог успешной карьеры, но и путь самореализации в профессии и счастливой жизни.

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. Перевод с английского. Под редакцией В.П. Иноземцева. Москва: Логос, 2005.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Русский язык, 1982; Т. IV.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Мир и образование, Оникс, 2011.

4. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция Г.В. Осипова. Москва: ИСПИ РАН, 1995.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ № 608н. Москва, 2015.

6. Сидорина Т.Ю. Вопрос о труде и смысле жизни. Вопросы философии. 2013; 11: 3 - 14.

7. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Молодёжь России. Москва: Московская школа политических исследований, 2011.

8. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс как основной компонент оценки интеллектуальной активности национальной экономики в современных институциональных условиях республики Беларусь. Проблемы современной экономики: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017.

9. Куликова С.В. Роль студенческих отрядов в получении профессионального опыта студентов. Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. Тюмень, 2017.

References

1. Bauman Z. Indívídualízírovannoe obschestvo. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej V.P. Inozemceva. Moskva: Logos, 2005.

2. Dal' V. Tolkovyj slovar'zhívogo velíkorusskogo yazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1982; T. IV.

3. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Moskva: Mir i obrazovanie, Oniks, 2011.

4. 'Encíklopedícheskíjsocíologícheskíjslovar'. Obschaya redakciya G.V. Osipova. Moskva: ISPI RAN, 1995.

5. Ob utverzhdeníí professíonal'nogo standarta «Pedagog professíonal'nogo obucheníya, professíonal'nogo obrazovaníya í dopolnítel'nogo professíonal'nogo obrazovaníya. Príkaz № 608n. Moskva, 2015.

6. Sidorina T.Yu. Vopros o trude i smysle zhizni. Voprosy filosofií. 2013; 11: 3 - 14.

7. Gudkov L., Dubin B., Zorkaya N. Molodezh'Rossíí. Moskva: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2011.

8. Golovchanskaya E.'E. Intellektual'nyj resurs kak osnovnoj komponent ocenki intellektual'noj aktivnosti nacional'noj 'ekonomiki v sovremennyh institucional'nyh usloviyah respubliki Belarus'. Problemy sovremennoj 'ekonomíkí: sbornik materialov XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2017.

9. Kulikova S.V. Rol' studencheskih otryadov v poluchenii professional'nogo opyta studentov. Integracíya naukí í praktíkí dlya razvítíya Agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. Tyumen', 2017.

Статья поступила в редакцию 05.10.18

УДК 378

Masyagin S.V., Vice-Rector of Department of Educational Activities, ANO IN INNOPOLIS, postgraduate, Department of Pedagogy, Military University of Defense Ministry of Russian Federation (Innopolis, Russia), E-mail: masyagin.sv@gmail.com

ON THE PEDAGOGICAL PROVISION OF PRE-UNIVERSITY TRAINING FOR FUTURE STUDENTS OF THE DIGITAL ECONOMY. The theoretical analysis of scientific concepts "pedagogical support" and "pre-university training" is carried out in the article. The specifics of the formation of competencies of specialists in the digital economy are revealed. The substantiation of the normative and legal status of the concept "pre-university training" has been carried out. The article concludes that the contents of this notion

have no clear definitions and terminology refers to the supplementary education for children. The concept of "pedagogical provision for pre-university training" had not received disclosure of the scientific sources and requires further scientific understanding and regulatory consolidation.

Key words: pre-university training, pedagogical support, complementary educational programs, students of higher educational institutions of digital economy, normative and legal regulation of pre-university training.

С.В. Масягин, проректор-начальник управления учебной деятельности АНО ВО Университета «Иннополис», соискатель каф. педагогики Военного университета, г. Иннополис, E-mail: masyagin.sv@gmail.com

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье проведен теоретический анализ научных понятий «педагогическое обеспечение» и «довузовская подготовка». Раскрыты особенности формирования компетенций специалистов цифровой экономики. Проведено обоснование нормативно-правового статуса понятия «довузовская подготовка». В статье делается вывод о том, что содержание понятия «довузовская подготовка» не имеет четких определений и терминологически относится к дополнительному образованию детей. Понятие «педагогическое обеспечение довузовской подготовки» не получило раскрытия в научных источниках и требует дальнейшего научного осмысления и нормативного закрепления.

Ключевые слова: довузовская подготовка, педагогическое обеспечение, дополниельные образовательные программы, студенты вузов цифровой экономики, нормативно-правовое регулирование довузовской подготовки.

В системе образования Российской Федерации имеет место такой вид подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов среднего профессионального образования, а также всех желающих по общеобразовательным предметам для сдачи ЕГЭ и поступления в конкретную образовательную организацию высшего образования, как довузовская подготовка. Для успешного функционирования на практике, этот вид подготовки обучающихся, как и любое педагогическое явление, нуждается в финансовом, кадровом, материально-техническом, информационном, психологическом, а также педагогическом, обеспечении. На основе изучения научных источников представим содержания ключевых понятий «педагогическое обеспечение» и «довузовская подготовка».

Особую значимость данный теоретический анализ в современных условиях приобретает для организации педагогического обеспечения довузовской подготовки в образовательных организациях высшего образования обучающих специалистов цифровой экономики. Программа цифровой экономики предполагает развитие цифровых компетенций обучающихся в рамках направления подготовки кадров, а также проведение научно-исследовательских работ в области цифровых технологий.

Эти направления в Программе разделены, однако более эффективно их совместить, поскольку именно в рамках исследовательской деятельности молодёжь получает такие компетенции, необходимые для цифровой экономики. как креативность, научность, ориентированность на будущее. Опыт таких ведущих вузов мира, как MIT, Гарвард, Стэнфорд и др. показывает, что процесс обучения, особенно на уровне магистерского образования, более эффективно строится, если оно интегрировано с исследованиями.

Именно по такому принципу организуется учебная работа в ведущих Российских вузах: Автономной некоммерческой организации высшего образования «Университет Иннополис» (Казань), Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)», Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» (НИУ ВШЭ), Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «МИРЭА - Российский технологический университет» (РТУ МИРЭА), Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ имени Н.Э. Баумана).

Выбор данных Университетов обусловлен как случайной выборкой, так и тем, что они имеют различные статусы в системе российского высшего образования, находятся в разных городах страны (Казань, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москва), но в каждом из них ведется довузовская подготовка обучающихся

для последующего получения высшего образования в сфере IT-технологий, обучение специалистов для цифровой экономики России. Задача этих вузов состоит в повышении компетенций университетского образования в развитии современных цифровых технологий как в области образования, так и в области исследований. Особенность цифровых технологий состоит в том, что они находятся на стыке различных отраслей и областей знаний. Например, компетенции в области криптовалют включают математику (блокчейн), ИТ (Биткоин, Этериум и т.п.), кибербезопасность (криптозащита), юриспруденцию (законодательство), экономику и финансы. Следовательно, отмеченные особенности должны учитываться и активно учитываются в профессиональном отборе будущих студентов цифровой экономики.

К основным научным понятиям данного исследования, в которых «... отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии» [1], относятся «педагогическое обеспечение» и «довузовская подготовка». В статье представлены результаты изучения содержания этих понятий, которые являются средством дальнейшего теоретического обоснования предмета исследования.

Для уточнения содержания терминов «обеспечить», «обеспечение», «педагогическое обеспечение», обратимся к их трактовке в некоторых словарях. Так, в словаре С.И. Ожегова синонимами слову «обеспечить» являются: предоставить, снабдить, сделать возможным, действительным, несомненным, оградить, охранить [2].

Ещё в одном словаре русского языка указаны следующие синонимы «обеспечивать»: снабжать, предоставлять, создавать, делать, выполнять, гарантировать надежность, прочность чего-либо, ограждать от чего-либо. Под термином «обеспечение» в нем понимаются «... материальные средства, предоставляемые с целью обеспечить возможность существования, подержания жизни кого-либо; то, что служит гарантией, обеспечивает сохранность, исполнение и т. п. чего-либо» [3].

Анализ справочных источников показал, что для данного исследования наиболее оптимальными значениями понятия «обеспечить» являются: «1. Снабдить в достаточном количестве.

2. Предоставить достаточные материальные средства к жизни.

3. Создать все необходимые условия для осуществления чего-либо; гарантировать надежность, прочность чего-либо» [4].

Анализ докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам свидетельствует о том, что в них применяются различные сочетания слов, относящиеся к предмету нашего исследования - педагогическое обеспечение. Это такие разновидности педагогического обеспечения, как:

- организационно-педагогическое обеспечение;

- программно-методическое обеспечение (Д.В. Буримская (2008);

- научно-педагогическое обеспечение;

- информационное обеспечение (А.А. Чертополох (1999));

- психолого-педагогическое обеспечение;

- социально-педагогическое обеспечение;

- комплексной педагогическое обеспечение и др.

Данные виды педагогического обеспечения имеют специфические признаки и свойства, они отражают разные грани и

отношения, возникающие между субъектами в образовательном процессе.

Концептуальные теоретические и прикладные основы педагогического обеспечения применительно к качеству образования в ВУЗе рассмотрены Г.А. Шабановым [5]. Понятие «педагогическое обеспечение» проанализировано автором в многопараметрической и многосубъектной семантике. Оно рассматривается с нескольких позиций, в различной статусной роли, в четырех качественных состояниях: социально-педагогическое явление, система, процесс и деятельность.

Педагогическое обеспечение педагогических явлений нашло отражение в кандидатских диссертациях. Так, например, оно исследуется применительно к морально-психологической подготовке (К.В. Дудулин) [6], где понятие «педагогическое обеспечение» рассматривается преимущественно с процессуальных позиций (как военно-педагогический процесс) при явном стремлении к учету в его объеме общественных условий и особенностей воинского социума. Автор обосновывает термин «качество педагогического обеспечения морально-психологической подготовки».

В нашем исследовании понятие «педагогическое обеспечение» рассматривается одновременно как педагогический процесс и деятельность педагогических работников образовательных организаций высшего образования, как компонент единого и неделимого процесса обеспечения целостного образовательного процесса образовательной организации высшего образования, имеющего свои цель, задачи, особенности, содержание, организацию, методику и результаты.

Понятие «довузовская подготовка» не определено в нормативно-правовых и иных документах, действующих в системе российского образования. Как правило, довузовскую подготовку терминологически относят к дополнительному образованию детей. В статье 75 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [7].

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Библиографический список

Традиционно довузовская подготовка рассматривается в контексте создания оптимальных условий будущим студентам для качественного завершения среднего общего образования, восполнения «пробелов» в знаниях, подготовки к поступлению в конкретный вуз и первичной адаптации к последующему обучению в нем, привлечение талантливой молодёжи в стены образовательной организации высшего образования, а также отбор наиболее подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов. Довузовская подготовка - одно из звеньев системы непрерывного образования, которое является не только подготовительным этапом к получению высшего образования, но и важным шагом в жизни молодых людей на пути к профессиональной деятельности и дальнейшему развитию личности.

Контент-анализ диссертационных исследований по педагогическим наукам показывает, что довузовская подготовка обучающихся представлена в них весьма скромно. Так, в исследовании Т.Ю. Волгиной [8] изучаются особенности организации довузовской подготовки и механизмы ее реализации, разрабатывается и апробируется комплекс условий, ориентированных на успешную социальную адаптацию старшеклассников в университетской среде педагогического вуза в процессе довузовской подготовки. Автор диссертации считает, что наиболее раннее «погружение» в университетскую среду позволяет сделать процесс адаптации начинающих студентов менее болезненным, создает условия для развития позитивных качеств и свойств личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Достаточно емкое исследование об инновационных 1Т-тех-нологиях эффективного управления развитием электронной информационно-образовательной средой университета представлено М.Н. Махмудовым и В.А. Фулиным [9].

Таким образом, анализ понятий «педагогическое обеспечение» и «довузовская подготовка» обучающихся в различных научных источниках показал, что наиболее общими и существенными свойствами первого из них являются процесс и деятельность снабжения, предоставления, создания, выполнения, гарантирования педагогических явлений. Объем данного понятия включает характеристики связей и отношений, возникающих при взаимодействии личности (человека) и его деятельности, общественного института (образовательной организации) и окружающей среды, в том числе, в процессе довузовской подготовки. Содержание понятия «довузовская подготовка» не имеет четких определений и терминологически относится к дополнительному образованию детей. Понятие «педагогическое обеспечение довузовской подготовки» не получило раскрытия в научных источниках и требует дальнейшего научного осмысления и нормативного закрепления.

1. Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие. Москва, 1988.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53 000 слов. Москва, 2008.

3. Большой академический словарь русского языка. Том 13. О - Опор. Москва, Санкт-Петербург, 2009.

4. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. Санкт-Петербург, 2000.

5. Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

6. Дудулин К.В. Педагогическое обеспечение морально-психологической подготовки личного состава подразделений Сухопутных войск: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.

7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Available at: http://base.garant.ru/57504853/10

8. Волгина Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2005.

9. Махмутов М.Н., Фулин В.А. Инновационные IT - технологии эффективного управления развитием электронной информационно-образовательной средой университетов. Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции, 3 - 4 апреля. Москва, 2018.

References

1. Spirkin A.G. Osnovy filosofii: uchebnoe posobie. Moskva, 1988.

2. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Okolo 53 000 slov. Moskva, 2008.

3. Bol'shoj akademicheskij slovar'russkogo yazyka. Tom 13. O - Opor. Moskva, Sankt-Peterburg, 2009.

4. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sost. i gl. red. S. A. Kuznecov. Sankt-Peterburg, 2000.

5. Shabanov G.A. Pedagogicheskoe obespechenie kachestva obrazovaniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

6. Dudulin K.V. Pedagogicheskoe obespechenie moral'no-psihologicheskoj podgotovki lichnogo sostava podrazdelenij Suhoputnyh vojsk: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://base. garant.ru/57504853/10

8. Volgina T.Yu. Adaptaciya starsheklassnikov v universitetskoj srede v processe dovuzovskoj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2005.

9. Mahmutov M.N., Fulin V.A. Innovacionnye IT - tehnologii 'effektivnogo upravleniya razvitiem 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredoj universitetov. Problemy 'effektivnoj integracii innovacionnogo potencíala sovremennoj nauki i obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 3 - 4 aprelya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.