Научная статья на тему 'К вопросу об электронной поддержке образовательной программы вуза'

К вопросу об электронной поддержке образовательной программы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / DIGITALIZATION / DIGITAL ENVIRONMENT / INFORMATIZATION OF EDUCATION E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / E-SUPPORT / TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAM / LEARNING PLATFORM / MASTER'S PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Иванов Никита Андреевич

Статья посвящена рассмотрению образовательной программы в качестве объекта электронной поддержки. Электронная поддержка образовательной программы рассматривается в контексте цифровизации и информатизации образования. Авторы ссылаются на нормативно-правовые документы и труды российских ученых, исследовавших затрагиваемую в статье проблематику. Научная новизна определяется обозначенной в статье идеей интеграции электронной поддержки образовательной программы с электронной поддержкой педагогического процесса и практик средствами и ресурсами образовательной платформы, являющейся составной частью цифровой образовательной среды и электронной информационно-образовательной среды университета. Основу изложенного в статье исследования образуют теоретический и эмпирический методы. Полученные в ходе исследования результаты приводят авторов к выводу о целесообразности и практической значимости обеспечения электронной поддержки образовательной программы. Вывод подкреплен данными, заимствованными из источников пристатейного библиографического списка, а также умозаключениями и идеями, сформулированными на основе анализа источников библиографии и практического опыта. В заключительной части статьи помимо вывода приведено описание магистерской программы «Медиация в образовании», реализуемой с 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, представлена модель данной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Иванов Никита Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT E-SUPPORT OF UNIVERSITY EDUCATIONAL PROGRAMM

The article is devoted to consideration of educational program as the object of e-support. E-support of educational program is seen in the context of digitalization and informatization of education. The authors refer to the legal documents and the writings of Russian scientists, which explored addressed in article of perspective. Scientific novelty is determined by idea of integration e-support of educational program with e-support of training and practices through a learning platform, which forms part of the digital education environment and electronic information-educational environment of university. The basis of the research is formed by theoretical and empirical methods. The results obtained from the study lead to a conclusion that ensuring e-support of educational program is advisable and important. General conclusion reinforce by information from sources of the bibliography, and also conclusions and ideas, articulated by analyzing of sources of the bibliography and practical experience. The closing part of article apart from the general conclusion provides a description of the master’s program «Mediation in education», in place since 2018 at the institute of education, psychology and sociology, Siberian Federal University, provides a model of the educational program.

Текст научной работы на тему «К вопросу об электронной поддержке образовательной программы вуза»

УДК 371.64/.69

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0022

К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ВУЗА

© 2019

Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования,

директор Института педагогики, психологии и социологии Иванов Никита Андреевич, магистрант Института педагогики, психологии и социологии, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирский федеральный университет (660041, Россия, Красноярск, проспект Свободный, 79, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению образовательной программы в качестве объекта электронной поддержки. Электронная поддержка образовательной программы рассматривается в контексте цифровизации и информатизации образования. Авторы ссылаются на нормативно-правовые документы и труды российских ученых, исследовавших затрагиваемую в статье проблематику. Научная новизна определяется обозначенной в статье идеей интеграции электронной поддержки образовательной программы с электронной поддержкой педагогического процесса и практик средствами и ресурсами образовательной платформы, являющейся составной частью цифровой образовательной среды и электронной информационно-образовательной среды университета. Основу изложенного в статье исследования образуют теоретический и эмпирический методы. Полученные в ходе исследования результаты приводят авторов к выводу о целесообразности и практической значимости обеспечения электронной поддержки образовательной программы. Вывод подкреплен данными, заимствованными из источников пристатейного библиографического списка, а также умозаключениями и идеями, сформулированными на основе анализа источников библиографии и практического опыта. В заключительной части статьи помимо вывода приведено описание магистерской программы «Медиация в образовании», реализуемой с 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, представлена модель данной образовательной программы.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая среда, информатизация образования, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, электронная поддержка, педагогический процесс, образовательная программа, образовательная платформа, магистерская программа.

TO THE ISSUE ABOUT E-SUPPORT OF UNIVERSITY EDUCATIONAL PROGRAMM

© 2019

Smolyaninova Olga Georgievna, doctor of pedagogical sciences, professor, academician of RAO, head of the department of information technologies in education and lifelong learning, director of institute of education, psychology and sociology Ivanov Nikita Andreevich, graduate student of institute of education, psychology and sociology, methodologist of the laboratory of information and telecommunications technologies, department of information technologies in education and lifelong learning Siberian Federal University (660041, Russia, Krasnoyarsk, prospect Svobodnyj, 79, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to consideration of educational program as the object of e-support. E-support of educational program is seen in the context of digitalization and informatization of education. The authors refer to the legal documents and the writings of Russian scientists, which explored addressed in article of perspective. Scientific novelty is determined by idea of integration e-support of educational program with e-support of training and practices through a learning platform, which forms part of the digital education environment and electronic information-educational environment of university. The basis of the research is formed by theoretical and empirical methods. The results obtained from the study lead to a conclusion that ensuring e-support of educational program is advisable and important. General conclusion reinforce by information from sources of the bibliography, and also conclusions and ideas, articulated by analyzing of sources of the bibliography and practical experience. The closing part of article apart from the general conclusion provides a description of the master's program «Mediation in education», in place since 2018 at the institute of education, psychology and sociology, Siberian Federal University, provides a model of the educational program.

Keywords: digitalization, digital environment, informatization of education e-learning, distance education technologies, electronic information-educational environment, e-support, training, educational program, learning platform, master's program.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время образование в РФ претерпевает изменения, вызванные цифровизацией. Цифровизация является трендом последних нескольких лет, ознаменованным началом цифровой эры. Как о ресурсе развития страны в различных отраслях о цифровизации говорил Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию 2018 года [1].

С учетом всеобщего проникновения цифровых технологий образованию как социальному институту, формирующему необходимые для жизни в цифровую эпоху навыки, внедряющему образовательные технологии, отвечающие вызовам времени, запросам государства и общества, отводится особая роль. Согласно плану реализации мероприятий в рамках программы «Цифровая

экономика Российской Федерации» доля населения, владеющего цифровыми навыками, к 2021 году должна достичь отметки 40% [2]. К приоритетным задачам, обозначенным в Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», отнесено «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [3]. В паспорт нацпроекта «Образование», подготовленного Министерством просвещения России, в числе прочих включен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», предполагающий создание материально-технической базы центров коллективного пользования в сельских школах и школах малонаселенных городов с целью реализации образова-

Smolyaninova Olga Georgievna, Ivanov Nikita Andreevich TO THE ISSUE ABOUT E-SUPPORT OF UNIVERSITY ..

тельных программ в том числе цифрового профиля [4].

С расширением охвата цифровизацией образовательной отрасли информатизация образования определяется как цифровая трансформация педагогического процесса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современных условиях информатизации образования массовую востребованность приобретают электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Это суждение подтверждается появлением сетевой личности как субъекта образования [5] и тем фактом, что каждый второй россиянин осуществляет обучение (самообразование), используя в той или иной мере возможности Глобальной Сети [6], средствами которой создается и наполняется электронная информационно-образовательная среда, призванная обеспечить полноценное освоение образовательных программ обучающимися вне зависимости от их местопребывания [7]. В свете последних достижений в сфере ИКТ правомерно говорить о включении в педагогический процесс элементов виртуальной реальности, например, посредством конструирования виртуальной лекционной композиции -новационной планировки образовательного пространства - и организации в ней лекционного процесса [5]. М.Ю. Новиковым и Т.Ю. Новиковой разработан сервис Learms с возможностью создания увлекательных образовательных квестов, где обучающимся необходимо выбраться из виртуальной комнаты, используя предметы интерьера, подсказки, решая логические задачи [8].

Дистанционные образовательные технологии, обеспечиваемые дистанционными средствами взаимодействия - компонентами информационно-образовательной среды - ориентируют образовательные программы на результат [9], являются средством реализации дистанционного обучения; оно, будучи частью электронного, позволяет реализовать персонифицированное обучение [9], в том числе посредством персонификации экранного интерфейса (рисунок 1), который, как полагает П.С. Ломаско, является одним из значимых аспектов эффективности электронного обучения [10].

Рисунок 1 - Пример электронного обучающего курса с персонифицированным интерфейсом в системе электронного обучения СФУ

Одним из организационно-педагогических условий реализации дидактического потенциала виртуальной образовательной среды является организация и функционирование на основе технологий виртуальной реальности образовательных систем [11]. Средства информационных обучающих систем и ресурсы электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающие реализацию процессов преподавания и учения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, служат поддержкой педагогического процесса и практики как неотъемлемой составляющей подготовки компетентного специалиста. В работах отечественных исследователей встречаются разные наименования и определения поддержки педа-

гогического процесса и практик посредством интернет-технологий: дистанционная поддержка (А.А. Ахаян, Т.Р. Берлина, Н.М. Плотникова, М.И. Бочаров, С.А. Смирнов, А.С. Ломов), интернет-сопровождение (А.А. Ахаян), интернет-поддержка (Н.В. Коцобан, И.Н. Нах-метов, А.В. Личик, С.В. Роговкин, Е.Г. Кошевенко, И.А. Бочкарева), информационная поддержка (Е.В. Виноградов, А.В. Костюк, А.И. Примакин), сетевая дистанционная поддержка (С.А. Маркелова), электронная поддержка (Н.Н. Лазукова, Е.С. Гайдамак, И.И. Раскина, Н.А. Чеботарев), интернет-взаимодействие (В.А. Машарова). Как педагогический инструмент содействия в становлении базовой информационной компетентности интернет-поддержка исследуется в работе И.Н. Нахметова [12]. В диссертационном исследовании С.А. Маркеловой сетевая дистанционная поддержка педагогической практики понимается как разновидность педагогической поддержки, нацеленной на способствование развитию профессиональной компетентности будущих педагогов [12] при помощи «комплекса сетевых технологий, обеспечивающих создание высокотехнологичной информационно-педагогической среды педагогической практики» [Цит. по: 12, с. 27]. А.В. Личик рассматривает интернет-поддержку очного обучения в качестве средства развития познавательной активности магистрантов [13]. Аналогичное целевое назначение, но уже применительно к старшеклассникам обозначено в работе В.А. Машаровой, и достигается за счет интернет-взаимодействия как «вида педагогического взаимодействия учащихся, учителей и родителей, реализуемого посредством использования современных сетевых технологий, нацеленного на решение образовательных задач, включенного в образовательный процесс школы и расширяющего временные и пространственные рамки педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса» [14, с. 8]. С.В. Роговкин, рассматривая в рамках диссертации интернет-поддержку процесса обучения специалистов в корпорации, подчеркивает, что она не замещает в полной мере очное взаимодействие субъектов педагогического процесса, а дополняет его новыми формами [12].

В связи с многочисленностью наименований, их целевой и смысловой разобщенностью, отраженной в определениях, в данной статье мы будем оперировать универсальным словосочетанием «электронная поддержка», актуальным и упоминаемым в различных информационных источниках, включая вузовские интернет-ресурсы на базе электронной платформы.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является рассмотрение образовательной программы в качестве объекта электронной поддержки в контексте цифровизации и информатизации образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Традиционно объектом электронной поддержки является реализуемый на уровне учебной дисциплины педагогический процесс или практика, а документация в исходном формате входит в состав ресурсного обеспечения. Вместе с тем электронная поддержка образовательной программы вуза имеет место быть в российской образовательной практике. Так, в РГПУ им. А.И. Герцена разработана и полномасштабно внедрена система веб-ресурсов цифрового формата («Электронный атлас», «Электронный справочник», «Электронная документация основных профессиональных образовательных программ», «Цифровой паспорт ОПОП») для эффективного управления ОПОП на всех этапах ее жизненного цикла [15]. В цифровой среде Сибирского федерального университета электронная поддержка образовательных программ реализована следующим образом: персонифицированная информация представлена на портале «Мой СФУ» в разделе «Портфолио» и включает общие сведения (направление, уровень образовательной програм-

мы, форма обучения, год начала подготовки согласно учебному плану и срок обучения), учебный план в виде перечней дисциплин раздельно по курсам и семестрам (рисунок 2), ссылки на рабочие программы дисциплин и программы практик, обновляющийся список приказов.

- Курс 1

семестр 1, осень

ОбЯМКЛЬНН

Б1.Б Деловой иностранный язык

кафедра информационных технологий обучени л и г епрерыыого образования [ИТОиНО.ИППО

■Г.',.- ы КС ссчсстры ^ Звч, ч, 2

Компетенции: сж-ь.отг' СГК-З

Виды учебной работы

Грракти^ескиезамртия £4 ч.

саиостоятельнзп работа ч.

Всего часов 72

Вид промежуточного контроля; Зачет

Рисунок 2 - Фрагмент персонифицированной информации об образовательной программе на портале «Мой СФУ» («Учебный план»)

На портале фиксируются и суммируются результаты освоения дисциплин обучающимся, на основе которых можно судить о сформированности той или иной компетенции (рисунок 3). Данная возможность, реализованная средствами ЦОС и отражающая индивидуальный прогресс студента в учебной деятельности, может стать подспорьем для обеспечения индивидуализации обучения (в частности, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий).

Общие сведений Учибный план Рабочие п^зог раммы дисциплин ! РИД

Формирование ко ч п сгсч циА Приказы Программы практик электронн-м бигблиотек^

. ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу. синтезу. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

C-iflpMHpüHHhtPCTt, компетенции 0%

1.с<зи«тр 1

Ы В.Ct. Основы профессиональной деятельности* инновационного менеджера

Трудоемкость ззч ед 2 Оценка Нет оценки

К)рс1. Семестр т

Б1. Б Методологий и м егоды научного исследования

к>рс1.сеиестра

61-В.од Научно-исследоеательекни семинер

трудоемкость. ед 3 Оценка: Нет оценки

Трудоемкость, зяч ед 1 Оценка: Нет оцен ки

Рисунок 3 - Фрагмент персонифицированной информации об образовательной программе на портале «Мой СФУ» («Формирование компетенций»)

Нам представляется целесообразным рассмотрение образовательной программы как объекта электронной поддержки в совокупности с педагогическими системами (включая педагогический процесс как динамическую педагогическую систему) ввиду взаимообусловленности электронной поддержки и педагогических систем, которая усиливается в актуальном контексте информатизации образования и позволяет рассматривать существующие модели педагогических систем как квинтэссенцию электронной поддержки, на основе их трансформации разрабатывать модели электронной поддержки. В системе формального образования педагогический процесс детерминирован образовательной программой, определяющей в том числе его организацию, ориентирующей на эффективное использование цифровой образовательной среды [16] (иными словами, определяющей степень задействования, реализации возможностей материально-технического обеспечения, которое включает ИТ-инфраструктуру). Материальная база входит в состав классической модели статической педагогической системы наряду с субъектами - педагогом и обу-

чающимся - и содержанием образования [17], которое в общем виде отражено в образовательной программе, конкретизируется в рабочей программе дисциплины (программе практики), в ЭОР и изданиях ЭБС, снабжающих электронную поддержку в методическом и дидактическом аспектах. Электронная информационно-образовательная среда как педагогическая система [18], в которой разворачивается электронная поддержка, является следствием взаимопроникновения материальной базы и содержания, и в соответствии с ФГОС ВО обеспечивает в том числе взаимодействие участников педагогического процесса [19] (в сущности, реализацию электронной поддержки в информационном плане), фиксацию хода педагогического процесса и образовательных результатов [19], свидетельствующих о степени освоения ОПОП. Открытое признание результатов, достигнутых в учебной (включая артефакты практик), творческой, социальной и др. видах деятельности, обеспечивается за счет использования электронного портфолио, являющегося частью целостной концепции электронного обучения, средством сетевого взаимодействия преподавателей, студентов и администраторов - перспективной организационной формы педагогического процесса в открытой информационно-образовательной среде [20].

Популярная платформа МооШе, спроектированная согласно достижениям современной педагогической науки [21], позволяет обеспечить электронную поддержку образовательной программы, в частности, воплотить ее модульную структуру благодаря модульному (блочному) принципу построения. LMS Moodle ориентирована на поддержку педагогического процесса и практик, что иллюстрируется повсеместной реализацией на базе нее учебно-методических материалов, структурированных в курсы по дисциплинам и практикам. Функционал LMS Moodle позволяет встраивать в продукт информационной системы интерактивный контент, создавать тем самым условия для реализации дидактического потенциала виртуальной образовательной среды, который определяется в том числе интерактивностью [11]. Обеспечение электронной поддержки образовательной программы средствами LMS Moodle, что в заданном нами контексте предполагает интеграцию с электронной поддержкой педагогического процесса и практик на базе той же платформы, может послужить механизмом управления педагогическим процессом, реализации его электронной поддержки на уровне, обеспечивающем эффективность электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Электронная поддержка в особенности актуальна в условиях организации обучения в магистратуре, где контингент студентов представлен в том числе работающими специалистами, и доля самостоятельной образовательной деятельности выше, чем на бакалавриате, в процентном отношении составляет 75% от учебного времени [22]. Электронная поддержка магистерской программы может способствовать активизации самостоятельной работы магистрантов (в виртуальной образовательной среде преобладает метод интерактивного самообучения [11], в реализации которого содействуют дистанционные образовательные технологии, преимущественно используемые для организации индивидуальной работы [9]), обеспечению целостности профессиональной подготовки в рамках профиля обучения, что, как ожидается, положительно скажется на результатах освоения ОПОП.

С нашей точки зрения, реализация электронной поддержки образовательной программы, в том числе ОПОП магистратуры, должна представлять собой планомерный процесс с такими предшествующими этапами как:

- определение концептуальных основ электронной поддержки образовательной программы (программы магистратуры);

- теоретическое обоснование и разработка модели, структуры электронной поддержки образовательной программы в контексте цифровой среды университета;

Smolyaninova Olga Georgievna, Ivanov Nikita Andreevich TO THE ISSUE ABOUT E-SUPPORT OF UNIVERSITY ..

- разработка контента электронной поддержки образовательной программы (в цифровом формате).

В соответствии с данными этапами планируется организация электронной поддержки уникальной в РФ магистерской программы «Медиация в образовании», запущенной в 2018 году в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, нацеленной на профессиональную подготовку специалистов, владеющих технологией поликультурной медиации, способных к осуществлению посреднических действий в разрешении поликультурных конфликтов, владеющих стратегиями и тактиками ведения переговоров в таких сферах как образование, управление и социальная защита [23]. Профессиональная подготовка магистрантов И1II 1С СФУ направления «Психолого-педагогическое образование» реализуется в условиях интегрированности в ЭИОС, которая помимо портала, платформы и электронных обучающих курсов представлена сайтом образовательной организации, страницами в социальных сетях, системой видеоконференций и вебинаров и т.д. [24]. Подход подготовки медиаторов в ИППС СФУ предполагает сетевое взаимодействие, основан на модульном принципе построения ОПОП. Модули программы пересекаются между собой, завершающий модуль «Практики» является сквозным, тесно взаимосвязан с остальными модулями [23] (рисунок 4). Особенность инновационной программы «Медиация в образовании» состоит в практико-ориентированности обучения, предполагающей освоение магистрантами теоретического материала в процессе проведения реальных процедур медиации [25].

Рисунок 4 - Модель магистерской программы «Медиация в образовании»

Электронная поддержка образовательной программы «Медиация в образовании» органично вписывается в контекст реализации Программы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2021 гг., поскольку одной из задач, приведенных в локальном акте с отсылкой на Программу развития СФУ (2011-2021), является внедрение в магистерские программы и программы аспирантуры электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для повышения доступности образовательных услуг, их качества и, как следствие, роста уровня удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых образовательной организацией с применением ЭО и ДОТ [26].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе всего вышеизложенного в статье можно сделать вывод о том, что рост масштабов цифровизации, обеспечивающий развитие ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений, расширяет возможности управления педагогическими системами, развития ЭО и ДОТ, и электронная поддержка образовательной программы в том числе на базе информационной обучающей системы (платформы) целесообразна и практически значима. Приобретенный нами в дальнейшем опыт реализации электронной поддержки инновационной программы «Медиация в образовании» может быть интересен профессиональному сообществу, спроецирован на образовательные организации высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный

ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 05.12.2018).

2. Интернет в России в 2017 году: состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2018/teleradio/main/custom/0/0/file.pdf (дата обращения: 05.12.2018).

3. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 05.12.2018).

4. В структуру нацпроекта «Образование» войдут девять федеральных проектов [Электронный ресурс]. URL: https:// минобрнауки.рф/новости/13189 (дата обращения: 05.12.2018).

5. Ахаян А.А. Виртуальная лекционная композиция: включение элементов виртуальной реальности в образовательный процесс // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www. emissia.org/offline/2018/2605.htm (дата обращения: 05.12.2018).

6. Пресс-выпуск [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=569 (дата обращения: 05.12.2018).

7. Об образовании в Российской федерации: федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ред. от 03.08.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 05.12.2018).

8. Learnis — Образовательные сервисы: квесты, викторины, игры [Электронный ресурс]. URL: https://www.learnis.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

9. Смолянинова О.Г., Иманова О.А., БезызвестныхЕ.А. Практики использования дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих педагогов-тьюторов: опыт Сибирского федерального университета // Информатика и образование. 2018. № 2 (291). С. 3-8.

10. Ломаско П.С. Особенности разработки средств электронного обучения: к проблеме проектирования интерфейсов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4 (52). С. 117-121.

11. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 22 с.

12. Роговкин С.В. Интернет-поддержка процесса обучения в системе очного повышения квалификации специалистов в корпорации : дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2018. 147 с.

13. Личик А.В. Об интернет-поддержке очного обучения как средстве развития познавательной активности магистранта // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2013. Сентябрь [Электронный ресурс]. URL: http:// www.emissia.org/offline/2013/2053.htm (дата обращения: 05.12.2018).

14. Машарова В.А. Интернет-взаимодействие субъектов образовательного процесса как средство развития познавательной активности старшеклассников : автореф. дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2016. 30 с.

15. Баранова Е.В., Верещагина Н.О. Инновационные ресурсы для организации учебного процесса в современном вузе в условиях цифрового образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2657. htm (дата обращения: 05.12.2018).

16. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnaya-informatizatsi-ya-transformatsiya-uchebnogo-protsessa-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 05.12.2018).

17. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

18. Государев И.Б. О содержании понятий «мобильная информационная образовательная среда» и «мобильное обучение» в контексте обсуждения проектирования научно-образовательной среды вуза //Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2013. Июнь [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2014.htm (дата обращения: 05.12.2018).

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 от 4.12.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71200970 (дата обращения: 05.12.2018).

20. Концептуальные основы, методика организации и информационное сопровождение практик магистерской программы «Образовательный менеджмент»: учеб. пособие / О.Г. Смолянинова, Н.В. Бекузарова, О.А. Иманова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 128 с.

21. Смолянинова О.Г., Савельева О.А., Достовалова Е.В. Компе-тентностный подход в системе высшего образования. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2008. 196 с.

22. Ломов А.С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/distantsionnaya-podderzhka-v-protsesse-podgotovki-studen-tov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 05.12.2018).

23. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Модель магистерской программы «Медиация в образовании»: опыт Сибирского федерального университета // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 265-269.

24. Безызвестных Е.А., Смолянинова О.Г. Подготовка педагогов-медиаторов в условиях информатизации образования: опыт Сибирского федерального университета // Информатизация непрерывного образования — 2018 = Informatization of Continuing Education — 2018 (ICE-2018): материалы Международной научной конференции. Москва, 14—17 октября 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. В.В. Гриншкуна. Москва: РУДН, 2018. С. 285-289.

25. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Медиация в образовании в контексте модернизации педагогического образования: опыт Сибирского федерального университета // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 3 (51). С. 5-13.

26. Программа развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2021 годы [Электронный ресурс]. URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/9241/pdf/449318 (дата обращения: 05.12.2018).

Статья поступила в редакцию 13.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.