Научная статья на тему 'Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной образовательной среды'

Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1836
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / DIGITAL COMPETENCE OF THE TEACHER / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATION IN A DIGITAL SOCIETY / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигачева Марина Васильевна, Ивашова Валентина Анатольевна

В статье анализируется роль образования в цифровом обществе и его влияние на формирование информационной культуры подрастающего поколения. Представлены результаты экспертного опроса педагогических работников системы общего образования Ставропольского края. Проведена экспертная оценка цифровых компетенций педагогов школ и электронной образовательной среды образовательных организаций. В качестве важного вывода исследования сформулированы проблемные области в общепользовательских, общепедагогических, предметно-педагогических цифровых компетенциях педагогов, которые работают сегодня в общеобразовательных организациях Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигачева Марина Васильевна, Ивашова Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital competence of a modern teacher in the conditions of electronic educational environment

The article analyzes the role of education in the digital society and its impact on the formation of information culture of the younger generation. The results of an expert survey of teachers of the general education system of Stavropol region are presented. The expert assessment of digital competences of teachers of schools and electronic educational environment of educational organizations is carried out. As an important conclusion of the research the problem areas in general user, general pedagogical, subject-pedagogical digital competences of teachers who work today in educational organizations of the South of Russia are formulated.

Текст научной работы на тему «Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной образовательной среды»

8. Чайковская И.А, Возможности метафорических ассоциативных карт в работе с личностным ре сурсом клиента (на примере комплекта "Мой жизненный сценарий") / И.А. Чайковская, Э.И. Ар~ гунеее П Вестник ОГУ. - 2018. - №2 (214) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьмрз:// суЬег!еп!пка.ги/аг(1с1е/п/уогтогЬпо511-

metafoFkheskih-assotsiaiivnyb-kart-v-rabote-s-[khnostnym-res ursom-klienf з-na-prime re-komplekta-moy-zhiznennyy-stsenariy 9. Шаф pa нов-Куцее Г.Ф, Профориентацией и ые практики вуза : монография / Г. Ф. Шафраноа-Куцев, С. Н. То л стогу зов. М.: Логос, 2014. - 196 с.

DIGITAL COMPETENCE OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT Migacheva Marina VasiHevna, PhD of Sociology, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Ivasho va Ifa ten tina A natofte ma, PhD ofSociology, A ssocia te Professor, head of Sociological Research and Marketing Department, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article analyzes the role of education in the digital society and its impact on the formation of information culture of the younger generation. The results of ¿in expert survey of teachers of the general education system of Stavropol region are presented. The expert assessment of digital competences of teachers of schools and electronic educational environment of educational organizations is carried out. As an important conclusion of the research the problem areas in general user, general pedagogical, subject-pedagogical digital competences of teachers who work today in educational organizations of the South of Russia are formulated.

Keywords; digital competence of the teacher; electronic, educational environment; education in a digital society" information culture. s

CD «ч

О CU

-0 X

Q s:

CO

cu 01

-Z.

'k

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБ РАЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

в статье анализируется роль образования в цифровом обществе и его влияние на формирование информационной культуры подрастающего поколения. Представлены результаты экспертного опроса педагогических работников системы общего образования Ставропольского края. Проведена экспертная оценка цифровых компетенций педагогов школ и электронной образова тельной среды образовательных организаций. В качестве важного вывода исследования сформулированы проблемные области в общепользовательских, общепедагогических, предметно педагогических цифровых компетенци ях педагогов, которые работают сегодня в общеобразовательных организациях Юга России.

Ключевые слова: цифровые компетенции педагога; электронная образова тельная среда; образование в цифровом обществе; информационная культура.

Массовое внедрение цифровых технологий в повседневные бытовые и рабочие практики населения практически всех возрастных категорий жителей России актуализировало вопрос цифровой грамотности. Основы цифровой грамотности должны быть заложены в период обучения, начиная с раннего детского возраста, 8 этой ситуации образовательные организации объективно являются одними из ключевых агентов цифровой трансформации экономики, поскольку обеспечивают формирование цифровых компетенций подрастающего поколения.

В связи с этим возникла необходимость решения как минимум двух ключевых вопросов в системе образования: в какой степени сами педагоги обладают цифровыми компетенциями и насколько развита электронная образовательная среда образовательных организаций.

Так, требования к ИКТ-компетентности учителей зафиксированы на уровне государственных квалификационных требований, где

УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.01

Ъ Мигачева М.В., 2019 ? Ивашова В.А., 2019

S

101

МИГА ЧЕВА Марина Васильевна, кандидат социологических наук доцент кафедры Математики и информатики, Ставропольский государе геенный педагогический институт, Ставрополь

ИВАШОВА Валентна Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела Социологических исследований и маркетинга, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Î3É

UJ S

ü UJ

<

d UJ

*

102

термин "Информационная компетентность" был прописан в качестве одной из основных составляющих компетентности как руководителей, так и педагогических работников:

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса ид идактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативны-ми способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Значимость исследования готовности педагогов формировать и эффективно транслировать цифровые компетенции обучаемым подчеркивается широкой научной дискуссией вопросов развития электронной образовательной среды как важного условия обеспечения образовательной деятельности, подготовки подрастающего поколения к работе в условиях цифровой экономики.

Всего по запросу "электронная образовательная среда" в наукоемкой базе Скопус определяется достаточно обширный перечень публикаций - 16530 наименований. Представленные работы сегментированы по отраслям наук, среди которых первые пять являются наиболее объемными по количественному составу: компьютерные науки (11783 публикации), социальные науки (6985 публикаций), инженерные науки (3939 публикации), математика (2001 публикация), бизнес-менеджмент (722 публикации).

Б статье "The impact of multimodal collaborative virtual environments on learning: A gamified online debate" авторы Doumanis I., Economou D„ Sim G.R., Porter S. знакомят нас с результатами исследования, проводимого с учителями и учениками средней школы. Успех обучения в виртуальных средах, по мнению авторов, может быть достигнут за счет повы-

шения мотивации и вовлеченности учеников посредством геймификации образовательного задания. В исследовании показано, как многоплановое взаимодействие, которое сочетает в себе мультимодальную стимуляцию и геймификацию учебного опыта, повышает мотивацию учащихся и улучшает результаты обучения [3].

Авторы Тори F.8., Goktas Y. в статье "The effects of guided-unguided learning in 3d virtual environment on students' engagement and achievement" излагают результаты исследования, проведенного в контрольной и экспериментальной группах. Установлено, что в экспериментальной группе, где обучение проводилось в трехмерной виртуальной среде, получены более высокие результаты успеваемости и познавательной активности обучаемых. Тем самым подтверждается положительное влияние электронной образовательной среды, разработанной в виртуальной платформе Second Life 3D, на результаты обучения [4].

Chung C.-J., Hwang G.-J., Lai C.-L. в статье "A review of experimental mobile learning research in 2010-2016 based on the activity theory framework" отмечают, что в большинстве рассмотренных экспериментов применение мобильных средств обучения внедрялось на базе существующих образовательных программ и давало устойчивые положительные результаты. В качестве примера приведены факты, когда новички и ученики с низкими достижениями, используя мобильные устройства для поиска и знакомства с учебной информацией, достигали значительного прогресса в результатах обучения [5].

Rubio M.P.,Vergara D., Sodr?guezS., Extremera J. в статье "Virtual reafity learning environments in materials engineering: Rockwell hardness test", подчеркивают, что использование передовых информационных технологий особенно актуально в области инженерии, где многие преподаватели начинают использовать сложные виртуальные лаборатории и компьютерные приложения в обучении. Использование видеоигровых сред повышает мотивацию студентов к обучению и существенно упрощает его. Авторы подчеркивают, что важно использовать возможность выявления потенциальных областей для улучшений на основе учета мнений студентов [6].

Тема обратной связи с обучаемыми в процессе электронного обучения затронута авторами Simonette М„ QueirozV,, Spina Е. в публикации "Human factors in e-iearning". По мнению

авторов, главное в электронном обучении -возникновение продуктивного виртуального учебного сообщества, в котором происходит обмен знаниями, и воспроизводятся социально-педагогические связи. Необходимо понимать, что электронная технология - это только эффективный канал связи. Важно то, как преподаватели используют эти технологии для взаимодействия с учениками [7],

Таким образом, можно говорить, что исследователи отводят важное место цифровой компетентности педагогов и качеству электронной образовательной среды в современной системе обучения.

Цель работы: определить реальный уровень цифровой компетентности педагогов и качество электронной образовательной среды на примере образовательных организаций Юга России.

Методом исследования является экспертный опрос педагогов с последующим анализом и обобщением их представлений о качестве электронной образовательной среды в общеобразовательных организациях Ставропольского края и оценка уровня цифровой компетентности педагогических кадров с учетом профессиональных стандартов педагога, действующих в РФ.

Всего в опросе приняли участие 127 экспертов из числа педагогов общеобразовательных организаций Ставропольского края. Данные собраны в 2019 году и обработаны в программе SPSS {версия 23).

Участники опроса на основе своего опыта работы в образовательных организациях среднего общего образования Юга России охарактеризовали в целом уровень развития навыков педагогов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. По их мнению, только 2,2% педагогов обладают уровнем "Мастерство" - уровень владения ИКТ, при котором педагоги являются авторитетами и экспертами. Продвинутыми пользователями с высокой степенью владения информационно-коммуникационными технологиями являются 11,1 % педагогов. Опытными пользователями, с полностью освоенными навыками - 26,7% педагогов. Развивающи-

мися эксперты считают 42,2% педагогов. "Недостаточный уровень", когда педагоги не владеют навыками в полном объеме, отмечается, по мнению экспертов, у 17,8% педагогов общеобразовательных школ Юга России.

Развитие цифровых образовательных ресурсов, которые используются в образовательных организациях, подтверждает необходимость пристального внимание к качеству электронной образовательной среды в современной системе обучения. Среди наиболее развитых условий цифровой образовательной среды эксперты назвали мультимедиа и интерактивные ресурсы (71,1%), широкополосный Интернет (48,9%), образовательные приложения (35,6%) и онлайн -сервисы (35,6%). Недостаточно развитыми являются "облачные" сервисы (13,3%), образовательные платформы (22,2%), электронные учебники (26,7%),

Таблица 1 - Оценка качества информационно- ^ образовательной среды в образовательных

организациях, где работают эксперты по 10-балльной шкале (10 баллов - высокое качество, 1 балл - низкое качество)

СП

о

CXJ

-О X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

Качества информационно-образовательной среды Мнение эксперта в баллах, средний бал«

1. Информационно-методическая поддержка образовательной деятельности 6.3

2. Планирование образовательной деятельности и её ресурсное обеспечение 6,4

3. Мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности 6,2

4. Мониторинг здоровья обучающихся 6.7

5, Современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации 6,6

3, Дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования) 5,8

7. Дистанционное взаимодействие образовательной организации с организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения и др. 6,2

—f^L

s

юз

В среднем уровень развития составляющих элементов информационно-образовательной среды не достигает даже 7 баллов по десятибалльной шкале (табл. 1). Наиболее развитыми являются мониторинг здоровья обучающихся и современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. Требуют дополнительного внимания системы и механизмы дистанционного взаимодействия всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования).

В ходе исследования были проанализированы мнения экспертов относительно уровня

развития общепользовзтельских, общепедагогических, предметно-педагогических ИКТ-ком-петенций педагогов, которые работают сегодня в общеобразовательных организациях.

Среди общепользоватепьских ИКТ-компе-тенций не хватает современному педагогу умений устранить неполадки и обеспечить рас-ходными материалами технику (68,9%), использовать видео-аудио-фиксацию в обра-зовательном процессе (48,9%) и аудио-видео-< текстовую коммуникацию (двусторонняя X связь, конференция, мгновенные и отложен-111 ные сообщения, автоматизированные коррек-ция текста и перевод между языками) (48,9%). ^ Среди общепедагогических ИКТ-компетен-СЭ ций не хватает современному педагогу навы-У ков организации и проведения групповой (в том числе межшкольной) деятельности в теле-I коммуникационной среде (44,4%), ведения Ф образовательной деятельности в открытом I*- контролируемом информационном про-странстве (следовать нормам цитирования и Ц1 ссылок) (42,2%), использования инструментов I*- проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий * (40,0%).

)4 Среди предметно-педагогических ИКТ-ком-петенций не хватает современному педагогу умений проводить предметные эксперименты в виртуальных лабораториях (64,4%), использовать цифровые технологии визуального творчества (мультипликация, анимация, трехмерная графика) (48,9%), конструировать виртуальные и реальные устройства с цифровым управлением (40,0%).

Таким образом, проблемное поле формирования информационной культуры для цифрового общества локализуется вопросами подготовки кадров для педагогических вузов, способных готовить педагогов нового поколения, современной материально-технической базы и образовательных технологий подготовки педагогов для цифрового образования.

Кроме того, по мнению участников опроса, существует ряд стратегически важных навыков, которые необходимо развивать в про-

цессе обучения, независимо от дисциплин, чтобы выпускники школ были востребованы в условиях цифровой трансформации экономики. Это гибкость мышления, умение выявлять главное в потоке информации и пользоваться специальными техниками для расширения своих мыслительных возможностей и социальный интеллект.

Информация, полученная в ходе исследования важна для понимания проблемного поля в системе общего образования Юга России, которое оказывает существенное влияние на развитие цифровых компетенций современных педагогов и соответственно в будущем отразится на цифровой грамотности подрастающего поколения и цифровизации экономики региона.

В перспективе интерес представляют мониторинговые в регионе и сравнительные исследования с другими территориями, как в Росси, так и в других странах мира.

Литература:

1. Абуллаев ДА., Панкратова О.П. Совершенствование и модификация педагогических технологий в информационной образовательной среде// KANT. -. 2017. - №Н (25). - С. 9-14.

2. Александров ДА, Иванюшина В.А,, Симановс кий Д.Л. Образовательные омлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. - 2017. - N03, - С 183-201.

3. Don man is, I., Ее on о mo и, D.,Sim, G.R., Porter, S.The impact of multimodal collaborative virtual environments on learning: A gamified online debate (2019) Computers and Education 130, c, 121-138.

4. Тори, F.8., Goktas, Y. The effects of guided unguided learning in 3d virtual environment on students' engagement and achievement (2019) Computers in Human Behavior 92, с, 1 -10.

5. Chung, C.-J., Hwang, G.■■_)., Lai, C.-L. A review of experimental mobile learning research in 2010-2016 based on the activity theory framework (2019) Computers and Education 129, c. 1-13.

6. Rubio, M.P., Vergara, D.,Rodr?guez, S., Extremera, J, Virtual reality learning environments in materials engineering: Rockwell hardness test (2019) Advances in Intelligent Systems and Computing 804, c. 106-113.

7. Simonette, M,, Queiroz, V., Spina, E. Human factors in e-learning (2019) Advances in Intelligent Systems and Computing 881, c. 1140-1144.

DECORA TIVE AND APPLIED ART IN THE PRC PARA TION OF TEACHERS TO THE FORMA TION OF MA TtONAL SELF-CONSCIOUSNESS TRAINERS !N THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCA TION

Minsabimva Venera Nashatovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Vocational Education, Babuga Institute, Kazan (Privokhsky) Federal University, Babuga, Republic of Tatarstan

Changes occurring in modern society carry both positive and negative changes both in the life of a single person and entire states. The phenomenon of globalization is one such change. On the one hand, it unites peoples, on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.