9. Приходько У.А. Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника. Интерактивная наука. 2021; № 6 (61): 48-49.
10. Пурас В.И., Иванченко И.В. Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников. Символ науки. 2021; № 6: 133-136.
11. Айхель Н.В. Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023; № 3: 7-24.
12. Карпенко И.В., Астахова Е.Ю. Проектная деятельность как способ формирования исследовательских умений младших школьников. Совершенствование экологообра-зовательной деятельности в Саратовской области. 2021; № 18: 197-202.
13. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.
14. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.
References
1. Minazova V.M., Alieva S.A., Hasbulatova H.M. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii kak sredstvo usvoeniya prirodovedcheskih znanij v nachal'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 395-397.
2. Chernaya V.V., Elizarova V.A. Osobennosti organizacii proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole. Interaktivnaya nauka. 2023; № 9 (85): 61-62.
3. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.
4. Enova I.V., Kabalina A.I., Nabatchikova A.S. STEM-tehnologii kak osnova realizacii proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 11: 45-48.
5. Shamanin N.V. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov posredstvom gruppovyh zanyatij. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 8: 77-80.
6. Kashicyna L.G. Osobennosti proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Teoriya iprakíika sovremennojnauki. 2020; № 2 (56): 353-357.
7. Ten A.S., Zhaksylykova K.Z., Bataeva Ya.D. Proektnaya deyatel'nosti v cifrovom mire. Aktual'nye problemy obucheniya matematike i informatike v shkole i vuze: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj internet-konferencii. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2021: 381-388.
8. Shtakina O.V. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov sredstvami informatiki. Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii. 2020; № 1 (14): 54-60.
9. Prihod'ko U.A. Proektnaya deyatel'nost' na urokah okruzhayuschego mira kak uslovie razvitiya poznavatel'noj samostoyatel'nosti mladshego shkol'nika. Interaktivnaya nauka. 2021; № 6 (61): 48-49.
10. Puras V.I., Ivanchenko I.V. Proektnaya deyatel'nost kak sredstvo razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov. Simvolnauki. 2021; № 6: 133-136.
11. Ajhel' N.V. Model' formirovaniya poznavatel'nyh umenij mladshih shkol'nikov v proektnoj deyatel'nosti. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2023; № 3: 7-24.
12. Karpenko I.V., Astahova E.Yu. Proektnaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov. Sovershenstvovanie 'ekologoobrazovatel'noj deyatel'nosti v Saratovskoj oblasti. 2021; № 18: 197-202.
13. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.
14. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.
Статья поступила в редакцию 17.03.24
УДК 378
Gluzman N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Primary, Preschool and Psychological and Pedagogical Education,
Yevpatoria Institute of Social Sciences, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yevpatoria, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY AS A CONCEPTUAL BASIS FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article raises a problem of conceptual foundations of professional training of future teachers of pedagogical universities of Russia, namely the formation of digital competence. It is proved that Russian society is characterized by intensive and productive use of digital technologies - to achieve and realize common economic and social goals, as well as for each individual's own needs. In this regard, there is a growing need to maximize the effectiveness of scientific and pedagogical staff, develop skills and abilities for the effective use of information technologies and digital tools in the educational process and research work to increase the competitiveness of graduates in the labor market in the short and long term. It is found out that the creation of a more democratic and competitive education system, in particular higher education, is directly related to the concept of open education. It is established that at present, the digital competence of a teacher in scientific research of scientists is considered as one of the most important components of the professionalism of the scientific and pedagogical staff, ensuring a positive reputation of a higher educational institution or scientific community.
Key words: digital transformation, teachers of pedagogical universities, professional training, digital competence, concept of open education
Н.А. Глузман, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методик начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Евпаторийский институт
социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Евпатория, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В статье поднята проблема концептуальных основ профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических вузов Российской Федерации, а именно - формирование цифровой компетентности. Доказано, что российское общество характеризуется интенсивным и продуктивным использованием цифровых технологий для достижения и реализации общих экономических и общественных целей, а также для собственных потребностей каждой личности. В этой связи растет необходимость максимизации эффективности научно-педагогического персонала, развития умений и навыков для эффективного использования информационных технологий и цифровых средств в образовательном процессе и научно-исследовательской работе для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Выяснено, что на создание более демократической и конкурентоспособной системы образования, в частности высшей, напрямую связано с концепцией открытого образования. Установлено, что в настоящее время цифровая компетентность преподавателя в научных исследованиях ученых рассматривается как один из важнейших компонентов профессионализма научно-педагогического коллектива, обеспечивающего положительную репутацию высшего учебного заведения или научного сообщества.
Ключевые слова: цифровая трансформация, преподаватели педагогических вузов, профессиональная подготовка, цифровая компетентность, концепция открытого образования
Цифровизация быстро меняет мир и вносит свои коррективы в цели устойчивого развития, принятые на Генеральной Ассамблее ООН 25 сентября 2015 г в рамках Резолюции 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которые были рассмотрены и одобрены Российской Федерацией [1, с. 190].
В сентябре 2015 года предполагалось, что в предстоящие пятнадцать лет совместные усилия будут направлены на преодоление бедности, искоренение неравенства и несправедливости и защиту планеты. Тем не менее глобальная
изоляция в связи с всемирной пандемией COVID-19, несколько затормозила это развитие - повлияла на здоровье, экономику и образование. Кроме того, начатая в 2022 году специальная военная операция на Украине имеет определённые социальные, образовательные и экономические последствия для образовательной системы Российской Федерации в целом и особенно для вновь присоединённых (Запорожская и Херсонская области, Донецкая и Луганская республики) и приграничных территорий Российской Федерации. Так, в этих регионах учащиеся школ, студенты учебных заведений профессионального и высшего образования иногда
имеют перерывы в обучении, которые, безусловно, влияют на качество образования в этих регионах. Однако указанные события демонстрируют устойчивую тенденцию к ускорению развития цифровой компетентности у обучающихся и преподавателей высших учебных заведений, в том числе и педагогических вузов, которая необходима для их успешной профессиональной деятельности в соответствующей цифровой среде.
Целью статьи является выделение концептуальных положений профессиональной подготовки будущего преподавателя педагогического вуза в условиях цифровой трансформации общества. В качестве задач, которые были направлены на ее достижения, выступали следующие:
- изучить научно-правовые и аналитические материалы, социально-педагогическую литературу, ведущие документы международных организаций для актуализации положений темы публикации;
- уточнить определения некоторых ключевых терминов и констатаций: «цифровое общество», «концепция открытого образования», «цифровая компетентность» и др.
- проанализировать наукометрический информационный массив базовой коллекции научных журналов, размещённых на поисковых платформах, объединяющих несколько библиографических и реферативных баз данных рецензируемой научной литературы Web of Science и Scopus.
- сформулировать обобщающие положения, которое могут быть востребованы в научно-исследовательской и образовательной деятельности при подготовке преподавателей педагогического вуза.
Для достижения цели этого исследования использован комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение, обобщение), которые применялись как основные средства изучения научных источников, а также конкретно научные методы, в частности компаративный анализ российских и зарубежных подходов к оценке цифровой трансформации образования.
Научная новизна статьи состоит в обосновании автором концептуальных основ современной профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических вузов, а именно - концепции открытого образования, успешность реализации которой зависит от цифровой компетентности педагогов.
Теоретическая значимость состоит в выявлении из большого объёма нормативных и научных документов контекстно обусловленных концепций, в частности открытого образования с использованием цифровых технологий, и направленных на создание более демократической и конкурентоспособной системы образования.
Практическая значимость состоит в получении методических положений, которые могут быть востребованы в научно-исследовательской и образовательной деятельности при подготовке преподавателей педагогического вуза.
Переход от индустриального общества к информационному связан с производством и использованием информации, что приводит к росту значения теоретического знания и науки, трансформации национальных систем образования. Концепцию информационного общества исследовал Г Бехманн [2, с. 10-28]. Плеяда отечественных ученых сосредоточила свой научный интерес на изучении различных аспектов информационного общества, в частности на знании как социально-экономическом факторе развития информационного общества (Н.Н. Брюховецкий [3]), современных моделях информационного общества (К.А. Панцерев [4]), взаимодействии права и морали в условиях информационного общества (Б.В. Марков [5]), проблемах профессиональной подготовки будущего учителя в условиях обновления информационной культуры общества (В.А. Адольф, И.Ю. Степанова [6]), идентичности субъекта в социальном пространстве информационного общества (Г В. Скорик [7]) и т. д.
Вопросы цифровой трансформации, экологических, постиндустриальных вызовов глобализации для отдельных отраслей экономики изучали С.И. Ашма-рина, Е.А. Кандрашина, А.М. Измайлов, Н.А. Екимова, Д.А. Нагорный и др. Тема развития цифровых открытых систем в области образования актуализирована в публикациях Д.В. Гулякина, А.Г. Гейна, Н.И. Гендиной, Н.Ю. Игнатовой, Н.В. Лопа-тиной, И.В. Роберт, Н.У. Ярычева и др.
Заметим: несмотря на несомненный интерес исследователей к тематике цифровой трансформации образовательных процессов, развитию цифровой компетентности у обучающихся, научных и научно-педагогических работников, актуальны вопросы концептуализации подготовки будущего преподавателя педагогического вуза в условиях цифровой трансформации общества [8, с. 67].
Считаем целесообразным изложение основного содержания статьи начать с определения некоторых ключевых терминов и констатаций, ведь их концептуализация делает возможным выработку системы понятий и построение логики исследования. Прежде всего, необходимо рассмотреть суть цифрового общества, под которым сейчас понимают «общество, интенсивно и продуктивно использующее цифровые технологии для собственных нужд (самореализация, работа, отдых, обучение, досуг каждого), а также для достижения и реализации общих экономических, общественных и общественных целей» [9, с. 198].
Движущей силой технологической и цифровой революции определена наука, так как без мощной поддержки исследований и научного сообщества невозможно дальнейшее социально-экономическое развитие страны. В этом контексте отмечается необходимость сосредоточить внимание именно на образовании, чтобы обеспечить надлежащую подготовку и квалификацию научно-педагогического персонала, сформировать умения и навыки для эффективного исполь-
зования информационных технологий в образовательном процессе, а также на способность преподавать с применением цифровых средств [10, с. 96]. Высшее образование и инновации как двигатели технологического прогресса во всем мире играют ведущую роль в обеспечении глобальной конкурентоспособности.
Вместе с распространением цифровых технологий наблюдается рост интереса к идее внедрения концепции открытого образования, которая способствует созданию более демократической и конкурентоспособной системы высшего образования, помогающей улучшить доступ более широких слоев населения к образовательным услугам, разработанным и локализованным по региональному принципу в соответствии с местными условиями, а также усилить интеграцию образовательных программ в повседневную жизнь в рамках обучения на протяжении всей жизни [11, с. 205]. В Кейптаунской декларации (2017) отмечается активное участие педагогов из разных стран мира в развитии открытого образования путем разработки и размещения в открытом доступе образовательных ресурсов, безвозмездных для всех. Это коллективное наследие дает свободный доступ каждому к знаниям, а также по желанию позволяет внести собственный вклад в их пополнение. Необходимо отметить, что в неформальном и информационном образовании популярность приобретают Massive Open Online Courses (MOOCs) - массовые открытые онлайн-курсы. На это указывают результаты исследования [12].
Успешность реализации концепции открытого образования зависит от готовности будущих преподавателей педагогических вузов использовать цифровые образовательные платформы, о чем говорится в публикации С.А. Алешиной, Ю.А. Соколовой. Ведь они «создают технологическую и ресурсную основу для нового уровня освоения знания, развития способности получать и применять это знание, быстро и точно решать возникающие проблемы и задачи в предметных областях» [13, с. 8].
Неотъемлемой составляющей образовательной деятельности в педагогических заведениях высшего образования является научная, научно-техническая и инновационная деятельность, к которой обязательно привлекаются будущие специалисты (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012) и которая в современном мире приобретает признаки открытости. В этом контексте следует акцентировать внимание на рамочной концепции открытой науки, изложенной в рекомендациях ЮНЕСКО (2021) [14, с. 24-25]. В этом документе понятие «открытая наука» «означает сочетание различных движений и форм деятельности, направленных на открытость научных знаний, освещенных на разных языках, их общедоступность и неприменимость для общего многократного использования, расширение научного сотрудничества и обмена информацией на благо науки и общества, открытие процессов создания, оценки и распространения научных знаний для социальных субъектов, не входящих в традиционное научное сообщество. Открытая наука охватывает все научные дисциплины и аспекты научной практики (фундаментальные, прикладные, естественные, социальные и гуманитарные науки) и основывается на следующих ключевых принципах: открытые научные знания, открытая научная инфраструктура, научная коммуникация, открытые социальные субъекты и открытый диалог с другими системами знаний» [14]. Следовательно, цифровая трансформация на современном этапе развития общества «касается всего процесса познания, начиная от поиска актуальных направлений и завершая апробацией полученных результатов, что требует от будущего ученого владения цифровой компетентностью на высоком уровне, поскольку в научном пространстве распространено множество цифровых инструментов для организации командной работы. Речь идет об инструментах, обеспечивающих одновременное редактирование текстов, рецензирование материалов, сравнение файлов, сохранение истории изменений, напоминание о сроках, назначении задач и т. д. К этому перечню следует добавить технологии «больших данных», генерируемых с помощью облачных сервисов; социальные медиа для популяризации результатов; программное обеспечение для обработки данных; инфографику, цифровые визуализации; библиографический и текстовый анализ; сервисы для моделирования и имитации; крауд-техно-логии для генерирования общих идей, проведения опросов и т. п.
Способность будущих ученых и педагогов эффективно и своевременно презентовать свои результаты научному сообществу, быстро находить единомышленников и партнеров для создания совместных научных проектов является составной частью их цифровой компетентности и основой профессионализма. Необходимо заметить: сегодня еще далеко не все преподаватели осознают, что именно профессионализм научно-педагогического коллектива обеспечивает позитивную репутацию высшему учебному заведению или научному коллективу, воспринимая рейтинговые показатели как формальную отчетность для управленческого аппарата образования и науки. Однако сегодняшние реалии указывают на то, что репутационные достижения педагогических вузов определяются рядом факторов, среди которых исследователи называют позицию высшего учебного заведения в ведущих рейтингах; квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава; достижения в научно-исследовательской и проектной деятельности; публикационную активность в изданиях, представленных в наукометрических базах и др.
Оценивание результативности деятельности научных и научно-педагогических работников подразделений высшего образования и научных учреждений в настоящее время осуществляется с широким использованием, в частности, сервисов информационно-цифровых систем: профиля научного и научно-пе-
дагогического работника в системе Google Scholar; профиля научного и научно-педагогического работника в электронных библиотечных системах; профиля научного и научно-педагогического работника, научного учреждения в отечественной информационно-аналитической системе «Библиометрика российской науки»; цифровых идентификаторов научного и научно-педагогического работника (ORCID, Publons, Scopus Author ID, DOI и др.); профиля научного и научно-педагогического работника в Publons; профиля в Scopus; профиля в WoS. На наш взгляд, сегодня еще недостаточно внимания уделяется представлению профиля научного и научно-педагогического работника в социальных сетях, среди которых наиболее известны научные социальные сети Zenodo, Research Gate и Academia.edu, выступающие как средство сотрудничества и коммуникации ученых всех научных отраслей на международном уровне; оценка результативности проведенных исследований; организации проектной деятельности; обеспечение репутации и имиджа ученого и создание условий для карьерного роста и т. п. Они предоставляют возможности для семантического поиска, совместного использования файлов, обмена базой публикаций, форумов, методологических дискуссий и т. д. [15, с. 21-23].
Итак, современное российское общество характеризуется интенсивным и продуктивным использованием цифровых технологий - для достижения и реализации общих экономических и общественных целей, а также для собственных потребностей каждой личности: самореализации, профессиональной деятельности, отдыха, обучения, досуга. Влияние цифровизации на все отрасли экономики очевидно, ведь она является драйвером изменений в структуре общества. В то же время ученые обосновали, что движущей силой технологической и цифровой революции является наука. Без ее мощной поддержки, исследований, разработок, без научного сообщества дальнейшее социально-экономическое развитие государства невозможно. В этой связи растет необходимость максимизации эффективности научно-педагогического персонала, развития умений и навыков для эффективного использования информационных технологий и цифровых средств в образовательном процессе и научно-исследовательской работе.
Библиографический список
Выяснено, что создание более демократической и конкурентоспособной системы образования, в частности высшей, напрямую связано с концепцией открытого образования. Ее реализация способна улучшить доступ более широких слоев населения к образовательным услугам; интегрировать образовательные программы в повседневную деятельность в рамках обучения на протяжении всей жизни; создать прочную основу для развития культуры обучения, творчества, обмена опытом и сотрудничества в быстроменяющемся потоке знаний. Это доказано многолетней практикой в разных странах мира.
Обосновано, что на современном этапе развития общества цифровая трансформация проходит на всех этапах процесса познания: от поиска актуальных направлений до апробации полученных результатов. Это требует от будущих преподавателей педагогических вузов владения цифровой компетентностью на высоком уровне, поскольку в будущей профессиональной деятельности им придется широко применять цифровые инструменты для организации командной работы как в образовательном процессе, так и в научно-исследовательской работе. Установлено, что в настоящее время цифровая компетентность преподавателя в научных исследованиях ученых рассматривается как ключевой показатель профессионализма научно-педагогического коллектива, обеспечивающего положительную репутацию высшего учебного заведения или научного сообщества.
Выяснено, что на ближайшее десятилетие в Российской Федерации задекларировано цифровое развитие, ориентированное на человека, предусматривающее расширение возможностей граждан с соблюдением прав и принципов общемировых ценностей, среди которых: свобода, защита, ответственность и справедливость.
Доказано, что постоянное усиление точек нового знания вызывает спрос на новых специалистов на современном рынке труда, способных работать в условиях цифровой трансформации общества, что приводит к необходимости подготовки преподавательского состава, способного обеспечивать их эффективную подготовку.
1. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России. Вестник международных организаций. 2019; № 1: 189-206.
2. Бехманн Г. Концепции информационного общества и социальная роль информации. Политическая наука. 2008; № 2: 10-28.
3. Брюховецкий Н.Н. Многоаспектность знания как фактор развития общества Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. Минск: БГТУ; 2017; № 2 (203): 79-82.
4. Панцерев К.А. Современные модели информационного общества: типологическая характеристика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2011; № 1: 39-45.
5. Марков Б.В. Мораль и право в цифровом обществе. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2022; № 4: 512-524.
6. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе. Сибирский педагогический журнал. 2010; № 1: 378-385.
7. Скорик ГВ. Человек в информационном обществе: проблема идентификации (поиска идентичности). Вестник Томского государственного университета. 2007; № 302: 53-55.
8. Глузман Н.А., Шпиталевская Г.Р Использование цифровых технологий в учреждениях высшего образования. Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2021; № 2 (24): 66-72.
9. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. Инжиниринговый центр как инновационный компонент профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений. Образование и наука. 2019; № 7: 90-112.
10. Киселёв РО. Инновационный потенциал субъектов хозяйственной деятельности в условиях цифровой трансформации. Вестник Челябинского государственного университета. 2023; № 8 (478): 194-204.
11. Федоров А.А. Новая философия подготовки учителя: открытое педагогическое образование будущего. Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019; № 1: 203-205.
12. Costello E., Soverino T., Bolger R. Mapping the MOOC Research Landscape: Insights from Empirical Studies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET. 2022; № 17 (14): 4-19.
13. Алешина С.А., Соколова Ю.А. Теоретические аспекты обучения будущего педагога на цифровых образовательных платформах. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78: 7-9.
14. Клеева Л.П., Максимов С.В. «Открытая» наука: критический анализ нового проекта ЮНЕСКО. Российское конкурентное право и экономика. 2021; № 1 (25): 22-29.
15. Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А., Албакова А.А. Использование информационных систем для оценки научной деятельности преподавателей вуза. Управление образованием: теория и практика. 2021; № 6 (46): 19-27.
References
1. Saharov A.G., Kolmar O.I. Perspektivy realizacii Celej ustojchivogo razvitiya OON v Rossii. Vestnikmezhdunarodnyh organizacij. 2019; № 1: 189-206.
2. Behmann G. Koncepcii informacionnogo obschestva i social'naya rol' informacii. Politicheskaya nauka. 2008; № 2: 10-28.
3. Bryuhoveckij N.N. Mnogoaspektnost' znaniya kak faktor razvitiya obschestva Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, filosofiya. Minsk: BGTU; 2017; № 2 (203): 79-82.
4. Pancerev K.A. Sovremennye modeli informacionnogo obschestva: tipologicheskaya harakteristika. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2011; № 1: 39-45.
5. Markov B.V. Moral' i pravo v cifrovom obschestve. Vestnik SPbGU. Filosofiya i konfliktologiya. 2022; № 4: 512-524.
6. Adol'f V.A., Stepanova I.Yu. Problemy podgotovki buduschego uchitelya v informacionnom obschestve. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2010; № 1: 378-385.
7. Skorik G.V. Chelovek v informacionnom obschestve: problema identifikacii (poiska identichnosti). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007; № 302: 53-55.
8. Gluzman N.A., Shpitalevskaya G.R. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2021; № 2 (24): 66-72.
9. Privalov A.N., Bogatyreva Yu.I., Romanov V.A. Inzhiniringovyj centr kak innovacionnyj komponent professional'noj podgotovki bakalavrov IT-napravlenij. Obrazovanie i nauka. 2019; № 7: 90-112.
10. Kiselev R.O. Innovacionnyj potencial sub'ektov hozyajstvennoj deyatel'nosti v usloviyah cifrovoj transformacii. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 8 (478): 194-204.
11. Fedorov A.A. Novaya filosofiya podgotovki uchitelya: otkrytoe pedagogicheskoe obrazovanie buduschego. Revolyuciya i 'evolyuciya: modeli razvitiya v nauke, kul'ture, obschestve. 2019; № 1: 203-205.
12. Costello E., Soverino T., Bolger R. Mapping the MOOC Research Landscape: Insights from Empirical Studies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET. 2022; № 17 (14): 4-19.
13. Aleshina S.A., Sokolova Yu.A. Teoreticheskie aspekty obucheniya buduschego pedagoga na cifrovyh obrazovatel'nyh platformah. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78: 7-9.
14. Kleeva L.P., Maksimov S.V. «Otkrytaya» nauka: kriticheskij analiz novogo proekta YuNESKO. Rossijskoe konkurentnoe pravo i 'ekonomika. 2021; № 1 (25): 22-29.
15. Alisultanova 'E.D., Moiseenko N.A., Albakova A.A. Ispol'zovanie informacionnyh sistem dlya ocenki nauchnoj deyatel'nosti prepodavatelej vuza. Upravlenieobrazovaniem: teoriya i praktika. 2021; № 6 (46): 19-27.
Статья поступила в редакцию 25.03.24