Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / познавательный интерес младшего школьника / проектная деятельность / учитель / ученик / primary general education / cognitive interest of primary school students / project activity / teacher / pupil

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.М. Байрамбеков, Э.А. Рамазанова

В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить возможности, существующие для активизации познавательного интереса младших школьников с использованием средств проектной деятельности. Перед этим в статье раскрываются некоторые процессы, фиксирующиеся в современной системе образования и обществе в целом. На основе их изучения демонстрируется необходимость интенсификации процесса формирования соответствующего качества учащихся младших классов, в том числе путём привлечения их к реализации учебных проектов. Далее соответствующей деятельности даётся сущностная характеристика. Изучаются наиболее характерные черты системы когнитивных ориентаций учащихся начальных классов. На данном основании определяются основные организационно-педагогические условия, способствующие формированию у них познавательного интереса. После этого описывается процесс реализации таких условий с использованием средств проектной деятельности. Авторы делают вывод о том, что участие в реализации учебных проектов позволит эффективнее развивать компетенции, связанные с самостоятельным поиском, обработкой и презентацией необходимой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

As a research task, the authors assess the means that exist for activating the cognitive interest of younger schoolchildren using project activities. The researchers reveal some processes that are fixed in the modern education system and society as a whole. Based on their study, the need to intensify the process of forming the appropriate quality of primary school students is demonstrated, including their involvement in the educational projects. A project activity is given an essential characteristic. The most characteristic features of the primary school students’ cognitive orientations system are studied. On this basis, the main organizational and pedagogical conditions that contribute to the formation of their cognitive interest are determined. The process of implementing such conditions using the project activity means is described. The authors conclude that participation in the implementation of educational projects will more effectively develop competencies related to the independent search, processing and presentation of the necessary information.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

качественного образования, студенты Адыгейского государственного университета активно участвуют в организации и реализации образовательного процесса по всем дисциплинам. Обладая высоким развитием информационных умений и компетенций, с увлечением принимают участие в разработке и апробации новых образовательных программ на базе цифровых и компьютерных технологий, в том числе онлайн-платформы Zoom. В пандемийные годы онлайн-платформа Zoom сыграла особо значимую роль в организации образовательного процесса по обучению различным дисциплинам университетского цикла, в том числе и по иностранным языкам. В связи с введёнными ограничениями на федеральном уровне на перемещение граждан, руководству и преподавателям всех типов учебных заведений пришлось обратиться к возможностям дистанционного образования, поскольку форма удалённой работы стала единственной реализуемой после введения режима самоизоляции. С целью организации образовательного процесса в формате «прямо с рабочего места дома» в Адыгейском государственном университете в 2020 году было принято решение о проведении лекций, семинаров, практических занятий на онлайн-платформе Zoom, обладающей рядом более ценных характеристик для организации образовательного процесса в рамках дистанционного обучения, нежели иные платформы (Skype, Jitsi и т. д.).

Основными дидактическими преимуществами онлайн-платформы Zoom являются следующие: 1) возможность организации образовательного процесса в режиме реального времени; 2) возможность организации различных форматов мероприятий (вебинары, веб-конференции); 3) наличие системы обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени - переписка в чате; 4) наличие интерактивной доски; 5) возможность организации единого образовательного пространства для группы учащихся, а также деления на группы, пары и т. п. (преподаватель-модератор имеет возможность поместить конкретных участников образовательного процесса в так называемые сессионные залы/комнаты). Использование любой онлайн-платформы, в том числе и платформы Zoom, предполагает наличие стабильного интернет-соединения у всех участников образовательного процесса, возможность доступа к определенному набору настроек программы (например, в бесплатной версии Zoom есть ограничения по времени на проведение сессий (как вебинаров, так и видеоконференций). Кроме того, необходимо учитывать психологические особенности участников общения (застенчивость при использовании камеры во время общения на платформе Zoom), технические характеристики аппаратуры каждого участника (наличие качественной звуковой системы, микрофона), социальные условия и возможность обеспечения «рабочей атмосферы» при нахождении участников во внеаудиторном пространстве. Платформа Zoom считается довольно легкой для освоения и практического использования, но тем не менее требуется наличие определенного набора информационных умений, цифровой компетентности для эффективной реализации образовательного процесса без технических сбоев вследствие ошибок в управлении компьютерными программами. Четкое планирование педагогической деятельности, тщательная подготовка и проверка возможности корректного использования на базе онлайн-платформы учебных материалов для презентации студентам призваны помочь преподавателю наиболее эффективно организовать

Библиографический список

учебный процесс по освоению иностранного языка на платформе Zoom. При переходе на дистанционное образование возникли проблемы не только технического характера. Преподаватели ощутили нехватку подготовки, а именно - недостаточное владение информационными технологиями. Необходимо отметить, что вследствие изменения политической ситуации в мире интернет-платформа Zoom установила запрет на подключение к своим сервисам госучреждениям и госкомпаниям на территории Российской Федерации и СНГ что обусловило необходимость поиска альтернатив на российском рынке производителей программного обеспечения. МТС Линк [7], локальный разработчик экосистемы сервисов видеосвязи, позиционирует свои сервисы как полноценную замену зарубежным сервисам, таким как Zoom, Skype for Buisness и т. д. МТС Линк входит в Реестр отечественного программного обеспечения; дата-центры компании размещены в России, что соответствует требованиям Роспотребнадзора. Сервисы МТС Линк легко интегрируются с системой электронной почты, телефонией, календарями; кроме того, имеется собственное мобильное приложение сервиса.

При организации дистанционного обучения в образовательном процессе возможно применение всех трех видов (основных функций) сервиса, а именно: Видеовстречи - Вебинары - Курсы, которые обладают простым и понятным интерфейсом и не требуют установки дополнительного программного обеспечения.

Сервис Линк Встречи от экосистемы сервисов МТС Линк может стать альтернативой Zoom в образовательных процессах, поскольку онлайн-платформа от МТС обеспечивает следующие возможности: деление участников на группы; демонстрация экрана; создание опросов и тестов для проверки знаний; загрузка файлов любых форматов; использование интерактивной доски; автоматическая запись мероприятия. Таким образом, сервис Линк Встречи можно рассматривать как полноценный сервис для дистанционного обучения, межличностного общения и будущей профессиональной деятельности учащихся. Обучение студентов-филологов на базе онлайн-платформ имеет высокую практическую значимость в современном информационном обществе, поскольку даже в условиях ограничений по перемещениям в виду различных причин глобальный информационный обмен активно продолжается в различных сферах знания, и для реализации продуктивной коммуникативной деятельности субъектов общения онлайн-платформы имеют высокую важность.

Таким образом, мы пришли к выводу, что примерно все платформы равны по своему функционалу, поэтому ее выбор должен делать преподаватель в зависимости от того, какая ему предпочтительнее. Учитывая передовой опыт российских образовательных учреждений, в том числе РГГУ, СПбГУ, ВШЭ и т. д., перспективной видится возможность создания инновационной образовательной платформы, представляющей курсы дистанционного обучения по различным направлениям на базе российских онлайн-платформ для проведения видеоконференций и вебинаров, а также разработка образовательных (гибридных) программ нового поколения, предоставляющих возможность совмещения очно-заочно-дистанционного образования в соответствии с образовательными потребностями личности в рамках глобального информационного общества.

1. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации. Глобализация и университет. 2005; № 3: 50-57.

2. Информационное общество и глобальная информационная телекоммуникационная инфраструктура: монография. Нижний Новгород, 2018. Available at: http://scipro. ru/conf/monographIT.pdf

3. Окинавская хартия Глобального информационного общества. Avaialble at: http://www.kremlin.ru/supplement/3170

4. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. Вестник высшей школы. 1972; № 7: 17-26.

5. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. Москва: ЭГВЕС, 2010.

6. Шишов С. Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия. Ценности и смыслы. 2010; № 2 (5).

7. МТС Линк. Available at: softline.ru

References

1. Akulich M.M. Obrazovanie v usloviyah globalizacii. Globalizaciya i universitet. 2005; № 3: 50-57.

2. Informacionnoe obschestvo i global'naya informacionnaya telekommunikacionnaya infrastruktura: monografiya. Nizhnij Novgorod, 2018. Available at: http://scipro.ru/conf/ monographIT.pdf

3. Okinavskaya hartiya Global'nogo informacionnogo obschestva. Avaialble at: http://www.kremlin.ru/supplement/3170

4. Anan'ev B.G. Psihofiziologiya studencheskogo vozrasta i usvoenie znanij. Vestnikvysshejshkoly. 1972; № 7: 17-26.

5. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej pedagogiki: Pedagogika. Moskva: 'EGVES, 2010.

6. Shishov S. E. Obrazovanie kak cennost': struktura i smysly ponyatiya. Cennosti i smysly. 2010; № 2 (5).

7. MTS Link. Available at: softline.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.24

УДК 371

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of the Sector of Culture and Art of the Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Dean, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: italikla888@mail.ru

ACTIVATION OF COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES. As a research task, the authors assess the means that exist for activating the cognitive interest of younger schoolchildren using project activities. The researchers reveal some processes that are fixed in the modern education system and society as a whole. Based on their study, the need to intensify the process of forming the appropriate quality of primary school students

is demonstrated, including their involvement in the educational projects. A project activity is given an essential characteristic. The most characteristic features of the primary school students' cognitive orientations system are studied. On this basis, the main organizational and pedagogical conditions that contribute to the formation of their cognitive interest are determined. The process of implementing such conditions using the project activity means is described. The authors conclude that participation in the implementation of educational projects will more effectively develop competencies related to the independent search, processing and presentation of the necessary information.

Key words: primary general education, cognitive interest of primary school students, project activity, teacher, pupil

М.М. Байрамбеков, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала, E-mail: bairambekov@mail.ru

Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., декан факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: italikla888@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить возможности, существующие для активизации познавательного интереса младших школьников с использованием средств проектной деятельности. Перед этим в статье раскрываются некоторые процессы, фиксирующиеся в современной системе образования и обществе в целом. На основе их изучения демонстрируется необходимость интенсификации процесса формирования соответствующего качества учащихся младших классов, в том числе путём привлечения их к реализации учебных проектов. Далее соответствующей деятельности даётся сущностная характеристика. Изучаются наиболее характерные черты системы когнитивных ориентаций учащихся начальных классов. На данном основании определяются основные организационно-педагогические условия, способствующие формированию у них познавательного интереса. После этого описывается процесс реализации таких условий с использованием средств проектной деятельности. Авторы делают вывод о том, что участие в реализации учебных проектов позволит эффективнее развивать компетенции, связанные с самостоятельным поиском, обработкой и презентацией необходимой информации.

Ключевые слова: начальное общее образование, познавательный интерес младшего школьника, проектная деятельность, учитель, ученик

Актуальность темы статьи связана с фиксирующейся на современном этапе развития системы школьного образования тенденцией, при которой проектная деятельность занимает важное место в системе педагогических технологий (М.Ю. Бухаркина, А.И. Грузин, А.В. Калинченко, Н.В. Матяш, И. Осмоловская, Л.Н. Серебренников, Э.З. Шахбанова). Дело в том, что особенности её организации позволяют повысить активность учащихся, в том числе младшеклассников, направленную на поиск разнообразных способов и приёмов решения учебно-познавательных задач (С.А. Артемьева, Н.В. Трипольникова, Д.А. Халитова).

Подобная тенденция не должна удивлять, если мы примем в расчёт особенности современной образовательной парадигмы. Сегодня учащийся ни в коем случае не должен выступать в качестве пассивного рецепиента тех или иных компетенций [1, с. 395]. Обладая лишь их набором, он не сможет по-настоящему успешно реализовывать учебную, а в дальнейшем - и профессиональную деятельность в условиях непредсказуемой социокультурной динамики, связанного с ней увеличения темпов приращения знаний и практически безграничных информационных потоков [2, с. 61]. Следовательно, уже в младших классах следует вооружать учеников такими компетенциями, которые помогут им осуществлять самостоятельный поиск знаний, их критическую оценку, обработку и презентацию (О.В. Бажук, В.П. Беспалько, Е.А. Демидович, Г.Ю. Ксензова, П. Митчелл). В ряду таковых немаловажное место занимает осознанный интерес к реализации познавательной деятельности.

Его развитию с применением метода учебных проектов посвящена наша статья.

Соответственно, её целью является освещение основных вопросов, связанных с использованием проектной деятельности младших школьников для активизации их познавательного интереса.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

- дать сущностную характеристику понятия «проектная деятельность»;

- изучить наиболее характерные черты системы когнитивных ориентаций учащихся начальных классов;

- определить основные организационно-педагогические условия, способствующие формированию у них познавательного интереса;

- описать процесс реализации таких условий с использованием средств проектной деятельности.

При решении этих задач авторами применялись следующие методы исследования: анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи заключается в выявлении наиболее значимых условий, способствующих формированию познавательного интереса младших школьников.

Теоретическая значимость состоит в демонстрации ряда особенностей познавательных ориентаций учащихся начальной школы, оказывающих непосредственное влияние на ход их проектной деятельности.

Практическая значимость видится в изучении возможностей, существующих на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы для стимулирования познавательного интереса учеников в ходе занятий такой деятельностью.

Педагоги-исследователи и практики, занимающиеся вопросами проектной деятельности, на настоящем этапе разработки соответствующей проблематики

пока не выработали для неё единого определения. Однако на сегодняшний день существует несколько трактовок, безусловно, заслуживающих внимания в контексте тематики нашей статьи (табл. 1).

Таблица 1

Актуальные в современной педагогике трактовки термина «проектная деятельность»

Авторы Трактовка

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Кооперация школьников, направленная на достижение игровых, учебно-познавательных или творческих целей

Е.М. Карпов Технология, используемая в образовании с целью предоставить учащимся возможности для освоения новых знаний на основе связи с реальной действительностью

ПМ. Анохина Деятельность ребёнка, в ходе которой он усваивает и приобретает знания, умения и навыки, связанные с применением и интерпретацией информации

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров Совместная поисковая деятельность учащихся, имеющая практический выход [9]

Теперь следует сказать об особенностях системы познавательных ориента-ций ребёнка младшего школьного возраста. Основу этой, последней, составляют два компонента: интерес к реализуемой деятельности [3, с. 187-188]; значимость её результатов. При этом познавательный интерес учащихся начальной школы существенно отличается от такового у обучающихся среднего и старшего звена (Х.Э. Абдулшехидова, ГР Ганиева, Н.В. Иванова, Т.В. Кузнецова, И.М. Павлова, Е.В. Чердынцева). Он предполагает более широкую интеграцию в учебно-воспитательный процесс следующих организационных форм: творческая деятельность [4, с. 47]; использование иллюстративно-наглядного материала [1, с. 396]; обучающие игры [3, с. 197]. В том случае, если младший школьник не получает стимулирование через использование подобных методик, его стремление продолжать знакомство с учебными предметами может редуцироваться [1, с. 397].

Таким образом, формирование познавательного интереса у учащихся начальных классов, в том числе средствами проектной деятельности, представляет собой весьма значимый с точки зрения формирования у них необходимых компетенций процесс. Его можно считать в полной мере завершённым только в том случае, если у младших школьников сформировалось осознанное стремление к реализации умственной деятельности и работе с информацией [5, с. 78].

Складывание такового, в свою очередь, подразумевает соблюдение ряда условий. К ним относятся:

- широкое применение имеющегося опыта и знаний, имеющихся как у педагога, так и у обучающихся [6, с. 354];

- поддержка инициативы учащихся;

- уважительное отношение к точкам зрения, защищаемым ими (Х.Э. Абдулшехидова, А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, Н.И. Трояновская);

- обязательная эмоциональная поддержка (словесная, при помощи наглядного материала и др.);

- слияние познавательной активности и эмоционального состояния ребёнка;

- новизна содержания предлагаемых заданий [5, с. 80];

- невозможность решений поставленной проблемы привычными способами в короткий срок.

Такие условия могут быть реализованы средствами проектной деятельности. В свою очередь, успешное практическое воплощение последней станет более вероятным в случае соответствия педагогического работника ряду требований. В их числе:

- высокий уровень сформированности профессиональных и личностных компетенций учителя [7, с. 383];

- наличие у него развитого инновационного мышления;

- способность к реализации в повседневной практике инновационных методов и форм обучения [2, с. 62];

- умение эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессионально-педагогической деятельности (А.Ш. Багаутдино-ва, ГА. Бакланова, Е.С. Джавлах, О.В. Елисеева, Д.А. Мезенцева, Н.В. Носкова, Л.А. Петрова).

Реализуя данные черты своего профессионального портрета в ходе занятий проектной деятельностью с младшими школьниками, педагог также должен учитывать их образовательные потребности, ожидания и интересы [6, с. 357]. Сказанное представляется справедливым как в случае с индивидуальным участием младших школьников в проекте, так и с групповым (табл. 2).

Таблица 2

Деятельность учителя и учеников в ходе выполнения индивидуальных и групповых учебных проектов

Реализация проектной деятельности с учащимися начальных классов должна быть обеспечена «портфелем» (А.А. Елизаров Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова). Он включает следующие обязательные составляющие:

- паспорт, в котором обоснована актуальность темы, определены цели, объект и предмет исследования, поставлены задачи и методы их решения;

- план-график, где указаны этапы реализации проекта, их сроки и предполагаемые результаты [10, с. 135];

- примерное описание продукта проектной деятельности;

- оценочный лист качества реализации проекта (И.Ю. Гац, В.А. Медведев, В.А. Морозова, В.В. Щетинина).

Продолжительность работы над проектом может включать несколько занятий. Тем не менее желательным представляется установление временных рамок

Библиографический список

с учётом психологических особенностей, характерных для большинства детей младшего школьного возраста [7, с. 386].

По тем же соображениям в условиях начального общего образования наиболее перспективной представляется реализация таких проектов, которые предполагают максимально свободный подход к выполнению и последующей презентации полученных результатов [9, с. 49]. В данном случае в качестве продукта, как правило, выступают:

- дневники наблюдений;

- мини-сочинения [8, с. 58];

- календари экологических дат;

- предметы изобразительного или декоративно-прикладного искусства [11, с. 8-9];

- фотоальбомы;

- коллажи [10, с. 136].

По ходу реализации такого вида работы в наибольшей мере раскрывается творческий потенциал учащихся. Соответственно, определённая специфика присуща и оценке подобной деятельности.

Она предполагает экспертизу и подготовку заключения (В.П. Антонов, З.Н. Бирюкова, Н.Д. Гальскова, Л.М. Гримовская, Н.В. Кольчикова, С.Ф. Пачко, В.В. Яковлев). В нём должны быть отражены особенности продукта проектной деятельности, степени самостоятельности и личного вклада каждого обучающегося в достижение соответствующего результата, уровня оформления и продвижения проекта, а равно доказательного отстаивания основных положений такового [12, с. 198].

В качестве примера реализации подобной деятельности и того влияния, которое она оказывает на познавательную активность младших школьников, приведём пример выполнения индивидуального проектного задания по окружающему миру «Мой питомец». В начале работы учитель выполняет следующие действия:

- ориентирует обучающегося в предмете исследования с уточнением общих представлений о животном мире и его многообразии;

- даёт установку на использование описаний, сравнений и группировки изученных природных объектов и явлений [13, с. 110];

- знакомит школьника с правилами работы.

- контролирует как процесс, так и результаты каждого этапа работы над проектом [11, с. 13].

Затем ученик занимается самостоятельным выявлением и анализом характерных черт жизни и функций животных в окружающем мире. При этом он использует как знания, полученные в школе, так и те, которые были сформированы вне её. Подготавливаемый проект учащийся начальных классов рассматривает с позиции его применения в различных жизненных ситуациях с целью соотнесения фактов и явлений в познавательной практике. Далее учеником подготавливается презентация, сопровождаемая рассказом об особенностях поведения животных [12, с. 200].

Реализация рассмотренного проекта способствует формированию у учащегося ряда важных компетенций. В их числе:

- осознанное стремление к получению новой и практическому применению известной информации об окружающем мире [13, с. 111];

- умения и навыки, обеспечивающие эффективный поиск, оценку, обработку и презентацию необходимых данных;

- способность к построению индивидуальной познавательной траектории [4, с. 46];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- чувство уверенности в собственных силах при достижении поставленной цели.

Таким образом, формирование познавательного интереса у младших школьников на сегодняшний день является одним из важных аспектов их подготовки к успешной реализации учебной, а позднее - и профессиональной деятельности. В свою очередь, эффективным средством реализации этого процесса является проектная деятельность. Как отмечают современные исследователи (И.Б. Байха-нов и др. [13; 14]), при соблюдении ряда организационно-педагогических условий таковая с большой вероятностью будет способствовать формированию соответствующей компетенции. Кроме того, участие в реализации учебных проектов позволит эффективнее развивать компетенции учащихся, связанные с самостоятельным поиском, обработкой и презентацией необходимой информации.

Проекты Содержание деятельности участников образовательного процесса

Индивидуальные Соответствующая деятельность реализуется младшим школьником и сопровождается учителем. Последний обеспечивает учащемуся доступ к различным источникам информации с обязательным учётом индивидуальных особенностей ученика. Также педагог реализует различные виды контроля. Со своей стороны учащийся должен акцентировать внимание на собственных возможностях и способностях, на определении целей и действий, средств и ресурсов, значимых для него и достижимых в ходе проектной деятельности [8, с. 54]

Групповые Под руководством педагога дети, действуя согласно установленным правилам и собственным представлениям в составе микрогрупп, могут использовать опыт всех участников проекта, обмениваться мнениями и/или определёнными компетенциями, предлагать те или иные подходы к решению поставленных задач. При этом все они осваивают технологию командной работы, получают представления о важности сотрудничества и взаимоуважения [9, с. 48-49]

1. Миназова В.М., Алиева С.А., Хасбулатова Х.М. Информационно-коммуникационные технологии как средство усвоения природоведческих знаний в начальной школе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 395-397.

2. Чёрная В.В., Елизарова В.А. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Интерактивная наука. 2023; № 9 (85): 61-62.

3. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007.

4. Енова И.В., Кабалина А.И., Набатчикова А.С. БТЕМ-технологии как основа реализации проектной деятельности младших школьников. Современное педагогическое образование. 2023; № 11: 45-48.

5. Шаманин Н.В. Формирование познавательной активности младших школьников посредством групповых занятий. Современное педагогическое образование. 2020; № 8: 77-80.

6. Кашицына Л.Г Особенности проектной деятельности младших школьников. Теория и практика современной науки. 2020; № 2 (56): 353-357.

7. Тен А.С., Жаксылыкова К.З., Батаева Я.Д. Проектная деятельность в цифровом мире. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы VI Международной научной интернет-конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021: 381-388.

8. Штакина О.В. Формирование готовности к проектной деятельности младших школьников средствами информатики. Гуманитарные исследования Центральной России. 2020; № 1 (14): 54-60.

9. Приходько У.А. Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника. Интерактивная наука. 2021; № б (б1): 48-49.

10. Пурас В.И., Иванченко И.В. Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников. Символ науки. 2021; № б: 1ЭЭ-1Эб.

11. Айхель Н.В. Модель формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 202Э; № Э: 7-24.

12. Карпенко И.В., Астахова Е.Ю. Проектная деятельность как способ формирования исследовательских умений младших школьников. Совершенствование экологообра-зовательной деятельности в Саратовской области. 2021; № 18: 197-202.

13. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (1Э9): б9-7б.

14. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-1Э.

References

1. Minazova V.M., Alieva S.A., Hasbulatova H.M. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii kak sredstvo usvoeniya prirodovedcheskih znanij v nachal'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 202Э; № б (10Э): Э95-Э97.

2. Chernaya V.V., Elizarova V.A. Osobennosti organizacii proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole. Interaktivnaya nauka. 202Э; № 9 (85): б1-б2.

3. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

4. Enova I.V., Kabalina A.I., Nabatchikova A.S. STEM-tehnologii kak osnova realizacii proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 202Э; № 11: 45-48.

5. Shamanin N.V. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov posredstvom gruppovyh zanyatij. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 8: 77-80.

6. Kashicyna L.G. Osobennosti proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Teoriya iprakíika sovremennojnauki. 2020; № 2 (5б): Э5Э-Э57.

7. Ten A.S., Zhaksylykova K.Z., Bataeva Ya.D. Proektnaya deyatel'nost' v cifrovom mire. Aktual'nye problemy obucheniya matematike i informatike v shkole i vuze: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj internet-konferencii. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2021: Э81-Э88.

8. Shtakina O.V. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov sredstvami informatiki. Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii. 2020; № 1 (14): 54-б0.

9. Prihod'ko U.A. Proektnaya deyatel'nost' na urokah okruzhayuschego mira kak uslovie razvitiya poznavatel'noj samostoyatel'nosti mladshego shkol'nika. Interaktivnaya nauka. 2021; № б (б1): 48-49.

10. Puras V.I., Ivanchenko I.V. Proektnaya deyatel'nost; kak sredstvo razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov. Simvolnauki. 2021; № б: 1ЭЭ-1Эб.

11. Ajhel' N.V. Model' formirovaniya poznavatel'nyh umenij mladshih shkol'nikov v proektnoj deyatel'nosti. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 202Э; № Э: 7-24.

12. Karpenko I.V., Astahova E.Yu. Proektnaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov. Sovershenstvovanie 'ekologoobrazovatel'noj deyatel'nosti v Saratovskoj oblasti. 2021; № 18: 197-202.

13. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (1Э9): б9-7б.

14. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-1Э.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

УДК 378

Gluzman N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Primary, Preschool and Psychological and Pedagogical Education,

Yevpatoria Institute of Social Sciences, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yevpatoria, Russia), E-mail: gluzman_n@mail.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY AS A CONCEPTUAL BASIS FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article raises a problem of conceptual foundations of professional training of future teachers of pedagogical universities of Russia, namely the formation of digital competence. It is proved that Russian society is characterized by intensive and productive use of digital technologies - to achieve and realize common economic and social goals, as well as for each individual's own needs. In this regard, there is a growing need to maximize the effectiveness of scientific and pedagogical staff, develop skills and abilities for the effective use of information technologies and digital tools in the educational process and research work to increase the competitiveness of graduates in the labor market in the short and long term. It is found out that the creation of a more democratic and competitive education system, in particular higher education, is directly related to the concept of open education. It is established that at present, the digital competence of a teacher in scientific research of scientists is considered as one of the most important components of the professionalism of the scientific and pedagogical staff, ensuring a positive reputation of a higher educational institution or scientific community.

Key words: digital transformation, teachers of pedagogical universities, professional training, digital competence, concept of open education

Н.А. Глузман, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методик начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Евпаторийский институт

социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Евпатория, E-mail: gluzman_n@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В статье поднята проблема концептуальных основ профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических вузов Российской Федерации, а именно - формирование цифровой компетентности. Доказано, что российское общество характеризуется интенсивным и продуктивным использованием цифровых технологий для достижения и реализации общих экономических и общественных целей, а также для собственных потребностей каждой личности. В этой связи растет необходимость максимизации эффективности научно-педагогического персонала, развития умений и навыков для эффективного использования информационных технологий и цифровых средств в образовательном процессе и научно-исследовательской работе для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Выяснено, что на создание более демократической и конкурентоспособной системы образования, в частности высшей, напрямую связано с концепцией открытого образования. Установлено, что в настоящее время цифровая компетентность преподавателя в научных исследованиях ученых рассматривается как один из важнейших компонентов профессионализма научно-педагогического коллектива, обеспечивающего положительную репутацию высшего учебного заведения или научного сообщества.

Ключевые слова: цифровая трансформация, преподаватели педагогических вузов, профессиональная подготовка, цифровая компетентность, концепция открытого образования

Цифровизация быстро меняет мир и вносит свои коррективы в цели устойчивого развития, принятые на Генеральной Ассамблее ООН 25 сентября 2015 г. в рамках Резолюции 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которые были рассмотрены и одобрены Российской Федерацией [1, с. 190].

В сентябре 2015 года предполагалось, что в предстоящие пятнадцать лет совместные усилия будут направлены на преодоление бедности, искоренение неравенства и несправедливости и защиту планеты. Тем не менее глобальная

изоляция в связи с всемирной пандемией COVID-19, несколько затормозила это развитие - повлияла на здоровье, экономику и образование. Кроме того, начатая в 2022 году специальная военная операция на Украине имеет определённые социальные, образовательные и экономические последствия для образовательной системы Российской Федерации в целом и особенно для вновь присоединённых (Запорожская и Херсонская области, Донецкая и Луганская республики) и приграничных территорий Российской Федерации. Так, в этих регионах учащиеся школ, студенты учебных заведений профессионального и высшего образования иногда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.