УДК 371.38
Gadzhieva U.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Elementary Education,
Dagestan State Pedagogical University named after R.G. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Elementary Education,
Dagestan State Pedagogical University named after R.G. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: E-mail: [email protected]
Rashkueva Z.I., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Anatomy, Physiology and Medicine, Dagestan State Pedagogical University
named after R.G. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ENVIRONMENTAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH PROJECT ACTIVITIES. The article examines the essence of environmental education, its wide distribution in the educational system of the whole world. The interrelation of environmental education with the priority policy of the UN and various states is determined. Attention is focused on the influence of external factors in the formation of the educational process in general education organizations. The specifics of educational work of ecological orientation as a component of the educational process in primary grades are determined. Approaches to the implementation of project activities of an ecological nature with the participation of younger schoolchildren are given. Using certain examples of environmental educational projects, the ways of improving the desired competencies by younger schoolchildren are revealed. The expediency of attracting the resources and capabilities of a leading university for the development of a methodological guide for the implementation of environmental school projects within a single system is determined by the example of the Kadyrov State Pedagogical University. The expediency of the indicated approach for instilling a conscious attitude of younger schoolchildren within the framework of project activities to the environment and natural resources of their native land is argued. Attention is focused on the transformation of the concept of educational work within the framework of the implementation of an environmentally oriented project by the efforts of younger schoolchildren. The expected approach on the part of the teacher is given, both for project activities and for educational work in relation to younger schoolchildren.
Key words: project activity, environmental education, educational work, junior high school student, educational organization
У.А. Гаджиева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.И. Рашкуееа, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается сущность экологического образования, его широкого распространения в образовательной системе всего мира. Определяется взаимосвязь экологического образования с приоритетной политикой ООН и различных государств. Акцентируется внимание на влиянии внешних факторов при формировании образовательного процесса в общеобразовательных организациях. Определяется специфика воспитательной работы экологической направленности как компонента образовательного процесса в начальных классах. Приводятся подходы к реализации проектной деятельности экологического характера с участием младших школьников. На определенных примерах экологических учебных проектов раскрываются пути совершенствования младшими школьниками искомых компетенций. Определяется целесообразность привлечение ресурсов и возможностей ведущего университета для разработки методического пособия по реализации экологических школьных проектов в рамках единой системы на примере ФГБОУ ВО «ДГПУ им. РГ Гамзатова». Аргументируется целесообразность обозначенного подхода для привития осознанного отношения младших школьников в рамках проектной деятельности к окружающей среде и природным богатствам родного края. Акцентируется внимание на трансформации понятия воспитательной работы в рамках реализации экологически направленного проекта усилиями младших школьников. Приводится ожидаемый подход со стороны педагога как на проектную деятельность, так и на воспитательную работу в отношении младших школьников. В статье делается вывод о том, что проектная деятельность раскрывает творческие и исследовательские возможности младших школьников, что для педагога означает отсутствие выраженности воспитательной работы, которая трансформируется в естественный познавательный процесс. Тем самым проектная деятельность является оптимальным педагогическим решением инновационного потенциала, которое может аккумулировать различные виды деятельности для достижения конечной проектной цели.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, воспитательная работа, младший школьник, образовательная организация
Актуальность настоящей статьи определяется расширением и усилением значения экологического образования, которое отличается дополнением новых аспектов, представляющих важность как для целых стран, так и для отдельного человека. Образовательная система не может игнорировать важность сохранности природных ресурсов, так как многие экологические аспекты содержатся в учебных программах школьных предметов, а воспитательная работа педагога в обязательном порядке учитывает необходимость привития бережного отношения школьников к окружающей среде. Целью статьи является выявление возможных подходов к расширению потенциала проектной деятельности в системе начального образования, которая является инновационным образовательным решением и подразумевает применение других составляющих педагогических решений инновационной направленности. С течением времени отношение образовательной системы к экологическому образованию постепенно менялось. Однако актуальность экологического образования не ослабевает. Если рассматривать динамику экологического образования отдельно в школьной системе, то можно наблюдать усиление роли экологических аспектов при обучении учащихся. Основная тенденция экологического образования в школьной системе отображает заметное усложнение сущностных компонентов экологического образования как аспекта образовательного процесса [1-9].
Таким образом, целью нашей статьи является выявление возможных подходов к расширению потенциала проектной деятельности в системе начального образования, которая является инновационным образовательным решением и подразумевает применением других составляющих педагогических решений инновационной направленности.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:
- определить специфику воспитательной работы экологической направленности как компонента образовательного процесса в начальных классах;
- рассмотреть подходы к реализации проектной деятельности экологического характера с участием младших школьников;
- показать, как могут решаться подобные задачи, на примере федерального государственного бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени РГ. Гамзатова».
В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:
- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;
- анализ опыта обучения будущих педагогов в университете к экологическому воспитанию младших школьников посредством проектной детальности.
Теоретическая значимость состоит в определении подходов к реализации проектной деятельности экологического характера с участием младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что в статье аргументируется целесообразность обозначенного подхода для привития осознанного отношения младших школьников в рамках проектной деятельности к окружающей среде и природным богатствам родного края.
Ранее для учащихся было достаточно обладания принципами, относящимися к общественному порядку и чистоте. Помимо важности охраны окружающей
среды, детям прививали отдельные аспекты личной гигиены и уважения к пространству, а также к безопасности других людей. В некоторых странах Европы еще в 1970-1980-х годах в школьной системе присутствовал предмет «Экологическое образование». Данное направление постепенно стало получать широкую известность в образовательной системе других стран, что в некоторой степени совпадает с формированием приоритетной политики в отношении устойчивого развития ООН. В рамках обозначенной приоритетной политики под устойчивым развитием ООН понимается принятие всех необходимых мер, которые направлены на охрану окружающей среды, сдерживание потепление климата и обеспечение экологической безопасности. Так как многие страны как участники ООН стали активно подписывать и ратифицировать соответствующие конвенции, то данный процесс неизбежно оказал влияние на образовательную систему всего мира [2, с. 156].
Российская Федерация не является исключением в реализации подобной приоритетной политики, что объясняет важность экологического образования в российских образовательных организациях еще по причине того, что государство обладает расширенным перечнем природных недр и иных ресурсов, а также лидирует по мощности промышленных предприятий.
В школьной системе экологическое образование должно быть нацелено на воспитательный аспект и учитывать степень сложности содержательной части образовательной программы в зависимости от возрастной категории учащихся. В частности, для младших школьников необходимо предусмотреть понимание и освоение ими принципов экологической безопасности, которую в дальнейшем будут уточняться более специализированными образовательными программами в последующих классах. Возраст учащихся в начальной школе указывает на еще несформированное критическое мышление, что означает целесообразность подхода со стороны педагога с акцентированием внимания на совершенствование рефлексивной компетенции [1, с. 104].
Младшие школьники могут воспринимать информацию от педагога, учиться взаимодействовать с окружающей средой при его наставничестве, что в значительной степени облегчает процесс обучения основным положениям экологической безопасности. К примеру, младшие школьники могут не только познакомиться с окружающей средой, но и научиться бережно к ней относиться. Причина важности бережного отношения к окружающей среде может быть освоена младшими школьниками в общей форме, учитывая, что более сложные аспекты устройства окружающей среды данными школьниками будут изучены в последующих классах. Экологическое воспитание младших школьников должно преимущественно носить нативный характер, что предполагает знакомство младших школьников с окружающей средой одновременно с учебной деятельностью. Представления об окружающей среде должны дополнять теоретические познания и закрепляться несложными, но разнообразными и интересными действиями.
Практический аспект в возрасте младших школьников в действительности представляют особую важность ввиду того, что практика побуждает их к размышлению. В частности, участие младших школьников в проектной деятельности может познакомить детей со стратегическими и масштабными компонентами экологической безопасности. К примеру, если проект реализуется педагогом и младшими школьниками на территории природного заповедника, то дети впервые могут задуматься о роли охраняемых территорий для оберегания флоры и фауны, о важности сохранения человеком природы, а также об устойчивом развитии всего живого на земле, если человек не нарушает так называемый природный цикл [4, с. 8].
Проект, который осуществляется при участии педагогов и младших школьников на территории образовательной организации, может в действительности познакомить детей с аспектом планирования природных явлений. Таким образом, младшие школьники познают, как произрастают растения, как за ними ухаживают, как смена сезонов влияет на окружающую природу и многое другое. Несмотря на то, что проектная деятельность может преследовать лишь отдельную цель, она всегда является частью более масштабного направления экологической безопасности. В частности, обучение младших школьников в рамках проекта ухода за растениями является частью обучения сохранению биоразнообразия и потенциально иного планирования природных явлений, благополучие которых зависит от заботы человека.
Некоторые проекты в начальной школе могут затрагивать знакомство учащихся с дикой природой. Данные проекты могут носить преимущественно теоретический характер познания младшими школьниками. Однако практическая часть может быть предусмотрена, к примеру, посредством знакомства с составляющими дикой природы путем посещения зоопарка или зоологического музея.
Наглядный аспект подобной проектной деятельности также служит способом получения представления и определенного опыта младшими школьниками, который может затрагивать понимание ими степени опасности взаимодействия с дикими животными, но в то же время и степени важности их существования для обеспечения биоразнообразия. К примеру, педагог может разработать для младших школьников проект, нацеленный на знакомство с волками.
Полезное участие волка в обеспечении биоразнообразия состоит в том, что его присутствие обеспечивает упорядоченную систему жизни других популяций,
а также появление ранее отсутствующих отдельных видов животных, что приводит в совокупности к разнообразию флоры и фауны на определенной территории. Подобный природный эффект оказывают также бурые медведи, леопарды, тигры и другие представители животного мира.
Изучение биоразнообразия и зависимости различных популяций друг от друга выступает источником формирования интереса среди младших школьников к окружающей природе посредством участия в проектной деятельности. По результатам такого проекта дети должны не только познакомиться с характеристикой волков, но и выполнить письменную работу с указанием положительного влияния на биосферу волка как популяции. В рамках проекта могут быть предусмотрены учебное занятие, просмотр документального фильма, посещение зоологического музея и итоговое обсуждение на школьном круглом столе. Участвуя в таком проекте, младшие школьники учатся понимать, что природа не только красивая - выполняет ключевую биологическую роль для жизненного обеспечения всех существующих популяций.
Стоит отметить, что проектная деятельность выступает адаптивным инструментом для осуществления экологического образования в начальной школе, который планомерно подводит младших школьников к готовности осваивать аспекты охраны окружающей среды. Уже в четвертом классе начальной школы школьники могут переходить к более узконаправленной проектной деятельности, которая охватывает планирование системы охраны отдельных районов или территории. Школьники посредством проектной деятельности учатся различать виды землепользования и водопользования с целью сохранения окружающей среды. Таким образом, школьные проекты могут быть нацелены на практическое взаимодействие младших школьников, которые обучаются в четвертом классе предпринимать самостоятельные меры по охране городских и сельских водоемов.
Сложность реализации проектов для младших школьников состоит в том, что они не только выполняют задания педагога, но и пробуют собственные силы в разработке предложений. Данный аспект предполагает первичный подход младших школьников к осуществлению исследовательской деятельности [6, с. 198]. В рамках проекта учащиеся могут путем исследования изучить реки территории проживания в аспекте местной топографии и геологической истории. Процесс исследования подразумевает, что младшие школьники знакомятся не только со спецификой местных рек, но и с особенностями ландшафта, который прилегает к обозначенным рекам. Познание местной территории может позволить младшим школьникам разработать и визуализировать местную экосистему, а также разработать подходы к экосистемному управлению [7, с. 109].
Подобная проектная деятельность является связующим звеном в формировании мировоззренческого аспекта младших школьников, которые постепенно приходят к осознанию специфики государственного и регионального управления всей экосистемы, как отдельной территории, так и территории всего государства. Экологическое образование может в значительной степени помочь младшим школьникам принципиально иначе воспринимать учебную информацию в рамках природоведения и окружающего мира, а также беспрепятственно перейти к изучению географии в последующих классах [5, с. 335].
Проектная деятельность в начальной школе непосредственно является инновационным решением в образовательной системе. Однако реализация проектной деятельности как образовательного мероприятия также может предполагать применение разнообразных инновационных инструментов для достижения искомой цели. Кроме того, педагог может обладать инновационным мышлением творческого порядка, который базируется на восприятии окружающей среды как научного капитала младших школьников. Такой научный капитал для учащихся является открытым, доступным и понятным. Им могут воспользоваться дети с разным потенциалом, дифференциальными задатками и способностями. Поэтому восприятие окружающей среды как научного капитала при реализации школьного проекта предполагает многообразие тематических направлений теоретических знаний и потенциальных навыков.
Использование научного капитала в проектной деятельности младшими школьниками означает, что любое явление природного и техногенного характера выступает в качестве предмета изучения и потенциального влияния на них человека. Научный капитал в действительности подразумевает значительный объем информации, адаптированный для восприятия младшими школьниками в сфере экологии и природопользования.
Проектная деятельность позволяет воспитывать младших школьников как автономных и рациональных личностей. Экологическое образование также подразумевает комбинацию различных направлений при реализации одного школьного проекта [3, с. 98].
К примеру, экология может сочетаться с этнографией и приводить к образованию новых проектных возможностей для начальной школы. Так, в рамках проекта младшие школьники могут узнать и самостоятельно выявить, как природные изменения влияли на миграцию народов. Подобная проектная деятельность может представлять собой образовательную модель, которая сочетает теоретические знания и практические аспекты. К примеру, в рамках такого проекта педагог может дать задание младшим школьникам из числа представителей различных
народов подготовить доклады о том, как в течение всей истории развития их народа он (т. е. народ) менял территорию своего проживания [2, с. 154].
После заслушивания докладов педагог в рамках проекта может предусмотреть работу в малых группах с использованием кейс-метода. Каждая группа получает задание: найти возможные причины выбора тем или иным народом определенного пути миграции с учетом природных изменений. Таким образом, проектная деятельность помогает младшим школьникам понимать, что необычные природные явления могут существенно менять жизнь целого народа и корректировать его привычный уклад.
Экологическое образование как составляющая воспитательной работы педагога начальных классов направлено на освоение и совершенствование рефлексивной, информационно-познавательной и коммуникативной компетенций.
Младшие школьники обучаются навыкам практического взаимодействия с природой, в том числе путем ухода за растениями и животными. Дети учатся интересоваться окружающей средой и находить ответы на возникающие вопросы экологической направленности, в том числе путем наблюдения и анализа в соответствии с возрастными возможностями.
Коммуникативная компетенция может приучить младших школьников к беспрепятственному взаимодействию с различными участниками образовательной и проектной деятельности [9, с. 41].
В рамках проекта одной из усиливающей составляющей является способность учебной цели помогать младшим школьникам принимать активное участие в коммуникациях. Младший школьник, преследуя проектную цель, чаще взаимодействует со своими одноклассниками, педагогом, семьей, библиотекарем и другими людьми, которые могут быть полезны для выполнения проектного задания. Другим положительным аспектом реализации учебного проекта как инструмента воспитательной работы является ограниченность во времени.
Проектная деятельность предполагает активную познавательную функцию в пределах определенного количества времени, что обеспечивает кратное совершенствование искомых компетенций в интенсивном порядке. В отличие от образовательного процесса, рассчитанного на учебный год, реализация проекта является более наглядным учебным процессом для младших школьников, который предполагает их активное участие и реализацию творческих способностей.
Современная общеобразовательная система может быть сформирована как система единых учебных проектов экологического значения. Данное направление может быть разработано ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г Гамзатова» (ФГБОУ ВО «ДГПУ имени Р.Г. Гамзатова»), а именно - профильными его кафедрами. Сущность подобной разработки состоит в конструировании иерархической образовательной структуры экологической направленности для последующей реализации в начальных классах Республики Дагестан.
Библиографический список
Результативность предполагаемой разработки, которая может быть представлена в качестве методического пособия, впоследствии может быть распространена среди других субъектов Российской Федерации, в том числе посредством педагогических мастерских.
Необходимость участия университета связана с тем, что разработка рассматриваемого методического руководства предполагает проведение масштабных исследований и построение образовательной системы с учетом экологического аспекта и специфики природных ресурсов Российской Федерации. Подход к экологическому образованию, предусмотренный в методическом пособии, в обязательном порядке будет подразумевать образовательную деятельность посредством проектной активности.
На территории Чеченской Республики в настоящее время имеются расширенные возможности для реализации проектной деятельности с учетом богатого ландшафта, исторического наследия и археологических работ, осуществляемых пока только преподавателями и студентами университета. Таким образом, экологическое образование на примере Чеченской Республики может раскрыть познавательный потенциал младших школьников и усилить степень их интереса не только к окружающей среде, но и к родному краю.
В заключение следует обозначить, что экологическое образование имеет тенденцию стать равноценной частью образовательного процесса в начальной школе, как и изучение школьных предметов. Реализация экологического образования подразумевает теоретические и практические компоненты, которые целесообразно закреплять преимущественно при помощи практической деятельности младших школьников. Проектная деятельность в этом случае выступает наиболее оптимальным инструментом для реализации познавательной активности экологической направленности в начальной школе. Участие младших школьников в проектной деятельности расширяет их кругозор и представление относительно устройства окружающей среды и отдельных природных явлений.
Проектная деятельность раскрывает творческие и исследовательские возможности младших школьников, что для педагога означает отсутствие выраженности воспитательной работы, которая трансформируется в естественный познавательный процесс [8, с. 112].
В действительности воспитательная работа в рамках реализации проекта все же присутствует, однако в восприятии младших школьников она неочевидна. Данный подход создает атмосферу в образовательном процессе, в рамках которой каждый младший школьник чувствует себя сопричастным с проектной деятельностью и активно совершенствует искомые компетенции.
Таким образом, проектная деятельность является оптимальным педагогическим решением инновационного потенциала, которое может аккумулировать различные виды деятельности для достижения конечной проектной цели.
1. Антонов В.П., Колыикова Н.В. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников. Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2019; № 27: 103-111.
2. Бирюкова З.Н. Проектная деятельность как способ реализации задач экологического образования младших школьников. Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2021; № 32: 153-157.
3. Бурдакова Е.Н. Экологическое образование в школе посредством проектной деятельности. Служение педагогическому делу. 2021; № 56: 96-104.
4. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике. Вестник Мининского университета. 2020; Т. 8, № 2 (31): 6-10.
5. Карасева Ю.Л. Формирование экологической культуры на уроках географии. Школа - ВУЗ: современные формы взаимодействия в сфере эколого-географического образования. 2020; № 12: 334-337.
6. Карпенко И.В., Астахова Е.Ю. Проектная деятельность как способ формирования исследовательских умений младших школьников. Совершенствование экологооб-разовательной деятельности в Саратовской области. 2021; № 18: 197-2020.
7. Кондратьева Т.Н., Щередина Н.И. Подготовка педагога к руководству проектно-исследовательскими работами дошкольников экологической направленности. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-4: 108-111.
8. Масленникова И.А., Тюфанова Т.Н., Масленников Д.В. Формы экологического воспитания в рамках реализации творческого саморазвития и социализации младших школьников. Общество и наука: векторы развития. 2022; № 14: 110-111.
9. Мищенко Н.Ю. Формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. Научно-спортивный журнал. 2023; Т. 1, № 1: 40-63.
References
1. Antonov V.P., Kol'chikova N.V. Puti i sredstva 'ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya doshkol'nikov. VestnikHakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2019; № 27: 103-111.
2. Biryukova Z.N. Proektnaya deyatel'nost' kak sposob realizacii zadach 'ekologicheskogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola: problemy iperspektivy, cennosti i innovacii. 2021; № 32: 153-157.
3. Burdakova E.N. 'Ekologicheskoe obrazovanie v shkole posredstvom proektnoj deyatel'nosti. Sluzheniepedagogicheskomu delu. 2021; № 56: 96-104.
4. Grimovskaya L.M. Razvitie poznavatel'nyh sposobnostej detej v proektnoj deyatel'nosti po ekologicheskoj tematike. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; T. 8, № 2 (31): 6-10.
5. Karaseva Yu.L. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury na urokah geografii. Shkola - VUZ: sovremennye formy vzaimodejstviya v sfere 'ekologo-geograficheskogo obrazovaniya. 2020; № 12: 334-337.
6. Karpenko I.V., Astahova E.Yu. Proektnaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov. Sovershenstvovanie 'ekologoobrazovatel'noj deyatel'nosti v Saratovskoj oblasti. 2021; № 18: 197-2020.
7. Kondrat'eva T.N., Scheredina N.I. Podgotovka pedagoga k rukovodstvu proektno-issledovatel'skimi rabotami doshkol'nikov 'ekologicheskoj napravlennosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-4: 108-111.
8. Maslennikova I.A., Tyufanova T.N., Maslennikov D.V. Formy 'ekologicheskogo vospitaniya v ramkah realizacii tvorcheskogo samorazvitiya i socializacii mladshih shkol'nikov. Obschestvo i nauka: vektory razvitiya. 2022; № 14: 110-111.
9. Mischenko N.Yu. Formirovanie 'ekologicheskoj kompetentnosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya. Nauchno-sportivnyj zhurnal. 2023; T. 1, № 1: 40-63.
Статья поступила в редакцию 05.12.23