Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабань Елена Николаевна, Рубцова Наталья Владимировна, Ерощенко Ксения Фаруховн

В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Экологическое образование и воспитание объективно становятся одним из базисов концепции образования ХХI века. Одной из форм экологического образования и воспитания школьников можно рассматривать проектную деятельность. В статье продемонстрирована практическая реализация возможности экологического образования и воспитания в среднем образовательном учреждении через проектную деятельность. Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, об актуальности и целесообразности экологического образования и воспитания в школе, с другой - о возможности реализации образовательного и воспитательного процесса в средних образовательных учреждениях с использованием проектной деятельности, с третьей - о готовности современных школьников формировать свою экологическую культуру. Результаты исследования могут быть полезны в практической деятельности современных образовательных учреждений всех уровней образования. Существенный результат исследования состоит в демонстрации практического использования проектной деятельности в экологическом образовании и воспитании учащихся образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабань Елена Николаевна, Рубцова Наталья Владимировна, Ерощенко Ксения Фаруховн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS

An indispensable condition for the survival of mankind is the improvement of the person himself. Environmental education and upbringing objectively become one of the foundations of the concept of education in the 21st century. One of the forms of environmental education and upbringing of schoolchildren can be considered project activities. The article demonstrates the practical implementation of the possibility of environmental education and upbringing in a secondary educational institution through a research project. The results obtained indicate, on the one hand, the relevance and expediency of environmental education and upbringing at school, on the other hand, about the possibility of implementing the educational and upbringing process in secondary educational institutions using project activities, and on the third, about the readiness of modern schoolchildren to form their ecological culture. The research results can be useful in the practical activities of modern educational institutions of all levels of education. The scientific result of the research is to demonstrate the practical use of project activities in environmental education and upbringing of pupils and students of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

KARABAN Elena Nikolaevna and others

PROJECT ACTIVITY AS A FORM OF ECOLOGICAL ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 471 4 Ir¡V£r№2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J М14 1 1 |(ccj vU VT? l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0027 lh^THTM(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Автор(ы) 2021

КАРАБАНЬ Елена Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

СОШ поселка Молодежный (664083, Россия, Молодежный поселок, 9, e-mail: 38molodezhn@mail.ru)

AutorID: 491913

SPIN: 4173-4660

ORCID 0000-0002-1400-0509

РУБЦОВА Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» ЕРОЩЕНКО Ксения Фаруховна, студентка кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: kieroshchienko@bk.ru)

Аннотация. В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что непременным условием выживания человеческого рода является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Экологическое образование и воспитание объективно становятся одним из базисов концепции образования ХХ1 века. Одной из форм экологического образования и воспитания школьников можно рассматривать проектную деятельность. В статье продемонстрирована практическая реализация возможности экологического образования и воспитания в среднем образовательном учреждении через проектную деятельность. Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, об актуальности и целесообразности экологического образования и воспитания в школе, с другой - о возможности реализации образовательного и воспитательного процесса в средних образовательных учреждениях с использованием проектной деятельности, с третьей - о готовности современных школьников формировать свою экологическую культуру. Результаты исследования могут быть полезны в практической деятельности современных образовательных учреждений всех уровней образования. Существенный результат исследования состоит в демонстрации практического использования проектной деятельности в экологическом образовании и воспитании учащихся образовательных учреждений.

Ключевые слова: экология, экологическое образование и воспитание, проектная деятельность, проект, образовательное учреждение

PROJECT ACTIVITY AS A FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS

© The Author(s) 2021

KARABAN Elena Nikolaevna, deputy director on teaching and educational work School of the village of Molodezhny (664083, Russia, st. Youth settlement, 9, e-mail: 38molodezhn@mail.ru) RUBTSOVA Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department of management, marketing and service EROSHCHENKO Ksenia Farukhovna, student of the Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin st., 11, e-mail: kieroshchienko@bk.ru)

Abstract. An indispensable condition for the survival of mankind is the improvement of the person himself. Environmental education and upbringing objectively become one of the foundations of the concept of education in the 21st century. One of the forms of environmental education and upbringing of schoolchildren can be considered project activities. The article demonstrates the practical implementation of the possibility of environmental education and upbringing in a secondary educational institution through a research project. The results obtained indicate, on the one hand, the relevance and expediency of environmental education and upbringing at school, on the other hand, about the possibility of implementing the educational and upbringing process in secondary educational institutions using project activities, and on the third, about the readiness of modern schoolchildren to form their ecological culture. The research results can be useful in the practical activities of modern educational institutions of all levels of education. The scientific result of the research is to demonstrate the practical use of project activities in environmental education and upbringing of pupils and students of educational institutions.

Keywords: ecology, environmental education and upbringing, project activities, project, educational institution

Постановка проблемы. Под экологическим образованием понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. Хотя экологическое образование рассматривается как составная часть общей системы образования, в ней есть новый смысл современного образовательного процесса [1]. Цель любого образования состоит в усвоении социального опыта, накопленного предыдущими поколениями людей, а результат его проявляется в знаниях и поведении человека в конкретной обстановке. Целью же экологического образования становится формирование поколения, способного обеспечить устойчивое развитие общества [1-3]. Актуальность и необходимость экологического образования и воспитания в современной школе закреплены Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст. 3, п. 3), согласно которому одним из условий

проектирования гуманистического образования названа «необходимость формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [4].

Международная политика в сфере экологического образования предполагает его непрерывность, начиная с самого раннего возраста в течение всей жизни человека. Средняя школа занимает особое место в образовательной цепи, так как в юности человек сохраняет еще детскую эмоциональность и в то же время во многом готов для восприятия основополагающих знаний по биологии, химии, физике и т. д. В этом возрасте закладываются нравственные и этические принципы, которыми человек будет руководствоваться в жизни. Задача общеобразовательной школы состоит в создании условий для формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРАБАНЬ Елена Николаевна и другие ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ...

с природой и сохранения ее целостности. Чем раньше человек будет введен в сферу экологических проблем, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе [1]. Попов А.М. выделяет в содержании экологического образования следующие аспекты: научный, ценностный, нормативный и деятельностный [1]. В рамках данной статьи предметом обсуждения будет проектная деятельность как форма реализации научного и деятельностного аспектов экологического образования.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ работ отечественных авторов позволяет констатировать, что тема экологического образования и воспитания вызывает большой интерес у многих исследователей и педагогов-практиков [5-25]. Проектная деятельность занимает особое место в системе современного экологического образования, использование которой обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; формирование мотивации, потребности в такого рода деятельности; даёт полноценные, осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помогает развитию творческого мышления; выполняет обучающую, воспитывающую функцию [19]. Интерес современных педагогов и исследователей к методу проектов закономерен в связи с компетентностным подходом в образовании: бесконечное накопление учащимися как знаний, так и навыков бесперспективно при отсутствии умения применять их в повседневной жизни [20].

С 2019 г. МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» является локальным координационным центром Российской научно-популярной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в Иркутском районе Иркутской области. Анализ исследовательских проектов поступивших, на конкурсы «Шаг в будущее, Юниор!» и «Шаг в будущее, Сибирь!» позволяет констатировать растущий интерес среди школьников к научно-исследовательским проектам экологической направленности.

Экологическое образование тесно связано с экологическим воспитанием, под которым понимается переориентация сознания человека на новое экологическое мышление, следование правилам экологического благополучия [12]. Конечной целью экологического воспитания принято считать становление экологической ответственности каждого человека, которая характеризуется как умение поступать согласно требованиям природы и общества [1]. Основным качеством, характеризующим экологически образованного и воспитанного человека, является ответственность: ответственное отношение к себе, своему здоровью, к окружающим людям, к природе, к следующим поколениям. Вместе с тем, проектная деятельность школьников в большинстве своем формирует мировоззренческие и нравственные основы лишь определенных индивидуумов или малочисленных групп школьников, принимающих участие в конкурсах исследовательских проектов экологической направленности. В рамках данной статьи будет продемонстрирована возможность использования проектной деятельности в целях экологического образования и воспитания больших коллективов.

Цель статьи. Цель статьи состоит в демонстрации возможности экологического образования в среднем образовательном учреждении через исследовательский проект.

Гипотеза исследования: проектную деятельность можно рассматривать как эффективную форму коллективного экологического образования и воспитания.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение, опрос.

Изложение основного материала. В рамках подготовки исследовательского проекта в сентябре 2020 г. учащимся МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» был проведен опрос с использованием платформы «Дневник.ру», форма опроса создана посредством инструмента Google Form. Опрос был посвящен пробле-

ме избыточного скопления бытовых отходов (мусора). В опросе приняли участие 297 человека. Поскольку к платформе Учи.ру есть доступ и у законных представителей учащихся, распределение среди опрошенных было следующим: 33% учащиеся 5-11 классов, 12% учителя, 1% иные сотрудники образовательного учреждения, 54% - законные представители учащихся. При этом отметим, что в отношении общей численности учеников 5-11 классов (980 человек) и учителей (117 человек) МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» в опросе поучаствовали 28% педагогических работников и 10% учащихся, что свидетельствует о высокой репрезентативности полученных данных. Также можно отметить, что наибольшую активность среди учащихся проявили ученики девятых (25%), шестых (22%), десятых (14%) и седьмых классов (14%), учащиеся восьмых (6%), одиннадцатых (9%) и пятых (10%) классов были менее активны.

По результатам опроса было обнаружено, что более половины опрошенных считают, что экологическая ситуация в Иркутском районе напряженная (48,9%) или критическая (12,9%). Таким образом, даже для учащихся 5-11 классов становится очевидным масштаб проблемы загрязнения окружающей среды. Лишь незначительная часть опрошенных считает экологическую обстановку в районе удовлетворительной (29,6%) или хорошей (8,6%) (рис.1).

Рисунок 1 - Оценка респондентами экологической ситуации в Иркутском районе (составлено авторами)

Почти всех участников опроса волнует или очень сильно волнует проблема избыточного скопления мусора и бытовых отходов. По их мнению, основной причиной чрезмерного скопления мусора является отсутствие у людей сформировавшейся культуры бережливого поведения (81,6%). Также были отмечены следующие причины, обусловившие данную проблему: отсутствие заводов по переработке мусора (43,1%); малое количество урн и контейнеров для сбора мусора (33,6%); плохая организация вывоза мусора (34,3%); отсутствие системы сортировки мусора (2,8%) - табл.1.

Таблица 1 - Причины чрезмерного скопления мусора, %

Причина Доля респондентов

У людей не сформирована культура бережливого потребления 81,6

Отсутствуют заводы по переработке мусора 43,1

Плохо организован вывоз мусора 34,3

Недостаточно урн и контейнеров для сбора мусора 33,6

Иное (слишком много людей на планете; надо сортировать мусор; нет раздельного сбора мусора; нет сортировки мусора; раздельный мусор; люди просто не хотят пройти лишние пару шагов) 2,8

Источник: составлено авторами В том, что сортировка мусора и отходов с последующей утилизацией поможет решить проблему чрезмер-

KARABAN Elena Nikolaevna and others

PROJECT ACTIVITY AS A FORM OF ECOLOGICAL ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ного скопления мусора, убеждено большинство респондентов (74%), 10% отпрошенных считают, что это бесполезным, 16% - затруднились с ответом.

При проведении опроса нас интересовали не только знания и отношение респондентов к проблеме чрезмерного скопления мусора - экологическая образованность участников опроса, но и сформировавшиеся у них навыки экологического поведения. По результатам исследования было обнаружено, что только 13% опрошенных сортируют мусор для раздельного сбора, большая часть респондентов (55%) сортируют мусор только в случае, если видят специальные урны для сортировки. Однако примерно одна треть опрошенных (32%) сортировкой мусора не занимаются. Следовательно, при имеющихся знаниях о существующих экологических проблемах и тревожной оценке экологической ситуации примерно у трети респондентов не сформированы навыки экологического поведения (рис.2).

Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос «Занимаетесь ли вы сортировкой мусора?» (составлено авторами)

Вместе с тем на вопрос о необходимости организации раздельного сбора мусора и появления в МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» специальных контейнеров для сортировки мусора значительная часть опрошенных (87%) ответили положительно. Важно подчеркнуть, что эти респонденты изъявили готовность сортировать мусор при наличии соответствующих контейнеров в образовательном учреждении. 12% опрошенных затруднились с ответом, и лишь 1% респондентов высказал мнение, что раздельный сбор мусора школе не нужен. Возможными причинами отсутствия необходимости появления в школе контейнеров для сортировки мусора были названы (дословно) «никто все равно не будет сортировать мусор»; «нет смысла в сортировке, т.к. на полигоне все попадает в одну кучу».

Таким образом, проведенный опрос продемонстрировал, что обучающиеся, законные представители и педагоги располагают знаниями о возможном решении экологической проблемы - чрезмерного скопления мусора, т.е. являются экологически образованными. Однако навыки экологического поведения сформированы лишь у немногих - систематической сортировкой мусора занимается только 13% опрошенных. Вместе с тем, значительная часть опрошенных готовы формировать навыки экологического поведения, становиться экологически культурными людьми, что, в частности, удалось узнать лишь посредством проведенного исследования.

Эмпирическая часть реализации проекта предполагает организацию сортировки и раздельного сбора мусора в МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» - опираясь на результаты проведенного опроса, с соответствующим предложением авторы проекта обратились к администрации школы и получили поддержку. Таким образом, формирование экологической культуры у обучающихся средних образовательных учреждений возможно осуществлять посредством проектной деятельности.

Выводы и перспективы. Полученные результаты по-

зволяют сделать ряд выводов.

• Во-первых, экологическое образование и воспитание в современной школе является достаточно актуальным и важным процессом.

• Во-вторых, использование проектной деятельности открывает широкие возможности для реализации экологического образовательного и воспитательного процесса в средних образовательных учреждениях не только в аспекте малочисленных групп, но и больших коллективов.

• В-третьих, современные школьники осознают актуальность и важность экологических проблем и готовы формировать свою экологическую культуру и поведение.

Результаты исследования могут быть полезны в практической деятельности современных образовательных учреждений всех уровней образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестник Омского университета. 2007. № 1. С. 141-146.

2. Сорокина Е. М., Веремейчик Е. В. Устойчивое развитие: от понимания к практике // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Е.М. Сорокиной. 2015. С. 67-74.

3. Трофимова Е. Л. Представления современных студентов о роли гражданина //Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 1. С. 27.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон // URL: https://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot29.12.2012-N-273-FZ/?yclid = 4070209828146676958 (дата обращения: 16.11.2020).

5. Дохова В. В., Сабанова Р. К. Экологическая культура — основа духовно-нравственного воспитания современного человека. 2009. №3. С.49.

6. Воробьева Н. Ф., Максимова Е. В. Школьное экологическое образование (воспитательный аспект) //Воспитание школьников. 2012. № 4. С. 32-39.

7. Зимина Е. В., Трохирова У. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (на примере г. Иркутска) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 4. С. 18.

8. Коршунова Н. Н. Информационные технологии в экологическом образовании младших школьников // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2018. Т. 1. № 1 (4). С. 23-25.

9. Курьянова Т. С. Сетевой проект — современная эффективная форма экологического образования школьников // Вестник научных конференций. 2019. № 2-3 (42). С. 130-132.

10. Мальцева Е. В., Макарова О. А., Мухина С. А. Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1 (29). С. 61-68.

11. Матвеева Л. Н., Бакиева Д. А. Проект как средство экологического образования младших школьников //Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 180-182.

12. Рябцов С. Н., Елина Е. Е. Исследовательская деятельность школьников в системе экологического образования // Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики. Международная научно-практическая конференция. 2020. С. 193-199.

13. Саранчина Г. С. Воспитание экологической личности в процессе обучения и воспитания учащихся подросткового возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 149-153.

14. Спиридонова В. А., Данилова Е. И. Экологическое воспитание как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Вестник научных конференций. 2017. № 4-4 (20). С. 119-120.

15. Торгунакова М. А. Актуальные проблемы развития экологической культуры в процессе образования и воспитания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. № 1 (9). С. 98-104.

16. Трофимова Е. Л., Черемухина К. С. Олимпиада как форма повышения познавательной активности школьников в области экономической психологии // Психология в экономике и управлении. 2009. № 1. С. 85-91.

17. Трофимова Е. Л., Черемухина К. С. Олимпиада по психологии в экономике и экологии-2009: содержание и результаты // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 91-94.

18. Шилова В. С. Основные формы социально-экологического образования школьников // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы. Юбилейный сборник научных статей. Ответственный редактор В.С. Шилова. Ульяновск, 2020. С. 138-143.

19. Шилова В. С. Системный подход к исследованию феномена социально-экологического образования школьников //Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы. Юбилейный сборник научных статей. Ответственный редак-торВ.С. Шилова. Ульяновск, 2020. С. 115-121.

_20. Равен Д. Критические заметки о книге «Примитесь за дело!

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРАБАНЬ Елена Николаевна и другие ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ...

Капитализм, недальновидность, население и разрушение планеты -отчет римскому клубу» Э. фон Вайцзеккера и А. Вайкмана (с 34 соавторами, 2018, Нью-Йорк, изд. Springer) //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 31-40.

21. Дорошин Б.А. Экологический алармизмкак продукт эсхатологического мышления //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 124-131.

22. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

23. ВинокуроваН.Ф., Лощилова А.А. Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 7-9.

24. Иванова Т.Н., Щепалова А.А. Экологическая культурная среда как фактор развития и совершенствования территорий (эмпирический опыт исследования) // Jurnalul Umanitar Modern. 2020. Т. 3. № 2 (4). С. 16-21.

25. Панеш Б. Х., Багова Л. Л. Методика организации проектной деятельности младших школьников в процессе экологического образования //Paradigmata poznani. 2019. № 3. С. 38-41.

26. Козина Е. О. Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 131-136.

Статья поступила в редакцию 18.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.