Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХ ВОЛН ПАНДЕМИИ (COVID-19)'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХ ВОЛН ПАНДЕМИИ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОПРОС / ПРОБЛЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабань Елена Николаевна, Рубцова Наталья Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в изучении мнений педагогических работников начальной школы об организации дистанционного обучения в условиях первой и второй волн пандемии COVID-19. Гипотеза исследования заключалась в проверке предположения о положительном изменении мнений педагогических работников начальной школы к дистанционному обучению в условиях вынужденной необходимости его использования длительный период времени. В опросе приняли участие педагогические работники начальной школы образовательного учреждения Иркутской области. При проведении опроса изучению подвергались следующие параметры: общее отношение к дистанционному обучению и его изменение в период второй волны пандемии; популярность видов используемых средств и ресурсов для организации дистанционного обучения и оценка их достаточности; существующие предпочтения в используемых средствах обучения и ресурсах для организации дистанционного обучения; обнаружение проблем, обусловленных дистанционным обучением как у учителей, так и у учеников начальной школы. Полученные результаты, а также их сравнение с данными аналогичных исследований, проведенных в более ранний период (до пандемии COVID-19), не выявило существенных положительных изменений отношения педагогических работников к дистанционному обучению. Полученные результаты могут быть полезны в практической организации дистанционного обучения в начальной школе регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабань Елена Николаевна, Рубцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN PRIMARY SCHOOL IN THE CONDITIONS OF TWO PANDEMIC WAVES (COVID-19)

The article presents the results of an empirical study. The aim of the study is to study the views of elementary school teachers about distance learning in the first and second waves of the COVID-19 pandemic. Research method - survey. The object of the research is primary school teachers in the Irkutsk region. Several parameters were studied: the general attitude towards distance learning and the change in this during the second wave of the pandemic; the popularity of tools and resources used for distance learning; existing preferences of teachers on the teaching aids and distance learning resources used; problems caused by distance learning for both teachers and elementary school students. Comparison of the results obtained with data from similar studies conducted in an earlier period (before the COVID-19 pandemic) revealed a positive change in teachers' attitudes towards distance learning. The results obtained can be useful in the practical organization of distance learning in primary schools in Russian regions.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХ ВОЛН ПАНДЕМИИ (COVID-19)»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРАБАНЬ Елена Николаевна и другие ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ...

VTTK" 471 4 г-ч fi!WÍ\ 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' 1 •J |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anip-2021-1002-0034 lfcde^:^Mhttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДВУХ ВОЛН ПАНДЕМИИ (COVID-19) © Автор(ы) 2021

КАРАБАНЬ Елена Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

СОШ поселка Молодежный

(664083, Россия, Иркутская область, Иркутский район, Молодежный поселок, 9, e-mail: karaban-elena@mail.ru) AutorID: 491913 SPIN: 4173-4660 ORCID 0000-0002-1400-0509

РУБЦОВА Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: runatasha21@yandex.ru) Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в изучении мнений педагогических работников начальной школы об организации дистанционного обучения в условиях первой и второй волн пандемии COVID-19. Гипотеза исследования заключалась в проверке предположения о положительном изменении мнений педагогических работников начальной школы к дистанционному обучению в условиях вынужденной необходимости его использования длительный период времени. В опросе приняли участие педагогические работники начальной школы образовательного учреждения Иркутской области. При проведении опроса изучению подвергались следующие параметры: общее отношение к дистанционному обучению и его изменение в период второй волны пандемии; популярность видов используемых средств и ресурсов для организации дистанционного обучения и оценка их достаточности; существующие предпочтения в используемых средствах обучения и ресурсах для организации дистанционного обучения; обнаружение проблем, обусловленных дистанционным обучением как у учителей, так и у учеников начальной школы. Полученные результаты, а также их сравнение с данными аналогичных исследований, проведенных в более ранний период (до пандемии COVID-19), не выявило существенных положительных изменений отношения педагогических работников к дистанционному обучению. Полученные результаты могут быть полезны в практической организации дистанционного обучения в начальной школе регионов России.

Ключевые слова: дистанционное обучение, начальная школа, опрос, проблемы, образовательное учреждение

DISTANCE LEARNING IN PRIMARY SCHOOL IN THE CONDITIONS OF TWO PANDEMIC WAVES (COVID-19)

© The Author(s) 2021

KARABAN Elena Nikolaevna, deputy director on teaching and educational work School of the village of Molodezhny (664083, Russia, Irkutsk region, Irkutsk district, st. Youth settlement, 9, e-mail: karaban-elena@mail.ru) RUBTSOVA Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department of management, marketing and service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin str. 11, e-mail: runatasha21@yandex.ru) Abstract. The article presents the results of an empirical study. The aim of the study is to study the views of elementary school teachers about distance learning in the first and second waves of the COVID-19 pandemic. Research method - survey. The object of the research is primary school teachers in the Irkutsk region. Several parameters were studied: the general attitude towards distance learning and the change in this during the second wave of the pandemic; the popularity of tools and resources used for distance learning; existing preferences of teachers on the teaching aids and distance learning resources used; problems caused by distance learning for both teachers and elementary school students. Comparison of the results obtained with data from similar studies conducted in an earlier period (before the COVID-19 pandemic) revealed a positive change in teachers' attitudes towards distance learning. The results obtained can be useful in the practical organization of distance learning in primary schools in Russian regions.

Keywords: distance learning, primary school, survey, problems, educational institution

Постановка проблемы. Дистанционное обучение -это организация образовательной деятельности с применением дистанционных технологий, которые обеспечивают опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с помощью информационно-коммуникационных сетей. Это форма получения и усовершенствования образования, при котором в образовательном процессе используются инновационные средства и формы [1]. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования [2, 3]. Сказанное справедливо и в отношении современной начальной школы, в которой, как и во всем обществе, доминирующей становится информационная деятельность человека, осуществляемая

на основе современных средств коммуникации, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [4]. Пандемия СОУТО-19 обусловила внезапный и скоропостижный переход на дистанционное обучение большого числа российских учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в России, при этом в настоящее время мы переживаем уже вторую волну пандемии и дистанционного обучения. И если в 2019/2020 уч. г. для большинства организаторов и участников образовательного процесса дистанционное обучение было малопонятным и неизвестным феноменом, то в 2020/2021 уч. г. они вступили в него уже достаточно подготовленными. Предметом изучения данной статьи станут мнения педагогических работников начальной школы о дистанционном обучении, а также их изменения во вторую волну пандемии.

Анализ последних исследований и публикаций. Дистанционное обучение стало предметом обсуждения в работах значительного числа отечественных [1, 4-19],

KARABAN Elena Nikolaevna and others DISTANCE LEARNING IN PRIMARY SCHOOL ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

а также зарубежных авторов [20, 21]. Анализ литературы, посвященной организации дистанционного обучения в начальной школе позволил выявить некоторые дискуссионные вопросы, требующие дополнительного изучения. В частности, можно выделить две прямо противоположные точки зрения на актуальность и целесообразность организации дистанционного обучения в начальной школе. Так, согласно данным исследования Кудаковой Н. С., Загородней Д. И. [4] 80% учителей считают необходимым использование компьютера на уроках начальной школы, Муковоз А.П. констатирует, что «традиционные формы образования учителей начальной школы становятся малоэффективными и не в полной мере обеспечивают потребности современной начальной школы» [1], исследователь Котова С. А. выделяет ряд преимуществ дистанционного обучения, среди которых «возможность обучаться на всех этапах, от начального до высшего, не ограничивая учащихся по возрасту; большие возможности в выборе дисциплин; широкий спектр методов, особенно наглядных» [11].

Другие авторы [5] указывают на проблемы, возникающие при организации дистанционного обучения в начальной школе, среди которых: недостаточная привлекательность для пользователей дистанционного обучения электронных контентов на русском языке; слабо развитая инфраструктура отдельных регионов и культурные барьеры; низкая эффективность применения дистанционного обучения для получения базового образования [5]. Учителя начальной школы подчеркивают большую трудозатратность дистанционного обучения, чем при очной форме; ограниченные возможности для непосредственной педагогической импровизации; жесткий временной режим (дети должны моментально получать задания и отправлять их выполненными, не теряя времени, так как у педагога ограничен временной ресурс для работы); низкую мотивацию учащихся, и как результат низкую успеваемость [11]. Также среди проблем повсеместного использования дистанционного обучения исследователи обозначают возможные «кадровые риски», физиологические и психологические проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть как у учителей, так и у учеников начальной школы.

Указанные проблемы объективно препятствовали активному использованию дистанционного обучения в начальной школе российских образовательных учреждений в период, предшествующий пандемии СОУГО-19. Согласно исследованиям пятилетней давности [11] дистанционное обучение в школах г. Санкт-Петербурга - было довольно новым явлением, а доля учеников начальной и средней школы, вовлеченных в него, не превышала 10-15%. По данным другого исследования, в 2015 г. только треть учителей одной из московских школ считали целесообразным внедрение дистанционной формы обучения в начальной школе [15]. О непопулярности дистанционного обучения свидетельствовали и статистические данные, в 2016 г. доля дистанционного образования составляла лишь 1,1% от всего объема рынка образования в России [13].

В условиях пандемии С0УГО-19 дистанционное обучение уже не рассматривается как новомодное явление, а является жизненной необходимостью при организации образовательного процесса на всех уровнях образования. Использование формы дистанционного обучения стало неизбежным для всех образовательных учреждений не только России, но и ряда зарубежных стран. В данной статье будут представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в ноябре 2020 г. в образовательном учреждении Иркутской области.

Цель статьи. Цель статьи заключалась в изучении мнений педагогических работников начальной школы о дистанционном обучении в условиях первой и второй волн пандемии СОУГО-19.

Гипотеза исследования: общеобязательное использование дистанционного обучения в условиях двух волн

пандемии COVID-19 привело к адаптации и усовершенствованию навыков работы педагогических работников начальной школы, что позволило существенно улучшить их отношение к данной форме обучения.

Методы исследования: Метод исследования - опосредованный опрос с использованием приложения Google Form. Объект исследования - педагогические работники начальной школы одного из образовательных учреждений Иркутской области. При проведении опроса изучению подвергались следующие параметры: общее отношение к дистанционному обучению и его изменение в период второй волны пандемии; популярность видов используемых средств и ресурсов для организации дистанционного обучения и оценка их достаточности; существующие предпочтения в используемых средствах обучения и ресурсах для организации дистанционного обучения; обнаружение проблем, обусловленных дистанционным обучением как у учителей, так и у учеников начальной школы.

Изложение основного материала. В опросе приняли участие 36 респондентов, из них 94% женщины и 6% мужчины. При этом выборочная совокупность достаточно равномерна по возрастному параметру: 14% опрошенных в возрасте 24-26 лет, 6% - 27-30 лет, 6% - 31-34 года, 17% - 35-40 лет, 14% 41-45 лет, 19% 46-50 лет, 11% - 51-55 лет, 11% 56-60 лет, 3% - старше 61года. Значительная часть участников опроса (63%) являются опытными педагогами со стажем работы в школе более 10 лет, у 6% опрошенных опыт работы составляет 6-10 лет, у 14% - 4-5 лет, 11% - 2-3 года, у 6% - один год. Также можно отметить достаточно равномерное распределение участников опроса в аспекте параллелей начальной школы: 28% опрошенных осуществляют руководство первыми классами, 28% - вторыми, 19% - третьими, 22% - четвертыми, 17% - ведут занятия во всех начальных классах.

Согласно полученным данным, общее отношение педагогических работников начальной школы к дистанционному обучению (ДО) неблагоприятное: половина опрошенных (50%) относятся к ДО нейтрально, рассматривают его как вынужденную необходимость в условиях пандемии COVID-19; вторая половина респондентов (45%) - высказали мнение об отрицательном отношении к данной форме обучения, только 5% участников опроса относятся к ДО положительно.

Характеризуя использование собственных средств обучения (видеоуроков, обучающих видеороликов, презентаций) и изменение данного параметра во вторую волну пандемии, можно отметить, что в 2020/2021 уч. г. их использовали 72% педагогов, тогда как в 2019/2020 г. собственными средствами обучения пользовались 58% опрошенных (рис.1).

si

Ii li |. I

""33

I

im собственные средства обучения в 2019/2020уч.г.

и собственные средства обучения в 2020/2021 уч. г.

in публичные средства обучения в 2019/2020уч.г.

и публичные средства обучения в 2020/2021 уч. г.

Рисунок 1 - Использование педагогическими работниками собственных и публичных средств обучения в первую и вторую волну пандемии, % опрошенных (составлено авторами)

Публичные средства обучения (имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет) в 2019/2020 уч. г. использовали 81% педагогов, однако во вторую волну пан-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАРАБАНЬ Елена Николаевна и другие ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ...

демии их доля сократилась до 67% (рис.1). Сопоставляя эти результаты с предыдущим тезисом, можно сделать вывод, что в 2020/2021 г. педагоги начальной школы адаптировались к форме ДО, у них сформировались навыки создания собственных средств обучения и они стали более активно использовать их в учебном процессе. Следует подчеркнуть, что, говоря об использовании собственных и публичных средств обучения, предназначенных для ДО, в будущем (при очной форме обучения), большинство опрошенных (76%) высказали мнение, что они будут использовать и те, и другие средства обучения, 6% респондентов планируют использовать только публичные средства обучения, при этом 14% педагогов использовать средства ДО не планируют.

В ходе исследования нас интересовало мнение педагогов о наличии качественных публичных (имеющихся в свободном доступе в сети Интернет) средств обучения для ДО начальной школы в ракурсе предметных дисциплин. Респондентам был задан вопрос «Для полноценной организации ДО по какому предмету публичным средства обучения и ресурсы находятся в достаточном количестве?». Ответы респондентов представлены в табл.1. Согласно полученным данным (табл. 1) в достаточном количестве, по мнению респондентов, публичные средства обучения и ресурсы имеются по ряду основных предметов: математика, русский язык, окружающий мир. Не в полной мере в открытом доступе присутствуют средства обучения по чтению, ИЗО и технологии. При этом «проблемными» дисциплинами с точки зрения наличия публичных средств обучения и ресурсов можно назвать специальные предметы: английский язык, ритмику, физкультуру, музыку, родной русский язык и ОРКСЭ. Таким образом, можно констатировать имеющуюся потребность в появлении публичных средств обучения или ресурсов для организации ДО по специальным дисциплинам учебного плана начальной школы.

Таблица 1 - Достаточность публичных средств обучения и ресурсов по предметным дисциплинам начальной школы, % опрошенных

Предмет Имеющихся публичных ресурсов и средств обучения-. -

достаточно недо статочно отсутствуют

Математика 52 8 8

Русский язык 41 19 14

Чтение 25 14 11

Окружающий мир 64 6 0

Английский язык 3 6 3

ИЗО 25 14 3

Физкультура 0 3 0

Ритмика 0 0 3

Музыка 0 3 3

Технология 19 8 8

Родной ру с ский язык 0 8 8

ОРКСЭ 0 0 3

Платформа, площадка, мессенджер 2019/2020 уч. г. Платформа, площадка, мессевджер 2020/2021 уч. г.

Discord 75 Discord 78

Viber 69 Viber 67

YouTube 45 ZOOM 44

Учн-pv 44 YouTube 39

ZOOM 33 WhatsApp 36

WhatsApp 33 Учн.ру 31

YaKlass 25 YaKlass 17

Po ссийская электр онная школа 17 Российская электронная школа 17

Class Time 3 SkySmart 8

Videciuroki.net 3 ClassUme 3

Teams 0 Videouroki.net 3

SkySmart 0 Teams 3

пандемии наиболее популярной площадкой для организации ДО в начальной школе был Discord, а наиболее популярным мессенджером - Viber. Популярность платформы Discord во многом связана с тем, что в исследуемом нами учебном учреждении она рекомендована к использованию в учебном процессе как в полной мере отвечающая требованиям к платформам дистанционного обучения.

Популярность Viber также обусловлена использованием данного мессенджера «по умолчанию» для осуществления внутренних (между сотрудниками) и внешних (с законными представителями обучающихся) коммуникаций в данном образовательном учреждении.

Достаточно интересным выглядит изменение рейтинга, начиная с третьей позиции во вторую волну пандемии: если в 2019/2020 уч. г. третью, четвертую и пятую строчки занимали соответственно YouTube, Учи.ру и ZOOM, то в 2020/2021 уч. г. ZOOM поднялся на третью строчку, YouTube спустился на четвертую, а мессенжер WhatsApp вытеснил из лидеров коммерческую платформу Учи.ру. Также можно отметить, что во вторую волну пандемии снизилась популярность платформы YaKlass, и напротив, повысился интерес к платформам SkySmart и Teams. Полученные данные позволяют констатировать, что педагогические работники начальной школы постепенно адаптируются к дистанционной форме обучения, пробуют использовать новые платформы и ресурсы, при этом происходит смена платформ в пользу интерактивных площадок, позволяющих осуществлять непосредственное взаимодействие с учениками.

Выявленное в ходе данного исследования неблагоприятное отношение к дистанционному обучению у педагогов начальной школы обусловлено возникновением ряда проблем. Мнения респондентов о проблемах дистанционного обучения представлены на рис.2.

Источник: составлено авторами Также в ходе исследования нас интересовало: какие из имеющихся обучающих платформ, публичных площадок и мессенджеров являются популярными при организации ДО в начальной школе. Рейтинг популярности используемых педагогами обучающих платформ, публичных площадок и мессенджеров в первую и вторую волну пандемии СОУГО-19 представлен в табл.2.

Таблица 2 - Рейтинг популярности используемых педагогами начальной школы обучающих платформ, публичных площадок и мессенджеров, % опрошенных

Источник: составлено авторами

Согласно данным табл.2 в первую и во вторую волну

Рисунок 2 - Проблемы дистанционного обучения, возникающие у педагогов начальной школы, % опрошенных (составлено авторами)

Согласно данным рис. 2 основными проблемами ДО, возникающими у педагогов начальной школы в первую и во вторую волну пандемии, были «невозможность в полной мере оценить уровень знаний ученика в соответствии с выставляемой оценкой» - 67% и 64% (ответы респондентов соответственно двум волнам), физиологические (повышение утомляемости, усталости, обострение хронических заболеваний) - 61% и 58%, и психологические (раздражительность, конфликты с учениками, законными представителями обучающихся, коллегами, руководством) проблемы - 33% и 39%. При этом можно отметить обострение во вторую волну пандемии проблем второго и третьего типа, т.е. проблем, связанных со физическим и душевным здоровьем педагогов. Положительными трендами можно назвать то, что в 2020/2021 уч. г. существенно снизились проблемы технологического характера, связанные с оснащенностью рабочего места, качеством и скоростью работы используемых платформ, а также увеличилось количество

KARABAN Elena Nikolaevna and others DISTANCE LEARNING IN PRIMARY SCHOOL ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

педагогов, у которых вообще не возникало проблем с ДО. Кроме того, данные рис.2 подтверждают результаты, представленные ранее. Поскольку во вторую волну пандемии педагоги стали использовать новые платформы и площадки для организации ДО у них появились проблемы недостаточной информированности о таких ресурсах, а также отсутствия навыков их использования.

Говоря о проблемах ДО, возникающих у учеников начальной школы, педагоги назвали одной из главных проблем - отсутствие у учащихся самостоятельности, самоорганизованности, ответственного отношения к учебе (83%). Второй важной проблемой, по их мнению, является недостаточная техническая оснащенность рабочего места или его отсутствие (75%). Также к числу злободневных проблем ДО для учащихся педагоги отнесли отсутствие или недостаточность навыков работы с обучающими платформами и площадками (50%) и физиологические проблемы (58%). Наличие психологических проблем (раздражительность, нервозность, конфликты с учителями и одноклассниками) у учеников отметили 36% опрошенных. Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о возникновении значительного числа проблем у всех участников процесса ДО, что актуализирует необходимость их решения в последующие волны пандемии или иных условиях обязательного введения ДО в начальной школе средних образовательных учреждений.

Полученные результаты, позволяют констатировать, что выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась. В 2020/2021 уч. г. у 39% опрошенных педагогов отношение к ДО не изменилось, при этом у 20% оно ухудшилось. Более «дружелюбно» воспринимать дистанционное обучение во вторую волну пандемии стали 42% опрошенных педагогических работников начальной школы.

Выводы и перспективы. Проведенное исследование продемонстрировало, что фатальное использование ДО в условиях второй волны пандемии COVID-19 хотя и привело к адаптации и усовершенствованию навыков ДО у педагогических работников начальной школы, но, тем не менее, не позволило существенно улучшить их отношение к данной форме обучения. Дистанционное обучение воспринимается как вынужденная необходимость, при этом вторая волна пандемии несколько усугубила мнение педагогов о ДО. Это обусловлено рядом проблем, среди которых главенствующими являются невозможность в полной мере оценить уровень знаний ученика в соответствии с выставляемой оценкой, возникающие физиологические и психологические проблемы. Кроме того, согласно полученным данным, проблемы, связанные с ДО, возникают у всех участников процесса образования, что актуализирует необходимость их решения. Результаты исследования могут быть полезны в практической деятельности современных образовательных учреждений, организующих ДО в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Муковоз А.П. Проектирование модели дистанционного обучения в системе непрерывного образования учителей начальной школы // Информационные технологии и средства обучения. 2014. Т. 41. № 3. С. 209-217.

2. Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Приказ Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 г. // URL: https:// http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40163/ (дата обращения: 16.11.2020).

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон // URL: https://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot29.12.2012-N-273-FZ/?yclid = 4070209828146676958 (дата обращения: 16.11.2020).

4. Кудакова Н.С., Загородняя Д.И. Дистанционное обучение младших школьников //Начальная школа. 2013. № 5. С. 15-17.

5. Боровицкая М.В., Ярыгина Н.А. К вопросу о развитии системы дистанционного обучения в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 42-45.

6. Татаринов К. А. Дидактические принципы дистанционного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26).

С. 293-296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Трохирова У.В., Зимина Е.В. Возможности получения образования для населения г. Иркутска (по результатам качественного социологического исследования) // Известия Байкальского государственного университета. 2012. № 2 (82). С. 189-193.

8. КыштымоваЕ. С., ТрофимоваЕ. Л. Мультипликационная презентация темы взросления и возрастные особенности ее восприятия //Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 3. С. 6.

9. Зимина Е. В., Трохирова У. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (на примере г. Иркутска) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 4. С. 18.

10. Изотова И. И. Динамика развития физической культуры школьников г. Иркутска // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в Восточно-Сибирском регионе (экономический аспект). материалы межрегиональной научно-практической конференции. И. Б. Максимов (отв. ред.). 2015. С. 63-68.

11. Котова С.А., Булаева Е.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 1. С. 37-40.

12. Коршунова Н. Н. Информационные технологии в экологическом образовании младших школьников // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2018. Т. 1. № 1 (4). С. 23-25.

13. Марцева С. В. Дистанционное обучение в начальной школе: проблемы, особенности и перспективы // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 2. С. 191-196.

14. Сурикова С.В., Белакова А.С. Возможности применения различных сервисов в процессе обучения младших школьников с использованием дистанционных образовательных технологий // Герценовские чтения. Начальное образование. 2016. Т. 7. № 2. С. 133-138.

15. Зиновьева Т.И., Гонорская Т.И. Готовность учителя начальных классов к внедрению дистанционной формы обучения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1 (35). С. 26-34.

16. Епишина Л.В. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении младших школьников // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015. Т. 2. № 2 (2015). С. 8.

17. Квашнина Т.В. Организация дистанционного обучения в начальной школе //Аллея науки. 2020. Т. 1. № 3 (42). С. 688-692.

18. Мышкина Н.В. Возможности формирования вычислительных навыков первоклассников на основе использования дистанционного обучения //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 222-224.

19. Трубицына Е.В. Направления дистанционного обучения детей в школе // Образование в Кировской области. 2014. № 1 (29). С. 14-15.

20. Chauhan S. A meta-analysis of the impact of technology on learning effectiveness of elementary students // Computers & Education. 2017. № 10-5. PP. 14-30.

21. Gao Х. New Mode of Distance Learning in Primary Schools in the Environment of Multimedia Computer Assisted Instruction // Journal of Physics: Conference Series. 2020.1544:012031. РР. 1-6. doi:10.1088/1742-6596/1544/1/012031

Статья поступила в редакцию 25.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.