Научная статья на тему 'Проект «Экологическая тропа» как средство формирования экологической культуры школьников'

Проект «Экологическая тропа» как средство формирования экологической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1830
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / экологическая культура / экологическая тропа / умения. / project activity / ecological culture / ecological path / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстафьева Н. С., Велитченко И. А., Чуба С. Ю., Бирюкова Г. С.

В статье рассматривается опыт формирования экологической культуры школьников через реализацию технологии проектной деятельности в образовательных учреждениях, на примере эколого-ориентированного проекта «Экологическая тропа «Друзья зимнего леса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстафьева Н. С., Велитченко И. А., Чуба С. Ю., Бирюкова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT «ECOLOGICAL PATH» PROJECT AS A MEANS OF FORMING THE ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

The article deals with the experience of forming the ecological culture of schoolchildren through the implementation of the technology of project activities in educational institutions, on the example of the eco-oriented project "Ecological path" Friends of the winter forest»

Текст научной работы на тему «Проект «Экологическая тропа» как средство формирования экологической культуры школьников»

менталитету данного общества.

Список литературы

1. Алексеев С.В., Гузеева Н.В., Симонова Н. В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.

2. Гришаева Ю.М., Ткачева З.Н., Митрофанова Т.Л. О проблеме экокультурной идентичности личности в цифровом образовании. Коллективная монография по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции LXXII Герце-новские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В. Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П.В. Гуревича, 90 -летию со дня рождения В.С. Жекулина. Санкт-Петербург, 2019. С. 55-56.

3. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде: монография / И.Ю. Кокаева, И.Г. Агузарова; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. - 187 с

4. Кулагина Е.Г. Этноэкологическая культура: от традиций к инновациям // Культура и цивилизация. 2016. № 2. С. 164-171.

5. Новикова О.С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире. [Электронный ресурс]: https://www.bazaluk.com/conference/193/ (дата обращения 30.01.2020)

6. Очиров Г.Д. О-955 Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. -100 с.

7. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Казань: Отечество, 2017. - 172 с.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (Дата обращения 06.10.2019).

УДК 159.9

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Евстафьева Н.С., Велитченко И.А., Чуба С.Ю., Бирюкова Г.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26», Мытищи, Россия E-mail: school_26@edu-mytyshi.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт формирования экологической культуры школьников через реализацию технологии проектной деятельности в образовательных учреждениях, на примере эколого-ориентированного проекта «Экологическая тропа «Друзья зимнего леса».

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическая культура, экологическая тропа, умения.

PROJECT «ECOLOGICAL PATH» PROJECT AS A MEANS OF FORMING THE ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN Evstafyeva N.S., Velitchenko I.A., Chuba S.Yu., Biryukova G.S.

Municipal budget educational institution Secondary school No. 26, Mytishchi, Russia

E-mail: school_26@edu-mytyshi.ru

Abstract. The article deals with the experience of forming the ecological culture of schoolchildren through the implementation of the technology of project activities in educational institutions, on the example of the eco-oriented project "Ecological path" Friends of the winter forest».

Keywords: project activity, ecological culture, ecological path, skills.

В настоящее время одной из важных задач образования является формирование экологической культуры школьников.

Эколого - ориентированная проектная деятельность является одним из способов формирования экологического мировоззрения.

В условиях реализации ФГОС ООО эколого-ориентированная проектная деятельность возможна через внеурочную деятельность, которая формируют у обучающихся проектную компетенцию.

В современном образовании технология проектной деятельности является неотъемлемой часть учебного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей и на самостоятельную работу.

И.С.Сергеев классифицирует проекты по доминирующей деятельности:

- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

- ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [2].

Одна из моделей работы над проектом основывается на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат.

Рассмотрим этапы реализации проекта.

I. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

2. Стендовая информация о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).

4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов. 5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

8. Поисковый этап.

9. Промежуточные отчеты учащихся.

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

II. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Практико-ориентированным проектом является разработка экологической тропы. Данный проект реализуется по описанной выше модели.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут на местности, проходящий через различные экосистемы и др. природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т.д.) получают устную (через радиоустановки на индивидуальные наушники, с помощью экскурсовода) или письменную (аншлаги, стенды и т.д.) информацию об этих объектах [1, с. 265].

Экологические тропы бывают линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными [2].

При создании экологической тропы необходимо учитывать следующие требования:

а) маршрут тропы должен соответствовать ее назначению, учитывать условия данной местности; б) тропа должна быть расположена в местности, доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением;

в) маршрут прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;

г) тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности;

д) тропа должна нести информацию: познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы и другие элементы живой и неживой природы); просветительную (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающую (лозунги, призывы, правила, указатели, помещенные на щитах и знаках);

е) маршрут не должен превышать 2-3 километров [4].

Объекты показа на экологической тропе могут быть естественными или искусственными. Естественные объекты - это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. К естественным объектам показа относятся и элементы культурного ландшафта - строения, дороги, каналы, сады, поля, исторические памятники. К искусственным объектам относятся элементы оформления, которые были специально изготовлены для создания экологической тропы, - информационные щиты, указатели, площадки для отдыха, макеты, беседки, мостики, питомники редких и лекарственных растений, почвенные разрезы, искусственные кострища, гнездовья для птиц и т.п. Эти объекты должны органично вписываться в окружающий ландшафт [5].

Экологическая тропа, позволяет школьникам наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

При работе над проектом «Экологическая тропа» у школьников формируются:

-экологическая культура, экологическое мышление,

- представления об особо охраняемых природных территориях России и своего региона,

- знания о взаимосвязи человека и окружающего мира,

- чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.

Работа по созданию проекта экологической тропа является комплексной, и требует от обучающихся знаний из различных отраслей (экологических, информационных, дизайнерских) и эколого - ориентированных проектных умений.

Эколого- ориентированные проектные умения - это группа умений, которая выделяется по признаку отношения к экологической и проектной деятельностям.

При разработке экологической тропы обучающимся необходимы следующие умения:

-умения интегрировать знания из различных областей наук, так при работе над проектом, обучающимся необходимы знания из различных отраслей.

- умение разработать паспорт экологической тропы;

- умение составлять карту экологической тропы;

- умение разработать маршрут экологической тропы.

В ходе работы над проектом обучающееся разрабатывают паспорт экологической

тропы.

Паспорт экотропы составляется по следующей схеме:

1. Название экотропы.

2. Цели и задачи экотропы.

3. Местонахождение, расстояние от школы (колледжа).

4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода).

5. Режим использования (в течение всего года, в теплое время года, в бесснежный период)

6. Допустимая нагрузка на экотропу (максимальное количество посетителей в неделю).

7. Описание экскурсионных объектов.

8. Список оборудования экотропы.

9. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и противопожарные требования.

10. Необходимые мероприятия по уходу за экотропой.

11. Ответственное лицо.

12. Приложение. Карта-схема маршрута [4, стр. 8].

Карто-схема маршрута экотропы составляется самым простым из методов топографической съемки, который называется глазомерной съемкой маршрута. Этот метод часто применяется в туристских походах, реже - в научных экспедициях, дорожных изысканиях и военной разведке. При глазомерной съемке маршрута на картосхеме изображается лишь линия маршрута и его ближайшее окружение. Такой план не отличается большой точностью, но в данном случае она и не требуется. При маршрутной съемке необходимы компас, линейка, транспортир, простой карандаш, резинка, бумага и планшет (прямоугольный кусок фанеры или плотного картона) [4, стр. 11].

Маршрут экологических троп прокладываются по национальным и природным паркам, в городских парках, на пришкольных участках.

Перед созданием маршрута экологической тропы на особо охраняемых природных территориях необходимо изучить природные объекты данной территории, характер существующего рекреационного использования (периоды наиболее активного посещения, виды деятельности отдыхающих и т.п.). От этого будет зависеть протяженность и назначение экотропы [4].

Затем следует составить предварительную схему сети троп с учетом основных критериев выбора маршрутов. Набор критериев и их ранжирование, то есть значение, которое придается каждому их них, меняются в зависимости от местных условий. Но в любых условиях остаются неизменно важными три главных критерия: привлекательность, доступность и информативность [3].

Важным моментом при разработке экотропы, является разработка правил поведения в природе - « экологический кодекс». От того, как сформулированы правила поведения, зависит, будут ли они выполняться.Разработка правил поведения - дело довольно сложное. Ведь нужно найти такие слова, которые должны дойти до сердца каждого и настроить посетителей экотропы на добрые чувства. Текст должен быть коротким, живым, выразительным, легким для чтения и запоминания. Отличный вариант, когда правила изложены в стихах (это могут быть строки известных поэтов или сочинения самих школьников).

Рассмотрим проект «Экологическая тропа «Друзья зимнего леса»» который был разработан и реализован обучающимися МБОУ СОШ № 26, г. о. Мытищи, Московской области.

Цель работы: разработать экологическую тропу в дендрарии национального парка «Лосиный остров», для формирования навыков бережного отношения к природе, развитии экологического мышления школьников.

Работа проводилась в феврале 2019 года в национальном парке «Лосиный остров». При разработке экологической тропы были посещены: дендрарий, детский экологический центр «Лосиного острова».

На территории дендрария представлены растения Дальнего Востока, Сибири, Восточной Европы и Северного Кавказа. В дендрарии установлены скульптуры лося, бобра, барсуков, создана имитация бобрового поселения и увеличенная модель барсучьей норы. Для тех, кто решит пройти по дендрарию без экскурсовода, установлены информационные стенды и указатели.

Название экологической тропы: «Друзья зимнего леса» Назначение экологической тропы: Познакомить учеников начальных классов с животным и растительным миром национального парка «Лосиный остров», воспитать у школьников к бережное отношение к природе.

Краткое описание маршрута

Протяженность: 1,3 километра;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время прохождения с экскурсоводом: 2 часа;

Режим использования: Тропа предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 класс), проводится в холодное время года, когда выпадает снег, чтобы рассмотреть следы животных. Тропа может использоваться на внеурочных занятиях по окружающему миру, ботанике и зоологии.

Маршрут включается 7 станций-остановок:

1.«Начало». Стартовая точка экскурсии.

2.«Лоси». Вводный рассказ о национальном парке и его главных обитателях - лосях.

3.«По следам». Детям предлагается игра, в которой нужно угадать какое животное оставило след, представленный на специальных карточках. Также на протяжении всей экскурсии можно будет наблюдать следы обитателей национального парка.

4.«В гостях у бобра». Статуя бобра в его натуральную величину и макет хатки, а также небольшое сообщение об этом виде.

5.«Башня друзей леса». Небольшой экологический музей «Помощь лесу» и обзорная площадка.

6. Пещера барсуков». Увеличенная модель барсучьей норы, чтобы все, кто пожелает, смогли «зайти в гости» к барсукам. Детям предлагается самим рассказать то, что они знают о барсуках.

7. Игра «Мир под ногами». Игра «Мир под ногами»

Цель игры: познакомить детей с разнообразием беспозвоночных животных, развить понимание единства природы, любовь ко всему живому, внимание и наблюдательность.

Возраст: 3-4 класс.

Оборудование: лупы.

Место проведения игры: на природе.

Ход игры: Учитель раздает детям лупы и выделяет для каждого «микро-тропинку» длиной около 10 м.

Каждый двигается вдоль своей тропинки, низко наклонившись и внимательно рассматривая ее через лупу (можно даже ползти на четвереньках). Нужно стараться разглядеть всех насекомых и других мелких животных, которые встречаются на пути. После того, как « микро-тропинки» пройдены, все садятся в круг и обсуждают результаты «путешествия». Пусть каждый расскажет, как он чувствовал себя, путешествуя по «микро-тропе». Смог ли он почувствовать себя на месте маленьких насекомых? Каких мелких животных встретилось больше, каких меньше? Сколько разных видов мелких животных (хотя бы примерно) встре-

тилось каждому на его маршруте? Изменилось ли у детей их мнение о насекомых, червях, пауках после путешествия в мир мелких животных?

8.Финишная точка тропы. Экскурсовод подведение итоги: «Мы заканчиваем нашу экскурсию по экологической тропе «Друзья зимнего леса». Сегодня мы познакомились с животными, которые обитают на территории «Лосиного острова». Ребята встают в круг, экскурсовод задает им вопросы о животных и о бережном отношении к природе.

В результате проведения экологическое тропы была разработана детская игра, в которой нужно угадать какое животное оставило след, представленный на специальных карточках. На протяжении всей экскурсии школьники наблюдают следы обитателей национального парка.

Разработанный экомаршрут с заданиями и играми по экологической тропе будет использован в 2019-2020 учебном году на внеурочных занятиях по экологическому воспитанию школьников.

Список литературы

1. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: Слов. - справ./ Н.Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.

3. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: «Р.Валент», 2007. - 176 с.

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. Методическое пособие для учителей. Т.: ННО «Экономика, квалификация и консультация», 2010 - 54 с.

5. Экологическая тропа - как одна из форм учебно-воспитательного процесса. - г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. - 54 с.

УДК 1:374

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ СТОЙБИЩЕ

«ДОМ СЕВЕРНЫХ ЛЮДЕЙ» 51

Захарова О.В.

ФГАОУ ВО ТюмГУ, Тюмень, Россия e-mail: olga.hazarova@mail.ru;

Суворова Л.Г.

ФГАОУ ВО ТюмГУ, Тюмень, Россия e-mail: l.g.suvorova@utmn.ru;

Малых И.Ю.

Фонд развития КМНС, Тюмень, Россия e-mail: kika57@mail.ru;

Богданова М.В.

ФГАОУ ВО ТюмГУ, Тюмень, Россия e-mail: m.v.bogdanova@utmn.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и формы экологического образования. Авторы предполагают, что ответственное отношение к природе может строиться на знакомстве с культурой коренных малочисленных народов севера и строят модель образовательной туристической программы, реализуемой на открытом воздухе, включающей актив-

51 Проект выполняется в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-029355 по проекту «Образовательно-туристский проект «Увас Мир хот» (Дом Северных людей)», предоставленного НУО «Фонд развития коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.