тилось каждому на его маршруте? Изменилось ли у детей их мнение о насекомых, червях, пауках после путешествия в мир мелких животных?
8.Финишная точка тропы. Экскурсовод подведение итоги: «Мы заканчиваем нашу экскурсию по экологической тропе «Друзья зимнего леса». Сегодня мы познакомились с животными, которые обитают на территории «Лосиного острова». Ребята встают в круг, экскурсовод задает им вопросы о животных и о бережном отношении к природе.
В результате проведения экологическое тропы была разработана детская игра, в которой нужно угадать какое животное оставило след, представленный на специальных карточках. На протяжении всей экскурсии школьники наблюдают следы обитателей национального парка.
Разработанный экомаршрут с заданиями и играми по экологической тропе будет использован в 2019-2020 учебном году на внеурочных занятиях по экологическому воспитанию школьников.
Список литературы
1. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: Слов. - справ./ Н.Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
3. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: «Р.Валент», 2007. - 176 с.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. Методическое пособие для учителей. Т.: ННО «Экономика, квалификация и консультация», 2010 - 54 с.
5. Экологическая тропа - как одна из форм учебно-воспитательного процесса. - г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. - 54 с.
УДК 1:374
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ СТОЙБИЩЕ
«ДОМ СЕВЕРНЫХ ЛЮДЕЙ» 51
Захарова О.В.
ФГАОУ ВО ТюмГУ, Тюмень, Россия e-mail: [email protected];
Суворова Л.Г.
ФГАОУ ВО ТюмГУ, Тюмень, Россия e-mail: [email protected];
Малых И.Ю.
Фонд развития КМНС, Тюмень, Россия e-mail: [email protected];
Богданова М.В.
ФГАОУ ВО ТюмГУ, Тюмень, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и формы экологического образования. Авторы предполагают, что ответственное отношение к природе может строиться на знакомстве с культурой коренных малочисленных народов севера и строят модель образовательной туристической программы, реализуемой на открытом воздухе, включающей актив-
51 Проект выполняется в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-029355 по проекту «Образовательно-туристский проект «Увас Мир хот» (Дом Северных людей)», предоставленного НУО «Фонд развития коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока».
ные формы образования (игры, квесты, театрализованные представления). Целью образовательной программы является формирование ответственного отношения к природе и социально-культурным объектам.
Ключевые слова: ответственное отношение к природе, экологическое сознание, экологическое образование.
ENVIRONMENTAL EDUCATION ON THE TERRITORY OF THE ETHNIC CAMP
«HOME NORTHERN PEOPLES» Zakharova O.V.
University of Tyumen, Tyumen, Russia e-mail: [email protected] Suvorova L.G.
University of Tyumen, Tyumen, Russia e-mail: [email protected] Malykh I.Y.
Fund of the Development for Indigenous Minorities of the North. e-mail: [email protected] Bogdanova M.V.
University of Tyumen, Tyumen, Russia e-mail: [email protected]
Abstract. These theses consider the problems and forms of environmental education. Educational and tourist project 'Увас Мир хот' (Home Northern peoples) aims at fostering young peoples' responsible and thrifty attitude to nature through familiarization with the ecological wisdom of indigenous peoples. The project involves organizing educational and tourist activities on the territory of the ethnic camp 'Увас Мир хот' such as workshops on crafts, art practice, storytelling, participation in national sports and games.
Keywords: peoples' responsible attitude to nature, environmental awareness, environmental education.
Острота экологического кризиса и общественной реакции на него заставляет научное сообщество активно участвовать в обсуждении вариантов преодоления кризисной ситуации в отношениях общество-природа и разрабатывать способы ее преодоления. Как российские, так и зарубежные ученые давно пришли к выводу что экологическое образование играет важнейшую роль в формировании отказа от потребительского поведения, принятии дружественных по отношению к природе технологических и политических решений, осмыслении поведения человека по отношению к природе. Последнее означает: «Осознание и принятие человеком ответственности за развитие самого себя, планеты и природы в целом», в результате чего человек становится «экологическим субъектом» [4, с.7-8], т.е. осознано выстраивает свои отношения с окружающим, в том числе и природным, миром. При этом ставятся вопросы о формах экологического образования и измерении его эффективности.
Говоря о форме экологического образования В.И. Панов [4] отмечает, что требуется использование нетрадиционных, практико-ориентированных методов экологического образования, связанных с активным формированием экологического сознания. Это могут быть экологические игры, детские экологические движения и т. д., которые требуют активности детей, их вовлечения в процесс обучения. В этом случае сообщение школьникам «определенного набора экологических знаний» дополняется «эмоциональным воздействием природных объектов на ребенка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляцией экологической активности и т.д. [5, с.21]. Западные исследователи, отмечая синдром дефицита природы у детей (nature deficit disorder) [7], предлагают разрабатывать образовательные программы содержащие игры на открытом воздухе и беспрепятственное
взаимодействие с природой [8]. Они считают, что подобные мероприятия дают уникальный опыт знакомства с природой через погружения в нее, а за счет установления связи с природой формируется экологическая ответственность и биосферные ценности. Таким образом, среди исследователей все чаще звучит призыв об отказе от традиционных методов экологического образования и переходу на неформальное, активное, осуществляющееся на открытом воздухе образование.
Одной их сложнейших проблем, возникающих у тех, кто занимается экологическим образованием, является проблема измерения его эффективности, необходимая для понимания того, какой эффект имеют образовательные мероприятия. Социальная психология предлагает для этой цели анкетирование, опросы, интервью, анализ рисунков, в зависимости от возраста и решаемой задачи. В западной литературе используется методика, которая оценивает знания учащихся об основных концепциях, касающихся экологической, экономической и социальной устойчивости. Им предлагается оценить поведенческие ситуации, выделяя поведение, отношение и намерение. Это позволяет получить представление об изменении этих компонентов в контрольной группе [6]. Ограничение этой методики связано с тем, что она подходит лишь для старших школьников, проживающих в городских условиях, поскольку смоделированные ситуации неприменимы к условиям жизни в сельской местности или традиционному образу жизни коренных малочисленных народов. Более универсальными являются методики по изучению биосферных ценностей, которые показывают связь между чувством единства с природой и биосферными ценностными ориентациями, которые в свою очередь связаны с различными формами устойчивого поведения. Для младших школьников интересную методику предлагают М.О. Мдивани и другие [3], которая позволяет выяснить отношение детей к природе, аффективные компоненты экологического сознания и выявить возможные поведенческие компоненты для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, предлагаемые методики позволяют диагностировать изменения в поведении, их отношении к окружающей природной среде, их экологические ценности и компоненты экологического сознания у детей разных возрастов.
Разделяя убеждение многих исследователей, которые связывают преодоление экологического кризиса с изменениями в сознании людей, мы разрабатываем образовательную программу экологического образования «Туристско-образовательный проект (образовательная программа) «Увас Мир Хот» (Дом Северных людей)»52. При этом нами решаются вопросы, связанные как с формой экологического образования, так и с измерением его эффективности.
Концепция проекта предполагает, что экологические ценности коренных народов основаны на определенных критериях, имеющих решающее значение для процесса принятия решений и ограничения экономической деятельности. Эти критерии включают в себя обеспечение эффективных правил сохранения биоразнообразия, редких видов, охраняемых территорий, экологических процессов и устойчивого использования ресурсов в целом [1]. Более того, экологическую этику коренных малочисленных народов Западной Сибири, особенно лесо-тундровой и таежной зоны, исследователи считают наиболее развитой. Этим народам
52 Образовательная программа разработана в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-029355 по проекту «Образовательно-туристский проект «Увас Мир хот» (Дом Северных людей)», предоставленного НУО «Фонд развития коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока» (далее - Грантополучатель) на основании Договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-029355, подписанного между Грантополучателем и Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества о согласовании перечня некоммерческих неправительственных организаций - победителей конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, оформленного протоколом заседания Координационного комитета от 31 мая 2019 г. № 2.
присуще «охранительное и глубоко ритуализированное мировоззрение» [2], допускающее идею равновесия с используемыми ресурсами.
На основании этого, формирование ответственного отношения к природе и социально-культурным объектам современников может быть организовано путем знакомства с традиционным образом жизни и традиционным природопользованием коренных малочисленных народов севера. Это возможно в рамках туристской деятельности путем непосредственного соприкосновения посетителей с жизнью, культурой и бытом коренных малочисленных народов. Образовательный туристский проект, в рамках которого реализуется данная образовательная программа, направлен на воспитание ответственного и бережливого отношения к природе через приобщение к экологической мудрости коренных народов, которые на протяжении веков вырабатывали баланс в отношениях с природой и поддерживали его через фольклор, художественное творчество и хозяйственную деятельность.
Цель образовательной программы - формирование ответственного отношения к природе и социально-культурным объектам. Задачи программы:
1) Продемонстрировать значимости взаимосвязи «человек-природа» для северных народов;
2) Осветить роль животных, растений, ландшафта, климата, природных явлений в мировоззрении и хозяйственной жизни ханты, манси, ненцев;
3) Познакомить посетителей с природосообразными технологиями северных народов.
4) Продемонстрировать ответственное потребление, которое подразумевает заботу о будущих поколениях при удовлетворении потребностей нынешнего поколения;
5) Осветить роль социальных взаимодействий - семейных ценностей, взаимопомощи, сотрудничества, обмена, дара - в мировоззрении и хозяйственной жизни ханты, манси, ненцев.
Цель проекта достигается через участие посетителей в туристско-образовательных мероприятиях на территории «ЭтноСтойбища «Увас Мир Хот», расположенного в Тюменском муниципальном районе Тюменской области. Задачи проекта решаются через содержательное наполнение образовательной программы, которая рассчитана на полтора часа и предполагает, как интерактивное знакомство с образом жизни и экологической культурой коренных малочисленных народов, так и подвижные национальные игры, пребывание у костра в чуме, чаепитие с травами, приготовленными по традиционным рецептам. Возможно выпекание хлеба в печи на территории этностойбища и мастер-классы по традиционным промыслам и рукоделию.
Территория этнографического стойбища по своей планировке повторяет традиционное стойбище народов Севера, в нем представлены традиционные жилища: хантыйская изба и ненецкий чум (летний и зимний) с традиционным убранством; представлена хозяйственно-бытовая жизнь ненцев, ханты и манси. На территории стойбища воссоздано «святое место» с семью хранителями земли, во время национальных праздников на нем можно познакомиться с традиционными обрядами народов Севера. Охотничья тропа дает возможность познакомиться с промысловой деятельностью - это маршрут по лесной зоне с оборудованными на пути разного рода охотничьими самоловными орудиями. Особенность проекта в том, что устанавливают и оформляют этнотойбище жители Уватских стойбищ (ханты), а посетителей принимают экскурсоводы, представители коренных народов Севера (ненцы, манси, ханты) в традиционной одежде, они же и поддерживают порядок и осуществляют ремонт объектов.
Успешная реализация туристского образовательного проекта позволит создать образовательное пространство, способствующее формированию ответственного отношения к природе. Ожидается, что реализация проекта:
- будет способствовать изменению поведения современных людей;
- приведет к отказу от потребительских ценностей и недальновидных решений в пользу устойчивых ценностей и ответственных решений;
- на 40% повысится процент людей, у которых изменилось отношение к природе на экологически-ориентированное вследствие посещения туристско-образовательных мероприятий;
- позволит создать площадку для областных, общероссийских и международных мероприятий в Тюменской области и Уральском федеральном округе;
- создаст условия для комфортного знакомства с материальной и духовной культурой северных этносов жителей и гостей области;
- будет способствовать сохранению богатейшего историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Тюменской области;
- позволит педагогам использовать образовательные технологии, реализованные в проекте в других социально значимых проектах.
Эффективность реализации образовательного проекта будет определяться наличием показателей, соответствующих следующим эффектам деятельности:
1) содержательно-деятельностному эффекту, выражающемуся в повышения уровня знаний о взаимоотношениях человека и окружающей среды. Знакомству с ценностями традиционной культуры коренных малочисленных народов;
2) организационно-управленческому эффекту, связанному с созданием необходимых условий для реализации проекта (туристской образовательной программы) на территории образовательно-туристического объекта «Этнографический центр коренных малочисленных народов Севера Тюменской области «ЭтноСтойбище «Увас Мир Хот» (Дом Северных людей)»;
3) образовательному эффекту, связанному с формированием ответственного отношения к природе и социально-культурным объектам;
4) социальному эффекту, проявляемому в формировании уважительного отношения к традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера, их правам и законным интересам, формирование понимания необходимости соблюдения прав и законных интересов коренных малочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации.
На протяжении 2019 и 2020 годов на энтостойбище реализуется образовательная программа и тестируются различные методики оценки ее эффективности, на основании которых будут сделаны выводы о подобном формате экологического образования. Перспективы нашего подхода связаны с тем, что на территории Российской Федерации проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе и уникальным опытом взаимодействия с природной средой. Обращение к опыту предков позволяет избежать императивности, дидактизма в процессе экологического образования. А свободные рамки туристического маршрута позволяют использовать активные формы образования: игры, квесты, театрализованные представления, делающие такие уроки незабываемыми.
Список литературы
1. Адаев В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. Тюмень: «Вектор Бук», 2007. С. 200-201.
2. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989. . С. 207-208.
3. Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Диагностика экологического сознания у детей / М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Социально-экологические технологии, 2012. С.51-65.
4. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 184 с.
5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. - 456 с.
6. Alexander John Heeren, Ajay S. Singh, Adam Zwickle, Tomas M. Koontz, Kristina M. Slagle, Anna C. McCreery, "Is sustainability knowledge half the battle?: An examination of sustain-ability knowledge, attitudes, norms, and efficacy to understand sustainable behaviours", Interna-
tional Journal of Sustainability in Higher Education, 2016, Vol. 17 Issue: 5, pp.613-632, https://doi.org/10.1108/;
7. Chawla L. Benefits of Nature Contact for Children. Journal of Planning Literature, 2015, 30(4), 433-452. doi:10.1177/0885412215595441
8. Lauren E. Mullenbach, Rob G. Andrejewski & Andrew J. Mowen: Connecting children to nature through residential outdoor environmental education, Environmental Education Research, 2018, DOI: 10.1080/13504622.2018.1458215
УДК 574
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Кашева К.А., Похиленко А.Ю.
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», Омск, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты экологической грамотности студентов двух технических ВУЗов, медицинских университета и колледжа, аграрного и педагогического университетов. По итогам региональной просветительской акции произведено ранжирование учебных заведений Омска в соответствии с уровнем экологической грамотности обучающихся. Психолого-педагогические аспекты изучались по вопросам обще экологических проблем, биоэкологии, экологии человека, геоэкологии, медицинской экологии, прикладной экологии, экологии России и Омской области. Были выявлены возможные причины получения данных результатов тестирования и предложены рекомендации, способствующие в последующем скорректировать и повысить уровень экологической грамотности и культуры в молодежной среде.
Ключевые слова: студенты учебных заведений Омска, экологическая грамотность студентов, экологическая культура, экологический диктант, сравнительный анализ, ранжирование.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ECOLOGICAL LITERACY
AND A HEALTHY LIFESTYLE OF YOUTH Kasheva K.A., Pokhilenko A.Yu.
Omsk State Medical University, Omsk, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. Research on the problem of literacy, culture and education in the field of ecology. The purpose of the article is to compare the level of environmental literacy of students of educational institutions of Omsk and to develop recommendations for its improvement. The research methods included a theoretical and methodological analysis of the relevant literature, testing, the questions of which are structured taking into account environmental problems, natural-geographical and technogenic features of the Omsk region, methods of mathematical statistics in processing final data. Results consist in the ranking of the studied groups in accordance with environmental literacy. The study is conducted on the basis of six Omsk educational institutions and on the reserve site -the central library of the city. The number of participants in the action - 661. The best results were shown by students studying at pedagogical, technical and medical universities. The worst result is in the college of medical university. High level of knowledge among students of the medical university in matters of medical ecology, students of the pedagogical university in general environmental issues, and students of the technical university in issues of applied ecology. Low level of knowledge on the issues of geo-ecology and bio-ecologists among students of all studied educational institutions. Students of the automotive-road university have information on general issues of ecology and applied ecology at the middle level, the other sections of the environment at a low level. Based on the results of testing, recommendations for improving environmental literacy were proposed.