Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ И ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Светлана Александровна, Буренина Валентина Игоревна

В статье рассмотрены особенности и специфики реализации проектной деятельности в условиях университетского образования. В ней представлены различные точки зрения научных исследований по проблеме включения проектной деятельности в образовательный процесс российских вузов. Рассмотрены некоторые форумы и проекты такие как: «Таврида», «Евразия Global», «Территория Смыслов», «Российская студенческая весна», «Моя законотворческая инициатива» и «Моя инициатива в образовании». Данные форумы и проекты доступны для участия студентов разных уровней и направлений подготовки. Студенты российских вузов принимают участие в различных форумах и проектах от международных и всемирных до кафедральных и учебных. В статье проанализированы результаты исследования, в котором приняли студенты российских вузов г. Москвы и г. Екатеринбурга. Основным методом в представленном исследования является метод проектов. Критериями исследования выступили: мотивационный, ценностный, эмоциональный и коммуникативный. Результаты исследования, представленные в статье, доказывают эффективность включения проектной деятельности в условиях университетского образования. В условиях вузовского образования проектная деятельность выступает средством творческой самореализации студентов, повышает мотивацию к учебной деятельности, способствует развитию личностного и профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Светлана Александровна, Буренина Валентина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN DESIGN ACTIVITY

The article discusses the features and specifics of the implementation of project activities in the context of university education. It presents various points of view of scientific research on the issue of inclusion of project activities in the educational process of Russian universities. Some forums and projects are considered, such as: «Taurida», «Eurasia Global», «Territory of Smyslov», «Russian Student Spring», «My Legislative Initiative» and «My Education Initiative». These forums and projects are available for students of different levels and areas of training. Students of Russian universities take part in various forums and projects from international and world to cathedral and educational. The article analyzes the results of a study in which students from Russian universities in Moscow and Yekaterinburg accepted. The main method in the presented study is the project method. The research criteria were: motivational, value, emotional and communicative. The research results presented in the article prove the effectiveness of the inclusion of project activities in the context of university education. In the context of university education, project activity acts as a means of creative self-realization of students, increases motivation for educational activities, and promotes the development of personal and professional growth.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

KONOVALOVA Svetlana Aleksandrovna and others CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378.4

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0039

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9061-9703 AuthorID: 643398 ORCID: 0000-0002-6539-2493 ScopusID: 57194498203

КОНОВАЛОВА Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Музыкальное образование» Уральский государственный педагогический университет (620017, Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, e-mail: [email protected]) SPIN: 6598-7370 AuthorID: 677879 ORCID: 0000-0003-4263-8558 ScopusID: 57205450021

БУРЕНИНА Валентина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Правоведения» Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (105484, Россия, г. Москва, ул.2-ая Бауманская, д.5, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассмотрены особенности и специфики реализации проектной деятельности в условиях университетского образования. В ней представлены различные точки зрения научных исследований по проблеме включения проектной деятельности в образовательный процесс российских вузов. Рассмотрены некоторые форумы и проекты такие как: «Таврида», «Евразия Global», «Территория Смыслов», «Российская студенческая весна», «Моя законотворческая инициатива» и «Моя инициатива в образовании». Данные форумы и проекты доступны для участия студентов разных уровней и направлений подготовки. Студенты российских вузов принимают участие в различных форумах и проектах от международных и всемирных до кафедральных и учебных. В статье проанализированы результаты исследования, в котором приняли студенты российских вузов г. Москвы и г. Екатеринбурга. Основным методом в представленном исследования является метод проектов. Критериями исследования выступили: мотивационный, ценностный, эмоциональный и коммуникативный. Результаты исследования, представленные в статье, доказывают эффективность включения проектной деятельности в условиях университетского образования. В условиях вузовского образования проектная деятельность выступает средством творческой самореализации студентов, повышает мотивацию к учебной деятельности, способствует развитию личностного и профессионального роста.

Ключевые слова: Проектная деятельность, творческое самореализация, студенческое сообщество, университетское образование, личностный и профессиональный рост, российские форумы и проекты.

CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN DESIGN ACTIVITY

© The Author(s) 2021

KONOVALOVA Svetlana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, professor of the department "Musical Education" Ural State Pedagogical University (620017, Russia, Ekaterinburg, Kosmonavtov ave., 26, e-mail: [email protected]) BURENINA Valentina Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the Department of "Law" Moscow State Technical University named after N.E.Bauman (105484, Russia, Moscow, 2nd Baumanskaya St., 5, e-mail: [email protected]) Abstract. The article discusses the features and specifics of the implementation of project activities in the context of university education. It presents various points of view of scientific research on the issue of inclusion of project activities in the educational process of Russian universities. Some forums and projects are considered, such as: «Taurida», «Eurasia Global», «Territory of Smyslov», «Russian Student Spring», «My Legislative Initiative» and «My Education Initiative». These forums and projects are available for students of different levels and areas of training. Students of Russian universities take part in various forums and projects from international and world to cathedral and educational. The article analyzes the results of a study in which students from Russian universities in Moscow and Yekaterinburg accepted. The main method in the presented study is the project method. The research criteria were: motivational, value, emotional and communicative. The research results presented in the article prove the effectiveness of the inclusion of project activities in the context of university education. In the context of university education, project activity acts as a means of creative self-realization of students, increases motivation for educational activities, and promotes the development of personal and professional growth.

Keywords: Project activities, creative self-realization, student community, university education, personal and professional growth, Russian forums and projects.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях университетского образования студентам предлагается участие в проектах разного уровня от учебных до всемирных. Представляя свои проекты на международных, Всероссийских и региональных уровнях студенты не только демонстрируют своих знания, умения и владение материалом в той или иной сфере, но и реализуют свой творческий потенциал. Необходимо отметить, что включение студентов в проектную деятельность позволяет не только реализовывать их творческий потенциал, но и мотивировать на учебную деятельность

[1, 2], оказывает влияние на формирование и подготовку преподавательского состава [3], а соответственно и на формирование научного межкультурного пространства и взаимодействия преподавателей и студентов [4, 5]. Проектная деятельность студентов это, прежде всего, творчество, которое сочетается с новизной. Поэтому рассматривая проектную деятельность в российских вузах, можно говорить, что она является платформой профессионального роста, творческой самореализации и формирования творческой личности, а также способствует формированию проектной культуры студентов

158

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КОНОВАЛОВА Светлана Александровна и другие ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ...

[6, 7, 8, 9].

Современная образовательное пространство и дистанционные технологии позволяет студентам из разных городов России учувствовать в педагогических форумах и представлять свои разработки и инициативы [10], что способствует расширению профессиональных компетенций студентов и формированию их профессионального кругозора как будущих специалистов. Говоря о подготовке студентов-бакалавров, необходимо отметить, что проектная деятельность, это не только деятельность в рамках учебного предмета [11], но и творческая деятельность за пределами образовательной организации, которая отражается в профессионализме студентов в организации и проведении различных мероприятий [12-18], в социализации в обществе, в разработке и создание научного продукта проектной деятельности [19]. Одним значимым условием проявления мотивации к проектной деятельности у студентов это включение в образовательный процесс новых образовательных технологий [20-23], использование виртуального информационного пространства [24-26].

МЕТОДОЛОГИЯ

Одной из форм реализации деятельностного подхода, который является ведущим в высшем образовании в России, является метод проектов. В системе университетского образования данный метод представлен как метод позволяющий теоретические занятия по дисциплине представлять через призму субъективного видения и создания научно-творческого продукта, и при этом он выступает альтернативой традиционному изучению материала. Педагогический эффект использования данного метода в университетском образовании состоит в том, что он вовлекает студентов в творческую и одновременно научно-исследовательскую деятельность, в которой каждый из студентов может реализовать свой творческий потенциал.

Рассмотрим несколько форумов и проектов, которые реализуются в России, доступны для студенческого сообщества и в которых принимали участия студенты российских вузов, а в частности Уральского государственного педагогического университета и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.

Форум «Таврида» это один из глобальных форумов в России. Данный форум собирает профессиональное сообщество и создает платформу для творческой реализации молодежи. Форум имеет несколько направлений: литература, архитектура, изобразительное искусство, музыка, хореография, журналистика.

Международный форум «Евразия Global» направлен на представление студентам платформы для развития международного диалога, на взаимодействие и сотрудничество на международном уровне.

«Территория Смыслов» это территория саморазвития каждого участника проекта. Данный проект направлен на патриотическое воспитание, вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и волонтерство, формирование традиционных семейных ценностей и многое другое. В проекте представлены следующие направления: молодежные студенческие клубы, студенческий актив и студенческие СМИ; молодые специалисты в области развития IT и смежных отраслей; молодые специалисты в сфере экономики и бизнеса; молодые руководители НКО, правозащитных и добровольческих проектов; молодые парламентарии и политические лидеры; молодые политологи и социологи; молодые специалисты транспортной отрасли.

«Российская студенческая весна» - творческий портал, который ориентируется не на проекты участников, а на презентации и выступления. Данный проект охватывает участников всей России из 85 регионов. В нем представлены такие направления как: музыкальное, танцевальное, театральное, оригинальный жанр, региональные программы, журналистика и видео. Одним из

особенностей данного проекта является то, что студент участвующий в том или ином направлении может быть, как профессионалом, то есть обучаться по данному направлению, так и любителем. Таким образом, каждому желающему представляется возможность для творческой самореализации в разных областях творчества.

Проекты-конкурсы Всероссийского уровня - это «Моя законотворческая инициатива» и «Моя инициатива в образовании». Проект «Моя законотворческая инициатива» направлен привлечение молодёжи к государственному управлению через её участие в законотворческой деятельности, выявление, отбор и поддержка наиболее перспективных проектов молодёжи для подготовки законодательных инициатив. «Моя инициатива в образовании» - защита студенческих проектов по следующим направлениям: инновации и техническое творчество; лидерство; волонтерство; толерантность; информационный поток; творчество; национальный туризм; молодежное предпринимательство; спорт и здоровье; профориентация; культура и история. Данный проект-конкурс направлен на развитие созидательной активности студентов, стимулирование их инициативы в решении социально значимых проблем в образовании, создание условий для творческой самореализации и гражданского становления учащейся молодежи.

Следующие уровни проектов, в которые включены студенты в условиях университетского образования, это: университетские, кафедральные и учебные-предметные. Так студентам вузов предлагают ряд направлений для участия в проектной деятельности такие как научные, исследовательские, культурно-образовательные, патриотические. В каждом направлении студентам предлагается широкий спектр проектов участие в которых помогут студентам продемонстрировать профессиональные знания и умения, а также позволят самореализоваться как творческой личности.

Приведем пример некоторых проектов. Так одним из интересных проектов по мнению студентов является проект «Учить и учиться по-русски». Проект направлен на обучение иностранных студентов русскому языку. В данном проекте участвовали студенты разных направлений и программ обучения. Иностранным студентам, а именно студентам их Китайской Республики предлагались разные формы обучения как традиционные, так и творческие. Например, обучение русской фонетики через вокализацию и пение русских песен. Участие в таких проектах студентам позволяет не только продемонстрировать знания и умения в профессиональном деятельности, но и способствует проявлению творческого потенциала, умение взаимодействовать и общаться на другом языке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для выявления значимости и необходимости участия в проектной деятельности, а также раскрытия творческой самореализации в процессе проектной деятельности мы провели опрос у студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». Проведенный опрос показал, что, из 240 опрошенных студентов в проектной деятельности принимали участие абсолютно все. Это были проекты разного уровня: всемирные проекты - 38 студентов, международные - 105 студентов, всероссийские - 173, университетские и кафедральные 216, учебные - 240.

Все студенты отмечали, что участие в проектной деятельности для них это: возможность самореализации, проявления творческого потенциала, возможность работы как в команде, так и индивидуально, возможность актуализировать все полученные знания и умения и применить их в конкретной деятельности и в решении проблемы.

При опросе большинство студентов делали акцент, что университетское образование предоставляет воз-

KONOVALOVA Svetlana Aleksandrovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

можности для участия в проектной деятельности для каждого студента. Информационная платформа о проектах разного уровня и разного направления представлена на сайтах вузов http://www.bmstu.ru, https://uspu.ru/ science/.

На вопрос в каких типах проектов Вы готовы учув-ствовать студенты дали следующие ответы. В научных

- 57%, исследовательские - 63%, культурно-образовательные - 84%, патриотические - 76%. Таким образом из полученных результатов мы видим, очень высокую активность студентов в проектной деятельности в условиях университетского образования.

В аспекте рассматриваемой проблемы мы эмпирическим путем проверили внешние факторы, влияющие на творческую самореализацию личности студентов в условии университетского образования. Замеры проводились по следующим критериям: мотивационный, ценностный, эмоциональный, коммуникативный.

Все критерии оценивались в процессе включения студентов в проектную деятельность на разных уровнях. Если на начальном этапе внедрения проектной деятельности в учебно-образовательный процесс и участие проектах других уровней у студентов не в значительной мере проявлялся интерес и желание участвовать в проектной деятельности, стремление к успеху и профессиональному росту; не всегда могли управлять эмоциональным состоянием в процессе реализации проектной деятельности и радоваться от процесса реализации проекта на разных этапах его осуществления; могли, но не всегда были готовы выстраивать конструктивное межличностное отношения, то на итоговом этапе претерпела значительное увеличение, что является показателем эффективности включение студентов в проектную деятельность для их творческой самореализации в условиях университетского образования.

Рассмотрим результаты по каждому критерию полученные на начальном и итоговом этапе исследования. По критерию «мотивационный» на начальном этапе показатели были самые высокие по сравнению с результатами по другим критериям, а именно высокий уровень

- 29%, средний - 46%, низкий - 25%. Однако необходимо отметить, что на итоговом этапе исследования результаты по данному критерию значительно выросли и отразились в следующих цифрах: высокий уровень -43%, средний - 57%, низкий - 10. Следующий критерий «ценностный». Результаты по данному критерию были самыми низкими на начальном этапе, а именно высокий уровень - 18%, средний - 51%, низкий - 31. Если анализировать результат итогового этапа исследования, то необходимо отметить, что в большей степени прирост в процентном соотношении увеличился у среднего уровня, результат по данному уровню - 65%, при этом высокий уровень - 28%, а низкий - 7%. Анализируя результаты следующего критерия «эмоциональный», мы можем констатировать, что по данному критерию на итоговом этапе исследования были получены результаты, которые включали в большей степени высокий 46% и средний 51% уровни и лишь 3% от общего значения были представлены на низком уровне. Сравнивая результаты начального и итогового этапа исследования по последнему критерия «коммуникативный» необходимо отметить, что высокий уровень с 24% увеличился до 37%, средний

- с 38% до 54%, низкий с 38% до 9%. Таким образом, результаты полученных в ходе данного исследования констатируют, что по все четырем критериям произошли значительные положительные изменения.

В процессе исследования нами был также использован «Тест-суждений самореализации личности» С.И. Кудинова [27]. Данный текст был направлен на выявление особенностей самореализации студентов. Анализ результатов показал, что у студентов доминируют личностный (38%) и социальный (47%) вид самореализации, а профессиональные (15%) на данном этапе преобладает в меньшей степени. Тем самым можно говорить 160

о стремлении студентов к личностному росту в процессе проектной деятельности, о самовыражении в творческой деятельности, о реализации своего потенциала в социальной деятельности.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты исследования позволяют сделать выводы, что творческая самореализация студентов успешно и эффективна проходит в процессе реализации проекта и включение студентов университетов в проектную деятельность. Изучение творческой самореализации студентов представленном исследовании было ограничено рядом условий: самореализация в рамках университетского образования, включения студентов в проектную деятельность на разных уровнях от учебного - всероссийского - до всемирного. В данном исследовании именно проект и проектная деятельность выступает средством творческой самореализации студентов. Представленные результаты исследования говорят о высоком уровне творческой самореализации студентов в условиях вуза, о стремлении студентов к личностному росту в условиях университетского образования, о желании и понимании ценности участия в проектах разного уровня и типа.

Для дальнейшего исследования в области творческой самореализации студентов необходимо рассмотреть и изучить влияние субъективных и объективных факторов, творческую самореализацию во внеаудиторное время, с учетом личных предпочтений и интересов студентов, а также взаимодействие творческой самореализации на профессиональную самореализацию студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронов Д.Ю., Попова Т.Н., Воронова Е.М., Стороженко О.М. Модель организации проектной деятельности студентов технических направлений подготовки в высших учебных заведениях. В сборнике: Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения Сборник трудов Международного форума. 2020. С. 388-396.

2. Коновалова С.А., Буренина В.И. Проектная деятельность как самореализация студентов в условиях высшего образования. В сборнике: Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения Сборник трудов Международного форума. 2020. С. 401-404.

3. Gudkova S. A., Yakusheva T. S., Sherstobitova A. A. & Burenina V. I. (2019). Modeling, selection, and teaching staff training at higher school doi:10.1007/978-981-13-8260-4_54 Retrieved from www.scopus.com

4. Буренина В.И. Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 44-47.

5. Малкова И. Ю., Киселёва П.В. Особенности развития субъектной позиции студентов в процессе проектирования образовательной деятельности //Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 95-109.

6. Karpov A. O. (2016). Education in the knowledge society: Genesis of concept and reality. International Journal of Environmental and Science Education, 11(17), 9949-9958. Retrieved from www.scopus.com

7. Tagiltseva N.G., Konovalova S.A., Yafalyan A.F., Matveeva L.V. Beatbox subculture in the development of musical abilities of adolescents В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS 2019. С. 702-709.

8. Поздняков А.П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9. С. 91-98.

9. Янченко И. В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза //Молодой ученый. 2013. №2. — С. 422-424.

10. Skorikova T. P., Khromov S. S. & Dneprovskaya N. V. (2016). Distance learning in scientific and professional fields of communication (interdisciplinary approach). International Journal of Environmental and ScienceEducation, 11(10), 3467-3476. Retrieved from www.scopus.com

11. Попова Т.Н. Проблема формирования профессиональной иноязычной коммуникации у студентов бакалавров в рамках предмета иностранный язык //Актуальные проблемы теоретической подготовки и прикладной лингвистики и оптимизации преподавания иностранных языков: К 80-летию профессора Л.И. Корниловой: сб. материалов. 2018. С 117-123

12. Матвеева Л.В., Шестакова Е.С. Подготовка участников студенческих отрядов к музыкально-творческим мероприятиям как объект педагогического исследования // Казанская наука. 2017. № 6. С. 78-81.

13. Бахарев Н.П. Творчество - необходимое условие формирования профессиональных компетенций у специалистов технического направления подготовки // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 17-21.

14. УшаковаЕ.В. Творческие задания по дисциплине «Литература» как одно из условий интегрированного обучения будущих дизайнеров //

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КОНОВАЛОВА Светлана Александровна и другие ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ...

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 187-190.

15. Герева М.М. Креативност и процъфтяване: личностна динамика в зряла възраст // Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 26-28.

16. Sliyeva G.F. Yaradiciliqda intuitiv komponentbr //Хуманитарни Балкански изследвания. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 25-28.

17. Чиркова В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 95-98.

18. Болдырев К.А. Стимулирующие мотиваторы творческой деятельности персонала современных организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.

19. Митрофанова Я.С. Моделирование информационной системы управления проектами //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2018. № 4 (54). С. 129-136.

20. Tsibizova T. Y., Postnikov V. M, & Spiridonov S. B. (2018). Analysis of the impact of technology lectures-visualizations on the results of control measures in various academic disciplines. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 33(3), 358363. Retrieved from www.scopus.com

21. Sergeeva, M., Bedenko, N., Karavanova, L., Tsibizova, T., Samokhin, I., & Mohammad Anwar M. (2018). «Educational company» (technology): Peculiarities of its implementation in the system of professional education. Espacios, 39(2) Retrieved from www.scopus.com

22. Sergeeva M. G., Bedenko N. N., Tsibizova T. Y., Mohammad Anwar, M. S. & Stanchuliak T. G. (2018). Organisational economic mechanism of managing the growth of higher education services quality. Espacios, 39(21) Retrieved from www.scopus.com

23. Karpov A. O. (2016). Socialization for the knowledge society. International Journal of Environmental and Science Education, 11(10), 3487-3496. Retrieved from www.scopus.com

24. Konovalova S.A., Tagiltseva N.G., Matveeva L.V., Suetina A.I., Ovsyannikova O.A., Mokrousov S.I. Smart e-learning in the preparation of novice pop vocalists in the university. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 169-175

25. Gerova N., Sheina I., Lapenok M. Smart technologies in foreign language students' autonomous learning/Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Т. 59. С. 541-551.

26. Mitrofanova Ya.S., Sherstobitova A.A., Filippova O.A. Modeling smart learning processes based on educational data mining tools. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 561-571.

27. Кудинов С.И. Психодиагностика личности: учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.

Статья поступила в редакцию 02.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.