УДК 378.147
ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10410
КАМШЕЧКО Мария Викторовна
Российский государственный гуманитарный университет (Москва, РФ)
старший преподаватель; [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
43.03.03 «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»
В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности как обязательной части образовательного процесса студентов вузов направления подготовки «Гостиничное дело». Автором проведен анализ существующих практик внедрения проектной деятельности в разных вузах России, рассматривается комплекс элементов проектной деятельности, взаимосвязь проектной и научно-исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется деятельности студенческих лабораторий и центров, осуществляющих проекты разных уровней. В статье автор рассматривает проектную деятельность как необходимое условие формирования профессиональных компетенции, а также повышения качества современного образовательного процесса. Теоретическим обоснованием исследования явились определения проекта и проектной деятельности в трудах современных авторов, эмпирическим обоснованием исследования явились действующие научные лаборатории и центы в российских вузах, а также существующие образовательные и профессиональные стандарты высшего образования в Российской Федерации. Возможности самореализации студентов в проектной деятельности направлено на развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональные компетенций, вовлечения студентов в учебный процесс, понимание правильности выбора ими будущей профессии. В статье автор делает вывод о интегрировании проектной деятельности в учебные планы практико-ориентируемых направлений подготовки. Рассмотрены этапы осуществления проекта и критерии его оценки и эффективности. В качестве примера автор приводит работу конкретной научно-студенческой лаборатории «Клуб молодого отельера РГГУ», действующего на базе кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Автор выявляет необходимость умения проектирования студентов в процессе подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и туризма.
Ключевые слова: проектная деятельность студентов, проект, научно-исследовательская деятельность, качество образования, студенческая научно-практическая лаборатория, «Клуб молодого отельера РГГУ», образовательный тур, гостиничная деятельность.
Для цитирования: Камшечко М.В. Проектная деятельность как обязательная часть образовательного процесса студентов направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №4. С. 114-122. ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10410.
Дата поступления в редакцию: 20 октября 2020 г. Дата утверждения в печать: 22 ноября 2020 г.
Камшечко М.В.
Проектная деятельность как обязательная часть образовательного процесса С|Тл\/МЫ1 11/1 студентов направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» л\г\ /НАУпНЫ
ЖУРНАЛ
UDC 378.147
DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10410
Maria V. KAMSHECHKO
Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) Senior Lecturer; e-mail: [email protected]
PROJECT ACTIVITY AS A REQUIRED PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS IN THE AREA OF PREPARATION 43.03.03 «HOTEL BUSINESS»
Abstract. The article deals with the organization of project activities as a mandatory part of the educational process of university students in the direction of preparation "Hotel business". The author analyzes the existing practices of introducing project activities in various universities of Russia, considers a set of elements of project activities, the relationship of project and research activities. Special attention is paid to the activities of student laboratories and centers implementing projects at different levels. In the article, the author considers project activity as a necessary condition for the formation of professional competencies, as well as improving the quality of the modern educational process. The theoretical justification of the study was the definitions of the project and project activity in the works of modern authors, the empirical justification of the study was the existing scientific laboratories and centers in Russian universities, as well as the existing educational and professional standards of higher education in the Russian Federation. Opportunities for students' self-realization in project activities are aimed at developing general cultural, professional and professional competencies, involving students in the educational process, understanding the correctness of their choice of a future profession. In the article, the author concludes that project activities are integrated into the curricula of practical areas of training. The stages of the project implementation and criteria for its evaluation and effectiveness are considered. As an example, the author cites the work of a specific scientific and student laboratory "Club of the Young Hotelier of the Russian State Humanitarian University", operating on the basis of the Department of Public Relations, Tourism and Hospitality of the Russian State University for the Humanities (Moscow). The author identifies the need for student design skills in the process of training specialists for the hospitality and tourism industry.
Keywords: project activities of students, project, research activities, quality of education, student scientific and practical laboratory, "Young Hotelier Club of the Russian State Humanitarian University," educational tour, hotel activity.
Citation: Kamshechko, M. V. (2020). Project activity as a required part of the educational process of students in the area of preparation 43.03.03 «Hotel business». Servis vRossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(4), 114-122. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10410.
Article History Disclosure statement
Received 20 October 2020 No potential conflict of interest was reported
Accepted 22 November 2020 by the author(s).
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Будущие специалисты индустрии гостеприимства формируются уже сегодня. ^временные реалии под влиянием пандемии COVID19 во многом изменили не только традиционные формы образования, но и внесли существенные коррективы в области применения новых технологий к организации самого процесса обучения ВУЗов, а также требования, предъявляемые к выпускникам работодателями.
Интеграция инновационных технологий в сферу услуг трансформировали требования, необходимы для успешного трудоустройства в будущем. Самыми востребованными качествами выпускников вузов считаются умение работать в команде, целеустремленность, готовность к быстрым изменениям в профессиональной парадигме, креативность мышления. В последние годы системе высшего профессионального образования происходит процесс модернизации и внедрения новых методов и подходов к организации учебного процесса. Это связано в первую очередь с появлением новых секторов экономики, требующих применения новейших технологий. Соответственно, в программы университетов всего мира добавляются новые дисциплины и модули, которые формируются в соответствии с потребностью профессионального рынка труда.
Профессиональный модуль рабочих учебных программы дисциплин содержатся требования, предъявляемые к уровню профессиональных и личностных критериев выпускников российских ВУЗов.
Проектная деятельность используется также для овладения основными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями.
Внедрение современных методов освоения проектных навыков и культуры проектной работы в ВУЗах является наиважнейшей задачей и является одним из приоритетных направлений всей системы образования, что позволяет более качественно подготавливать
будущих специалистов любой отрасли экономики.
Если рассматривать проектную деятельность в формате формирования компетенций, то нужно отметить, что обязательным элементов ее организации является сочетание инноваций и научных исследований.
В современные исследованиях понятие «Проектная деятельность определяется по-разному. Например, в трудах Закировой Т.И.: «Проектная деятельность предполагает сочетание двух видов деятельности: проектной и исследовательской. При этом данные виды деятельности имеют различия, которые в первую очередь связаны с целью и конечным результатом. Основной целью проектной деятельности является реализация концепции -ведущего замысла проекта» [2].
Проектно-лабораторная деятельность объединяет в себе разные уровни и элементы обучения.
Колесникова И.А и Султанова Л.Ф. в своих исследованиях [4, 10] выделяют такое понятие, как «многослойность» результата любой проектной деятельности, носящие предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер.
Понятия «проектная деятельность» рассмотрен с точки зрения психологии и педагогики в также работах Сазановой А.В. [9].
Навыки проектирования студентов в процессе обучения в вузе - это целый комплекс применения профессиональных и личностных компетенций.
Двухуровневая система образования в России (бакалавриат и магистратура) позволяет вовлекать в проектную деятельность студентов с на всех этапах их обучения и определяет преемственность получения знаний. Процесс реализации проекта предполагает постоянное вовлечение студентов в научные мероприятия: конференциях и форумах с докладами перед студенческой и научной аудиторией, написанием статей, участие в профильных студенческих олимпиадах, работа в научно-практических лабораториях и т.д. Все
Камшечко М.В.
Проектная деятельность как обязательная часть образовательного процесса С|Тл\/МЫ1 11/1 студентов направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» ч|У\ /НаУпНЫ
ЖУРНАЛ
это направлено на сформирование общекультурных, личностных и профессиональных компетенций и получать необходимые навыки в сфере проектирования.
Научно-практические студенческие лаборатории и центры существуют уже во многих российских вузах.
Подтверждением тому и прекрасным примером является учебное пособие «Проектное обучение. Практики внедрения в университетах» [8], изданный в 2018 г. Высшей школой экономики совместно с Фондом нового «Сколково» и Открытым российским университетом Сколково, являющееся сборником трудов преподавателей разных вузов России по применению проектного образования. В пособии рассматриваются возможности «внедрения проектного обучения в университетах для решения широкого спектра задач -от развития практических навыков учащихся до интеграции бизнес-задач развивающихся компаний регионов в деятельность университетов». В данном учебном пособии представлены концепции и практики проектных центров университета «МИСиС», Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий и других. В издании также представлены механизмы для интегрирования проектного обучения в вузах, которые повлекли за собой различные внут-риуниверситетские изменения: кадровые, управленческие, технологические, коммуникационные. Эти изменения потребовали также переподготовку преподавательского состава. Авторы рассматривают проектную деятельность и опираются в основном на подготовку технических специалистов.
Но существуют некоторые особенности в формате проектной деятельности при обучении студентов практико-ориентируемых сервисных направлений подготовки, в частности направления подготовки «Гостиничное дело».
В рамках реализации ФГОС ВО 3++ [1] проектная деятельность студентов становится важной необходимой частью развития обра-
зования российских и зарубежных ВУЗов. Этот новейший стандарт стал основой для разработки и составления рабочих программ дисциплин с учетом направленности и профиля образовательных программ.
Из направленности формируются компетенции обучающихся, а также индикаторы достижения компетенций.
ФГОС ВО 3++ направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»1 четко определяет универсальные компетенции выпускника и общепрофессиональные компетенции выпускника каждого направления, необходимые для формирования в процессе обучения в высших учебных заведениях и в дальнейшем применимые к специалистам отрасли.
Профессиональные компетенции выпускника определяются каждым ВУЗом самостоятельно, на основании профессиональных стандартов, разработанных Министерством труда Российской Федерации.
В характеристике профессиональной деятельности выпускников выделяются основные пункты университетской подготовки, такие как: область профессиональной, объекты профессиональной деятельности и виды профессиональной деятельности.
Проектная деятельность в обязательном соединение с научно-исследовательской деятельностью и организационно-управленческая деятельностью как раз и составляет междисциплинарный практико- ориентируемый комплекс необходимых профессиональных компетенций для выпускников университетов.
Проектная деятельность студентов является одним из видов самореализации студентов в период освоения учебного плана образовательной программы бакалавриата, а также является особым видом учебной деятельности.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению 43.03.03 Гостиничное дело. URL: https://mosgu.ru/sveden/files/43.03.03_Gostinichnoe_d elo._Aktualizirovannyy_FGOS_VO_(3++).pdf
• Проектная деятельность в рабочих программах включена в блок профессиональные компетенции и характеризуется готовностью:
- к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования (ПК-12);
- самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-13);
- к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14);
• организационно-управленческая деятельность характеризуется:
- владением навыками определения и анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения (ПК-3);
- анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-4);
- способностью контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности, готовность к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-5);
• научно-исследовательская деятельность характеризуется готовностью:
- использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-9);
- к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-10);
- к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей (ПК-11).
Одним из элементов структуры четырехлетнего учебного плана многих профильных вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Гостиничное дело», «Сервис» и «Туризм», является блок «Практика», «Проектная деятельность» и «Научно-исследовательская работа». В данный блок включены такие виды учебной работы, как: производственная и преддипломная практика на гостиничных предприятиях, научно-исследовательские или специальные профессиональные семинары, круглые столы, мастер-классы, конференции и форумы, профтренинги, проектирование деятельности, межвузовские российские и международные олимпиады, курсовые работы, выпускная квалификационная работа.
Рассмотрим основные этапы и технологии организации проектной работы в РГГУ применительно к будущим специалистам индустрии гостеприимства.
Парадигма соответствующих профессиональных компетенций выстраивается по принципу: ЗНАТЬ - УМЕТЬ - ВЛАДЕТЬ.
Теоретические знания и умения получаются студентами в период обучения в вузе в процессе освоения учебных дисциплин. Учебные планы тоже претерпевают в последнее время большие трансформации в части увеличения зачетных единиц на практические модули, связанные с прохождением производственных практик студентов и проектную деятельность.
Практики на гостиничных предприятиях и, безусловно, являются наилучшим критерием закрепления качественных результатов учащихся.
Междисциплинарный характер проектной деятельности студентов предполагает, в том числе, и освоение необходимых теоретических дисциплин, закрепленных в учебном плане направления «Гостиничное дело».
В организации проектной деятельности студента большую роль играет его мотивация в решении самостоятельной задачи, поставленной в цели проекта, и ориентированность на успешный конченый результат, который
Камшечко М.В.
Проектная деятельность как обязательная часть образовательного процесса студентов направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»
СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
необходим для применения его в дальнейшей реальной практической деятельности выпускника.
Проектную деятельность студентов РГГУ при подготовке направления 43.03.03 «Гостиничное дело», профиль «гостиничная деятельность» можно разделить на 2 типа:
1. Постоянно действующие научно-практические лаборатории.
2. Определенный учебный проект, в котором принимают участие студенты, преподаватели, специалисты отрасли, руководители проекта.
В рамках подготовки данного направления более 2 лет действует студенческая научно-практические лаборатории «Клуб молодого отельера РГГУ». В работу лаборатории вовлечено более 350 студентов, направлений подготовки по туризму и гостеприимству Российского государственного гуманитарного университета бакалавриата и магистратуры. Это позволяет организовывать межкафедральные мероприятия, мотивирующие студентов к изучению новых знаний, самостоятельной работе и возможности самореализации в текущей и будущей профессиональной деятельности. В рамках работы лаборатории ежемесячно проводятся заседания-встречи, на которых используются разные формы творческой работы. Лаборатория стала важнейшей дискуссионной площадкой для студентов.
Одним из самых продуктивных форматов работы лаборатории «Клуб молодого оте-льера РГГУ» является приглашение на встречи профессионалов из индустрии гостеприимства. Встречи проходят в соответствии с рабочим планом работы лаборатории, в соответствии с заданной тематикой. Проводятся мастер-классы, презентации различных компаний и продуктов отрасли, обсуждаются инновационные технологии современного гостиничного бизнеса.
Кроме того, в РГГУ проводится ежегодный научно-практический форум гостеприимства «Хорека», собирающий на одной пло-
щадке представителей отрасли индустрии туризма и гостеприимства, менеджеров и руководителей гостиничных предприятий и иных средств размещения России, сотрудников туристических компаний, различных поставщиков услуг отрасли, предприятий общественного питания, студентов РГГУ и других профильных вузов страны, академическое сообщество в лице профессорско-преподавательского состава.
В 2020 г. Форум собрал более 150 человек на одной площадке, но в связи с пандемией, проводился в формате онлайн.
Студенты получают прекрасный опыт выступления с самостоятельно подготовленными докладами и презентациями перед большой аудиторией с последующей возможностью публикации научных статей, а также получают новые знания и актуальную информацию от других докладчиков, участников форума.
Основываясь на отзывах о форуме гостеприимства студентов РГГУ, можно сделать вывод о высокой степени их заинтересованности в проведении профильных мероприятий и резко увеличивающимся индексе их мотивации и вовлеченности в будущую профессию.
В ходе работы лаборатории ведется постоянная деятельность по подготовке студентов к участию в олимпиадах, проводимых в профильных ВУЗах по гостиничному делу, таких как РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГУТИС, Финансовом университете при Правительстве РФ и других. Проведение многих мероприятий сегодня в формате онлайн дало дополнительные возможности нашим студентам также участвовать в олимпиадах, проводимых в региональных вузах России, профильных университетах за рубежом.
Олимпиады по гостиничному делу как правило проводятся в несколько этапов и состоят в том числе из выполнения проектного задания, чаще всего - командного, с научно-исследовательскими элементами. Это еще раз подтверждает ценность и важность проводимой в РГГУ проектной и научно-исследова-
тельской деятельности.
Второй вид проектной работы - это конкретный проект, подготовленный и реализуемый в дальнейшем в реальной практической деятельности. Как правило он сочетает в себе элементы исследовательского и прикладного характера. Конечный результат такого проекта может быть нацелен на решение коммерческой задачи, например, участие в написании концепции гостиничного предприятия или бизнес-плана, подготовку стратегии выведения на нового гостиничного продукта на рынок, проведения маркетинговых исследований, т.п. Он может быть направлен на составление заявки и получения научного гранта для университета.
Особо интересны проекты, которые заказывают внешние, сторонние организации. Они всегда имеют четко поставленные и обозначенные сроки выполнения, что безусловно ответственность всех участников проекта перед заказчиками.
Работа над такими проектами идет в несколько этапов.
Первично идет этап сбора и обработки информации. Кроме работы с теоретическими источниками у студентов, обучающимся гостеприимству, в РГГУ имеется интересный опыт по сбору практической информации во время выездных мероприятий: обучающие туры, экскурсии в гостиницы Москвы, Золотого кольца России и других городов. «Полевые исследования» ведутся по анализу конкурентной среды гостиничных предприятий разных дестинаций, по изучению развития альтернативных средств размещения, по изучению инфраструктур туристических кластеров и включенности туда гостиничного сектора и многих другие.
Для студентов организуются выездные тематические круглые столы на территории гостиниц, с целью обсуждения актуальных проблем развития гостиничного бизнеса России.
Часто результатом таких мероприятия становится участие подготовленных проектов
студентов в международных выставках по туризму, гостиничному и ресторанному делу.
В частности, ежегодная международная выставка ПИР ЭКСПО проводит специальный конкурс проектов для студенческих научно-практических лабораторий в рамках всероссийского Саммита сферы гостеприимства для профессионалов гостиничной, туристической и ресторанной индустрии.
На таких профессиональных площадках собираются представители разных предприятий индустрии туризма и гостеприимства, что дает возможность студентам продемонстрировать свои знания и умения, а будущим работодателям выявить потенциал участников и оценить их профессиональную подготовку.
Во многом это повторяет зарубежный опыт, когда различные компании и венчурные фонды плодотворно сотрудничают с научными студенческими центрами и лабораториями для дальнейшего отбора лучших инновационных идей и высоко подготовленных сотрудников среди студентов. Бесспорно, что именно студенческие лаборатории часто становятся новыми привлекательными площадками с инновационными идеями для компаний-партнеров университетов, которые понимают ценность такого сотрудничества и приглашают к себе лучших молодых специалистов для работы.
Бесценен также опыт такой деятельности во время прохождения студентами производственной и преддипломной практики в гостиничных предприятиях г. Москвы, в разных структурных подразделениях в зависимости от их уровня подготовки. Производственная практика включена в учебный план у студентов 2-4 курса, является обязательной. После ее прохождения студенты сдают набор отчетных документов, которые являясь самостоятельно собранным студентом материалом, ложатся в основу написания практической главы курсовой работы. Студенты используют различный практический и эмпирический материал, собранный в различных подразделениях гостиничных предприятий,
Камшечко М.В.
Проектная деятельность как обязательная часть образовательного процесса студентов направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»
СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
часто с помощью производственных наставников.
Также собранный практический эмпирический материал во время преддипломной практики применяется студентом в написании 3 главы выпускной квалификационной работы бакалавра и составляют суть самостоятельной научно-исследовательской его деятельности.
Таким образом, в Российском государственном гуманитарном университете прослеживается вертикальная междисциплинарная структура проектного обучения, позволяющая студентам участвовать сегодня в реальной деятельность предприятий отрасли, а также помогают им трудоустроиться в даль-
нейшем.
Все это направлено на достижение успешных образовательных результатов, к которым стремятся студенты, участвуя в проектной деятельности.
Выводы. В статье доказано, что проектная деятельность является обязательной частью современного образовательного процесса при подготовке студентов по направлению 43.03.03 «Гостиничная деятельность», профиль «Гостиничное дело», и позволяет использовать инновационные методы и технологии при обучении с целью повышения качества образования и подготовки кадров для индустрии гостеприимства.
Список источников
1. Боровикова Т.В. Формирование исследовательской компетенции в условиях двухуровневого высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С 17-23.
2. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций у студентов // Современные проблемы науки и образования. 2017. №5.
3. Камшечко М.В., Можаева Н.Г. Гостиничная индустрия. М.: Воробьёв А.В., 2019. 92 с.
4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Из-дат. центр «Академия», 2005. 288 с.
5. Кострова Ю.С. Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. №5. С. 143-145.
6. Можаева Н.Г., Камшечко М.В. Индустрия гостеприимства: практикум. М.: ФОРУМ: ИН-ФРА-М, 2019. 120 с.
7. Нурмаганбетова М.С. Проектное обучение как один из инновационных методов обучения // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования // Международный и российский опыт : Сб. тр. VII Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (23-30.10.2017, Тверь) / отв. ред. М.А. Крылова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2017. С. 80-86.
8. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / Под ред. Л.А. Евстратовой и др. М.: Издат. Дом ВШЭ, 2018. 150 с.
9. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. №6.
10. Султанова Л.Ф. Педагогическое проектирование. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. 95 с.
11. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
12. Altbach P.G., Reisberg L., Froumin I. Accelerated Universities. Ideas and Money Combine to Build Academic Excellence. Boston-Moscow: Brill; Publ. House of the Higher School of Economics, 2018.
13. Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries Reform and Continuity. University of Twente. Moscow: Publ. House of the Higher School of Economics, 2012.
References
1. Borovikova, T. V. (2014). Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii v usloviyah dvuhurovne-go vysshego obrazovaniya [Formation of research competence in the conditions of two-level higher education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 3, 15-22. (In Russ.).
2. Zakirova, T. I. (2017). Proektnaya deyatel'nost' studentov kakmetod formirovaniya kompe-tencij u studentov [The project activity of students is a method of developing competencies among students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 5. (In Russ.).
3. Kamshechko, M. V., & Mozhaeva, N. G. (2019). Gostinichnaya industriya [Hotel industry]. A textbook. Moscow: Publ. Vorobyov A. V. (In Russ.).
4. Kolesnikova, I. A. (2005). Pedagogicheskoe proektirovani [Pedagogical design]: A textbook. Moscow: Publ. Center "Academy". (In Russ.).
5. Kostrova, Yu. S. (2012). Organizaciya proektnogo obucheniya v vuzah Rossii: prakticheskie rek-omendacii [Organization of project training in Russian universities: practical recommendations]. Diskussiya: zhurnal nauchnyh publikacij [Discussion: Journal of scientific publications], 5, 143-145. (In Russ.).
6. Mozhaeva, N. G., & Kamshechko, M. V. (2019). Industriya gostepriimstva [Hospitality industry]: A textbook. Moscow: FORUM: INFRA-M. (In Russ.).
7. Nurmaganbetova, M. S. (2017). Proektnoe obuchenie kak odin iz innovacionnyh metodov obucheniya [Project training as one of the innovative teaching methods]. In: Molodezh' i gosu-darstvo: nauchno-metodologicheskie, social'no-pedagogicheskie i psihologicheskie aspekty razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj i rossijskij opyt [Youth and the state: scientific and methodological, socio-pedagogical and psychological aspects of the development of modern education. International and Russian experience]: Collection of works VII All Russian scientific and practical conference. Tver: Tver State University, 80-86. (In Russ.).
8. Evstratova, L. A. et al. (ed). (2018). Proektnoe obuchenie: praktiki vnedreniya v universitetah [Project training: implementation practices at universities]. Moscow: Publ. House of the Higher School of Economics. (In Russ.).
9. Sazanova, A. V. (2012). Genezis i sushchnost' ponyatiya "proektnaya deyatel'nost'" [Genesis and the essence of the concept of "project activity"]. Psihologiya, sociologiya i pedagogika [Psychology, sociology and pedagogy], 6. (In Russ.).
10.Sultanova, L. F. (2015). Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical design]: Tutorial. Ufa: M. Akmulla BGPU. (In Russ.).
11.Yakovleva, N. F. (2014). Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Project activity in an educational institution]: A tutorial. Moscow: FLINTA. (In Russ.).
12.Altbach, P. G., Reisberg, L., & Froumin, I. (2018). Accelerated Universities. Ideas and Money Combine to Build Academic Excellence. Boston-Moscow: Brill; Publ. House of the Higher School of Economics.
13.Huisman, J., Smolentseva, A. I., & Froumin, I. (2012). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries. Reform and University of Twente. Moscow: Publ. House of the Higher School of Economics.