ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.14 DOI: 10.12737/20097
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Гончарова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента в индустрии гостеприимства, [email protected],
Белова Светлана Константиновна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства, [email protected],
Байбурова Ольга Рустэмовна, ст. преподаватель кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства, [email protected]
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Статья посвящена рассмотрению теоретических (организационных) и практических аспектов роли образовательных технологий для повышения качества образования выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.
Проведённый анализ состояния индустрии гостеприимства и её отечественных и зарубежных тенденций в современных экономических условиях предопределил необходимость повышения роли образовательных учреждений в качестве подготовки человеческих ресурсов, а предприятий отрасли - в создании условий для адаптации и развития конкурентного потенциала специалистов.
Авторами отмечается целесообразность введения профессиональной общественной экспертизы образовательных программ, а с 01.07.2016 процедуры подтверждения качества образования каждого выпускника вуза, а также определяется роль представителей профессионального сообщества в формировании учебных программ, их аккредитации, что свидетельствует о необходимости создания образовательно-предпринимательской системы.
В статье сформулированы возможные направления политики образовательно-предпринимательской системы индустрии гостеприимства, предлагаются критерии оценки конкурентоспособности выпускников по ряду составляющих общеобразовательной, практической и общественной деятельности.
Авторами приводится опыт преподавания междисциплинарных проектных программ с применением делового английского языка в обучении студентов вузов как элемента развития предпринимательского ресурса выпускников и предлагаются показатели оценки деятельности студента, интегральный коэффициент конкурентоспособности выпускника для защиты документа о полученном образовании перед профессиональным сообществом.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка,
конкурентоспособность выпускников, индустрия гостеприимства
Введение
В современных условиях непрерывно возрастает роль менеджеров, обладающих широтой междисциплинарных знаний.
Сервисной экономике России и индустрии гостеприимства (ИГ) в сложной социально-экономической ситуации необходимы специалисты, способные работать в условиях кризиса, брать ответственность за результат на себя, быть руководителем-маркетологом и тонким психологом, стремящимся вывести предприятие в лидеры рынка.
Цель данной статьи - на основе анализа и прогнозирования тенденций сферы услуг определить основные критерии и практико-ориентированные технологии повышения конкурентоспособности современных выпускников на рынке труда для обеспечения стратегического развития предприятий ИГ и туриндустрии в целом, для чего используются методы SWOT-анализа, конкурентного и факторного видов экономического анализа.
Актуальность работы состоит в рассмотрении вопросов сотрудничества системы образования и предпринимательского сообщества с целью определения стратегических ориентиров развития человеческих ресурсов для ИГ.
Современные тенденции развития ИГ и задачи образования
Среди основных тенденций отечественной индустрии гостеприимства отмечаются следующие:
-влияние геополитики на развитие ИГ: изменение условий предпринимательства в связи с экономическими санкциями;
-глобализация отрасли: выход на российский рынок международных гостиничных брендов, которые привнесли мировой опыт организации производственных процессов и процессов обслуживания для конкурентоспособного развития [14], широкое внедрение в деятельность новых знаний, компетенций, информационных технологий;
-неравномерность распределения гостиничных объектов различных форм по территории страны [14], в т.ч. современных многофункциональных комплексов с гостиничной составляющей, увеличение вклада в ИГ предприятий малых и мини-форматов;
-повышение роли информированности потребителя о качестве и возможностях рынка услуг, возрастание роли менеджмента в принятии управленческих решений на операционном, тактическом и стратегическом уровнях в современных условиях;
-особые требования к уровню качества услуг и ответственность за подготовку объектов ИГ для обслуживания ЧМ-2018 и других мероприятий национальной и мировой значимости и др.;
-несовершенство нормативно-регулирующей базы ИГ, ограниченность инвестиций для развития и повышение значимости использования внутренних ресурсов предприятий ИГ (материальных и нематериальных);
-недостаточный уровень подготовленности специалистов в многочисленных непрофильных учебных заведениях;
-необходимость подтверждения качества полученных знаний и оснований получения квалификации выпускников перед представителями профессионального сообщества [1-5, 7, 14].
В таблице 1 представлен SWOT-анализ проблем развития индустрии гостеприимства на перспективу.
Таблица 1 - SWOT-анализ стратегического развития индустрии гостеприимства [3, 5, 7,
15, 16]
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Увеличение объёмов отечественного и мирового рынка потребления продукции и услуг ИГ. 2. Приоритетное развитие отечественных предприятий ИГ и пищевых производств. 3. Востребованность национальных и региональных ресурсов АПК, выпуска оборудования, инвентаря и др. ресурсов для ИГ. 4. Востребованность квалифицированных специалистов ИГ. 1. Макроэкономические риски. 2. Финансовые риски. 3. Техногенные и экологические риски. 4. Риски предприятий ИГ в рамках вступления в ВТО. 5. Международные риски. 6. Высокая международная и межрегиональная конкуренция за потребителя услуг ИГ.
Сильные стороны Слабые стороны отрасли
1. Потенциал развития гостиничных и ресторанных предприятий различных типов и уровней сервиса в столице и регионах. 2. Потенциал увеличения платежеспособного спроса на отечественные продукцию и услуги ИГ в связи с закрытием ряда направлений. 3. Потенциал образовательных программ разных уровней учебных заведений среднего, высшего профессионального и дополнительного образования (переподготовки). 4. Неуклонно возрастающая роль человеческого фактора и всемерная ответственность управленческого звена за будущее предприятия. 1. Неразвитость общей рыночной и инфраструктуры, нормативно-регулирующей базы предпринимательства в ИГ. 2. Отсутствие выразительного брендинга, национального и международного маркетинга продукции и услуг регионов РФ. 3. Отсутствие единой стратегии по формированию развития туризма и ИГ и развитию образовательных услуг. 4. Недостаточный уровень сервиса и качества услуг в ПИГ среднеценового сегмента. 5. Преобладание импортных товаров при комплектовании материальной базы гостиниц и ресторанов. 6. Низкий уровень трудоустройства выпускников-специалистов для ИГ.
Проведенный анализ вышеперечисленных тенденций позволяет сформулировать задачу системы образования - необходимость повышения роли образовательных
учреждений в качестве подготовки человеческих ресурсов, а профессионального сообщества (предприятий и организаций отрасли) - в создании условий для адаптации и развития конкурентного потенциала специалистов.
Формируемые в ходе практико-ориентированного обучения знания, компетенции, приобретённые трудовые навыки современных выпускников необходимо расценивать как стратегические конкурентные преимущества индустрии гостеприимства и туризма.
Проблемы профессиональной подготовки и направления развития человеческих ресурсов в индустрии гостеприимства необходимо рассматривать на системной основе с учётом требований общества, бизнес-среды, профессиональных образовательных стандартов, личностных качеств, запросов студентов и их родителей.
Рыночная мотивация и формирование конкурентной среды создают предпосылки для ускоренного внедрения научно-технических достижений в производство продукта ИГ, проявления предпринимательской активности и инициативы молодых специалистов отрасли [3, 16].
Как известно, стратегическое управление человеческими ресурсами - это формирование конкурентоспособного кадрового потенциала предприятий индустрии гостеприимства в условиях адаптации к социально-экономическим изменениям страны (отрасли), позволяющего организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе [3, 5, 14].
Разработка и реализация программ развития кадрового потенциала, профпереподготовки и повышения квалификации, формирующих работников нового типа, повышающих их творческий (включая предпринимательский) потенциал, позволяющих легче приспособиться к переменам, обусловленным стратегией развития каждого предприятия отрасли.
Формирование предпринимательского потенциала студентов в высшей школе осуществляется в рамках преподавания проектно-ориентированных дисциплин, прохождения практики под руководством признанных лидеров отрасли, участия в конкурсах, выставках, мастер-классах, семинара и т. д. В дальнейшем этот потенциал возможно реализовать в практической деятельности выпускников.
Проблемы профессиональной подготовки и направления развития человеческих ресурсов в индустрии гостеприимства
Учёт геополитических и социально-экономических факторов, тормозящих развитие ИГ в современных условиях, а также тенденций современного трудоустройства выпускников, требований ФРИО к профессионально-общественной аттестации
выпускников позволили сформулировать предложения по основным направлениям политики образовательно-предпринимательской системы индустрии гостеприимства.
Авторами сформулированы принципы стратегического развития системы образования для ПИГ [3, 5, 14, 15]:
-учета обобщающих тенденций развития сферы гостеприимства;
-учета перехода количественных изменений в качественные при существенных изменениях требований рынка и профессионального сообщества к уровню подготовки кадров для ИГ;
-интеграции целей государства - науки, образования и предпринимательства - при определении направлений стратегического развития предприятий и ИГ;
-использования компетенций и предпринимательского ресурса современных выпускников как конкурентного преимущества и вектора развития предприятия и ИГ в целом.
Направления политики образовательно-предпринимательской системы индустрии гостеприимства (3-й принцип) заключаются в следующем.
1. Формирование отношения к образованию как к ценности для человека, профсообщества, ИГ, страны. Поднятие престижа и значимости профессий ИГ в условиях временной изолированности ряда туристических рынков - ключ к импортозамещению туристско-гостиничного продукта за счёт повышения качества и большей клиентоориентированности услуг российских регионов, центра.
2. Профориентация на основе психологических аспектов личности, мотивов, посещение пробных занятий в учебных заведениях, позволяющие избежать ненужных затрат и отсеивания.
3. Подготовка и переподготовка человеческих ресурсов для предприятий туризма и ИГ, создание новых рабочих мест для высвобождающихся в связи с кризисными явлениями кадров отрасли, создание условий для применения знаний и опыта сотрудникам возрастных категорий за 50 лет.
4. Использование передового опыта зарубежных и отечественных вузов и школ ИГ - наличие конкурентоспособных образовательных программ для многоуровневой системы современного профессионального образования и их продвижение на рынке услуг.
5. Создание базы образовательных услуг и мониторинга удовлетворенности потребителей, «трудоустраиваемости» выпускников за счёт ведения обратной связи.
6. Своевременность изучения запросов рынка и мобильность перестройки образовательных программ, (там, где это возможно) выявление пожеланий потребителей, т. е внедрение реального маркетинга взаимоотношений профессионального сообщества: работодателей, вузов, родителей, представителей министерств и ведомств (функционального образовательного кластера) [5, 6, 10, 14-16].
Мотивация выбора конкурентоспособной профессии
В различных жизненных обстоятельствах мотивация выбора образовательных услуг потенциальными абитуриентами многообразна, неоднородна и не является неизменной.
Для оценки факторов формирования отношения к образованию как ценности авторами выбраны следующие показатели (табл. 2).
Таблица 2 - Аргументация факторов мотивации выбора образовательных услуг [6, 7, 9, 12, 24]
Факторы выбора профессии Аргументация
Пожелания родителей и семейные традиции Тесное семейное общение и представления о профессии близких родственников могут послужить примером, стать немаловажным и даже приоритетным, к примеру, для молодого человека в начале его жизненного пути.
Советы друзей и знакомых Могут послужить поводом, особенно для людей, преимущественно молодых, не определившихся самостоятельно с выбором своих предпочтений.
Призвание Склонность и выявленная способность к какому-либо любимому делу чаще всего являются определяющим фактором в целенаправленном выборе образовательных услуг для получения будущей профессии.
Популярность и престижность (доходность) профессии Желание овладеть подобной профессией является вполне естественным для каждого человека, имеющего для осуществления таких намерений необходимые предпосылки.
Многие студенты ещё в период обучения часто пробуют себя на рядовых позициях специалистов в предприятиях известных гостиничных цепей, ресторанных сетей.
«Придутся ли они ко двору» - вольются ли в ряды работников ИГ или нет? Это главный вопрос, и опосредованно, главная задача и критерий успеха так называемой практико-ориентированной концепции современного образования сферы услуг.
По данным мониторинга ФРИО, в настоящее время лишь 50% выпускников современных образовательных учреждений разных уровней трудоустроены и работают в соответствии с полученным учебным профилем образования [1, 5, 14].
При этом многие выпускники планируют организовывать собственное предприятие или влиться в семейный бизнес в непростых условиях финансового кризиса и
экономических санкций, продовольственного эмбарго. В связи с этим необходимо помочь студентам в формировании предпринимательского потенциала, которое наряду с получением знаний управленческо-экономических дисциплин является важным и часто определяющим в выборе адекватного ситуации управленческого решения.
Как помочь студенту познать свою уникальность, раскрыться как личности и творческой единице? По нашему мнению, следует:
-начинать «пробовать себя в разных сферах» ещё в период обучения;
-участвовать в проектных группах, конкурсах, квестах, формируя портфолио, которое, позволит подтвердить своё предназначение при аттестации конкурсной комиссией по итогам обучения, т.е. прохождении профессиональной общественной аттестации (ПОА);
-стремиться к формированию общей культуры, приобретению знаний традиций отечественной и зарубежной культуры питания и гостеприимства, проявлению уважения к людям, которых предстоит обслуживать в ИГ;
-проходить тестирование на «кадровую приверженность» отрасли (приобщение к корпоративной культуре предприятия, в т.ч. получение знаний об истории бренда и его пропаганда).
Направления формирования конкурентных преимуществ и оценки конкурентоспособности выпускника в ИГ
Как уже отмечалось, современные кадры - одно из главных конкурентных преимуществ предприятия ИГ. В процессе подготовки и адаптации кадров необходимо помочь им стать конкурентоспособными на современном рынке труда.
Что нужно современному студенту-выпускнику чтобы быть конкурентоспособным на рынке услуг?
По нашему и мнению авторитетных специалистов [1-3, 14, 15, 19-21], студенту необходимо следующее.
1. Получить образование в аккредитованном вузе и по его результатам профессионально-общественную аттестацию как условие успешного входа в ряды специалистов ИГ.
2. Пройти практику в конкурентоспособном заведении индустрии гостеприимства: отеле, ресторане, гостиничном или санаторном комплексе и т.д.
3. Обеспечить поддержание уровня знаний и компетенций в соответствии с требованиями лучших современных предприятий-лидеров рынка, т. е. непрерывно совершенствовать образование «вширь и вглубь...».
4. Отметить наличие конкурентных преимуществ вуза, баз практики:
а) учебной базы, преподавателей и образовательных программ на уровне «что умеем лучше других»;
б) превосходства в ресурсах - оснащение и содержание гостиничного (ресторанного) предприятия в технико-технологическом аспекте производства гостиничного (ресторанного) продукта;
в) «превосходства в умениях» - обеспечение квалификации работников, соответствующей концепции, статусу предприятия ИГ (выпускники проходят практику на лучших предприятиях, адаптируются к условиям и задачам, как правило, они работают в период обучения и продолжают это делать по окончании вуза, при этом имея лучшую подготовку под конкретное предприятие).
Учебному заведению, а затем руководству предприятия ИГ необходимо выявить уникальные способности современных студентов - молодых специалистов, дать проявиться их талантам, а также научиться управлять ими на благо развития отрасли [1, 3, 5, 18-24].
Основные преимущества подготовки и переподготовки кадров в рамках образовательной деятельности РАНХ и ГС при Президенте РФ систематизированы нами и представлены в таблице 3 .
Таблица 3 - Конкурентные преимущества образовательных программ подготовки кадров в РАНХ и ГС для индустрии гостеприимства [14, 15, 17, 19, 24]
Материальные активы Нематериальные ценности
РАНХ и ГС - площадка для сессий, семинаров, мастер-классов выдающихся мировых и российских специалистов, экспертов отрасли, проявления талантов молодежи. Уникальная система подготовки в сочетании с требованиями Министерства образования и науки, Министерства труда и соцразвития, разработками Академии, ФРИО в рамках ПОА. Аудиторный фонд с медиаресурсами. Современные производственные фонды гостиниц и ресторанов - представителей предпринимательства как базы практики. Репутация авторитетного вуза - надёжного поставщика образовательных услуг. Научно-исследовательская, информационная и образовательная базы Возможность освоения нескольких иностранных языков и приобретения навыков делового общения. Долгосрочные контракты с преподавателями-практиками, компаниями - производителями оборудования, консалтинговых, 1Т-услуг для гостиниц и ресторанов.
Авторами предпринимается попытка разработать показатели оценки конкурентоспособности выпускника высшей школы.
Пирамида формирования конкурентоспособности выпускника представлена на рисунке.
Показатели
учебной деятельности
Корпоративные целевые показатели
вуза и ИГ
Практико-управленческие показатели
Стаж, практический опыт, профкомпетенции
Общекультурные компетенции
включая показатели -> личных достижений (по видам)
J
Прохождение
Конкурентоспособность на рынке труда ИГ
Рисунок - Пирамида формирования конкурентоспособности выпускника
[14, 15, 19, 24, 25]1
В таблице 4 сделана попытка систематизировать примерные показатели конкурентоспособности выпускника вуза.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент (уровень) бакалавр)» - приказ Министерства образования и науки РФ №7 от 14 01.16 г., «Требования профессиональных стандартов», разработанных ФРИО и утвержденных Министерством труда и социального развития РФ, зарег. в Минюсте РФ.
Таблица 4 - Примерные показатели оценки конкурентоспособности выпускника [4-7, 9, 10, 24, 25]2
Показатели Формируемые знания, умения, навыки, личные достижения студента Оценка (баллы, бонусы)
Качество общеобразовательной профессиональной подготовки + Практико-управленческие 1. Учебные результаты - средний балл + оценка актуальности и степени внедряемости ВКР (с учётом характеристики научного руководителя и рецензий). 2. Практикоориентированность - отзыв руководителей учебных работ и с места практики. Профессиональные навыки (стаж практики/работы, в т.ч. по специальности, и оценка-характеристика с места работы) Баллы
Когнитивные показатели Уровень личных достижений студента Участие в научных конференциях, наличие публикаций. Участие в конкурсах, квестах , мастер-классах, выставках, институтских и факультетских мероприятиях. Признание достижений в спорте, КВН и т.п. Бонусы за участие в проектных группах, в выполнении междисциплинарных проектов
Общекультурные компетенции и воспитанность Знание иностранных языков, коммуникативные способности, умение работать в команде, этика взаимоотношений, активность в студенческой жизни, разработка сайта факультета, подготовка репортажей, активность в продвижении мероприятий кафедры и др. Баллы
Формирование комплексной оценки Конечный результат
Формула для расчёта интегральной оценки конкурентоспособности выпускника (специалиста ИГ) может выглядеть следующим образом:
(1=1 1 ( Я .■ - О. .■ ) ( формула 1) [2, 7, 11, 14]
где I - интегральный коэффициент конкурентоспособности;
С[I - оценка /-ой характеристики сформированных УНЗУ (уровня навыков, знаний, умений) выпускника;
- значимость для работодателя (потребителя услуг ИГ) /-ой характеристики уровня компетентности (ЗНУ) выпускника.
Роль общественных и профессиональных объединений в оценке полученных компетенций выпускников
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» 3 предусмотрено проведение общественной аккредитации организаций, осуществляющих
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент (уровень) бакалавр)» - приказ Министерства образования и науки РФ №7 от 14 01.16 г., «Требования профессиональных стандартов», разработанных ФРИО и утвержденных Министерством труда и социального развития РФ, зарег. в Минюсте РФ.
образовательную деятельность, им впервые объявлена независимая профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА).
Во исполнение закона № 273-ФЗ Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям решением от 29 июля 2014 г. было одобрено создание Совета по профессиональным квалификациям в ИГ на базе Некоммерческого партнерства «Федерация Рестораторов и Отельеров» (НП «ФРиО», г. Москва) с выполнением следующих функций:
-создание сети центров по сертификации квалификаций и ведение реестра органов по сертификации персонала;
-ведение реестра сертифицированного персонала в ИГ (при этом профессионально общественная аккредитация не дублирует государственную образовательную аккредитацию Министерства образования и науки в силу применения иных критериев и процедур).
Основными критериями оценки и последующей аккредитации профессиональных образовательных программ (ПОП) со стороны аккредитующих организаций, в частности,
4
являются :
-успешное прохождение выпускниками ПОП процедуры независимой оценки профессиональной квалификаций;
-соответствие сформулированных в профессиональных образовательных программах планируемых результатов освоения профессиональных образовательных программ, (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах) профессионального стандарта5;
-наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников образовательной программы работодателями;
-подтвержденное участие работодателей в проектировании ПОП, организации проектной работы обучающихся; разработке и реализации программ практик,
3Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. Гл. 12. ст. 96 (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70291362/.
4 Базовые принципы профессиональной общественной аттестации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 20 апреля 2015 г. (утв. председателем совета А.Н. Шохиным). URL: www.frio.ru.
5 Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (утв. пр. Мин. труда и социальной защиты РФ от 12.04.13г. № 148н). URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/biblioteka-normativno-reglamentnoy informacii? 20 folderId=11844& 20 displayStyle=icon& 20 viewEntries=1& 20 viewFolders=false& 20 struts action=%2Fdocument library%2Fview& 20 entryEnd=75& 20 folderEnd=20& 20 entryStart=0& 20 folderStart=0&p p id=20&p p lifecycle=0.
формировании планируемых результатов их прохождения, а также в разработке тем ВКР, значимых для соответствующих отраслей профессиональной деятельности.
Специалистами отмечаются проблемы индивидуализации обучения в условиях личностноориентированной парадигмы образования [1, 7, 9-11, 13, 23]. Личностноориентированное обучение студентов подразумевает: -использование методик образования, направленных на формирование здорового образа жизни, включая здоровое питание, укрепление физического, морально-нравственного статуса молодежи;
-удовлетворение интересов и потребностей каждой личности в разнообразной творческой деятельности;
-навыки коммуникационной деятельности: общение и взаимопонимание, взаимоуважение, поддержка, включая коммуникативную иноязычную компетентность в рамках индустрии гостеприимства;
-формирование студентом (обучающимся) личной образовательной траектории. Ниже приведён пример преподавания междисциплинарной проектной образовательной программы с использованием делового английского языка.
Проблемы модернизации образовательных программ на основе метода учебного проекта с применением навыков делового английского языка
Современные требования организации процесса обучения вносят изменения в саму технологию и ведут к определению новых приоритетов6. Отмечается увеличение фактических объёмов и времени практики под руководством профессионалов отрасли в содержании программ современных бакалавров индустрии гостеприимства.
Для формирования «превосходства в умениях» будущих специалистов отрасли необходимо ещё в период обучения дать им состояться в качестве творческих учебных проектных групп, имеющих право на собственный взгляд на проблему, а также право на ошибку.
Рассмотрим в качестве положительного примера организацию выполнения проектных работ в РАНХ и ГС при Президенте РФ.
В соответствии с программой по английскому языку студентам предлагается сделать проект гостиничного и ресторанного комплекса с использованием знаний делового английского языка [1, 9, 13-15].
6 Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утв. министром образования и науки Д.В. Ливановым № ДЛ -1 /05вн от 22 января 2015 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/420264612.
Цель данной работы - возможность применить полученные в ходе практико-ориентированного обучения знания, коммуникативные навыки студентов различных групп, направлений обучения для создания модели предприятия индустрии гостеприимства.
Из всех секторов коммерческой недвижимости гостинично-ресторанный является одним из самых сложных в прогнозировании и реализации.
На современном этапе развития гостиничного рынка, обусловленного выявленными ранее тенденциями, растёт спрос на профессиональные консалтинговые услуги в данном сегменте рынка недвижимости.
Выполнение студентами междисциплинарных проектных работ помогает формированию исследовательских, проектных, специальных технологических и предпринимательских компетенций, способствующих формированию
конкурентоспособности выпускника (рис.).
Изучение проектов конкурентоспособных действующих предприятий, практический опыт, полученный в результате общения с профессионалами отрасли -преподавателями профильных дисциплин, служат основой для успешного выполнения междисциплинарной проектной работы.
Это позволяет будущим специалистам отрасли сделать профессиональный технико-экономический анализ целесообразности выполнения проекта строительства/реконструкции отеля или ресторана определенной категории в конкретном месте, а также формирует предпринимательский потенциал обучающегося [5, 13, 14].
Студентам предлагается следующий алгоритм работы над групповым проектом.
1-4 неделя семестра
1 этап. Технико-экономическое обоснование строительства гостиницы или ресторана: включает в себя поиск земельного участка, определение его размера, транспортной доступности для туристов, подробное описание окружающей застройки, а также проведение анализа участка в качестве необходимой стадии девелопмента объекта недвижимости.
Соответственно, выполнение данной работы позволяет студентам профиля «Экономика и управление городским строительством» максимально использовать свои профессиональные знания, а также показать грамотное и всестороннее владение необходимой терминологией на английском языке. Каждая группа студентов выбирает соответствующие «участки под застройку» и проводит анализ спроса и конкуренции для гостиницы или ресторана определенной категории и функционального назначения.
5-8 неделя
Студенты совместно определяют концепцию гостиницы или ресторана, архитектурный стиль, этажность. Будущие специалисты индустрии гостеприимства делают подробное описание номерного фонда гостиницы, предоставляемых услуг, ресторанов, баров, а также просчитывают стоимость номера и предполагаемую загрузку, технологи определяют основную концепцию ресторана, составляют меню, предлагают дизайн ресторана и т. д.
9-10 неделя
На третьем этапе студенты готовят раздаточный материал в виде чертежа или схематического рисунка объекта, таблицы, рекламную продукцию и т. д.
11 неделя
На четвертом этапе студенты сдают преподавателю (комиссии) письменный/электронный вариант презентации с распределением ролей.
12-14 неделя
На этом этапе студенты имеют возможность проконсультироваться со всеми преподавателями кафедры, которые обладают необходимыми знаниями по всем вопросам, связанным с разработкой проекта и презентацией.
15 неделя
Презентация проходит с участием и компетентной оценкой преподавателей кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства.
Студентам предлагается план презентации (её необходимо защитить как результат проектной работы на английском языке), включающий анализ места расположения и основных планируемых показателей деятельности предприятия индустрии гостеприимства (основные элементы бизнес-плана).
При этом организационная структура и маркетинговая стратегия проектируемого предприятия разрабатываются студентами на основе знаний, полученных как на лекциях и семинарах профилирующих предметов, так и на занятиях по английскому языку.
Участие студентов в разработке и презентации проекта гостиницы/ресторана позволяет освоить навыки делового проектирования - направления, которое находится на стыке знаний многих специальностей.
Фрагмент задания проектной работы представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Пример задания по проектированию 1 этажа гостиницы междисциплинарного проекта и его обсуждению на занятиях
Part 2 Floor Design 45 minutes
Designing a guestroom floor presents one of the greatest challenges in hotel design. Because guestrooms and suites generally represent between 65 and 85 percent of the total floor area in a hotel or resort, any savings in the planning of a single level is multiplied many times. Therefore one of the major planning goals in hotel design is to maximise the amount of saleable guestroom space. The analysis of alternate plan configurations for the guestroom structure is one of the earliest design studies for a hotel.
Handout 1 'Guestroom floor planning objectives' to the students now
Handout 1 gives an overview of the main guestroom floor planning objectives to take into account. They can be distinguished in 'siting and orientation' and 'floor layout': Siting and orientation
- Site the guestroom structure to be visible from the road;
- Orient guestrooms to enhance views;
- Assess the relative visual impact and construction cost of various guestroom plan configurations;
- Position the guestroom structure to limit its structural impact on the ballroom and other major public spaces;
- Consider solar gain; generally North/South is preferable to East/West exposures. Floor layout
- Organise the plan so that the guestrooms occupy at least 70 percent of the gross floor area;
- Locate elevators and stairs at interior locations to use maximum of the outside wall for guestrooms;
- Develop the corridor plan to facilitate guest and staff circulation;
- Place the elevator lobby in middle-third of the structure ;
- Provide the service elevator, linen storage, and vending in a central location;
- Plan corridor width at a minimum of 5 feet (1.5 meter); 5.5 feet (1.65 meter) is preferable;
- Design guest bathrooms back-to back for plumbing economies;
- Locate handicapped guestrooms on lower floors and near elevators.
Таким образом, проведённый анализ тенденций развития ИГ позволяет сформулировать задачу системы образования - необходимость повышения роли образовательных учреждений в качестве подготовки человеческих ресурсов, а профессионального сообщества (предприятий и организаций отрасли) - в создании условий для адаптации и развития конкурентного потенциала специалистов.
Применение практико-ориентированных программ обучения под задачи общества, бизнес-среды, его личностноориентированные формы с использованием конкурентных преимуществ вузов будут, по нашему мнению, способствовать повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Методы оценки факторов конкурентоспособности выпускников по итогам обучения могут быть различными в зависимости от условий обучения, они
разрабатываются на базе конкретных учебных заведений с учётом нормативно-регулирующей базы и запросов рынка.
Выводы и предложения
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Наряду с конкурентными преимуществами, такими как удачное местоположение, внедрение новшеств в поддержание уровня материальной базы, предоставление комплексной услуги ИГ по более низкой цене по сравнению с конкурентами и др., наличие человеческих ресурсов, соответствующих статусу и стратегии развития современного предприятия ИГ, можно рассматривать как конкурентное преимущество данного предприятия и индустрии в целом.
2. Задача учебных заведений, формирующих кадровый потенциал ИГ, заключается в мобильной перестройке учебных программ различных уровней подготовки (переподготовки, включая ДПО) под нужды рынка, работодателей, всего профессионального сообщества и общества в целом.
3. В связи с предстоящей оценкой профессиональным сообществом уровня подготовленности выпускников, в вузах необходимо формирование портфолио каждого обучающегося, ведение рейтинга и мониторинга качества обучения с возможностью оценки конкурентоспособности выпускника по предлагаемым (разработанным в каждом вузе) параметрам.
4. Предлагая направления политики образовательно-предпринимательской системы индустрии гостеприимства, рассматриваем данную публикацию как предложение к дискуссии среди членов профессионального сообщества ИГ по острой проблеме подготовки кадров в настоящей социально-экономической ситуации.
Литература
1. Байбурова О.Р., Степаненко К. А. Создание научно-образовательного комплекса на базе вуза в рамках кооперирования предприятий индустрии гостеприимства // Актуальные вопросы современной науки: материалы XXV Международной науч.-практ. конф. - М.: Центр научной мысли, 2014. - С. 27-35.
2. Баранова А.Ю. Оценка эффективности функционирования предпринимательских структур в индустрии гостеприимства: монография. - М.: ИНФРА-М., 2011. - 301 с.
3. Бадаева С.Б. Становление и развитие малого предпринимательства и его роль в решении социально-экономических проблем: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. -Элиста, 2003.
4. Креативная педагогика: методология, теория, практика: монография / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, А.И. Владимиров и др., под ред. В.В.Попова, Ю.Г. Круглова. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 319 с.
5. Белова С.К. Проблемы подготовки специалистов для индустрии питания // Новые педагогические технологии: материалы XXII Международной науч.-практ. конф. -М.: Спутник+, 2013. - С. 50-55.
6. Васильева М. В. Формирование сектора малого и среднего бизнеса Псковской области: теоретико-методологические и практические аспекты [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 11. - С. 79-80. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3247 (дата обращения: 06. 04.2016).
7. Вульфсон Б.Л., Савина А.К., Долгая О.И. Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов: сб. науч. тр. - М.: Бином-Лаборатория знаний, 2015. - 448 с.
8. Гаранина Е.Н, Забаев Ю.В. Методология и практика формирования конкурентных стратегий гостиничных компаний: монография. - М.: Логос, 2013.
9. Васильева Т.В., Прибыткова Ю.О., Карнакова Л.В. Здоровьесбережение как необходимый фактор формирования образовательного процесса в современных условиях [Электронный ресурс] // Современные инновации. - 2016. - № 1(3). URL: http://bib.convdocs.org/v8400/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5..,.http://cyberle ninka.ru/article/n/zdoroviesberezhenie-kak-neobhodimyy-faktor-formirovaniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennyh-usloviyah#ixzz43hodN7bt (дата обращения: 10.03.2016).
10. Катаева В.И. Концептуальные основы кластерно-сетевой модели развития сферы социально-культурных услуг [Электронный ресурс] // Инновации в науке. - 2013. - № 20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-klasterno-setevoy-modeli-razvitiya-sfery-sotsialno-kulturnyh-uslug#ixzz43htRXZGX (дата обращения: 04.04.2016).
11. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисцилинарный УМК формирования проектной компетентности менеджера: науч.-метод. пособие. - Челябинск, НОУ ВПО РБИУ, 2014.
12. Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: монография. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 140 с.
13. Байбурова О.Р., Степаненко К.А. Сборник практических заданий по дисциплине «Проектирование гостиницы и ресторана» на английском языке [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. -2012. - № 11. - С. 78-79. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3246 (дата обращения: 11.04.2016).
14. Сорокина Т.В. Управление конкурентоспособностью объектов индустрии гостеприимства (теория и методология): дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05. - М., 2011.
15. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика / под науч. ред. В. А. Мау, Я.И. Кузьминова. - Кн. 1. - М.: Дело, 2013.
16. Фрейдкин О.Л. Управление предпринимательской деятельностью торгово-производственной компании: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М.: 2008.
17. Юсупов Р.М., Гржибовский С.П. Инновационное развитие предприятий на основе использования нематериальных активов. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2011. - 159 с.
18. Andriessen, D.G. Making Sense of Intellectual Capital //Elsevier Butterworth Heinemann, Burlington, 2004.
19. Bagherpour, M. 2010. A successful project cost management system: Basic requirements, challenges, and obstacles to implementation. Cost Management(September/October): 15-20.
20. Banham, R. and N. Webb. 2012. Project runaway: Strategic visions are great, but they can turn into nightmares at the project level. CFO (May): 46-51.
21. Berkun, S. 2005. The Art of Project Management. O'Reilly Media.
22. Berkun, S. 2008. Making Things Happen: Mastering Project Management, revised edition. O'Reilly Media.
23. Cummings, J. and C. Pletcher. 2011. Why project networks beat project teams. MIT Sloan Management Review (Spring): 75-80.
24. Goldsmith M., Carter L. Best Practices of Talent Management-San Francisco, Pfeiffer, 2010, 306 p.
25. Grandell S. Who are you pivotal leaders ? / Talent Management, May 2011, Р. 18-20.
PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS TO IMPROVE THEIR COMPETITIVENESS ON THE HOSPITALITY INDUSTRY LABOUR MARKET
Irina Goncharova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected], Svetlana Belova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected], Olga Bayburova, senior lecturer, e-mail: [email protected]
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Moscow, Russian Federation
The article analyzes theoretical (organizational) and practical aspects of educational technology to enhance the quality of graduates' education and their competitiveness on the labour market.
The analysis of the status of hospitality industry and its domestic and international trends under current economic conditions has predestined the need to improve the role of educational institutions as human resources training, and the enterprises of industry - to create the conditions for the adaptation and development of the competitive capacity of specialists. The authors emphasize the advisability of introducing a public professional examination of education programs, and starting July 01, 2016 - procedures of confirmation the education quality of each university graduate. The article also defines the role of the professional community representatives in the educational programs formation, their accreditation, which indicates the need for education and business system.
The possible directions ofpolicy of educational and entrepreneurial system of hospitality industry are formulated, criteria for graduates' competitiveness estimation by a number of components of general educational, practical and social activities are offered.
The authors present teaching experience of interdisciplinary design programs using Business English in teaching university students as a development element of business resource of graduates. The indicators for student activities estimation and integrated factor of graduate's competitiveness are offered. This allows protecting a document of high education in front of professional community.
Keywords: practice-oriented training, the competitiveness of graduates, hospitality industry
References:
1. Bajburova O.R., Stepanenko K.A. Sozdanie nauchno-obrazovatel'nogo kompleksa na baze vuza v ramkah kooperirovanija predprijatij industrii gostepriimstva [Creating a scientific and educational complex on the basis of the university within the cooperation framework of enterprises of hospitality industry] // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Actual problems of modern science]: Proceedings of the XXV International scientific-practical conf. Moscow: Center of scientific thought, 2014. Pp. 27-35.
2. Baranova A.Yu. Ocenka effektivnosti funkcionirovanija predprinimatel'skih struktur v industrii gostepriimstva [Effectiveness assessment of the business entities functioning in the hospitality industry]: a monograph. Moscow: INFRA-M, 2011. 301 p.
3. Badaeva S.B. Stanovlenie i razvitie malogo predprinimatel'stva i ego rol' v reshenii social'no-ekonomicheskih problem [Formation and development of small business and its role in solving social and economic problems]. Candidate of Economics thesis. Elista, 2003.
4. Kreativnaja pedagogika: metodologija, teorija, praktika: [Creative Pedagogy: Methodology, theory, practice]: a monograph / A.I. Bashmakov, I.A. Bashmakov, A.I. Vladimirov & so on, Ed. by V.V. Popov, Yu.G. Kruglov. Moscow: INFRA-M, 2015. 319 p.
5. Bel ova S.K. Problemy podgotovki specialistov dlja industrii pitanija [Problems of personnel training for the food industry] // Novye pedagogicheskie tehnologii [New educational technologies]: Proceedings of the XXII International scientific-practical conf. Мoscow: Sputnik+, 2013. Pp. 50-55.
6. Vasil'eva M.V. Formirovanie sektora malogo i srednego biznesa Pskovskoj oblasti: teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty [Forming small and medium-sized enterprises of Pskov region: Theoretical, methodological and practical aspects] // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovanija [International journal of experimental education]. 2012. №11. Pp. 79-80.
7. Vul'fson B.L., Savina A.K., Dolgaja O.I. Razvitie obrazovanija v evropejskih stranah v uslovijah globalizacii i integracionnyh processov [The development of education in the European countries in the context of globalization and integration processes]: Сollection of scientific articles. Мoscow: Binom-Lab knowledge, 2015. 448 p.
8. Garanina E.N, Zabaev Yu.V. Metodologija i praktika formirovanija konkurentnyh strategij gostinichnyh kompanij [Forming the competitive strategies of hotel companies: Methodology and practice]: a monograph. Мoscow: Logos, 2013.
9. Vasil'eva T.V., Pribytkova Yu.O., Karnakova L.V. Zdorov'esberezhenie kak neobhodimyj faktor formirovanija obrazovatel'nogo processa v sovremennyh uslovijah [Health protection as an essential factor in the modern educational process formation] // Sovremennye innovacii [Modern Innovation]. 2016. №1(3).
10. Kataeva V.I. Konceptual'nye osnovy klasterno-setevoj modeli razvitija sfery social'no-kul'turnyh uslug Conceptual basis of the cluster-network model of the socio-cultural services development] // Innovacii v nauke [Innovations in Science]. 2013. №20. Pp. 143-155.
11. L'vov L.V., Perevozova O.V., Yarulina L.P. Transdiscilinarnyj UMK formirovanija proektnoj kompetentnosti menedzhera [Interdisciplinary training complex of forming manager's design competence]. Chelyabinsk, NOU VPO RBIU, 2014.
12. Osipova S.I., Solov'eva T.V. Proektirovanie studentom individual'noj obrazovatel'noj traektorii v uslovijah informatizacii obrazovanija [Design individual educational trajectory by student within education informatization]: a monograph. Мoscow: INFRA-M, 2015. 140 p.
13. Bajburova O.R., Stepanenko K.A. Sbornik prakticheskih zadanij po discipline «Proektirovanie gostinicy i restorana» na anglijskom jazyke [Collection of case studies on the subject "Design hotel and restaurant" in English] // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education]. 2012. №11. Pp. 78-79.
14. Sorokina T.V. Upravlenie konkurentosposobnost'ju ob'ektov industrii gostepriimstva (teorija i metodologija) [Competitiveness management of the hospitality industry facilities: Theory and methodology]: Doctor of Economics thesis. Мoscow, 2011.
15. Strategija-2020: Novaja model' rosta - novaja social'naja politika [Strategy 2020: New growth model - a new social policy] / Ed. by V.A. Mau, Ja.I. Kuz'minova. Book 1. Мoscow: Delo, 2013.
16. Frejdkin O.L. Upravlenie predprinimatel'skoj dejatel'nost'ju torgovo-proizvodstvennoj kompanii [Commerce and manufacturing business administration]: Candidate of Economics thesis. Мoscow, 2008.
17. Yusupov R.M., Grzhibovskij S.P. Innovacionnoe razvitie predprijatij na osnove ispol'zovanija nematerial'nyh aktivov [Innovative development of enterprises on the basis of intangible assets]. Мoscow: Publisher Economy, 2011. 159 p.
18. Andriessen D.G. Making Sense of Intellectual Capital // Elsevier Butterworth Heinemann, Burlington, 2004.
19. Bagherpour M. A successful project cost management system: Basic requirements, challenges, and obstacles to implementation. Cost Management: 15-20 (September/October). 2010.
20. Banham R., Webb N. Project runaway: Strategic visions are great, but they can turn into nightmares at the project level. CFO. 2012 (May). Pp. 46-51.
21. Berkun S. 2005. The Art of Project Management. O'Reilly Media.
22. Berkun S. 2008. Making Things Happen: Mastering Project Management, revised edition. O'Reilly Media.
23. Cummings J., Pletcher C. Why project networks beat project teams. MIT Sloan Management Review, 2011 (Spring). Pp. 75-80.
24. Goldsmith M., Carter L. Best Practices of Talent Management-S an Francisco, Pfeiffer, 2010. 306 p.
25. Grandell S. Who are you pivotal leaders? // Talent Management. May, 2011. Pp. 18-20.