Проектное обучение с использованием кейс-методов Project-Based Learning using Case Methods
Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А.
I.Ponomareva, T. Tankieva
В статье рассмотрены современные образовательные технологии подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства. Показано что наиболее приближенными к будущей профессиональной деятельности выпускника, а также в наибольшей степени отвечающими требованиям рынка труда и потребностям региона являются методы с использованием кейсов и проектное обучение. Приведены примеры кейсов для выполнения дипломных проектов, ориентированных на потребности региона, и рассмотрена методика их использования в учебном процессе.
The article discusses modern educational technologies for training personnel in the field of tourism and hospitality. It is shown that the methods closest to the future professional activities of the graduate, as well as those that best meet the requirements of the labor market and the needs of the region, are case study methods and project training. Examples of cases for the implementation of diploma projects focused on the needs of the region are given, and a methodology for their use in the educational process is considered.
Ключевые слова: кейсы, подготовка кадров, активные формы обучения, итоговая аттестация, опорный ВУЗ
Keywords: case studies, training, active forms of education, final certification, supporting university
Основными причинами реформирования системы высшего образования в РФ являются требования, определяющие инновационное направление развития экономики, и современные потребности общества [1-6; 8-10]. Так, Тульский государственный университет как опорный вуз, ориентирован на поддержку развития Тульской области посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решение актуальных задач региональной экономики и реализацию совместно с
регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. Одним из приоритетных направлений экономики области является развитие туризма [7; 11]. Современные образовательные стандарты предусматривают расширенные возможности для потенциальных работодателей участия в образовательном процессе. Основными работодателями выпускников ТулГУ по направлениям подготовки, связанными с туризмом и гостеприимством являются: Комитет Тульской области по развитию туризма, различные государственные учреждения культуры Тульской области, предприятия туризма и средств размещения.
Современными образовательными технологиями, которые приближены к будущей профессиональной деятельности выпускника, а также отвечают требованиям рынка труда и потребностям региона, являются кейс-методы и проектное обучение [1-6]. Кейс метод представляет собой «совокупность методов и приемов по использованию в образовательном процессе реальных ситуаций (социальных, кадровых, правовых, финансово-экономических, бизнес-ситуаций и других)» [3]. В зависимости от структурированности, предопределенности и вариативности решений выделяют три типа кейсов [3]: творческие (креативные) кейсы, структурированные кейсы и неструктурированные кейсы. Такие кейсы могут использоваться и как индивидуальные задания, и как задания для выполнения в команде (таблица 1).
Таблица 1
Типы кейсов и формируемые в ходе их выполнения навыки
Типы кейсов Формируемые навыки
при индивидуальном выполнении при работе в команде
Творческие (креативные) кейсы способность генерировать идеи; «нешаблонность» и креативность мышления. умение выделять креативные идеи; умение дополнять, развивать и совершенствовать чужие идеи.
Структурированные знание нормативно-правовой готовность нести
кейсы базы, стандартизированных технологий; способность применять стандартизированные или регламентированные навыки фш^кПЬ) в условиях заданных ограничений. ответственность за принятые решения; готовность руководить коллективом в сфере профессиональной деятельности.
Неструктурированные кейсы знание нормативно-правовой базы, стандартизированных технологий; способность вырабатывать оптимальные решения ^ойякПЬ) в условиях заданных ограничений. умение выделять перспективные идеи; умение дополнять, развивать и совершенствовать чужие идеи; готовность нести ответственность за принятые решения готовность руководить коллективом в сфере профессиональной деятельности.
Структурированные кейсы подходят для оценки знаний и умений, а для оценки сформированности компетенций на заключительном этапе (дипломном проектировании) используются неструктурированные кейсы с включением творческих (креативных) кейсов. Большие возможности предоставляют кейсы, выполняемые группой учащихся, так как позволяют оценить еще и компетенции, связанные с командообразованием, руководством проектами и работой в команде.
Для подготовки студентов и магистрантов, обучающихся по программам подготовки 43.03.03 Гостиничное дело, 38.03.02 Менеджмент, 43.04.02 Туризм в ТулГУ, в образовательный процесс была введена проектная деятельность, направленная на подготовку коллективных дипломных работ. Были выбраны актуальные для региона темы «Продвижение района Тульской области как туристического направления» (программы подготовки 43.03.03 Гостиничное дело, 38.03.02 Менеджмент, 43.04.02 Туризм) и «500-летие возведения Тульского Кремля и создания Большой
засечной черты» (программа подготовки 43.04.02 Туризм). Структура кейсов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура кейсов
№п/п Кейс «Продвижение района Тульской области как туристического направления» Кейс «500-летие возведения Тульского Кремля и создания Большой засечной черты»
1 Описание проблемы: - зарубежный опыт продвижения регионов; - брендинг российских территорий как стратегия продвижения и повышения привлекательности регионов; - опыт продвижения российских регионов. Описание проблемы: Президент РФ, Владимир Путин 10 ноября 2016 года подписал указ N 599 «О праздновании в 2020 году 500-летия возведения Тульского кремля». В указе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в подготовке и проведении празднования 500-летия возведения Тульского кремля.
2 Задание: разработать для территориального образования (муниципального образования, района и т.п.) комплекс мер для продвижения территории на внешнем и внутреннем туристском рынке. Задание: разработать для территориальных образований оригинальные мероприятия и туристические маршруты (в рамках квест-игры «Города-форпосты тульской земли»).
3 Требования к проекту: разработать для территориального образования (муниципального образования, района и т.п.) комплекс мер для продвижения территории на внешнем и внутреннем туристском рынке. Требования к проекту: - историческая реконструкция элементов засечной черты; - разработка открытых квестов; - разработка мобильных приложений.
4 Организация проектной деятельности: - участники; - порядок работы над проектом; - предварительный сбор информации; - выявление ключевых стейкхолдеров; - выезд на объект; - интервью со стейкхолдерами; - сбор материала; - мозговой штурм; - распределение заданий; - выполнение заданий; - обсуждение; - подготовка проектов; Организация проектной деятельности: - организация проектной деятельности; - участники; - порядок работы над проектом; - предварительный сбор информации; - выезд на объект; - мозговой штурм; - распределение заданий; - выполнение заданий; - обсуждение; - подготовка проектов; - презентация и защита кейса; - оценка проекта.
- презентация и защита кейса; __- оценка проекта.__
Цель внедрения проектной деятельности в образовательный процесс
- приобретение обучающимися практических навыков командообразования и разработки туристического проекта. Задачами проектной деятельности являются:
- приобретение навыков генерирования идей и формирования перспективных концепций проекта;
- изучение нормативно-правовых документов в области проектной деятельности;
- проведение анализа перспективных проектов;
- приобретение навыков натурного изучения объекта исследований;
- приобретение навыков командообразования и делегирования полномочий;
- приобретения умений самостоятельной работы над индивидуальным заданием в рамках выполнения общего проекта. Ниже приведено описание разработанных кейсов.
Проект «Продвижение района Тульской области как туристического направления» направлен на решение следующих задач:
- оценки ресурсного потенциала сферы рекреации и туризма, оценки эффективности его использования;
- построения моделей экономически эффективных туристско-рекреационных систем на федеральном, региональном и местном уровнях;
- развития различных видов рекреационной и туристской деятельности на региональных, национальных и мировых рынках; выработки стратегия развития и продвижения дестинации на рынке туристских услуг;
- формирования механизма реализации стратегий преодоления и развития депрессивных дестинаций.
Задание состоит в разработке для территориального образования (муниципального образования, района и т.п.) комплекса мер для продвижения территории на внешнем и внутреннем туристском рынке. Предложенные мероприятия должны соответствовать «Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035», программам, принятым территориальными органами власти, и способствовать:
1. увеличению турпотока;
2. сохранению и популяризации культурно-исторического наследия территории;
3. построению целостной, комфортной, благоприятной для труда и отдыха среды, включающей эстетическую, экологическую и функциональную оптимизацию пространства;
4. повышению занятости населения;
5. снижению социальной напряженности.
Разработанные мероприятия должны опираться на мнения, пожелания и потребности экспертных сообществ и жителей (стейхолдеров) Тульской области. При выполнении задания важно учитывать позиционирование территории.
Куратор проекта - преподаватель кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства», имеющий полномочия для проведения организационных изменений и координации работ над проектом.
Ментор - внешний консультант-наставник, представитель предприятия или организации-заказчика.
Основными участниками проекта являются студенты и магистранты, обучающиеся по программам 43.03.03 Гостиничное дело, 38.03.02 Менеджмент, 43.04.02 Туризм Проект может выполняться группами
студентов численностью 2 человека и более. В команде свыше 3 участников выделяют:
- менеджера проекта - лицо ответственное за управление проектом (магистрант или студент, ведущий исследования и научную работу по данной тематике или имеющий практический опыт, полученный при прохождении практики);
- членов команды проекта - студенты, магистранты;
- ГГ-специалиста - студента, отвечающего за использование информационных технологий.
Результатами предварительного исследования, выполняемого командой, являются:
- сведения о материальных и нематериальных объектах туристкой привлекательности;
- сведения о туристической инфраструктуре;
- характеристика исторического пласта территориального образования;
- инфраструктура района;
- проблемы района, местных жителей и туристов и пр. Устойчивое развитие территории возможно при учете потребностей всех заинтересованных лиц - стейкхолдеров. Изучение требований ключевых стекхолдеров рекомендуется проводить с помощью интервью или анкетирования. Примерные вопросы для полуструктурированного интервью со стейкхолдерами:
• Что вы ожидаете от развития туризма?
• Какие качества местного населения можно считать особенными?
• Каким бы вы хотели видеть ваш район (село, МО) в будущем?
• Какие инфраструктурные и прочие изменения необходимы (по приоритету), чтобы местному населению (и приезжим туристам) было бы комфортно?
• В чем заключается уникальность района?
• Каким Вы видите позиционирование района?
• Какие имеются местные легенды/предания?
После предварительного сбора информации, проведения натурного изучения района и обработки результатов интервью или анкетирования ключевых стейкхолдеров, членами команды выдвигаются предложения, направленные на продвижение района или муниципального образования. Оценка перспективных предложений производится с помощью эвристических или экспертных методов.
Кейс «500-летие возведения Тульского Кремля и создания Большой засечной черты». Президент РФ, Владимир Путин 10 ноября 2016 г. подписал указ N 599 «О праздновании в 2020 году 500-летия возведения Тульского кремля». В указе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в подготовке и проведении празднования 500-летия возведения Тульского кремля. Мероприятия охватят малые исторические города, вошедшие в состав Большой засечной черты. Будет создан туристский маршрут, главными объектами которого станут Тульский Кремль, Тульские засеки и малые города-крепости: Белев, Одоев, Венев, Лихвин (Чекалин), Крапивна и Дедославль (Дедилово). Данный кейс направлен на создание законченного мультимедийного туристического продукта для мобильных устройств.
Основными участниками проекта являются магистранты, обучающиеся по программы подготовки 43.04.02 Туризм. Работа над кейсом позволит магистрантам получить практические навыки работы в команде над выполнением реальных проектов в сфере профессиональной деятельности.
Задание состоит в разработке для территориальных образований оригинальных мероприятий для празднования и туристических маршрутов (экскурсий) в рамках квест-игры «Города-форпосты тульской земли».
Квест представляет собой интерактивную экскурсию, ориентированную на игру, приключение.
Кроме решения задач обычной экскурсии (рассказать об окружающих достопримечательностях, квест позволяет пользователю почувствовать себя в роли детектива или исследователя. Задача пользователя - пройти этот квест до финала, набрав максимальное количество очков. В процессе прохождения пользователь должен будет решать различные задачи - давать ответы на поставленные вопросы, находить скрытые объекты на местности (приложение для тура отслеживает положение мобильного устройства).
Города-участники (города, входившие в засечную черту, или города-крепости, где находилось полевое войско): Тула, Чернь, Епифань, Богородицк, Дедилов, Крапивна, Одоев, Ефремов, Венёв, Белев, Лихвин (Чекалин), Алексин.
Ниже приведены основные этапы работы над проектом:
- подбор источников: книги, брошюры, статьи; архивы, музеи; люди (краеведы, экскурсоводы пр.); мультимедийные источники (фотографии, фильмы, звуковые файлы);
- предварительный отбор объектов показа;
- выезд на объект;
- разработка концепции квест-игры;
- составление карточек (паспортов) объектов;
- изучение экскурсионных объектов на месте: уточнение информации об объектах; отбор объектов показа;
- составление маршрута;
- объезд или обход маршрута;
- подготовка контрольного текста экскурсии;
- комплектование «портфеля экскурсовода»;
- определение методических приемов проведения экскурсии;
- определение техники ведения экскурсии;
- составление методической разработки;
- составление текстов;
- подготовка фото, видео и аудиоматериалов;
- размещение материала на платформе;
- тестирование;
- оформление и защита проекта.
Открытые платформы, например, izi.Travel, на которых размещаются разработанные аудио- и видеогиды и квест-экскурсии, будут способствовать популяризации туристических ресурсов Тульской области. Таким образом, представленные кейсы направлены на формирование у студентов практических навыков выполнения проектов в сфере будущей профессиональной деятельности и навыков работы в команде и, в конечном итоге, формированию кадрового резерва для туристских предприятий и организаций. Кроме того, подобные проекты позволяют в условиях ограниченных ресурсов разрабатывать и осуществлять мероприятия, способствующие сохранению и устойчивому развитию территориальных образований.
Литература
1. Брель О.А. Использование современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма (на примере кейс-метода и технологии портфолио) // Казанский педагогический журнал, №2. 2016. С.57-61.
2. Джанджугазова Е.А. Ключевые тренды профессионального туристского образования // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. Т. 5. № 3. С. 128-135.
3. Зайцева Н.А. Использование кейс-метода для обучения студентов вузов сервиса и туризма // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2013. № 2 (25). С. 28-32.
4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Формирование инновационного мышления студентов университета // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 4/1.
2012. С. 25-29.
5. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. № 1(10). 2014. С. 94-98.
6. Мельков С.А., Эркин А.Ф. Переход к кейсовому обучению как проблема // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты.
2013. 3. С.31-36.
7. Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А., Пономарева М.В., Королев А.В. Туризм как направление устойчивого развития малых городов // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 137151. DOI: 10.24411/1995-042Х-2019-10311.
8. Руднев С.А., Анисимова М.А., Моржов А.В., Пономарёва М.В., Ранних В.Н., Потапов С.А. Анализ соблюдения российскими вузами требований порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2017. № 3. С. 103-111.
9. Сафина З. Н. Потенциал некоммерческого сектора в туристской индустрии как условие формирования ключевых компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. №2 4 (12) С.70-77.
10. Танкиева Т.А., Малафий А.С. Компетентностный подход к подготовке специалистов индустрии туризма и гостеприимства: опыт Тульского государственного университета // В сборнике: Современные проблемы науки туриндустрии: сборник научных статей в 2 томах. 2015. С. 219-226.
11. Факторы устойчивого развития регионов России: монография/под общ. ред. С. С. Чернова. Книга 18. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. 220 с.