Научная статья на тему 'Туризм как направление устойчивого развития малых городов'

Туризм как направление устойчивого развития малых городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2143
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / туризм / малые города / бренд / позиционирование территорий / потребители туризма / народные промыслы / историко-культурное наследие / туристическая привлекательность / sustainable development / tourism / small towns / brand / positioning of territories / consumers of tourism / national crafts / historical and cultural heritage / tourist appeal

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пономарева Ирина Юрьевна, Танкиева Тамара Ахметовна, Пономарева Марина Владимировна, Королев Александр Владимирович

Общие проблемы малых городов (демографические, экономические, экологические, социальные, инфраструктурные и т.д.) требуют разработки специальных мер, направленных на сохранение и устойчивое развитие этих территорий. Такую задачу может решить туризм с опорой на историко-культурное наследие малых поселений. Анализ исследований, посвященных устойчивому развитию малых населенных пунктов, выявил, что большинство из них проводятся качественными методами с привлечением экспертов. Объектами исследования являлись малые города и поселки Тульской области. Работа проводилось с использованием натурного обследования малых городов (изучение объектов историко-культурного наследия, их инфраструктуры, проведение опроса местных жителей), опроса экспертов путем полуструктурированного интервью, а также с помощью анкетного опроса жителей и гостей Тульской области путем несплошного наблюдения. Анализ данных анкетирования проводился при помощи таблиц кросстабуляции, а также с помощью графического анализа. Результаты исследования показали, что важным фактором, привлекающим туристов в настоящее время, является местная кухня. Большой интерес у туристов, особенно старших возрастных групп, вызывают православные монастыри и другие объекты, связанные с культом, а также народные промыслы. Было выявлено, что на формируемый турпродукт, помимо культурно-исторического потенциала малого города, значительное влияние оказывает его транспортная доступность и транспортная логистика, связывающая населенный пункт с другими объектами показа в области и соседних регионах. В настоящее время одинаковым спросом у туристов, посещающих малые города Тульской области, пользуются как однодневные туры, так и туры выходного дня. Материал может быть использован для разработки программ развития туризма в малых городах. Результаты исследования позволяют формировать турпродукт с учетом предпочтений потенциальных потребителей, выявлять актуальные пути развития инфраструктуры малых поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пономарева Ирина Юрьевна, Танкиева Тамара Ахметовна, Пономарева Марина Владимировна, Королев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A DIRECTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SMALL TOWNS

Common problems of the small towns (demographic, economic, ecological, social, infrastructure, etc.) demand the elaboration of the special measures directed to preservation and sustainable development of these territories. Tourism can solve this problem with a support on historical and cultural heritage of small settlements. The authors analyze the publications devoted to sustainable development of small settlements and reveals that most of them are carried out by qualitative methods with involvement of experts. The small towns and settlements of Tula region are the objects of the research. Work was carried out with use of on-site investigation of the small towns (studying the objects of historical and cultural heritage, their infrastructure, holding poll of locals), poll of experts by the semi-structured interview and also by means of questionnaire of inhabitants and guests of Tula region by sample survey. The analysis of data of questioning was carried out by means of tables of a cross tabulation and by means of graphical analysis. The research results show that local cuisine is important factor of attracting tourists. The orthodox monasteries and other objects connected with a cult as well as national crafts cause great interest in tourists, especially older age groups. It was revealed that cultural and historical capacity of the small towns, but in in a greater degree transport availability and transport logistics connecting the settlement with other tourist sites and amenities in the area and the neighboring regions, impact considerably on the tourist product. Now both one-day tours and weekend tours in the small towns of Tula region are in demand. The research results can be used for elaboration of tourism development programs for the small towns. Results of the study allow forming tourist product taking into account preferences of potential consumers, revealing relevant ways for developing infrastructure of small settlements.

Текст научной работы на тему «Туризм как направление устойчивого развития малых городов»

Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А., г~РТРГЗГ>1М

Пономарева М.В., Королев A.B. UA\/LJUI IM

Туризм как направление устойчивого развития малых городов \|л/пил п

/КУ1 H/AJ I

УДК 338.485(1-21):[338.48-6:7/9] DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10311

ПОНОМАРЕВА Ирина Юрьевна

Тульский государственный университет (Тула, РФ); кандидат технических наук, доцент, профессор; e-mail: iup05@yandex.ru ТАНКИЕВА Тамара Ахметовна

Тульский государственный университет (Тула, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: tankieva.tamara@yandex.ru ПОНОМАРЕВА Марина Владимировна

Тульский государственный университет (Тула, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: marina12345@bk.ru КОРОЛЕВ Александр Владимирович

Тульский государственный университет (Тула, РФ); кандидат технических наук; e-mail: korolev_678@mail.ru

Туризм как направление устойчивого развития малых городов

Общие проблемы малых городов (демографические, экономические, экологические, социальные, инфраструктурные и т.д.) требуют разработки специальных мер, направленных на сохранение и устойчивое развитие этих территорий. Такую задачу может решить туризм с опорой на историко-культурное наследие малых поселений. Анализ исследований, посвященных устойчивому развитию малых населенных пунктов, выявил, что большинство из них проводятся качественными методами с привлечением экспертов. Объектами исследования являлись малые города и поселки Тульской области. Работа проводилось с использованием натурного обследования малых городов (изучение объектов историко-культурного наследия, их инфраструктуры, проведение опроса местных жителей), опроса экспертов путем полуструктурированного интервью, а также с помощью анкетного опроса жителей и гостей Тульской области путем несплошного наблюдения. Анализ данных анкетирования проводился при помощи таблиц кросстабуляции, а также с помощью графического анализа.

Результаты исследования показали, что важным фактором, привле- Ключевые слова:

кающим туристов в настоящее время, является местная кухня. Боль- устойчивое развитие, туризм, шой интерес у туристов, особенно старших возрастных групп, вызы- малые города, бренд,

вают православные монастыри и другие объекты, связанные с куль- позиционирование

том, а также народные промыслы. Было выявлено, что на формируе- территорий, потребители мый турпродукт, помимо культурно-исторического потенциала ма- туризма, народные промыслы, лого города, значительное влияние оказывает его транспортная до- историко-культурное наследие, ступность и транспортная логистика, связывающая населенный туристическая

пункт с другими объектами показа в области и соседних регионах. В привлекательность

настоящее время одинаковым спросом у туристов, посещающих малые города Тульской области, пользуются как однодневные туры, так и туры выходного дня. Материал может быть использован для разработки программ развития туризма в малых городах. Результаты исследования позволяют формировать турпродукт с учетом предпочтений потенциальных потребителей, выявлять актуальные пути развития инфраструктуры малых поселений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тульской области в рамках научного проекта № 19-410-710003 «Устойчивое развитие территорий на основе историко-культурного наследия малых городов (на примере Тульской области)».

Введение. В последние десятилетия активно растет интерес значительной части российского аудитории к истории Отечества, в том числе к объектам историко-культурного наследия, находящимся на периферии крупных региональных центров. Среди таких объектов можно выделить небольшие провинциальные города и поселки, оставившие след в истории и имеющие значительный культурный потенциал.

В России имеется около 800 малых городов, которые сталкиваются с общими проблемами: демографическими, экономическими, экологическими, социальными, инфраструктурными и т.д. В рамках ограниченных ресурсов муниципальных образований возникают проблемы с разработкой комплексной программы, способствующей сохранению и устойчивому развитию малых городов. Такая задача может быть решена только с опорой на использование историко-культурного наследия территориальных образований.

Устойчивое развитие территорий на основе туристических программ с комплексным использованием культурно-исторического наследия является особенно актуальной задачей для Тульской области в преддверии празднования в 2020 г. 500-летия Тульского Кремля и городов Большой засечной черты, т.к. большая часть малых городов региона входила в систему форпостов того времени.

1 Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию: пер. с англ. /

В качестве объектов исследования были выбраны города и поселки Тульской области, основанные до XVI в., имеющие в недавнем прошлом или в настоящее время статус города, и в отношении которых прикладываются усилия для развития туризма в последнее десятилетие.

Цель исследования - выявление перспективных направлений устойчивого развития малых городов с использованием их культурно-исторического наследия и изучение общих тенденций развития туризма в малых населенных пунктах.

Теория

Идея Устойчивого Развития была впервые озвучена в докладе г-жи Гру Харлем Бру-нтланд (The Brundtland Report), опубликованном в 1987 г., на заседании Международной Комиссии по окружающей среде и развитию. Устойчивое развитие было определено как «развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не принося в жертву возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности» 1.

В настоящее время для оценки устойчивого развития городов применяются как Индекс процветания (благосостояния) города CPI (City Prosperity Index), рекомендованный ООН, так и Индекс развития города (CDI). Комплексный индекс процветания CPI опирается на пять групп показателей: городской продукт,

под ред. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

качество жизни, развитие инфраструктуры, экологическая устойчивость, социальные права и равенство. Интегральный Индекс развития города CDI вычисляется как среднеарифметическое значение пяти субиндексов, характеризующих инфраструктуру, организацию сбора и удаления отходов, образование, здоровье населения и городской продукт. Показатели, составляющие комплексный индекс СР1 и интегральный CDI, с успехом применяются для измерения устойчивого развития крупных мегаполисов и городов [1-3], но практически не поддаются исчислению для малых населенных пунктов. В работе Алехина Е.И. и Тихого В.И. [3] указываются следующие причины, приводящие к невозможности получения количественной оценки индексов в отношении малых городов: отсутствие статистических данных по некоторым показателям, неактуальная информация, неполные данные в паспортах муниципальных образованиях, разнородность данных и методик их учета и т.п. Таким образом, исследования, посвященные устойчивому развитию малых населенных пунктов, в основном проводятся качественными методами с привлечением экспертов.

В большей части исследований, посвященных развитию малых городов, отмечается положительное влияние, которое может оказывать туризм в отношении следующих субиндексов:

• инфраструктура - развитие туризма может способствовать напрямую или косвенным образом на развитие городской и транспортной инфраструктуры [4-7], создание многофункциональных пространств [7; 8];

• экология - туризм позволяет использовать рекреационные ресурсы малых городов и поселений, не нарушая экологический каркас [9-12], позволяет использовать имеющиеся здания под объекты туристской инфраструктуры [7; 13; 14], малые города зачастую обладают неисчерпаемым ресурсом для развития культурно-познавательного туризма, представляющим культурное и историческое наследие территории [7; 14-17];

• городской продукт (удельный суммар-

ный объем производства базовых отраслей экономики и паритет покупательной способности населения) - туризм может вносить существенный вклад в экономику [13; 14], а благодаря мультипликативному эффекту вовлекать в процесс значительную часть населения [4; 13; 14].

В тоже время туризм может оказывать негативное влияние [18-20], в основном на экологическую устойчивость (например, субиндекс, учитывающий организацию сбора и удаления отходов, входящий в CDI).

Важными элементами развития туризма являются формирование уникального предложения и спрос на турпродукт, представляемый территорией. Основным ресурсом для развития туризма в малых поселениях, входящих в ЦФО, является их культурно-историческое наследие [7; 14]. Однако градостроительная реформа Екатерины II, типовая застройка в советское время и стихийное градостроительство в 1990-2000 гг. способствовали потери уникального архитектурного облика многих малых населенных пунктов. Кроме того, на потерю территориальной идентичности оказала влияния плановая экономика: многие промыслы и производства были забыты.

Малые города имеют ограниченные ресурсы для продвижения турпродукта и позиционирования территории на туристских рынках. Как показывает ряд исследований [20-23], эффективность продвижения бренда дестинации зависит от того, насколько бренд местности и представляемый ею продукт соответствуют бренду территориального образования, в который она входит. Для малых городов это еще и возможность продвижения территории, и поиск инвесторов для перспективных проектов средствами административного центра.

Данные и методы

Исследование направлений устойчивого развития малых городов на основе использования их историко-культурного наследия в туризме проводилось по следующей схеме:

• натурное обследование малых городов: изучение объектов историко-культурного

наследия, их инфраструктуры, проведение опроса местных жителей;

• проведение опроса экспертов путем полуструктурированного интервью. В качестве экспертов выбирались предприниматели, гиды и другие лица, задействованные в организации туризма на территории малых городов области, а также местные краеведы. Основой интервью послужили вопросы, связанные со структурой турпотока в малый город, его динамикой, интересами туристов на местах, востребованными и перспективными объектами показа и событиями, имеющейся туристической и сопутствующей инфраструктурой, требованиями, предъявляемыми к инфраструктуре посетителями, перспективными направлениями продвижения и позиционирования населенного пункта и пр.;

• проведение анкетного опроса жителей и гостей Тульской области путем несплошного наблюдения.

Анализ данных анкетирования прово-

дился при помощи таблиц кросстабуляции, а также с помощью графического анализа (круговые диаграммы, гистограммы). В анкетировании приняло участие 546 чел. в возрасте от 14 до 79 лет; 332 женщины и 214 мужчин. Структура выборки по половозрастному признаку представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Распределение выборочной совокупности по половозрастному признаку

Возраст пол Общий итог

женский мужской

до 17 4 2 6

17-22 86 38 124

22-35 95 83 178

35-50 92 68 160

от 50 55 23 78

Общий итог 332 214 546

Кроме того, опрошенным были заданы вопросы о наличие детей, семейном положении и месте проживания. Структуру выборки можно увидеть в табл. 2.

Таблица 2 - Структура выборочной совокупности

Место жительства В браке Итогов браке Не в браке Итого

есть дети нет детей до 14 лет до 14 лет есть дети нет детей до 14 лет до 14 лет не в браке Итого

Тульская об-

ласть 115 121 236 17 244 261 497

Иное 10 8 18 1 30 31 49

Общий итог 125 129 254 18 274 292 546

Итого

Таблица 3 - Предпочтения респондентов разного возраста по организации отдыха Ответ на вопрос Возраст респондентов, лет

«Как Вы планируете путешествие?» до 17 17-22 23-35 36-50 от 50 когда как 3 42 66 59 19 189

планирую самостоятельно 2 49 69 48 19 187

покупаю готовый тур (экскурсию) 1 33 43 53 40 170

Общий итог 6 124 178 160 78 546

Таблица 4 - Предпочтения при планировании путешествия мужчин и женщин

Ответ на вопрос «Как Вы планируете путешествие?» Пол респондентов Итого

женщины мужчины

когда как 107 82 189

планирую самостоятельно 109 78 187

покупаю готовый тур (экскурсию) 116 54 170

Общий итог 332 214 546

Проанализировав выборочную совокупность, можно сказать, что большинство опрошенных не находятся в браке (292 чел.) и не имеют детей моложе 14 лет (403 чел.). Данные о предпочтениях в способах организации путешествий респондентами приведены в табл. 3 и 4.

Как видно из табл. 3, люди до 35 лет предпочитают планировать поездки самостоятельно (39 %). Опрошенные старшего возраста предпочитают покупать готовый тур у туроператора (39 %). Это, конечно, связано с различиями в навыках использования людьми разных возрастов современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих разработать тур самостоятельно.

Мужчины более склонны к разработке тура самостоятельно (36 %), тогда как женщины предпочитают купить готовое решение (35 %).

Анализ результатов анкетирования не выявил значительных различий в ответах в зависимости от наличия детей, состояния в браке, места жительства и предпочтений в организации отдыха.

Дальнейшее исследование проводилось в отношении следующих населенных пунктов Тульской области: Венева, Белева, Одоева, Че-калина и Епифани.

Туризм и перспективные направления устойчивого развития малых городов Тульской области

Белев расположен на левом берегу Оки, в 114 км от областного центра Тулы, примерно в 100 км от Калуги и Орла и в 290 км от Москвы. Впервые город, как и Москва, упоминался в летописи 1147 г. Белев входит в перечень исторических поселений федерального значения2. Населенный пункт является монопрофильным городом (предприятия АО «Трансмаш», ООО «Белевские сладости»). Белевский район

2 Приказ Министерства культуры РФ от 26.12.2014 №2449 «О включении города Белева Тульской области в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Белев

Тульской области» с 26.12.15 г.

постановление правительства Тульской области от

вместе с Одоевским входил в туристический кластер «Белевско-Одоевский» (вспомогательный) Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года3. В настоящее время поселение вместе с Одоевским районом входит в кластер «Юго-запад» (территория перспективного развития) Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года4. Приоритетными направлениями туризма в стратегии обозначены: культурно-познавательный, религиозный, этнографический, гастрономический, событийный, лечебно-оздоровительный и рекреационный туризм.

Белев обладает рядом известных брендов. Самый популярный из них - белевская пастила, которая продается в 51 регионе РФ, входила в Национальный рейтинг туристических брендов 2017 г. (79 место в ТОП-100, 13 место в ТОП-25 гастрономических брендов) и Национальный рейтинг туристических брендов 2018 г. (1-место в номинации «Русские сладости»). Другими, менее известными брендами города являются белевское коклюшечное кружево и белевский пряник с яблочной начинкой. Кроме того, Белевский район известен православными монастырями. На вопрос «Что Вас смогло бы заинтересовать при посещении Бе-лева или Белевского района» с возможностью нескольких ответов, большая часть респондентов выбрала варианты, связанные с гастрономическим туризмом (рис. 1). Православные святыни пользуются устойчивым спросом у женщин старше 35 лет (40 %). В знакомстве с местной кухней в равной степени заинтересованы как мужчины, так и женщины всех возрастных групп, тогда как в отдельном гастрономическом бренде - пастиле - в основном, женщины (57 %).

01.10.2012 №532 «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года» 4 Постановление правительства Тульской области от 16.10.2017 №468 «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года»

белевский пряник

фестиваль «Яблочное чудо»

Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь Спасо-Преображенский Белёвскй мужской монастырь

дом поэтессы Зинаиды Гиппиус местные музеи белевские кружева местная кухня производство белевской пастилы

2<?%%

31% 37%

23%6%

14%

■ 27%

3

10%

47%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39%

■ 51%

35%

■ 57%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% женщины ■ мужчины

70%

Рис. 1 - Результат ответов на вопрос «Что Вас смогло бы заинтересовать при посещении Белева или Белевского района ?»

По мнению опрошенных экспертов, для разработки бренда города целесообразно использовать следующие ассоциации, связанные с Белевым: старинный православный город, яблоко или яблочная пастила (белевская пастила). Кроме того, экспертами был отмечен тот факт, что основным конкурентом Белева является Коломна, обладающая схожим гастрономическим брендом. Коломна расположена в 2 часах пути от Москвы (основного «поставщика» туристов и крупнейшего транспортного узла ЦФО) против 4 часов, необходимых для трансфера в Белев. Это делает коломенскую пастилу более привлекательной в качестве туристического бренда, несмотря на высокое положение белевской пастилы в национальных рейтингах и ее преимущество как продукта пищевой промышленности не только по объемам производства, но и по количеству регионов сбыта. Основными направления туризма, выгодными для позиционирования и экономического развития города, по мнению экспертов, являются: гастрономический туризм (русская кухня, православная кухня, правильное питание); паломнический или религиозный туризм; рекреационный туризм.

Дополнительным направлением может стать маршрут «Последнее путешествие Толстого»: Ясная Поляна - Ясенки - Белев - Оптина Пустынь (Лев Толстой является самым известным брендом Тульской области [23; 24], а в Белеве сохранилась роковая в судьбе писателя станция, где он делал пересадку). Результаты опроса потенциальных потребителей показали их заинтересованность в традиционной русской кухне по старинным рецептам и в программах, включающих последний маршрут Л.Н. Толстого (рис. 2).

Аутентичная и местная кухня по старинным рецептам, по мнению опрошенных экспертов, является одним из основных мотивов путешествия. В Белеве проживал Василий Алексеевич Лёвшин (1746-1826 гг.), автор книги «Русская поварня» (первой в истории кулинарной книги, посвященной исключительно русской кухне), упомянутый А. С. Пушкиным:

«Вот время: добрые ленивцы, Эпикурейцы-мудрецы, Вы, равнодушные счастливцы, Вы, школы Левшина птенцы»

(Евгений Онегин, глава VII).

последний маршрут Л.Н. Толстого

традиционная русская кухня по старинным...

город без фастфуда

постная кухня

православная кухня

3,71

4,03

3,21

2,58

3,14

0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0

Рис. 2 - Средний балл туристической привлекательности различных вариантов брен-динга Белевского района (максимум 5 баллов)

Рецепты традиционных блюд из «Русской поварни» в настоящее время пользуются спросом у рестораторов [20; 25], а книга к своему двухсотлетнему юбилею в 2016 г. была переиздана в полном объеме. Таким образом, зонтичным брендом для гастрономического туризма в Белеве может стать В.А. Лёвшин. Однако в настоящее время, как показало натурное обследование города, местная аутентичная кухня не развита.

Поселок городского типа Одоев (впервые упомянут в 1380 г.; являлся городом до 1959 г.) расположен на левом берегу р. Упа. Населенный пункт входил в перечень исторических поселений Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 гг.)», а в настоящее время является историческим поселением регионального значения. Посёлок и одноименный район обладают рядом предпосылок для развития туризма. Туристский потенциал Одоевского района можно разделить на несколько зон:

• «внутримузейная зона» - ул. Карла Маркса. Вдоль улицы расположены Свято-Троицкий храм, Музей филимоновской игрушки, Музей советской игрушки «В детство», вход в

парк, Одоевский краеведческий музей. Следуя по улице, можно выйти к месту, где находилась Одоевская крепость на берегу р. Упа;

• зона «прикосновения к традиции» - возможность приобщиться к бытованию различных слоев населения: как к праздникам (народные гуляния), так и к ремёслам (мастер-классы);

• система уличных маршрутов, включающая отдельные объекты музейного показа в городской среде;

• внешняя экспозиционная зона - территория Одоевского района, главными достопримечательностями которого являются Анастасов монастырь и деревня Филимоново.

На туристическую привлекательность Одоева значительное влияние оказал музей филимоновской игрушки, основанный в 2009 г. Таким образом, поселок и район устойчиво ассоциируются со старинным промыслом. Основу турпотока в Одоев и Белев в настоящее время составляют семейные пары с детьми, лица старше 45 и организованные группы школьников. Школьные группы еще 3 - 4 года назад были основными посетителями, сейчас же преобладающей категорией в структуре турпотока являются индивидуальные туристы и самостоятельно организованные группы.

В поселке раз в два года проходит фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона». Привлекают туристов и люки с «одоевским слоником» и скульптура «Кузя и мама» (памятник «Кузькиной матери») на входе в парк, раскрашенная под традиционную филимоновскую игрушку. Предусмотрена реконструкция Одоевской крепости в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию 500-летия возведения Тульского кремля.

Наибольшей популярностью у опрошенных мужчин пользуется Одоевская крепость (реконструкция), а у лиц женского пола - знаменитая филимоновская игрушка (рис. 3).

Главным брендом места для жителей и гостей Тульской области является филимонов-ская игрушка (рис. 4). По мнению экспертов,

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

наличие бренда филимоновской игрушки, музея советской игрушки «В детство», достопримечательностей «одоевские слоники», скульптуры «Кузя и мама», фестиваля «Сказки деда Филимона» позволяет позиционировать поселок как город с веселыми ярмарочными традициями, игрушечный город. В качестве бренда возможно использование филимоновской игрушки или солярного знака в традиционной для этого промысла росписи.

Одоевская крепость (реконструкция)

памятник Кузькиной матери

фестиваль гончарного искусства

музей советской игрушки

одоевские слоники

православные святыни

филимоновская игрушка

38%

53%

2

32% 28%

32% 33%

ь

41% 43%

28%

18%

27%

40%

53%

34%

0% 20% 40% 60% женщины ■ мужчины

Рис. 3 - Результат ответов на вопрос «Что Вас смогло бы заинтересовать при посещении Одоева или Одоевского района?»

одоевская крепость

37%

филимоновская игрушка 39%

полосатый одоевские слон слоники

Рис. 4 - Результат ответов на вопрос «<Что может являться символом Одоева, успешным для продвижения?»

В Одоеве планируется открытие гостиницы с номерным фондом на 90 мест, что позволит формировать туры с ночевкой в посёлке. Имеются проблемы с наличием предприятий питания, предлагающих блюда аутентичной кухни.

Город Венев (1371 г.) расположен на северо-востоке Тульской области на возвышенности, изрезанной оврагами, на крутых склонах левого берега реки Венёвки. Венев входил в перечень исторических поселений Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (20022010 годы)». Город имеет промышленное производство, представленное: ОАО «ВеАл» (Ве-нёвский завод алмазного инструмента), ООО «Венфа» (производитель синтетического алмазного порошка), ЗАО «Веневский маслозавод», фабрикой «5САНу§1епеРго^с1$КиБ$1а», ОАО «Веневский сметано-творожный завод», а также производствами хлебобулочных изделий, однако часть населения работает в Москве и Московской области.

Кластер «Веневский» был заявлен как вспомогательный в Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года. Кроме того, район входил в автотуристический кластер «Муравский шлях». В Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года Веневский район входит в кластер «Куликовский». Основными направлениями развития кластера являются: культурно-познавательный, военно-патриотический, религиозный и событийный туризм. Кроме того, Веневский район может быть интересен как объект гастрономического, спортивного и даже экстремального туризма [24]. Более 50 % опрошенных заинтересованы источником Двенадцать ключей, расположенном на территории района, а также такими гастрономическими брендами как веневский хлеб и булочка-веневка (рис. 5).

%

39%

62%

кемпинг на р. Осетр бяковские каменоломни источник 12 ключей Каменные палаты булочка-веневка особый веневский хлеб поручик Ржевский Никольская колокольня

--1-г

0% 20% 40% 60%

■ женщины ■ мужчины

Рис. 5 - Результат ответов на вопрос «Что Вас смогло бы заинтересовать при посещении Венева или Веневского района?»

Перспективным направлением брен-динга Веневского района является тема хлеба. На гербе города изображена хлебная мера, т.к. город лежал на тракте, по которому доставлялось зерно в Москву. Кроме того, здесь было расположено множество мельниц. Респондентам предложили по пятибалльной шкале оценить свой интерес к разным аспектам гастрономического туризма Веневского района. Посетители Венева в большей степени заинтересованы дегустацией традиционной выпечки (4,29 балла), чем технологиями ее приготовления (3,81 балла). В городе имеется 4 небольшие пекарни (одна из них выпекает булочку-веневку) и ООО «Фан ФанБейкери», производящее хлеб и замороженное тесто. Пряник «веневец» в виде Никольской колокольни выпекает кафе Рандеву. В городе нет кофеен, слабо представлена местная кухня.

Около 90 % в структуре турпотока в Венев составляют женщины старше 50 лет. Более 2/3 приходится на двухдневные туры (московские туроператоры), остальная часть - однодневные путешествия (группы, организованные профсоюзами и самостоятельно организо-

ванные частные группы). Практически не представлена категория туристов «крепкие семьи». Основные маршруты выстраиваются по трассе М4; самыми востребованными турами являются «Святые уголки Тульского края» и «Вкус эпохи». Тур «Святые уголки Тульского края» включает посещение Епифани и Куликова поля (с ночевкой), во второй день - Венева и Ступинского монастыря (Московская область). Тур «Вкус эпохи» (туроператор Магазин путешествий): Венев, Богородицк, Елец (ночевка) с кулинарными мастер-классами и дегустациями. К сожалению, пока отсутствует программа, связывающая Тулу и Венев. Кроме того, Веневе нет гостиницы, которая могла бы разместить единовременно всю туристическую группу (45 человек и больше), поэтому город посещается организованными группами транзитом.

Веневский район, благодаря близкому расположению к Московской области, может выходить на туристский рынок как мультиб-рендовый. Район связан с дворянскими фамилиями Волконских, Трубецких, Ржевских и др. Венев входил в Большую засечную черту; позже на его территории квартировались и перевооружались полки Тульской губернии. В городе находится Аллея Героев - район является родиной 31 героя Великой Отечественной войны. Дворянская и патриотическая тематика позволяет формировать программы, объединяющие Венев, Богородицк и Епифань. Епи-фань создавалась как форпост Венева на южных рубежах. Несмотря на завязку в настоящее время на маршруты, связанные с посещением Куликова поля, основным объектом показа в поселке является Музей купеческого быта, а главным событийным мероприятием - ярмарка накануне Медового Спаса. Купеческая тема и свадебный туризм также позволяет объединять Епифань, Венев и Богородицк в единый маршрут. Ядром кластера в перспективе мог бы стать Богородицк.

Опрос показал, что большинство респондентов не готово провести в Белеве, Одоеве и Веневе длительное время. Большинство заинтересовано в однодневных турах или турах

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

выходного дня. Больше всего опрошенных предпочло событийный туризм - посещение фестиваля, ярмарки или праздника (рис. 6).

40%

Белёв ■ Одоев ■ Венёв

35% 35%

36%

однодневный тур посещение пожить какую-то тур выходного фестиваля или часть отпуска дня

местного летом,

праздника наслаждаясь тишиной

Рис. 6 - Результат ответов на вопрос «Какой

туристический продукт, связанный с городом/поселком, мог бы Вас заинтересовать?»

Предпочтение респондентами небольшого по длительности пребывания в Одоеве, Веневе и Белеве вполне очевидно, так как в малых городах места показа расположены компактно, поэтому при насыщенной экскурсионной программе для осмотра достаточно пары дней. Кроме того, анкетирование выявило, что вне зависимости от конкретных объектов, православные монастыри и святыни пользуются спросом у женщин старше 35 лет (свыше 40 %) и у мужчин старше 50 лет (около 35 %). Местные промыслы (игрушки, пищевые бренды и прочее) в большей степени интересуют женщин. У респондентов мужского пола интерес вызывают остатки и реконструкции оборонительных сооружений.

В Тульской области на берегу Оки в 102 км от Тулы находится самый маленький исторический город регионального значения России - Чекалин. До открытия в 2015 г. 1Т-города Иннополис в Татарстане Чекалин был самым маленьким городом РФ по количеству проживающего в нем населения. Историческое название населенного пункта до 1944 г. - Лих-вин. Город впервые был упомянут в 1565 г. и

являлся форпостом Большой засечной черты. Населенный пункт расположен на территории Суворовского района, который входит в кластер «Юго-запад» (территория перспективного развития) Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 года. Город не имеет промышленного производства, основная часть населения работает в социальной сфере, в районном центре Суворове или на курорте Краинка. По мнению экспертов, город может развиваться в направлении событийного, рекреационного туризма, а также развивать активные виды, связанные с рыбалкой, сплавом по р. Оке и велосипедным туризмом. В настоящее время в городе отсутствуют объекты, «завязанные» на тематике «самый маленький». Такими объектами могли бы стать самый маленький музей, самый маленький автобусный маршрут и автобус (электрокар на 4 человека), самое маленькое кафе и пр. Первое время часть таких объектов могло бы функционировать только во время событийных мероприятий.

Города Венев, Одоев, Белев, Чекалин и Епифань входили в Большую засечную черту, имеют сохранившиеся городища, остатки засечных сооружений и засек, что позволяет создавать экологические маршруты и маршруты для самостоятельного туризма. Для организованных групп транспортная логистика позволяет формировать также межрегиональные маршруты с посещением малых городов и других регионов (например, Рязанской, Орловской, Калужской). Объектами показа могут стать и старинные православные мужские монастыри, которые играли значительную роль в обороне государства, сохранения населения, его патриотическом воспитании, а также были последними местами проживания для военных разных званий после отставки. Такие тур-подукты хорошо укладываются в один из брендов края «Тула - Арсенал и Щит России», что позволяет их продвигать единым блоком.

Заключение. Малые города имеют схожие проблемы: нет гостиниц, позволяющих размещать туристов, входящих в экскурсион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ный автобус; мало или нет предприятий питания, слабо развита городская инфраструктура. Одним из эффективных путей устойчивого развития этих территорий является использование историко-культурного наследия в туристических программах различного вида.

Важным элементом, привлекающим туристов в настоящее время, является местная кухня - путешественники коллекционируют вкусы. Развитию местной кухни могло бы способствовать использование сельскохозяйственного потенциала районов.

Большой интерес у туристов, особенно старших возрастных групп, вызывают православные монастыри и другие объекты, связанные с культом, а также народные промыслы.

Проведенный анализ показал, что на

формируемый турпродукт, помимо культурно-исторического потенциала малого города, значительное влияние оказывает его транспортная доступность и транспортная логистика, связывающая населенный пункт с другими объектами показа в области и соседних регионах.

В настоящее время одинаковым спросом у туристов, посещающих малые города Тульской области, пользуются как однодневные туры, так и туры выходного дня.

В работе были выявление перспективные направления устойчивого развития малых городов с использованием их культурно-исторического наследия, а также проведен анализ тенденций развития туризма в малых населенных пунктах Тульской области на примере Ве-нева, Белева, Одоева, Чекалина и Епифани.

Список источников:

1. Бобылев С. Н., Порфирьев Б.Н. Устойчивое развитие крупнейших городов и мегаполисов: фактор экосистемных услуг // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 6, 2016. С. 3-21

2. Бобылев С.Н., Горячева А.А. Идентификация и оценка экосистемных услуг: международный контекст // Вестник международных организаций. Т. 14 № 1. 2019. С. 225-236. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-13.

3. Алехин Е.И., Тихий В.И. Поиск ориентиров устойчивого развития городов региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №36 (363). С. 10-22.

4. Габдрахманов Н.К., Рубцов В.А. Специфика развития туризма в малых и средних городах России // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т11. №7 (77). С. 55-64.

5. Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Комплексный подход к формированию туристской политики региона // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. №8. С. 89-96.

6. Кузнецов В.И., Владимиров Н.А., Сычева М.А. О дифференциации регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной привлекательности // Статистика и Экономика. 2019. Т. 16. №2. С. 25-33.

7. Щегольков Ю.Ю., Пронина А., Метелкина П. Последний шанс... Или может ли туризм спасти малые исторические города России? Опыт участников проекта «Настоящая Россия» в исследовании туристского потенциала городов ЦФО // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. №2. С. 125-130.

8. Потапов И.А. Проблемы рекреационного развития Сольвычегодска // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. №2. С. 102-110.

9. McCabe S.T., Diekmann A. The rights to tourism: reflections on social tourism and human rights // Tourism Recreation Research. 2015. Vol. 40. Iss. 2, Pp. 194-204. DOI: 10.1080/02508281.2015.1049022.

10. Рассохина Т.В. Технология мониторинга устойчивого развития туристских дестинаций посредством оценки индикаторов управления и состояния // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 54-64.

СЕРВИС

Т. 13, No. 3 (85)

2019

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

11. Dela-Cruz M.J., Koohafkan P. Globally Important Agricultural Heritage Systems: A shared vision of agricultural, ecological and traditional societal sustainability // Resources Science. 2009. Vol.31. No.6. Pp. 905-913.

12. Dzhandzhugazova E.A., Maksanova L.B.Zh., Bardakhanova T.B., Ponomareva I.Yu., Blinova E.A.

Ecotourism development in Russia: analysis of best regional practices // Ekoloji. 2019. Т. 28. № 107. С. 411-415.

13. Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Туристский вектор в актуализации культурного наследия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. №2. С. 19-28.

14. Афанасьев О.Е. «Лига исторических городов» как формат репрезентации туристского потенциала городов мира // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №2. С. 17-27.

15. Orbasli A. Tourists in historic towns. Urban conservation and heritage management. London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2015. 210 p.

16. Lopez A.M. Tourism in Historical Cities. URL: https://www.academia.edu/5030140/ Tourism_in_historical_cities (Accessed on: 17.09.2019).

17. New life for historic cities: The historic urban landscape approach explained Paris: UNESCO, 2013. 24 p. URL: https://whc.unesco.org/document/123570 (дата обращения: 10.09.2019).

18. Александрова А.Ю. Сверхтуризм и туризмофобия в европейских городах-дестинациях (кейс Барселоны) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 4. С. 56-68.

19. Misrahi T. Wish you weren't here: What can we do about overtourism? URL: https://www.wefo-rum.org/agenda/2017/09/what-can-we-do-about-overtourism/ (Accessed on: 27.08.2019).

20. Мишунина Г.Е., Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А. Российский событийный туризм. Опыт Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. Т. 6. № 3. С. 54-66.

21. Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Березка С.М. Маркетинг малых городов как фактор устойчивого развития региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 63-73.

22. Кузьмина К.А., Матецкая М.В. Брендинг территорий и брендингдестинаций: общее и особенное // В кн.: Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение / Науч. ред.: В.Э. Гордин, Ю.Г. Трабская. СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2014. Гл. 1. С. 6-23.

23. Танкиева Т.А., Королёв А.В. Бренды территории как основа продвижения региона (на примере Тульской области) // Сервис Plus. 2018. Т.12. №4. С. 56-69. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10406.

24. Пономарева И.Ю., Пономарева М.В., Танкиева Т.А. Оценка современного состояния туризма в Тульской области // В кн.: Факторы устойчивого развития регионов России. Новосибирск, 2014. С.176-196.

25. Пономарева И.Ю., Чернобровкина А.О., Пономарева М.В. Формы и объекты агротуризма Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 8 (78). С. 104-118.

Irina Yu. PONOMAREVA a Tamara A. TANKIEVA b Marina V. PONOMAREVA Aleksandr V. KOROLYEVd

a-d Tula State University (Tula, Russia); a PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: iup05@yandex.ru

b PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: tankieva.tamara@yandex.ru c PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: marina12345@bk.ru d PhD in Engineering e-mail: korolev_678@mail.ru

TOURISM AS A DIRECTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SMALL TOWNS

Common problems of the small towns (demographic, economic, ecological, social, infrastructure, etc.) demand the elaboration of the special measures directed to preservation and sustainable development of these territories. Tourism can solve this problem with a support on historical and cultural heritage of small settlements. The authors analyze the publications devoted to sustainable development of small settlements and reveals that most of them are carried out by qualitative methods with involvement of experts. The small towns and settlements of Tula region are the objects of the research. Work was carried out with use of on-site investigation of the small towns (studying the objects of historical and cultural heritage, their infrastructure, holding poll of locals), poll of experts by the semi-structured interview and also by means of questionnaire of inhabitants and guests of Tula region by sample survey. The analysis of data of questioning was carried out by means of tables of a cross tabulation and by means of graphical analysis. The research results show that local cuisine is important factor of attracting tourists. The orthodox monasteries and other objects connected with a cult as well as national crafts cause great interest in tourists, especially older age groups. It was revealed that cultural and historical capacity of the small towns, but in in a greater degree transport availability and transport logistics connecting the settlement with other tourist sites and amenities in the area and the neighboring regions, impact considerably on the tourist product. Now both one-day tours and weekend tours in the small towns of Tula region are in demand. The research results can be used for elaboration of tourism development programs for the small towns. Results of the study allow forming tourist product taking into account preferences of potential consumers, revealing relevant ways for developing infrastructure of small settlements.

Keywords:

sustainable development, tourism, small towns, brand, positioning of territories, consumers of tourism, national crafts, historical and cultural heritage, tourist appeal

References

1. Bobylev, S. N., & Porfiriev, B. N. (2016). Ustojchivoe razvitie krupnejshih gorodov i megapolisov: faktor ekosistemnyh uslug [Sustainable Development of Largest Cities and Megalopolises: a Factor of Ecosystem Services]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], Series 6. Economics, 6, 3-21. (In Russ.).

2. Bobylev, S. N., & Goryacheva, A. A. (2019). Identifikaciya i ocenka ekosistemnyh uslug: mezhdu-narodnyj kontekst [Identification and Assessment of Ecosystem Services: the International Context]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij [Journal of International Organizations], 14(1), 225236. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-13. (In Russ.).

3. Alekhin, E. I., & Tikhiy, V. I. (2014). Poisk orientirov ustojchivogo razvitiya gorodov regiona [Search for guidelines for sustainable development of cities in the region]. Regional'naya

c

СЕРВИС

Т. 13, No. 3 (85)

2019

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], 36(363), 10-22. (In Russ.).

4. Gabdrakhmanov, N. K., & Rubtsov, V. A. (2017). Specifika razvitiya turizma v malyh i srednih gorodah Rossii [Specifics of tourism development in small and medium-sized cities of Russia]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and abroad], 11(7), 55-64. (In Russ.).

5. Zholudeva, V. V., & Mel'nichenko, N. F. (2016). Kompleksnyj podhod k formirovaniyu turistskoj politiki regiona [The comprehensive approach to the forming regional tourism policy]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and abroad], 10(8), 89-96. (In Russ.).

6. Kuznecov, V. I., Vladimirov, N. A., & Sycheva, M. A. (2019). O differenciacii regionov Rossijskoj Federacii po urovnyu investicionnoj privlekatel'nosti [About differentiation of regions of the Russian Federation on the level of investment attractiveness]. Statistika i Ekonomika [Statistics and Economics], 16(2), 25-33. (In Russ.).

7. Shchegol'kov, Yu., Pronina, A., & Metelkina, P. (2017). Poslednij shans... Ili mozhet li turizm spasti malye istoricheskie goroda Rossii? Opyt uchastnikov proekta «Nastoyashchaya Rossiya» v issledovanii turistskogo potenciala gorodov CFO [Last chance... or can tourism save small historical cities of Russia? The experience of the participants of the project "Real Russia" in the study of the tourist potential of the cities of the Central Federal district]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(2), 125-130. (In Russ.).

8. Potapov, I. A. (2017). Problemy rekreacionnogo razvitiya Sol'vychegodska [The problems of recreational development of Solvychegodsk]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(2), 102-110. (In Russ.).

9. McCabe, S. T, & Diekmann, A. (2015). The rights to tourism: reflections on social tourism and human rights. Tourism Recreation Research, 40.2, 194-204. DOI 10.1080/02508281.2015.1049022.

10. Rassokhina, T. V. (2018). Tekhnologiya monitoringa ustojchivogo razvitiya turistskih destinacij posredstvom ocenki indikatorov upravleniya i sostoyaniya [Technology for monitoring sustainable development of tourist destinations through the assessment of management and status indicators]. Service plus, 12(2), 54-64. (In Russ.).

11. Dela-Cruz, M. J., & Koohafkan, P. (2009). Globally Important Agricultural Heritage Systems: A shared vision of agricultural, ecological and traditional societal sustainability. Resources Science, 31.6, 905-913.

12. Dzhandzhugazova, E. A., Maksanova, L. B. Zh., Bardakhanova, T. B., Ponomareva, I. Yu., & Bli-nova, E. A. (2019). Ecotourism development in Russia: analysis of best regional practices. Ekology, 28 (107), 411-415.

13. Aleksandrova, A. Yu., & Aigina, E. V. (2016). Turistskij vektor v aktualizacii kul'turnogo naslediya [Tourism vector in cultural heritage actualization]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 19-28. (In Russ.).

14. Afanasiev, O. E. (2017). "Liga istoricheskih gorodov" kak format reprezentacii turistskogo potenciala gorodov mira ["League of historical cities" as a tourist potential representation format of the world's cities]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(2), 17-27. (In Russ.).

15. Orbasli, A. (2015). Tourists in historic towns. Urban conservation and heritage management. London: Routledge, Taylor & Francis Group.

16. Lopez, A. M. Tourism in Historical Cities. URL: https://www.academia.edu/5030140/Tour-ism_in_historical_cities (Accessed on: 17.09.2019).

17. New life for historic cities: The historic urban landscape approach explained Paris: UNESCO (2013). URL: https://whc.unesco.org/document/123570 (Accessed on: 10.09.2019).

18. Aleksandrova, A. Yu. (2018). Sverhturizm i turizmofobiya v evropejskih gorodah-destinaciyah (kejs Barselony) [Overtourism and tourismofobia in european cities-destinations (the case of

Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А., г~РТРГЗГ>1М

Пономарева М.В., Королев А.В. UA\/LJUI IM

Туризм как направление устойчивого развития малых городов \|л/пил п

/КУ1 H/AJ I

barcelona)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(4), 56-68. (In Russ.).

19. Misrahi, T. (2017). Wish you weren't here: What can we do about overtourism? URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/09/what-can-we-do-about-overtourism/ (Accessed on: 27.08.2019).

20. Mishunina, G. E., Ponomareva, I. Yu., & Tankieva, T. A. (2019). Rossijskij sobytijnyj turizm. Opyt Tul'skoj oblasti [Russian event tourism. Experience of Tula region]. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: looking into the future], 6(3), 54-66. (In Russ.).

21. Sheresheva, M. Yu., Oborin, M. S., & Berezka, S. M. (2018). Marketing malyh gorodov kak faktor ustojchivogo razvitiya regiona [Marketing of Small Towns as a Factor of Region Development]. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad], 1, 63-73. (In Russ.).

22. Kuz'mina, K. A., & Mateckaya, M. V. (2014). Brending territorij i brendingdestinacij: obshchee i osobennoe [Branding of territories and branding of destinations: General and special]. In: Gas-tronomicheskie brendy destinacij: podhody i primenenie [In the book: Gourmet brands destinations: approaches and application]. Eds.: V. E. Gordin, Yu. G. Trabskaya. St. Petersburg: Levsha-Sankt-Peterburg, 1(1), 6-23. (In Russ.).

23. Tankieva, T. A., & Korolyov, A. V. (2018). Brendy territorii kak osnova prodvizheniya regiona (na primere Tul'skoj oblasti) [Brands of the territory as a basis of promotion of the region (on the example of Tula region)]. Service plus, 12(4), 56-69. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10406. (In Russ.).

24. Ponomareva, I. Yu., Ponomareva, M. V., Tankieva, T. A. (2014). Ocenka sovremennogo sos-toyaniya turizma v Tul'skoj oblasti [Assessment of the current state of tourism in the Tula region]. In: Faktory ustojchivogo razvitiya regionov Rossii [Factors of sustainable development of Russian regions]. Novosibirsk, 176-196. (In Russ.).

25. Ponomareva, I. Yu., Chernobrovkina, A. O., & Ponomareva, M. V. (2017). Formy i ob'ekty agro-turizma Tul'skoj oblasti [Forms and objects of agritourism in Tula region]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(8), 104-118. (In Russ.).

Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А., Пономарева М.В., Королев А.В. Туризм как направление устойчивого развития малых городов // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 137151. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10311.

Ponomareva, I. Yu., Tankieva, T. A., Ponomareva, M. V., & Korolyov, A. V. (2019). Tourism as a direction of sustainable development of the small towns. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 137151. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10311. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.