Е. Г. Мартьянова, Е. Н. Чеснова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ3
В статье анализируется культурная политика в сфере туризма в Тульской области, рассматриваются история региона, деятели культуры и религиозные мыслители, виды туризма. Особый акцент делается на рассмотрении культурно-религиозного туризма Тульского края, анализируются религиозные объекты и существующие маршруты по таким «малым» городам региона, как Алексин, Белев, Венев, Суворов. В статье акцентируется внимание на огромном потенциале Тульской области в плане развития культурного, религиозного и иных видов внутреннего и въездного туризма.
Ключевые слова: культурно-религиозный туризм, культурная политика, Тульский регион, маршрут, церковь, монастырь, Алексин, Белев, Венев, Суворов
E. G. Martyanova, E. N. Chesnova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
CULTURAL AND RELIGIOUS TOURISM IN TULA REGION: CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS
The article analyzes the cultural tourism policy in the Tula region, considered the region's history, culture and religious thinkers, tourism. Particular emphasis is placed on the consideration of cultural and religious tourism in Tula region, analyzes the religious sites and existing routes on such «small» towns in the region as Aleksin, Belev, Venev, Suvorov. The article focuses on the enormous potential of Tula region in terms of cultural, religious and other types of domestic and inbound tourism.
Keywords: cultural and religious tourism, cultural policy, the Tula Regional, route, church, convent, Aleksin, Belev, Venev, Suvorov
В настоящее время в России наблюдается усиление внимания к изучению культурного и религиозного наследия, интерес к традициям разных народов нашей страны. Это обусловлено культурной политикой нашего государства и переосмыслением традиционных ценностей, происходящих в мире. Если в мировой практике ценностный вектор направлен на признание и реализацию толерантности как основополагающей ценности, то в Российской Федерации на правительственном уровне утверждается важность традиционных ценностей, норм морали, нравственности, духовного, культурного наследия страны. Это явно позиционируется в речи президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, с которой он выступал перед федеральным собранием в 2013 году. В данной речи В. В.
3 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001. -72 -
Путин цитирует отечественного философа XX века, крупнейшего представителя идеалистической философии Н. А. Бердяева. Данное обращение мы считаем не случайным, так как главнейшими категориями философского учения Н. А. Бердяева выступают свобода (иррациональная, приводящая к гордыне и рабству, и разумная свобода в истине, добре, в Боге), личность, человек, индивид, а сама история человечества предстает у мыслителя как борьба добра с иррациональной свободой. Обращаясь к духовному наследию нашей страны, В. В. Путин подчеркивает важность традиционных ценностей, указывает на негативное влияние «обязательного признания равноценности добра и зла, противоположных по смыслу понятий» [5]. Последнее мы отчетливо наблюдаем в других странах мира, где побеждает, как раз та свобода, которую Н. А. Бердяев считал иррациональной. Данное выступление В. В. Путина знаменует поворот, который произошел в культурной политике государства, выразился во многих начинаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показал гражданскую позицию российского общества.
На современном этапе мы можем отметить следующие важные черты культурной политики в России: 1) обращение к религиозному и культурному наследию регионов со стороны общества и государственной власти (выражается, например, в реконструкции архитектурных памятников и религиозных святынь, в повышении роли внутреннего, регионального туризма); 2) активизация общественного интереса к ранее забытым местам, религиозным событиям и персоналиям; 3) поиск ресурсов и маршрутов для развития туристско-рекреационного направления регионов. Каждый из регионов Российской Федерации имеет свою специфику в реализации культурной политики и развитии внутреннего туризма. Для нас представляет наибольший интерес развитие Тульского региона в данной области. Необходимо отметить, что данный регион выгодно отличает наличие объектов для туристического интереса жителей нашей страны и иностранцев ближнего и дальнего зарубежья. Это обусловлено: 1) длительной богатой историей региона; 2) жизнью и деятельностью известных писателей, поэтов, философов, религиозных деятелей, связанных с регионом; 3) множеством уникальных культурных и религиозных достопримечательностей; 4) целенаправленной политикой развития внутреннего и въездного туризма, туристской инфраструктуры и туристского обслуживания в Тульской области.
История региона обусловлена археологическими данными, историческими источниками. Археологически Тульская земля насчитывает историю с конца палеолита (около X тыс. до н.э.) в Белевском районе, которая продолжилась в мезолите (УШ—VI тыс. до н.э.) и неолите (V—III тыс. до н.э.), а также стоянками и поселениями (III—II тыс. до н.э.) и сформировалась в Белевскую культуру, Тульскую группу, Фатьяновскую культуру. I тысячелетие до н.э. способствовало формированию в IV в. н.э. новой Мощинской культуры. В !У-Ш1 вв. н.э. культура формируется восточным балтским народом Голядью. В VIII в. культура Тульской земли начинает формироваться вятичами, народом упоминавшимся в «Повести временных лет». В XII веке это получает также и
официальное закрепление в основании города Дедославль (современное село Дедилово Киреевского района Тульской области). Крупные города Тульского края упоминаются в летописях и иных официальных документах: Белев (1147 г., «Ипатьевская летописи»), Крапивна (в завещании Дмитрия Донского), каменная Тула (1507 г., Краткий Кирилло-Белоозерский летописчик), Ефремов (крепость, 1641 г.), Богородицк (крепость, 1663 г.) и т.д. На территории Тульской земли были не только города-крепости, но и проходила «полоса «тульских засек», «засечный рубеж», имевших государственное значение и охрану в ХУ1-ХУ11 веках» [4, С. 87]. В 1696 г. строятся первые домны и молотовые мастерские, знаменующие начало кузнечного дела в Туле. В 1712 г. основан Государственный оружейный завод (указ Петра I), вписавший в историю России Тулу как город по производству для русской армии лучшего оружия. 9 марта 1777 г. мы можем говорить об основании Тульской губернии. С 1777 по 1796 гг. существовало также Тульское наместничество, получает развитие производство самоваров, пряников, гармоник. Тульский край вписан в историю как промышленный. Этому также способствовало открытие в 1722 г. месторождений угля (крепостные крестьяне И. Палицын и М. Титов) и ввод в эксплуатацию старейшего углепромышленного района России в 1885 г. Малевской копи. В 1929 г. Тульская губерния была упразднена и входила в состав Центрально-Промышленной области до 1937 г., когда была образована Тульская область. Тульский край вписал себя в историю Великой Отечественной войны, а сама Тула за мужество и стойкость защитников города при его обороне от врага была удостоена почетного звания «Город-герой». В послевоенные годы, помимо развития промышленности (машиностроительная, химическая, металлургическая, угольная), Тульская область становится знаменитой научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Данные вехи в истории Тульского края далеко не исчерпывают тот богатый историко-культурный потенциал, которым знаменита земля, но показывают важность и особое значение в истории России.
Среди известных деятелей культуры и религиозных мыслителей Тульской земли в исторической перспективе - А. Т. Болотов, В. А. Жуковский, А. С. Хомяков, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. В. Лодыженский (Ладыженский), В. В. Лодыженская (Ладыженская, в замужестве Сомова), В. В. Вересаев и другие. Многие известные писатели и поэты с мировым именем посещали Тульский край, оставили в ней глубокий след, например, А. С. Пушкин, М. Горький, С. А. Есенин, В. В. Маяковский и т.д.
Уникальные культурные и религиозные достопримечательности Тульского региона также по праву выгодно отличают регион для туристического интереса. В виду повышения интереса к религии, обращение к своей истории и культуре приобретает в рамках сферы религиозного целенаправленное стремление познакомиться с историей и архитектурой культовых мест, святых источников, жизнью святых, религиозным искусством. Объекты религиозной культуры являются одними из самых посещаемых достопримечательностей. В этом плане мы хотели бы раскрыть потенциал в
области культурно-религиозного туризма Тульского региона, который имеет прекрасные перспективы и выгодные отличия. Особенностью культурно-религиозного туризма Тульского региона является то, что он носит преимущественно православный характер. Ряд исследователей (В. Л. Жаркова, А. С. Малафий, Т. А. Танкиева и др.) отмечает уникальность Тульской области по наличию древних храмов, религиозных святынь, существующих легенд [9]. В настоящее время в области насчитывается свыше 50 старинных действующих храмов и церквей, большая часть которых находится в г. Туле (свыше 30), а также в Ефремовском (5), Алексинском (3), Белевском (3) и Веневском (3) районах; семь действующих монастырей (в Туле, в Алексинском, Белевском, Веневском, Кимовском и Новомосковском районах); свыше 25 родников и источников со святой и целебной водой.
Разработан ряд туристических маршрутов по «святым» местам Тульского края. Так, например, крупнейший туристский и культурный Шете^ портал «Культурный навигатор», созданный в 2013 г. при поддержке Министерства культуры и туризма Тульской области и Комитета Тульской области по информатизации и связи [См.: 3], предлагает туристические маршруты, имеющие четкую локализацию. Например, с такими городами Тульской области, как Белев, Венев, Алексин, Суворов.
Так, с Белевом связаны такие туристические маршруты: 1) «Белев славный» (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Свято-Троицкий храм, Крестовоздвиженский женский монастырь, Собор Воздвижения Креста Господня и др.); 2) «Белев православный» (Спасо-Преображенский мужской монастырь, Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь, Белёвский районный художественно-краеведческий музей им. П.В. Жуковского). Причем посещение Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни является одним из популярнейших религиозных объектов внутреннего туризма. Это касается не только жителей Белева и Белевского района, но и остальных жителей Тульского региона. Данный религиозный объект пользуется особым почитанием как паломников, так и обычных людей. Пустынь выбирают молодожены для проведения чина венчания, для посещения святого источника, дерева любви и верности, которое находится неподалеку от святого источника. Это особая традиция жителей Белевского района вне зависимости являются ли они воцерковленными или придерживаются светских взглядов.
Веневский район и сам город Венев представлены маршрутом «Религиозно-паломнический маршрут по г. Веневу», который включает в себя посещение таких памятных и уникальных мест как Храм Покрова Пресвятой Богородицы (церковь не действует, построена в 1737 г. в стиле барокко, однокупольная с колокольней, есть версии о ее более древнем происхождении, церковь переименовывалась - изначально называлась Никольской, с церковью связана легенда о подземном ходе из церкви к реке Веневке, археологическими раскопками 2000 г. установлено наличие неподалеку от церкви кладбища XVII-XVIII в.), Святой источник «Двенадцать Ключей» (Веневский район, пос. Свиридово 2-е, источник благоустроен имеет долгую историю, относящуюся к
1380 году, на территории возле часовни Всех Святых имеется памятный каменный крест вытесанный камнерезом В. Тальковым, братом знаменитого Тульского земляка, певца, поэта, актера И. Талькова), Николаевская колокольня (самое высокое здание Тульской области, 75-метровая колокольня не действует, построена между 1801 и 1862 годами в стиле классицизма, сам храм, к которому она принадлежала, был сломан для стройматериалов двумя людьми без применения тяжелой техники с 1947 по 1950 г.), Каменные палаты (Архиерейский дом в г. Веневе, является уникальным и единственным каменным памятником в Тульском регионе, относящимся к позднему средневековью, имеющим гражданское назначение), Воскресенский Собор (действующий храм, составляет архитектурный ансамбль Красной площади Венева, построен в 1752 г. в стиле позднего классицизма, колокольня собора в послевоенные годы была разрушена), Свято-Никольский Венёв-монастырь (или Никольско-Успенский женский монастырь, является самым древним монастырем Тульской земли, первое письменное упоминание относится к 1407 (1408) г., является памятником федерального значения, изначально являлся мужским монастырем) (д. Венев Монастырь). Также в данный маршрут мы хотели бы предложить добавить посещение действующего Храмового комплекса Церкви Богоявления Господня и Казанской иконы Божией Матери, который построен между 1766 и 1775 гг. в архитектурном стиле барокко и представляющий собой памятник русского зодчества, относящийся к позднему средневековью и являвшийся местом юго-западной русской образованности. Храмовый комплекс имеет уникальную иконографию -изображения апокрифических персонажей (Сивилл) присутствуют не на вратах или клиросе, а в росписи самого православного храма.
Алексин представлен 1) экскурсией «От храма к храму», которая включает в себя такие объекты туристского интереса, как Свято-Успенский кафедральный собор (комплекс Свято-Успенских храмов города (старый и новый), старый храм представляет собой один из древнейших сохранившихся памятников церковной архитектуры Тульской области, первое каменное строение на месте современного города Алексин, старый храм построен в 1688 г. на месте деревянного храма второй половины XV в., в первой половине XIX в. построен новый храм и колокольня, которая впоследствии была разрушена); Свято-Никольский храм (действующий храм, построен в 1787 г. в стиле барокко с уникальным резным иконостасом и мозаичным полом, частично разрушен вместе с колокольней в 30-40-х гг. XX в., в настоящее время ведутся реставрационные работы), Дом Бера (памятник архитектуры второй половины XVIII в., входящий изначально в комплекс строений усадьбы «Петровское» князя И. П. Тюфякова, дальнего потомка Рюрика; известна своими последующими владельцами из культурных дворянских семейств (В. Д. Гурко (урожденная Полторацкая), Л. О. Гурко, В. В. Бер), собиравшими у себя выдающихся деятелей культуры и искусства - Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, В. П. Стасова и др.; в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, сохранились руины барского дома и несколько флигелей, в одном из которых находится церковь Казанской иконы Божией
Матери); Алексинский художественно-краеведческий музей (с уникальной коллекцией живописи, скульптуры, графики, изделий декоративно-прикладного искусства, предметов быта, религиозного культа и др.); Мемориал Победы (с вечным огнем и братскими захоронениями войнов, погибших в ВОВ 1941-1945 гг.); 2) туристическим маршрутом «Путешествуйте с пользой для души» с посещением Свято-Никольского храма (см. выше), Свято-Казанского женского монастыря (женский монастырь в с. Колюпаново Алексинского района, основанный в 1995 году на месте существовавшего с 1695 г. храма во имя Казанской иконы Божией Матери; святынями монастыря являются мощи юродивой блаженной старицы Евфросинии и святой источник); Святого источника юродивой блаженной старицы Евфросинии (памятник регионального значения) и Алексинского художественно-краеведческого музея (см. выше).
Также мы хотели бы отметить Суворовский район Тульской области. Данный район представлен маршрутом - «По святым местам Суворовского района» (Церковь Святого Блаженного Алексия (деревянный храм в с. Доброе на территории Лихвинского покровского Доброго мужского монастыря, начало строительства - 2012 г.), Свято-Введенский храм (памятник церковной архитектуры в г. Чекалин, построенный на месте монастыря во имя Михаила Малеина в первой половине XIX в.), Лихвинский покровский Добрый мужской монастырь (один из старейших монастырей Тульской области, основанный в XIV-XV вв. и просуществовавший до XX в., родовая усыпальница князей Одоевских; в настоящее время ведутся реставрационные работы, выстроена церковь Святого Блаженного Алексия).
Несмотря на наличие большого числа религиозных объектов туристского интереса, разработанных туристических маршрутов, в развитие данной отрасли в Тульском регионе имеет и определенные проблемы. Данные проблемы, в первую очередь, обусловлены наследием советского прошлого, периодом атеизма, когда храмы, памятники культурного значения разграблялись, разрушались, подвергались перепрофилированию в целевом использовании. Многие храмы, религиозные святыни и реликвии были утеряны. А населением и музеями сбережено и дошло до современного поколения сравнительно мало. Это усугубилось еще и тем, что в период перестройки, с 90-х годов XX в. по нач. XXI в. в России столкнулись с другой проблемой - кражами предметов религиозного культа для отправки их зарубеж или продажей на «черном рынке» отечественным коллекционерам, сдачей как драгоценных металлов скупщикам (последний случай кражи и осквернения произошел 29 августа 2012 г. в Санкт-Петербурге). Также необходимо отметить, что при разработке маршрутов связанных с посещением святых мест, культовых сооружений, подчас необоснованно присутствуют объекты, не связанные с религиозным интересом туриста. Например, такой культурный объект как Мемориал Победы включенный в экскурсию «От храма к храму» в г. Алексине Тульской области. Данный объект является историко-культурным, гражданским захоронением, посвященным Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., который не имеет на своей территории никаких объектов,
связанных с отправлением религиозного культа. Данный объект преимущественно можно отнести к таким видам туризма как патриотический, культурно-познавательный туризм. Также многие разработанные маршруты могут быть дополнены новыми объектами, имеющими непосредственное культурно-религиозное значение. Например, в «Религиозно-паломнический маршрут по г. Веневу» мы рекомендуем добавить посещение действующего Храмового комплекса Церкви Богоявления Господня и Казанской иконы Божией Матери.
На наш взгляд, одной из государственных задач в области культуры, сбережения духовного наследия страны, развития туристической деятельности является реконструкция храмов, церквей и монастырей, возвращение наиболее ценных святынь и реликвий в места отправления религиозного культа, сохранение и защита, как на законодательном уровне, так и на исполнительном уровне. Выполнение этих задач будет способствовать привлечению туристов в Тульский регион, улучшению его социально-экономических показателей, приобщению населения к традиционным ценностям, воспитанию патриотизма и гуманизма, духовно-нравственных качеств личности. Помимо этого, фактором, тормозящим развитие религиозного турима в Тульском регионе, по мнению отечественной исследовательницы Т. А. Танкиевой, выступает уровень низкого развития инфраструктуры Тульской области. Среди показателей неразвитой инфраструктуры края можно выделить: 1) наличие и состояние дорог, подъездных путей «к религиозным объектам осмотра» [6]; 2) гостиничный фонд (Т. А. Танкиева указывает на его недостаточность в районных городах, в которых «в среднем до 20 номеров» [6], а должно быть более 30); 3) сфера объектов общественного питания в непосредственной близости от мест туристского интереса. Улучшение инфраструктуры в данном направлении будет способствовать привлечению турпотока в регион и его социально-экономическому развитию, а также в перспективе повышению культурного уровня населения.
Целенаправленная политика развития внутреннего и въездного туризма, туристской инфраструктуры и туристского обслуживания в Тульской области проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях. На прошедшем 12 июля 2016 г. в г. Тула совещании министра культуры РФ В. Мединского с временно исполняющим обязанности Губернатора Тульской области А. Г. Дюмин (с 22 сентября 2016 г. работает в должности Губернатора Тульской области), заместителем министра культуры РФ А. Ю. Маниловой, руководителями органов исполнительной власти в сфере туризма регионов Центрального федерального округа, руководителями Российского военно-исторического общества, Российского союза туристской индустрии, Ассоциации туроператоров России, Ассоциации малых туристских городов, Российской гостиничной ассоциации, эксперты и практикующие специалисты в области туризма, представителями крупнейших федеральных и региональных туроператоров, посвященного развитию внутреннего и въездного туризма, туристской инфраструктуры и туристского обслуживанию в Тульской области, была подчеркнута важность и значимость развития туризма в регионе,
определены ближайшие перспективы по превращению города в туристический центр, в инвестиционную площадку «целого ряда масштабных проектов министерства культуры России» [2].
В Тульской области уже действует и разрабатывается ряд федеральных проектов и маршрутов в области развития культурного туризма, такие как «Русские усадьбы», «Русские усадьбы. Литература», «Большая засечная черта», «Тула оружейная», «Дороги победы», «Музейный марафон» и т.д. Объектами привлечения туристского интереса были названы - малые города, старинные усадьбы, храмы, заповедные места, сооружения времен «Засечной черты» [2]. Данная позиция была подтверждена 20 августа 2016 г. в Туле в здании Дворянского собрания «в рамках мероприятий, посвященных Дням Москвы, состоялся круглый стол на тему «Туристические возможности г. Москвы и Тульской области» [7]. Также в ходе данного мероприятия особый акцент был сделан на религиозном туризме в регионе. Как заметила министр культуры и туризма Тульской области Т. А. Рыбкина, «главным центром религиозного туризма в Тульской области сегодня является с. Себино Кимовского района, где располагается родина святой блаженной старицы Матроны Московской, формируется туристский комплекс религиозной направленности. Сейчас в Себино функционирует храм и музей, освящена купель. Уже в ближайшее время планируется построить гостиницу для паломников и туристов» [7].
Кроме того, в настоящее время ведется разработка программы социально-экономического развития области на 2016-2021 годы, начатой по инициативе А. Г. Дюмина, одним из направлений которой разрабатывается «Сохранение наследия и развития туризма» [1]. В рамках данной программы речь перечисляются такие виды туризма: «образовательный (поездки школьников и студентов), научный (конференции, семинары и другие мероприятия для ученых), религиозный (паломничество), экологический, гастрономический, сельский, свадебный, охота и рыбалка и т.д.» [1].
Реализацией федеральной и региональной политики по продвижению и развитию внутреннего и въездного туризма также можно считать поддержку научно-исследовательских программ, исследования культурного туризма и его видов на региональном уровне, которые важны для практического внедрения полученных результатов. В этом плане можно отметить деятельность сотрудников научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике при кафедре философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Данная научно-исследовательская деятельность реализуется в рамках выигранного гранта РГНФ «Культурный туризм как фактор комплексного развития Тульской области». В исследованиях выделяются и раскрываются культурно-экологический туризм, событийный туризм, эзотерический туризм, индустриальный туризм, культурно-исторический туризм, литературный туризм, ностальгический туризм, школьный туризм, и другие виды туризма [8; 9; 10; 11; 12; 13].
Подводя итог можно отметить, что Тульский регион отличает наличие объектов, которые можно использовать для создания инвестиционной площадки, способствующей социально-экономическому развитию региона.
Культурные объекты представляют несомненный туристический интерес для различных категорий граждан нашей страны, иностранцев ближнего и дальнего зарубежья. Этому способствуют длительная богатая история, «удачное географическое расположение региона» [4, с. 87]; роль выдающихся личностей, создавших славу Тульской земли; разнообразие уникальных культурных и религиозных достопримечательностей, «некоторые из которых имеют не только российское, но и мировое значение» [4, с. 88]. А также на современном этапе влияет и формирует векторы культурного, экономического развития региона целенаправленная политика федеральных и региональных органов. Данная политика выразилась в ориентации на развитие внутреннего и въездного туризма, туристской инфраструктуры и туристского обслуживания в Тульской области. Также в долгосрочной перспективе несомненную роль играет государственная поддержка научных исследований в области культурного туризма. Все это позволяет нам говорить об огромном потенциале Тульской области в плане развития культурного, религиозного и иных видов внутреннего и въездного туризма.
Литература
1. Алексей Дюмин: слова «Тула» и «туризм» должны стать синонимами [Электронный ресурс] // MYSLO: Тульский городской портал. Дата публикации: 09.06.2016 г. URL: https://myslo.ru/news/culture/2016-06-09-aleksey-dumin-slova-tula-i-turizm-dolzhni-stat-sinonimami (дата обращения: 22.09.2016).
2. Латышева А. Глобализация глубинки. В Туле будут развивать туризм [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. Тула. Дата публикации: 14.07.2016. URL: http://www.tula.aif.ru/politic/details/globalizaciya glubinki v tulskoy oblasti budut razvivat turizm (дата обращения 22.09.2016).
3. Мартьянова, Е. Г., Чеснова, Е. Н. Использование современных информационных технологий в туризме (на примере культурно-туристского портала «Культурный навигатор») // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы VI Междунар. интернет-конф., 27 января - 25 мая 2016 г. / под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Е. Н. Артемовой, канд. техн. наук Н. В. Глебовой. Орел: ОГУ, 2016. С. 372-376.
4. Мартьянова, Е. Г., Чеснова, Е. Н. Особенности культурного туризма в Тульском регионе // Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Дивноморское, 11-16 сентября 2016 г.). Ростов н/Д: ДГТУ, 2016. С. 86-90.
5. Президент РФ огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию. Второе послание президента (12 декабря 2013 года, 13:15, Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Частный Корреспондент. URL: http://www.chaskor.ru/article/10-e poslanie prezidenta rossii vladimira putina k_federalnomu_sobraniyu_34545 (дата обращения: 07.04.2016).
6. Танкиева, Т. А. Анализ развития религиозного туризма в Тульской области [Электронный ресурс] // Россия - Казахстан: приграничное
сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1. Самара, 2016. URL: https://regrazvitie. ru/wpcontent/uploads/2016/01/Tankieva.pdf (дата обращения: 22.09.2016 г.).
7. Тульской области есть, чем удивить туристов [Электронный ресурс] // Professional. Дата публикации: 23.08.2016. URL: http://proftula.ru/articles/535/36961/ (дата обращения: 22.09.2016).
8. Слобожанин, А. В. Проектирование культурно-туристического маршрута «Природа и культура Тульского края: путешествие сквозь века» // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 11 -й Международ. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 31 августа 2016 г.). Махачкала: Апробация, 2016. С. 76-77.
9. Титкина, А. А. Событийный туризм в Тульской области: анализ и перспективы развития // Инновационная наука. 2016. № 10, ч. 3. С. 203-206.
10. Солопов, О. В., Солопова, Н. Д. Перспективы развития эзотерического туризма в Тульской области // Инновационная наука. 2016. № 9. С. 368-371.
11. Солопов, О. В., Солопова, Н. Д. Индустриальный туризм как фактор развития культурно-туристского потенциала Тульской области // Инновационная наука. 2016. № 9. С. 371-374.
12. Путина, И. А. Перспективы развития культурно-исторического туризма в Тульской области (на примере разработки пешеходного туристского маршрута по городу Тула) // Символ науки. 2016. № 9-2. С. 184-189.
13. Мартьянова, Е. Г., Чеснова, Е. Г. Литературный туризм в Тульской области: по следам Л. Н. Толстого // Духовное наследие Л.Н. Толстого в современных культурных дискурсах: материалы XXXV Междунар. Толстовских чтений / отв. ред. Д. А. Романов, Н. А. Красовская. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 264-271.
Bibliography
1. Aleksey Dyumin: The words «Tula» and «tourism» should be synonymous // MYSLO: News. Published 09/06/2016 URL: https://myslo.ru/news/culture/2016-06-09-aleksey-dumin-slova-tula-i-turizm-dolzhni-stat-sinonimami (reference date: 22.09.2016)
2. Latysheva, A. Globalizatsiya glubinki [Hinterland globalization]. Tourism will be developping in Tula // Arguments and Facts: tula.aif.ru. Publication date 07/14/2016. URL: http://the www.tula.aif.ru/politic/details/globalizaciya glubinki v
tulskoy oblasti budut razvivat turizm (reference date: 22.09.2016)
3. Mart'yanova, Ye. G., Chesnova, Ye. N. Ispol'zovaniye sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy v turizme (na primere kul'turno-turistskogo portala «Kul'turnyy navigator») [The use of modern information technologies in tourism (by the example of cultural and tourist Portal «Cultural Navigator»)] // Strategiya razvitiya industrii gostepriimstva i turizma [The development strategy of the hospitality industry and tourism]: [Electronic resource]. Proceedings of the VI
International Internet-conference on January 27 - May 25, 2016 / Ed. by Doctor of Technical Sciences, prof. E. N. Artyomova, Cand. of Tech. Sciences N. V. Glebova. Orel: OSU, 2016. P. 372-376.
4. Mart'yanova, Ye. G., Chesnova, Ye. N. Osobennosti kul'turnogo turizma v Tul'skom regione [Peculiarities of cultural tourism in the Tula region ] // Turizm i industriya gostepriimstva: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya: Proceedings of the II International. research and scientific conf. (Divnomorskoe, 1116 September 2016). Rostov-on-Don: DSTU, 2016. 208 p. P. 86-90.
5. The Russian President announced the annual Message to the Federal Assembly. The second President's message (December 12, 2013, 13:15, Moscow, Kremlin) // Chastnyy Korrespondent. URL: http://www.chaskor.ru/article/10-e poslanie prezidenta rossii vladimira putina k federalnomu sobraniyu 34545 (reference date: 07.04.2016)
6. Tankievа, T. A. Analiz razvitiya religioznogo turizma v Tul'skoy oblasti [Analysis of the development of religious tourism in the Tula Oblast] // Russia-Kazakhstan: cross-border cooperation, museum and tourist potential, projects and routes to the world-class events: collection of articles of the International scientific-practical conference Issue 1. Samara, 2016. URL: https: //re grazvitie. ru/wpcontent/uploads/2016/01 /Tankieva. pdf (reference date: 22.09.2016)
7. Tula Oblast has something to surprise the tourists // Professional. Date of publication : August 23, 2016. URL: http://proftula.ru/articles/535/36961/ (reference date: 22.09.2016)
8. Slobozhanin, A. V. Proyektirovaniye kul'turno-turisticheskogo marshruta «Priroda i kul'tura Tul'skogo kraya: puteshestviye skvoz' veka» [Designing cultural tourist route «Nature and culture in Tula region: journey through the ages»]// Aktual'nyye problemy sovremennoy nauki v 21 veke [Actual problems of modern science in the 21 century]: proceedings of the 11-th international scientific and practical conf. (Makhachkala, August 31, 2016). Makhachkala: LLC «Aprobatsiya», 2016. 80 p. P. 76-77
9. Titkina, A. A. Sobytiynyy turizm v Tul'skoy oblasti: analiz i perspektivy razvitiya [Event Tourism in Tula region: analysis and prospects] // Innovatsionnaya nauka. 2016. 10. Part 3. P. 203-206.
10. Solopov, O. V., Solopova N. D. Perspektivy razvitiya ezotericheskogo turizma v Tul'skoy oblasti [Development prospects of esoteric tourism in Tula Oblast] //Innovatsionnaya nauka. 2016. 9. P. 368-371
11. Solopov, O. V., Solopova, N. D. Industrial'nyy turizm kak faktor razvitiya kul'turno-turistskogo potentsiala Tul'skoy oblasti [Industrial tourism as a factor of development of the cultural and tourist potential of Tula region] // Innovatsionnaya nauka. 2016. 9. P. 371-374
12. Putina, I. A. Perspektivy razvitiya kul'turno-istoricheskogo turizma v Tul'skoy oblasti (na primere razrabotki peshekhodnogo turistskogo marshruta po gorodu Tula) [Prospects for the development of cultural and historic tourism in Tula Oblast (by the example of the development of walking tourist route in the city of Tula)] // Simvol Nauki. 2016. # 9-2. P. 184-189
13. Martyanova, E. G., Chesnova, E. G. Literaturnyy turizm v Tul'skoy oblasti: po sledam L.N. Tolstogo [Literary tourism in Tula Oblast: in the wake of Leo Tolstoy] // Dukhovnoye naslediye L.N. Tolstogo v sovremennykh kul'turnykh diskursakh: Materialy XXXV Mezhdunarodnykh Tolstovskikh chteniy / ed. by D. A. Romanov, N. A. Krasovskaya. Tula: Lev Tolstoy TSPU Publishing House, 2016. P. 264-271.