Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КАРПОВИЧ Ирина Александровна ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0036
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ: БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 4861-8777 Author ID: 612188 Researcher ID: AAC-5707-2019 ORCID: 0000-0003-2756-0836 SCOPUS ID: 57210412428
КАРПОВИЧ Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель данного исследования заключается в определении влияния, оказываемого балльно-рейтинго-вой системой на мотивацию учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку в вузе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) провести оценку успешности усвоения учебной программы по окончании трех семестров обучения, проводимого на основе балльно-рейтинговой системы; 2) оценить уровень мотивации к учебной деятельности студентов, обучающихся на основе балльно-рейтинговой системы; 3) проанализировать полученные данные на предмет наличия значимых различий; 4) сделать вывод о влиянии балльно-рейтинговой системы на мотивационную сферу учебной деятельности, в процессе обучения иностранному языку в вузе. В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в институте прикладной математики и механики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (85 человек). Данные, полученные в ходе проведения педагогической диагностики академической успешности, и результаты опроса «Мотивация и применение стратегий в обучении» - Motivated Strategies for Learning Questionnaire MSLQ дали основание сделать вывод, что балльно-рейтинговая система положительно влияет на формирование мотивации к изучению иностранного языка в вузе.
Ключевые слова: обучение иностранному языку в вузе, балльно-рейтинговая система, учебная мотивация, повышение академической успешности, саморегуляция учебной деятельности.
TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY: POINT-RATING SYSTEM INFLUENCE ON STUDENTS' ACADEMIC MOTIVATION
© The Author(s) 2021
KARPOVICH Irina Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (195251, Russian Federation, St. Petersburg, Polytechnicheskaya, 29, e-mail: [email protected]) Abstract. The purpose of this study is to determine the impact of the point-rating system on the motivation of educational activities in the process of teaching a foreign language at a University. To achieve this goal, it was needed to solve the following tasks: 1) to evaluate student's academic performance after three semesters of study, based on the point-rating system; 2) to evaluate the academic motivation of students studying on the basis of the point-rating system; 3) to analyze the data for significant differences; 4) to draw a conclusion about the impact of the point-rating system on the motivational sphere of educational activity in the process of teaching a foreign language at a University. The study involved students studying at the Institute of applied mathematics and mechanics of Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University (85 people). The data obtained during the pedagogical diagnostics of academic success, and the results of the survey "Motivation and application of strategies in learning" - Motivated Strategies for Learning Questionnaire MSLQ made it possible to conclude that the point-rating system has a positive effect on the formation of motivation to study a foreign language in higher education.
Keywords: teaching a foreign language at a University, point-rating system, educational motivation, increasing academic success, self-regulation of educational activities.
ВВЕДЕНИЕ
Успешность обучения в вузе неразрывно связана с мотивацией учения и ценностным отношением к образованию, осмыслением учащимися своего опыта, личностным развитием и самосовершенствованием, умением и желанием получать знания. Курс дисциплины иностранный язык, как правило, изучается на начальном этапе обучения в вузе, когда студенты нередко сталкиваются с проблемами в мотивационной сфере. К ним относят:
- неправильное понимание цели обучения;
- низкую информационную и учебную культуру;
- неопределенность мотивации выбора специальности и места обучения;
- слабо выраженную мотивация к обучению, саморазвитию и самосовершенствованию;
- низкую нормативность поведения и тенденцию к непостоянству цели;
- отказ от выполнения учебных требований [1].
Эти трудности различны по своей природе, но авторы сходятся во мнении, что отсутствие мотивации учения влечет за собой недовольство, связанное с низкими учебными результатами или плохими отношениями, сложившимися в учебной группе, неудовлетворенность выбором специальности и учебным процессом,
повышенную утомляемость студентов, повышение внутренней напряженности, раздражительность, эмоциональные стрессы и глубокие внутренние кризисы. Значимость формирования положительной мотивации учения подчеркивается отечественными и зарубежными авторами [2-11].
Современные исследователи отмечают, что повышение качества обучения и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету может быть осуществлено посредством балльно-рейтинговой системы контроля учебной работы студентов [12-15]. Преимущество балльно-рейтинговой системы в первую очередь заключается в том, что учащиеся могут индивидуально планировать процесс обучения и получать полную информации о своей результативности и академической успешности. Благодаря выработке единых требований к оценке знаний в рамках конкретной учебной дисциплины, у обучающихся снижается уровень тревожности и появляется возможность саморегуляции учебной деятельности [16], что в свою очередь способствует развитию самообразовательной компетенции учащихся [17]. Помимо этого, балльно-рейтинговая система контроля учебной работы студентов дает возможность более точно оценить знания учащихся [18].
KARPOVICH Irina Alexandrovna
TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
Цель данного исследования заключается в оценке влияния, оказываемого балльно-рейтинговой системой на мотивацию учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку в вузе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести оценку академической успешности студентов, по окончании трех семестров обучения, проводимого на основе балльно-рейтинговой системы;
2) оценить уровень мотивации к учебной деятельности студентов, обучающихся на основе балльно-рейтин-говой системы;
3) проанализировать полученные данные на предмет наличия значимых различий;
4) сделать вывод о влиянии балльно-рейтинговой системы на мотивационную сферу учебной деятельности, в процессе обучения иностранному языку в вузе.
МЕТОДОЛОГИЯ
В исследовании принимали участие студенты 5 академических групп, обучающихся по направлениям подготовки 01_03_02 - Прикладная математика и информатика и 01_03_03 - Механика и математическое моделирование в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (85 человек). Обучение продолжалось в течение 3 семестров (с сентября 2018 по декабрь 2020), в соответствии с программой учебной дисциплины «Иностранный язык: Базовый курс», разработанной кафедрой иностранных языков СПбПУ Петра Великого.
Все виды аудиторной и внеаудиторной работы учащихся оценивались в соответствии с балльно-рейтинго-вой системой. Для получения оценки «зачтено» студентам необходимо было набрать не менее 60 баллов (60% от 100 баллов), что соответствует оценке «удовлетворительно». Виды учебных заданий, выполняемых в течение учебного семестра, и критерии для их оценивания, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка учебных заданий по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс» в соответствии с балльно-рейтинговой системой
Учетное задание Оценка выполнения учебного задания в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Максимальный балл
Промежуточное тестирование 90-100% - отлично - 5 баллов 75-89%-хорошо-4 балла 60-74% -удовлетворительно - 3 балла 0-59% - неудовлетворительно — 0 баллов 5 баллов * 4 = 20 баллов
Монологическое «хорошо» — 8 баллов «удовлетворительно»- 6 баллов «неудовлетворительно»—0 баллов 10 баллов
Письменная работа «удовлетворительно»— 6 баллов «неудовлетворительно» - 0 баллов 10 баллов
Домашнее чтение «хорошо» —12 баллов «удовлетворительно»—9 баллов «неудовлетворительно» - 0 баллов баллов за пересказ)
Проектная работа «хорошо» — 12 баллов «удовлетворительно»—9 баллов «неудовлетворительно»—0 баллов 15 баллов
Работа с дистанционным курсом 90-100%- 10 баллов 75-89%-8 балла 60-74% - б балла 0-59% - 0 баллов 10 баллов
Пр омежут очный 90-100% - «отлично» - 10 баллов 75-89% - «хорошо» - 8 баллов 60-74% - «удовлетворительно» - 6 баллов 0-59% - «неудовлетворительно» — 0 баллов 10 баллов
Итоговый тест 90-100% - «отлично» - 10 баллов 75-89% - «хорошо» - 8 баллов 60-74% - «удовлетворительно - 6 баллов 0-59% - «неудовлетворительно» — 0 баллов 10 баллов
Итого: 100 баллов
проводился дважды: по окончании первого учебного семестра (декабрь 2018 г.) и третьего учебного семестра обучения (декабрь 2019г.).
Мотивационная шкала опросника MSLQ состоит из 31 пункта и позволяет оценить мотивацию к обучению по следующим аспектам:
1. Ценностные компоненты (Value Components): внутренняя ориентация на цель (Intrinsic Goal Orientation) a-value 0.74, внешняя ориентация на цель (Extrinsic Goal Orientation) a-value 0.62, значимость учебной дисциплины (Task Value) a-value 0.9.
2. Компоненты ожидания (Expectancy Components): самоконтроль учебной деятельности (Control Beliefs) a-value 0.68, самооценка эффективности учебной деятельности (Self-Efficacy for Learning and Performance) a-value 0.93.
3. Аффективные компоненты (Affective Components): тревожность, в условиях проверки знаний (Test Anxiety) a-value 0.8.
Каждый вопрос (31 пункт) оценивался по 7-балльной шкале, где более высокий результат соответствует более высокому уровню мотивации. Оценка по каждому вопросу высчитывалась как среднее арифметическое от всех полученных ответов. Значение показателей по шкале мотивации (от 4 до 8 вопросов каждый) определялось по формуле, с вычислением стандартного отклонения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Оценка успешности усвоения учебной программы по дисциплине «Иностранный язык: Базовый курс» осуществлялась на основе результатов промежуточной аттестации учащихся в течение 3х семестров обучения. Данные об академической успеваемости студентов, полученные на основе балльно-рейтинговой системы, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка результатов учебной деятельности по дисциплине «Иностранный язык: Базовый курс» в течение 3 учебных семестров
Курс'' Семестр 90% и выше - оценка «отлично» от 75 до 89%-оценка «хорошо» от 60 до 74%-оценка «удовлетворительно » 59% и ниже -оценка «неудовлетворительно »
1 курс/ 1 семестр 17% 35% 34% 14%
1 курс/ 2 семестр 28% 56% 11% 5%
2 курс/ 3 семестр 33% 59% 3% 5%
Результаты исследования были основаны на анализе данных, полученных в ходе проведения педагогической диагностики и оценки успешности усвоения учебной программы по окончании обучения (зимняя экзаменационная сессия 2019 - 2020 учебного года). Для оценки уровня мотивации к учебной деятельности был использован опросник «Мотивация и применение стратегий в обучении» - Motivated Strategies for Learning Questionnaire MSLQ [15], широко используемый в международной педагогической практике для оценки учебной мотивации обучающихся [8, 20, 21, 22]. Замер
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что академическая успеваемость студентов по дисциплине «Иностранный язык: Базовый курс» улучшалась в течение полутора лет обучения. Эту положительную динамику можно объяснить целым рядом факторов: формальная адаптация учащихся к условиям обучения иностранному языку в вузе, усвоение требований к выполнению отдельных учебных заданий, возможность заранее планировать свою учебную деятельность, наличие четких критериев оценки учебных заданий, которые не менялись в течение 3х семестров обучения и, как результат, снижение уровня тревожности, связанного с выполнением требований к освоению учебной дисциплины.
Помимо академической успешности, положительная динамика была выявлена в сфере мотивации и саморегуляции учебной деятельности. Данные, полученные посредством опросника «Мотивация и применение стратегий в обучении», приведены в таблице 3.
Как видно из приведенных выше данных, после первого семестра обучения студенты продемонстрировали более низкий уровень мотивации, особенно это относится к таким показателям как тревожность, в условиях проверки знаний, и оценка значимости учебной дисциплины (насколько интересна, важна и полезна дисциплина для студента в будущем). Самый высокий показатель был отмечен по аспекту «внешняя ориентация на цель», характеризующему степень, в которой студенты
148
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КАРПОВИЧ Ирина Александровна ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ...
воспринимают себя участвующими в выполнении заданий по таким причинам, как высокие баллы, награды, оценка окружающих и конкуренция.
Таблица 3 - Мотивация к учебной деятельности на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Показателя Констатирующий этап Контрольный этап
Значение Стандартное отклонение Значение Стандартное Изменение
внутренняя 4.5 0.63 5.73 0.76 +1.23
ориентация на цель
внешняя ориентация 5.02 0.94 635 0.43 +1.33
на цель
значимость учеонои 5.1 0.75 5.85 0.52 +0.75
дисциплины
самоконтроль учеонои 4.67 0.48 5.9 0.73 +1.23
д еят ель но ети
самооценка 4.7 1.01 62 0.67 +1.5
эффективности
уче оной деятельности
тревожность, в 5.44 0.73 3.74 0.8 -1.7
условиях проверки
знании
По мере адаптации к условиям обучения и формам организации учебного процесса, учащиеся стали демонстрировать более высокий уровень академической активности (более качественно выполнять учебные задания, заранее планировать учебную деятельность, проявлять интерес к внеаудиторной самостоятельной деятельности). Вместе с улучшением академической успеваемости положительная динамика стала наблюдаться по всем показателям мотивационной сферы учебного процесса. Наиболее значительные изменения произошли по показателям тревожность, в условиях проверки знаний (отмечено снижение на 24 %) и самооценка эффективности учебной деятельности (повышение на 21%).
В целом это подтверждает вывод исследователей, о том, что процесс формирования мотивации должен носить системный, планомерный характер и включать разнообразные виды деятельности, направленные на создание, поддержание и развитие интереса к изучению иностранного языка в вузе [2, 3, 10, 11].
ВЫВОДЫ
Целью данного исследования было изучение влияния балльно-рейтинговой системы на учебную мотивацию студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе.
На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что учебный процесс в курсе дисциплины «Иностранный язык: Базовый курс», организованный на базе балльно-рейтинговой системы способствует:
1) повышению академической успеваемости студентов (оценка «отлично» + 16%, оценка «хорошо» + 24%, оценка «удовлетворительно» -31%, оценка «неудовлетворительно» - 9%);
2) повышает мотивацию к обучению (в среднем на 19%).
Полученные результаты могут быть использованы в учебных заведениях в ходе разработки рабочей программы дисциплины «Иностранный язык».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карпович И.А. Интернет-проект как средство педагогической поддержки первокурсников в период адаптации к системе профессионального образования в вузе диссертация ... к. п. н: 13.00.08 / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2013
2. Антошкова Н. А., Борщенко Г. М. Проблемы мотивации студентов юридических направлений при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе //Иностранные языки в экономических вузах России. — 2018. — С. 89-94.
3. Кабанова Е. А. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на процесс обучения. В сборнике: Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах. Материалы Международной научно-методической конференции. 2014. С. 64-66
4. Гудкова С.А., Емелина М.В. Психолого-педагогические методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 209-212.
5. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Савкин А.Е. Проблема мотивации подростков на уроках иностранного языка: мнения педагогов // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 15-17.
6. Пичугина Г.А. Развитие мотивации обучающихся с учетом физиологических процессов мозговой деятельности // Балканское на-
учное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 50-52.
7. Лобанова М.А. Совершенствование системы мотивации персонала организаций на основе компетентностной модели // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 169-171.
8. Truzoli, R, Vigand, C, Galmozzi, PG, Reed, P. Problematic internet use and study motivation in higher education. J Comput Assist Learn. 2019; 1- 7. https://doi.org/10.1111/jcal.12414
9. Froiland, J. M., Oros, E., Smith, L., & Hirchert, T. (2012). Intrinsic motivation to learn: The nexus between psychological health and academic success. Contemporary School Psychology: Formerly" The California School Psychologist", 16(1), 91-100.
10. M. Pedaste, O. Must, G. Silm, K. Taht, K. Kori, A. Leijen, M.L. Magi (2015) How do cognitive ability and study motivation predict the academic performance of IT students? ICERI2015 Proceedings, pp. 7167-7176.
11. Pizzolato, J. E., Olson, A. B., & Monje-Paulson, L. N. (2017). Finding Motivation to Learn: Exploring Achievement Goals in California Community College CalWORKs Students. Journal of Adult Development, 24(4), 295-307.
12. Карпович И.А. Электронная информационно-образовательная среда вуза как средство педагогической поддержки студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе. В сборнике: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием, В 3 ч.. отв. ред.: А.В. Рубцова, М.С. Коган. Санкт-Петербург, 2020. С. 147-149.
13. Z. S. Sazonova andG. K. Ippolitova, "Thepoint-rating systemfor the assessment of the quality of students' education," 2012 15th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), Villach, 2012, pp. 1-3, doi: 10.1109/ICL.2012.6402083.
14. N. Sergeyeva, N. Yakovleva, A. Kuleshov and I. Akimova Pointrating system as one of the incentives of master students' independent work Proceedings of the 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE 2019)
15. Dvulichanskaya N., Ermolaeva V. The Role of Point-Rating System of Learning Outcomes Assessment in implementing the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education // Standards and Monitoring in Education. 2015. no. 4. pp. 3-7. DOI: https://doi. org/10.12737/12923
16. Odinokaya, M., Krepkaia, T., Karpovich, I., & Ivanova, T. (2019). Self-Regulation as a Basic Element of the Professional Culture of Engineers. Education Sciences. https://doi.org/10.3390/educsci9030200
17. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Некоторые аспекты самообразовательной деятельности студентов в теории и практике вузовского обучения. Перспективы науки. 2017. № 1 (88). С. 133-140.
18. Медведева О. Д. Управление качеством иноязычного образования в техническом вузе//Язык, перевод, коммуникация в условиях полилога культур: труды Международного студенческого лингвистического форума 2020, 19-21 марта 2020 г. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 330-336.
19. Paul R. Pintrich, David A. F. Smith, Teresa Garcia, and Wilbert J. McKeachie A Manual for the Use of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) Technical Report No. 91-8-004 The Regents of The University of Michigan, 1991
20. Pintrich, P. R. (2004). A Conceptual Framework for Assessing Motivation and Self-Regulated Learning in College Students. Educational Psychology Review, 16, 385-407. http://dx.doi.org/10.1007/s10648-004-0006-x
21. Olivari, M. G., Bonanomi, A., Gatti, E., Confalonieri, E. Psychometric properties of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) among Italian high school students. The 14th European Congress of Psychology Milan, 7-10 July 2015.
22. Rosa Stoffa, Joseph C. Kush, and Misook Heo Using the Motivated Strategies for Learning Questionnaire and the Strategy Inventory for Language Learning in Assessing Motivation and Learning Strategies of Generation 1.5 Korean Immigrant Students Education Research International Volume 2011 \Article ID 491276 \ 8 pages \ https://doi. org/10.1155/2011/491276
Статья поступила в редакцию 14.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021