Научная статья на тему 'Использование балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов на кафедре английского языка, теоретической и прикладной лингвистики Саратовской государственной юридической академии'

Использование балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов на кафедре английского языка, теоретической и прикладной лингвистики Саратовской государственной юридической академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / GRADE-RATING SYSTEM / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / КОНТРОЛЬ / CONTROL / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ессина Ирина Юрьевна, Ефимова Ирина Ивановна

В статье рассматривается балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов в вузе с точки зрения формирования новых реалий в учебной деятельности и системе преподавания. Исследуются пути и способы применения балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ессина Ирина Юрьевна, Ефимова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of mark and rating system for certification of study of students on chair of English, theoretical and applied linguistics of the Saratov state legal academy

The article deals with the way of assessment students’ educational activity by means of using grade-rating system from the forming new teaching realities point of view. Ways and methods of grade-rating system application are studied.

Текст научной работы на тему «Использование балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов на кафедре английского языка, теоретической и прикладной лингвистики Саратовской государственной юридической академии»

6 The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition URL: http://www.whitecase.com/moscow-jessup/#.Um3ti1OZZ4A (дата обращения: 29.10.2013).

7 См.: Наши партнеры. URL: http://178.213.240.16/main_page?p_sub=15267 (дата обращения: 29.10.2013).

8 Teply, Larry L. Law School Competitions in a Nutshell. (Nutshell series). West group. 2003.

9 См.: История конкурса. URL: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=15654 (дата обращения: 29.10.2013).

10 См.: История конкурса в России. URL: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=15655 (дата обращения: 29.10.2013).

11 Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: учебное пособие. М., 1997. С. 185.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 23, ст. 2102; 2013. № 27, ст. 3477.

13 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 Krois-Linder A., Firth M. & TransLegal. Introduction to International Legal English. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2008.

15 Ibid.

16 Krois-Linder, A., & TransLegal. International Legal English. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2006.

И.Ю. Ессина, И.И. Ефимова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

В статье рассматривается балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов в вузе с точки зрения формирования новых реалий в учебной деятельности и системе преподавания. Исследуются пути и способы применения балльно-рейтинговой системы.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, учебная деятельность, контроль, мотивация.

I.Y. Yessina, I.I. Yefimova

GRADE-RATING SYSTEM FOR ASSESSMENT STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY USED AT THE ENGLISH LANGUAGE, THEORETICAL AND APPLIED LINGUISTICS DEPARTMENT OF THE SARATOV STATE LAW ACADEMY

The article deals with the way of assessment students' educational activity by means of using grade-rating system from the forming new teaching realities point of view. Ways and methods of grade-rating system application are studied.

Keywords: grade-rating system, control, educational activity, motivation.

Сентябрь 2003 г. стал знаковым для российского образования. Россия подписала Болонскую декларацию для интеграции России в общеевропейское образовательное пространство. Протокол о сотрудничестве с Европейской ко-

© Ессина Ирина Юрьевна, 2014

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Ефимова Ирина Ивановна, 2014

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и приклад-202 ной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

миссией, подписанный в мае 2004 г. дал старт совместной работе по различным направлениям, в т.ч. и в области права, науки и образования.

Задача высшей школы остается неизменной: подготовка квалифицированного, конкурентноспособного на рынке труда работника, готового к профессиональному росту и самообразованию, несущего личную ответственность за уровень своих компетенций.

Для ее решения необходимо повысить качество образовательных услуг с учетом требований потребителей, обеспечить единое образовательное пространство, сформировать единую методическую и информационную базу вузов России для обеспечения мобильности всех участников образовательного процесса высшей школы, разработать систему организации ритмичной и продуктивной учебной деятельности студентов с целью формирования опыта самостоятельной работы и самообразования и создания системы контроля и оценки успешности продвижения студентов в образовательном процессе, которая могла бы легко адаптироваться к международным требованиям.

Эффективную реализацию поставленной задачи и механизмов обеспечения качества и оценки результатов обучения позволяет осуществить балльно-рейтинговая технология обучения - одна из технологий, которая используется в менеджменте качества образования и является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе.

За последние годы в Саратовской государственной юридической академии внедрена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости студентов,

В

которая изменила привычные представления студентов о процессе обучения в вузе. т

н

Рейтинг - (от англ. Rating - оценка, определение позиции в списке, порядок, С классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо яв- т

U Т-* U U «О

ления по заданной шкале. В вузе рейтинг - это индивидуальный накопительный к

Во

современном понимании - это некая совокупность оценок, г

о

которая складывается на протяжении установленного периода. Д

а

За последнее десятилетие данная система приобрела широкие масштабы и т

в

стала применяться во многих высших учебных заведениях нашей страны. нн

Обладая значительными преимуществами над другими средствами контроля, путем создания основы для личностно-ориентированного подхода к образователь- д

и

ному процессу, развития у студентов навыков самоконтроля, самодисциплины и с

к

формирования познавательно-профессиональных навыков и умений для оценки а своей будущей профессиональной деятельности, данная система расширяет | творческую деятельность обучаемых1. |

Внедрение балльно-рейтинговой системы во многом связано с тем, что ис- № пользовавшаяся ранее система контроля знаний вступила в противоречие с 1

о

современными требованиями к подготовке специалистов. °

Основные положения балльно-рейтинговой системы изложены в методи- 4 ческих рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Применение балльно-рейтинговой системы в Саратовской государственной юридической академии регламентируется Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»2. 2°3

В соответствии с данным Положением основные задачи балльно-рейтинговой системы в рамках Саратовской государственной юридической академии сводятся к следующему:

повышение мотивации обучающихся к качественному усвоению образовательных программ;

стимулирование обучающихся к регулярной самостоятельной работе; выработка единых требований к оценке знаний студентов; осуществление дифференцированного подхода к оценке знаний и результатов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов;

достижение высокого уровня организации образовательного процесса. Стремясь к успешной реализации поставленных задач, на кафедре английского языка, теоретической и прикладной лингвистики Саратовской государственной юридической академии, были разработаны рекомендации для преподавателей в отношении оценки учебной работы студентов. В частности, предлагаются следующие показатели учебной деятельности студентов, которые необходимо оценивать для определения учебного рейтинга: степень активности студента на занятиях; аттестация самостоятельной работы студентов; рубежный контроль; посещаемость занятий.

По итогам работы в семестре усвоение учебной дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по видам занятий в зависимости от их значимости и трудоемкости. За текущую работу по а дисциплине в течение семестра студент может набрать не более 60 баллов. ? Определение степени активности студента на занятиях предполагает выпол-

0

3 нение им заданий, относящихся к изучаемой теме, но не входящих в Учебно-методический комплекс обязательных занятий по дисциплине. Это может быть

1 и подготовленная презентация, и выступление с сообщением по теме, одобренной | преподавателем, и любое иное творческое задание. Подобный вид работы может

го

| быть оценен до 3 баллов балльно-рейтинговой системы.

| Самостоятельная работа студентов должна оцениваться ежеурочно. Учитыва-

| ются полнота и правильность выполнения самостоятельных заданий. Это, как

2 правило, домашние задания. Баллы предложено присваивать следующим образом: ° 5 баллов - работа выполнена полностью и достойна отличной оценки;

« 4 балла - работа выполнена полностью и достойна хорошей оценки;

| 3 балла - работа выполнена полностью и достойна удовлетворительной оценки;

0 2 балла - работа выполнена не в полном объеме и достойна оценки не ниже

1 хорошей.

0

° Рубежный контроль - это контроль, осуществляемый на 7-й и 15-й неделе

го

3 теоретического обучения с включением результатов текущего контроля и про-

1 ставлением итогов рубежного контроля в ведомости.

| Баллы за рубежный контроль - от 3 до 5 - могут быть добавлены преподава-

телем в соответствии с классической пятибалльной шкалой оценки.

Посещаемость занятий также может быть оценена баллами. В случае, если студент пропустил менее 50 % от общего числа академических часов занятий по уважительной причине (болезнь, нахождение в стационаре на обследовании или пропуск по семейным обстоятельствам, которые подтверждены соответствую-

204

щим документом), преподаватель может назначить такому студенту дополни-

тельные задания для компенсации пропущенных занятии и оценить качество выполнения этих заданий баллами.

Если студент пропустил менее 50% часов занятий без уважительной причины, но отчитался за пропущенные часы и дополнительные задания, вопрос о допуске такого студента к промежуточной аттестации решается на заседании кафедры. В случае пропуска менее 50% занятий без уважительной причины без последующего отчета и выполнения дополнительных заданий, пропущенные занятия могут быть компенсированы обучением такого студента в «летней» или «зимней» школах, организованных для помощи слабо успевающим студентам в освоении учебного плана.

Вопрос о допуске студента, пропустившего более 50% часов занятий без уважительной причины, является прерогативой соответствующего деканата.

В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся в Саратовской государственной юридической академии баллы по текущему контролю в течение семестра могут складываться и из дополнительных баллов за участие в научных конференциях, за практические индивидуальные задания (например, выполнение перевода текста по просьбе преподавателей других кафедр, перевод процессуальных документов). В этом случае за хорошо выполненную работу студент может получить до 10 дополнительных баллов.

Преподавателями кафедры также используются поощрительные баллы, начисляемые по окончании семестра. Поощрительные баллы могут быть начислены за работу на факультативных занятиях; за участие в студенческих олимпиадах; за участие в конкурсах на лучший перевод или знание истории страны изучаемого языка, ежегодно проводимых на кафедре. е

т

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов имеет своих сторонни- и ков и противников. Противники введения этой технологии в практику высших а учебных заведений утверждают, что балльно-рейтинговая система значительно о

в

увеличивает объем работы преподавателей по проверке контрольных и самостоя- §

тельных работ, индивидуальных заданий без дополнительных часов нагрузки, а

она полностью не избавляет студента от субъективизма преподавателя. Среди Р

прочих недостатков указывается на незрелость процедуры с неуспевающими е

студентами, на отсутствие четких рамок нормирования знаний, умений и на- °

выков, а также личностных качеств обучающихся в баллах, на несовершенство р

обработки полученных результатов оценивания3. Ч

Работая со студентами с использованием балльно-рейтинговой системы, кафедра о

отмечает значительное повышение уровня дисциплины и активности студентов, К

снижение немотивированных пропусков занятий, растущую мотивацию к выпол- М

нению заданий более высокого уровня. Непрерывный контроль служит стимулом к I

ритмичной, систематической работе обучающихся. Студенты обращают внимание ¡§

ш

на снижение «проблемы страха», который они испытывают во время сдачи семе- 00 стровых экзаменов, поскольку им предоставляется возможность получения оценки ^ за зачет или экзамен автоматически по результатам набранных баллов. 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели, имеющие опыт работы по балльно-рейтинговой системе, отмечают повышение объективности и точности оценки работы студентов, возможность более эффективного и раннего отбора перспективных студентов для последующей научно-исследовательской работы. Балльно-рейтинговая система позволяет привести в надлежащий порядок разрозненные контрольные мероприятия, проводимые традиционно преподавателями по каждому предмету4. 205

Сравнивая 5-балльную шкалу со 100-балльной, можно утверждать, что последняя обеспечивает высокую степень дифференциации оценки успеваемости студентов. Для успешной реализации задач, стоящих перед высшей школой, преподаватели должны искать новизну в рамках учебного процесса.

Как всякое явление, контроль многозначен. Его «обратная сторона» - показатель для преподавателя (что и как он недоработал), своеобразная оценка его действий.

Формы и методы контроля представляют его внешнюю сторону. Однако необходимо при осуществлении контроля сконцентрироваться на содержательной части, на смысловой нагрузке предлагаемого материала.

Содержательная направленность контроля заключается в определении степени сформированности основных качеств студента как объекта и субъекта обучения и воспитания, системности и прочности знаний, меры познавательного интереса и способностей, мотивации.

За последнее время значительно активизировался поиск новых образовательных технологий в педагогике, цель которых, безусловно, повышение эффективности и результативности учебного процесса5.

Оценивание знаний студентов - важнейшая составная часть высшего образования. Корректное определение результатов оценки знаний студентов оказывает сильнейшее влияние на мотивацию к обучению. Кроме того, оценка знаний дает возможность получать информацию об эффективности деятельности вуза. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда проводился корректно и профессионально, а критерии и показатели процедуры оценивания были объективными, простыми, понятными тем, кто ими пользуется, и беззатратными по труду.

1 См.: Ессина И.Ю. Совершенствование методов контроля в учебном процессе. Лингводидактические и межкультурные аспекты преподавания иностранных языков в вузе: сборник научных статей. Саратов, 2011. С. 56-58.

2 См.: Сборник нормативно-правовых актов по организации учебного процесса в ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов, 2012. С. 26-28.

3 См.: Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов в вузе // Педагогические науки. 2008. № 9. С. 55-56.

4 См.: Алгазинов Э.К., Титов В.Т. Организация учебного процесса в Вузе на основе балльно-рейтинговой системы // Фундаментальные исследования. 2008. №1. С. 130-132.

5 URL: www.sibstu.kts.ru (дата обращения: 15.05.2014).

А.Л. Игнаткина

КОГНИТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИЕМОВ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье рассматриваются метафора и прецедентное имя как приемы создания эффекта интертекстуальности в политическом дискурсе. Доказывается, что оба феномена выполняют моделирующую функцию - функцию конструирования представлений о фрагментах современной политической картины мира у адресата.

Ключевые слова: интертекстуальность, метафора, прецедентное имя, политический дискурс, коммуникация, коннотация.

© Игнаткина Анастасия Львовна, 2014

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.