Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ус О. А., Гребенникова В. М., Русинова Е. А.

В статье проведен анализ процесса организации проектной деятельности среди старших школьников в общеобразовательных учреждениях как средства формирования познавательной активности и реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС. Указаны структурные компоненты познавательной активности старших школьников(поведенческий, мотивационный,эмоционально-волевой, когнитивный) и обозначены принципы системно- деятельностного подхода (принцип добывания нового знаний, принцип смены роли учителя, принцип формирования мотивов деятельности). Отражено взаимовлияние этапов реализации проектной деятельности (инициирующий, основополагающий, прагматический/заключительный) и содержания компонентов познавательной активности. В ходе исследования использованы теоретические (анализ литературы) и практические методы (анализ официальных сайтов образовательных учреждений, анкетирование педагогов школ, метод наблюдения и беседы с обучающимися старших классов общеобразовательных школ). Выявлены проблемы формирования познавательной активности старших школьников посредством проектной деятельности (отсутствия проектной деятельности как обязательного компонента образовательного процесса и, как следствие, невозможность постоянного совершенствования имеющихся навыков у педагогов; низкий уровень инновационнопедагогической мобильности учителей в рамках проектной деятельности; рост познавательной пассивности старших школьников) и предложены пути их решения (создание единого регламента организации проектной деятельности в образовательных учреждениях; обеспечение межуровневого обмена опытом между представителями педагогических профессий; мониторинг профессионального мастерства учителя; отдельная единица для организации проектной деятельности в образовательном учреждении; реализация проектной деятельности с учетом сферы интересов старших школьников с привлечением специалистов реального сектора экономики; использование в урочной и внеурочной деятельности форм и методов, повышающих познавательную активность обучающихся).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ус О. А., Гребенникова В. М., Русинова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR SCHOOLS THROUGH PROJECT ACTIVITY

The article analyzes the process of organizing project activities among senior schoolchildren in general education institutions as a means of forming cognitive activity and implementing a system-activity approach within the framework of the Federal State Educational Standard. The structural components of the cognitive activity of senior schoolchildren (behavioral, motivational, emotional-volitional, cognitive) are indicated and the principles of the system-activity approach are outlined (the principle of obtaining new knowledge, the principle of changing the role of a teacher, the principle of forming motives for activity). The mutual influence of the stages of project activity implementation (initiating, fundamental, pragmatic/final) and the content of the components of cognitive activity is reflected. In the course of the research, theoretical (literature analysis) and practical methods were used (analysis of official websites of educational institutions, questionnaires of school teachers, the method of observation andconversations with students of senior classes of secondary schools). The problems of forming the cognitive activity of senior schoolchildren through project activities are revealed (the absence of project activity as a mandatory component of the educational process and, as a result, the impossibility of constantly improving the existing skills of teachers; the low level of innovative and pedagogical mobility of teachers within the framework ofproject activities; the growth of cognitive passivity of senior schoolchildren) and the ways of their solution are proposed (creation of a single regulation for the organization of project activities in educational institutions; providing an inter-level exchange of experience between representatives of pedagogical professions; monitoring the professional skills of a teacher; a separate unit for organizing project activities in an educational institution; implementing project activities taking into account the sphere of interests of senior schoolchildren with the involvement of specialists from the real sector of the economy; using forms and methods that increase the cognitive activity of students in regular and extracurricular activities).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ vSf^^^BY^^^ https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Ш&1 RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 © Us O.A., Grebennikova V.M., Rusinova E.A., 2021

1 (foi ч J http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-27-33

Ч Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021

УДК Ч 37:372.8.37.03.372.893.37.035. - 9.93.930

ON THE QUESTION OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR SCHOOLS THROUGH PROJECT ACTIVITY

Us O.A., Grebennikova V.M., Rusinova E.A.

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ус О.А., Гребенникова В.М., Русинова Е.А.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация

Abstract. The article analyzes the process of organizing project activities among senior schoolchildren in general education institutions as a means of forming cognitive activity and implementing a system-activity approach within the framework of the Federal State Educational Standard. The structural components of the cognitive activity of senior schoolchildren (behavioral, motivational, emotional-volitional, cognitive) are indicated and the principles of the system-activity approach are outlined (the principle of obtaining new knowledge, the principle of changing the role of a teacher, the principle of forming motives for activity). The mutual influence of the stages of project activity implementation (initiating, fundamental,

pragmatic/final) and the content of the components of cognitive activity is reflected. In the course of the research, theoretical (literature analysis) and practical methods were used (analysis of official websites of educational institutions, questionnaires of school teachers, the method of observation and

Аннотация. В статье проведен анализ процесса организации проектной деятельности среди старших школьников в общеобразовательных учреждениях как средства формирования познавательной активности и реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС. Указаны структурные компоненты познавательной активности старших школьников (поведенческий, мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный) и обозначены принципы системно-

деятельностного подхода (принцип добывания нового знаний, принцип смены роли учителя, принцип формирования мотивов деятельности). Отражено взаимовлияние этапов реализации проектной деятельности (инициирующий, основополагающий,

прагматический/заключительный) и

содержания компонентов познавательной активности. В ходе исследования использованы теоретические (анализ литературы) и

conversations with students of senior classes of secondary schools). The problems of forming the cognitive activity of senior schoolchildren through project activities are revealed (the absence of project activity as a mandatory component of the educational process and, as a result, the impossibility of constantly improving the existing skills of teachers; the low level of innovative and pedagogical mobility of teachers within the framework ofproject activities; the growth of cognitive passivity of senior schoolchildren) and the ways of their solution are proposed (creation of a single regulation for the organization of project activities in educational institutions; providing an inter-level exchange of experience between representatives of pedagogical professions; monitoring the professional skills of a teacher; a separate unit for organizing project activities in an educational institution; implementing project activities taking into account the sphere of interests of senior schoolchildren with the involvement of specialists from the real sector of the economy; using forms and methods that increase the cognitive activity of students in regular and extracurricular activities).

Keywords: cognitive activity, project activity, senior schoolchildren, educational institution.

REFERENCES

[1]

Borisova B.P. Features of cognitive activity of high school students in the educational process: abstract of thesis. dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2004. 189 s.

[2] Grebennikova V. M., Leus O. V. Qualimetric monitoring of teacher's professional skills in the conditions of digitalization of education: problems and solutions // Pedagogy and education. 2020. No. 2. URL:

https://cyberleninka. ru/article/n/kvalimetricheskiy -monitoring-professionalnogo-masterstva-uchitelya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya-problemy-i-resheniya (accessed: 05.04.2021).

[3] Kondrashova T.A. Project activity as the basis of modern development of an institution of additional education // Concept. 2016. No. S18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-

практические методы (анализ официальных сайтов образовательных учреждений, анкетирование педагогов школ, метод наблюдения и беседы с обучающимися старших классов общеобразовательных школ). Выявлены проблемы формирования познавательной активности старших школьников посредством проектной деятельности (отсутствия

проектной деятельности как обязательного компонента образовательного процесса и, как следствие, невозможность постоянного совершенствования имеющихся навыков у педагогов; низкий уровень инновационно-педагогической мобильности учителей в рамках проектной деятельности; рост познавательной пассивности старших школьников) и

предложены пути их решения (создание единого регламента организации проектной

деятельности в образовательных учреждениях; обеспечение межуровневого обмена опытом между представителями педагогических профессий; мониторинг профессионального мастерства учителя; отдельная единица для организации проектной деятельности в образовательном учреждении; реализация проектной деятельности с учетом сферы интересов старших школьников с привлечением специалистов реального сектора экономики; использование в урочной и внеурочной деятельности форм и методов, повышающих познавательную активность обучающихся).

Ключевые слова: познавательная активность, проектная деятельность, старшие школьники, общеобразовательное учреждение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Борисова Б.П. Особенности познавательной активности старшеклассников в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 189 с.

[2] Гребенникова В.М, Леус О.В. Квалиметрический мониторинг профессионального мастерства учителя в условиях цифровизации образования: проблемы и решения // Педагогика и просвещение. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kvalimetricheskiy-monitoring-professionalnogo-masterstva-uchitelya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya-problemy-i-resheniya (дата обращения: 05.04.2021).

[3] Кондрашова Т. А. Проектная деятельность как основа современного развития учреждения дополнительного образования // Концепт. 2016. №S18. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-

deyatelnost-kak-osnova-sovremennogo-razvitiya-

uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya.

[4] Матюхина М.В. Воспитание у учащихся познавательной активности. СпБ.: Перемена, 2005. 219 с.

[5] Мохова М.Н. Активные метод ы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 34 с.

[6] Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1 (дата обращения: 25.03.2021).

Author Contributions. Us O. A. - concept and design of the study, literature review, writing the text; Grebennikova V. M. - concept and design of the study, literature review, writing the text; Rusinova E. A.- literature review, writing the text, statistical data processing, collection and processing of materials. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Us. O. A. - SPIN ID: 3448-8980; ORCID ID: 0000-0001-9732-7023

The sphere of scientific interests, the number of main publications: pedagogy, moral, patriotic education, social pedagogy; more than 30 publications have been published, including in WoS 1, in the Higher Attestation Commission 14.

Grebennikova V.M. - SPIN ID: 8002-9279, ORCID ID: 0000-0003-0705-7985

The sphere of scientific interests, the number of main publications: pedagogical ethics, the formation of ethical competencies of a teacher, pedagogical deontology, professional culture; more than 200 publications of them were published in SCOPUS and WoS 7, in VAK 70.

Rusinova E.A.

The sphere of scientific interests, the number of main publications: pedagogy, project activities, the role of soft skills in the professional and career development of specialists, 2 publications were published in the journals "Innovative Development of Science and Education", "Interregional Center for Innovative Technologies in Education".

Вклад авторов: Ус О.А - концепция и дизайн исследования, обзор литературы, написание текста; Гребенникова В.М. - концепция и дизайн исследования, обзор литературы, написание текста; Русинова Е.А. -обзор литературы, написание текста, статистическая обработка данных, сбор и обработка материалов. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Ус.О.А. - SPIN ID: 3448-8980; ORCID ID: 0000-0001-9732-7023

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: педагогика, нравственное, патриотическое воспитание, социальная педагогика; опубликованы более 30 публикаций из них в WoS 1, в ВАК 14.

Гребенникова В.М. - SPIN ID: 8002-9279, ORCID ID: 0000-0003-0705-7985

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: педагогическая этика, формирование этических компетенций педагога, педагогическая деонтология, профессиональная культура; опубликованы более 200 публикаций из них в SCOPUS и WoS 7, в ВАК 70.

Русинова Е.А.

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: педагогики, проектная деятельность, роль soft skills в профессиональном и карьерном развитии специалистов, опубликовано 2 публикации в журналах «Инновационное развитие науки и образование», «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании».

deyatelnost-kak-osnova-sovremennogo-razvitiya-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya.

[4] Matyukhina M.V. Educating students for cognitive activity. St. Petersburg: Change, 2005. 219 p.

[5] Mokhova M.N. Active methods in blended learning in the system of additional pedagogical education: author. dis. ... Cand. ped. sciences. Moscow, 2005.34 p.

[6] Toisteva O.S. System-activity approach: essential characteristics and principles of implementation // Pedagogical education in Russia. 2013. №. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1 (date of access: 03/25/2021).

For citation: Us O.A., Grebennikova V.M., Rusinova E.A. ON THE QUESTION OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR SCHOOLS THROUGH PROJECT ACTIVITY // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №9. pp. 27-33. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-27-33.

Для цитирования: Ус О.А., Гребенникова В.М., Русинова Е.А. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №9. С. 27-33. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-27-33.

Введение. В современной системе образования на протяжении нескольких лет реализуются поиски инновационных процессов, которые порождают новые тенденции в формах и методах организации учебного процесса, усовершенствованных подходов к его реализации. Это связано с введением в отечественное образование Федеральных государственных

образовательных стандартов, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у обучающихся творческой и познавательной активности, самостоятельности и

инициативности и базирующийся на следующих принципах: принцип добывания нового знаний, принцип смены роли учителя, принцип формирования мотивов

деятельности [5, 6]. Ключевым моментом в реализации данных принципов является познавательная активность, определяющая качество личности, в процессе которого посредством критического анализа определенного явления происходит выделение проблемы и через собственный или научный опыт, личность ищет пути ее решения [4]. П.В. Борисова определяет проектную деятельность как показатель высокого уровня сформированности познавательной активности. По мнению Т.А. Кондрашова проектная деятельность - это метод планирования целесообразной

деятельности в связи с расширением какого-либо учебного знания в реальной жизненной обстановке [1, 3].

Цель настоящего исследования - анализ процесса организации проектной деятельности как средства формирования познавательной активности старших школьников.

Материалы и методы. Теоретические методы: анализ литературы. Практические методы: на первом этапе прикладного исследования проведен анализ официальных сайтов 50 образовательных учреждений на предмет организации проектной

деятельности (Москва, Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону); на втором этапе было проведено анкетирование 50 педагогов школ, участвующих в реализации проектной деятельности (анкета состояла из 12 вопросов открытого и закрытого типов); на третьем этапе использовался метод наблюдения и беседы (приняли участие 105 обучающихся 910 классов общеобразовательных школ).

Результаты и обсуждения. В ходе теоретического анализа научной литературы были сопоставлены этапы реализации проектной деятельности с содержанием компонентов познавательной активности и выявлено их взаимовлияние (табл. 1).

Компонент познавательной активности (по Д.Б. Годовиковой) Содержание компонента познавательной активности Содержание этапа реализации проектной деятельности

Этап проектной деятельности: инициирующий

Таблица 1

Взаимовлияние этапов проектной деятельности с содержанием компонентов

познавательной активности

Мотивационный компонент Определяет познавательную потребность и инициативность действий, целью которых является самореализация и самоактуализации личности 1. Поиск или формулирование проблемы, которую решает реализация проекта. 2. Организация творческих групп для работы над проектом (в случае, если проект групповой).

Когнитивный компонент Определяет процесс усвоения знаний и умений личностью.

Этап проектной деятельности: основополагающий

Когнитивный компонент Определяет процесс усвоения знаний и умений личностью 1. Планирование работы над проектом. 2. Поиск и сбор необходимой информации. 3. Анализ информации; Оформление и представление проекта.

Этап проектной деятельности: прагматический или заключительный

Эмоционально-волевой компонент Находит свое отражение в стремлении личности реализовать свои познавательные потребности и развить собственные волевые качества. 1. Анализ и оценка результатов работы над проектом.

Поведенческий компонент Является заключительным и основополагающим, так как определяет форму поведения личности, которая становится для нее привычной.

Table 1

Mutual influence of the stages of project activity with the content of the components of

cognitive activity

Cognitive activity component (After D.B. Godovikova) PA component content Content of the stage of implementation of project activities

Stage of project activity: initiating

Motivational component Determines the cognitive need and initiative of actions, the purpose of which is self-realization and self-actualization of the individual 1. Search or formulation of the problem that the implementation of the project solves. 2. Organization of creative groups to work on the project (if the project is a group).

Cognitive component Determines the process of mastering knowledge and skills by a person.

Project Activity Phase: Fundamental

Cognitive component Determines the process of assimilation of knowledge and skills by a person 1. Planning of work on the project. 2. Search and collection of the necessary information. 3. Analysis of information; 4. Design and presentation of the project.

Project Activity Phase: pragmatic or final

Emotional-volitional component It is reflected in the desire of the individual to realize his cognitive needs and develop his own volitional qualities. 1. Analysis and evaluation of the results of work on the project.

Behavioral component It is final and fundamental, as it determines the form of personality behavior that becomes familiar to her.

На первом этапе прикладного исследования основными критериями анализа проектной деятельности на сайтах

ОУ являлось наличие локального нормативного документа (96%) и отражение в нем основных положений,

регламентирующих реализацию проектной деятельности. 58% ОУ рассматривают реализацию проектной деятельности в рамках кружковой работы. В 28% ОУ реализация проектной деятельности производится на обязательной основе в рамках введения тематического предмета. 68% ОУ указали, что выставляют отметку в документе государственного образца об уровне образования на странице «Дополнительные сведения». В 38% ОУ проекты выполняются в рамках тем урока. Результаты онлайн-исследования позволили сделать вывод об отсутствии единой системы организации проектной деятельности в ОУ и системы оценки качества, что предположительно может негативно сказываться на мотивации педагогов к поиску эффективного механизма формировании познавательной активности.

Результаты второго этапа

исследования показали, что 64 % опрошенных считают навыки организации и реализации проектной деятельности проявлением высокого уровня

педагогического мастерства, 16 % считают данный навык не обязательным. 60% педагогов применяют метод проектов в профессиональной деятельности, что, по их мнению, в первую очередь, регулируется обязательным выполнением требований ФГОС, а не их личным выбором. 54% от общего числа опрошенных отмечают низкий уровень организации проектной

деятельности среди обучающихся и

связывают это с отсутствием навыков определения конечного результата, умения правильного определения целей, задач проекта и итоговой презентации проекта обучающимися. По мнению 70% педагогов непродуктивность проектной деятельности обучающихся связана с отсутствием у них познавательных мотивов и, как следствие, познавательной активности. Более 50% респондентов указали на недостаточность навыков обучения проектной деятельности у учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На третьем этапе исследования было установлено, что 63% старших школьников не имеют базовых знаний, необходимых для написания индивидуального проекта. 59% обучающихся не могут самостоятельно выделить сферу собственных интересов, определить цель и проблему исследования. 79% затрудняются в выборе способа и метода решения поставленной проблемы. У 54% респондентов выявлена проблема отсутствия интереса к занятиям проектной деятельностью в связи с их познавательной пассивностью. 48% опрошенных школьников заявили, что им не интересно, так как не учитывают их познавательные интересы.

Анализ вышеизложенных результатов позволил сформулировать следующие проблемы в организации проектной деятельности как средства формирования познавательной активности старших школьников.

Проблема Пути решения

Отсутствия проектной деятельности как обязательного компонента образовательного процесса и, как следствие, невозможность постоянного совершенствования имеющихся навыков у педагогов Создание единого регламента организации проектной деятельности в образовательных учреждениях; обеспечение межуровневого обмена опытом между представителями педагогических профессий (учителями и преподавателями учреждений СПО, ВО); мониторинг профессионального мастерства учителя [2]

Низкий уровень инновационно-педагогической мобильности учителей в рамках проектной деятельности Введение в штат ОУ отдельной единицы для организации проектной деятельности в образовательном учреждении

Таблица 2

Проблемы организации проектной деятельности и их пути решения

Рост познавательной школьников

пассивности старших

Организация проектной деятельности с учетом сферы интересов старших школьников с привлечением специалистов реального сектора экономики; использование в урочной и внеурочной деятельности форм и методов, повышающих познавательную активность обучающихся;

создание школьных и межшкольных технопарков_

Table 2

Problems of organizing project activities and their solutions

The way Solutions

Lack of project activity as an obligatory component of the educational process and, as a consequence, the impossibility of continuous improvement of the existing skills of teachers Creation of a unified regulation for organizing project activities in educational institutions; ensuring inter-level exchange of experience between representatives of pedagogical professions (teachers and professors of secondary vocational education institutions); monitoring of the teacher's professional skills [2]

Low level of innovative and pedagogical mobility of teachers in the framework of project activities Low level of innovative and pedagogical mobility of teachers in the framework of project activities

The growth of cognitive passivity of senior schoolchildren Organization of project activities taking into account the sphere of interests of senior schoolchildren with the involvement of specialists from the real sector of the economy; the use of forms and methods in regular and extracurricular activities that increase the cognitive activity of students; creation of school and interschool technoparks

Выводы. Проведенное исследование позволило уточнить позицию авторов относительно формирования познавательной активности старших школьников, а также организации обучения проектной

деятельности, которая определена требованиями ФГОС.

Представленное исследование не претендует на законченность и окончательность сделанных выводов. Оно лишь намечает основные направления дальнейшего экспериментального

исследования.

Corresponding Author: Us Oksana Aleksandrovna - candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University,

Krasnodar, Russian Federation

E-mail: [email protected].

Ответственный за переписку: Ус Оксана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.