НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.8
Н. Ф. Ильина
Доктор педагогических наук, проректор КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», г. Красноярск E-mail: [email protected]
Nina F. Ilyina
Dr. Sc. (Education), Prorector of Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of Education Workers, Professor at the Chair of Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia
В. А. Попова
Преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», г. Красноярск E-mail: [email protected]
Vlada A. Popova
Teacher, Maxim Gorky Krasnoyarsk Pedagogical College № 1, Krasnoyarsk, Russia
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение. В статье обоснована необходимость подготовки студента педагогического колледжа к организации проектной деятельности младших школьников, раскрыты особенности данной подготовки. Целью исследования является обоснование подходов к разработке и реализации рабочей программы профессионального модуля «Организация проектной деятельности».
Методология. Определен состав проектировочной и методической компетенций, представлены основания выделения умений, составляющих основу данных компетенций и показана их взаимосвязь, выделены основные пути формирования профессиональных компетенций и умений. Охарактеризован рефлексивно-деятельностный подход, который положен в основу разработки программы профессионального модуля наряду с техническим заказом работодателя.
Результаты. Структура программы представлена через компоненты: первый компонент — освоение основ проектной деятельности, разработка и согласование технических заказов работодателей, второй компонент — организация студентами проектной деятельности младших школьников в период прохождения производственной и преддипломной практик согласно техническому заказу, третий компонент — рефлексия и анализ организации студентами проектной деятельности младших
Как цитировать статью: Ильина Н. Ф., Попова В. А. Программа подготовки студента педагогического колледжа к организации проектной деятельности младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2 (75). С. 82-95.
школьников в соответствии с техническим заказом образовательной организации в рамках производственной и преддипломной практик. Раскрыты этапы реализации программы. Представлены результаты диагностики знаний и навыков студентов, освоивших программу профессионального модуля «Организация проектной деятельности» и анализ результатов производственной практики.
Заключение. Анализ результатов производственной и преддипломной практик показывает, что программа профессионального модуля «Организация проектной деятельности» и способ ее реализации обеспечивают подготовку студентов к прохождению производственной практики согласно техническому заказу, поступившему от образовательной организации, продуктивное взаимодействие с работодателями в части проведения дипломных исследований (выполнения дипломных проектов), формирование у заказчиков (работодателей) потребности в выпускниках колледжа, у студентов — в трудоустройстве по специальности на территории края.
Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, организация проектной деятельности, программа профессионального модуля, проектировочная и методическая компетенции, технический заказ.
Введение. Обеспечение качественного обновления содержания образования и достижение новых образовательных результатов является актуальной задачей на всех уровнях системы образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности Преподавание в начальных классах (далее — ФГОС) в качестве одного из результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена обозначена «Организация внеурочной деятельности и общения учащихся» [10]. В большей своей части внеурочная деятельность строится на основе технологий проектной деятельности младших школьников. Обобщенные трудовые функции педагога, оформленные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, педагог)», так или иначе связаны с проектированием [11]. Кроме того, считаем важным отметить, что в краевые диагностические работы для обучающихся 4-х классов в Красноярском крае включено задание «Групповой проект», в котором оцениваются группы регулятивных и коммуникативных учебных действий. При этом в диагностике используются два типа групповых проектов: исследовательский и соци-
альный. Проект предусматривает опору на знания предметной области и ключевые компетенции. Все вышеобозначенное актуализирует необходимость создания программы подготовки студента педагогического колледжа к организации проектной деятельности младших школьников.
Методология исследования. Прежде всего определимся с составом компетенций, которые должен освоить студент педагогического колледжа для того, чтобы успешно организовывать проектную деятельность младших школьников.
В соответствиями с ФГОС среднего профессионального образования по педагогическим специальностям к выпускникам педагогических колледжей в части освоения профессиональных компетенций по организации проектной деятельности школьников предъявляются следующие требования: иметь практический опыт участия в деятельности исследовательского и проектного характера; уметь планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы [10]. Требования ФГОС начального общего образования предполагают организацию проектной деятельности обучающихся в рамках каждого предмета. При этом сама проектная деятельность рассматривается нами как одно из важнейших средств формирования личностных качеств студента, определяющих его профессиональную готовность к педагогической деятельности.
Таким образом, для организации проектной деятельности младших школьников студент педагогического колледжа должен владеть проектировочной компетенцией и методикой организации данной деятельности обучающихся.
С опорой на труды Г. А. Лебедевой, Т. Г. Новиковой, П. В. Сысоева мы выделили в составе проектировочной компетенции аналитические, прогностические, исследовательские, креативные и рефлексивные умения [6; 8; 15]. Организаторские и коммуникативные умения в рамках методической компетенции позволяют обеспечить включение как отдельных школьников, так и детского коллектива в разработку и реализацию проектов [5; 18].
Приведем основания выделения обозначенных выше умений в составе проектировочной и методической компетенций и их функции. При помощи аналитических умений студентом извлекаются знания из
теории и практики. Данные умения позволяют выделить в педагогическом явлении составляющие его элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.), вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения. Прогностические умения будущего педагога проявляются в способности к предвидению результата действий еще до того, как они будут осуществлены, и во многом определяют успешность целеполага-ния. Данные умения способствуют выдвижению педагогических целей и задач, отбору способов достижения планируемых результатов, они позволяют спрогнозировать результат, возможные проблемы и трудности его достижения. Умения прогнозирования требуют от педагога сформированности исследовательских умений, которые проявляются в оформлении проблем, выдвижении гипотез, проведении мыслительного эксперимента и пр. Многообразие творческих ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них профессиональных задач. Творческий характер педагогической деятельности выступает ее важнейшей объективной характеристикой [17]. Поэтому в проектировочной компетенции мы выделяем креативные умения, которые проявляются в способности студентов продуцировать новые идеи, находить оригинальные решения. Рефлексивные умения позволяют осуществлять оценочную деятельность в отношении себя. Они предполагают объективный анализ своих суждений, действий и в целом всей деятельности с позиции их соответствия замыслу и условиям.
Организаторские умения направлены на включение обучающихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Организаторские умения педагога неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с обучающимися, педагогами-коллегами, родителями. Коммуникативные умения педагога структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.
Из вышеизложенного следует, что каждое умение включает совокупность профессиональных навыков, составляющих его содержательные характеристики. Кроме того, каждое умение имеет и уровневые характеристики.
Анализ научных трудов Адольфа В. А., Степановой И. Ю., Малышевой Н. В. позволил нам выделить два основных пути формирования
профессиональных компетенций и умений: 1) отработка социально-профессиональных алгоритмов самовыражения студентов при разрешении репродуктивных и творческих дидактических задач; 2) технологическое, рефлексивно-деятельностное разрешение профессиональных задач [1; 7; 14]. На наш взгляд, эти два подхода не противоречат друг другу и есть возможность их совместить при формировании профессиональных умений студентов.
Для формирования у студентов педагогического колледжа проектировочной и методической компетенций необходимо создавать определенные организационно-педагогические условия [12; 20]. Одним из таких условий, на наш взгляд, является разработка и реализация совместно с работодателями (руководителями и заместителями руководителей образовательных организаций региона) рабочей программы профессионального модуля «Организация проектной деятельности».
В основу разработки программы профессионального модуля «Организация проектной деятельности» положен рефлексивно-дея-тельностный подход, который позволяет рассматривать рефлексию в качестве механизма развития и реализации деятельности, а деятельность в рамках данного подхода является предметом рефлексии. Данный подход способствует развитию субъектной позиции студента, позволяет ему осознавать собственные затруднения и осваивать способы их преодоления. Рефлексивно-деятельностный подход позволил соединить идеи о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова и др.), представления об интериоризации знаний и опыта (в рамках теории поэтапного формирования П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной), представление о преодолении неадекватных способов действия на материале решения творческих задач (Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, В. К. Зарецкий и др.), разработку структуры деятельности, предложенную В. И. Слободчиковым [2; 3; 4; 9; 13; 16]. Данный подход послужил базисом для создания программы. Программа профессионального модуля представляет собой многокомпонентную структуру, включающую несколько уровней, каждый из которых входит в последующий по принципу вложенных целостностей. Особенностью данной программы является то, что ее разработка и реализация осуществляется с привлечением будущих работодателей. По сути, будущие работодатели оформляют заказ на содержание практической части программы и способов ее реализации на базе образовательной организации, а также по окончании
ее реализации участвуют в «приемке» результатов.
Для оформления технического заказа образовательных организаций в рамках производственной и преддипломной практик проводятся семинары с участием руководителей практик от педагогических колледжей, студентов, руководителей (заместителей руководителей) образовательных организаций, являющихся базами практик, цель которых — согласование содержания и форматов реализации практик, в частности ученических проектов, которые студенты будут разворачивать со школьниками. Данные семинары проводятся в течение полугодия, и одновременно реализуется программа профессионального модуля «Организация проектной деятельности». Содержание программы и семинаров взаимно дополняют друг друга.
Результаты исследования. Программа имеет многокомпонентную структуру: первый компонент — освоение основ проектной деятельности, разработка и согласование технических заказов работодателей на проектирование и реализацию студентами отдельных видов деятельности (проектов, курсовых и дипломных исследований), второй компонент — организация студентами проектной деятельности младших школьников в период прохождения производственной и преддипломной практик согласно техническому заказу, согласованному образовательной организацией (реализуется на базе образовательных организаций — баз практик), третий компонент — рефлексия и анализ организации студентами проектной деятельности младших школьников в соответствии с техническим заказом образовательной организации в рамках производственной и преддипломной практик.
Содержанием первого компонента являются онтологические и концептуальные основы проектной деятельности. Студентами изучаются приемы и способы организации проектной деятельности младших школьников, моделируются возможные варианты организации проектной деятельности и занятий младших школьников в рамках производственной и преддипломной практик, осуществляется разработка и согласование технических заданий по организации проектной деятельности младших школьников на базах практик [19].
Работа строится в несколько этапов. Первый этап предназначен для освоения основ проектной деятельности и актуализации ее возможностей в образовательной деятельности на уровне начального общего образования.
На первом этапе преподавателем читаются импульс-лекции по основам проектной деятельности и особенностям ее организации. Далее проводятся практические занятия по отработке проектировочных умений студентов. Студенты в малых группах разрабатывают проекты по заданным преподавателем темам. Затем в формате дискуссий обсуждаются возможности проектной деятельности младших школьников в формировании образовательных результатов в рамках основной образовательной программы начального общего образования. Дискуссии предшествует самостоятельная работа студентов по анализу планируемых результатов ФГОС НОО и образовательных программ школ — баз практик. На этом этапе у студентов формируются не только знания об основах проектной деятельности и ее организации, но и аналитические, прогностические и коммуникативные умения.
Второй этап предназначен для согласования технического заказа работодателей на организацию проектной деятельности младших школьников в рамках практик. Данный этап начинается с анализа студентами образовательных программ школ — баз практик. Занятия проводятся с участием представителей школ (чаще всего это заместители руководителей образовательных организаций или учителя, которые являются руководителями практик от образовательных организаций). Уточнение технического заказа, осуществляемое через взаимодействие с образовательными организациями, направлено на устранение возможных проблем и препятствий в организации проектной деятельности младших школьников. Формирование групп студентов для работы в проекте предусматривает учет условий, сложившихся в образовательных организациях. Например, наполняемость классов, количество классов-комплектов, социальный состав классов и т.п.
Общее обсуждение заданий на практику и планов их реализации осуществляется совместно с работодателями. Данный этап работы позволяет сопоставить онтологические и концептуальные основы организации проектной деятельности с реальной практикой, которая есть в той или иной образовательной организации. Общегрупповое обсуждение направленно на выявление проблем и трудностей в организации проектной деятельности младших школьников. Например, очень часто обнаруживается несоответствие выбранных студентами форм содержанию организации проектной деятельности младших школьников, недостаточность теоретических обоснований заявленных проектов.
Появляются практические вопросы: какие приемы мотивации к осуществлению проектной деятельности необходимо использовать, какие виды рефлексии возможно использовать с зависимости от возраста обучающихся? Какие образовательные дефициты имеет конкретный студент для качественной организации проектной деятельности младших школьников? (что ему необходимо освоить?) и т.п. Из выделенной проблематики возникает необходимость повышения учебной мотивации студента к освоению нового содержания. На данном этапе наряду с аналитическими и прогностическими умениями формируются исследовательские, креативные.
На следующем этапе студентами разрабатываются программы и алгоритмы организации проектной деятельности младших школьников за счет взаимодействия друг с другом и с преподавателями. Каждый день заканчивается рефлексией, где обсуждаются способы, содержание работы. Такая работа направлена методическое оснащение студента по проблеме организации проектной деятельности младших школьников.
Работа на заключительном этапе строится в несколько тактов. Первый такт — итоговая рефлексия. Второй — сборка оптимального алгоритма организации проектной деятельности и проектирование возможных вариантов организации проектной деятельности младших школьников. Финальный этап — проведение руководителями семинара экспертизы программ организации проектной деятельности младших школьников. На данном этапе у студентов формируются в большей степени прогностические и рефлексивные умения.
После этого проводится экспертный семинар. В семинаре принимают участие две экспертные группы: внешняя (заместители руководителей, учителя школ — баз практик) и внутренняя (преподаватели колледжа и обучающиеся вторых курсов). Работа организуется следующим образом:
1. Представление собственной авторской программы организации проектной деятельности младших школьников.
2. Уточнение содержания программы через вопросы экспертов.
3. Экспертное заключение на программы проектной деятельности по итогам выступления представителей экспертных групп и их обсуждение.
Представленные программы по итогам экспертизы дорабатываются. Доработка программ сопровождается консультациями учителей и руководителей практики. После этого происходит окончательное согласование технического заказа на организацию данных работ в ходе
производственной или преддипломной практик. При этом выстраивается сотрудничество между образовательной организацией и колледжем (учитель — студент — руководитель практики).
Второй компонент включает прохождение производственной и преддипломной практики студентами, в ходе которой реализуются разработанные и согласованные программы и алгоритмы организации проектной деятельности младших школьников. На период практики студентам ставились следующие задачи: разработать содержание внеурочного занятия в форме межпредметной проектной задачи и содержание урока в форме предметной проектной задачи; организовать обучающихся на выполнение проектных задач; осуществить с обучающимися рефлексию по итогам выполнения проектных задач. Обязательным являлось взаимопосещение студентами занятий друг друга. Ежедневная рефлексия позволяет при необходимости оперативно корректировать деятельность практикантов. При реализации второго компонента у студентов в большей степени формируются организаторские и рефлексивные умения.
Третий компонент программы включает рефлексию и анализ организации студентами проектной деятельности младших школьников. После завершения практики в колледже результаты организации студентами проектной деятельности младших школьников обсуждаются на конференции, в которой также принимают участие работодатели (учителя, заместители руководителей, руководители практики). В ходе конференции за счет общего обсуждения каждый имеет возможность найти свой вариант решения проблем в организации проектной деятельности младших школьников.
Конференция начинается с работы в малых группах. В малых группах каждый студент сопоставляет свою деятельность в ходе производственной практики с концептуальными основаниями и программой. Целью такой работы является выявление расхождений реальной практики и ее оснований, обсуждение достижений, проблем и трудностей каждого. Затем организуется общее обсуждение и подводятся итоги практики, оформляются рекомендации по дальнейшему развитию компетенций студентов в организации проектной деятельности младших школьников.
При освоении студентами программы профессионального модуля «Организация проектной деятельности» обеспечивается направленность на развитие профессиональных компетенций, которые позволяют решать следующие профессиональные задачи:
- разрабатывать и реализовывать курс внеучебной деятельности, используя такие форматы, как события, мастерская или проектная задача, согласно полученным от образовательной организации техническим заказом и требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [11];
- создавать задания, направленные на формирование метапредмет-ных умений и личностных достижений учащихся;
- применять контрольно-измерительные материалы, позволяющие диагностировать метапредметные умения и личностные достижения школьников.
Для диагностики освоения студентами учебного материала в рамках теоретической части программы профессионального модуля «Организация проектной деятельности» нами использовался тест, содержащий открытые и закрытые вопросы, задания на соотнесение. Тест позволил выявить знания о типах и структуре проекта, существенных признаках проектов, отличия проектной задачи от проекта. Анализ результатов показал, что все 45 студентов, принявших участие в диагностике, имеют представление о проектной деятельности, при этом 28 студентов ответили верно на все 20 вопросов, а у 17 студентов возникли затруднения в части указания критериев для определения типа проекта. Самым сложным было задание открытого типа, предполагающее развернутый ответ с указанием достоинств и недостатков технологии проектной деятельности.
Для диагностики освоения практической части модуля нами было предложено решение проектной задачи в модельных ситуациях. Отметку «отлично» получили 22 студента, «хорошо» — 20 студентов, «удовлетворительно» — 3 студента. Анализ решения проектных задач позволил выделить сильные и слабые стороны подготовки студентов. Все студенты справились с разработкой проектных задач с учетом одного из предложенных направлений. Студенты демонстрировали модельную ситуацию запуска проектной задачи через постановку проблемы и организацию обучающихся на выполнение системы заданий. Среди достижений студентов — использование игровых приемов, видеоматериалов, позволяющих обнаружить проблему. Трудности студентов обнаруживались в удержании возрастных особенностей младших школьников, что проявлялось в чрезмерной доступности в изложении проблемы либо в сложном стиле изложения подготовленного материала. В разработке системы заданий замечено в ряде случаев нарушение логической последовательности.
Содержание практики было направлено на формирование у студентов навыков поиска, анализа и оценки информации, групповой работы; умений формулировать и решать задачи профессионального и личностного развития; ставить цели, мотивировать на деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; разрабатывать и реализовывать проекты, проектные задачи; оценивать результативность проектного обучения обучающихся.
Проанализировав результаты производственной и преддипломной практик, мы пришли к выводу, что от 80% до 96% студентов смогли успешно применить приобретенные в ходе производственной практики после освоения программы профессионального модуля «Организация проектной деятельности младших школьников» знания и умения.
Тем не менее методистом по практике были выделены следующие трудности студентов в разработке проектной задачи: неоригинальность в выборе темы проектной задачи, шаблонные проектные продукты (книжки, альбомы, буклеты, памятки); искусственное «притягивание» предметных областей в межпредметную проектную задачу (например, на материале учебного предмета «Математика» проектная задача используется для решения примеров, а не как поиск способов решения квазиреальной ситуации).
Заключение. Таким образом, рабочая программа профессионального модуля «Организация проектной деятельности» является средством формирования подготовленности студента к организации проектной деятельности младших школьников.
Предложенная нами программа профессионального модуля «Организация проектной деятельности» и способ ее реализации обеспечивают:
• Максимальное ориентирование содержания профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.02 Учитель начальных классов на учет требований работодателей.
• Получение технических заказов от работодателей на проектирование и реализацию студентами отдельных видов деятельности (проектов, курсовых и дипломных исследований) с учетом возможностей образовательной организации. Включение соответствующих заданий в программы профессиональных модулей.
• Подготовку студентов к прохождению производственной практики согласно техническому заказу, поступившему от образовательной организации.
• Организацию преддипломной практики по месту будущего трудоустройства студента на основании договора о целевом обучении и технического заказа на проведение дипломного исследования.
• Формирование у заказчиков (работодателей) потребности в выпускниках колледжа, у студентов — в трудоустройстве по специальности в территории края.
• Содействие заключению договоров о целевом обучении (либо соглашений о намерениях по трудоустройству) между муниципальными образованиями края, образовательными организациями и студентами, обучающимися в колледже.
Литература
1. Адольф В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 5-11.
2. Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дис. докт. псих. наук: 19.00.13. М., 2002. 36 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ: Астель, 2010. 671 с.
4. Зарецкий В. К. Использование рефлексии в практике организации решения проблем // Чтения памяти Г. П. Щедровицкого 2004-2005 гг. / сост. В. В. Никитаев. М.: Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. С. 305-320.
5. Кудинова О. С., СкульмовскаяЛ. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 1-3.
6. Лебедева Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию // Педагогика. 2002. № 1. С. 68-75.
7. Малышева Н. В. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 48-56.
8. Новикова Т. Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7. С. 151-157.
9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: уч. для вузов. М.: Юрайт, 2020. 460 с.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» (за-регистр. в Минюсте России 24.11.2014 № 34864) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118588/ (дата обращения: 11.01.2020).
11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (зарегистр. в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
12. Разливинских И. Н., Жданова Н. М. Подготовка будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности в условиях образовательных стандартов нового поколения // Мир науки. 2016. Т. 4, № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/
PDF/16PDMN316.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
13. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 3-18.
14. Степанова И. Ю. Опережающее образование педагога: индивидуально-личностный аспект: монография. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2020. 244 с.
15. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 121-131.
16. Управление познавательной деятельностью учащихся: сб. статей / под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 262 с.
17. Hanushek E. A., Piopiunik M., Wiederhold S. The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance // Journal of Human Resources. 2019. Vol. 54, No. 4. P. 857-899.
18. Kalisch C., Kaiser F. Bildung beruflicher Lehrkräfte. Wege in die pädagogische Königsklasse (Berufsbildung, Arbeit, Innovation). WBV Media, 2019. 318 S.
19. Ladd H. F., Sorensen L. C. Returns to Teacher Experience: Student Achievement and Motivation in Middle School // Education Finance and Policy. 2017. Vol. 12, No. 2. P. 241-279. DOI: https://doi. org/10.1162/EDFP_a_00194.
20. Tenberg R., Riedl A. Berufspädagogische Praxis in wissenschaftlicher Reflexion. Deutschland. Franz Steiner Verlag; 1. Auflage 2013. 231 S.
THE PROGRAM OF PREPARATION OF THE STUDENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE TO THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Introduction. The article substantiates the need to prepare a student of a pedagogical college to organize the project activities of junior schoolchildren, reveals the features of this training. The purpose of the study is to substantiate the approaches to the development and implementation of the work program of the professional module "Organization of project activities."
Methodology. The composition of design and methodological competencies has been determined, the basis for identifying the skills that form the basis of these competencies and their relationship has been shown, the main ways of forming professional competencies and skills have been highlighted. The reflexive-activity approach is described, which is the basis for the development of the professional module program along with the technical order of the employer.
Results. The structure of the program is presented through components: the first component is the implementation of the basics of project activities, development and coordination of technical orders of employers, the second component is the organization by students of the project activities of junior schoolchildren during the course of industrial and pre-diploma practices according to the technical order, the third component — reflection and analysis of the organization by students of the project activities of junior schoolchildren in accordance with the technical order of the educational organization within the framework of production and pre-diploma practices. The program implementation stages are disclosed. The results of diagnostics of knowledge and skills of students who have mastered the program of professional module "Organization of project activity" and analysis of results of production practice are presented.
Conclusion. An analysis of the results of production and pre-diploma practices shows that the program of the professional module "Organization of project activity" and the way of its implementation ensure the preparation of students to undergo industrial practice according to the technical order received from the educational organization, productive interaction with employers in terms of conducting diploma studies (execution of diploma projects), formation of the need for customers (employers) in college graduates, for students — the need for employment in a specialty in the territory of the region.
Keywords: reflexive-activity approach, organization of project activity, professional mod-
ule program, design and methodological competence, technical order.
References
• Adolf V. A. Podgotovka budushchego pedagoga k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah vnedreniya professional'nogo standarta // Vestnik KGPU im. V. P. Astaf'eva. 2015. № 1 (31). S. 5-11. [In Rus].
• Alekseev N. G. Proektirovanie uslovij razvitiya refleksivnogo myshleniya: avtoref. dis. dokt. psih. nauk: 19.00.13. M., 2002. 36 s. [In Rus].
• Hanushek E. A., Piopiunik M., Wiederhold S. The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance // Journal of Human Resources. 2019. Vol. 54, No. 4. P. 857-899.
• Kalisch C., Kaiser F. Bildung beruflicher Lehrkräfte. Wege in die pädagogische Königsklasse (Berufsbildung, Arbeit, Innovation). WBV Media, 2019. 318 S.
• Kudinova O. S., Skulmovskaya L. G. Proektnaya deyatel'nost' v vuze kak osnova innovacij // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 4. S. 1-3. [In Rus].
• Ladd H. F., Sorensen L. C. Returns to Teacher Experience: Student Achievement and Motivation in Middle School // Education Finance and Policy. 2017. Vol. 12, No. 2. P. 241-279. DOI: https://doi. org/10.1162/EDFP_a_00194.
• Lebedeva G. A. Tekhnologiya obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu // Pedagogika. 2002. № 1. S. 68-75. [In Rus].
• Malysheva N. V. Proektnyj metod obucheniya i proektnoe myshlenie pedagoga: poisk novyh podhodov // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2019. № 1. S. 48-56. [In Rus].
• Novikova T. G. Proektnye tekhnologii na urokah i vo vneurochnoj deyatel'nosti // Narodnoe obrazova-nie. 2000. № 7. S. 151-157. [In Rus].
• ObuhovaL.F. Vozrastnaya psihologiya: uch. dlya vuzov. M.: Yurajt, 2020. 460 s. [In Rus].
• Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 oktyabrya 2014 g. № 1353 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah» (zaregistr. v Minyuste Rossii 24.11.2014 № 34864) // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_118588/ (data obrashcheniya: 11.01.2020). [In Rus].
• Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014) «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta „Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" (zaregistr. v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550) // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/profstandart/01.001.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2020). [In Rus].
• Razlivinskih I. N., Zhdanova N. M. Podgotovka budushchih uchitelej nachal'nyh klassov k organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v usloviyah obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya // Mir nauki. 2016. T. 4, № 3 [Elektronnyj resurs]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN316.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2020). [In Rus].
• Slobodchikov V. I. Vyyavlenie i kategorial'nyj analiz normativnoj struktury individual'noj deyatel'nosti // Voprosy psihologii. 2000. № 2. S. 3-18. [In Rus].
• Stepanova I. Yu. Operezhayushchee obrazovanie pedagoga: individual'no-lichnostnyj aspekt: mono-grafiya. Krasnoyarsk: KGPU im. V. P. Astaf'eva, 2020. 244 s. [In Rus].
• Sysoev P. V. Obuchenie po individual'noj traektorii // Yazyk i kul'tura. 2013. № 4 (24). S. 121-131. [In Rus].
• Tenberg R., Riedl A. Berufspädagogische Praxis in wissenschaftlicher Reflexion. Deutschland. Franz Steiner Verlag; 1. Auflage 2013. 231 S.
• Upravlenie poznavatel'noj deyatel'nost'yu uchashchihsya: sb. statej / pod red. P. Ya. Gal'perina i N. F. Talyzinoj. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1972. 262 s. [In Rus].
• Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psihologiya / pod red. V. V. Davydova. M.: AST: Astel', 2010. 671 s. [In Rus].
• Zareckij V. K. Ispol'zovanie refleksii v praktike organizacii resheniya problem // Chteniya pamya-ti G. P. Shchedrovickogo 2004-2005 gg. / sost. V. V. Nikitaev. M.: Fond «Institut razvitiya im. G. P. Shchedrovickogo», 2006. S. 305-320. [In Rus].