Научная статья на тему 'Профессиональный конкурс, как мотивационная среда для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов медицинского колледжа'

Профессиональный конкурс, как мотивационная среда для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / COMPETITION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / MEDICAL COLLEGE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова В.А., Головчанская Л.В.

ВФГБОУ «Медицинский колледж»проводится системная работа по формированию мотивационной среды для развития профессиональных компетенций и навыков у студентов медицинского колледжа посредством проведения профессиональных конкурсов. Важным направлением в этой работе становятся стимул-реакция студентов. В качестве стимула администрация колледжа предложила рассмотреть возможность выбора студентами места преддипломной практики в лечебных учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации с перспективой дальнейшего трудоустройства в них. По результатам мониторинга знаний и индивидуального рейтинга в профессиональном конкурсе КУИН (компетенций, умений и навыков) студентам выпускных групп предоставляется выбор мест прохождения стажировок и преддипломной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competition as motivational environment for development of professional competencies and professionalism growth in students of medical college

"Medical College" carries out the systematic work on the formation of the motivational environment for the development of professional competencies and skills of its students through the providing of professional contests. An important direction in this work became the students’ stimulus-response. As the stimulus, the college administration has proposed to consider the students' choice of undergraduate training places in hospitals of the administration of the President of the Russian Federation with the prospect of further employment in them. The results of the monitoring of knowledge and individual rankings in professional competition “CSA” (competences, skills and abilities) cause the providing of the undergraduate students with the places of internship and externship.

Текст научной работы на тему «Профессиональный конкурс, как мотивационная среда для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов медицинского колледжа»

УДК 37.015

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС, КАК МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА 4

В. А. Шаронова, Л. В. Головчанская, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации (Москва, Россия), е-таН: mosgolar@mail.ru

Резюме. ВФГБОУ «Медицинский колледж»проводится системная работа по формированию мотивационной среды для развития профессиональных компетенций и навыков у студентов медицинского колледжа посредством проведения профессиональных конкурсов. Важным направлением в этой работе становятся стимул-реакция студентов. В качестве стимула администрация колледжа предложила рассмотреть возможность выбора студентами места преддипломной практики в лечебных учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации с перспективой дальнейшего трудоустройства в них. По результатам мониторинга знаний и индивидуального рейтинга в профессиональном конкурсе КУИН (компетенций, умений и навыков) студентам выпускных групп предоставляется выбор мест прохождения стажировок и преддипломной практики.

Ключевые слова: профессиональный конкурс, мотивация, компетенции, медицинский колледж, студенты.

4 Статью представила Людмилой Владимировой Ахметовой, к. псх. н, доцентом кафедры психологии развития личности, директором международного Евро-Азиатского адаптационно-образовательного центра Томского государственного педагогического университета (Томск, Россия).

В связи с введенными в Федеральных государственных образовательных стандартах изменениями формы ИГА (вместо экзаменов - защита выпускной квалификационной работы) в сентябре 2014 года Методический совет колледжа и Совет системы менеджмента и качества (далее, СМК) приняли решение внедрить новую форму мониторинга индивидуальных профессиональных навыков студентов старших курсов специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» в виде конкурса КУИН (компетенций, умений и навыков).

Также была поставлена цель - формирования мотивационной среды для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов колледжа.

щ ^

В ФГБОУ «Медицинский колледж» проводится системная работа по подготовке студентов к профессиональной деятельности, освоению профессиональных компетенций. Профессиональная ориентация включает в себя несколько видов деятельности:

- профессиональное просвещение;

- профессиональное воспитание;

- профессиональное консультирование и научно-исследовательская работа студентов;

- профессиональное развитие личности и поддержка профессиональной карьеры.

Во всех вышеперечисленных видах деятельности одним из главных составляющих является - развитие мотивации студентов к образованию и приобретению профессиональных навыков и компетенций.

Мотивационной средой для развития профессионализма были определены профессиональные конкурсы:

командный конкурс Олимпиада «теСюаШ^-2015»;

индивидуальный «Конкурс КУИН» (компетенций, умений и навыков).

Первоначально, в октябре 2015 года, был проведен конкурс КУИН .Цель которого -проверка овладения обучающимися профессиональной деятельности посредством освоения программ профессиональных модулей, а также систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Задачи конкурса:

- проверка практической подготовленности студента к производственной практике и выживаемость знаний, полученных студентами на предыдущих курсах;

- выявление соответствия уровня и качества подготовки выпускников Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело»;

- определение степени подготовленности выпускников к самостоятельной работе и выполнению обязанностей в качестве специалиста, в соответствии с выбранной профессией в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы;

- создание условий для определения уровня своей компетенции;

- проведение самообследования в колледже и оценка качества преподавания целого ряда предметов профессиональных модулей и специальных дисциплин.

Конкурс проходил в три этапа:

1 этап - тестирование по вопросам профессиональной безопасности;

2-этап - проверка манипуляционной техники;

3-й этап - демонстрация алгоритмов оказания помощи при неотложных состояниях в клинике различных заболеваний.

Решение о проведении конкурса в несколько этапов - это не только возможность мониторинга профессиональных умений, укрепление межпредметных связей, но и систематизация теоретических и практических навыков, полученных в ходе всего обучения.

Индивидуальный конкурс позволяет оценить рабочие характеристики студентов (ловкость, быстроту реакции, аккуратность, знание своего дела и др.) - на первом и втором этапах и умение ориентироваться в профессии в рамках своей компетенции при оказании первой и доврачебной помощи при неотложных состояниях.

К подготовке и проведению конкурса были привлечены опытные преподаватели профессиональных модулей. Была проделана значительная методическая работа по подготовке теоретических заданий (лекционный материал, вопросы, билеты, эталоны ответов).

В результате конкурса было определено, что все студенты овладели профессиональными и общими компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (общая успеваемость - 100%). Однако качественная успеваемость составила всего 69%. По мнению Методического совета колледжа и СМК необходимо было оперативно принять дополнительные меры по улучшению качества освоения профессиональных компетенций, формированию стимула к самореализации и поиску себя в профессии.

С нашей точки зрения, мотивация и мотивы внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. Использование многообразных стимулов для мотивирования студентов к учебе и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы.

Важным аспектом в этой работе становятся стимул-реакция студентов. В качестве мотивации в виде стимула администрация колледжа предложила рассмотреть возможность выбора студентами места преддиплом-

ной практики в лечебных учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации (далее, ЛПУ) с перспективой дальнейшего трудоустройства в них. По результатам мониторинга знаний и индивидуального рейтинга «Конкурса КУИН» студентам выпускных групп будет предоставлен выбор мест прохождения стажировок, преддипломной практики в ЛПУ, в которое он сможет трудоустроиться.

На общем собрании в торжественной обстановке, в присутствии администрации колледжа, опытных педагогов и представителей работодателей данная информация была доведена до студентов старших курсов. Первоначально у студентов возникает побуждение, которое включало в себя осознание предметного содержания побуждения (наиболее выигрышное с точки зрения личности распределение на практику), действия, результата и способов осуществления этого действия. Далее, наступает второй этап "принятие мотива". Внутреннее принятие побуждения, т.е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности студента. Каждый учащийся, сообразуясь со своими профессиональными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность (в персональном, индивидуальном распределении на базы ЛПУ) и стоит ли ее удовлетворять. На данном этапе важно, чтобы студенты начали проявлять высокую мотивацию к профессиональному успеху. Стремление овладения профессиональными компетенциями, внесение индивидуальных достижений в публичный рейтинг студентов способствует соперничеству и связан с уверенностью учащегося в собственных достижениях. Третий этап - это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив может приобретать новые функции (удовлетворения достигнутыми результатами, насыщения интереса), что может привести к переходу личности к следующему этапу мотивации - закреплению мотива. Последний этап - актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. Студенты, которые более всего стремятся к достижениям в значимой профессиональной деятельности, склонны выделять свои деловые качества, такие, например, как практичность, организованность, предпри-

имчивость, воля, предусмотрительность. Реально эти самооценки подкрепляются ответственностью и деловой направленностью этих субъектов.

В результате планомерной индивидуальной и групповой работы со студентами было получено социальное одобрение - еще один, более сильный генерализованный условный стимул.

В целях систематизации, закрепления и совершенствования, полученных студентами знаний, профессиональных компетенций, учебно-исследовательских умений и мотивационной среды была организована Олимпиада «тес11са18к1118-2015», командный профессиональный конкурс.

Далее, по просьбе студентов в колледже, были организованы дополнительные консультации по отработке практических навыков и умений, проведены интерактивные беседы-лекции об истории кремлевской медицины и особенностях ЛПУ Управления делами Президента Российской Федерации. Вследствие кропотливой системной работы со стороны администрации колледжа, опытных педагогов, классных руководителей студенты стали проявлять большую активность и заинтересованность в учебе, увеличилось число студентов, систематически посещающих «Школу введение в профессию».

В январе 2016 года во исполнение решения Педагогического совета колледжа повторно проведен индивидуальный профессиональный конкурс «КУИН».

Итоги конкурса:

1. В результате конкурса было определено, что все студенты овладели профессиональными и общими компетенциями, соответствующим основным видам профессиональной деятельности.

2. Качественная успеваемость возросла с 69% до 92% (при 100% общей успеваемости студентов).

Выводы. Таким образом, можно считать, что цель, формирование мотивационной среды для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов выпускных групп колледжа, достигнута в полной мере.

Кроме того, мы считаем, что

- любые стимулирующие действия должны быть тщательно проработанными;

- студенты больше испытывают интерес и значимость к обучению, если понимают, что их дальнейшие профессиональные действия будут для кого-то конкретно важны;

- каждому старшекурснику следует предоставить возможность оценить свою значимость в коллективе и получать реальные доказательства того, на что он способен;

- в достижении цели, которую студент сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии и усердия.

Методическим советом и Системой менеджмента и качества ФГБОУ «Медицинский колледж» рекомендовано в следующем учебном году продолжить практику проведения мониторинга профессиональных компетенций и навыков студентов посредством профессионального конкурса КУИН.

Литература:

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

2. Волгин H.A., Валь Е. ВИЛАР: мотивационная основа эффективного труда. // Человек и труд.- 2000.- № 4.

3. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М.: Изд-во РАГС, 2001.

4. Круглов, С. В. Развитие теории мотивации Маслоу в современных условиях/С.В.Круглов//Актуальные тенденции социально-экономического развития России: Сб. науч. ст. Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2006.

5. Цветкова Г. Действенность как компонент силы мотивации эффективной деятельности // Приклад, псих, и психоанализ. 2003.-N4.

6. Цветкова Г. Мотивационная сфера личности: методика изучения

// Приклад, псих, и психоанализ. 2003.-N 2.

— • —

Abstract. "Medical College" carries out the systematic work on the formation of the motivational environment for the development of professional competencies and skills of its students through the providing of professional contests. An important direction in this work became the students' stimulus-

response. As the stimulus, the college administration has proposed to consider the students' choice of undergraduate training places in hospitals of the administration of the President of the Russian Federation with the prospect of further employment in them. The results of the monitoring of knowledge and individual rankings in professional competition "CSA" (competences, skills and abilities) cause the providing of the undergraduate students with the places of internship and externship.

Keywords: competition, motivation, competence, medical college, students.

Sharonova V. A., Golovchanskaja L. V. Professional'nyj konkurs, kak ф motivacionnaja sreda dlja razvitija professional'nyh kompetencij i rosta professionalizma u studentov medicinskogo kolledzha / V. A. Sharonova, L. V. Golovchanskaja // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1 , 2016.

Сведения об авторах

Валентина Алексеевна Шаронова, директор. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации (Москва, Россия).

Лариса Валерьевна Головчанская, заместитель директора. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации (Москва, Россия).

© В. А. Шаронова, 2016.

© Л. В. Головчанская, 2016.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016.

Подписано в печать 08.04.2016. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.