УДК 378.14: 331.548
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Иргит Е.Л.,
Тувинский государственный университет, г. Кызыл Подик ИВ. Кызылский колледж искусств, г. Кызыл
TYPES OF INDEPENDENT WORK ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS
Irgit EL Tuvan State University, Kyzyl
Podic I.V. Kyzyl College of arts, Kyzyl
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной направленности студентов первого курса, а также результаты анкетирования мотивов выбора профессии студентами Кызылского колледжа искусств. Важную роль авторы статьи отводят формам и видам самостоятельной работы, наиболее эффективно способствующим формированию профессиональной направленности. Материалы статьи могут иметь практическое применение при планировании самостоятельной работы по формированию профессиональной направленности студентов.
Ключевые слова: профессиональное учебное заведение, профессиональная компетенция, профессиональная направленность, самостоятельная работа, дискуссия, обучающие игры.
The article deals with the problem of forming the professional orientation of first-year students, as well as the results of questioning the motives for choosing a profession by students of the Kyzyl College of Arts. The authors of the article assign an important role to the forms and types of independent work that most effectively contribute to the formation of a professional orientation. The materials of the article can have practical application in planning independent work on the formation of the professional orientation of students.
Key words: professional school, professional competence, professional orientation, independent work, discussion, learning games.
Поступление в профессиональное учебное заведение характеризуется новой социальной ролью студента, новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, гражданским совершеннолетием. Ведущей деятельностью становится профессионально-познавательная, ориентированная на получение профессии.
В научно-методической литературе профессиональная направленность личности рассматривается в связи с профессиональным становлением и
профессиональным самоопределением. Данный психологический феномен представляли различные авторы, в числе которых А.К. Маркова и Е.М. Иванова. Так, профессиональная направленность является интегративной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, определяемой также всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающейся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях и т.д. [2]. С точки зрения Е.М. Ивановой, компонентами профессиональной направленности являются интересы, мотивы, ценностные ориентации [1].
ФГОС среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение предусматривает для студентов-библиотекарей овладение общими и профессиональными компетенциями: умение анализировать, отбирать, обобщать информацию, заниматься научно-исследовательской деятельностью [4]. Перед преподавателями стоит задача, организовать учебную деятельность так, чтобы студенты смогли овладеть общими и профессиональными компетенциями, необходимыми им для будущей профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что первокурсники, поступившие в колледж по специальности «Библиотековедение», имеют разную степень мотивации к учебе, профессии, поэтому необходим дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных особенностей каждого студента.
С целью выявления мотивов в выборе профессии проведена диагностика студентов 1-го курса специальности «Библиотековедение» Кызылского колледжа искусств очной формы обучения в количестве 11 человек в возрасте 18-21 лет, все девушки. Для реализации цели исследования использовалась методика Т.И. Ильиной [3].
В данной статье представлены результаты анкетирования по шкале «овладение профессией». Оказалось, что показатель шкалы неоднородный, и он позволил выделить три группы студентов:
- с низким уровнем профессиональной мотивации (27,3%);
- со средним уровнем, т. е. готовы к овладению профессии, но не планируют работать в библиотеках (54,6%);
- с высоким уровнем мотивации, т. е. целенаправленно выбрали профессию и готовы приступить к работе (18,1%).
Проведенный опрос позволил определить индивидуально-личностные особенности выбора профессии студентов, их уровни мотивации. На основании этого определена организация и выбор видов и форм аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанных с учебно-познавательной деятельностью по повышению интереса к профессии.
В соответствии с тематикой занятий и особенностями мотивов учебной деятельности студенты разного уровня мотивации во внеаудиторное время выполняют задания различного вида, связанные с конспектированием, анализом источников по изучаемым темам. На занятиях организуются интерактивные методы обучения - дискуссии, диспуты, позволяющие окунуться в будущую профессию.
В учебном процессе подготовки библиотекарей дискуссия занимает одно из ведущих и интересных форм работы по формированию профессиональной направленности студентов-библиотекарей.
Например, дискуссии на тему «Есть ли будущее у профессии библиотекаря?», «Нужны ли библиотеки обществу?» вызывают бурное обсуждение студентов, что ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить их задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.
Дискуссия позволяет увидеть преподавателю, насколько хорошо группа усвоила теоретический материал обсуждаемых вопросов. Кроме этого она позволяет реализовать принцип связи теории с практикой.
Во внеучебное время студенты сами готовят и проводят дискуссии на волнующие их темы: «Карьера или семья», «Замужество по расчету или по любви», «Пить или не пить?», «Деньги - зло или благо?» и др. Такая работа позволяет параллельно освоить профессиональные умения и навыки, связанные с организацией массовых мероприятий в библиотеке.
В самостоятельной работе по повышению уровня мотивации студентов активно используются обучающие игры, связанные с составлением компьютерных кроссвордов по терминологии, электронной викториной, а также электронной книжной выставкой. Активно используются игры-конкурсы. Так, промежуточный контроль знаний для студентов проводится в виде игры-конкурса. Задания разнообразные, например, группам предлагаются изображения зданий крупных библиотек, им необходимо их назвать.
Очень интересным и одновременно сложным является задание провести экскурсию по библиотекам древности (Александрийская, Шумерская, Пергамская и др.), узнать ведущих библиотековедов по фотографиям и т.д. Такие задания способствуют расширению профессионального кругозора, в конечном счете, способствуют формированию профессиональной направленности студентов, будущих библиотекарей.
В соответствии с требованиями ФГОС по специальности «Библиотековедение» студенты, начиная с начальных курсов, выполняют разные виды исследовательских работ и одним из результатов их исследований является участие в научно-практических конференциях с докладом. У участников ежегодной научно-практической конференции студентов колледжа искусств вызвали интерес такие доклады студентов, как «Традиционное воспитание ребенка в тувинской семье», «Гостеприимство в тувинских сказках», «От слушания аудиокниг к чтению традиционных», «Библиотеки города - светочи Кызыла».
Студенты-старшекурсники во внеурочное время работают над дипломными проектами, тематика которых разнообразна - «Использование информационных технологий в интерьере библиотек (на примере Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина Республики Тыва)», «Электронный справочник: Тувинские личные имена», «Создание электронного библиографического указателя: Служители книг (к 40-летию открытия библиотечного отделения)», «Особенности библиотечного обслуживания
пользователей пожилого возраста с использованием ИКТ: разработка обучающей программы » и т.д.
Самостоятельная работа студентов предусматривает их обязательное участие в региональных мероприятиях, таких как «Библионочь», «Общероссийский День библиотек», «Праздник детской книги», что способствует повышению уровня профессиональной мотивации.
Преподаватели библиотечных дисциплин совместно со всеми студентами-библиотекарями разрабатывают и реализуют социально-культурные проекты. В рамках акции «Читающий город» (май 2016 г.), создана уличная библиотека «Ном-дептер», будущие библиотекари следят за наличием и репертуаром в ней документов, составляют рекомендательные списки литературы.
В рамках акции «Читайте на здоровье!» студенты первого курса проводили громкие читки в Доме ветеранов, что способствовало формированию профессиональной направленности и профессиональных компетенций в работе с различными группами пользователей. Самостоятельно подбирали репертуар, используя полученные знания на занятиях по культуре речи, репетировали выразительное чтение.
Учет уровня мотивации и правильно подобранная самостоятельная работа со студентами дает положительный результат. В процессе учебно-познавательной деятельности у студентов повышается профессиональная мотивация, формируется потребность к самосовершенствованию, расширению кругозора.
Библиографический список
1. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mexalib.com/view/19405 (Дата обращения: 17.01.2017)
2. Маркова А.К. Психология профессионализма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html (Дата обращения: 16.11.2017)
3. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [Электронный ресурс]. Режим доступа http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (Дата обращения: 28.02.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obbib.narod.ru/user-files/13-fgos spo 3 .pdf (Дата обращения: 08.01.2017).
Bibliograficheskij spisok
1. Ivanova E.M. Psikhologiya professionalnoj deyatelnosti [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mexalib.com/view/19405 (Data obrascheniya: 17.11.2017)
2. Мarkova A.K. Psikhologiya professionalizma [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html (Qata obrascheniya: 16.11.2017)
3. Metodika izucheniya motivatsii obucheniya v vuze t. i. ilinoj [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (Data obrascheniya: 28.02.2017).
4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 51.02.03 bibliotekovedenie [Elektronnyj resurs]. Rezhim
dostupa: http://obbib.narod.ru/user-files/13-fgos_spo_3_.pdf (Data obrascheniya:
08.01.2017).
Иргит Елена Ломбуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл
Подик Ирина Витальевна - преподаватель Кызылского колледжа искусств, г. Кызыл.
Irguit Elena - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of
pedagogy of the Tuvan State University, Kyzyl
Podic Irina - the teacher of Kyzyl College of arts, Kyzyl.
УДК 37.371.
ПЕРВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТУВЫ В ПЕРИОД ТНР
Маады С.С.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
FIRST EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TUVA IN THE PERIOD OF TNR
Maady S.S.
Tuva State University, Kyzyl
В статье рассматривается вопрос, связанный с историей зарождения и становления первых образовательных заведений в Туве в период Тувинской Народной Республики (1921 - 1944 гг.). Автор вкратце описывает историю изучения данного вопроса. И на основе использованной литературы поэтапно описывает, как и где появились первые школы в Туве.
Ключевые слова: культурная революция, тувинская письменность, первые школы, национальная школа, Тувинская народная республика.
The article deals with the history of origin and formation of the first educational institutions in Tuva in the period of the Tuva People's Republic (1921 - 1944). The author briefly describes the history of the study of this issue. And based on the literature used, stages by stage, describes how and where the first schools appeared in Tuva.
Key words: cultural revolution, tuvan writing, first schools, national school, Tuva People's Republic.
История зарождения первых образовательных заведений Тувы в период Тувинской Народной Республики (ТНР) является одной из актуальных и малоизученных тем в истории педагогики. Актуальность темы определяется тем, что всестороннее хронологическое исследование процесса становления первых образовательных заведений в Туве в период ТНР позволит выявить основные