Научная статья на тему 'Роль Новосибирской консерватории в формировании творческой интеллигенции Тувы'

Роль Новосибирской консерватории в формировании творческой интеллигенции Тувы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE / ТУВА / TUVA / ТВОРЧЕСКИЕ КАДРЫ / CREATIVE PERSONALITES / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карелина Екатерина Константиновна

Статья посвящена значению Новосибирской консерватории в процессе формирования творческой интеллигенции Тувы. Собраны сведения о выпускниках разных поколений различных факультетов консерватории, работавших в республике и ставших активными участниками развития музыкальной культуры Тувы. Рассматривается влияние исполнительских, композиторской и музыковедческой школ Новосибирской консерватории на профессиональный рост академических видов музыкального исполнительского искусства, развитие авторского творчества и музыкознания в Туве. Наиболее активным периодом взаимодействия консерватории с тувинской музыкальной культурой стали 1970-1980-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE IN THE FORMATION OF THE TUVA CREATIVE INTELLIGENTZIA

The article is about the significance of the Novosibirsk Conservatoire in the process of the Tuva creative intelligentzia’s formation. The data about different generations of various faculties of the Conservatoire, who worked in the Republic and became active participants of the Tuva musical culture’s development, is gathered in article. The influence of performing, composing and musicological schools of Novosibirsk Conservatoire is discussed on professional growth of academic types of music-performing art, development of the author’s creativity and musicology in Tuva.

Текст научной работы на тему «Роль Новосибирской консерватории в формировании творческой интеллигенции Тувы»

УДК 78.078

Е. К. Карелина

РОЛЬ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ТУВЫ

1960-1980-е гг. по праву можно назвать периодом бурного строительства музыкальной культуры в Туве (тогда Тувинской АССР) — на это время приходится «закладка» важнейших ее компонентов, относящихся к развитию профессионального музыкального образования, исполнительского и композиторского творчества: музыкального училища1 (1960), симфонического оркестра (1966), филармонии (1969), союза композиторов (1978). Все элементы системы, тесно связанные друг с другом, обеспечивали функционирование нового для коренных жителей типа культуры («по советскому образцу») - общего для регионов и национальных автономий, согласно государственной политике СССР.

Новые учреждения культуры остро нуждались в квалифицированных кадрах, которые активно прибывали в республику. Помогали отлаженная в те годы государственная система распределения выпускников вузов, направление студентов в период учебы на практику для работы в регионах, да и заочное обучение («без отрыва от производства») приветствовалось. При этом ротация кадров была весьма высокой, в чем были свои плюсы и минусы: постоянный приток молодых специалистов из музыкальных училищ и консерваторий страны (Москвы, Ленинграда, Рязани, Калуги, Казани, Свердловска, Томска, Новосибирска2, Красноярска и других городов) в определенной мере обеспечивал творческий диалог различных школ и разнообразие музыкальной жизни, но не способствовал на этом этапе укоренению, закреплению привнесенных традиций (на основе которых могли бы сформироваться собственные). Процесс же образования местных традиций связан с теми музыкантами

© Е. К. Карелина, 2017

(как местными, так и приезжими), кто работал и работает в Туве достаточно длительное время и оставил в тувинской культуре заметный след. Труд многих по праву отмечен почетными званиями и государственными наградами. Среди них воспитанники Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, о которых пойдет речь в предлагаемой статье. В нашей работе мы опирались на опубликованные материалы и архивные документы, а также устные комментарии ветеранов тувинской культуры В. Ф. Охот-никовой и В. И. Минина, которым приносим свою благодарность.

Предыстория отношений Новосибирской консерватории и Тувы начинается в 1949 г., когда волей судьбы в г. Кызыле оказались замечательные музыканты (чьи имена, неразрывно связанные с историей Новосибирской консерватории, не нуждаются в специальном представлении) - Л. Н. Шевчук и Е. Р. Близнюк, работавшие в Кызыл-ской ДМШ3, первой выпускницей которой стала их дочь Дина4. Чета Шевчук-Близнюк впоследствии не прекращала отношений с Тувой: Елена Романовна была консерваторским куратором Кы-зылского училища [10, с. 114] и оказывала педагогам из Тувы методическую помощь, Леонид Николаевич был председателем государственной экзаменационной комиссии. В выступлении Л. Н. Шевчука 23 июня 1964 г. на педсовете по результатам первых выпускных экзаменов училища озвучены предложения: организовать научное студенческое общество, ДМШ при училище для подготовки будущих абитуриентов, основать традицию поддержки связи со своими выпускниками, приезжать со студентами в консерваторию на консультации, ставить детские оперы

[21, л. 40-40 об.]6. Все его напутствия и мудрые советы6 были реализованы в разные годы истории училища. Кроме того, культурная политика тех времен способствовала тесным контактам главного музыкального вуза Сибири с подшефными учебными заведениями региона.

Педагогами ДМШ г. Кызыла, работавшими в период 1950-х гг. (главным образом приезжими специалистами), во многом были заложены традиции академического музыкального образования в Туве. Тогда в школе учились Саша Курченко, Володя и Витя Тока, продолжившие музыкальное образование в Новосибирской консерватории. Закончив историко-филологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и проработав год в Кызыле, А. П. Курченко приступил к учебе на вечернем отделении консерватории и одновременно работал в ее стенах (по его словам, он был приглашен Л. Н. Шевчуком на место проректора по заочному обучению7). В итоге он успешно закончил теоретико-композиторский факультет по двум специальностям: как музыковед по классу проф. А. Н. Котля-ревского (выпуск 1967 г. (далее вып. -Е. К.)) и как композитор по классу Г. Н. Иванова (вып. 1968 г.). Член Союза композиторов СССР с 1967 г., он на IV курсе сочинил «Восемь тувинских народных песен» для оркестра народных инструментов. Дипломная работа - Симфония № 1 (к которой автор сохранил трепетное отношение) была исполнена под управлением Арнольда Каца [5]. В 1967-1970 гг. вел у студентов-заочни-ков курсы истории русской и зарубежной музыки, после получения диплома работал в должности доцента кафедры истории музыки до отъезда в Москву (где трудится по сей день, является профессором МГИК, заслуженным деятелем искусств РФ, известным автором музыки для народных инструментов). Александр Петрович, уже будучи москвичом, регулярно приезжал в Кызыл к родным, поддерживал тесные творческие связи с тувинскими музыкантами. Многие сочинения А. П. Курченко (среди них немало оркестровых партитур) вдохновлены Ту-

вой и стали неотъемлемой частью музыкального наследия республики.

Братья Тока приехали в консерваторию раньше, в 1960 г., и первые два года учились на подготовительном отделении, после чего Владимир стал студентом фортепианного факультета, а Виктор - факультета народных инструментов (вып. 1968 г.). В классе М. С. Лебензон Владимир Тока получил отличную школу фортепианного исполнительства и «заболел» музыкой С. В. Рахманинова (чьи Первый и Второй концерты играл сам [2, с. 136]). И хотя его вузовское образование оказалось в силу ряда причин незавершенным, именно в консерватории Владимир начал сочинять музыку8. Композиторскую школу Владимир Салчакович прошел, когда в 1969 г. работал над Первой симфонией в Доме творчества композиторов СССР в Иваново, активно общаясь с коллегами из разных регионов СССР, а позже в 1972 г. стажировался в Ленинградской консерватории у А. Д. Мнаца-каняна [Там же, с. 137]. Впоследствии он стал ведущим композитором-пианистом Тувы, всегда с теплотой вспоминающим уроки Мэри Симховны. Его брат Виктор, освоивший баян в годы учебы в ДМШ, на факультете народных инструментов НГК занимался оркестровым дирижированием, что позволило ему стать дирижером симфонического оркестра, организованного на базе Госкомитета Тувинской АССР по телевидению и радиовещанию. Жизнь братьев Тока оказалась неразрывно связанной с симфоническим оркестром Тувы (руководил и дирижировал Виктор, играл на рояле и писал музыку Владимир), в котором они трудились до конца своих дней, оставив яркий след в истории тувинской музыкальной культуры. В 1990-х гг. коллектив симфонического оркестра был переведен в филармонию, в настоящее время оркестр носит имя Виктора Тока. В честь Владимира Тока был назван учрежденный Союзом композиторов Тувы I Межрегиональный конкурс-фестиваль композиторов и исполнителей, проведенный в рамках ФЦП «Культура России» в мае 2016 г.

В 1965 г. в консерваторию на теорети-ко-композиторский факультет НГК из Кызылского училища приехал X. Б. Дамба (вып. 1972 г.), который вначале обучался на подготовительном отделении у А. Ф. Яковлева, потом стал студентом класса Г. Н. Иванова. Дипломная работа Хуреш-оола Дамба, исполненная новосибирскими музыкантами, — симфоническая поэма «Моя Тува». Уроки консерватории во многом определили творческие интересы молодого композитора, его склонность к инструментальной музыке и симфоническим жанрам. Таким образом, в Новосибирской консерватории получили образование представители второго поколения профессиональных композиторов Тувы - А. П. Курченко, Вл. С. Тока и X. К. Дамба, чье творчество направило развитие тувинской музыки в область академических жанров в период 1960-1980-х гг., способствуя формированию национальной композиторской школы.

Главной площадкой для реализации творческих замыслов тувинских композиторов в 1960-1980-е гг. стал симфонический оркестр, состав которого, к сожалению, постоянно был неполон и нестабилен. Тем не менее, оркестр выполнял важную миссию по музыкальному просвещению населения, озвучивая передачи местного радио- и телевещания, выезжая с лекциями-концертами в районы и на предприятия, продвигая в жизнь новые сочинения тувинских авторов. Из музыкантов симфонического оркестра Тувы, закончивших оркестровый факультет НГК, следует отметить скрипачей В. А. Шананина и В. Г. Аксаментова (вып. 1967 г.), О. Б. Холынина (вып. 1978 г.), кларнетиста В. Е. Пестерева9 (вып. 1965 г.) и гобоиста Д. Г. Майзеля (вып. 1970 г.). В разное время они преподавали в училище10, а ветеран оркестра Владимир Шананин также вел класс скрипки в Кызылской ДМШ.

Рост исполнительского искусства во многом обеспечивали прибывавшие на работу в Кызыл пианисты, среди которых были выпускники фортепианного факультета НГК М. В. Носова, С. А. Корн

(вып. 1967 г.) и JI. 3. Смелянская11 (вып. 1970 г.). Правда, проработали они недолго (около года), передав эстафету другим. Приезд новых педагогов стимулировал коллег по Кызылскому училищу к повышению своего профессионального уровня: так, выпускница и педагог ККИ JI. И. Альсова (Бокули-на) среди первых пианистов из Тувы (наряду с Вл. Тока) поступила в НГК (вып. 1972 г.) [8, с. 105]. Выпускник Ленинградского музыкального училища А. И. Ломизов запомнился в период работы в Кызыле виртуозным исполнением «Мефисто-вальса» и Сонаты h-moll Листа [4, с. 81], но, закончив Новосибирскую консерваторию (вып. 1971 г.), покинул Туву.

Наиболее плодотворными были годы, когда после консерватории в училище работали О. С. Жукова, А. И. Мартемья-нова (Ларькина, вып. 1971 г.), В. П. Баскаков, И. Е. Кудинов, Н. М. Раитина (Шагина, вып. 1975 г.), В. И. Минин (вып. 1976 г.), В. Ф. Охотникова (вып. 1979 г.), Е. А. Дятлова (вып. 1981 г.). Алла Мартемьянова - талантливый педагог, воспитавшая не одно поколение пианистов, работающих в Туве и за пределами республики. Незабываемым педагогом остался в памяти тувинских музыкантов Виктор Баскаков (закончил ККИ у А. И. Ломизова, а НГК по классу М. А. Шавинера) [9]. Он тесно сотрудничал с тувинскими авторами и подготовил в 1982 г. хрестоматию «Тувинская фортепианная музыка» (издана в Кызыле в 2013 г.).

Из вышеназванных продолжают трудиться в Кызылском колледже искусств ветераны тувинской культуры, авторитетные педагоги-методисты Н. М. Раитина, супруги В. И. Минин и В. Ф. Охотникова. Опытным концертмейстером является Наталья Раитина, проявившая эту способность еще в студенческие годы (училась у М. А. Шавинера и С. А. Добровольского), когда работала на кафедре хорового дирижирования НГК [8, с. 107]. Педагогический опыт обобщен ею в учебно-методическом пособии «Ступеньки в музыку» в 4 ч. (издана Ч. 1.

Кызыл, 2014). Особой творческой харизмой отмечен Владимир Минин (выпускник Л. 3. Смелянской в ККИ, в НГК учился у М. С. Лебензон), умеющий сочетать музыкально-исполнительскую деятельность с научным осмыслением и поэтичным словесным толкованием. Он много лет возглавлял фортепианное отделение ККИ. Сменившая уехавшую Л. 3. Смелянскую О. С. Жукова подготовила к поступлению в НГК Валентину Охотникову, которая в годы учебы в консерватории (класс С. А. Добровольского) заинтересовалась музыкой тувинских композиторов и стала глубоким ее интерпретатором. Именно ей принадлежит исполнительская редакция фортепианных произведений в 3-м томе академического нотного издания - Собрании сочинений

A. Б. Чыргал-оола (М., 2010).

Период 1970—1980-х гг. был отмечен активностью концертных выступлений пианистов. Игорь Кудинов исполнял с симфоническим оркестром I часть Второго концерта С. Рахманинова, имел в репертуаре все баллады Ф. Шопена [4, с. 81-82]. Помимо разнообразных сольных номеров, яркими событиями стали выступления пианистов совместно с оркестром народных инструментов училища [7, с. 80] - солировали Александр Ломизов (Первый концерт П. Чайковского, I ч.), Виктор Баскаков (Финал Концерта П. Чайковского), Владимир Минин (Первый концерт Ф. Листа и Пятый Л. Бетховена, I ч.), Валентина Охотнико-ва (Концерт Э. Грига, I ч.). Во многом благодаря пианистам западноевропейский классический и романтический репертуар укоренился в музыкальной жизни Тувы.

Среди выпускников факультета народных инструментов НГК: баянисты

B. С. Тока (вып. 1968 г.), В. В. Нагорный (вып. 1972 г.), А. П. Оськин (вып. 1974 г.), А. К. Саратовкин (вып. 1980 г.), гитарист В. О. Куулар (вып. 1991 г.). В Туве большинство из них успешно реализовали себя как организаторы-руково-дители: о дирижере симфонического оркестра Викторе Тока мы писали выше; в истории Кызылского училища ис-

кусств Виктор Нагорный останется как директор, успешно руководивший коллективом в течение 30 лет; долгое время работали завучами ведущих учебных заведений культуры Тувы (ККИ и РШИ) Александр Оськин12 и Валерий Куулар13. Административную работу музыканты совмещали не только с педагогической, но и с исполнительской: В. Нагорный много лет руководил оркестром народных инструментов училища, А. Оськин и В. Куулар играли в составе различных ансамблей народных инструментов. Исполнительской харизмой обладал Анатолий Саратовкин, участник популярного в музыкальной жизни Тувы 1980-х гг. квинтета баянистов [1, с. 144].

Бурное развитие хорового исполнительства в советский период стимулировало подготовку квалифицированных хормейстеров [14]. После окончания дирижерского факультета НГК Р. Н. Лесников (вып. 1964 г.) был распределен в Кызыл для работы в музыкальном училище14, где в те же годы трудились другие хормейстеры15. Соперничество молодых специалистов стимулировало творческую активность, и Роберт Николаевич проявил себя в годы работы в Туве не просто талантливым хормейстером и педагогом, но и одаренным композитором. Создав немало прекрасных партитур для хора а'сарреИа на материале тувинского песенного фольклора, Р. Лесников фактически обеспечил оригинальным репертуаром государственный ансамбль песни и танца «Саяны» (созданный в 1969 г. на базе студенческого коллектива), в котором стал первым художественным руководителем [6]. После отъезда заложенные им традиции исполнения тувинской хоровой музыки продолжили ученики, в первую очередь Тамара Даваа (Салчак, вып. НГК 1975 г.), работавшая с различными хоровыми коллективами и являющаяся бессменным руководителем хора ветеранов ансамбля «Саяны». Закончившие консерваторию Н. С. Маады (вып. 1978 г.) и А. Н. Саратовкина (вып. 1979 г.) участвовали в развитии хорового пения как педагоги и хормейстеры учебных кол-

лективов. Алле Саратовкиной16 принадлежит идея проведения хоровых концертов «Рождественские встречи», ставших доброй традицией музыкальной жизни Кызыла последних лет.

Не столь плодотворными, как по другим исполнительским специальностям, оказались результаты подготовки солистов-вокалистов: закончившая вокальный факультет НГК Лариса Чыртай-оол (вып. 1984 г.) не реализовалась как певица, но, тем не менее, внесла свой вклад в развитие тувинской культуры в качестве звукорежиссера и заведующего аудиофон дом телевидения и радио. Ныне Л. А. Чыртай-оол - сотрудник-ветеран ГТРК «Тыва». Позже, в период 2000-х гг., консерваторию закончили артистка Тувинского музыкально-драмати-ческого театра Эльвира Докулак и выпускница Кызылского училища искусств Азиана Ондар-Салчак, которые ныне успешно совмещают концертную и педагогическую деятельность.

Среди музыковедов, получивших образование в Новосибирской консерватории: В. Л. Сапельцев (вып. 1966 г.), А. П. Курченко (вып. 1967 г.), 3. К. Казанцева (вып. 1973 г.), В. Г. Сибирцева (вып. 1974 г.), В. И. Борисенко (вып. 1982 г.), О. И. Борисенко (вып. 1987 г.), Н. А. Лопсан (вып. 1991 г.). Все они в разное время работали и работают в Кызылском училище искусств17, а большинство их дипломных работ связаны с тувинской музыкой18.

1970-1980-е гг. стали наиболее плодотворным этапом творческой биографии Витольда Сапельцева, когда он был ведущим музыковедом Тувы, выступал как лектор филармонии и на страницах местной печати19. Его статьи по музыкальной культуре Тувы заложили основы исторического музыкознания в республике, а автор первым из музыковедов вошел в состав основанного в 1978 г. Тувинского отделения Союза композиторов РСФСР. Валентина Сибирцева - музыко-вед-лектор, педагог-ветеран Кызылского училища искусств, бессменный мастер курса русской музыкальной литературы. Владимир Борисенко всегда был в гуще

культурной жизни: активно сотрудничал с Союзом композиторов, занимался организационной и творческой работой (сделал клавирные переложения симфонических партитур тувинских композиторов), до конца жизни вел теоретические дисциплины в училище. Истинным просветителем и пропагандистом тувинской музыки стала Зинаида Казанцева -талантливый педагог, музыковед-лек-тор, автор первых монографий о тувинских музыкантах и учебника по этносоль-феджио20. Наталья Лопсан разработала училищный курс «Музыкальный фольклор народов Сибири», успешно реализует себя в творческой деятельности как композитор и пианист-концертмейстер. Отметим, что вышеназванные музыковеды в разное время возглавляли отделение теории музыки в Кызылском училище, достойно продолжая традиции Новосибирской консерватории в преподавании музыкально-теоретических дисциплин.

Поствузовское образование на базе консерватории музыканты из Тувы начали получать только в последнее время: выпускница Красноярской академии музыки и театра А. Д. Оюн21 в 2009 г. первой из тувинских композиторов закончила ассистентуру-стажировку (класс Ю. П. Юкечева). На кафедре этномузы-кознания под руководством С. П. Галиц-кой была подготовлена кандидатская диссертация А. Д.-Б. Баранмаа22 (Мон-гуш, защищена в 2009 г.), сейчас на той же кафедре под руководством Г. Б. Сы-ченко работает над диссертацией А. X. Кан-оол23.

Косвенно Новосибирская консерватория сыграла роль в подготовке тех музыкантов из Тувы, которые в юные годы обучались в ССМШ при НГК (ныне НМСШ) и Новосибирском музыкальном училище (НМУ, ныне НМК им. А. Ф. Мурова), где преподавали консерваторские педагоги. В частности, достойную подготовку в стенах НМУ получила автор данной статьи24, также годы учебы в Новосибирске стали успешным стартом для профессиональной карьеры Анай-Хаак Балбан-оол, Марьятты Ба-дыргы (Сундуй), Николая Дамбаа

и Анны Дулуш (Данзын) и др., и сейчас многие из этих музыкантов - в авангарде музыкальной культуры Тувы25.

Тесное сотрудничество консерватории с национальными автономиями в советский период позволило воспитать целую плеяду профессиональных кадров высшей квалификации, способных поднять музыкальное творчество, исполнительство и просветительство на уровень, требуемый эпохой. На примере Тувы мы видим, насколько разнообразно могли реализовать свой потенциал воспитанники Новосибирской консерватории, передавая и распространяя полученные знания, обеспечивая полноту музыкальной жизни в провинции. Обученные в НГК композиторы и музыковеды (многие из которых стали членами профессионального творческого союза26) своей деятельностью стимулировали развитие авторского творчества, музыкознания и музыкальной критики. Музыканты-исполнители работали с хоровыми кол-

лективами, в симфоническом оркестре, создавали ансамбли, солировали, выступая в различных концертных программах, в том числе в рамках филармонического лектория, благодаря чему тувинские слушатели знакомились с шедеврами классической музыки27. Основным местом работы чаще всего становилось Кызылское училище искусств, что неудивительно, так как это учебное заведение, по сути, выполняло и продолжает выполнять роль централизующего элемента, обеспечивающего сохранность академических видов музыкальной культуры в Туве28. Наиболее продуктивным из рассмотренных стал период 1970-х гг., когда после окончания Новосибирской консерватории ряды творческой интеллигенции Тувы пополнились более чем двумя десятками специалистов, многие из которых стали двигателями музыкальной жизни, по сей день влияющими на развитие музыкального искусства в республике.

Примечания

1 Кызыльское музыкальное училище позже было

переименовано в Кызылское училище искусств, ныне - Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола (далее ККИ). Правописание с мягким знаком в слове «Кызыльский» в 1990-х гг. было официально изменено на «Кызылский».

2 В своих воспоминаниях о ККИ А. А. Панов писал: «В конце 1960-х - начале 1970-х гг. в училище работали: из Казанской консерватории <...> из Новосибирской - Р. Н. Лесников, А. И. Ломизов, Г. М. Нехамкин, Н. Не-хамкина, Б. И. Хромцов, М. И. Калинкин, Л. 3. Смелянская, В. Л. Сапельцев, А. И. Мар-темьянова, О. С. Жукова, Г. Балаховский и другие» [13, с. 14]. Не о всех названных Пановым педагогах училища сохранились материалы, позволяющие оценить их вклад в тувинскую музыкальную культуру.

8 Г. Г. Фельдгун, говоря о Л. Н. Шевчуке, допускает неточность: «Он был основателем и первым директором Областной музыкальной школы...» [10, с. 37], поскольку школа была основана в 1947 г. (до приезда Шевчука) и первым ее директором стала пианистка Эльза Генри-ховна Кирштейн [16, л. 1].

4 Дина Леонидовна Шевчук в числе группы музыкантов из Тувы была рекомендована педсо-

ветом школы от 6 января 1954 г. для поступления в консерваторию [18, л. 89 об.].

5 Первую в истории Тувы детскую оперу в 1951 г.

ставила с учениками и педагогами Кызылской ДМШ Е. Р. Близнюк [18, л. 41-41 об.].

6 Л. Н. Шевчуку также принадлежит идея организации специальной школы для одаренных детей коренной национальности, выраженная еще в годы его работы в Кызылской ДМШ [17] и воплотившаяся в 1978 г. в основании Республиканской школы искусств (РШИ, ныне РООМХШИ им. Р. Д. Кенденбиля) на базе Кызылского училища искусств и общеобразовательной школы-интерната № 2 г. Кызыла.

7 Правда, в материалах по истории консерватории [10; 11] мы не нашли сведений о существовании должности проректора по заочному обучению - возможно, данная административная единица называлась иначе.

8 Музыковед 3. К. Казанцева приводит слова Вл. С. Тока: «Первое произведение, которое я сочинил и записал - "Тувинские пейзажи". Это было в консерватории, в подвальных классах фортепиано для занятий. Заниматься приходилось по ночам, потому что только тогда были свободными классы для репетиционных занятий. Я закрывался и все ночи проводил в импровизациях и сочинении музыки. Педагог по

специальности не знала, чем я занимаюсь, знали только друзья - студенты консерватории: Чаптыков Владимир (будущий министр культуры Хакасии) и Мохов Евгений. Они были первыми моими слушателями» [2, с. 136].

9 В. Е. Пестерев был одним из первых музыкан-

тов оркестра [15, с. 100].

10 Д. Г. Майзель некоторое время работал завучем училища.

11 По воспоминаниям В. Ф. Охотниковой, Л. 3. Смелянская (ученица М. С. Лебензон) привила ей любовь к творчеству композиторов-романтиков. Она умело стимулировала учебную активность своих студентов, создавая в классе атмосферу соперничества [12, с. 102].

12 Вся трудовая биография А. П. Оськина связана с ЕЕИ, в котором он проработал более 40 лет (1963-2016), из них завучем - более 30 лет.

13 В. О. Куулар - гитарист, кларнетист, работал завучем долгий период в РШИ и два года в ККИ, исследователь тувинского горлового пения, некоторое время стажировался на кафедре этномузыкознания НГК у Н. М. Кондратьевой.

14 А. А. Панов, сам дирижер-хоровик, бывший тогда директором училища, так вспоминал о новом педагоге: «Молодой, с живым открытым лицом и стремительной походкой, Роберт Николаевич как нельзя более подходил для нашего молодежного по составу хора музыкального училища. На занятиях с хором Роберт Николаевич приходил в костюме и галстуке, работал очень активно, не теряя ни минуты урока, поэтому терпеть не мог опоздавших. Хоровую литературу он знал прекрасно. Репертуар хора строил так, чтобы исполнялась и классика, и современная музыка. Предпочтение отдавалось тувинской хоровой музыке» [12, с. 13].

15 Выпускники Уральской консерватории Т. А. Леонтьева и Л. И. Карев, из Новосибирска приехала и недолго работала М. В. Новикова (вып. 1966 г.) [12; 20].

16 В настоящее время А. Н. Саратовкина возглавляет Тувинское отделение Всероссийского хорового общества.

17 Педагогическая биография 3. К. Казанцевой и Н. А. Лопсан также тесно связана с РШИ: 3. Казанцева много лет успешно вела музыкально-теоретические дисциплины и кружок композиции; Н. Лопсан является неизменным концертмейстером и автором инструментальных пьес для юных музыкантов. В последние годы О. И. Борисенко, вернувшаяся в коллектив колледжа, успешно реализует себя в просветительской деятельности.

18 За исключением А. П. Курченко и 3. К. Казанцевой, выбравших для дипломных работ твор-

чество Н. Мясковского и С. Прокофьева. О дипломных работах В. Сапельцева и Н. Лопсан, посвященных тувинскому музыкальному фольклору, мы писали ранее (см.: [3]). Работа В. Сибирцевой представляет творческий портрет А. Б. Чыргал-оола - первого композитора Тувы. В работе В. Борисенко анализируется жанр симфонической поэмы в творчестве тувинских авторов (А. Чыргал-оола, X. Дамба, Вл. Тока). Исторический очерк музыкальной жизни Тувы периода 1950-1970-х гг. представлен в работе О. Борисенко.

19 В начале 1990-х гг. В. Сапельцев уехал из республики, творческие связи с Тувой прекратились.

20 Изданы книги 3. Казанцевой о композиторах Р. Кенденбиле (Кызыл, 2002) и А. Чыргал-ооле (Кызыл, 2003), первом баянисте Тувы В. Безъязыкове (Кызыл, 2004, 2-е изд. 2014), а также учебник «Сольфеджио на материале музыки Тувы» в 3 частях (Кызыл, Новосибирск, 2012).

21 Аяна Оюн преподавала в ККИ, заведовала музыкальной частью Тувинского музыкально-драматического театра, сейчас обучается в Санкт-Петербурге по специальности «режиссура музыкального театра».

22 Аясмаа Баранмаа (Монгуш) является ведущим научным сотрудником сектора культуры Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, также преподает в ККИ.

23 Айланмаа Кан-оол (выпускница Новосибирского музыкального училища) успешно трудится в ККИ, является нынешним его директором и художественным руководителем фольклорного ансамбля «Сайдаяк».

24 В годы нашей учебы на отделении теории музыки НМУ педагоги НГК вели курсы: полифонии (Г. А. Демешко), современной музыки (С. С. Гончаренко), современной гармонии (Л. В. Александрова), композиции (Ю. П. Юкечев). Незабываемыми остались ежегодные отчетные концерты класса композиции, в которых в качестве исполнителей новых «опусов» также принимали участие студенты и педагоги консерватории. После окончания Московской консерватории автор данной статьи отдала тувинской культуре четверть века (работала в ККИ, Министерстве культуры, возглавляла Союз композиторов Тувы).

26 А.-Х. Д. Балбан-оол - ведущая пианистка современной Тувы (солистка и концертмейстер), артистка фортепианного дуэта, педагог ККИ. М. М. Бадыргы - исследователь-хоомеевед, заместитель министра культуры республики. А. В. Дулуш - успешный педагог по классу

домры и чанзы, заместитель директора ККИ. Н. Ю. Дамбаа - солист-домрист, работал музыкальным руководителем государственного ансамбля «Саяны» и художественным руководителем филармонии, директором ДК «Строитель» г. Кызыла, преподаватель ККИ. Благодаря им концертная жизнь Тувы обогатилась новыми яркими ансамблями, пропагандирующими произведения отечественной, зарубежной классики и тувинских авторов: Н. Дамбаа с А. Дулуш - артисты созданного ими в 2004 г. инструментального ансамбля «КАНТ» [1, с. 144-146]; А.-Х. Балбан-оол с А. Медведевой с 2011 г. составляют фортепианный дуэт.

26 В советские годы в члены Союза композиторов СССР были приняты А. Курченко, X. Дамба, Вл. Тока, В. Сапельцев; ныне являются члена-

ми Союза композиторов России 3. Казанцева, А. Баранмаа, А. Оюн.

27 Например, В. Аксаментов играл «Весеннюю сонату» Л. Бетховена и скрипичные пьесы П. Чайковского, А. Ломизов - сонаты Л. Бетховена, миниатюры П. Чайковского, этюды и прелюдии Ф. Шопена [19]. К сожалению, лекторий функционировал только в советские годы.

28 В определенной мере, Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, будучи основным поставщиком кадров для отрасли культуры в республике, восполняет функции национальной консерватории, что доказывает факт рождения в его стенах практически всех ведущих профессиональных музыкальных коллективов Тувы и социально значимых творческих проектов.

Литература

1. Аргунова Л., Матеро И. М. Инструментальные ансамбли в истории отделения народных инструментов Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч,-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Тип. КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 143-147.

2. Казанцева 3. К. Человек века: К 65-летию композитора В. С. Тока // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Материалы Межрегион, науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., г. Кызыл) / сост. Е. К. Карелина. - Кызыл: Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - С. 135-139.

3. Карелина Е. К. Страницы истории тувинского этномузыкознания // Вестн. муз. науки. -2016. - № 2. - С. 10-17.

4. Кузьмина И. А. Из истории фортепианного искусства в Туве // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И. В. Подик. - Кемерово: Кем-ГУКИ, 2006. - Вып. 1. - С. 77-84.

5. Личный архив Е. К. Карелиной. Записи бесед с информантами. Беседа с А. П. Курченко. г. Кызыл, 8 августа 2008 г. (рукопись).

6.Логадюк М., Саратовкина А. Н. Творческая деятельность Р. Н. Лесникова в Туве // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.) / Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 110-114.

7. Матеро И. М. Иван Минин - подвижник оркестра народных инструментов // Культура

Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.) / Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 75-82.

8. Минин В. И. К вопросу об исполнительской традиции в фортепианном искусстве Тувы // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.) / Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 103-110.

9. Монгуш У. О. Виктор Баскаков: Штрихи к портрету пианиста-педагога // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Тип. КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 105-107.

10. Новосибирская консерватория - 50 лет: Материалы и док. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - 634 с.

11. Новосибирская консерватория - 50 лет: Эн-цикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. -400 с.

12. Охотникова В. Ф., Минин В. И. Воспоминания об учителях, коллегах и друзьях // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Тип. КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 102-105.

13. Панов А. А. Душа творческого человека всегда молода и жизнедеятельна... (страницы воспоминаний о музыкальной культуре

Тувы) // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Материалы Межрегион, науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., г. Кызыл) / сост. Е. К. Карелина. - Кызыл: Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - С. 6-19.

14. Саратовкина А. Н., Черников А. Г. Из истории развития хорового искусства в Туве // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И. В. Подик. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. -Вып. 1. - С. 84-94.

15. Тулуш Б.-М., Карелина Е. К. Из истории исполнительства на духовых инструментах в Туве // Культура Тувы: Прошлое и настоящее: Сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызыл, уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. И. В. Подик. — Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 1. - С. 97-101.

16. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ). Ф. Р-48: ДМШ г. Кызыла (1947-1964). Оп. 1. Ед. хр. 1: Приказы. Л. 1: Приказ по областному отделу ис-

кусств Тувинской АО № 8 от 1 июня 1947 г. (машинопись).

17. ЦГА РТ. Ф. Р-48: ДМШ г. Кызыла (1947-1964). Оп. 1. Ед. хр. 8: Годовой отчет о работе ДМШ. Л. 7-13: Отчет Тувинской областной музыкальной школы за 1949-1950 учеб. год. Сост.: и. о. директора Шевчук (черновой вариант, рукопись).

18. ЦГА РТ. Ф. Р-48: ДМШ г. Кызыла (1947-1964). Оп. 1. Ед. хр. 10: Протоколы педагогических советов ДМШ, 1949-1956 гг. (рукопись).

19. ЦГА РТ. Ф. Р-283: Тувинская государственная филармония (1969-1978). Оп. 1. Ед. хр. 15: Программа ансамбля «Саяны», 1970 г. Л. 7: Программа лекции-концерта артистов музыкального лектория, посвященного 100-летию В. И. Ленина (машинопись).

20. ЦГА РТ. Ф. Р-397: Кызылское училище искусств (1960-1976). Оп. 1. Ед. хр. 4: Список педагогов с полными анкетными данными, 1968 г. (машинопись).

21. ЦГА РТ. Ф. Р-397: Кызылское училище искусств (1960-1976). Оп. 1. Ед. хр. 10: Протоколы педагогических советов училища, 1963-1966 гг. (рукопись).

Referenses

1.Argunova L., Magero I. M. The Instrumental ensembles in National instruments Department's History of the Kyzyl Arts College named by Chyrgal-ool. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kyzyl, 2012, vol. 3, pp. 143-147.

2. Kazantseva Z. K. Man of the Century: the 65th anniversary of the composer V. S. Toka. Kul'tura, iskusstvo i obrazovanie v regionakh Sibiri [Culture, Art and Education in the Siberia regions]. Kyzyl, 2008, pp. 135-139.

3.Karelina E. K. Pages of the history of Tuvan etnomusicologia. Vestnik muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2016, (2): 10-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuz'mina I. A. From the History of Piano Art in Tuva. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kemerovo, 2006, vol. 1, pp. 77-84.

5. Lichnyj arhhiv E. K. Karelinoj. Zapisi besed s informantami. Beseda s A. P. Kurchenko [The personal archive of E. K. Karelina. The transcripts of interviews with informants. Interview with A. P. Kurchenko] Kyzyl, 8 August 2008 (manuscript).

6. Logadyuk M., Saratovkina A. N. Robert Lesnikov's Creative activity in Tuva. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva:

the Past and the Present]. Kemerovo, 2006, vol. 2, pp.110-114.

7. Magero I. M. Ivan Minin is an enthusiast of folk instruments orchestra. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kemerovo, 2006, vol. 2, pp. 75-82.

8. Minin V. I. About the performing tradition of Piano Art in Tuva. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kemerovo, 2006, vol. 2, pp. 103-110.

9. Mongush U. O. Victor Baskakov: details to the portrait of a Pianist and Teacher. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kyzyl, 2012, vol. 3, pp. 105-107.

10. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let: Materialy i dokumenty [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years: Materials and Documents]. Novosibirsk, 2006. 634 p.

11. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let: Entsiklopedicheskij slovar' [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years: Encyclopedic dictionary], Novosibirsk, 2006. 400 p.

12. Okhotnikova V. F., Minin V. I. Memories of teachers, colleagues and friends. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kyzyl, 2012, vol. 3, pp. 102-105.

13. Panov A. A. The soul of a creative person is always young and vigorous... (the pages of memories about the Tuva musical culture). Kul'tura, iskusstvo i obrazovanie v regionakh Sibiri [Culture, Art and Education in the Siberia regions]. Kyzyl, 2008, pp. 6-19.

14. Saratovkina A.N., Chernikov A. G. From the history of the development of Choral Art in Tuva. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kemerovo, 2006, vol. 1, pp. 84-94.

15. Tulush B.-M., Karelina E. K. From the history of playing Wind Instruments in Tuva. Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee [Culture of Tuva: the Past and the Present]. Kemerovo, 2006, vol. 1, pp. 97-101.

16. Tsentral'nyj gosudarstvennyj arkhiv Respubliki Tyva (TsGA RT). F. R-48: DMSh g. Kyzyla (1947-1964). Op. 1. Ed. khr. 1: Prikazy. L. 1: Prikaz po oblastnomu otdelu iskusstv Tuvinskoj AO № 8 ot 1 iyunya 1947 g. [Central State Archive of the Tuva Republic. F. R-48: Kyzyl music school (1947-1964). Inv. 1. Storage unit 1: Orders. L. 1: The Order of the regional Department of Arts of the Tuvan AO, No. 8, 1 June 1947] (typescript).

17. TsGA RT. F. R-48: DMSh g. Kyzyla (1947-1964). Op. 1. Ed. khr. 8: Godovoj otchet o rabote DMSh. L. 7-13: Otchet Tuvinskoj oblastnoj muzykal'noj shkoly za 1949-1950 ucheb. god. Sost.: i. o. direktora Shevchuk [Central State Archive of the Tuva Republic. F. R-48: Kyzyl music school (1947-1964). Inv. 1. Storage unit 8: Annual report on the work of the Music school. L. 7-13: the Report of the Tuva regional music school for 1949-1950 academic year.

Comp.: acting Director Shevchuk] (draft manuscript).

18. TsGA RT. F. R-48: DMSh g. Kyzyla (1947-1964). Op. 1. Ed. khr. 10: Protokoly pedagogicheskikh sovetov DMSh, 1949-1956 gg. [Central State Archive of the Tuva Republic. F. R-48: Kyzyl music school (1947-1964). Inv. 1. Storage unit 10: Protocols of School's pedagogical Councils, 1949-1956] (manuscript).

19. TsGA RT. F. R-283: Tuvinskaya gosudarstvennaya filarmoniya (1969-1978). Op. 1. Ed. khr. 15: Programma ansamblya «Sayany», 1970 g. L. 7: Programma lektsii-kontserta artistov muzykal'nogo lektoriya, posvyashchennogo 100-letiyu V. I. Lenina [Central State Archive of the Tuva Republic. F. R-283: Tuvan state Philharmonic (1969-1978). Inv. 1. Storage unit 15: the Program of the ensemble «Sayany», 1970. L. 7: The lecture-concert's program of the musical lectures artists, devoted to 100 anniversary of V. I. Lenin] (typescript).

20. TsGA RT. F. R-397: Kyzylskoe uchilishche iskusstv (1960-1976). Op. 1. Ed. khr. 4: Spisok pedagogov s polnymi anketnymi dannymi, 1968 g. [Central State Archive of the Tuva Republic. F. R-397: Kyzyl College of arts (1960-1976). Inv. 1. Storage unit 4: List of teachers with complete biographical data, 1968] (typescript).

21. TsGA RT. F. R-397: Kyzylskoe uchilishche iskusstv (1960-1976). Op. 1. Ed. khr. 10: Protokoly pedagogicheskikh sovetov uchilishcha, 1963-1966 gg. [Central State Archive of the Tuva Republic. F. R-397: Kyzyl College of arts (1960-1976). Inv. 1. Storage unit 10: Protocols of College's pedagogical Councils, 1963-1966] (manuscript).

Роль Новосибирской консерватории в формировании творческой интеллигенции Тувы

Статья посвящена значению Новосибирской консерватории в процессе формирования творческой интеллигенции Тувы. Собраны сведения о выпускниках разных поколений различных факультетов консерватории, работавших в республике и ставших активными участниками развития музыкальной культуры Тувы. Рассматривается влияние исполнительских, композиторской и музыковедческой школ Новосибирской консерватории на профессиональный рост академических видов музыкального исполнительского искусства, развитие авторского творчества и музыкозна-

The role of the Novosibirsk Conservatoire in the formation of the Tuva creative intelligentzia

The article is about the significance of the Novosibirsk Conservatoire in the process of the Tuva creative intelligentzia's formation. The data about different generations of various faculties of the Conservatoire, who worked in the Republic and became active participants of the Tuva musical culture's development, is gathered in article. The influence of performing, composing and musicological schools of Novosibirsk Conservatoire is discussed on professional growth of academic types of music-performing art, development of the author's creativity and musicology in Tuva.

ния в Туве. Наиболее активным периодом взаимодействия консерватории с тувинской музыкальной культурой стали 1970-1980-е гг.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, Тува, творческие кадры, музыкальная культура.

The 1970-1980-s became the most active period of engagement of the Conservatoire with Tuvan musical culture.

Key words: Novosibirsk Conservatoire, Tuva, creative personalites, musical culture.

Карелина Екатерина Константиновна, доктор искусствоведении, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва

E-mail: [email protected]

Karelina Ekaterina Konstantinovna, Doctor of Art Criticism, Associate Professor of the Department of Music Education and enlightenment at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Professor of Department of Pedagogy and Methods of pre-school and primary education at Tuvinian State University, the Member of Russian Composers Union, the Tuva Republic honored worker of Art E-mail: [email protected]

Получено 14.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.