Научная статья на тему 'ВКЛАД Р. Г. МИРОНОВИЧА В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ (К 110-летию со дня рождения музыканта)'

ВКЛАД Р. Г. МИРОНОВИЧА В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ (К 110-летию со дня рождения музыканта) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тува / творческая деятельность / театр / опера / национальный оркестр / музыкальное образование / Tuva / creative activity / theatre / opera / national orchestra / musical education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карелина Екатерина Константиновна

В статье рассматривается значение творческой деятельности Р. Г. Мироновича для развития музыкальной культуры Тувинской республики в 1943-1946 годы. Он оставил заметный след в истории тувинского театра, национального оркестра и музыкального образования. Р. Г. Миронович был блестящим выпускником Московской консерватории по классам флейты и дирижирования. До приезда в Туву он получил необходимый опыт как оркестровый музыкант и оперно-симфонический дирижер. Работая в Туве, он столкнулся со многими непредвиденными трудностями, но сумел оставить после себя верных последователей из числа тувинских учеников. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о том, что педагогический талант Мироновича был исключительным. Его опыт сочинения национальной оперы стал первым в Туве, однако, в истории тувинской музыки опера Мироновича была несправедливо забыта. Его шаги по созданию национального оркестра были для тувинской культуры новаторскими, но принесли полноценный результат много позже, в эпоху постсоветской Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R. Mironovich’s contribution to the development of musical culture in Tuva (to the 110 anniversary of the musician’s birth)

The article is about an importance of R. Mironovich’s creative activity for the development of Tuvinian music culture in 1943-1946. He left a noticeable trace in the history of the Tuvinian theatre, national orchestra and musical education. R. Mironovich was a brilliant graduate of the Moscow Conservatoire (classes of flute and conducting). Before coming to Tuva he received the necessary experience as an orchestral musician and opera and symphony conductor. Working in Tuva, he encountered many unexpected difficulties, but he managed to leave behind faithful followers among Tuvinian students. Numerous archival documents show that the pedagogical talent of Mironovich was exceptional. His experience in composition of the national Opera was the first in Tuva; however, in the history of the Tuvinian music Mironovich’s Opera was unjustly forgotten. His steps in creation of the national orchestra were innovative for Tuvinian culture, although they brought the full results much later, in the era of post-Soviet Tuva.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД Р. Г. МИРОНОВИЧА В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ (К 110-летию со дня рождения музыканта)»

УДК 78.074

Е. К. Карелина

ВКЛАД Р. Г. МИРОНОВИЧА В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ (К 110-летию со дня рождения музыканта)

^ узыкальная культура в Туве, как и во многих других национальных автономиях бывшего СССР, пережила определенные стадии своего развития в период Новейшей истории. Часто необходимым условием появления новых форм музыкального искусства, соответствующих требованиям времени, было участие приезжих специалистов из крупных культурных центров России. Процессы исторического развития музыкальных культур ряда народов современной Сибири, детально рассмотренные в капитальном коллективном труде Новосибирской консерватории [4], наглядно демонстрируют этот факт.

Следует отметить, что установление Российского протектората над территорией Тувы - Урянхайским краем, ранее входившем в состав Китайской империи, произошло только в 1914 году. Кроме того, Тува последней из национальных автономий вступила в состав СССР: в 1944 году, в годы Великой Отечественной войны, Тувинская Народная Республика стала частью РСФСР, поначалу на правах автономной области, в 1961 году став Тувинской АССР. Поэтому у тувинцев не было столь длительных исторических и культурных связей с русскими, как у других коренных народов Сибири. Вот почему так важно, какие люди из России волею судьбы оказывались в далекой и труднодоступной Туве, какой культурный багаж они привозили с собой.

Один из них - Ростислав Георгиевич Миронович (1904-1998), уроженец Кубани, музыкальный путь которого был предопределен с детства: «Я родился и вырос в семье, где музыка была чуть ли не

© Е. К. Карелина, 2014

главным стержнем всех семейных интересов: моя мать была профессиональной концертирующей пианисткой (она закончила училище ИРМО в Тифлисе)» [3, с. 16]. По словам музыканта, в девятилетнем возрасте для него стал настоящим потрясением концерт вундеркинда-дирижера Вилли Ферреро: «Я несколько дней бродил как шальной. Меня уже собирались вести к врачу. А я действительно заболел, заболел страшной болезнью, заболел дирижерской палочкой. А эта болезнь неизлечимая» [3, с. 16]. Последующие вскоре революционные события на некоторое время отодвинули музыкальные планы. В период 1920-х, будучи студентом Краснодарского сельскохозяйственного института, Ростислав параллельно окончил музыкальное училище по классу флейты, а также организовал при сельхозинституте любительский симфонический оркестр, которым руководил в 1924-1927 годах.

«Тогда же понял, - чтобы стать профессиональным дирижером, нужно: знать, как играют в оркестре, следовательно, самому сочинять для оркестра. Сидя в оркестре, учиться у крупных дирижеров работать с оркестром. Крупные, выдающиеся дирижеры работают только с хорошими оркестрами. Значит, хорошо играть в хорошем оркестре. И, наконец, закончить консерваторию по классу дирижирования. Вот тот стратегический план, который я для себя составил и над воплощением которого работал с первых дней пребывания в консерватории» [3, с. 17]. В 1928 году Миронович стал студентом оркестрового факультета Московской консерватории, в 1932 году - поступил на дирижерский. Напряженная учеба сочеталась с постоянной практикой: подрабатывал в оркестрах драмати-

Р. Г. Миронович в годы учебы в Краснодаре, 1925 г.

Дирижирует Р. Миронович, г. Москва, конец 1930-х гг.

ческих и кинотеатров, руководил детским хором в школе Н. И. Сац, дирижировал оркестром в театре Ю. А. Завадского и симфоническим оркестром консерватории, в 1935 году как флейтист был принят без конкурса в симфонический оркестр Московской государственной филармонии (тогда единственный в Москве, кроме оркестра Радиокомитета). А еще успевал заниматься в классе композиции С. Н. Василенко, результат -струнный квартет, симфониетта, музыка к спектаклям разных драматических театров.

В 1936 году Ростислав успешно закончил консерваторию по двум специальностям - флейты (класс профессора В. Н. Цыбина) и оперно-симфоническо-го дирижирования (класс профессора Б. Э. Хайкина). Приведем слова маститых педагогов из характеристик Мироно-вича-студента: «исключительное музыкальное природное дарование» (проф. В. Н. Цыбин); «... в течение всего периода обучения проявлял наилучшие музыкальные и исполнительские способности <...> флейтист-исполнитель высшей квалификации» (проф. Б. Э. Хайкин) [3, с. 9].

Работая в филармоническом оркестре, Миронович имел возможность непосредственно наблюдать за деятельностью ведущих отечественных и зарубежных дирижеров, среди них: А. И. Орлов, Н. С. Голованов, Б. Э. Хайкин, К. С. Са-раджев, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Эуген Сенкар, Эрнест Ан-серме и др. О многих из них Р. Миронович оставил интереснейшие воспоминания [3, с. 52-80]. Дирижировал постановками в оперной студии консерватории. Успехи на данном поприще привели к тому, что Мироновича приглашает знаменитый певец Иван Козловский на должность дирижера в его Ансамбль оперы. Но начавшуюся увлекательную работу с артистами и оперными проектами прервала война.

С июля 1941 года Миронович - старший лейтенант 1-й гвардейской стрелковой дивизии Юго-Западного фронта. Вскоре - ранение, контузия, госпиталь, демобилизация. В декабре 1942 года Рос-

тислав Георгиевич был командирован Комитетом по делам искусств СССР за границу, в Тувинскую Народную Республику (ТНР) для руководства музыкальной частью национального театра. К работе в Туве приступил с января 1943 года. Контракт Мироновича заканчивался осенью 1945 года, после чего он уехал в Киргизию, где в течение уже достаточно длительного времени (с 1945 по 1962 годы) продолжил свою работу по развитию новой национальной музыкальной культуры на посту дирижера Киргизского театра оперы и балета. В начале 1962 года был переведен дирижером в Воронежский театр оперы и балета. Везде совмещал дирижерско-поста-новочную работу с педагогической. Почти четверть века отдал преподаванию в Воронежском институте искусств (с 1973 по 1997 годы). Постоянно сочинял - концертные произведения для духовых инструментов (в том числе для педагогических нужд), романсы, музыку к драматическим спектаклям. Составленный им список всех оперных и балетных спектаклей1 позволяет оценить размах дирижерской работы Мироновича: 63 оперы и балета зарубежных и отечественных авторов, из которых им самим поставлено 42. При этом не отличался карьерными амбициями (не был членом Союза композиторов СССР, хотя заслуживал этого не меньше многих других), активно трудясь до последнего года жизни.

Итак, из своей обширной творческой биографии Миронович отдал работе в Туве всего три года, оказавшихся, тем не менее, весьма плодотворными и для личного профессионального развития, и для тувинской музыкальной культуры в целом.

Оценивая историю тувинской музыки с позиций дня сегодняшнего, можно утверждать, что музыканты такого уровня, как Р. Г. Миронович, со столь богатой оркестровой практикой, больше в Туве не работали.

Что же увидел Миронович, прибыв в Туву? Самые первые шаги национального театра, в котором существовал первый ансамбль из национальных инстру-

Р. Г. Миронович, г. Воронеж, 1964 г.

ментов, чаще всего исполнявший в унисон народные мелодии. Инструменты были сделаны народным мастером Олча-маем2. И при этих, столь скромных, исполнительских возможностях творческого коллектива его ожидала молодежь, стремившаяся учиться, открытая к восприятию всего нового, его ученики - первые тувинские артисты, будущая национальная интеллигенция.

В музыкально-театральном училище Тувинской Народной Республики, просуществовавшем недолго (1943-1945) и располагающимся на базе национального театра, Р. Г. Миронович руководил оркестровым отделением, на котором обучалось 25 человек3. Ориентируясь на традиции российского музыкального образования, педагог сам разработал учебный план. По нашим подсчетам, общая недельная нагрузка аудиторных занятий составляла 44 часа4. На оркестровом от-

Р. Г. Миронович с учениками. Сидят (слева направо): Лаптан, Кенденбиль, Миронович, Тамдын, крайний справа - Монгальби; г. Кызыл, 1944-1945 гг.

делении изучались следующие дисциплины: специальный инструмент, оркестр, камерный ансамбль, музыкальная грамота, теория музыки, гармония, сольфеджио, ритмика, ознакомление с музыкальной литературой, общая история музыки. Практически все предметы вел сам Миронович. Помогал вести занятия с первокурсниками его ассистент и одновременно студент 3-го курса Александр Лаптан (1918-1981) - талантливейший тувинский музыкант, мульти-инструменталист, композитор5. Если еще учесть активную концертно-агитацион-ную и театрально-постановочную работу студентов (которые одновременно были артистами театра), частые выездные гастроли концертных бригад по районам, можно представить, насколько насыщенной была учебно-творческая жизнь училища. Впрочем, для Мироновича столь плотный график работы был привычен, а для его тувинских учеников это послу-

жило примером того, с какой отдачей должен работать представитель профессионального искусства.

Среди воспитанников оркестрового отделения и участников театрального оркестра - такие известные ныне в тувинской культуре имена, как: Лаптан, Тамдын, Чыргал-оол, Кенденбиль, Монгальби, Кенден, Шактар. Строки писем и воспоминаний бывших учеников красноречиво говорят о том, каким был для них педагог из Москвы: «... только от Вас мы узнали, что такое настоящее искусство, только с Вашей помощью мы научились понимать и любить музыку. <...> Мы любим Вас, и хорошо работать только с Вами»6; «от имени всех своих товарищей прошу вернуться к нам. <„.> с нетерпением ждем Вашего приезда в Туву»7; «... он [Р. Г. Миронович] очень много работал над тем, чтобы оркестр зазвучал. Дополнял его новыми инструментами, исполнителями. Он обучил

всех. Всех увлек»8. Именно в Туве в полной мере раскрылся исключительный педагогический дар музыканта.

Сам Р. Г. Миронович воспоминал, что если с проблемой № 1 - кого из студийцев учить оркестровому исполнительству - он справился быстро, то проблема № 2 - на чем учить - решалась гораздо сложнее ввиду специфики национального инструментария: «Все эти инструменты отличались примитивным устройством, чрезвычайно неустойчивой интонацией; а диапазоном - в пределах октавы. Только тембр каждого из них был красочен и самобытен. Звуковая тесситура была также неустановленной: каждый из них настраивался на тесситуру певца и сопровождал его пение наигрышем в унисон. Таким образом, эти инструменты были пригодны только для воспроизведения на них мелодий народных песен, а этому искусству обучать моих учеников не требовалось: каждый из них знал большое количество народных песен и мог воспроизвести их мелодии на любом народном инструменте. В мою же задачу входило обучение профессиональным навыкам игры на инструменте, обучение нотной грамоте; а надо иметь в виду, что тувинские народные песни сложены в основном в пентатонных ладах. Осуществить все это, пользуясь существующими народными инструментами, было невозможно. Вот тогда и встала во весь рост проблема - на чем учить?» [2, с. 77].

Попытку первой модернизации традиционного инструментария осуществил мастер и одновременно инспектор оркестра Константин Тамдын (1911-1990). Однако, интонация струнно-смычковых инструментов все еще оставалась неустойчивой, сила звучания не увеличилась, зато ухудшались оригинальные тембровые качества, с чем Миронович, как чуткий музыкант, никак не мог смириться. Единственно возможный выход виделся в использовании русских народных инструментов, обучению студийцев игре на 4-струнных домрах и с их помощью - основам теории музыки. Ансамбль домр9, вероятно, со-

существовал с тувинским составом. Возможно, что Миронович также добавлял домры в состав оркестра, сочетая их с тувинским инструментарием. Поначалу разучили несколько обработок тувинских народных песен и музыку к танцевальным постановкам, сочиненную в том числе самим Мироновичем10. К началу 1945 года оркестр уже успешно сопровождал не только хореографические номера, но и музыкальные спектакли11.

Несмотря на все трудности, которые приходилось преодолевать педагогу, ему удалось сформировать из своих учеников не только функционирующий, играющий коллектив, но и привить им представление о том, каким должен быть оркестр. По этому поводу у Мироновича имелась весьма четкая позиция: «Если это оркестр, то он не может быть камерным, ибо само понятие оркестр исключает понятие камерный. Оркестр может быть большой с установленными в принципе составами, малый, струнный, духовой. А камерным может быть ансамбль с непостоянным составом инструментов, какой заблагорассудится автору» [3, с. 101-102]. Установки первого создателя национального оркестра Тувы впоследствии сыграли свою роль, все последующие попытки возрождения театрального оркестра в Туве говорят об этом12. Созданный в 2003 году молодой профессиональный коллектив - Тувинский национальный оркестр Министерства культуры Республики Тыва, будучи малым по составу, демонстрирует принципиальное деление на группы, отличающиеся по своим оркестровым функциям. Насколько важным был этот момент, можно понять, если учесть, что до начала XX века Тува не знала иных форм оркестрового музицирования, кроме храмовых буддийских оркестров, где струнных инструментов не было.

Успехи начатого дела подтолкнули Мироновича к еще более смелому шагу -созданию национальной оперы. По совету филолога-тюрколога А. Пальмбаха, используя сюжет народной сказки, Миронович приступил к сочинению музы-

Сочиняется первая тувинская опера. За столом в центре - Р. Миронович, за ним стоит А. Пальмбах; г. Кызыл, 1945 г.

ки, но успел до отъезда из Тувы полностью закончить музыку только 1-го действия (2-е и 3-е остались в набросках).

Постановка 1 акта оперы «Чечен и Белекмаа» состоялась в театре в августе 1945 года в качестве дипломной работы студентов музыкально-театрального училища. Проект Мироновича впоследствии был продолжен одним из его бывших учеников по музыкально-театральному училищу, композитором Ростиславом Кенденбилем, чья опера на тот же сюжет «Чечен и Белекмаа» была поставлена в тувинском театре через 20 лет после оперы Мироновича13.

Таким образом, деятельность Мироновича стимулировала модификацию традиций национального искусства, за короткий срок приобретшего совершенно новые для себя формы. Об этом Н. Г. Шахназарова пишет следующее: «Так заявляет о себе еще одна закономерность функционирования национальной традиции - неизбежность на основе преемственности рождения новых традиций как необходимого условия плодо-

творной жизни национального искусства [курсив автора. - Е. Д.]. В этом смысле развитие искусства есть процесс непрерывного становления новых традиций. <...> в самой традиции синтезированы разные грани и разные пласты, которые могут существовать потенциально и раскрываться как ответ на потребность времени» [5, с. 60].

Имевшийся опыт дирижерско-поста-новочной работы позволил Р. Г. Мироновичу за короткий срок пребывания в Туве сделать невероятно много: 1) подготовить специалистов оркестрового дела; 2) инициировать процесс реконструкции тувинских национальных инструментов для их оркестрового применения; 3) создать первый национальный оркестр Тувы и репертуар для него; 4) написать первую национальную тувинскую оперу «Чечен и Белекмаа»; 5) осуществить первую в истории Тувы полноценную оперную постановку в театре (с участием солистов, хора, оркестра). Так, Мироновичу было суждено стать основоположником ту-

Р. Миронович с семьей Оскал-оол, г. Москва, 1952 г.

винского национального оркестра и тувинской национальной оперы. В свою очередь, опыт работы с инонациональным материалом оказался потом полезным в Киргизии, где композиторский потенциал музыканта раскрылся в полной мере.

Из своих тувинских учеников Р. Миронович особо высоко ценил мастера-из-готовителя музыкальных инструментов К. Тамдына и своего помощника А. Лап-тана. Авторитет своего учителя более всего пронес по всей своей жизни композитор Ростислав Кенденбиль (1922-1992), взяв себе при советской паспортизации имя любимого учителя, стараясь быть на него похожим в работе и даже внешне. Долгое время Миронович дружил с семьей тувинских цирковых артистов Оскал-оолов, для труппы которых также писал музыку.

В 1970-е годы Ростислав Георгиевич приезжал в Туву, до конца жизни хранил письма своих тувинских учеников и коллег, а также фотографии, сделанные им в 1940-х годах в Туве.

Живя в Туве, Миронович работал, не жалея сил и времени - если было нужно, студенты приходили дополнительно заниматься к педагогу на дом, и его квартира постепенно стала привычным местом общения тувинских учеников с их наставником. Конечно, за столь короткий срок воспитать подлинных мастеров театрального дела было почти невозможно, далее шлифовка талантов продолжалась в процессе живой практики. Но, тем не менее, результаты общих усилий -учителя и учеников - были по-своему эпохальны для культуры Тувы середины 1940-х годов.

В истории любой национальной культуры есть личности, выполняющие своеобразную ключевую роль. В музыкальной культуре Тувы периода 1940-х годов такую роль сыграл Ростислав Георгиевич Миронович, чей высокий профессионализм и творческий энтузиазм дал мощный толчок к развитию инновационных форм национального музыкального искусства.

Примечания

1 Материалы из личного архива Р. Г. Мироновича получены нами благодаря заинтересованному содействию его дочери Н. Д. Сыпаловой. Часть материалов, связанных с Тувой, была передана Н. Д. Сыпаловой на хранение в Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ).

2 По информации музыковеда Г. А. Осипенко [4,

с. 473, сноска 320].

3 ЦГА РТ, Ф. 139, оп.1, ед. хр. 11, л. 36.

4 Там же.

5 ЦГА РТ, Ф. 139, оп. 1, ед. хр. 11, л. 59. Лаптан

был профессиональным баянистом, владел практически всеми народными тувинскими инструментами, играл на скрипке и фортепиано. Писал музыку к театральным постановкам, его песни прочно вошли в тувинский концертный репертуар.

6 Письмо написано в 1945 году от имени коллек-

тива учеников рукой А. Чыргал-оола. Личный архив Р. Г. Мироновича.

7 Письмо написано в 1946 году А. Лаптаном и В. Монгальби. Личный архив Р. Г. Мироновича.

8 Воспоминания Е. Шатиной (дочери балетмейстера А. В. Шатина) цит. по газетной статье: «Звенящая нежность» Анатолия Шатина -звенящая душа Тувы // Центр Азии. 2004. № 42.

9 Об этом сообщает музыковед Г. Осипенко [4, с. 401-403].

10 Музыковед Г. Осипенко отмечает: «Среди наиболее запомнившихся произведений-обра-

боток Мироновича называют "Большой вальс" на тему народной песни "Шеми бажи" для оркестра домр и солирующей флейты» [4, с. 403]. Вероятно, на флейте солировал сам автор.

11 Оркестр сопровождал не только национальные спектакли, в частности, драму «Хайыраан бот» Виктора Кок-оола (в постановке И. Ис-полнева с музыкальным оформлением А. Аксёнова), но и европейскую классику, например, мольеровскую комедию «Лекарь поневоле» (с музыкой Р. Мироновича).

12 Приведем для примера список оркестра тувинских национальных музыкальных инструментов из Приложения к письму 1956 года (в котором Тувинское областное управление культуры обращается к Мироновичу за консультацией по возможному заказу): бызан-чы 1 прима - 4 шт.; чадаган 1 прима - 2 шт.; бызанчы 2 вторые - 4 шт.; лимби 1 прима -1 шт.; лимби 2-1 шт.; лимби пикколо -1 шт.; бызанчы альт 1-2 шт.; дошпулур альт 2-2 шт.; чадаган альт 2-2 шт.; игил альт 2-2 шт.; чанзы альт 2-2 шт.; бызанчы бас - 2 шт.; бызанчы контрабас - 1 шт.; ударные (барабан) - 1 шт. Итого: 27 шт. (Личный архив Р. Г. Мироновича).

18 К сожалению, рукопись оперы Мироновича считается утерянной. Непростая ситуация с наличием в тувинской культуре двух одноименных опер Мироновича и Кенденбиля проанализирована нами на основе архивных документов [1, с. 222-227].

Литература

1. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусо-ва. - М.: Композитор, 2009. - 552 с.

2. Миронович Р. Г. Воспоминания // Люди тувинского театра: творческие портреты / Сост. М. Хадаханэ. - Кызыл, 1971. - С. 74-84.

3. Миронович Р. Г. Не в память, а в честь (к 100-летию со дня рождения Р. Г. Мироновича) / Сост. Н. Д. Сыпалова. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 120 с.

4. Музыкальная культура Сибири: в 3 т. Т. 3. Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири середины 50-х - конца 80-х годов XX века / Комитет по культуре Администрации Новосибирской области; Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1997. - 496 с.

5. Шахназарова Н. Г. Феномен национального в зеркале композиторского творчества (Россия - Армения): очерки. - М.: КомКнига, 2007. -224 с.

References

l.Karelina E.K. Istoriya tuvinskoy musyki ot padeniya dinastii Tcin i do nashih dney: issledovanie [The History of Tuvinian Music from the falling of Qing dynasty to the latest time: The research], Nauch. red. dok. isk. V.N. Yunusova Moscow: Kompositor, 2009, 552 p.

2. Mironovitch R.G. Vospominaniya [Remembrances]. Lyudi tuvinskogo teatra: tvorcheskie portrety, Sost. M. Khadakhane, Kyzyl, 1971, pp. 74-84.

3. Mironovitch R.G. Ne v pamyat, a v tchest: k 100-letiyu so dnya rozdenia R. G. Mironovitcha

[Not in memory but in honor: to the 100th anniversary of R. Mironovich's birthday], Sost. N.D. Sypalova, Voronezh: VGU, 2004, 120 p. 4. Musykalnaya kultura Sibiri: v 3 t. T. 3. Musykalnaya kultura Sibiri XX veka. Kn. 2. Musykalnaya kultura Sibiri serediny 50-h -kontca 80-h godov XX veka [The musical culture of Siberia: in 3 v. Volume 3. The musical culture of Siberia in XX century. Book 2. The musical culture of Siberia in the middle of 50-s - late 80-

s of XX century], Komitet po kulture Administratsii Novosibirskoi oblasti, Novosibirskaia gos. konservatoria im. M.I. Glinki, Novosibirsk, 1997, 496 p.

5. Shakhnazarova N.G. Ffenomen natcionalnogo v zerkale kompozitorskogo tvorchestva (Rossiya -Armeniya): ocherki [A phenomenon of national in the mirror of the composer's creative work (Russia - Armenia): essays], Moscow: KomKniga, 2007, 224 p.

Вклад Р. Г. Мироновича в развитие музыкальной культуры Тувы (к 110-летию со дин рождения музыканта)

В статье рассматривается значение творческой деятельности Р. Г. Мироновича для развития музыкальной культуры Тувинской республики в 1943-1946 годы. Он оставил заметный след в истории тувинского театра, национального оркестра и музыкального образования. Р. Г. Миронович был блестящим выпускником Московской консерватории по классам флейты и дирижирования. До приезда в Туву он получил необходимый опыт как оркестровый музыкант и оперно-симфоничес-кий дирижер. Работая в Туве, он столкнулся со многими непредвиденными трудностями, но сумел оставить после себя верных последователей из числа тувинских учеников. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о том, что педагогический талант Мироновича был исключительным. Его опыт сочинения национальной оперы стал первым в Туве, однако, в истории тувинской музыки опера Мироновича была несправедливо забыта. Его шаги по созданию национального оркестра были для тувинской культуры новаторскими, но принесли полноценный результат много позже, в эпоху постсоветской Тувы.

Ключевые слова: Тува, творческая деятельность, театр, опера, национальный оркестр, музыкальное образование.

R. Mironovich's contribution to the development of musical culture in Tuva (to the 110 anniversary of the musician's birth)

The article is about an importance of R. Mironovich's creative activity for the development of Tuvinian music culture in 1943-1946. He left a noticeable trace in the history of the Tuvinian theatre, national orchestra and musical education. R. Mironovich was a brilliant graduate of the Moscow Conservatoire (classes of flute and conducting). Before coming to Tuva he received the necessary experience as an orchestral musician and opera and symphony conductor. Working in Tuva, he encountered many unexpected difficulties, but he managed to leave behind faithful followers among Tuvinian students. Numerous archival documents show that the pedagogical talent of Mironovich was exceptional. His experience in composition of the national Opera was the first in Tuva; however, in the history of the Tuvinian music Mironovich's Opera was unjustly forgotten. His steps in creation of the national orchestra were innovative for Tuvinian culture, although they brought the full results much later, in the era of post-Soviet Tuva.

Keywords: Tuva, creative activity, theatre, opera, national orchestra, musical education.

Карелина Екатерина Константиновна - директор Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, доктор искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств Республики Тыва.

E-mail: [email protected]

Ekaterina Karelina, Director of the Kyzyl College of Art named after A. Chyrgal-ol, Professor of the Department of Pedagogy and Methods of pre-school and primary education at the Tuvinian State University, Doctor of Arts, Associate Professor, the Tuva Republic honored worker of arts.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.