Е. К. Карелина
МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТУВЫ
Работа представлена кафедрой истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Статья посвящена последнему этапу в истории тувинской музыки. Происходящие в музыкальной культуре Республики Тыва события периода 1990-2008 гг. впервые в музыковедении описываются и анализируются в контексте общих процессов духовной жизни. Среди особенностей музыкальной культуры современной Тувы: наличие двух композиторских союзов, появление после 20-летнего перерыва новых оперных проектов. Ярко выраженное стремление к этничности и возврат к культурным традициям, происходящие на фоне упадка академических видов музыки, привели к тому, что ведущие позиции в музыкальной культуре современной Тувы занимают молодые творческие коллективы - Тувинский национальный оркестр Министерства культуры Республики Тува и духовой оркестр Правительства Республики Тыва.
Ключевые слова: Тува, музыкальная культура, постсоветский этап.
E. Karelina
MUSIC IN CULTURE OF POST-SOVIET TUVA
The article is dedicated to the last stage in the history of Tuvinian music. The events that took place in music culture of the Tyva Republic in 1990-2008 are described and analysed in the context of general processes in spiritual life for the first time in musicology. There are two composers' unions and new opera
projects (after the 20-year break) among the particularities of modern Tuva music culture. Longing to ethnicity and the return to cultural traditions, occurring against a background of the decay in academic music types, have resulted in the situation when the young creative groups - the Tuvinian National Orchestra of the Tuva Ministry of Culture and the brass band of the Government of the Tyva Republic -occupy the leading positions in modern Tuva music culture.
Key words: Tuva, music culture, post-Soviet stage.
Начало постсоветского этапа в истории Тувы отмечено глубоким кризисом во всех сферах жизни, различные аспекты которого рассматриваются в исследованиях историков, социологов, философов, культурологов [1; 2; 3; 5; 12; 13]. В области искусствознания анализ этого этапа в развитии музыкальной культуры Тувы проводится нами впервые.
Дестабилизация всех сфер жизни отразилась на состоянии культуры в республике - казалось, уже хорошо налаженные формы музыкальной жизни начали приходить в упадок (система филармонического обслуживания населения, сеть школ дополнительного эстетического образования, композиторское творчество). Больше всех пострадали академические виды музыкальной культуры: сокращению подверглась лекторийная группа филармонии, музыкально-драматический театр лишился своего оркестра, национальный ансамбль песни и танца «Саяны» - хоровой группы, коллектив симфонического оркестра с отъездом многих специалистов оказался почти на грани распада. Самые серьезные потери понесла композиторская организация Тувы. Отмеченные нами причины ее кризиса на этапе 1990-х гг. [10, с. 60] привели к разрыву в преемственности поколений композиторской школы Тувы. В сфере музыкального творчества в Туве периода 1990-х гг. доминировали самодеятельные авторы. В 1993 г. возник объединенный союз профессиональных и самодеятельных композиторов Республики Тыва, деятельность которого была весьма противоречива и неоднозначна. Понадобилось время, чтобы в 2000 г. профессиональная организация (бывший Союз композиторов Тувинской АССР) была возрождена как Тувинское региональное отделение СК России (ТРО СКР). Наряду со старшими коллегами, в ТРО СКР также вошла творческая молодежь, оканчивающая вузы. Ныне 9 из 16 композиторов и музыковедов
Тувы (членов ТРО СКР) являются членами Союза композиторов России.
Важным событием в жизни профессионального творческого союза стало проведение в 2001 г. X Пленума, на котором впервые прозвучали, вызвав общественный резонанс, сочинения молодых авторов (поколения 1970-х гг. рождения). В том же году в рамках проведения «Дней культуры Республики Тыва в Москве» ТРО СКР совместно с Российским Союзом композиторов организовали камерный концерт в Музее А. С. Пушкина, где сочинения тувинских авторов старшего и молодого поколений были представлены в исполнении московских артистов (скрипачки Э. Дмитерко, флейтиста А. Корнеева, певца В. Яковенко и др.). В июне 2003 г. состоялся XI Пленум, посвященный 25-летию тувинской композиторской организации, с возрождением фестиваля «Музыкальное лето в Туве». На эти мероприятия из Москвы прибыли композиторы, помогавшие созданию нашей организации в начале ее пути (В. Казенин, Л. Лядова, Ш. Чалаев), а также коллеги из Красноярска (В. Пономарев и В. Сенегин), ряд исполнителей. ТРО СКР также дважды организовывал тематические концерты «Сказание о земле родной» (2005, 2006), мероприятия в честь юбилеев своих членов (композиторов С. Бюрбю, С. Бадыраа, музыковедов В. Сузукей, З. Кыргыс, З. Казанцевой), а также основоположников тувинской профессиональной музыки (А. Чыргал-оола и Р. Кенденбиля). После XII Пленума ТРО СКР композиторы С. Бадыраа, Ч. Комбу-Самдан и Б.-М. Тулуш были делегированы в Москву, где приняли участие в работе IX съезда СК России (2006). Знаменательно, что в концертных программах общероссийского съезда впервые прозвучали сочинения молодых тувинских авторов (Ч. Комбу-Самдан, У. Хомушку, Н. Лопсан).
Особенностью современного этапа музыкальной культуры Тувы является наличие
двух творческих союзов композиторов. Бурное развитие авторского песнетворчества в среде самодеятельных композиторов, их организованная работа (в рамках музыкальной секции республиканского Дома народного творчества, позже в объединенном творческом союзе 1990-х) привели к созданию в 2002 г. отдельной организации - Творческого союза композиторов Республики Тыва (ТСК РТ). В составе ТСК РТ на данный момент 32 самодеятельных композитора. По возрастному составу ТСК РТ заметно старше ТРО СКР, поскольку объединяет авторов, чей творческий путь начался в предыдущий (советский) этап развития музыкальной культуры Тувы. Наличие двух композиторских союзов в определенной мере способствует сбалансированности различных направлений в музыкальном творчестве современной Тувы, отвечая культурным запросам разных социальных групп.
Несмотря на сложность и остроту общественно-политической жизни в 1990-е гг., внутри тувинского общества происходили позитивные процессы (характерные и для всей России), связанные с возрождением духовной и этнической культуры: была легализована деятельность служителей шаманского культа, проведен международный симпозиум по шаманизму, созданы шаманские сообщества; стали возводиться буддийские субурганы и хурэ, возобновились практика священнослужителей «желтой веры» и обучение тувинских послушников в монастырях Бурятии и Индии (большим стимулом стал приезд Его святейшества Далай-ламы XIV, посетившего Туву с визитом в 1992 г.); активизировалась деятельность православной церкви, было начато строительство новой церкви в Кызыле; во многом благодаря деятельности созданного в 1990 г. детского фольклорно-этнографическо-го ансамбля «Октай» получили новый толчок исследования культуры мало-енисейских старообрядцев; всенародное значение снова обрели старинные народные праздники - Шагаа (встреча тувинцами Нового года по лунному календарю) и русская Масленица; в 2004 г. был проведен первый съезд этнических тувинцев, проживающих в Центрально-Азиатском регионе; глубже стали изучаться народные обычаи
и традиции, а в систему образования начали активно внедряться методы народной педагогики; конкурсы исполнителей горлового пения и научные симпозиумы по горловому пению (хоомею) привлекли участников из разных регионов России и мира, в 1993 году в Кызыле был открыт Международный научный центр «Хоомей». Археологические находки в скифских курганах (особенно Аржаан-2), а также исследовательский проект, связанный с крепостью Пор-Бажын на оз. Тере-Холь (инициированный главой МЧС С. К. Шойгу и способствовавший приезду Президента РФ В. В. Путина в Туву в 2007 г.), не только подняли рейтинг Тувы в российском и мировом сообществе, но и отразили возросший интерес к историческому прошлому Тувы (в старину называемой Урянхаем). Самым значимым издательским проектом последних лет следует признать многотомную антологию «Урянхай. Тыва дептер» [14], в которой впервые были собраны историко-исследовательские работы разных авторов и эпох, связанные с Тувой. Как своего рода символ национального героя многими стала восприниматься историческая личность урянхайца Субедея (соратника Чингисхана), что особенно ярко демонстрируют произведения современного тувинского искусства (трагедия и поэма Э. Мижита, хоровая кантата А. Оюн). В связи с 800-летием великого монгола якутским режиссером А. Борисовым в 2007 г. был запущен международный кинопроект (фильм «Тайна Чингисхана» выйдет на экраны весной 2009 г.), в котором были задействованы тувинские артисты (в том числе в главной роли - Эдуард Ондар).
Необходимо сказать о высокой роли родного языка, на котором говорят 97,5% современных тувинцев [5, с. 22]. Тувинский язык относится к тюркоязычной группе, но примерно на треть состоит из монголизмов. Именно язык для жителей Тувы является главным этноконсолидирующим и этнодиффе-ренцирующим признаком [5, с. 15]. Отметим также, что в отличие от большинства национальных регионов России, коренное население в современной Туве заметно доминирует над русскоязычным, составляя 77% общего числа жителей республики. Для сравнения приве-
дем данные по другим тюрко-монгольским республикам РФ: в Калмыкии и Татарстане представители коренной нации составляют 53%, в Республике Саха (Якутия) - 49%, в Республике Алтай - 33%, в Башкирии - 30%, в Бурятии - 28%, в Хакасии - 12% [6]. Поэтому, несмотря на все трансформационные процессы, затронувшие традиционную культуру тувинцев в течение ХХ в., следует заметить, что многие сущностные ее компоненты на начало нового тысячелетия сохранились в лучшей степени, нежели у других родственных народов Российской Федерации. Не были окончательно изжиты и элементы кочевого мировоззрения, практика жизни в юрте, навыки аратского хозяйства. Можно сказать, что Тува, являющаяся регионом Российской Федерации, в своем культурном самосознании продолжает оставаться частью огромного Центрально-Азиатского мира, от которого никогда не отрывалась духовно. В музыкальной культуре этот аспект ярче всего проявился в том значении, что приобрела в Туве начала XXI в. песня «Мен тыва мен» («Я - тувинец»), привезенная в 1999 г. музыкантами группы «Чиргилчин» из Монголии от тувинцев, проживающих в сумоне Ценгел Буян-Улэгэйского аймака. Хотя песня авторская, в Туве она была воспринята как истинно народная. Поскольку ценгельцы во многом сохранили тот тувинский язык, на котором говорили в едином Урянхае начала ХХ в. (до разграничения ряда земель между Тувинской и Монгольской Народными Республиками), Ч. Даргын-оол отмечает, что «архаичность языка придает песне оттенок седой мудрости, многозначность народных афоризмов» [4]. Добавим, что содержание песни полностью совпало с происходящими внутри Тувы процессами культурной жизни, максимально «резонируя» духовным потребностям современных тувинцев в этнической самоидентификации. Бывает, что изолированная в результате каких-либо исторических событий часть основной, «коренной» этнокультуры сохраняет последнюю в большей степени, нежели это имеет место на исконной территории, выполняя тем самым своего рода музейно-консервационные функции. Несмотря на заметное влияние монгольского мелоса, обращенная к своей утерянной
Родине, именно на земле предков песня «Мен тыва мен» постепенно стала восприниматься как неофициальный гимн новой Тувы.
Рождение нового творческого коллектива -Тувинского национального оркестра - стало знаковым событием рассматриваемого периода. Основные этапы в истории становления тувинского оркестра рассмотрены нами в статье [11]. На этапе 1990-х гг. решающим фактором стало открытие отделения национальных инструментов (1991) в Кызыл-ском училище искусств. Неудивительно, что именно из выпускников отделения, под влиянием творческой деятельности группы «Хун-Хурту» (также появившейся в начале 1990-х), сформировались многие известные теперь фольклорные группы - «Чиргилчин», «Тыва кызы», «Алаш», новый состав «Тыва». Важным элементом в продвижении идеи создания тувинского оркестра стало обучение ряда выпускников отделения училища на базе Тывинского филиала Восточно-Сибирской академии культуры и искусства. В конце 2001 г. ими был организован концерт в Тувинской государственной филармонии, главной целью которого было привлечение внимания общественности Тувы к вопросу создания государственного национального оркестра, а следующим шагом стало проведение I регионального конкурса-фестиваля исполнителей на национальных инструментах «Дынгылдай-2002». Гала-концерт лауреатов проходил в музыкально-драматическом театре и завершился общим выступлением молодых исполнителей, собравшихся в оркестр энтузиастов. Создание государственного оркестра тувинских инструментов было включено в предвыборную программу Главы Правительства Республики Тува Ш. Ооржака. Таким образом, на базе Министерства культуры Тувы весной 2003 г. был создан новый художественный коллектив, в составе которого представлены разнообразные традиционные народные и ритуальные инструменты: струнные (игил, бызаанчы, дошпу-луур, чанзы, чадаган), духовые (лимби, шоор, амырга, тун) и ударные (дунгур, кенгирге, шан, конга). При необходимости используется варган (демир-хомус), многие оркестранты также владеют различными стилями горлового пения
(хоомей). Несмотря на молодость, коллектив быстро заявил о себе, став победителем Все-сибирского конкурса народных оркестров в г. Красноярске (2003), обладателем Гран-при Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в Туве (2003), Лауреатом I степени на Всероссийском конкурсе народных оркестров в г. Саратове (2005), завоевав Гран-при на региональном туре I Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России в г. Улан-Удэ (2006). В настоящее время в репертуаре молодого коллектива много песен для солистов с оркестром, номера из театральной музыки, ряд переложений и несколько оригинальных произведений для тувинского оркестра. Многие композиции и все аранжировки для оркестра делает его художественный руководитель Аяна Монгуш. «Коронными» номерами оркестра являются: песня «Мен тыва мен» и оригинальная композиция «Легенда об игиле» (муз. А. Монгуш), сочетающая оркестровый план развития с повествованием от лица рассказчика и действующих лиц. «Играющий и поющий оркестр», как прозвали его слушатели Красноярска, кроме того, может быть еще и «рассказывающим»: таланты оркестрантов в пении и художественном чтении по достоинству оценены публикой. Фактически, оркестр воспроизвел на новом витке истории характерный для народной культуры синтез выразительных компонентов: игра на инструменте - пение - эпическая традиция. В 2005 г. оркестр стал инициатором проведения республиканского конкурса мастеров-изготовителей народных инструментов. Таким образом, рождение профессионального тувинского оркестра в начале XXI в. стало возможно на том этапе развития музыкальной культуры Тувы, когда были созданы необходимые условия для музыкального образования, проведена модернизация традиционных инструментов, а общественность начала испытывать подлинную духовную потребность в государственном национальном оркестре.
Подготовка всей республики в 2004 г. к юбилейным датам - 60-летию вхождения Тувы в состав России и 90-летию г. Кызыла - заставила власти обратить внимание на большие театрально-концертные формы.
Были осуществлены две балетные постановки: классическая «Шопениана» и детский спектакль «Дюймовочка» (на музыку И. Синкина). Большим стимулом для композиторского творчества стало проведение конкурса оперных проектов, учрежденного главой республики Ш. Ооржаком в 2004 г. в честь юбилейных дат Тувы. В конкурсе пожелали принять участие композиторы всех поколений: старшего - С. М. Бюрбе (планировал доработать свою оперу «Чечек»), среднего - С. И. Бадыраа («Буян-Бадыргы» по роману-эссе М. Б. Кенин-Лопсана), младшего - О. В. Тюлюш (проект «Злато скифов» на сюжет Э. Б. Мижита) и группа молодых композиторов (коллективная опера «Монге аялга» на либретто Н. Ш. Куула-ра). На конкурсное прослушивание были представлены только два проекта (которые авторы успели довести до конца) - «Буян-Бадыргы» и «Монге аялга» («Вечная мелодия»). Независимая экспертная комиссия, состоявшая из приглашенных специалистов (композитора, председателя Союза композиторов России В. И. Казенина, новосибирского музыковеда Я. Н. Файна и красноярского музыковеда Л. В. Гавриловой) признала победителем конкурса второй проект, как полностью соответствующий оперному жанру, а также рекомендовала оба к постановке в национальном музыкально-драматическом театре.
Однако сценическая реализация пока коснулась только «Буян-Бадыргы» С. Бадыраа. Особенностью постановки стало то, что она была осуществлена как студенческая [8]. Автор предоставил коллегам только свой клавир, все остальное стало результатом труда и энтузиазма преподавателей и студентов Кы-зылского училища искусств. Содержательная основа спектакля связана с отражением эпохи создания независимого тувинского государства - Тувинской Народной Республики. Работая над либретто, композитор значительно изменил трактовку образа главного героя - политического деятеля, которого представил как простого человека с его лирическим миром чувств, светлыми надеждами и горестно-трагическим ожиданием конца. Важную роль в раскрытии музыкальных образов выполняет народно-жанровый фон. Лучшие страни-
цы музыки - лирические номера (сольные и дуэтные), ранее звучавшие в концертах с фортепианным сопровождением автора и полюбившиеся слушателю еще до постановки. В жанровом отношении «Буян-Бадыргы» С. Бадыраа больше всего соответствует типу народно-бытовых музыкальных драм. Успеху спектакля весьма способствовала общая звуковая атмосфера представления: звучание тувинских инструментов, голосов в народной манере пения, господство хорошо знакомых народных напевов, авторские мелодии в стиле привычных уху песен самодеятельных композиторов. Несмотря на мнение экспертов, большинством слушателей «Буян-Бадыргы» осознается как национальная опера, что связано как с неразвитостью оперного жанра в истории музыкальной культуры Тувы (его промежуточным состоянием между оперой и музыкальной драмой), так и с подсознательным желанием «иметь свою оперу» как проявление этнокультурной значимости и предмета национальной гордости. Показательно, с каким восторгом описывает постановку, ее художественные достоинства тувинский музыковед З. К. Казанцева [7]. Таким образом, студенческий спектакль «Буян-Бадыргы», максимально ответивший духовным запросам современного тувинского общества, стал в 2007 г. самым ярким событием в музыкальной жизни республики.
Несмотря на победу в конкурсе, до постановки коллективной оперы «Монге аялга» («Вечная мелодия») дело пока не дошло, хотя материал уже начали разучивать певцы, хор и оркестранты, а над партитурой активно работали авторы - композиторы Буян-Маадыр Тулуш, Урана Хомушку, Чойгана Комбу, Наталья Лопсан и Аяна Монгуш. Стилистическое единство оперы опирается на близость музыкантской школы и возраста авторов (средний возраст композиторской группы - чуть более 30 лет), а также их тесное творческое общение, в процессе которого создавался сюжет, продумывался драматургический план, сочинялась музыка. Трагическая история любви, вписанная в полумифическую атмосферу «перетекания» времени из настоящих дней в далекое прошлое и обратно, воплощена в
форме одноактного спектакля из семи картин. Навеянная подлинной историей Тувы, сюжетная канва опирается на современное осознание национальных культурных ценностей, из которых непреложной остается преданность родной земле. Центральная музыкальная идея воплощена в лейтмотиве - светлой и несколько отрешенной, как бы парящей над земными страстями флейтовой мелодии. Уже при первом (конкурсном) прослушивании особое впечатление оставил удивительно правдивый по психологической глубине выражаемого чувства «Плач матери». Весьма яркими и характерными получились музыкальные портреты главных героев (особенно порывистой Аялзы и тщеславного Каралыга). В полном смысле слова исключительной находкой авторов стал финал оперы, впервые в истории музыки задуманный как хор из исполнителей горлового пения, идущий на фоне выдержанных педалей оркестра.
Ярким культурным событием современной Тувы начиная с 1998 г. стал фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», лидером которого является музыкант Игорь Дулуш. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в г. Чадане. Девизом фестиваля стала живая музыка (в противовес «фанере») и следование универсальным духовным постулатам живой веры (добро, толерантность, непритязательность к жизненным благам). Идеологи фестиваля намеренно отошли от коммерческой выгоды, однако проводящийся ежегодно в июле фестиваль «Устуу-Хурээ» стал весьма привлекательным для множества музыкантов разных течений в самой Туве, России и за рубежом. Простота бытовых условий палаточного городка, близость к природе, особая атмосфера развалин буддийского храма, постоянное совместное музицирование участников - все эти компоненты создали неповторимый имидж фестиваля. Долгое время мероприятие имело статус неофициального, не поддерживалось властями и являлось своеобразной формой альтернативной культуры. Но с каждым разом расширялась география участников, завязывались новые международные контакты, в итоге фестиваль получил государственную поддерж-
ку. В 2007 г. IX фестиваль «Устуу-Хурээ» был отмечен параллельным проведением в г. Ча-дане мероприятий в честь 115-летия Буяна-Бадыргы (музыкальная и политическая акции как бы слились в одну общую). Главная идея фестиваля была в итоге проведена в жизнь: в 2008 г. развернулось строительство храма, а фестиваль отметил свое 10-летие, собрав рекордное число участников из самых разных регионов России и зарубежья. Контакты с музыкантами различных музыкальных течений в рамках неформального общения, джем-сейш-нов были очень полезны для местных молодых музыкантов. Незабываемым событием в истории «Устуу-Хурээ» стал приезд в 2004 г. американского оркестра «Сан-Ра», давшего мощный стимул к возрождению джазового направления, что особенно сказалось в развитии студенческого духового оркестра Кызылского училища искусств. Также плодотворным является сотрудничество тувинских музыкантов с красноярским трубачом П. Н. Казимиром, курирующим студенческий коллектив и сделавшим джазовые обработки тувинского фольклора.
Студенческий духовой оркестр Кызылского училища искусств под управлением Тимура Дулуша в 2005 г. стал лауреатом III степени в региональном конкурсе духовых оркестров и ансамблей в г. Красноярске. Оркестр трижды становился лауреатом Гран-при фестиваля «Устуу-Хурээ» (2005, 2006, 2008). Важную роль сыграло использование сценического движения в драматургическом построении номеров. По сути, имидж коллектива связан с использованием средств инструментального театра и элементов шоу-представления. В 2006 г. оркестром был подготовлен арт-проект «Танцы воинов»: целостная концертная программа из трех блоков - классического (включающего «Половецкие пляски» А. Бородина, а также композиции тувинских авторов), военного («Эпи-
зод нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, песни Великой Отечественной войны) и современного (джаз, рэп, хип-хоп). Успех проекта стимулировал организацию гастролей оркестра по республике и в Монголии, что стало основой для продвижения идеи создания профессионального коллектива.
Таким образом, в 2008 г. появился духовой оркестр Правительства Республики Тыва [9]. На I Международном фестивале джазовой музыки «Jazz NIGHT на Енисее», проходившем в апреле 2008 г. в Красноярске, оркестр завоевал звание «Лучшего коллектива». Коллектив еще очень молод и более чем наполовину состоит из нынешних студентов Кызылского училища искусств. Духовой оркестр наглядно продемонстрировал преемственность традиций, выступив 9 мая 2008 г. с концертными номерами на улицах, главной площади и стадионе г. Кызыла верхом на лошадях, повторив то, что делали более полувека назад оркестранты Тувинской народно-революционной армии. Данная форма музицирования весьма сложна в техническом отношении, и на сегодняшний день Тувинский духовой оркестр - единственный в России, выступающий верхом. Кроме того, коллектив оркестра успешно реализует такую оригинальную форму выступлений, как сочетание «концерта на плацу» с театрализованным шествием масок буддийской мистерии Цам. Добавим, что среди музыкантов оркестра - немало владеющих горловым пением.
Ценностная ориентация на возрождение традиций (народного искусства, горлового пения, храмовых оркестров и оркестра Тувинской народно-революционной армии), обращение к тувинскому фольклору и традиционным инструментам сближают столь разные молодые творческие коллективы - тувинский национальный и духовой оркестры, которые на сегодня определяют «лицо» музыкальной культуры Тувы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анайбан З. В. Этносоциальные основы межнациональной напряженности в Республике Тыва в 90-е годы: автореф. дис. ... док. ист. наук (07.00.07)/Рос. АН, Ин-т этнологии и антропологии. М., 1999. 48 с.
2. Балакина Г. Ф., Анайбан З. В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы/ отв. ред. З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1995. 140 с.
3. Даргын-оол Ч. К. Культурно-антропологические факторы регионального развития (на примере Тувы): автореф. дис. ...канд. филос. наук (09.00.11)/ Рос. АН, Ин-т философии. М., 2002. 28 с.
4. Даргын-оол Ч. Найти всетувинское: Песня «Мен - тыва мен»// Центр Азии. 2003. № 33 (15-21 августа).
5.ДонгакВ. С. Этническая идентичность тувинцев: автореф. дис. ... канд. социол. наук (22.00.06)/ Санкт-Петербург. гос. ун-т. СПб., 2004. 25 с.
6. Иллюстрированный атлас России/ Федер. агенство геодезии и картографии России. М.: ЗАО «Изд. Дом Ридерз Дайджест», 2005. 352 с.
7. Казанцева З. Когда повезет опере? (Долгая дорога на сцену)// Тувинская правда. 2008. 12 апреля.
8. Карелина Е. «Буян-Бадыргы» на студенческой сцене // Музыкальная жизнь. 2008. № 9. С. 13-14.
9. Карелина Е. Звучит тувинский духовой // Музыкальная жизнь. 2008. № 8. С. 16.
10. Карелина Е. Тува: вехи становления профессиональной музыки // Музыкальная академия. 2002. № 3. С. 57-61.
11. Карелина Е. Тувинский национальный оркестр: вчера, сегодня, завтра. // Музыкальная академия. 2006. № 2. С. 40-45.
12. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ, 2006. С. 248-265.
13. МышлявцевБ. А. Современная Тува: нормативная культура (конец ХХ-начало XXI в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук (07.00.07)/ Рос. АН Сиб. отд-ние, Ин-т археологии и этнографии. Новосибирск, 2002. 26 с.
14. Урянхай. Тыва дептер [Урянхай. Тувинские тетради]: антология в 7 т./ сост. С. К. Шойгу; ред. колл.: К. Д. Аракчаа, К. С. Шойгу. М.: Слово, 2007-2008.