УДК 78.072.2
Е. К. Карелина
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТУВИНСКОГО ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ
тувинской традиционной музыке теоретические основы присутствовали лишь имплицитно, в самой практике музицирования, никогда не оформляясь в письменные документы (трактаты, руководства), поэтому тувинское музыкознание - весьма молодое направление в отечественной искусствоведческой науке, этапы развития которого впервые были рассмотрены нами в рамках комплексного исследования по истории тувинской музыки Новейшего времени [2, с. 482-494]. История развития тувинского музыкознания была разделена нами на три этапа: 1) подготовительный (работы приезжих специалистов до 1970 г.); 2) средний - период становления (первые работы местных музыковедов в области музыкальной фольклористики, историко-теоретической направленности, а также работы приезжих специалистов в период 1970-1990-х гг.); 3) современный - период, отличающийся более интенсивным развитием разных направлений (в основном, работы местных специалистов 2000-х гг.). В процессе дальнейших изысканий совместно с У. О. Монгуш нам удалось обнаружить ранее неизвестные материалы, дополняющие уже сложившуюся картину. В предлагаемой статье мы сознательно ограничиваемся обзором работ по традиционной музыке тувинцев, хотя в той или иной мере различные историко-му-зыковедческие труды касаются этнографической специфики композиторского творчества, внося свою лепту в развитие тувинского этномузыкознания.
В рукописном фонде Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГИ) хранится курсовая работа Монгу-ша Максыржаповича Серин-оола1 (в то
© Е. К. Карелина, 2016
время студента 2-го курса восточного факультета Ленинградского университета), посвященная музыкальной культуре тувинцев. Работа выполнена в период 1948-1949 гг. под руководством Владимира Михайловича Наделяева, в будущем известного тюрколога-монголиста. Получается, это - хронологически первая музыкально-исследовательская работа, написанная носителем тувинской культуры (ранее мы полагали, что таковой является статья Саая Манмыровича Бюрбе, опубликованная в 1964 г.).
Серин-оолом представлены: виды горлового пения - хввмей, сыгытп, каргыраа, сопровождение на тошпулууре горлового пения (т. е. название инструментального наигрыша дембилдей); описание музыкальных инструментов - чадаган, игил, бызаанчы, дошпулдуур, демир хомус, ыяш хомус; информация о творчестве первых композиторов-песенников Тувы - Кок-оола, Мунзука, Чыргал-оола. В работе М. М. Серин-оола название инструмента игил представлено диалектным вариантом - эгил. Варианты тувинских народных мелодий автор различает территориально (например, *Чадаанская» и «Сут-Хольская»). Заслуживает внимания обилие заимствованных музыкальных терминов западно-европейского и русского компонентов. В этой работе названия национальных инструментов и видов горлового пения впервые даны согласно нормам тувинского произношения (ранее данные слова фиксировались в работах иноземных путешественников, этнографов как экзо-тизмы и потому подвергались русификации). В приложении представлено достаточно большое количество нотных примеров песенных образцов - 15 авторских, 3 народных. Видимо, в процессе
В
защиты курсовой работы автор использовал живые музыкальные примеры. Программа доклада имеет концертный репертуар, где выступают в качестве аккомпаниатора на лимби М. М. Мунзук, в качестве певцов - однокурсники Е. Б. Салзынмаа, А. С. Тогуй-оол. Также мы узнаем из репертуара, что автор сам исполнял виды горлового пения (сы-гыт и каргыраа). Перевод на русский язык и нотные расшифровки сделаны, подчеркнем, В. М. Наделяевым, что возможно лишь при наличии музыкальной образованности, которой, очевидно, обладал ученый-филолог (см. илл. 1). Приложение содержит иллюстрации национальных музыкальных инструментов, причем инструменты нарисованы однокурсником М. Серин-оола Ю. Аранчы-ном, впоследствии ставшим одним из ведущих ученых-историков Тувы (см. илл. 2). Совместная учебно-исследо-вательская работа М. М. Серин-оола (не имевшего специального музыкального образования) и его научного руководителя В. М. Наделяева по описанию явлений тувинской музыкальной культуры, несмотря на скромные объемы и уровень научной значимости, может
быть оценена как первая работа носителя музыкальной традиции по ее осмыслению.
Основополагающим трудом в области изучения тувинской музыки по праву считается монография А. Аксёнова «Тувинская народная музыка» [1]. Работая в Тувинской народной республике (ТНР) в 1943-1944 гг., московский композитор Алексей Николаевич Аксёнов (1909-1962) выполнял нотировки образцов тувинского фольклора (поначалу с композиторскими целями). В период 1950-х гг. А. Аксёнов занялся тувинской музыкой уже как исследователь, подготовив под руководством корифея отечественной фольклористики Евгения Владимировича Гиппиуса первую научную работу обобщающего характера о тувинском музыкальном фольклоре. В своем предисловии Е. В. Гиппиус, благодаря которому книга увидела свет (уже после смерти ученого), дает высокую оценку работе А. Н. Аксёнова, в частности, говоря о разделе, посвященном горловому пению: «Эта часть труда Аксёнова в полном смысле слова - научное открытие, тем более важное, что, не ограничиваясь объяснением технологии сольного двух-
7 у (— - Ж^й»»«^ "»«А! СИЮЖ. Ау*
—4 и и 'ТГши --и-^п гГЯ I
^ т
^Ш-сг г г ц ¿З^м« - ОЪ*
Илл. 1
I
к
эгил. (игил}.
а I' ц
Илл. 2
голосного горлового (или, точнее, гортанного) пения тувинцев, Аксёнов устанавливает ее родство с технологией игры на губном варгане (МаиНгогате!) - инструменте, известном всем тюркоязычным народам Сибири» [1, с. 11-12]. Ценность работы Аксёнова заключается в масштабности его исследования: ему удалось охватить все основные жанры музыкального фольклора тувинцев, дать описания большинства народных инструментов, классификацию стилей горлового пения. Впервые тувинский музыкальный фольклор стал объектом теоретического анализа с позиций формообразования, ритмического и ладового строения. Уникальной частью исследования являются вотированные образцы, выполненные самим Аксёновым: их приводится в общей сложности 140. В нотных записях зафиксированы песни (ырлар), припевки {ко-жамык), впервые даны образцы горлового пения, сказка (тоол), инструментальные наигрыши.
Волей случая автор статьи стала обладательницей рукописных записей тувинских народных песен, выполненных в середине 1940-х гг., всего 51 образец (см. илл. 3). Ранее предполагалось, что
Илл. 3
это первые черновые записи А. Н. Аксёнова, по ошибке оставшиеся у его коллеги Ростислава Георгиевича Мироновича (1904-1998). Рукопись представляет собой нечеткие карандашные записи на пожелтевшей нотной бумаге, тем не менее, в них имеются попытки паспортизации песенного материала, изредка - комментарии по бытованию образцов. Однако позже возникли сомнения: сравнение нотного и словесного почерков данных записей с имеющимися в нашем личном архиве рукописями Р. Г. Мироновича заставило склониться в пользу записей Мироновичем2. К тому же, Миронович прошел ту же школу Московской консерватории, что и Аксёнов, что вполне объясняет его профессиональный подход в записи фольклора3. Учитывая тесное общение советских музыкантов в годы их работы в ТНР, можно говорить о вкладе не только Аксёнова, но и Мироновича в процесс изучения тувинского песенного фольклора, т. к. анализ имеющихся черновых записей помогает понять некоторые аспекты осмысления инонациональной музыки русскими исследователями.
Приехавший в 1964 г. в Туву из Иркутска музыковед Витольд Леонтьевич Сапельцев (1932 р.) оставил заметный след в тувинской музыкальной культуре, особенно на этапе формирования национальной композиторской школы. Тем не менее, до сего дня дипломная работа В. Сапельцева, выполненная в 1965-1966 гг. на кафедре истории музыки Новосибирской консерватории под руководством Татьяны Аркадьевны Роменской, оставалась вне поля зрения тувинских специалистов (хотя ее рукопись хранится в архиве ТИГИ). Предполагаем, что дело заключалось в определенном нежелании самого автора привлекать внимание к данной работе, поскольку в ней он активно полемизирует с недавно вышедшим из печати трудом А. Н. Аксёнова. Острота полемики не снижает очевидного различия в профессиональной оснащенности двух исследователей. По большому счету, рассматриваемые работы Аксёнова и Сапельцева несравнимы ни
по уровню профессионализма, ни по уровню научной значимости: современный взгляд на них еще сильнее выявляет их разные «весовые категории». Видимо, осознав этот фактор, В. Сапельцев далее не писал работ по тувинскому музыкальному фольклору, сосредоточив свои усилия на освещении музыкальной жизни республики и творчестве национальных композиторов, чем внес значительный вклад в развитие исторического музыкознания в Туве. Для нас дипломная работа В. Л. Сапельцева представляет интерес с точки зрения истории развития музыковедческой мысли о тувинской музыке, и поэтому мы не будем критиковать даже весьма спорные ее положения, а отметим положительные моменты. Во-первых, работа содержит нотное приложение, в котором представлены 29 собственных йотированных примеров, из них: 25 — народные песни, а 4 — шаманские и ламские напевы. Поскольку ранее буддийский музыкальный пласт в Туве не исследовался, то указанные нотиров-ки В. Сапельцева представляют безусловный интерес (см. илл. 4). Во-вторых, содержащийся в Приложении очерк о фольклорной экспедиции 1964 года «За песней по Туве», написанный живым, увлекательным языком, является ценным музыкально-историческим документом эпохи. Именно Приложения, а отнюдь не основной текст (крайне тенденциозный, а порой некорректный по отношению к работе А. Аксёнова) придают анализируемой работе В. Сапельцева научную значимость, дополняя уже известный, собранный в Туве музыкально-фольклористический материал.
В начале 1970-х гг. появляются первые работы будущего ведущего музыковеда-фольклориста Тувы Зои Кыргысов-ны Кыргыс (Нурсат, 1945 г. р.). 3. Кыр-гыс также прошла школу научной фольклористики у Е. В. Гиппиуса. В 1985 году ею была защищена кандидатская диссертация «Тувинская традиционная вокальная музыка», материалы которой вошли в монографию «Песенная культура тувинского народа» [3]. Кыргыс продолжила исследование Аксёнова,
расширила круг рассматриваемых фольклорных жанров, предложив классификацию по принципу «приуроченных» и «неприуроченных». Автором была составлена таблица типов строфических форм тувинских традиционных песен. Отдельной главой специально рассматривалась история изучения тувинской народной музыки. Исследование также содержит 76 йотированных образцов, среди которых - впервые представленные образцы обрядовых жанров.
С 1990-х гг. 3. Кыргыс сосредоточила свои усилия на изучении горлового пения. Музыковед весьма активно публиковалась по различным вопросам традиционной музыки, в том числе по шаманской тематике, но главным итогом ее научной деятельности следует признать монографию «Тувинское горловое пение» [4]. На этом материале в 2007 г. в Новосибирской консерватории (научный консультант - Игорь Владимирович Мациевский) ею была защищена докторская диссертация. Ряд работ 3. Кыргыс опубликован в зарубежных изданиях. Помимо развернутой типологии тувинского горлового пения, автор выдвинула новый термин для его обозначения -
13*
Илл. 4
хвректээр (букв, «повышать голос [ругать]»; в интерпретации музыковеда — «петь с опорой на грудь»), который, однако, не был поддержан как в среде тувинских ученых-гуманитариев, так и в среде непосредственных носителей традиции. 3. Кыргыс стала первым тувинским музыковедом с ученой степенью, а после защиты докторской диссертации - первым доктором искусствоведения Тувы. С именем Зои Кыргыс прочно связаны история фольклорного ансамбля «Тыва» и Международных научных симпозиумов по хоомею. С 1990-х гг. 3. Кыргыс сосредоточила свои усилия на изучении горлового пения, возглавив организованный ею же Международный научный центр «Хоомей».
В конце 1980-х гг. появилось первое специальное исследование о тувинских традиционных музыкальных инструментах Валентины Юрьевны Сузукей (1954 р.). В трех главах монографии «Тувинские традиционные инструменты» [6], посвященных, соответственно, музыкальных инструментам, трудовым и обрядовым инструментам, описываются: этимология названий, строение, традиционные способы изготовления и бытования. После А. Аксёнова новым шагом стало включение в орбиту исследования ряда звуковых орудий и игрушек, а также расширение сведений об обрядовых (шаманских и ламаистских) инструментах Тувы. Ценной частью книги является собранный автором полевой материал - легенды, предания, народные песни и загадки о музыкальных инструментах. Однако, нет ни одного вотированного примера. Тематика, связанная с традиционным инструментарием тувинцев, отражена также в других публикациях и является ведущей специальной областью автора. В. Сузукей была сформулирована идея бурдонно-оберто-нового музицирования - явления, проявляющегося в традиционном инструментализме, а также в искусстве горлового пения. На этом материале автор в 1995 году защитила в Ленинграде кандидатскую диссертацию под руководством известного ученого-инструментове-
да И. В. Мациевского. Отметим, что далее В. Сузукей стала активно разрабатывать проблематику музыкально-культу-рологического направления. В 2006 г. она защитила в Кемеровском университете культуры и искусства докторскую диссертацию в области культурологии (научный консультант - профессор Надежда Торжуевна Ултургашева), материал которой отражен в монографии «Музыкальная культура Тувы в XX столетии» [7]. Ученый активно публикуется, в т. ч. за рубежом4. Под ее руководством хоомейжи Чодураа Тумат приступила к работе над культурологическим диссертационным исследованием тендерного аспекта горлового пения в Туве.
Тувинское музыкознание было дополнено дипломной работой 1991 г. на тему «Песенная культура тувинцев», выполненной выпускницей Новосибирской консерватории Натальей Лопсан под руководством известного этномузыковеда Юрия Ильича Шейкина. Исследование выявляет типологические черты песенных напевов, хотя и не вносит существенных новых элементов к положениям, выдвинутых в исследованиях А. Аксёнова и 3. Кыргыс. Новосибирская школа этно-музыкознания дала позже весомый результат в защищенной в 2009 году кандидатской диссертации Аясмы Монгуш (под руководством Саволины Паисиевны Га-лицкой - ведущего специалиста по теории монодии) и впервые посвященной собственно ладозвукорядному аспекту традиционной музыки тувинцев. Работа опубликована в виде монографии [5]. Еще одна представитель новосибирской школы Марьятта Бадыргы (Сундуй) хорошо известна в республике как хоомеевед-ис-следователь. Соискатель кафедры этному-зыкознания Айланмаа Кан-оол работает над кандидатской диссертацией, посвященной южно-тувинской песенной традиции. Эта работа, вкупе с недавно защищенной диссертацией новосибирского музыковеда Екатерины Тирон по песенному фольклору тувинцев-тоджинцев открывает направление локально-региональных исследований, которое курируется доцентом кафедры этномузыкознания Новоси-
бирской консерватории Галиной Борисовной Сыченко.
Наряду с развивающимся в русле новосибирской школы этномузыкозна-ния намечается другое направление исследований тувинских этномузыколо-гов, связанное с дальневосточной школой Е. М. Алкон, С. Б. Лупинса и их последователей. Первой стала дипломная работа 1999 г. Аясмы Монгуш «Некоторые аспекты осмысления интонационной природы традиционного пласта музыкального наследия тувинцев», в которой автор под руководством Сергея Борисовича Лупиноса предприняла попытку анализа ладового структурирования в аспекте традиционной модели мира (но развить далее тему в данном направлении не смогла, перейдя на методологические позиции теории монодии С. П. Галицкой). Через десятилетие появилась дипломная работа Чоду-ры Эник-оол «Выражение отношения человека к природе в тувинской народной музыке», выполненная под руководством Елены Мееровны Алкон. Работа была продолжена в диссертации «Символизация объектов природы в тувинской народной музыке» (научный руководитель - Светлана Иосифовна Ключко, ученица Е. М. Алкон). Дальневосточная школа этномузыкозна-ния характерируется высоким тяготением к культурологической проблематике, что дополняет музыкально-культуроло-гические труды по тувинской музыке.
В 2015 г. в Институте языкознания РАН была защищена диссертация Ульяны Монгуш «Музыкальная терминология в тувинском языке», научный руководитель - известный тюрколог Игорь Валентинович Кормушин, научный консультант - автор статьи. Работу оценили как новаторскую, т. к. исследование всего корпуса музыкальных терминов было впервые выполнено не только носителем языка, но и профессиональным музыкан-том-исследователем, автором целого ряда
публикаций междисциплинарного характера (на стыке искусствознания и филологии). В определенном смысле произошла «реприза» — тувинское этному-зыкознание, начавшись с работы носителя традиции под руководством филолога (Серин-оол - Наделяев), на новом витке истории вернулось в область лингвистики, обогащенное достижениями музыковедческой мысли.
Развитие тувинского этномузыкозна-ния питается также исследовательскими работами преподавателей и студентов Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола — главного учебного заведения в области культуры и искусства Республики Тыва. В сборниках материалов конференций колледжа5 встречаются статьи, отражающие различные аспекты традиционной музыкальной культуры, что говорит как о живости традиций, так и о продолжающемся процессе их осмысления музыкальным сообществом.
Наименее изученными пока остаются те пласты традиционной музыки тувинцев, что связаны с ритуальной сферой, особенно с буддийскими культами, поскольку их изучение требует от музыковедов дополнительных знаний в области религиоведения и тибетологии.
Подводя итоги, отметим, что наряду с представленными в тувинском этному-зыкознании столичными, новосибирской и дальневосточной научными школами постепенно намечается собственно тувинская школа, называемая в республике тувиноведением и хоомееведени-ем. В этом играют не последнюю роль авторитет этномузыкологов 3. Кыргыс и В. Сузукей, а также заинтересованное, порой весьма критичное, обсуждение их научных идей в среде тувинской интеллигенции. Расширение поля исследовательских интересов молодых ученых позволяет считать, что у тувинского этно-музыкознания есть перспективы к дальнейшему развитию.
Примечания
1 РФ ТИГИ, Д. № 106. М. М. Серин-оол. Музыкальное творчество тувинцев: курсовая работа / ЛГУ; науч. рук. В. М. Наделяев. Ленинград, 1948-1949 гг. (рукопись).
2 Первой записана «Шеми бажы», на мелодию которой оркестр тувинского театра играл концертный номер. Оркестр существовал в театре до приезда Аксёнова, в период пребывания Аксёнова в ТНР оркестром руководил и все аранжировки делал Миронович.
3 Подробнее о деятельности Ростислава Мироновича в Туве см. в нашей статье: Карелина Е. К. Вклад Р. Г. Мироновича в развитие музыкальной культуры Тувы (к 110-летию со дня рождения музыканта) // Вестник музыкальной
науки / НГК им. М. И. Глинки. - 2014. - № 3 (5). - С. 85-93.
4 В частности, отметим участие В. Сузукей в монографии Теодора Левина («Where rivers and mountains sing...», США, 2006), переведенной на русский язык («Музыка новых номадов», М„ 2012).
5 За период 2006-2015 гг. коллективом колледжа
выпущен целый ряд сборников по итогам региональных научно-практических конференций, материалы которых активно используются в учебно-воспитательном процессе («Культура Тувы: прошлое и настоящее». Вып. 1, 2, 3; «Культура, искусство и образование в регионах Сибири»; «Культура и искусство в контексте современного образования», вып. 1, 2).
Литература
1. Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка / под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. -М.: Музыка, 1964. - 256 с.
2. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / науч. ред. В. Н. Юнусова. - М.: Композитор, 2009. - 552 с.
3. Кыргыс 3. К. Песенная культура тувинского народа / науч. ред. И. В. Мациевский. - Кызыл: Тувинское книжн. изд-во, 1992. - 144 с.
4. Кыргыс 3. К. Тувинское горловое пение: это-музыковедческое исследование / отв. ред.
И. В. Мациевский. - Новосибирск: Наука, 2002. - 236 с.
5. Монгуш А. Д.-Б. Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект / науч. ред. С. П. Галицкая. - Абакан: Журналист, 2013. - 200 с.
6. Сузукей В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты / отв. ред. 3. К. Кыргыс. - Кызыл: Типография Госкомиздата Тув. АССР, 1989. -144 с.
7. Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии / науч. ред. М. В. Есипова. - М.: Композитор, 2007. - 408 с.
References
1. Aksyonov A. N. Tuvinskaya narodnaya muzyka [Tuvinian folk musik], Ed. by E. V. Gippius, Moscow: Muzyka, 1964, 256 p.
2. Karelina E. K. Istoriya tuvinskoy muzyki ot padeniya dinastii Tcin i do nashih dney: issledovanie [The History of Tuvinian music from the falling of Qing dynasty to the latest time: the research]. Sc. ed. V. N. Yunusova, Moscow: Kompozitor, 2009, 552 p.
3. Kyrgys Z. K. Pesennaya kultura tuvinskogo naroda [Singing Culture of the Tuvinians]. Sc. Ed. I. V. Matzievsky, Kyzyl: Tuvinian Book Publisher, 1992, 144 p.
4. Kyrgys Z. K. Tuvinskoe gorlovoe penie: etnomuzykologicheskoe issledovanie [Tuvinian throat singing: ethnomusicology research]. Ed.
by I. V. Matzievsky, Novosibirsk: Nauka, 2002, 236 p.
5. Mongush A.D.-B. Tuvinskiy pesenny folklor: ladozvukoryadny aspekt [Tuvinian song folklore: modal-scale aspect]. Sc. Ed S. P. Galitzkaya, Abakan: Zhurnalist, 2013, 200 p.
6. Suzukey V.Yu. Tuvinskie tradicionnye muzykalnye instrumenty [Tuvinian traditional music instruments]. Ed. by Z. K. Kyrgys. Kyzyl: Tipografiya Goskomizdata Tuv.ASSR, 1989, 144 p.
7. Suzukey V.Yu. Muzykalnaya kultura Tuvy v XX stoletii [Musical Culture of Tuva in the XX century]. Sc. Ed. M. V. Esipova, Moscow: Kompozitor, 2007, 408 p.
Страницы истории тувинского этномузыкознания
В статье рассматривается процесс становления и развития этномузыкознания в Туве. Имеющиеся данные дополняются новыми материалами о ранее неизвестных работах (М. Серин-оола, В. Сапельцева) и работах последних лет. Впервые представлены архивные материалы - образцы песенного фольклора тувинцев периода Тувинской народной республики, записанные, предположительно, А. Аксёновым или Р. Мироновичем. Для тувинского музыкознания этномузыкологичес-кое направление стало центральным. Основополагающее значение приобрел труд А. Аксёнова «Тувинская народная музыка» (М., 1964). Ныне тувинское этномузыкозна-ние представлено исследованиями песенного фольклора (3. Кыргыс), национальных инструментов (В. Сузукей), горлового пения (3. -Кыргыс, М. Бадыргы), интонационного анализа и ладового структурирования (А. Мон-гуш), региональной специфики песенной традиции (Е. Тирон, А. Кан-оол), культурологических аспектов традиционной музыки (В. Сузукей, Ч. Эник-оол, Ч. Тумат), музыкальной терминологии в тувинском языке (У. Монгуш). Наименее изученными остаются обрядовые формы музыкальной культуры тувинцев, особенно связанные с буддийскими культами. В истории развития тувинского этномузыкознания можно выделить несколько музыковедческих школ: столичную (связанную с именами Е. В. Гиппиуса и И. В. Маци-евского), Новосибирскую (ученики Ю. И. Шейкина, С. П. Галицкой, Г. Б. Сыченко) и Дальневосточную (школа Е. И. Алкон и С. Б. Лупиноса).
Ключевые слова: Тува, этномузыкознание, музыкальный фольклор, научные школы.
History
of the Tuvinian ethnomusicology
The article considers the process of formation and development of ethnomusicology in Tuva. The available data are supplemented with new materials about earlier unknown works (M. Serin-ol, V. Sapeltsev) and works of the recent years. For the first time the archival materials - samples of Tuvinians' song folklore of the Tuva national republic period presumably recorded by A. Aksenov or R. Mironovich - are presented. The ethnomusicological tendency has become central for the Tuvinian musicology. Fundamental value was gained by A. Aksenov's work 'The Tuva folk music' (Moscow, 1964). Nowadays Tuvinian ethnomusicology is presented by researches of song folklore (Z. Kyrgys), national instruments (V. Suzukey), throat singing (Z. Kyrgys, B. Badyrgy), intonational analysis and modus structuring (A. Mongush), regional specificity of song tradition (E. Tiron, A. Kan-ol), cultural study aspects of traditional music (V. Suzukey, Ch. Enik-ol, Ch. Tumat), musical terminology in the Tuvinian language (U. Mongush). The ritual forms of musical culture of Tuvinians, especially those connected with Buddhist cults, remain the least studied. The following musicological schools can be distinguished in the history of the Tuvinian ethnomusicology development: Moscow (connected with the names of E. V. Gippius and I. V. Matsiyevsky), Novosibirsk (pupils of Yu. I. Sheykin, S. P. Galitskaya, G. B. Sychenko) and the Far East (school of E. I. Alkon and S. B. Lupinos).
Keywords: Tuva, ethnomusicology, musical folklore, scientific schools.
Карелина Екатерина Константиновна
доктор искусствоведения, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, заслуженный деятель искусств Республики Тыва. E-mail: ye_karelina@mail.ru
Ekaterina Karelina - D.A., Professor of the Department of Pedagogy and Methods of preschool and primary education at the Tuvinian State University, the Tuva Republic honored worker of art.
E-mail: ye_karelina@mail.ru