Научная статья на тему 'Ростислав и наталья Мироновичи в истории тувинской музыкальной культуры'

Ростислав и наталья Мироновичи в истории тувинской музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / ТЕАТР / ОПЕРА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карелина Екатерина Константиновна

Творческая деятельность супругов Мироновичей в 1943-1946 годах имела большое значение для развития музыкальной культуры Тувинской республики, в частности, тувинского театра, национального оркестра, вокального искусства и музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ростислав и наталья Мироновичи в истории тувинской музыкальной культуры»

М 3 (32), 2009

' Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

6. Заде Ш А. Основы нового подхода к анализу ...С. 7.

7. Зубарева Н. Б. Методологические опыты: ис-кусствометрия и музыкознание ... С. 44.

8. См. подробнее: Kiilichkin P. A., ZubarevaN. В. On the formation role of the «events dynamics» in the musical composition for voice and piano // Proceedings of the International Congress on Aesthetics, Creativity and Psychology of the Arts, Perm, June, 1-3, 2005 / Edited by E. Malianov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D. Leontiev, V. Petrov, P. Locher. P. 229-230; Зубарева

Н. Б., Калашникова И. С. «Событийная динамика» вокального произведения (опыт сравнительного анализа музыкального и поэтического рядов в романсах М. Глинки)//ВестникПГИИК. 2005. № 1. С. 66-72.

9. Заде Л. А. Основы нового подхода к анализу ...С. 9.

10. Ручъевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учеб. пособие. СПб., 1998. С. 51.

11. Заде Л. А. Основы нового подхода к анализу ...С. 10.

12. Там же. С. 11.

N. B. ZUBAREVA. FUZZY SETS THEORY AND THE RESEARCH PRACTICE OF MODERN MUSICOLOGY

The turning to the humanities in mathematics is based on using its analyzing mechanistic systems; however, the approach proposed by L. Zade has not been studied and apprehended. This article examines the opportunities of extending methodological potential of musicology by introducing fuzzy variables, fuzzy statements and fuzzy algorithms.

Key words: fuzzy sets theory, exact research methods, musicology.

Е. К. КАРЕЛИНА

РОСТИСЛАВ И НАТАЛЬЯ МИРОНОВИЧИ В ИСТОРИИ ТУВИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Творческая деятельность супругов Мироновичей в 1943-1946 годах имела большое значение для развития музыкальной культуры Тувинской республики, в частности, тувинского театра, национального оркестра, вокального искусства и музыкального образования.

Ключевые слова: Тува, театр, опера, национальный оркестр, вокальное искусство, музыкальное образование.

В истории любой национальной культуры были личности, сыгравшие ключевую роль в ее становлении. Для развития музыкальной культуры Тувинской республики в период 1940-х годов большое значение имела деятельность Ростислава и Натальи Мироновичей - музыкантов, чей творческий путь начался в Краснодаре [1].

Ростислав Георгиевич Миронович (1904— 1998) родился в Майкопе, Наталья Палладьевна (1904-1977) - в Краснодаре, в семье известного краеведа П. В. Миронова [2]. Ростислав одновременно учился в Краснодарском сельхозинституте и в музыкальном училище по классу флейты. Он организовал при сельхозинституте любительский симфонический оркестр, которым руководил в 1924-1927 годах. Знакомство будущих супругов произошло, когда начинающему дирижеру понадобилась певица-солистка для выступлений с оркестром. Наталья хорошо пела, свободно владела французским языком, имела опыт игры в драматических постановках.

Вскоре молодая семья переехала в Москву. Ростислав поступил в консерваторию, Наталья - в музыкальный техникум при консерватории на два отделения - теоретическое и вокальное; там она пела в хоре, а также обучалась игре на скрипке.

В 1931 году Ростислав окончил консерваторию по двум специальностям - флейта (класс проф.

B. Н. Цыбина) и оперно-симфоническое дирижирование (класс проф. Б. Э. Хайкина). В период учебы он занимался также в классе композиции

C. Н. Василенко, написал струнный квартет, симфониетту, музыку к спектаклям разных драматических театров. К сожалению, его супруге не удалось завершить учебу по семейным обстоятельствам: много времени приходилось уделять воспитанию двоих детей.

Профессиональная дирижерская работа Р. Г. Мироновича началась еще в консерваторские годы, на выездной практике со студенческим симфоническим оркестром. В 1935 году он был принят без конкурса в симфонический оркестр Московской филармонии. Здесь Ростислав Георгиевич имел возможность непосредственно наблюдать за работой таких знаменитостей, как отечественные дирижеры Голованов, Штейнберг, Орлов, Небольсин, Файер, зарубежные - Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Эуген Сенкар, Эрнест Ансерме. О каждом из них Миронович оставил воспоминания [3]. Кроме того, он дирижировал постановками в оперной студии консерватории. Успехи на данном поприще привели к тому, что его пригласил знаменитый певец Иван Козловский на должность дирижера в свой Ансамбль оперы, однако начавшаяся война оборвала оперные проекты, грандиозные планы.

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (32), 2009

В июле 1941 года Миронович был призван в действующую армию, служил старшим лейтенантом 1-й гвардейской стрелковой дивизии Юго-Западного фронта. Вскоре он был ранен, контужен и после лечения в госпитале демобилизован. Наталью Палладьевну с детьми война застала в Краснодаре, где им пришлось пережить оккупацию. В декабре 1942 года Ростислав Георгиевич был командирован Комитетом по делам искусств СССР за границу, в Тувинскую Народную Республику, для руководства музыкальной частью национального театра. К работе в Туве он приступил в январе 1943 года. Однако семья смогла воссоединиться лишь в 1944 году, когда Наталья Палладьевна с дочерью приехала в Туву. Вскоре супруги Мироновичи узнали о трагической гибели сына. В 1945 году семья распалась: муж уехал в Киргизию, а жена задержалась в городе до октября 1946-го. Таким образом, каждый из них посвятил Туве три года, которые стали плодотворным периодом как для их личного профессионального роста, так и для развития национальной музыкальной культуры.

Несмотря на сложности военного времени, Ростиславу Георгиевичу, благодаря своему опыту дирижерской и театральной деятельности, удалось проделать большую работу за относительно короткий срок пребывания в Туве. Во-первых, он подготовил специалистов на оркестровом отделении театрально-музыкального училища, где вел все специальные дисциплины; во-вторых, инициировал процесс реконструкции тувинских национальных инструментов для их оркестрового применения; в-третьих, создал репертуар для первого национального оркестра Тувы (почти все танцы для постановок хореографа А. В. Шатина, музыку к ряду театральных спектаклей); в-четвертых, написал первую национальную тувинскую оперу «Чечен и Белекмаа»; в-пятых, осуществил первую в истории Тувы полноценную оперную постановку в театре (с участием солистов, хора, оркестра народных инструментов). Именно Мироновичу было суждено стать основоположником тувинского национального оркестра [4].

Идею создания первой тувинской оперы на основе сюжета народной сказки предложил фи-лолог-тюрколог А. Пальмбах. До отъезда из Тувы Миронович успел полностью завершить работу над первым действием (еще два остались в набросках). Постановка первого акта оперы «Чечен и Белекмаа» была осуществлена в августе 1945 года как дипломная работа студентов музыкально-театрального училища. Проект Мироновича был продолжен одним из его бывших учеников по музыкально-театральному училищу, композитором Ростиславом Кенденбилем, чья опера «Чечен и Белекмаа» была поставлена в тувинском театре через 20 лет после оперы Мироновича [5]. Память о своем учителе тувинский музыкант пронес через всю жизнь: при советской паспортизации он взял себе имя любимого башкы (туе. - наставник, учитель) и в работе старался быть на него похожим. Миронович также высоко ценил своего ученика; кроме него,

из числа своих тувинских учеников он отмечал мастера-изготовителя музыкальных инструментов К. Тамдына и А. Лаптана, который был его ассистентом и вел ряд дисциплин у первокурсников. До конца жизни музыкант хранил письма своих тувинских учеников и коллег, а также фотографии, сделанные им в 1940-х годах в Туве. Долгое время Миронович дружил с семьей тувинских цирковых артистов Оскал-оолов, для труппы которых он писал музыку. В 1970-е годы Ростислав Георгиевич приезжал в Туву.

Опыт работы с тувинским материалом пригодился Мироновичу в Киргизии, где его композиторский потенциал раскрылся в полной мере. С 1962 года и до конца жизни он связал свою судьбу с Воронежем. Везде Ростислав Георгиевич совмещал активную дирижерско-постановочную работу в оперном театре с педагогической и творческой.

Годы работы Натальи Палладьевны в Туве максимально раскрыли ее как педагога и творческую личность. Имея способности к языкам, она быстро освоила тувинский и стала общаться со своими учениками на их родном языке. В классе педагога по вокалу Н. П. Миронович совершенствовали свои природные способности многие драматические артисты. Особых похвал педагога удостаивались ученицы вокально-хорового отделения Хургулек Конгар, Анна Долчун и Анфиса Орешкова. В репертуаре ее класса большое место занимали романсы Алябьева, Варламова, Глинки, Даргомыжского, «Серенада» Шуберта, сцены из опер «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Лысенко, «Русалка» Даргомыжского, «Чечен и Белекмаа» Мироновича. Помимо перехода народных голосов на академическую манеру пения, преподавателю приходилось решать проблему произношения текстов на русском языке. Прекрасные результаты в работе с тувинскими учениками позволяют нам в полной мере считать Наталью Миронович первым педагогом по классу академического пения в Туве.

Наталья Палладьевна любила петь русские и украинские народные песни, в ее репертуаре были романсы Чайковского, французских композиторов, песни Шуберта, арии из опер. Имея большой голосовой диапазон, она могла исполнять партии как сопранового, так и меццо-сопранового репертуара. Широкие познания педагога в области классической музыки помогали тувинским студентам осваивать репертуар. Тем самым закладывались местные традиции исполнения музыкальной классики. Н. П. Миронович также вела занятия по классу скрипки, проводила репетиции хора в училище и хоровой группы театра, осуществляла хоровые аранжировки песенного репертуара. Умея самостоятельно перекладывать музыку на состав театрального оркестра, после отъезда мужа она смогла полностью подготовить музыкальное оформление к спектаклю «Назар Стодоля».

Переехав в Москву, Н. П. Миронович преподавала музыку в одной из общеобразовательных школ. Работая с детьми, она вела активную музыкально-просветительскую деятельность как хор-

№ 3 (32), 2009

"Культурная жизнь Юга России "

мейстер школьного хора, ставила с учениками музыкальные сказки, подготовила нескольких своих воспитанников к поступлению в ГИТИС. Наталья Палладьевна поддерживала сложившиеся в Туве дружеские связи с цирковой семьей Оскал-оол и композитором А. Аксеновым.

Семейный союз двух музыкантов, являвших собой пример высокого профессионализма и творческого энтузиазма, оставил заметный след в истории становления тувинского театра, национального оркестра, вокального искусства, музыкального образования. Многоаспектность их деятельности стала важным фактором в решении тех сложных профессиональных задач, которые ставила перед ними формирующаяся музыкальная культура Тувы.

Литература и примечания

1. Биографические данные получены нами благодаря личным контактам с членами семей Р. Г. и Н. П. Мироновичей; сведения об их работе в Туве дополнены информацией, содержащейся в документах Центрального государственного архива Республики Тыва (ф. 139). Анализ творческой деятельности супругов Мироновичей в Туве впервые был представлен в публикациях: Карелина Е. К. Ростислав Миронович и национальный оркестр ТНР

// Культура, искусство и образование в регионах Сибири: материалы межрегион, науч.-практ. конф. (21 марта, 10 мая 2007 г.) / сост. Е. К. Карелина. Кызыл, 2008. С. 122-126; Она же. Первый преподаватель академического пения в Туве: Н. П. Миронович //Тамже. С. 127-131.

2. Палладий Васильевич Миронов (1874-1952) - краевед, общественный деятель, работник городских муниципальных органов: Екатеринодарской думы, управы, а после установления советской власти - отделов коммунального хозяйства исполкомов. Опубликовал более 20 научных работ, собрал коллекцию документов по истории города и области. См. подробнее: Екатеринодар - Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар, 1993. С. 379.

3. Миронович Р. Г. Не в память, а в честь: [К 100-летию со дня рождения Р. Г. Мироновича] / сост. Н. Д. Сыпалова. Воронеж, 2004. С. 49-80.

4. Карелина Е. К. Тувинский национальный оркестр: вчера, сегодня, завтра // Музыкальная академия. 2006. №2. С. 41.

5. Карелина Е. К. Тувинская национальная опера: проблемы и перспективы // Композитор в современном мире: материалы всерос. науч. конф., 11-12 ноября 2008 г. / ред. Н. А. Еловская, М. В. Холодова. Красноярск, 2008. С. 149-150.

E. K. KARELINA. ROSTISLAV AND NATALIYA MIRONOVITCH IN HISTORIES OF THE TUVINIAN MUSIC CULTURE

The article is about an importance the Mironoviches' creative activity for development of the Tuvinian music culture during 1943-1946. They have left trace on histories of the Tuvinian theatre, national orchestra, vocal art and music education.

Key words: Tuva, theatre, opera, national orchestra, vocal art, music education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.