Научная статья на тему 'Теория нечетких множеств и исследовательская практика современного музыкознания'

Теория нечетких множеств и исследовательская практика современного музыкознания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ / ТОЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / МУЗЫКОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зубарева Наталья Борисовна

Обращение гуманитарных наук к аппарату математики основывается на его использовании для анализа механистических систем; в то же время подход, предложенный Л. Заде, не нашел должного понимания и осмысления. В данной статье рассматриваются возможности расширения методологического потенциала музыкознания за счет введения в его орбиту нечетких переменных, нечетких высказываний и нечетких алгоритмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория нечетких множеств и исследовательская практика современного музыкознания»

M 3 (32), 2009

жизнь Юга России "

- 15

1944-го - 103 938 чел. Выдача книг в 1943 году составила 91 028 экз., а за восемь месяцев 1944-го

71 997 экз., соответственно газет - 52 207 и 51 818 экз., журналов - 29 446 и 32 072 экз. [15].

Работники районных и сельских библиотек, а также изб-читален осуществляли обслуживание и устраивали различные мероприятия для тружеников сельского хозяйства непосредственно на полевых станах, животноводческих фермах. Так, в марте 1945 года в различных районах Ростовской области было организовано 280 передвижных библиотек, в каждой из которых имелось 100-150 книг. Одновременно с выдачей книг работники библиотек знакомили колхозников с новостями общественной и культурной жизни страны [16].

Таким образом, несмотря на ограниченность материальных и организационных возможностей, коллективы библиотек Дона и Северного Кавказа проводили большую работу по сохранению культурного наследия, распространению знаний, популяризации произведений отечественной и зарубежной литературы. Библиотеки, игравшие существенную роль в военно-патриотическом воспитании населения, способствовали укреплению духовного единства советских людей, ставшего одним из важнейших факторов достижения Победы.

Литература и источники

1. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: стат. ежегодник. М., 1977. С. 320.

2. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С. 75-76.

3. Большевик. 1942. 11 янв.

4. Молот. 1941. 7 сент.

5. Лики войны: сб. док. по истории Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Нальчик, 1996. С. 201.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 43. Д. 976. Л. 132.

7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф Р-1561. Оп. 1. Д. 1. Л. 42-45.

8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 989. Л. 149.

9. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф Р-1817. Оп. 3. Д. 12. Л. 46.

10. Красный Карачай. 1943. 20 окт.

11. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. 9. Оп. 1. Д. 376. Л. 19-19 об.

12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 976. Л. 134-135.

13. ГАКК. Ф. Р-1561. Оп 1. Д. 1. Л. 43-45.

14. ГАРО. Ф. Р-1817. Оп. 3. Д. 12. Л. 46.

15. Социалистическая Осетия. 1944. 21 окт.

16. ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 554. Л. 63.

Е. V. PANARINA. ACTIVITY OF LIBRARIES ON DON AND THE NORTH CAUCASUS DURING THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

This article deals with the process of reorganization of library work in conditions of military period, the difficulties of reconstruction period, the major contribution of library workers to maintenance of cultural potential of the country, the growth of the educational level of home front population.

Key words: Libraries of Don and North Caucasus, The Great patriotic War, military-patriotic upbringing.

H. Б. ЗУБАРЕВА

ТЕОРИЯ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ

Обращение гуманитарных наук к аппарату математики основывается на его использовании для анализа механистических систем; в то же время подход, предложенный Л. Заде, не нашел должного понимания и осмысления. В данной статье рассматриваются возможности расширения методологического потенциала музыкознания за счет введения в его орбиту нечетких переменных, нечетких высказываний и нечетких алгоритмов.

Ключевые слова: теория нечетких множеств, точные методы исследования, музыкознание.

«Никакое человеческое исследование не может почитаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения» [ Г]. Это высказывание Леонардо да Винчи стало своего рода манифестом применения точных методов во всех областях знания. Искусствоведение не составило исключения, причем по мере приближения к современности число исследований, основанных на математическом базисе, растет, по меньшей мере, в арифметической прогрессии.

Вместе с тем такая практика наряду с очевидными достоинствами имеет и свои недостатки.

Последние глубоко охарактеризовал в одной из своих работ основоположник теории нечетких множеств Л. Заде: «Наступление эпохи вычислительных машин вызвало быстрое расширение сферы использования количественных методов анализа за счет их применения для анализа экономических, урбанистических, социальных, биологических и других систем, в которых основную

"Культурная жизнь Юга России "

№ 3 (32), 2009

роль играет поведение, напоминающее поведение живых существ. Большинство методов, используемых в настоящее время для анализа гуманистических систем, т. е. систем, в которых участвует человек, представляют собой модификации методов, которые в течение длительного времени создавались для механистических систем, т. е. систем, управляемых законами механики, электромагнетизма и термодинамики. Замечательные успехи, достигнутые с помощью этих методов, позволили раскрыть многие тайны природы и создавать все более и более совершенные машины. Но эти же успехи вселили широко распространенное убеждение в том, что теми же методами или подобными им можно сравнительно эффективно исследовать и гуманистические системы. <...> Наш основной тезис заключается в том, что, по своей сути, обычные количественные методы анализа систем непригодны для гуманистических систем и вообще любых систем, сравнимых по сложности с гуманистическими системами. В основе этого тезиса лежит то, что можно было бы назвать принципом несовместимости. Суть этого принципа можно выразить примерно так: чем сложнее система, тем менее мы способны дать точные и в то же время имеющие практическое значение суждения о ее поведении. Для систем, сложность которых превосходит некоторый пороговый уровень, точность и практический смысл становятся почти исключающими друг друга характеристиками» [2].

Альтернативный подход, предложенный Л. Заде, опирается на предположение о том, что в основе мышления человека «лежит не традиционная двузначная или даже многозначная логика, а логика с нечеткой истинностью, нечеткими связями и нечеткими правилами вывода» [3]. Этот подход дает приближенные, но весьма эффективные способы описания сложных систем, не поддающихся точному количественному анализу. Названные способы получили широкое распространение в таких областях, как экономика, социология, лингвистика, психология и др. В области музыковедения обращение к теории нечетких множеств и ее инструментарию было впервые предпринято нами в 1998 году [4]. Апелляция именно к этому аналитическому аппарату разносторонне мотивирована.

Во-первых, музыкальные произведения, без сомнения, относятся к гуманистическим (создаваемым, исполняемым, воспринимаемым человеком) системам и поэтому в части количественной оценки требуют специальных методов, а не адаптации методов изучения механистических систем.

Во-вторых, объектом упомянутого, а также целого ряда последовавших за ним исследований [5] стали звуковые события, принадлежащие фоническому уровню музыкального произведения, - отдельные тоны, комплексы тонов и варианты их фактурной репрезентации. Избранные звуковые события могут быть определены, по Заде, как «элементы некоторых нечетких множеств или классов объектов, для которых переход от "при-

надлежности" к "непринадлежности" не скачкообразен, а непрерывен» [6]. Вследствие этого оказывается невозможным получение точных данных о количестве звуковых событий, содержащихся в той или иной единице музыкального времени.

В-третьих, особую проблему составляет сравнение насыщенности условных временных единиц событиями различных видов [7]. Ориентация на позицию лица, принимающего приблизительное решение в описанных условиях, позволила ввести нечеткое множество следующего вида:

где / - номер параметра;

/ - номер такта;

г=1,п;

п - общее количество тактов;

ц,- (/) - вероятность того, что слушатель (рассматриваемый как лицо, принимающее решение) посчитает 7-й такт наиболее насыщенным звуковыми событиями в момент его звучания.

Тем самым мы смогли вычислить и графически представить плотность ритмических, гармонических и фактурных событий, а также раскрыть формообразующее значение ее изменений в фортепианных произведениях разных эпох. Позднее метод измерения плотности звуковых событий был спроецирован на поэтическую составляющую камерно-вокальных произведений [8].

Тем не менее возможности, предоставляемые искусствоведу теорией нечетких множеств, остаются в значительной мере нереализованными. Осмыслению этих возможностей, выявлению путей их реализации и посвящена настоящая статья. Рассмотрим с этой целью основные понятия, используемые Л. Заде при описании своего подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений, - нечеткие переменные, нечеткие высказывания и нечеткие алгоритмы.

1. Нечеткие переменные

Человеческая способность к оценке информации, играющая существенную роль в характери-зации сложных явлений, по мнению Л. Заде, наиболее ярко проявляется в использовании вербальных языков [9], т. е. в речевой деятельности. Покажем, что звуковые события, принадлежащие музыкальным произведениям (речевым произведениям на языке музыки), можно анализировать по аналогии со словами естественных языков.

Каждое звуковое событие х может считаться сжатым «описанием» нечеткого подмножества М(х) полного множества области рассуждений U, где М(х) есть значение х. Так, например, х есть комплекс звуков; М(х) - видовая принадлежность этого комплекса (мажорный секстаккорд, малый минорный терцквартаккорд и т. д.); U- аккорди-ка того или иного гармонического стиля.

В обозначенном смысле язык музыки можно рассматривать как систему, в которой нечетким

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

подмножествам множества Чприписываются элементарные и составные символы (аккорды, гармонические обороты, тональные последования и т. д.). Представим с такой точки зрения звуковой комплекс, содержащий малую терцию и малую сексту от баса к. При этом значение интервального состава как такового есть нечеткое подмножество М - мажорный секстаккорд, а значение той же интервальной конструкции в конкретной высотной позиции - нечеткое подмножество М -аккорд с основным тоном g. Таким образом, значение звукового комплекса И с! является пе-ресечением М-мажорный секстаккорд и М- аккорд с основным тоном g.

При этом в качестве нечеткой переменной можно рассматривать разновидность аккорда; ее значениями (мажорный секстаккорд, малый уменьшенный квинтсекстаккорд и т. д.) оказываются символы нечетких подмножеств полного множества всех аккордов с основным тоном g. Вместе с тем переменной можно считать и сам основной тон; тогда ее значения (а, Ь, с и т. д.) следует интерпретировать как символы нечетких подмножеств полного множества всех тонов музыкальной системы. В этом смысле основной тон оказывается нечеткой переменной, т. е. переменной, значениями которой являются символы нечетких множеств. Важно отметить, что значение переменной «основной тон», выраженное музыковедческим понятием, гораздо менее точно, чем число, обозначающее частоту колебаний данного тона. В описанном случае мы имеем дело с меньшей четкостью теоретического понятия «тон» по сравнению с его акустическими параметрами. Нечеткость данного понятия неизмеримо возрастет, если мы примем во внимание зонную природу музыкального слуха, в соответствии с которой каждый тон представлен не единственной частотой колебаний, а некоторой частотной зоной.

Такой подход дает возможность количественного представления любых звуковых явлений, в том числе не имеющих в настоящее время апробированных средств измерения. Именно по этой причине мы в свое время отказались от рассмотрения тембра, артикуляции, акцентов и других событий фонического уровня [10]. Использование аналитического аппарата теории нечетких множеств делает излишней разработку отдельных измерительных методик для каждого вида звуковых явлений. Названный аппарат позволяет оценивать указанные явления не с точки зрения количественной выраженности некоторых специфических качеств, а с точки зрения принадлежности этих качеств потоку художественной информации.

2. Нечеткие высказывания

В количественных подходах к анализу систем простые отношения между двумя числовыми переменными обычно описывают с помощью таблицы, которую «словесно можно представить в виде набора высказываний, например, если х равно 5, то у равно 10; если х равно 6, то у равно 14 и т. д.» [11]. Такой же способ описания применяет и Л. Заде, только переменные х и у являются нечеткими. Зависимость между ними описывается с по-

мощью высказываний вида «из А следует В», где А и В - символы нечетких множеств, представляющие собой значения переменных х иу. Приведем пример нечетких высказываний, относящихся к интересующей нас области музыкознания.

Допустим, что А - нечеткое множество, объединяющее значения переменной х (jc х2 и т. д.), представляющей собой звуковысотную конструкцию, а В - нечеткое множество, объединяющее значения переменной у (у1,у2 и т. д.), представляющей собой оценку звуковысотной конструкции х слушателем. Нечеткие высказывания, описывающие зависимость у от х, могли бы выглядеть следующим образом:

- если х - минорное трезвучие с основным тоном h, то для jc минорный секстаккорд с основным тоном h у - событие с минимальной новизной (такое значение у объясняется тем, что jc является структурным вариантом х);

- если jc - минорный секстаккорд с основным тоном h, то для х2минорный секстаккорд с основным тоном е у — событие с большей степенью новизны (данное значение у связано с тем, что х2 является высотно-позиционным вариантом je );

- если х2 - минорный секстаккорд с основным тоном е, то для х3 малый уменьшенный терцквар-таккорд с основным тоном eis у - новое событие (высокая степень новизны этого звукового события обусловлена тем, что х3 является другим аккордом по отношению к jc ) и т. д.

В своих исследованиях мы использовали только два варианта оценки звуковысотных конструкций, фиксирующие наличие или отсутствие события в гармоническом ряду. Открывающаяся возможность ранжирования звуковых событий по степени их новизны позволит в случае ее реализации получить более детальное представление о событийной структуре музыкального произведения.

3. Нечеткие алгоритмы

Сложные зависимости у от х требуют для своего описания нечетких алгоритмов. «По своей сути, - пишет Л. Заде, - нечеткий алгоритм представляет собой упорядоченную последовательность инструкций (подобно программе для вычислительной машины), некоторые из которых могут содержать символы нечетких множеств, например:

- если у велико, то немного уменьшить х;

- если у не очень велико и не очень мало, то очень ненамного увеличить х;

- если у мало, то стоп; если нет, то увеличить х на 2» [12].

Подобный подход к определению нечетких отношений мы можем продемонстрировать на примере работы А. Даргомыжского с поэтическим текстом романса «Титулярный советник». Вторая строфа стихотворения П. Вейнберга имеет ровный, сглаженный событийный профиль, что наиболее отчетливо проявляется в строении фонемного и акцентного рядов (табл. 1).

Даргомыжский мыслит форму романса как двухчастную, поэтому во второй части, которая контрастирует с первой по музыкальному мате-

"Культурная жизнь Юга России " 1IS ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

М> 3 (32), 2009

Таблица 1

Ряды 5-я строка 6-я строка 7-я строка 8-я строка

фонемы 23 21 21 22

стопные акценты 3 3 3 3

слова 3 4 5 4

Таблица 2

Ряды 5-я строка б-я строка 7-я строка 8-я строка

фонемы 23 21 28 15

стопные акценты 3 3 4 2

слова 3 4 7 2

риалу, ему нужна более рельефная событийная структура с ясно выраженным подъемом к вершине и последующим спадом. Преобразование словесного текста, выполненное с этой целью композитором, можно описать с помощью следующего алгоритма:

- если у (событийное наполнение седьмой строки) недостаточно велико, то необходимо увеличить х? (число слов в седьмой строке);

- если Ж (событийное наполнение восьмой строки) недостаточно мало, то следует уменьшить х8 (число слов в восьмой строке).

Именно так поступает Даргомыжский, сдвигая границу между седьмой и восьмой строками:

(по Вейнбергу)

И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь!

(по Даргомыжскому)

И в винном тумане носилась пред ним Генеральская дочь!

При этом событийный профиль строфы меняется желательным для композитора образом (табл. 2.).

В результате вторая строфа приобретает ярко выраженную «событийную кульминацию» в третьей четверти, за которой следует глубокий заключительный спад плотности звуковых событий (рис.).

В данном случае мы использовали нечеткий алгоритм для описания процесса поиска оптимального творческого решения. Аналогичным образом могут исследоваться самые разнообразные художественные реалии, в том числе:

- переложения музыкального произведения для других исполнительских составов, взятые в их отношении к оригинальному тексту;

- эскизы и черновые наброски, взятые в их отношении к законченному произведению;

- различные версии перевода литературного сочинения, взятые в аспекте сравнительного анализа, и т. д.

Настоящую статью следует рассматривать как общее описание путей адаптации широко известного метода к изучению процессов и продуктов

музыкального (и шире - художественного) творчества. Изложенные теоретические основания такой адаптации вполне точны и «математичны» по духу, причем в каждом конкретном случае степень точности решения может быть согласована с требованиями задачи и точностью имеющихся данных. Гибкость представленного метода, отражающего существенные особенности человеческого мышления, вселяет надежду на то, что он сможет стать основой более продуктивного и реалистического подхода к количественному анализу художественных феноменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Цит. по: Холопоеа В. Понятие «музыка» // Музыкальная академия. 2003. № 4. С. 14.

2. Заде Л. А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений // Математика сегодня: сб. ст.; пер. с англ. / сост. А. В. Шилейко. М„ 1974. С. 6-7.

3. Там же. С. 7.

4. Зубарева H. Б. О применении точных методов в анализе музыкальных произведений // Гуманитаризация образования и внеучебная работа в вузе, техникуме, образовательной школе: материалы IV меж-вуз. науч.-практ. конф., Пермь, 20-21 апреля 1998 г. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 1998. С. 212-214.

5. См. : Зубарева Н. Б. О применении теории нечетких множеств в музыковедческом исследовании (на примере анализа фортепианного цикла С. Прокофьева «Детская музыка») // История и методология науки: межвуз. сб. науч. трудов / гл. ред. В. В Маланин; Перм. ун-т. Пермь, 2000. Вып. 7. С. 169— 178; Она же. Точные методы в исследовании процессов музыкального формообразования // История и методология науки: межвуз. сб. науч. тр. / гл. ред.

B. В. Маланин / Перм. ун-т. Пермь, 2002. Вып. 9.

C. 94-103; ZubarevaN. В., Kidichkin P. A. «Degenerated» cases of tensity function and the degree of genre characteristics expressions in a musical piece (experiments of quantitative analysis applied to pianoforte miniatures of XVIII-XX centures) // Art and Science: Proceedings of the XVIII Congress of the International Association of Empirical Aesthetics, Calouste Gulben-kian Foundation, Lisbon, September, 13-16, 2004 / Edited by J. P. Fryis, P. Andrale, J. F. Marques. P. 536-539; Зубарева H. Б. Методологические опыты: искусст-вометрия и музыкознание. Пермь, 2004; Она же. К теории и методике «музыкальной арифмологии» // Музыкальная академия. 2005 № 1. С. 98-105 и другие работы.

М 3 (32), 2009

' Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

6. Заде Ш А. Основы нового подхода к анализу ...С. 7.

7. Зубарева Н. Б. Методологические опыты: ис-кусствометрия и музыкознание ... С. 44.

8. См. подробнее: Kiilichkin P. A., ZubarevaN. В. On the formation role of the «events dynamics» in the musical composition for voice and piano // Proceedings of the International Congress on Aesthetics, Creativity and Psychology of the Arts, Perm, June, 1-3, 2005 / Edited by E. Malianov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D. Leontiev, V. Petrov, P. Locher. P. 229-230; Зубарева

Н. Б., Калашникова И. С. «Событийная динамика» вокального произведения (опыт сравнительного анализа музыкального и поэтического рядов в романсах М. Глинки)//ВестникПГИИК. 2005. № 1. С. 66-72.

9. Заде Л. А. Основы нового подхода к анализу ...С. 9.

10. Ручъевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учеб. пособие. СПб., 1998. С. 51.

11. Заде Л. А. Основы нового подхода к анализу ...С. 10.

12. Там же. С. 11.

N. B. ZUBAREVA. FUZZY SETS THEORY AND THE RESEARCH PRACTICE OF MODERN MUSICOLOGY

The turning to the humanities in mathematics is based on using its analyzing mechanistic systems; however, the approach proposed by L. Zade has not been studied and apprehended. This article examines the opportunities of extending methodological potential of musicology by introducing fuzzy variables, fuzzy statements and fuzzy algorithms.

Key words: fuzzy sets theory, exact research methods, musicology.

Е. К. КАРЕЛИНА

РОСТИСЛАВ И НАТАЛЬЯ МИРОНОВИЧИ В ИСТОРИИ ТУВИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Творческая деятельность супругов Мироновичей в 1943-1946 годах имела большое значение для развития музыкальной культуры Тувинской республики, в частности, тувинского театра, национального оркестра, вокального искусства и музыкального образования.

Ключевые слова: Тува, театр, опера, национальный оркестр, вокальное искусство, музыкальное образование.

В истории любой национальной культуры были личности, сыгравшие ключевую роль в ее становлении. Для развития музыкальной культуры Тувинской республики в период 1940-х годов большое значение имела деятельность Ростислава и Натальи Мироновичей - музыкантов, чей творческий путь начался в Краснодаре [1].

Ростислав Георгиевич Миронович (1904— 1998) родился в Майкопе, Наталья Палладьевна (1904-1977) - в Краснодаре, в семье известного краеведа П. В. Миронова [2]. Ростислав одновременно учился в Краснодарском сельхозинституте и в музыкальном училище по классу флейты. Он организовал при сельхозинституте любительский симфонический оркестр, которым руководил в 1924-1927 годах. Знакомство будущих супругов произошло, когда начинающему дирижеру понадобилась певица-солистка для выступлений с оркестром. Наталья хорошо пела, свободно владела французским языком, имела опыт игры в драматических постановках.

Вскоре молодая семья переехала в Москву. Ростислав поступил в консерваторию, Наталья - в музыкальный техникум при консерватории на два отделения - теоретическое и вокальное; там она пела в хоре, а также обучалась игре на скрипке.

В 1931 году Ростислав окончил консерваторию по двум специальностям - флейта (класс проф.

B. Н. Цыбина) и оперно-симфоническое дирижирование (класс проф. Б. Э. Хайкина). В период учебы он занимался также в классе композиции

C. Н. Василенко, написал струнный квартет, симфониетту, музыку к спектаклям разных драматических театров. К сожалению, его супруге не удалось завершить учебу по семейным обстоятельствам: много времени приходилось уделять воспитанию двоих детей.

Профессиональная дирижерская работа Р. Г. Мироновича началась еще в консерваторские годы, на выездной практике со студенческим симфоническим оркестром. В 1935 году он был принят без конкурса в симфонический оркестр Московской филармонии. Здесь Ростислав Георгиевич имел возможность непосредственно наблюдать за работой таких знаменитостей, как отечественные дирижеры Голованов, Штейнберг, Орлов, Небольсин, Файер, зарубежные - Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Эуген Сенкар, Эрнест Ансерме. О каждом из них Миронович оставил воспоминания [3]. Кроме того, он дирижировал постановками в оперной студии консерватории. Успехи на данном поприще привели к тому, что его пригласил знаменитый певец Иван Козловский на должность дирижера в свой Ансамбль оперы, однако начавшаяся война оборвала оперные проекты, грандиозные планы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.