УДК 78.071.1
Е. К. Карелина, У. О. Монгуш
ЛИЧНОСТЬ КОМПОЗИТОРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: К ЮБИЛЕЮ ХУРЕШ-ООЛА ДАМБА
реди композиторов Тувы фигура Ху-реш-оола Дамба стоит особняком: с одной стороны, он вошел в число наиболее авторитетных имен тувинской композиторской школы, с другой - его творчество по-прежнему малознакомо широкому слушателю. Несмотря на имеющуюся информацию о композиторе в различных публикациях (помимо газетных статей в местных СМИ)1, художественный мир композитора для большинства музыкантов-профессионалов и ценителей музыкального искусства Тувы остается «закрытым» (своего рода terra incognita), а личность композитора - непонятой и по-настоящему неоцененной. Юбилей, обозначенный в названии статьи - это даты рождения и смерти Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба, завязанные судьбой в неразрывный узел (75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти). Жизнь композитора, начавшись 20 июля 1943 г., оборвалась 25 июня 1993 г., меньше месяца до наступления 50-летия, которое он мечтал отметить авторским концертом2. В статье использованы новые архивные материалы и приводятся слова земляков, которые сейчас, по прошествии четверти века, вспоминают об ушедшем композиторе, что дает возможность по-новому оценить его личность и творческое наследие.
Биография Хуреш-оола Дамба являет яркий пример «социального лифта» советских времен. Будущий композитор родился в многодетной семье в живописном горнотаежном районе Западной Тувы Бай-Тайге, селе Шуй. Отец будущего композитора славился как искусный кузнец и мастер, изготавливавший домашнюю утварь и национальные музыкальные инструменты. Неудивительно, что мальчик рано освоил игру на струнно-смычковом игиле и струнно-щипковом дошпулууре, позже начал играть на мандолине и гармони. Домашний уклад семьи Дамба не был вполне типичным для
© Е. К. Карелина, У. О. Монгуш, 2018
стиля жизни кочевников8, и очевидно, что именно в семье формировался характер будущего композитора, всегда серьезно относящегося к учебе, к избранному делу4.
Школьные учителя пения Салчак Чам-зы, Даваа Доржу, Чульдум Кан-оол, игравшие на различных музыкальных инструментах, повлияли на развитие способного мальчика: благодаря им Хуреш-оол увлекся баяном и захотел учиться на музыканта. Первая песня «Айлап кужум» (Соловей) родилась по окончании школы5. Испытанием судьбы стала детская болезнь и пожизненная инвалидность. Хромота6 отразилась на характере - будучи от природы интровертом, композитор был достаточно замкнутым человеком, сложным в общении7. Показательны свидетельства Ким-оола Сарыг-Донгака - земляка композитора: «Племя кара-сал отличается от других тем, что они устремлены к хорошему, немножко "сложноватые" люди с высокой культурой. Эти люди имеют спокойный нрав, являются примером для остальных <...> Мы знаем, что он временами писал статьи в газетах на тувинском языке. Всегда отличался грамотным изложением своих мыслей. <...> Мы жили по соседству, поэтому однажды я увидел, как Хуреш-оол стучал по тазу, издавая какие-то "гармоничные" ритмозвуки»8. Из последнего свидетельства ясно, что будущего композитора с ранних лет притягивала выразительность ритма (впоследствии это отразилось в самом репертуарном его сочинении — фортепианном «Танце шамана», а также в необычном литавровом Концерте).
В 1961-1965 гг. Хуреш-оол учился на теоретическом отделении Кызылского музыкального училища, занимался композицией у А. Б. Чыргал-оола®, Р. Д. Кенденби-ля, позже - в классе С. М. Крымского, сочинял в те годы, в основном, песни10. Председатель экзаменационной комиссии на выпускных экзаменах Л. Н. Шевчук, которому были представлены «Тувинский танец» для фортепиано и Фуга на тему
С
в народном духе11, предложил юноше поступать в Новосибирскую консерваторию (рис. 1).
Так, в 1965 г. X. Дамба оказался на подготовительном отделении НГК им. М. И. Глинки, в 1967 г. стал студентом I курса теоретико-композиторского факультета, занимаясь сначала в классе
A. Ф. Яковлева, в дальнейшем в классе Г. Н. Иванова. Учителя Хуреш-оола Дамба представляли московскую и ленинградскую школы композиции, их влияние на личностное и профессиональное развитие тувинского композитора трудно переоценить. Благотворной питательной средой стала художественная атмосфера большого культурного центра Сибири и творческая аура внутри самой консерватории, где регулярно звучали свежие опусы молодых композиторов.
Творческие результаты этих лет весьма значимы не только для личного развития автора, но и для всей тувинской музыкальной культуры: отметим фортепианную сюиту «Три танца», Сонату для фортепиано, Струнный квартет, Концерт для литавр, струнного оркестра, фортепиано и клавесина. Дипломной работой стала симфония-поэма «Моя Тува»12. Исполнение сочинений студента-композитора замечательными музыкантами (пианистами
B. В. Мещеряковой, М. А. Шавинером, симфоническим оркестром под управлением А. М. Каца и др.) стимулировало автора к творческим поискам.
Показательно произведение консерваторского периода - фортепианная сюита «Три танца»13. Драматургическое решение цикла: торжественный выход («Танец орла») - лирический центр («Звенящая нежность») - темпераментный финал («Танец шамана»)14. Музыкальный язык сочинения Дамба в контексте развития тувинской музыки того периода стал поистине новаторским: использованы диссонантные аккордовые сочетания кварто-квинтового и секундового строений, политональные наслоения, кластеры, ритмичное топанье ног пианиста в № 1. Для № 2 сюиты композитор использовал авторское произведение Алексея Аксёнова 1943 г., ставшее классическим образцом национального искусства - музыку к танцу «Звенящая нежность». В пьесе Дамба главной темой стала тема вступления из танца Аксёнова -авторский образец переинтонирования ха-
Рис. 1. Выпускник Кызылского училища, весна 1965 г.
рактерных черт тувинского мелоса (пример 1). Дамба удалось создать еще более хрупкий образ, чем у Аксёнова, за счет выразительности «хрустального» верхнего регистра инструмента и тонких гармонических изменений исходной темы (пример 2). При этом, характерные для композитора драматизм и внутренняя конфликтность проявляются даже и в столь хрупком женственном образе. В итоге, музыка Дамба, переизлагающая и варьирующая музыкальный материал из танца Аксёнова, демонстрирует случай вторичного переинтонирования тувинского мелоса (причем, в данном случае авторское претворение элементов тувинского фольклора русским композитором переосмысливается носителем этнокультуры).
В консерваторские годы вполне определились творческие интересы композитора: в центре его устремлений всегда были крупные формы, симфонические и камерно-инструментальные жанры, причем X. Дамба не отличался, как другие тувинские композиторы, тяготением к программности или
Пример 1
А. Н. Аксёнов. «Звенящая нежность» (вступление и начало 1-го раздела танца)
сюжетности, предпочитая область «чистого» инструментализма. Образный мир его произведений отражал сложную гамму чувств - от драматических коллизий и дисгармоничной звуковой картины мира до утонченной лирики и углубленной созерцательности.
Закончив консерваторию в 1972 г., Хуреш-оол Кара-Салович вернулся в Туву. Начался новый этап жизни. На первом месте - творчество: появляются три сюиты для симфонического оркестра, Концерт для флейты с оркестром, Пассакалия для струнного оркестра, поэма «Тувинские узоры» для скрипки и фортепиано, две хоровые сюиты («Декей-оо», «Тувинские народные песни»), «Поэма о Ленине» для чтеца, смешанного хора и фортепиано, кантата «Слава коммунистической партии» для чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра, камерно-вокальные сочинения (сольные и ансамблевые) и др. Стараясь вписаться в местный социокультурный контекст, композитор очень активно работал в жанре песни (сольной и хоровой). Песни Хуреш-оола Дамба не только полюбились слушателям и артистам-исполнителям, но и получили высокую оценку специалистов15. За ряд песен для молодежи в 1978 г. композитор был отмечен званием лауреата премии Ленинского комсомола16. Помимо детских песен, сочинял инструмен-
тальные пьесы для учащихся Республиканской школы искусств (для виолончели, домры, чанзы, баяна). Также была написана музыка к художественному фильму «Танец орла», к пьесе Е. Тановой для детей «Илбилиг согун» (Волшебная стрела).
В 1973 г. Хуреш-оол Дамба был принят в члены Союза композиторов СССР. В основанном в 1978 г. Союзе композиторов Тувинской АССР он был избран на должность ответственного секретаря, постоянно консультировал самодеятельных композиторов, помогал с редакцией нотных сборников. Работал в Кызылском училище искусств17, Республиканской школе искусств, педагогическом институте, институте усовершенствования учителей, выступал в местных СМИ (рис. 2-4).
Хотя музыка X. Дамба звучала в концертных программах не только Тувы и Новосибирска, но и в Ростове-на-Дону, Алма-Ате, Улан-Удэ, Москве, самым заметным событием в творческой биографии композитора стало проведение в 1987 г. его авторского концерта, но не в родной Туве, а в далеком Ровно на Украине (городе-по-братиме, где в годы Великой Отечественной войны сражались тувинские добровольцы). В двух отделениях концерта прозвучали оркестровые и камерные произведения, ряд из которых не исполнялись в Туве (Струнный квартет, оркестро-
Пример 2
«Звенящая нежность» X. К.-С. Дамба (фрагмент 1-го раздела пьесы)
кой музыки ККИ - в учебное заведение, откуда начинался профессиональный путь Хуреш-оола Дамба.
Материалы, сданные в кабинет тувинской музыки ККИ, представляют собой рукописи, газетные вырезки, нотные тетради с записями собственных произведений, редактируемых песен чужих авторов, партии для симфонии-поэмы «Моя Тува» и струнного квартета, магнитофонные бобины с аудиозаписями (сейчас оцифрованы), также книги и ноты из личной библиотеки, официальные документы и фото. Среди личных нот: партитура Шестой симфонии П. И. Чайковского, том сонат В. А. Моцарта, том сонат С. С. Прокофьева, 24 Прелю-
5
senza Ped.
вая Пассакалия, Литавровый концерт) и чему был особенно рад автор.
По трагическим обстоятельствам, его семейное счастье было коротким, жизнь композитора рано оборвалась. В каком-то смысле трагична и судьба его творческого наследия: после его смерти архив пропал... Как оказалось, личный архив Хуреш-оола Кара-Саловича на протяжении 20 с лишним лет хранился у его племянника Орлана Дамба. Лишь в 2015 г. родные композитора обратились в Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола (ККИ), когда открывали мемориальную доску в родительском доме в с. Шуй. После этого события архив композитора был передан в кабинет тувинс-
Рис. 2. Пленум композиторов Сибири, 1982 г.: X. К.-С. Дамба стоит в центре, справа от Б. А. Шиндина, слева - музыковед В. Л. Сапельцев, выше по центру музыковед Г. А. Осипенко, внизу справа - музыковед 3. К. Казанцева
дии и фуги Д. Д. Шостаковича - то, что ценил, периодически проигрывал на фортепиано. Игил, на котором играл Хуреш-оол Дамба, сделанный его отцом, теперь требует реставрации (хранится у Орлана Дамба).
По новым архивным материалам выявляются малоизвестные стороны жизненного пути и ранее неизвестные сочинения Ху-реш-оола Дамба. Новым документом для уточнения фактов жизни и творчества служит составленная в 1984 г. краткая автобиография (рукопись на двух листах на родном языке)18. Так, в документах отражены ранее неизвестные произведения: в автобиографии - музыка к драме Вл. Серен-оола аСввскеннер чечектелип турда» (Когда цветет таволга); в акте 1976 г. о приемке для репертуара Кызылского училища искусств - Сюита для фортепиано в шести частях; в авторском перечне произведений за 1985 г. — Второй концерт для симфонического оркестра в трех частях; в нотных рукописях - «Тувинский танец» для трубы т В (оригинальная пьеса или авторское переложение?), Танец для ансамбля «Саяны» (Кызыл, 1989 г. - какой танец был поставлен на эту музыку?), «Музыка на танцплощад-
ке» (клавир, Душанбе, 1975 г. - попытка создания популярной музыки в эстрадном стиле?); черновые нотные записи «Шествие масок», *Оврээл ыры» (Напев-благо-пожелание) — свидетельства неосуществленных проектов (возможно, сценических?).
Документы подтверждают факт ведения ряда программ на Гостелерадио — о детских песнях, о творчестве А. Н. Аксёнова (сценарий радиопередачи 1984 г. в честь 75-летия со дня рождения композитора). Оказывается, X. Дамба реализовывал себя в качестве музыковеда, в том числе исследовал и подготовил лекцию по творчеству композитора Вл. С. Тока, периодически печатал свои статьи в местных газетах. Пробовал реализовать себя в качестве руководителя творческого коллектива — женского вокального ансамбля пединститута (сохранилось заявление от 1984 г.). Давал частные уроки игры на фортепиано, а также консультации самодеятельным композиторам (черновик объявления и калькуляция). Работал заведующим музыкального сектора Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просвети-
Рис. 3. Композиторы Тувы, 1980-е гг. (слева направо): Б. Н. Нухов, Р. Д. Кенденбиль, А. Б. Чыргал-оол, X. К. Дамба
Рис. 4. Композитор в период своего творческого расцвета, 1980-е гг.
тельской работы (заявление об отпуске от 1984 г.). Показал себя сподвижником фольклора: есть рукопись доклада на двух листах о народной музыке; записывал у информантов полевые материалы: мелодия на хомусе (в исп. Борбака), мелодии народных песен (Квшкун арат, Уран чогаал, Теве-Хая и др.). Листок переписки с неизвестным лицом во время какого-то совещания показывает, что Хуреш-оол Дамба мог бы стать научным сотрудником - еще одна грань возможной профессиональной реализации (собеседник порекомендовал композитору работать в секторе фольклора ТНИИЯЛИ, композитор отвечает: «Думаю, что эта работа мне подойдет»). Документы доказывают, что композитор тщательно относился к тексту песен (собирал вырезки из газет, одна его статья специально посвящена этому вопросу), дружил с тувинскими писателями (есть письмо от О. Чимита от 1993 г., который послал стихотворения с просьбой написать мелодию к ним и дает
композитору право изменить, убрать или дополнить слова на свой лад).
Из документальных свидетельств и воспоминаний современников складывается портрет композитора - патриота, видевшего свой жизненный долг в том, чтобы, получив профессиональное образование, служить людям своим творчеством, писать красивую, достойную музыку, просвещать и развивать музыкальное искусство в Туве. Идеалом композитору служило мастерство великих музыкантов, а трудолюбие и требовательность к качеству своей работы он впитал с ранних лет на примере родителей19.
Настало время для более детального исследования биографии и творческого наследия Хуреш-оола Дамба. Необходимость в специальном монографическом издании, куда могли бы войти различные материалы (биографические, документальные, аналитические, нотные, архивные), в республике уже назрела.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Справочная информация о Хуреш-ооле Дамба содержится как в столичных изданиях Союза композиторов СССР 1977-1978 гг. («Творчество молодых», «Советские композиторы и музыковеды»), так и в местных изданиях Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Тыва - персональной библиографической памятке 1979 г. и справочнике 2007 г. (в последнем представлена наиболее полная информация об изданных сочинениях и публикациях в СМИ [11]). Творчество композитора фрагментарно отражено в музыковедческих работах периода 1970-2010-х гг., имеющих различную направленность и формат: в статьях 3. К. Казанцевой [1], А. П. Курченко [3, 4], В. Л. Сапельцева [9, 10], Г. А. Осипенко [6, 7] и ее кандидатской диссертации о тувинской симфонической музыке (Л., 1985), в дипломной работе В. И. Борисенко о симфонических поэмах композиторов Тувы (Новосибирск, 1982), в коллективном труде НГК [5], в кандидатской диссертации И. А. Цыбиковой-Данзын о тувинской фортепианной музыке (Улан-Удэ, 2004), в докторских исследованиях и научных монографиях Б. К. Карелиной [2] и Л. Л. Пыльневой [8] и др. Изучение жизни и творчества композитора вошло в образовательную практику: отметим рукопись учебника Г. А. Осипенко «Тувинская музыкальная литература» (Кызыл, 1994), в Туве это также рукописные методические разработки 2000-х гг. 3. К. Казанцевой и А. Д.-Б. Монгуш (преподававших курс тувинской музыкальной литературы в Кызылском колледже искусств), раздел по тувинской музыке 3. К. Казанцевой в коллективной учебной программе «Слушание музыки и музыкальная литература для ДМШ и ДШИ» (Кызыл, 2010), в Бурятии - это учебно-методические пособия для вуза культуры и искусства И. А. Цыбиковой-Данзын 1985 и 1995 г. [12].
2 Музыковед, ветеран тувинской культуры Зинаида Казанцева отмечает, что весной 1993 г. композитор, по его словам, работал над новым сочинением - Концертом для симфонического оркестра (своего рода тувинским Concerto grosso), оставшимся неизвестным.
3 Земляк Сарыг-оол Монге вспоминает: «Отец
Дамба Хуреш-оола жил у реки, недалеко от села. Они имели настоящий дом. Наша семья в осеннее время перекочевала в местечко Бедик-Хавак <...> по дороге мы увидели
тот самый один из самых первых построенных домов в сумоне, дом Дамба. Мне было 5-6 лет, и мой отец рассказывал, что эти люди, которые живут в доме, они наши родственники, и что хозяин (отец Хуреш-оола) имеет китайские корни. Действительно, он был искусным мастером изготовления домашней утвари, а также кузнецом. Его руками сделанные шкафы-буфеты и кровати выглядели настолько изящно, что не было видно места соединения». Односельчанин Кан-оол Чошкак добавляет: «В 1962 году семья Кара-Сала Дамба Шыыраповича и Хер-тек Бичен Сурун-ооловны была награждена Почетной грамотой обкома КПСС за достойную и примерную семью сумона Шуй. Их дом отличался чистоплотностью, аккуратностью. Сразу видно было по двору, что здесь живет искусный мастер» (Из интервью У. О. Монгуш с К. X. Чошкаком (1946 г.р.) и С. К. Монге (1944 г.р.), март 2018 г., г. Кызыл, пер. с тув. яз. У. О. Монгуш).
4 Родной племянник композитора Орлан Дамба вспоминает: «Дядя был очень строгим. Дома, когда он учился в консерватории, одно отделение семейного шкафа было занято его нотами, книгами. И там бумажка с записью "Нельзя трогать!" была прикреплена. И мы всегда боялись трогать его вещи. Во время учебы в консерватории, когда он летом приезжал на каникулы, специально для него привозили на грузовике пианино из Тээли (районного центра). Он играл часами, иногда головой кивая, очень громко. Все окна и двери открывали настежь, чтобы сующие головы односельчане помещались. Все с интересом слушали его сложные мелодии. Когда он уезжал, пианино обратно увозили в Тээли... Я слышал рассказы, что в детстве дядя Ху-реш-оол очень рано вставал. Наш отчий дом находился в трех километрах от села, вблизи птицефермы. Он всех своих старших братьев поднимал с постели, и они пешком шли учиться. Когда придут в школу, сторож им открывал, чтобы не мерзли. Оказывается, сам сторож еще спал, когда они приходили первыми. Значит они еще ночью, слишком рано вставали. Зачинщиком и мотиватором всегда являлся дядя» (Из интервью с О. К.-С. Дамба (1961 г.р.), март 2018 г., г. Кызыл, пер. с тув. яз. У. О. Монгуш).
5 Музыковед 3. К. Казанцева вспоминает, как композитор рассказывал ей, что прямо перед поступлением в училище он сочинил мелодию на свои слова и всю дорогу пел, чтобы
не забыть (Из интервью У. О. Монгуш с 3. К. Казанцевой, март 2018 г., г. Кызыл).
6 Коллеги-музыканты дали композитору шутливое прозвище «Синкопа», на которое, по их воспоминаниям, он не обижался. В течение жизни Хуреш-оолу Дамба пришлось перенести несколько операций на больной ноге.
7 Одни коллеги помнят его как колючего, критичного, неудобного в общении («критиковал резко, без аргументов, поэтому люди недолюбливали его»; самодеятельные авторы жаловались, что «Дамба придирается к ним»), другие дают совершенно противоположную характеристику («умел разговаривать с людьми, очень благодарный, воспитанный»; «улыбчивый, открытый, невероятно теплый и добрый человек») (Из интервью У. О. Монгуш с 3. К. Казанцевой, 3. Ч. Идам-Сюрюн, К. К. Ховалыгом, март 2018 г., г. Кызыл, пер. с тув. яз. У. О. Монгуш).
8 Из интервью У. О. Монгуш с К. К. Сарыг-Донгаком (1939 г.р.), март 2018, г. Кызыл, пер. с тув. яз. У. О. Монгуш.
9 Чыргал-оол (также родом из Шуя) приходил-
ся Хуреш-оолу родственником и способствовал тому, чтобы одаренный юноша продолжил свое образование в столице республики - г. Кызыле, в недавно открывшемся музыкальном училище.
10 Песни тех лет на слова писателя Саая Май-нака «Манап чор мен» (Жду тебя), «Тыва кызы» (Дочь Тувы), «Ынак эжим» (Любимая) указаны самим композитором (Автобиография X. Дамба, г. Кызыл, 1984 г., пер. с тув. яз. У. О. Монгуш. Личный архив X. К.-С. Дамба).
11 В своей автобиографии 1984 г. композитор упоминает только «Тувинский танец». Возможно, фуга была лишь экспериментальным опусом, не оставившим следа в памяти автора.
12 Это единственное произведение X. Дамба, записанное на пластинку (СЮ - 21765007: Симфонические произведения тувинских композиторов. Исп.: Симфонический оркестр Госкино СССР, дирижеры М. Нерсе-сян, С. Скрипка).
13 Сюита посвящена первой исполнительнице Виктории Мещеряковой, которая высоко оценила музыку: «...написана концертно, виртуозно - эти качества не часто встречаются у молодых композиторов. Хуреш-оол Дамба наделен фантазией, творческим даром...» [12, с. 24]. Окончательная версия сюиты, 1974 г., была издана в сборнике «Пьесы для фортепиано: 1-2 курсы музыкальных училищ. Вып. 5». (М., 1982).
14 Особенностью тувинской культуры XX в. стало то, что образцы этнической хореографии сохранились только в древнейших обрядовых формах (шаманской пляски и характерного для национальной борьбы хуреш выхода борцов), а сугубо женских танцев не было, поэтому балетмейстеру А. Шатину и композитору А. Аксёнову пришлось создавать сценический женский танец, который был воспринят тувинцами как народный.
15 «Широкая, раздольная, очень богатая мелодика», - хвалит песню Дамба «Ынакшы-лым» композитор Б. Н. Нухов. Музыковед В. Л. Сапельцев отмечает: «Каждый раз композитор Дамба X. К. приносит что-то новое. Это очень радостно, особенно песня "Любовь моя, Родина" на слова О. Сувакпи-та. Модуляция очень интересная и звучит свежо» (Из Протокола заседания Художественного совета Министерства культуры Тувинской АССР от 15 декабря 1978 г., г. Кызыл. Личный архив X. К.-С. Дамба).
16 Музыковед 3. К. Казанцева не без горечи писала: «Единственное, что он получил от своего времени и общественного признания, - это молодежная премия Ленинского комсомола Тувы, а ведь он был и есть признанным третьим композитором Тувы» (Казанцева 3. Феномен Дамба Хуреш-оола // Тувинская правда. 1998. 18 июля). Бывшая исполнительница вокальных сочинений Дамба, ветеран тувинской культуры считает: «Нужно посмертно дать ему звание. Он достоин высшего звания. Так жалко, что он остается забытым» (Из интервью У. О. Монгуш с 3. Ч. Идам-Сюрюн, март 2018 г., г. Кызыл).
17 Уроки гармонии X. К. Дамба и его серьезный подход к предмету вспоминает преподаватель ККИ, пианистка А. А. Медведева. Среди учеников по классу композиции - теоретик, ныне известный в республике композитор Н. А. Лопсан. Некоторые ученические работы сохранились в архиве композитора (Донгак Урана. Пять вариаций для фортепиано, рукопись, б/г. Личный архив X. К.-С. Дамба).
18 В ней автор, в частности, пишет: «В настоящее время планирую написать Увертюру, камерно-инструментальную музыку для флейты, из крупного жанра - Сонату. Ставлю себе цель написать музыку с использованием тувинского горлового пения сыгыт* (Автобиография X. Дамба, г. Кызыл, 1984 г., пер. с тув. яз. У. О. Монгуш. Личный архив X. К.-С. Дамба).
19 Показательны воспоминания земляка Са-рыг-оола Монге, который приводит выска-
зывание Хуреш-оола Дамба: «Кто достиг высот какого-либо дела или искусства, не стоит опускаться. Нужно держать тот уровень»
(Из интервью У. О. Монгуш с С. К. Монге (1944 г.р.), март 2018 г., г. Кызыл, пер. с тув. яз. У. О. Монгуш).
ЛИТЕРАТУРА
1. Казанцева 3. К. О тувинской симфонической музыке // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. Вып. 16. - Кызыл, 1973. - С. 127-132.
2. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. - М.: Композитор, 2009. - 552 с.
3. Курченко А. Право на симфонию // Сов. музыка. - 1975. - № 8. - С. 14-17.
4. Курченко А., Нурсат 3. Тува музыкальная // Муз. жизнь. - 1977. - № 21. - С. 4-5.
5. Музыкальная культура Республики Тува // Музыкальная культура Сибири. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1997. - Т. 3. Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири середины 50-х -конца 80-х годов XX века. - С. 392-435.
6. Осипенко Г. А. Тема прошлого и настоящего в симфонических поэмах тувинских композиторов // По пути Великого Октября. К 60-летию Народной революции в Туве. -Кызыл, 1981. - С. 139-141.
7. Осипенко Г. Тема современности в симфоническом творчестве тувинских композито-
ров // Творчество композиторов Сибири (вопросы музыкального языка и стиля). Вып. 1. - Новосибирск, 1983. - С. 37-55.
8. Пыльнева Л. Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии. - Новосибирск, 2013. - 476 с.
9. Сапельцев В. На пути к социалистической культуре: очерк о музыкальной жизни Тувы // Музыка Сибири и Дальнего Востока. Вып. 1. - М.: Сов. композитор, 1982. -С. 80-119.
10. Сапельцев В. Композиторы Тувы // Композиторы Российской Федерации. Вып. 3. -М.: Сов. композитор, 1986. - С. 144-181.
11. Хуреш-оол Кара-Салович Дамба // Композиторы Тувы: Биобиблиографический указатель. Ч. 1. Композиторы и музыковеды. - Кызыл: Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Тыва, 2007. - С. 26-32.
12. Цыбикова-Данзын И. А. Д. Хуреш-оол «Танцы Тувы» // Цыбикова-Данзын И. А. Фортепианная музыка композиторов Тыва. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1995. - С. 24-33.
REFERENCES
1. Kazantseva Z. K. About Tuvan symphonic music. Uchyonye zapiski TNIIYaLI [Scientific notes of Tuvan Research Institute of Language, Literature and History]. Kyzyl, 1973, Iss. 16, pp. 127-132.
2. Karelina E. K. Istoriya tuvinskoj muzyki ot padeniya dinastii Tsin i do nashikh dnej [The History of Tuvan music from the fall of the Cyn"s dynasty to the present day]. Moscow, 2009. 552 p.
3. Kurchenko A. The Right to a Symphony. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1975, (8): 14-17.
4. Kurchenko A., Nursat Z. Tuva is musical. Muzykalnaya zhlzn [Musical life]. 1977, (21): 4-5.
5. Musical culture of the Tuva Republic. Muzykalnaya kultura Sibiri [Musical culture of Siberia]. Novosibirsk, Vol. 3, B. 2, 1997, pp. 392-435.
6. Osipenko G. A. The Theme of Past and Present in the symphonic poems of the Tuvan composers. Po puti Velikogo Oktyabrya. K 60-
letiyu Narodnoj revolyutsii v Tuve [The Way of the Great October revolution. To the 60th anniversary of the National revolution in Tuva]. Kyzyl, 1981, pp. 139-141.
7. Osipenko G. The Theme of Modernity in the symphonic work of the Tuvan composers. Tvorchestvo kompozitorov Sibiri (voprosy muzykalnogo yazyka i stilya [Creativity of Siberia"s composers (questions of musical language and style)]. Novosibirsk, Iss. 1, 1983, pp. 37-55.
8. Pylneva L. L. Protsessy stanovleniya tvorchestva kompozitorov Buryatii, Tyvy i Yakutii [Processes of formation of creativity of composers of Buryatia, Tyva and Yakutia]. Novosibirsk, 2013. 476 p.
9. Sapeltsev V. On the way to socialistic culture: an essay about the musical life of Tuva. Muzyka Sibiri i Dalnego Vostoka [Music of Siberia and the Far East]. Moscow, Iss. 1, 1982, pp. 80-119.
10. Sapeltsev V. The Composers of Tuva. Kompozitory Rossijskoj Federatsii [Composers
of the Russian Federation]. Moscow, Iss. 3, 1986, pp. 144-181. 11. Khuresh-ool Kara-Salovich Damba. Kompozitory Tuvy: biobibliograficheskij ukazatel [Composers of Tuva: the biobibliographic index]. Kyzyl, p. 1, 2007, pp. 26-32.
12. Tsybikova-Danzyn I. A. D. Khuresh-ool "Dances of Tuva". Fortepiannaya muzyka kompozitorov Tyva [Piano music by composers of Tyva]. Ulan-Ude, 1995, pp. 24-33.
Личность композитора сквозь призму творческого наследия: к юбилею Хуреш-оола Дамба
Статья посвящена 75-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти тувинского профессионального композитора Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба (1943-1993). Личность и творчество композитора представлены в работах музыковедов фрагментарно. Личный архив X. Дамба считался утерянным и только в 2015 г. был передан родственниками композитора в кабинет тувинской музыки Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола. Воспоминания земляков и коллег композитора (собраны в 2018 г. У. О. Монгуш) являются ценными свидетельствами для понимания его сложного характера. Для музыковедческого анализа избран № 2 - «Звенящая нежность» - из сюиты для фортепиано «Три танца», созданной в годы учебы X. Дамба в Новосибирской консерватории (1965-1972). Главной темой пьесы автор избрал тему вступления из музыки А. Н. Аксёнова, созданной в 1943 г. для первого в истории Тувы женского танца («Звенящая нежность»). Прием, который применил Дамба по отношению к материалу Аксёнова, можно оценить как пример вторичного переинтонирования тувинского мелоса. На основе новых архивных материалов и воспоминаний в статье предпринята попытка более адекватно представить образ творческой личности. Назрела необходимость специального монографического издания о жизни и творчестве композитора.
Ключевые слова: Хуреш-оол Дамба, Тува, композитор, творческое наследие, архивные материалы.
The Personality of the Composer through the prism of the Creative Heritage: For the Anniversary of Khuresh-ool Damba
The article is devoted to the 75th birthday and the 25th death anniversary of Tuvan professional composer Khuresh-ool Kara-Salovich Damba (1943-1993). The composer's personality and his creativity were presented in the works of musicologists fragmentally. Kh. Damba's personal archive was considered lost. It was transferred to the Tuvan musical dasspoom of Kyzyl Art College named after A. B. Chyrgal-ool by his relatives in 2015 only. Memory of the composer's compatriots and colleagues (collected by U. O. Mongush in 2018) are valuable to understand his complex nature. "Ringing tenderness", the second danse from the Suite for piano "Three dances", was chosen for musicological analysis. This Suite was created by Kh. Damba during his study in the Novosibirsk Conservatory (1965-1972). The Author has chosen the opening theme of the music by Aleksej Aksyonov, created in 1943 for the first female dance in the history of Tuva ("Ringing tenderness"), as the main theme of the his own piece. The Technique using by Kh. Damba on the Aksyonov's material can be assessed as an example of a secondary re-intonation of Tuvan melos. In the article there is an attempt to present the image of a creative person on the basis of new archival materials and memory, more adequately. It's necessary to publish a special monographic publication about the life and work of composer Kh. Damba.
Keywords: Khuresh-ool Damba, Tuva, composer, creative heritage, archival materials.
Карелина Екатерина Константиновна,
доктор искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной кон-
Karelina Ekaterina Konstantinovna, Doctor of Art Criticism, Docent, Associate Professor at the Department of Music Education and Enlightenment at the Glinka Novosibirsk
серватории им. М. И. Глинки, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва E-mail: [email protected]
Монгуш Ульяна Очур-ооловна, кандидат филологических наук, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и тувинской литературы, заведующий кабинетом тувинской музыки Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета E-mail: [email protected]
State Conservatoire, the Member of Russian Composers Union, the Tuva Republic honored worker of Art E-mail: [email protected]
Mongush Ul'yana Ochur-oolovna, Candidate of Philology, Teacher of musical-theoretical disciplines and Tuvan literature, head of the Tuvan music's Cabinet at Kyzyl College of Arts named after A. B. Chyrgal-ool, Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Methods of pre-school and primary education at Tuvinian State University E-mail: [email protected]
Получено 28.03.2018