www.nit.tuva.asia
№ 3
2016
Novye issledovaniia Tuvy
становление и развитие авторской песни в туве
(1921-1944 гг.)
THE RISE oF
author-performed song in tuva
(1921-1944)
Валентина Ю. Сузукей
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований
Valentina Yu. Suzukey
Tuva Institute for Humanities and Applied Socioeconomic Studies
В статье представлено исследование истории авторской песни в Туве, начало которой отсчитыва-ется с провозглашения ТНР. Переломный период в истории Тувы, отразивший влияние Октябрьской социалистической революции, первые годы строительства новой жизни нашли отклик в песенном творчестве народа. С 1920-х гг. появляются новые по содержанию народные песни, песни о новой жизни.
В песнях выражалась благодарность Великому Октябрю, Ленину, русскому народу за освобождение от векового гнета. Примерами могут служить такие песни, как «Дивный Интернационал», «Освобождение от мук», «Великая река», «Чрезвычайный Хурал», «Гнета больше не будет» и т. д. Воспевались приметы нового времени: появление первых школ, рождение национальной литературы и письменности, новое отношение к женщине, формирование нового молодого поколения, строительство новой автомобильной дороги и др. В 1930-е годы процессы социально-экономических преобразований в республике нашли свое дальнейшее отражение в новых песнях: «Я колхозник», «Тракторист», «Агитатор», «Прекрасная советская страна» и др.
К концу 1930-х годов появились первые авторские
This is a study of author-performed song in Tuva, the history of which begins when the People's Republic of Tuva was declared in 1921. This crucial moment in the history of the region, which bore a strong influence of the October Revolution in Russia and of the following years of social change, had a profound impact on songwriting in the 1920s.
The songs expressed gratitude totheOctoberRevolution,LeninandtheRussianpeople for helping Tuvans get rid of the socially oppressive system ("The Glorious International", "Freedom from Torment", "The Great River", "The Emergency Session of the Khural", "No More Oppression", etc.). New songs glorified such iconic features of new life as the first schools, the birth of national literature and the new system of writing, the change in attitude to women, the rise of the new generation of authors, the construction of a new automobile road, etc. In the
Сузукей Валентина Юрьевна — доктор культурологии, главный научный сотрудник сектора культуры Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4. Тел: +7 (913) 343-37-97. Эл. адрес: [email protected]
Suzukei Valentina Yurievna, Doctor of Culturology, Chief Research Fellow, Sector of Culture, Tuva Institute for Humanities and Applied Socioeconomic Studies. Postal address: 4 Kochetov St., 667000 Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation. Tel.: +7 (913) 343-37-97. E-mail: [email protected]
www.nit.tuva.asia
№ 3 2016 Novye issledovaniia Tuvy
песни и самодеятельные композиторы. Существенный сдвиг в деле «профессионализации» тувинского музыкального искусства произошел в первой половине 1940-х годов и был связан с приездом в Туву из СССР ряда специалистов в области театра, музыки и танца по приглашению правительства ТНР. В 1951 г. А. Чыргал-оол первым из тувинцев становится студентом музыкального вуза — Казанской государственной консерватории, которую он окончил в 1957 г. Его произведения 1950-х гг. ознаменовали собою впоследствии качественно новый этап в становлении профессионального композиторского творчества в Туве.
Таким образом, в тувинском песенном фольклоре в эти годы начинают заявлять о себе процессы, аналогичные тем, которые происходили в это время в песенном творчестве почти всех народов Советского Союза.
Ключевые слова: Тувинская Народная Республика; народная песня; авторская песня; композиторы Тувы; музыкальная культура; профессиональная культура; история музыки
1930s further socioeconomic transformation gave rise to songs like "I Am a Kolkhoz Member"; "The Tractor Driver", "The Propagandist", "The Beautiful Soviet Land", etc.
By the end of the 1930s Tuva got its first amateur composers and author-performed songs. The arrival of theater, dance and music professionals from the USSR at the beginning of the 1940s at the bequest of PRT's government led to a sea change in professionalization of Tuvan performing arts. In 1951 A. Chyrgal-ool became the first Tuvan student to join a conservatoire in Kazan which he graduated from in 1957. His works composed in 1950s marked a new stage in the rise of professional music in the region.
Thus Tuvan song art featured almost the same trends and developments as most other ethnic groups in the Soviet Union.
Keywords: People's Republic of Tuva (PRT); folk song; author-performed song; composers of Tuva; musical culture; professional culture; history of music
Введение
ХХ век вписался в ход истории человечества со своими мирового масштаба революционными коррективами. В августе 1921 г. «под непосредственным влиянием Октябрьской революции, при широкой братской помощи победившего российского пролетариата тувинские трудовые араты (крестьяне) создали и свое государство — Тувинскую Народную Республику (ТНР)» (История Тувы, 1964: 6).
Поскольку основной идеей Великой Октябрьской социалистической революции, прежде всего, была непримиримая классовая борьба порабощенных трудящихся с эксплуататорами, соответственно, вся дореволюционная культура Тувы также интерпретировалась с точки зрения этой борьбы. По этой же причине, из всего богатейшего музыкального наследия народа в первую очередь были «услышаны» и приняты «на вооружение» лишь песни, в которых звучали темы протеста против феодального гнета, песни о тяжелой доле, песни-жалобы на жестокость и бессердечие нойонов-феодалов, угнетателей аратов-бедняков. Первостепенное значение придавалось содержательной части (текстам) песенного творчества, так как только в этих песнях (и ни в каких других видах музыкального творчества) можно было найти созвучность революционным идеям.
В статье представлено исследование истории авторской песни в Туве, начало которой отсчитывается с провозглашения ТНР. Работа продолжает и развивает исследования автора по истории тувинской музыки (Сузукей, 2006, 2007, 2009,
www.nit.tuva.asia
№ 3
2016
Novye issledovaniia Tuvy
2011, 2015), а также других авторов (Осипенко, 1994; Казанцева, 2003; Карелина, 2009; Монгуш, 2009).
Новые народные песни Тувы
Революционное переустройство 1921 г. в Туве, образование Тувинской Народной Республики и первые годы строительства новой жизни нашли отклик, как было сказано выше, в народной песне. Начиная с 1920-х годов, одна за другой появляются новые по содержанию народные песни, песни о новой жизни. Вначале новые тексты пелись на мелодии традиционных песен, затем рождались новые народные песни, отличавшиеся не только новым содержанием, но и новой мелодической стилистикой, на которую во многом оказала влияние русская революционная песня, а в дальнейшем — и песни советских композиторов.
Таким образом, в тувинском песенном фольклоре в эти годы начинают заявлять о себе процессы, аналогичные тем, которые происходили в это время в песенном творчестве почти всех народов Советского Союза. Еще до зарождения тувинской письменности появились и получили широкое распространение песни, передававшиеся из уст в уста с текстами революционного содержания, сочиненные безвестными народными поэтами и музыкантами. В этих песнях выражалась благодарность Великому Октябрю, Ленину, русскому народу за освобождение от векового гнета. Примерами могут служить такие песни, как «Кайгамчыктыг Интернационал» — «Дивный Интернационал», «Очаландан кедилерин» — «Освобождение от мук», «Улуг-Хем» — «Великая река», «Онза хурал» — «Чрезвычайный Хурал», «Дагынкатап дарлатпас бис» — «Гнета больше не будет» и т. д.
Песни того периода отражают новое общественное восприятие действительности, ощущение новизны звучит не только в их тематике, оно пронизывает их поэтические образы. В них воспеваются все значительные приметы нового времени: появление первых школ, рождение национальной литературы и письменности, новое отношение к женщине, формирование нового молодого поколения, строительство новой автомобильной дороги и т. д. Среди песен тех лет — как созданные на народные слова: «Херээжен» — «Женщина», «Топ-ле сургуул тургузарда» — «Первая школа», так и песни на авторские тексты: «Уран чечен аныяктар» — «Аратская молодежь» на слова К. Тамбы-Сюрюна, «Уран чо-гаал» — «Художественное слово» на слова М. Мунзука, «Калдак-Хамар» (название перевала) на слова С. Тока, «Опей ыры» (колыбельная) на слова С. Сарыг-оола и другие. В самостоятельную тематику выделилась тема женской доли в старое и новое время в песне «Херээжен» — «Женщина». Одной из популярных песен того времени была песня «Агитатор», свидетельствующая об усилении агитационно-пропагандистской работы среди населения.
www.nit.tuva.asia
№ 3
2016
Novye issledovaniia Tuvy
Постепенно круг общественно-политических тем в народном песенном творчестве Тувы все больше и больше начал расширяться. В 1930-е годы процессы социально-экономических преобразований в республике нашли свое дальнейшее отражение в новых народных песнях, о чем красноречиво свидетельствуют их названия: «Колхозчу мен» — «Я колхозник», «Тракторист» (сл. С. Сюрюн-оола), «Агитатор» (сл. К. Мунзук), «Солун чаагай Совет чурту» — «Прекрасная советская страна» (сл. К. Конгара) и т. д.
Перевод кочевников на оседлый образ жизни сопровождался бурной агитационно-пропагандистской деятельностью, в процессе которой активно привлекались и песни, где очень остро выражалось негативное отношение к предыдущему образу жизни, высмеивалась, например, юрта и также шаманы и ламы.
К концу 1930-х годов относится появление первых авторских песен в Туве и первых самодеятельных композиторов. Источником авторских песен явился национальный песенный фольклор, складывавшийся и развивавшийся на протяжении многих веков. Вместе с тем на формирование самодеятельной авторской песни большое влияние оказали и народные песни нового времени, возникшие в 1920-х годах, связанные с образами революции, освобождения от векового гнета, процессами обновления жизни в ТНР. И, наконец, несомненно то определяющее воздействие, которое оказала на песенное творчество тувинских авторов русская советская песня, многочисленные образцы которой стали широко известными и популярными в Туве, начиная с 1930-х годов, благодаря появлению радио, кино и граммофонных записей. Важнейшим толчком для развития авторской песни послужило также введение в 1930 году национальной письменности и последовавшее за этим бурное развитие тувинской прозы, драматургии и поэзии.
Одним из первых русских профессиональных музыкантов, долгие годы проработавших в Туве, был военный капельмейстер С. Г. Коровин, ставший руководителем духового оркестра кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии (ТНРА). При формировании армии молодой республики в ТНР был передан весь инструментарий советского военного оркестра. В состав оркестра наряду с русскими музыкантами, входили и тувинцы. С. Г. Коровин не только сам записывал и аранжировал тувинские народные песни, но обучил этому важнейшему делу и известного впоследствии актера театра и кино М.М.Мунзука. «Школа», пройденная М. Мунзуком под руководством С.Г.Коровина, позволила ему впоследствии не только записывать народные и собственные авторские песни (первые из которых относятся к 30-м годам), но и быть некоторое время педагогом по музыкальной грамоте в созданном в Кызыле национальном театре-студии (Карелина, 2014: Электр. ресурс).
Именно с деятельностью этой студии во второй половине 1930-х годов связано еще одно чрезвычайно важное для музыкальной культуры Тувы явление
www.nit.tuva.asia
№ 3
2016
Novye issledovaniia Tuvy
— рождение первых национальных авторских сочинений: песен и музыкальных номеров в спектаклях. Их создателями стали М. Мунзук и В. Кок-оол. Если Мун-зук, как уже указывалось, под руководством С. Г. Коровина овладел музыкальной грамотой и смог уже в эти годы записывать свои песни, то Кок-оол начал овладевать азами музыкальной грамоты только в 1940-е годы под руководством советских специалистов. Среди песен, созданных в эти годы и до сих пор пользующихся популярностью в республике, можно назвать: «Аныяктар» — «Молодежь», «Чуртумбо-дур» — «Это моя родина», «Тыва чуртум» — «Страна моя Тува» В. Кок-оола; «Чарашуруг» — «Красавица», «Кундагаыры» — «Застольная», «Пионерле-рыры» — «Пионерская песня». Помимо песен, оба автора писали музыкальные номера к спектаклям студии, однако и здесь они ограничивались жанром песни. Первые авторы песен — В. Кок-оол и М. Мунзук — не были профессиональными композиторами. Тем не менее, песни этих авторов приобрели широкую популярность в республике, а некоторые из них поются и до сих пор.
В середине 1940-х годов появляются первые песни А. Чыргал-оола и А. Лап-тана, также сразу же получившие широкую известность. Свою первую песню «Чымчаксалгын» — «Легкий ветерок» на слова С. Сарыг-оола Чыргал-оол сочинил, еще обучаясь в музыкально-театральном училище, а записать ее (особенно аккомпанемент) начинающему автору помог А. Н. Аксенов. После первого же публичного исполнения песня широко зазвучала в республике, а ее автор обрел известность как композитор.
И все же в 1930-е и 1940-е годы закладывались только основы тувинского профессионального песенного творчества, кристаллизовалась тематика, шли поиски в области тех или иных жанровых разновидностей, формировался индивидуальный авторский почерк.
Зарождение профессионального музыкального искусства
Существенный сдвиг в деле «профессионализации» тувинского музыкального искусства произошел в первой половине 1940-х годов и был связан с приездом в Туву из СССР ряда специалистов в области театра, музыки и танца по приглашению правительства ТНР. Это были Л. И. Израйлевич — композитор, дирижер духового оркестра, Р. Г. Миронович — флейтист, педагог музыкально-теоретических дисциплин, С. И. Булатов — дирижер хора, А. Н. Аксенов — композитор, педагог музыкально-теоретических дисциплин, А. В. Шатин — педагог-балетмейстер. К этим именам следует добавить и несколько других: пианистки Л. Сиговой, приехавшей по приглашению из Советского Союза для работы в театре, вокалистки Н. П. Миронович, а также пианистки Ю. Р. Рейшис, работавшей в театре-студии в качестве концертмейстера и преподавателя фортепиано.
Именно в театре-студии в то время были сосредоточены почти все пред-
www.nit.tuva.asia
№ 3
2016
Novye issledovaniia Tuvy
ставители первого поколения тувинской творческой интеллигенции. Р. Г. Мироновичем на базе театра был создан первый в Туве оркестр национальных инструментов, С. И. Булатовым был организован хор, состоящий из артистов-вокалистов театра, а А. В. Шатиным была осуществлена постановка танца «Звенящая нежность», ставший классикой тувинского танцевального искусства.
Музыкальную грамоту и даже теорию композиции в классе А. Н. Аксенова изучали и первые тувинские поэты С. Пюрбю и С. Сарыг-оол. Можно сказать, что обучение было взаимным. А. Н. Аксенов не только обучал студентов театрально-музыкального училища музыкальной грамоте и основам композиции, но и сам многое узнавал и записывал от них. А его ученики А. Б. Чыргал-оол и Р. Д. Кенденбиль стали впоследствии первыми профессиональными музыкантами Тувы.
Кстати, опыт А. Н. Аксенова по собиранию и изучению традиционного музыкального творчества тувинцев был обобщен в его знаменитом труде «Тувинская народная музыка» (Аксенов, 1964) — настольной книге всех современных музыковедов-тюркологов. Необходимо отметить и то, что в ходе революционных преобразований, отметая и разрушая многовековой опыт народа под девизом борьбы с «остаточными явлениями феодализма», музыкальная практика того периода не сумела освоить весь интонационный материал традиционной культуры Тувы. Только благодаря, как выразился Е. В. Гиппиус, «исключительно точному и тонкому слуху А. Н. Аксенова и его способности чутко схватывать тончайшие оттенки национально-своеобразных форм народной музыки, ее ладового и ритмического строя» (Гиппиус, 1964: 7), мы сегодня имеем наиболее полное научное описание традиционной музыкальной культуры тувинцев, сохранявшейся в своей первозданности в те первые годы послереволюционного времени. В монографии А. Н. Аксенова получили первое научное описание не только традиционная вокальная и инструментальная традиции тувинцев, но и хоомей, и почти все формы и жанры мелодических речетаций, сопровождавших скотоводческие обряды и народные игры, колыбельные песни и т. д.
Приобщение первых выпускников музыкально-театральной студии к основам музыкального профессионального образования дало свои плоды. Стала возможной постановка пьес с национальной фольклорной или авторской музыкой. Именно с театром в последующие несколько лет было связано и дальнейшее развитие национального композиторского творчества. Почти все авторы произведений, создаваемых в эти годы, работали в театре в качестве актеров, концертмейстеров или музыкантов оркестра. Продолжали свою творческую работу М. Мунзук и В. Кок-оол, преимущественно в области песни и музыки к драматическим спектаклям. Впервые обращается к творчеству и один из будущих профессиональных композиторов Тувы Р. Д. Кенденбиль, создавший в 1951 г. свою первую песню «Помни мои слова» на стихи С. Тамбы.
Особенно интенсивно развивается в эти годы не только актерское, но и ком-
www.nit.tuva.asia
№ 3
2016
Novye issledovaniia Tuvy
позиторское дарование А. Чыргал-оола. В эти годы им были созданы более десятка песен на стихи тувинских поэтов, среди которых выделяются «Я — гражданин Советского Союза» на стихи С. Сарыг-оола, «Комсомольская песня» на стихи К. Тоюна, «Сила мира» на стихи Ю. Кюнзегеша. В этих песнях ощущаются уже не только национальные фольклорные истоки, но и воздействие стилистики современной советской массовой песни. В 1951 г. Чыргал-оол первым из тувинцев становится студентом музыкального вуза — Казанской государственной консерватории, которую он окончил в 1957 году (Казанцева, 2003). Именно произведения первого тувинского композитора-профессионала, созданные им в середине 1950-х годов, ознаменуют собою впоследствии качественно новый этап в становлении профессионального композиторского творчества в Туве.
Заключение
Таким образом, с 1940-х годов, были заложены основы тувинской авторской песни, во многом определившие направление развития профессионального композиторского и самодеятельного творчества в этом жанре. Творческая деятельность советских музыкантов, как в области обработок народных песен, так и в создании театральной и отдельных образцов инструментальной музыки, а также первые опыты национальных авторов в сфере песенного творчества позволяют считать этот период начальным этапом формирования профессионального композиторского творчества в республике.
В тот исторический период в качестве первостепенной по значению выдвигалась задача создания профессиональной национальной музыкальной культуры. Однако в процессе профессионализации активно были задействованы лишь песенные жанры богатейшего музыкального наследия тувинцев, а музыкальные инструменты с первых лет советской власти были подвергнуты «модернизации». В этом проявились серьезные недочеты, однобокость советского музыкознания того времени. В тот момент, по причине безоговорочного признания «отсталости» тувинской культуры, никто и не обратил серьезного внимания на ее настолько явную и очевидную самобытность и специфичность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 238 с.
Гиппиус, Е. В. (1964) Предисловие // Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 238 с.
История Тувы (1964) / отв. ред. С. К. Тока. М. : Наука. Т. II.
Казанцева, З. К. (2003) А. Б. Чыргал-оол: жизнь и творчество. Кызыл : ТувИ-
КОПР СО РАН. 187 с.
www.nit.tuva.asia
№ 3 2016 Novye issledovaniia Tuvy
Казанцева, З. К. (2002) Рожденный петь. К 80-летию со дня рождения Р.Д.Кенденбиля. Кызыл : Рес. типография. 104 с.
Карелина, Е. К. (2014) Музыка в жизни Максима Мунзука [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/ view/175 (дата обращения: 15.04.2016).
Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М. : Композитор. 552 с.
Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Абакан: Журналист. 213 с.
Осипенко, Г. А. (1994) Тувинская музыкальная литература. Кызыл (рукопись). 235 с.
Сузукей, В. Ю. (2006) Культурная политика в советской и постсоветской Туве // Вопросы отечественной истории. № 94 (ноябрь). С. 89-101.
Сузукей, В. Ю. (2007) Национальная культурная традиция — основа профессионализма народных исполнителей // Музыкальная академия. № 1. С. 180-183.
Сузукей, В. Ю. (2009) ХХ век и тувинская музыка // Журнал Сибирского Федерального университета. Серия «Гуманитарные науки», № 2. С. 142-146.
Сузукей, В. Ю. (2011) Тувинская музыка в ХХ веке // Музыковедение. № 2. С. 31-37.
Сузукей, В. Ю. (2015) Музыка Тувы и ее вклад в мировую культуру // История науки и техники. № 8. С. 27-31.
Дата поступления: 12.07.2016 г.
REFERENCES
Aksenov, A. N. (1964) Tuvinskaia narodnaia muzyka. Moscow, Muzyka. 238 p. (In Russ.).
Gippius, E. V. (1964) Predislovie. In: Aksenov A. N. Tuvinskaia narodnaia muzyka. Moscow, Muzyka. 238 p. (In Russ.).
Istoriia Tuvy (1964), ed. S. K. Toka. Moscow, Nauka. Vol. II. (In Russ.).
Kazantseva, Z. K. (2003) A. B. Chyrgal-ool: zhizn' i tvorchestvo. Kyzyl, TuvIKOPR SO RAN. 187 p. (In Russ.).
Kazantseva Z. K. (2002) Rozhdennyi pet'. K 80-letiiu so dnia rozhdeniia R. D. Kendenbilia. Kyzyl, Res. tipografiia. 104 p. (In Russ.).
Karelina, E. K. (2014) Muzyka v zhizni Maksima Munzuka. Novye issledovaniia Tuvy, no. 1 [online] Available at: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/175 (access date:
www.nit.tuva.asia
№ 3
Novye issledovaniia Tuvy
15.04.2016). (In Russ.).
Karelina, E. K. (2009) Istoriia tuvinskoi muzyki ot padeniia dinastii Tsin i do nashikh dnei. Moscow, Kompozitor. 552 p. (In Russ.).
Mongush, A. D.-B. (2013) Tuvinskii pesennyi fol'klor: ladozvukoriadnyi aspekt. Abakan, Zhurnalist. 213 p. (In Russ.).
Osipenko, G. A. (1994) Tuvinskaia muzykal'naia literatura. Kyzyl (in manuscript). 235 p. (In Russ.).
Suzukei, V. Yu. (2006) Kul'turnaia politika v sovetskoi i postsovetskoi Tuve. Voprosy otechestvennoi istorii, no. 94 (November), pp. 89-101. (In Russ.).
Suzukei,V.Yu.(2007)Natsional'naiakul'turnaiatraditsiia—osnovaprofessionalizma narodnykh ispolnitelei. Muzykal'naia akademiia, no. 1, pp. 180-183. (In Russ.).
Suzukei, V. Yu. (2009) XX vek i tuvinskaia muzyka. Zhurnal Sibirskogo Federal'nogo universiteta. Seriia «Gumanitarnye nauki», no. 2, pp. 142-146. (In Russ.).
Suzukei, V. Yu. (2011) Tuvinskaia muzyka v XX veke. Muzykovedenie, no. 2, pp. 3137. (In Russ.).
Suzukei, V. Yu. (2015) Muzyka Tuvy i ee vklad v mirovuiu kul'turu. Istoriia nauki i tekhniki, no. 8, pp. 27-31. (In Russ.).
Библиографическое описание статьи:
Сузукей В. Ю. Становление и развитие авторской песни в Туве (1921-1944 гг.) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016. № 3. URL: http://nit.tuva.asia/ nit/article/view/467 (дата обращения: дд.мм.гг.).
Citation:
Suzukey V. Yu. The rise of author-performed song in Tuva (1921-1944). Novye issledovaniia Tuvy, 2016, no. 3 [on-line] Available at: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/467 (accessed: ...).
Submission date: 12.07.2016.