УДК 37
МОТИВАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
© 2011 Л.А.Колыванова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 06.04.2011
Статья посвящена актуальной проблеме - определению мотивации, как одной из составляющих формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа.
Ключевые слова: мотивация, мотивационная среда, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности специалистов, что делает его одним из важнейших факторов благосостояния страны, благополучия каждого гражданина и национальной безопасности. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильно-сти1. На это указывается и в программном правительственном документе «Государственная стратегия развития РФ до 2010 г.», где модернизация образования предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностями солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы. Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что в его основу положены «ключевые компетентности», которые являются предпосылкой развития компетентностного
° Колыванова Лариса Александровна, преподаватель Ки-нель-Черкасского медицинского колледжа, аспирант кафедры зоологии. E-mail: larisaleksandr@yandex. ru
1 Концепция модернизации российского образования
[Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www. dvgu.ru/umu/MO RF/concept/con1 02.htm (Дата обращения 12.02.2011).
подхода. Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки студентов к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
В своем послании к Федеральному Собранию от 5.11.2008 г. Президент РФ отметил, что «система образования, образуя личность, формирует образ жизни народа. Молодое поколение должно получить возможность подготовиться к жизни в <...> конкурентном мире», а изменение характера социально-экономических отношений в обществе предполагает поиск новых путей их подготовки к профессиональной деятельности. Это определяет потребность в разработке национальной стратегии образования для устойчивого развития, где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как важное условие его становления.
Общее определение безопасности было принято в международных документах МАГАТЭ, где безопасность - состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом понятие «чрезмерная опасность» раскрывается в тексте самого определения: «Безопасность - свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять динамическое состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от проис-шествий»2. В общей теории безопасности государства, научных трудах и научно - исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность жизнедеятельности», «защищенность»,
2Международные документы МАГАТЭ по безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fas. org/sgp/crs/nukeZRL34234.pdf (15.03.2011).
«субъекты и объекты безопасности», «система безопасности», «методы обеспечения безопасности» и др.3. Наиболее часто безопасность жизнедеятельности определяется как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, изучению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, недопустимый объективно и субъективно ущерб, закрыть путь для выживания и разви-тия»4. В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России задается положениями принятой в 2000 году (с изменениями и дополнениями от 2005г.) новой редакцией Концепции национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 10.01.2000г №24), которая определяется как «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности».
Анализируя проблему безопасности жизнедеятельности, следует принять во внимание факт несоответствия между потребностью человека в его безопасности, с одной стороны, и отсутствием как мотивации на сохранение и укрепление безопасности жизнедеятельности людей, так и на безопасности общества, государства в целом, с другой. Причина такого несоответствия заключается в том, что безопасность воспринимается человеком, как, безусловно данное, потребность в которой хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации ее явного дефицита. В связи с этим правомерно предположить, что актуализация потребности в безопасности жизнедеятельности, обусловленная ее ухудшением или отсутствием активизирует действенную заботу индивида о своем физическом и психическом благополучии.
3Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практическое руководство / Под ред. И.А.Баевой. - СПб.: 2006; Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: Учеб. пособие. -М.: 2010; Михайлов Л.А., Губанов В.М., Соломин В.П. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Михайлова Л.А. - 2-е изд., стер. - М.: 2009; Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников // ОБЖ. Основы безопасной жизни. - 2005. - №5 (110) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.obr-resurs. га/science/pedagogy /doktordi (05.03.2011).
4 Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М.:
2003.
Причина такого рода неадекватного поведения коренится, во-первых, в противоречивой природе человеческих потребностей, которым, как отмечал С.Л.Рубинштейн, присущ пассивно - активный характер. Во - вторых, в широких адаптивно - компенсаторных возможностях организма человека. И, в третьих, в специфике мотивационной среды личности в целом, которая как система внутренних побуждений деятельности и поведения определяют и отношение человека к безопасности. Именно последнее обстоятельство, специфика мотивов безопасного поведения индивида, особенности мотивацион-ной среды, являются основными условиями адекватного отношения к безопасности. Будучи продуктом целенаправленного воспитания и индивидуального опыта, система мотивов отношения к безопасности как элемент мотивацион-ной среды личности в целом не только активизирует потребность в ней, но и направляет са-мосохранительное поведение по соответствующему пути. Все это послужило основанием для исследования мотивации безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Кинель-Черкасского медицинского колледжа (далее ГОУ СПО КЧМК) Самарской области. Колледж осуществляет свою деятельность в системе образования и здравоохранения РФ с целью подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Основные профессиональные образовательные программы разработаны на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 1) 060101.52 «Лечебное дело» на базе среднего (полного) общего образования, квалификация «Фельдшер» (повышенный уровень) - 3 года 10 месяцев; 2) 060109.51 «Сестринское дело» на базе основного общего образования, квалификация «Медицинская сестра» (базовый уровень) - 2 года 10 месяцев; 3) 060109.51 «Сестринское дело» на базе среднего (полного) общего образования, квалификация «Медицинская сестра по массажу» для инвалидов по зрению (базовый уровень) -2 года 10 месяцев. Образовательный процесс колледжа включает в себя теоретическое и производственное обучение, учебную, производственную (профессиональную), преддипломную практику и воспитательную работу со студентами. Основными задачами профессиональной подготовки в ГОУ СПО КЧМК выступают: 1) удовлетворение потребности лично-
сти в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии посредством получения профессионального образования; 2) удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со среднем профессиональным образованием; 3) формирование у студентов культуры безопасности жизнедеятельности; 4) формирование гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности; 5) сохранение и приумножение духовно-нравственных и культурных ценностей общества. Особое внимание руководство образовательного учреждения СПО КЧМК уделяет профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями (отсутствие зрения), их адаптации в социальной среде, формированию безопасного поведения в обществе.
В ходе проведенного исследования отмечалось, что формирование и сохранение безопасности жизнедеятельности находится в прямой зависимости от уровня культуры обучаемых. При этом формирование культуры подразумевало не только наличие определенной системы знаний о безопасности жизнедеятельности, но и соответствующее поведение по ее сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. Деятельность в сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов рассматривалась как взаимосвязанное единство трех составляющих: когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний), технологической (владение методами и методиками исследования), личностной (мотивация и позиция исследователя, ценностные ориентации, черты личности). Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа определяли основные компоненты, составляющие ее: экологическая культура, культура здоровья, трудоохранная культура, духовно - нравственные ценности, которые создавали психологический настрой на обеспечение, обучение и мотивацию безопасности жизнедеятельности.
Одним из важных компонентов, способствующим формированию культуры безопасности жизнедеятельности является мотивация деятельности. Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности5.
Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910 гг.) А.Шопенгауер. Сегодня он трактуется учеными по-разному. Согласно В.К.Вилюнасу мотивация - это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность, в то время как К.К.Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. В психолого-педагогической литературе мотивация рассматривается как сложная и многоаспектная категория, что обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы и структуры (Л.И.Божович, И.А.Зим-няя, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.). Разработка проблемы мотивации связана в первую очередь с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поэтому изначально мотивация трактуется как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности.
В качестве исходной для формирования мотивации безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов была принята концептуальная модель А.Н.Леонтьева, где деятельность понимается как система взаимосвязанных компонентов, имеющих в структуре: потребности - мотивы - цели, действия -операции - условия. В основе мотивационной деятельности лежит потребность в новых знаниях, которые, по мнению С.Г.Рубинштейна является неотъемлемой составляющей развития личности, способствующей формированию эмоционально - ценностного отношения к миру, к собственной деятельности, воспитанию потребностей и мотивов. В исследованиях отечественных ученых рассматривается также учебная мотивация как особый вид мотивации, включенный в учебную деятельность (Л.И.Божович, И.А.Зимняя, А.К.Маркова). Одним из побудительных компонентов учебной мотивации ученые выделяют интерес, который определяется как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды6.
5 Свободная энциклопедия Википедия // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /ru.wikipedia. org /wiki / (07.04.2011).
6 Формирование интереса к учению у школьников / Под
ред. Марковой А.К. - М.: 1986.
Рис. 1. Психолого-педагогические и социально-организационные условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности и мотивации к безопасности
студентов медицинского колледжа
Общепризнанно, что учебная деятельность полимотивирована и побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию. Выделяют следующие составляющие мотивационной системы7: 1) Учебные и познавательные мотивы (направленность на освоение и получение новых знаний и способов действий). 2) Социальные мотивы: а) направленность на идеалы и социальные ценности (А.К.Маркова, 1983); б) мотив долга и ответственности перед обществом (М.В.Матюхина, 1984); в) мотивы аффи-лиации - (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними; г) мотивы безопасного типа поведения в обществе; д) мотивы саморазвития и самообразования - направленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями (А.К.Маркова, А.Б.Орлова, Л.Ф.Фридман, 1983). 3) Внешние мотивы: а) мотив материального вознаграждения, мотив отметки; б) мотив стремления к безопасности и стабильности; в) престижные и статусные мотивы; г) мотив избегания неудачи.
Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации, без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной цели (мотива-цели) может превратиться
7 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособ. для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: 2010.
в условия достижения других целей. По мнению М.Г.Романцова, мотивационная основа учебной деятельности представляет собой последовательность мотивационных состояний, поддерживающих ее непрерывность и стабильность, и включающих в себя следующие элементы: 1) сосредоточение внимания на учебной ситуации; 2) осознание смысла предстоящей деятельности и выбор мотива, а также целеполагание; 3) стремление к осуществлению учебных действий и достижению успеха с осознанием уверенности в правильности своих действий и самооценки процесса и результатов деятельности8.
Согласно первому закону Йеркса-Додсона, по мере возрастания интенсивности мотивации качество деятельности изменяется соответственно колоколообразной кривой: сначала возрастает, а затем, перейдя через точку высших показателей успешности деятельности, постепенно снижается. Второй же закон утверждает, что чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален.В исследовании участвовали студенты с ограниченными возможностями (330) и преподаватели медицинского колледжа (таб. 1). Анализ возрастного состава респондентов показал, что доминирующее положение занимали следующие возрастные категории: до 20 лет (128 чел.) - 38,8%; 21 - 35 (166 чел.) -50,3%; более 40 лет (36 чел.) - 10,9%. В ходе выявления причин потери зрения было уста-
8 Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. - М.: 2007.
новлено, что 249 (75,5%) студентов имеют врожденные повреждения зрения, а 81 (24,5%) - приобретенные в результате ДТП, болезни гриппа, опухоли головного мозга, беременности, производственных травм и др. Одной из обозначенных целей исследования явилось вы-
явление мотивации студентов к успеху, диагностика которой осуществляется по методу Т.Элерса, составляющего основу их мотиваци-онной направленности на достижение желаемого результата, отношений к другим людям, жизненной активности.
Таб. 1. Статистические показатели возрастного состава студентов с ограниченными возможностями (%)
Курс До 20 лет 21 - 35 лет Более 40 лет
чел. % чел. % чел. %
I курс 50 41,7 60 50 10 8,3
II курс 35 35 53 53 12 12
III курс 43 39,0 53 48,3 14 12,7
Итого в выборке 128 38,8 166 50,3 36 10,9
Таб.2. Статистические показатели уровня мотивации к успеху студентов с ограниченными возможностями ГОУ СПО КЧМК
Уровень мотивации к успеху
кУРс Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)
низкий средний умеренно высокий слишком высокий низкий средний умеренно высокий слишком высокий
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
I курс 12 20 30 50 18 30 - - 9 15 38 63,3 13 21,7 - -
II курс 16 32 24 48 10 20 - - 12 24 28 56 10 20 - -
III курс 19 34,5 22 40 14 25,5 - - 14 25,5 30 54,5 11 20 - -
Итого в выборке 47 28,5 76 46 42 25,5 - - 35 21,2 96 58,2 34 20,6 - -
Анонимное анкетирование проводилось в ходе лангетюдного эксперимента. Респондентам предстояло дать один из двух вариантов ответов «да» или «нет» на 41 вопрос. Степень выраженности мотивации к успеху, согласно методике Т.Элерса, оценивалась количеством баллов, совпадающих с ключом: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху. Анализ анкетирования показал следующие результаты (таб. 2).
Исследования показали, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями в медицинском колледже меняется их адаптация к социальной среде. А именно, идет возрастание адаптивных способностей от курса к курсу. В результате исследования было выявлено, что студенты, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, и таких в выборке насчитывалось 46% в контрольной группе и 58,2% - в экспериментальной, причем, их количество уменьшалось к старшим курсам (III курс), разница которых составила 10% и 5,1% соответственно. Те же из обучаемых, кто боялся неудач,
выявили гипо- или гиперуровень риска. Количественно число данных респондентов, составляло 37,2% (студенты I и III курсов). Наиболее нейтральными были отношения к предполагаемым неудачам у студентов II курса, о чем свидетельствуют показатели их уровней мотивации - (30,5% и 49,4% соответственно), демонстрируя тем самым, эмоциональную комфортность от мотивационной деятельности. Показатель мотивации по перечисленным данным вычислялся через индекс мотивации по формуле:
И„ =
#-1 а + 1ф,5^+ <-f
N
где а - число опрошенных с низким уровнем мотивации; Ь — со средним уровнем мотивации; С — с умеренно высоким уровнем мотивации; N — общее число участников опроса.
При определении итогового показателя уровня мотивации к успеху значения распределились следующим образом: высокий показатель мотивации наблюдался у студентов III курса и составлял (0,29), ниже у респондентов II курса - (0,36) и самый низкий у обучающихся I курса - (0,15). В экспериментальной группе:
c
III курс - (0,33), II курс - (0,32), I курс -(0,2). Исследование показало, что чем выше мотивация к успеху {Им — 0,29 III курса КГ и
Им = 0,33 ЭГ) - достижению цели у студентов
колледжа, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее (показатели уровня мотивации студентов II и III курсов: КГ
- 0,36 и 0,29; ЭГ - 0,32 и 0,33 соответственно), чем при слабой мотивации к успеху (I курс: КГ
- 0,15; ЭГ - 0,2). К тому же студентам, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска (студенты 2-го и 3-го года обучения), попадать в несчастные случаи. И наоборот, когда у респондентов имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению ими цели. Одновременно с уровнем мотивации к успеху нами был определен индекс удовлетворенности студентов с ограниченными возможностями, характеризующий их отношения к мотивационной деятельности. Индекс удовлетворенности вычислялся по формуле:
Иу =
1-1 а + Ю,5}+ <-Г N
где а — число опрошенных удовлетворенных; Ь - не совсем удовлетворенных; С - не удовлетворенные; N - общее число участников опроса.
Величина Иу колеблется от -1 до +1. Как
показали результаты исследования, удовлетворенность отношениями в социальной среде респондентов КГ и ЭГ составила: 0,06 - студенты I курса; 0,2 - II курса; 0,38 - III курса; 0,18 - I курс, 0,44 - II курс, 0,49 - III курс.
Из проведенных результатов исследования следует, что студенты III курса как и в контрольной группе, так и в экспериментальной имеют наибольший показатель удовлетворенности, как и уровень мотивации к успеху КГ(0,29) и ЭГ (0,33), что свидетельствует о высоком уровне психолого-педагогических мероприятий, проводимых в рамках образовательного процесса ГОУ СПО КЧМК. Кроме того, в ходе исследования была отмечена взаимосвязь между уровнем мотивации к успеху и степенью удовлетворенности респондентов. Соответственно, чем выше уровень мотивации у опрашиваемых, тем выше степень удовлетворенности от осуществляемой ими деятельности, и, чем выше индекс удовлетворенности, тем выше мотивация к успеху студентов. Таким образом, мотивация создает потенциальную возможность успешной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависит от процессов целеполагания - постановки конечных и промежуточных целей, и от уровня удовлетворенности мотивационной деятельностью, способствующих формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
c
MOTIVATION IN HEALTH AND SAFETY CULTURE FORMATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS
© 2011 L.A.Kolyvanova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article is devoted to an urgent problem - to define motivation, as one of the components of health and safety culture formation in vocational training of medical college students.
Keywords: motivation, motivational environment, health and safety, health and safety culture.
Larisa Aleksandrovna Kolyvanova, the state educational institution of average vocational training the Kinel-Cherkassk medical college, the teacher, the post-graduate student (Zoology chair). E-mail: larisaleksandr@yandex. ru