Научная статья на тему 'Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа'

Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
542
32
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Колыванова Л. А.

Статья посвящена актуальной проблеме определению мотивации, как одной из составляющих формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Колыванова Л.А.,

MOTIVATION IN HEALTH AND SAFETY CULTURE FORMATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to an urgent problem to define motivation, as one of the components of health and safety culture formation in vocational training of medical college students.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа»

УДК 37

МОТИВАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

© 2011 Л.А.Колыванова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 06.04.2011

Статья посвящена актуальной проблеме - определению мотивации, как одной из составляющих формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная среда, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности специалистов, что делает его одним из важнейших факторов благосостояния страны, благополучия каждого гражданина и национальной безопасности. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильно-сти1. На это указывается и в программном правительственном документе «Государственная стратегия развития РФ до 2010 г.», где модернизация образования предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностями солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы. Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что в его основу положены «ключевые компетентности», которые являются предпосылкой развития компетентностного

° Колыванова Лариса Александровна, преподаватель Ки-нель-Черкасского медицинского колледжа, аспирант кафедры зоологии. E-mail: larisaleksandr@yandex. ru

1 Концепция модернизации российского образования

[Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www. dvgu.ru/umu/MO RF/concept/con1 02.htm (Дата обращения 12.02.2011).

подхода. Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки студентов к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

В своем послании к Федеральному Собранию от 5.11.2008 г. Президент РФ отметил, что «система образования, образуя личность, формирует образ жизни народа. Молодое поколение должно получить возможность подготовиться к жизни в <...> конкурентном мире», а изменение характера социально-экономических отношений в обществе предполагает поиск новых путей их подготовки к профессиональной деятельности. Это определяет потребность в разработке национальной стратегии образования для устойчивого развития, где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как важное условие его становления.

Общее определение безопасности было принято в международных документах МАГАТЭ, где безопасность - состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом понятие «чрезмерная опасность» раскрывается в тексте самого определения: «Безопасность - свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять динамическое состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от проис-шествий»2. В общей теории безопасности государства, научных трудах и научно - исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность жизнедеятельности», «защищенность»,

2Международные документы МАГАТЭ по безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fas. org/sgp/crs/nukeZRL34234.pdf (15.03.2011).

«субъекты и объекты безопасности», «система безопасности», «методы обеспечения безопасности» и др.3. Наиболее часто безопасность жизнедеятельности определяется как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, изучению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, недопустимый объективно и субъективно ущерб, закрыть путь для выживания и разви-тия»4. В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России задается положениями принятой в 2000 году (с изменениями и дополнениями от 2005г.) новой редакцией Концепции национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 10.01.2000г №24), которая определяется как «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности».

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Анализируя проблему безопасности жизнедеятельности, следует принять во внимание факт несоответствия между потребностью человека в его безопасности, с одной стороны, и отсутствием как мотивации на сохранение и укрепление безопасности жизнедеятельности людей, так и на безопасности общества, государства в целом, с другой. Причина такого несоответствия заключается в том, что безопасность воспринимается человеком, как, безусловно данное, потребность в которой хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации ее явного дефицита. В связи с этим правомерно предположить, что актуализация потребности в безопасности жизнедеятельности, обусловленная ее ухудшением или отсутствием активизирует действенную заботу индивида о своем физическом и психическом благополучии.

3Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практическое руководство / Под ред. И.А.Баевой. - СПб.: 2006; Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: Учеб. пособие. -М.: 2010; Михайлов Л.А., Губанов В.М., Соломин В.П. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Михайлова Л.А. - 2-е изд., стер. - М.: 2009; Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников // ОБЖ. Основы безопасной жизни. - 2005. - №5 (110) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.obr-resurs. га/science/pedagogy /doktordi (05.03.2011).

4 Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М.:

2003.

Причина такого рода неадекватного поведения коренится, во-первых, в противоречивой природе человеческих потребностей, которым, как отмечал С.Л.Рубинштейн, присущ пассивно - активный характер. Во - вторых, в широких адаптивно - компенсаторных возможностях организма человека. И, в третьих, в специфике мотивационной среды личности в целом, которая как система внутренних побуждений деятельности и поведения определяют и отношение человека к безопасности. Именно последнее обстоятельство, специфика мотивов безопасного поведения индивида, особенности мотивацион-ной среды, являются основными условиями адекватного отношения к безопасности. Будучи продуктом целенаправленного воспитания и индивидуального опыта, система мотивов отношения к безопасности как элемент мотивацион-ной среды личности в целом не только активизирует потребность в ней, но и направляет са-мосохранительное поведение по соответствующему пути. Все это послужило основанием для исследования мотивации безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Кинель-Черкасского медицинского колледжа (далее ГОУ СПО КЧМК) Самарской области. Колледж осуществляет свою деятельность в системе образования и здравоохранения РФ с целью подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Основные профессиональные образовательные программы разработаны на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 1) 060101.52 «Лечебное дело» на базе среднего (полного) общего образования, квалификация «Фельдшер» (повышенный уровень) - 3 года 10 месяцев; 2) 060109.51 «Сестринское дело» на базе основного общего образования, квалификация «Медицинская сестра» (базовый уровень) - 2 года 10 месяцев; 3) 060109.51 «Сестринское дело» на базе среднего (полного) общего образования, квалификация «Медицинская сестра по массажу» для инвалидов по зрению (базовый уровень) -2 года 10 месяцев. Образовательный процесс колледжа включает в себя теоретическое и производственное обучение, учебную, производственную (профессиональную), преддипломную практику и воспитательную работу со студентами. Основными задачами профессиональной подготовки в ГОУ СПО КЧМК выступают: 1) удовлетворение потребности лично-

сти в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии посредством получения профессионального образования; 2) удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со среднем профессиональным образованием; 3) формирование у студентов культуры безопасности жизнедеятельности; 4) формирование гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности; 5) сохранение и приумножение духовно-нравственных и культурных ценностей общества. Особое внимание руководство образовательного учреждения СПО КЧМК уделяет профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями (отсутствие зрения), их адаптации в социальной среде, формированию безопасного поведения в обществе.

В ходе проведенного исследования отмечалось, что формирование и сохранение безопасности жизнедеятельности находится в прямой зависимости от уровня культуры обучаемых. При этом формирование культуры подразумевало не только наличие определенной системы знаний о безопасности жизнедеятельности, но и соответствующее поведение по ее сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. Деятельность в сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов рассматривалась как взаимосвязанное единство трех составляющих: когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний), технологической (владение методами и методиками исследования), личностной (мотивация и позиция исследователя, ценностные ориентации, черты личности). Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа определяли основные компоненты, составляющие ее: экологическая культура, культура здоровья, трудоохранная культура, духовно - нравственные ценности, которые создавали психологический настрой на обеспечение, обучение и мотивацию безопасности жизнедеятельности.

Одним из важных компонентов, способствующим формированию культуры безопасности жизнедеятельности является мотивация деятельности. Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности5.

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910 гг.) А.Шопенгауер. Сегодня он трактуется учеными по-разному. Согласно В.К.Вилюнасу мотивация - это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность, в то время как К.К.Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. В психолого-педагогической литературе мотивация рассматривается как сложная и многоаспектная категория, что обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы и структуры (Л.И.Божович, И.А.Зим-няя, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.). Разработка проблемы мотивации связана в первую очередь с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поэтому изначально мотивация трактуется как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности.

В качестве исходной для формирования мотивации безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов была принята концептуальная модель А.Н.Леонтьева, где деятельность понимается как система взаимосвязанных компонентов, имеющих в структуре: потребности - мотивы - цели, действия -операции - условия. В основе мотивационной деятельности лежит потребность в новых знаниях, которые, по мнению С.Г.Рубинштейна является неотъемлемой составляющей развития личности, способствующей формированию эмоционально - ценностного отношения к миру, к собственной деятельности, воспитанию потребностей и мотивов. В исследованиях отечественных ученых рассматривается также учебная мотивация как особый вид мотивации, включенный в учебную деятельность (Л.И.Божович, И.А.Зимняя, А.К.Маркова). Одним из побудительных компонентов учебной мотивации ученые выделяют интерес, который определяется как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды6.

5 Свободная энциклопедия Википедия // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /ru.wikipedia. org /wiki / (07.04.2011).

6 Формирование интереса к учению у школьников / Под

ред. Марковой А.К. - М.: 1986.

Рис. 1. Психолого-педагогические и социально-организационные условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности и мотивации к безопасности

студентов медицинского колледжа

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Общепризнанно, что учебная деятельность полимотивирована и побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию. Выделяют следующие составляющие мотивационной системы7: 1) Учебные и познавательные мотивы (направленность на освоение и получение новых знаний и способов действий). 2) Социальные мотивы: а) направленность на идеалы и социальные ценности (А.К.Маркова, 1983); б) мотив долга и ответственности перед обществом (М.В.Матюхина, 1984); в) мотивы аффи-лиации - (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними; г) мотивы безопасного типа поведения в обществе; д) мотивы саморазвития и самообразования - направленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями (А.К.Маркова, А.Б.Орлова, Л.Ф.Фридман, 1983). 3) Внешние мотивы: а) мотив материального вознаграждения, мотив отметки; б) мотив стремления к безопасности и стабильности; в) престижные и статусные мотивы; г) мотив избегания неудачи.

Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации, без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной цели (мотива-цели) может превратиться

7 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособ. для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: 2010.

в условия достижения других целей. По мнению М.Г.Романцова, мотивационная основа учебной деятельности представляет собой последовательность мотивационных состояний, поддерживающих ее непрерывность и стабильность, и включающих в себя следующие элементы: 1) сосредоточение внимания на учебной ситуации; 2) осознание смысла предстоящей деятельности и выбор мотива, а также целеполагание; 3) стремление к осуществлению учебных действий и достижению успеха с осознанием уверенности в правильности своих действий и самооценки процесса и результатов деятельности8.

Согласно первому закону Йеркса-Додсона, по мере возрастания интенсивности мотивации качество деятельности изменяется соответственно колоколообразной кривой: сначала возрастает, а затем, перейдя через точку высших показателей успешности деятельности, постепенно снижается. Второй же закон утверждает, что чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален.В исследовании участвовали студенты с ограниченными возможностями (330) и преподаватели медицинского колледжа (таб. 1). Анализ возрастного состава респондентов показал, что доминирующее положение занимали следующие возрастные категории: до 20 лет (128 чел.) - 38,8%; 21 - 35 (166 чел.) -50,3%; более 40 лет (36 чел.) - 10,9%. В ходе выявления причин потери зрения было уста-

8 Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. - М.: 2007.

новлено, что 249 (75,5%) студентов имеют врожденные повреждения зрения, а 81 (24,5%) - приобретенные в результате ДТП, болезни гриппа, опухоли головного мозга, беременности, производственных травм и др. Одной из обозначенных целей исследования явилось вы-

явление мотивации студентов к успеху, диагностика которой осуществляется по методу Т.Элерса, составляющего основу их мотиваци-онной направленности на достижение желаемого результата, отношений к другим людям, жизненной активности.

Таб. 1. Статистические показатели возрастного состава студентов с ограниченными возможностями (%)

Курс До 20 лет 21 - 35 лет Более 40 лет

чел. % чел. % чел. %

I курс 50 41,7 60 50 10 8,3

II курс 35 35 53 53 12 12

III курс 43 39,0 53 48,3 14 12,7

Итого в выборке 128 38,8 166 50,3 36 10,9

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таб.2. Статистические показатели уровня мотивации к успеху студентов с ограниченными возможностями ГОУ СПО КЧМК

Уровень мотивации к успеху

кУРс Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)

низкий средний умеренно высокий слишком высокий низкий средний умеренно высокий слишком высокий

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

I курс 12 20 30 50 18 30 - - 9 15 38 63,3 13 21,7 - -

II курс 16 32 24 48 10 20 - - 12 24 28 56 10 20 - -

III курс 19 34,5 22 40 14 25,5 - - 14 25,5 30 54,5 11 20 - -

Итого в выборке 47 28,5 76 46 42 25,5 - - 35 21,2 96 58,2 34 20,6 - -

Анонимное анкетирование проводилось в ходе лангетюдного эксперимента. Респондентам предстояло дать один из двух вариантов ответов «да» или «нет» на 41 вопрос. Степень выраженности мотивации к успеху, согласно методике Т.Элерса, оценивалась количеством баллов, совпадающих с ключом: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху. Анализ анкетирования показал следующие результаты (таб. 2).

Исследования показали, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями в медицинском колледже меняется их адаптация к социальной среде. А именно, идет возрастание адаптивных способностей от курса к курсу. В результате исследования было выявлено, что студенты, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, и таких в выборке насчитывалось 46% в контрольной группе и 58,2% - в экспериментальной, причем, их количество уменьшалось к старшим курсам (III курс), разница которых составила 10% и 5,1% соответственно. Те же из обучаемых, кто боялся неудач,

выявили гипо- или гиперуровень риска. Количественно число данных респондентов, составляло 37,2% (студенты I и III курсов). Наиболее нейтральными были отношения к предполагаемым неудачам у студентов II курса, о чем свидетельствуют показатели их уровней мотивации - (30,5% и 49,4% соответственно), демонстрируя тем самым, эмоциональную комфортность от мотивационной деятельности. Показатель мотивации по перечисленным данным вычислялся через индекс мотивации по формуле:

И„ =

#-1 а + 1ф,5^+ <-f

N

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

где а - число опрошенных с низким уровнем мотивации; Ь — со средним уровнем мотивации; С — с умеренно высоким уровнем мотивации; N — общее число участников опроса.

При определении итогового показателя уровня мотивации к успеху значения распределились следующим образом: высокий показатель мотивации наблюдался у студентов III курса и составлял (0,29), ниже у респондентов II курса - (0,36) и самый низкий у обучающихся I курса - (0,15). В экспериментальной группе:

c

III курс - (0,33), II курс - (0,32), I курс -(0,2). Исследование показало, что чем выше мотивация к успеху {Им — 0,29 III курса КГ и

Им = 0,33 ЭГ) - достижению цели у студентов

колледжа, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее (показатели уровня мотивации студентов II и III курсов: КГ

- 0,36 и 0,29; ЭГ - 0,32 и 0,33 соответственно), чем при слабой мотивации к успеху (I курс: КГ

- 0,15; ЭГ - 0,2). К тому же студентам, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска (студенты 2-го и 3-го года обучения), попадать в несчастные случаи. И наоборот, когда у респондентов имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению ими цели. Одновременно с уровнем мотивации к успеху нами был определен индекс удовлетворенности студентов с ограниченными возможностями, характеризующий их отношения к мотивационной деятельности. Индекс удовлетворенности вычислялся по формуле:

Иу =

1-1 а + Ю,5}+ <-Г N

где а — число опрошенных удовлетворенных; Ь - не совсем удовлетворенных; С - не удовлетворенные; N - общее число участников опроса.

Величина Иу колеблется от -1 до +1. Как

показали результаты исследования, удовлетворенность отношениями в социальной среде респондентов КГ и ЭГ составила: 0,06 - студенты I курса; 0,2 - II курса; 0,38 - III курса; 0,18 - I курс, 0,44 - II курс, 0,49 - III курс.

Из проведенных результатов исследования следует, что студенты III курса как и в контрольной группе, так и в экспериментальной имеют наибольший показатель удовлетворенности, как и уровень мотивации к успеху КГ(0,29) и ЭГ (0,33), что свидетельствует о высоком уровне психолого-педагогических мероприятий, проводимых в рамках образовательного процесса ГОУ СПО КЧМК. Кроме того, в ходе исследования была отмечена взаимосвязь между уровнем мотивации к успеху и степенью удовлетворенности респондентов. Соответственно, чем выше уровень мотивации у опрашиваемых, тем выше степень удовлетворенности от осуществляемой ими деятельности, и, чем выше индекс удовлетворенности, тем выше мотивация к успеху студентов. Таким образом, мотивация создает потенциальную возможность успешной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависит от процессов целеполагания - постановки конечных и промежуточных целей, и от уровня удовлетворенности мотивационной деятельностью, способствующих формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

c

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

MOTIVATION IN HEALTH AND SAFETY CULTURE FORMATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS

© 2011 L.A.Kolyvanova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to an urgent problem - to define motivation, as one of the components of health and safety culture formation in vocational training of medical college students.

Keywords: motivation, motivational environment, health and safety, health and safety culture.

Larisa Aleksandrovna Kolyvanova, the state educational institution of average vocational training the Kinel-Cherkassk medical college, the teacher, the post-graduate student (Zoology chair). E-mail: larisaleksandr@yandex. ru