Научная статья на тему 'Диагностика мотивации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства'

Диагностика мотивации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ледаков Александр Леонидович

Данная статья посвящена проблеме оценки мотивационной сферы учащихся в процессе профессионального становления, определению критериев и параметров; описывается опыт экспериментального исследования мотивационной сферы учащихся Голышмановского агропедагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика мотивации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства»

3. Полубинский, В.И. Практические аспекты криминальной виктимологии [Текст] / В.И. Полубинский. — М., 1982.

4. Ривман, Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений [Текст] / Д.В. Ривман. - Л,, 1975.

5. Рыбальская, В.Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних [Текст] / В.Я, Рыбальская // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юридическая литература. - 2004.

6. Франк, Л.В. Об изучении виктимности на психологическом уровне [Текст] /Л.В. Франк. -М, 1971.-с, 14.

7. Психология. Словарь [Текст] / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского.

- М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

УДК 377.3

Ледакое Александр Леонидович

Аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Иппшский государственный педагогический институт им. ГШ.Ершова», заместитель Главы Голышмановского муниципального района, а1е(^акоу@л'andex.ru. Голышманою

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НПО И СПО В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Ledakov Alexander Leonidovich

Post graduate student of pédagogies department of the Ishim Ershov State Teachers’ Training Institute, deputy head of Goiyshinanovo district, Tyumen région, aledak.ov@vandex..riL Golyshmanovo

DIAGNOSTICS OF MOTIVATION OF PPE AND SPE STUDENTS’ PROFESSIONAL FORMATION IN CONDITIONS OF SOCIAL

Сегодня спрос на высококвалифицированные кадры возрос, и проблема подготовки специалистов имеет очень актуальное значение. Профессиональное становление специалиста - сложный непрерывный процесс «проектирования» личности. Каждый человек постепенно формирует личностную модель профессионального самодвижения. Всего, как известно, выделяют пять стадий этого пути, мы же остановили свое внимание на второй стадии «профессиональной подготовки». По нашему мнению, именно этот этап является основным в процессе формирования профессионального портрета будущего специалиста в той или иной области. Кроме того, в нашем исследовании определяющую роль в профессиональном становлении играет социальное партнерство, как условие, обеспечивающее успешность данного процесса. В данном случае мы можем говорить о процессе профессионального становления, как о профессиональной социализации.

Профессиональная социализация является многофакторным и многоуровневым процессом усвоения индивидом профессиональной культуры общества, его интеграции в профессиональную систему путем передачи профессиональных ценностей, традиций, норм профессионального поведения. В целом социальное партнерство по отношению к образованию - это взаимовыгодное сотрудничество, в которое вступают работники системы образования и представители иных сфер общественного воспроизводства.

В процессе профессионального становления у человека развиваются профессионально важные качества, формируются необходимые компетентности, он приобретает знания, умения и навыки, а также у него постепенно складывается образ будущей профессии.

Как известно, путь профессионального становления, а значит и формирование образа будущей профессии, начинается с мотива к выполнению той или иной деятельности. Именно эта категория закрепляет за собой направленность будущей деятельности специалиста. При анализе процесса профессионального становления в жизни человека необходимо преодоление технологических и технократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение, прежде всего новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. A.A. Бодалев отмечает, что «настоящий профессионал всегда встречается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [1, с.74].

Нами было проведено исследование с целью выявления основных мотивов выбора профессии учащимися НПО и СПО, представлений учащихся о профессии и себе как ее субъекте и сопоставления образов профессионала у учащихся разных специальностей.

В качестве респондентов были выбраны учащиеся ГОУ СПО «Голы-шмановский агропедагогический колледж». В исследовании приняло участие 343 учащихся. Из них:

* 223 учащихся по специальностям среднего профессионального об-

разования: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура», «Профессиональное обучение со специализацией «Механизация сельского хозяйства», «Информатика».

■ 119 учащихся по профессиям начального профессионального об-

разования: «Автомеханик», «Оператор электронно-вычислительных машин», «Сварщик», «Мастер сухого строительства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Мастер общестроительных работ», «Повар, кондитер», «Продавец, контролер-кассир», «Швея».

Для оценки мотивации профессионального становления учащихся нам было необходимо определить критерии. Существуют разные варианты критериев оценки мотивации к профессиональной деятельности.

Так, например, Ю.П.Поваренков [4] выделяет:

1. Критерий профессиональной продуктивности, который характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям.

2. Критерий профессиональной идентичности - характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям,

3. Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д.Сьюпером, свидетельствует об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др.

С.С. Орел [3] понимая под «образом профессионала» систему представлений студентов о будущей профессии и себе как ее субъекте выделила следующие элементы (в последствии и критерии оценки), из которых складывается образ профессионала: знания, умения, навыки, свойства характера, мотивация, способности, виды деятельности, элементы деятельности, результаты деятельности, место работы, социальные характеристики и особенности внешности, присущие профессионалу.

Опираясь на результаты проведенного исследования, автор сделала выводы, что на выраженность элементов влияет специфика приобретаемой профессии, что может быть обусловлено акцентами, которые делает социальное окружение (в том числе и преподаватели), говоря о требованиях к данным профессиям; и что в целом образ профессионала, сложившийся у студентов за время обучения страдает обобщенностью, таким образом, они не имеют четких критериев и ориентиров в своем профессиональном развитии.

А.К.Маркова [2] выделяет нескольких групп мотивов, в зависимости от преобладания тех или иных можно судить об уровне мотивации профессионализации в целом:

а) мотивы понимания предназначения профессии;

б) мотивы профессиональной деятельности:

-деятельностно процессуальные мотивы (ориентация на процесс профессиональной деятельности),

- деятельностно результативные мотивы (ориентация на результат профессиональной деятельности);

в) мотивы профессионального общения:

- мотивы престижа профессии в обществе,

- мотивы социального сотрудничества в профессии,

- мотивы межличностного общения в профессии;

г) мотивы проявления личности в профессии:

- мотивы развития и самореализации личности в профессии,

- мотивы развития индивидуальности в профессии.

Сочетание этих мотивов образует внутреннюю детерминацию профессионального поведения.

Содержательными характеристиками профессиональных мотивов

А.К.Маркова считает [2]:

- доминирование одного из видов мотивов как преобладание его в структуре личности;

- осознанность как отражение в сознании предмета мотивации и способа ее достижения;

- действенность как выражение мотивов в реальном профессиональном поведении;

- опосредованно сть как преломление побуждений определенными социальными эталонами и нормами;

- самостоятельность возникновения как проявление побуждения без помощи другого человека, без стимула извне;

- обобщенность как распространенность мотива на ряд видов трудовой деятельности;

- избирательность как направленность на определенную сторону профессионального труда и др.

Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают определенными динамическими параметрами:

- устойчивость как длительность сохранения через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях;

- интенсивность, сила как выраженность побуждений;

- длительность как распространенность на большие промежутки времени;

- переключаемо сть как легкость перехода от одного побуждения к другому;

- широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;

- эмоциональная положительная или отрицательная модальность, эмоциональная окраска.

В нашем исследовании для оценки мотивации профессионального становления учащихся мы выделяем ориентационно-смысловой критерий. Показателями данного критерия выступают:

• понимание и осознание социокультурных ценностей и ценности будущей профессии в системе общества (профессиональные ценности, идеалы, менталитета, понимание значимости профессии);

• понимание и оценка целей и задач профессиональной деятель-

ности (профессиональное мировоззрение, индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок);

• удовлетворенность профессией (профессиональное призвание, профессиональные намерения, удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний).

Обработка данных опроса и анкетирования показала, что 34 % ребят поступили в колледж потому, что не могли продолжать учебу в школе, не прошли по конкурсу в другие учебные заведения. Случайно попали в колледж, используя информацию о нем товарищей, знакомых,— 15 %. Поступили с целью приобретения «выгодной специальности» — 11%.

Дальнейший анализ свидетельствует о том, что в ряде случаев, планы молодых людей не являются профессиональными; т. е. не связаны с работой по осваиваемой специальности. Так, лишь 28 % учащихся планируют к 22 годам «хорошо разобраться в профессии», 20 % — вернуться на производство после службы в рядах Российской Армии. Стать хорошими специалистами к 25 годам планируют 19 %, 4 % опрошенных не планируют свою жизнь, они не знают, как сложится их дальнейшая профессиональная деятельность к 22 годам, к 25 годам (29 %). Основные планы не связаны с работой по профессии: выйти замуж к 22 годам — 37 %, к 25 годам — 21 %; получить высшее образование, не связанное с приобретаемой специальностью, к 22 годам — 5 %, к 25 годам — 15 %, Некоторые из опрошенных считают поступление в колледж ошибкой, а 4 % считают свое поступление случайностью.

Характер вопросов, которые будущие специалисты задавали мастерам производственного обучения в первые дни пребывания в колледже, показал, что они не отличаются от вопросов школьников, носят общий характер.

Анализируя выделяемые учащимися ведущие качества, которыми обладают специалисты избранной ими профессии, мы обнаружили, что лишь 9 % выделили такое качество, как любовь к профессии. Данные анкетирования таковы: 25 % будущих специалистов, не имеют четко выраженной целевой установки на профессиональную деятельность, соответствующую приобретенной в колледже. Так, в группе операторов электронно-вычислительных машин 80 % опрошенных считают, что если бы им снова пришлось избирать профессию, то они избрали бы ту же и даже изъявляют желание продолжить обучение по специальности «Информатика»; в группе автоме-ханников — 68 %; в группе сварщиков — 50 %; продавцов — 20 %; информатика — 56 %. Если на начало профессиональной подготовки в группе Профессиональное обучение со специализацией механизаторов сельского хозяйства свой выбор вновь повторили бы 50 % учащихся, то на конец срока обучения — 70 %.

На наш взгляд такому позитивному развитию мотивов профессионального становления способствует активная работа в рамках социального партнерства. В данном случае социальное партнерство обеспечивает качественную профессиональную подготовку, восстанавливая и укрепляя связи с

предприятиями и другими образовательными учреждениями, открывая дополнительные возможности для профессионального становления учащихся. При этом:

• упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько нужно готовить);

• обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;

• упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;

• открываются более широкие возможности для организации практики учащихся;

• расширяются возможности трудоустройства.

Таким образом, было показано, что изначально у учащихся колледжа наиболее распространенными являются мотивы не связанные с профессиональной направленностью и становлением молодых людей, но в процессе профессиональной подготовки при взаимодействии и содействии социальных партнеров эти мотивы качественно меняются. Полученные результаты имеют важное значение для планирования и практической организации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства.

/ \ Т; * \ у. 1

Библиографический список

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] /

B.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К.Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

3. Орел, С.С. Образ профессионала в представлениях студентов [Текст] /

C.С. Орел // Первые шаги в науке. - Вып. 1: Сборник статей.- В. Н.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. С. 48-53.

4. Повар ей ков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П.Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 е.

г ■ ;т . ли Гз -¡ГГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.