Научная статья на тему 'Результаты исследования мотивационно-смысловой сферы учащихся профессионального колледжа'

Результаты исследования мотивационно-смысловой сферы учащихся профессионального колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / MOTIVATION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COLLEGE / COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоусова Евгения Сергеевна

В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме мотивации, даны результаты эмпирического исследования уровня развития мотивационно-смысловой сферы учащихся в социокультурном пространстве профессионального колледжа. Выявлены различия в показателях мотивационно-смысловой сферы учащихся колледжа и учащихся общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белоусова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of research of motivational-semantic field of students of professional college

The following research presents the analysis of the theoretical approaches to the motivation problem in foreign and native psychological literature. It gives the results of empirical research of the level of development of motivational-semantic field of students in socio-cultural environment of professional college. Thus, the differences in the characteristics of a motivational-semantic field of students of professional college and comprehensive school are revealed.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования мотивационно-смысловой сферы учащихся профессионального колледжа»

условия развития самоактуализации личности современного студента.

Литература

1. Быкова А.В. Тренинг креативности как средство развития самоактуализации личности студентов //

Сибирский психологический журнал. - Томск, 2008.

- №29. - С.19-22.

2. Грецов А.Г. Развитие креативности посредством технологий психологического тренинга //Психология и школа. - 2007. - №1. - С.3-18.

Быкова Анастасия Владимировна - директор департамента психологических исследований Байкальского филиала гуманитарного института (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Калмыкова Елена Михайловна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры перевода и межкуль-турной коммуникации Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Bykova Anastasia Vladimirovna - director of department of psychological researches of Baikal branch of Humanitarian institute (Ulan-Ude). E-mail:[email protected]

Kalmykova Elena Mihailovna - candidate of psychological science, senior teacher of department of translation and intercultural communication of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]

3. Клег Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / Б. Клег, П. Бич; пер. с англ. - М.: Астрель; Изд-во АСТ, 2004. - 392 с.

4. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 176 с.

5. Тудупова Т.Ц., Бужгеева Е.М. Этнопсихологический тренинг как средство самоактуализации личности студентов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуни-верситета, 2007. - 134 с.

УДК 159.9.37.015 3 Е.С. Белоусова

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ

учащихся профессионального колледжа

В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме мотивации, даны результаты эмпирического исследования уровня развития мотивационно-смысловой сферы учащихся в социокультурном пространстве профессионального колледжа. Выявлены различия в показателях мотивационно-смысловой сферы учащихся колледжа и учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: мотивация, социокультурное пространство, профессиональный колледж, общеобразовательная школа.

E.s. Belousova

the results of research of motivational-semantic field of students of professional college

The following research presents the analysis of the theoretical approaches to the motivation problem in foreign and native psychological literature. It gives the results of empirical research of the level of development of motivational-semantic field of students in socio-cultural environment ofprofessional college. Thus, the differences in the characteristics of a motivational-semantic field of students of professional college and comprehensive school are revealed.

Key words: motivation, socio-cultural environment, professional college, comprehensive school.

На протяжении всего периода активного становления психологии как науки актуальными являются проблемы мотивации личности. Свое зарождение проблема мотивации личности получила в исследованиях зарубежной психологии. По мнению многих историков науки, толчком к ее разработке послужила теория Ч. Дарвина, исходя из которой возникли основные подходы к исследованию проблемы: теоретико-ассоциативный (Э.Торндайк), теория инстинктов (У. Макдаугалл) и теоретико-личностный (В. Вундт, З. Фрейд).

В дальнейшем в зарубежной психологии было разработано большое количество теорий и моделей мотивации [4], [3], [5], [6]. Большой вклад в

исследование мотивации внесли К. Роджерс, Р. Кеттел, А. Маслоу. В работах этих исследователей внимание уделяется проблеме индивидуальных различий, классификации побуждений, взаимосвязи мотивации с другими особенностями психологии человека. Однако для зарубежных авторов характерно одностороннее понимание мотивации как энергетического источника активности человека, не включающее в себя содержательную сторону этого процесса, ее конкретные механизмы и фактор регуляции поведения.

Изучение мотивации личности в отечественной психологии активно началось в 20-30 гг. ХХ в., когда стали оформляться новые психологические

взгляды и концепции. Основа научного понимания мотивации была заложена трудами Л.И. Петражицкого и А.А. Ухтомского. Большинство авторов рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности.

Одна из основных причин существующего в отечественной психологии разнообразия трактовок мотивации кроется в методологических положениях А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. С.Л. Рубинштейн исходил из «внутренних», субъективных детерминант и рассматривал деятельность как субъективно детерминированный процесс. Автор развивал свои идеи по логике от субъекта к объекту [2]. А.Н. Леонтьев опирался на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и шел по пути от объекта к субъекту [1].

Любые формы деятельности являются проявлением либо потребительной, либо производительной тенденции. Они соотносятся с основными потребностями жизнеобеспечения человека и его существования в социуме.

Период ранней юности очень важен в развитии мотивационно-смысловой сферы. Задача выбора своего дальнейшего жизненного пути создает своеобразную социальную ситуацию развития, которая отличает старший школьный возраст от всех других школьных возрастов, создавая у старших школьников своеобразную внутреннюю позицию.

В настоящее время в системе образования получила развитие новая образовательная структура - колледж (НОУ) для учащихся старших классов общеобразовательных средних школ. На более высоком уровне, чем в средней школе, учащиеся проходят курс общего образования, который имеет профессиональную направленность, связанную с будущей профессией. Данная модель подготовки позволяет готовить специалистов со

школьной скамьи и с такими качествами, какими должен обладать специалист.

При организации исследования мы исходили из того, что выявленные и подробно изученные личностно-психологические особенности мотивационно-смысловой сферы учащихся позволяют вполне адекватно моделировать процессы формирования мотивационно-смысловой сферы в социокультурном пространстве колледжа.

Одной из задач нашего исследования было изучить уровень развития мотивационно-смысловой сферы учащихся в условиях социокультурного образовательного пространства колледжа и сравнить полученные показатели с показателями учащихся средних общеобразовательных школ.

Для изучения уровня развития мотивационносмысловой сферы учащихся мы использовали методику «измерение структуры мотивации личности» В.Э. Мильман. Методика позволяет определить уровень развития мотивационной сферы, который является важным показателем сформированности личности и позволяет давать производительно-потребительную интерпретацию характера и места различных классов потребностей и мотивов в структуре личности. используя данную методику, мы исходили из представления о том, что производительная и потребительная тенденции деятельности являются необходимыми сторонами единого процесса развития личности.

исследование, организованное посредством сравнения мотивационно-смысловой сферы у учащихся колледжа и школьников общеобразовательных школ по методике «измерение структуры мотивации личности» В.Э. Мильман, дало следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Распределение учащихся по типам общежитейской и учебной мотивации (в %)

Тип мотивации

Общежитейская Учебная

№ п/п Группы учащихся прогрессивный регрессивный импульсивный экспрессивный уплощенный прогрессивный й ы н и к с с е & е р й ы н и к с Л £ п 2 и экспрессивный уплощенный

1 профессиональный колледж 30,6 0,0 33,3 27,7 11,1 36,2 0,0 27,7 27,7 8,4

2 средняя общеобразовательная школа 16,6 8,4 30,6 33,3 11,1 13,8 11,1 30,6 25 19,5

Как видно из таблицы 1, учащиеся колледжа и школьники характеризуются различными типами общежитейской и учебной мотивации: прогрессивным, регрессивным, импульсивным, экспрессивным, уплощенным. Для общежитейской и учебной мотивации данные типы являются общими. В зависимости от типа мотивационного профиля доминируют мотивы, либо производительные, либо потребительные. Так, мотивы жизнеобеспечения, комфорта и социального статуса (П, К и С), которые соответствуют первым уровням иерархии, относятся в целом к потребностям «дефицита». Мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности (Д, ДР, ОД) составляют в своей основе ряд самоактуализации или то, что А. Маслоу обозначает как потребности «роста». Таким образом, из этих групп мотивов складываются наиболее обобщенные мотивационные образования - функциональные тенденции. Первую (П, К, С) можно определить как тенденцию поддержания жизнедеятельности и социального существования личности, то есть как потребительскую тенденцию. Вторая группа мотивов (Д, ДР, ОД) определяется как личностно-развивающаяся или производительная тенденция.

В этой структуре направленность на общение (О) как самостоятельный мотивационный фактор может в равной степени служить как целям сугубо индивидуального характера (потребительное общение), так и целям развития и интеграции личности, будучи, таким образом, как бы независимой от основных мотивационных групп. Мотивы общения первично несут потребительную функцию социального существования и уже вторично - функцию личностного развития.

Данные таблицы 1 показывают, что чаще всего среди учащихся колледжа встречаются лица, выявляющие импульсивный тип общежитейской мотивации, их число составляет 33,3%. Этот тип характеризуется перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К - комфорт», «О - общение», «ДР -творческая активность», но могут быть и другие соотношения. Полученные данные свидетельствуют о том, что таким учащимся свойственна значительная дифференциация и, возможно, конфронтация различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности, что указывает на ярко выраженное стремление к избеганию неудач. Реакция на неудачи выражается в виде отрицательных эмоциональных переживаний, а

также защитных механизмов. Мы предполагаем, что сдвиги в мотивационной структуре личности учащихся происходят под влиянием различных жизненных условий.

Следует обратить внимание на то, что прогрессивный тип по количеству учащихся колледжа стоит на втором месте и составляет 30,6% от общего числа испытуемых. Прогрессивный тип характеризуется заметным превышением общего уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания. Эти данные могут свидетельствовать о более стойком отношении данной группы учащихся колледжа к трудностям и неудачам, неистощимости внутреннего удовлетворения успехом. Также прогрессивный тип общежитейской мотивации характерен для личности с социально направленной позицией.

Экспрессивный тип также встречается довольно часто среди испытуемых колледжа и составляет 27,7% от общего числа. Экспрессивный тип характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» (комфорт) и «ДР» (творческая активность). В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван данный тип так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А. Гройсману), т.е. со стремлением субъекта к определенным целям через повышение уровня самоутверждения. Возможно, учащиеся, имеющие такие характеристики, обладают личностно-психологическими особенностями, обусловленными силой проявления чувств, переживаний.

Уплощенный тип выявляют небольшое число учащихся колледжа 11,1%. Уплощенный тип характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную диф-ференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у плохо успевающих учащихся. Такие учащиеся эмоционально пассивны, с тенденцией к фрустрацион-ной неустойчивости. Лица, выявляющие данный тип, отличаются также размытостью мотивационной сферы, что говорит об определенной дисгармонии личности в целом.

Нами не выявлены учащиеся профессионального колледжа, характеризующиеся регрессивным типом общежитейской мотивации. Эти данные могут свидетельствовать о том, что у учащихся колледжа отсутствуют личностнопсихологические особенности, препятствующие нормальному развитию личности.

Иная картина наблюдается в группе школьников общеобразовательных школ. Для большинства учащихся (33,3%) характерен экспрессивный тип общежитейской мотивации. Достаточно часто встречаются такие, которые выявляют импульсивный тип (30,6%). Также следует отметить, что число учащихся школы, относящихся к прогрессивному типу общежитейской мотивации, составляет всего 16,6% от общего числа испытуемых. Количество школьников и учащихся колледжа, которые выявляют уплощенный тип, одинаковое (11,1%). Также среди школьников нами обнаружены лица, которые характеризуются регрессивным типом общежитейской мотивации (8,4%). Регрессивный тип противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди неуспевающих школьников. Регрессивный тип характеризуется доминированием в незаинтересованном отношении субъекта к предмету своей деятельности и ее продукту, в отношении к другому человеку и к социальному окружению как к условию или средству достижения индивидуального значимого результата, в личностно-негативном плане, отвергающим отношение к возникающим трудностям, в практически неистощимой внутренней неудовлетворенности. Можно предположить, что такие учащиеся имеют личностно-психологические особенности, которые препятствуют нормальному развитию личности.

Анализ данных, характеризующих учебную мотивацию, дал следующие результаты. Большое количество учащихся колледжа (36,2%) выявляет прогрессивный тип учебной мотивации. Данный тип указывает на наиболее выраженную потребность учащихся в достижениях, в частности, уже добившихся определенного успеха в учебе. Эта потребность является фактором, который в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, стремление приобрести знания, требующиеся для дальнейшего успешного обучения, для будущей специальности.

Потребность в достижении успеха связана с потребностью в признании и с потребностью в собственной ценности, со стремлением утвердить свое «Я». У таких учащихся наиболее выраженное стремление занять определенное социальное положение в обществе; это создает им импульс к большим достижениям в личностном развитии, в формировании своих отношений с миром и подчинении своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений.

Число учащихся колледжа, которые относятся к импульсивному типу, составляет 27,7% от общего числа испытуемых. Мы предполагаем, что у учащихся данной группы недостаточно развита учебная активность. Возможно, это является результатом ошибочного выбора своей будущей профессии, и процесс обучения вызывает у них не чувство удовлетворения, а скорее состояние некоторой неопределенности, что влияет на их общее психологическое состояние. Количество учащихся колледжа, выявляющих экспрессивный тип, также составляет 27,7%. Можно предположить, что у таких учащихся доминируют внешние мотивы - самоутверждения. Учебная деятельность мотивируется прежде всего внутренними мотивами - познавательными, которые являются источником интеллектуальной активности в учебной деятельности.

В структуре учебной мотивации нами не выявлен среди учащихся колледжа регрессивный тип. Уплощенный тип встречается редко и составляет 8,4% от общего числа испытуемых. Общая недостаточная дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность также определенным образом отражаются на мотивационной учебной структуре учащихся.

Несколько иная картина наблюдается в группе школьников. Так, основная часть учащихся (30,6%) относится к импульсивному типу учебной мотивации. Несколько реже (25%) встречаются учащиеся, которые выявляют экспрессивный тип учебной мотивации. В отличие от группы учащихся колледжа школьники характеризуются также регрессивным типом, их число составляет 11,1%. Мы предполагаем, что регресс в структуре учебной мотивации связан с личностнопсихологическими особенностями, а также особенностями жизненных установок, стремлений и интересов. Можно также предположить, что регресс в структуре учебной мотивации является результатом переработки воздействий, которые учащиеся получают из семейной и широкой со-

циальной среды. Следует отметить, что уплощенный тип также характерен группе испытуемых школьников, их число составляет 19,5%.

Таким образом, нами выявлены достоверные различия в структуре мотивационной сферы (Р<0,05) в группе учащихся колледжа и учащихся общеобразовательных школ, которые выражаются в следующем. Учащиеся колледжа имеют более высокие показатели общежитейской и учебной мотивации, по сравнению со школьниками. Достаточно большое число учащихся колледжа выявляют прогрессивный тип общежитейской и учебной мотивации, в то время как только незначительному количеству школьников характерен данный тип. Нами не выявлены учащиеся колледжа, относящиеся к регрессивному типу общежитейской и учебной мотивации, школьникам общеобразовательной школы данный тип характерен. Эти данные могут свидетельствовать о том, что

у учащихся колледжа мотивация выражена наиболее четко. На наш взгляд, это можно объяснить сменой образовательного учреждения, т.к. присущее чувство новизны является стимулом развития личности в целом.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика,1982.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 485с.

3. Atkinson J.W. An introduction to motivation . - N.Y, 1964.

4. Levin K. A dynamic theory of personality. - N.Y, 1935.

5. Maslow A. Motivation and Personality. - N.Y, 1955.

6. Rogers, C.R. A theory of therapy personality and interpersonal relationships as developed in to the client centered framiwork, in Koch S(ed.), Psychology: a study of science. Vol.3. 1959. - P 184-256.

Белоусова Евгения Сергеевна - ассистент кафедры иностранных языков Иркутского государственного университета путей сообщения, аспирант кафедры общей и педагогической психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования (Иркутск). E-mail: [email protected]

Belousova Evgenia Sergeevna - assistant of department of foreign languages of Irkutsk State University of Railways, post-graduate student of department of general and pedagogical psychology of East-Siberian State Academy of Education (Irkutsk). E-mail: [email protected]

УДК 159.9:37+316.6

Н.С. Васильева

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ*

Описываются качественные и количественные результаты исследования, полученные в ходе написания диссертационной работы по проблемам формирования экологического сознания в вузе. Раскрываются основные методы и формы работы по формированию экологического сознания в процессе обучения немецкому языку в малой группе.

Ключевые слова: экологическое сознание, установки, малая группа, иностранный язык, юношеский возраст, учебная деятельность, аудиторные и внеаудиторные мероприятия.

N.S. Vasilieva

LINGUISTIC-CULTURAL DETERMINANTS OF THE POSITIVE SOCIAL SETTINGS ON THE BASE OF FORMATION OF ECOLOGICAL COGNITION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

In this article the author describes quantitative and qualitative results of the scientific research, received during the research work on the problem offormation of ecological cognition. The main methods and forms of the work on formation of ecological cognition in the process of the German language teaching in the small group are considered.

Key words: ecological cognition, social settings, foreign language, adolescence, education, small group, after class activities and class activities.

Отношение человека к природе не является заложенным от рождения, а формируется в процессе социализации. Формирование устойчивых экологических установок необходимо осуществлять непрерывно. Для чего следует создать систему,

обеспечивающую преемственность экологического воспитания на всех этапах обучения: дошкольное образовательное учреждение-школа-вуз.

В процессе формирования экологического сознания необходимо выделять два момента: из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.