ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
THE FEATURES OF THE FORMATION OF MOTIVATION FOR LEARNING ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE TRAINING PROCESS
Н.Е. Горская, В.Е. Глызина, Н.С. Баребина N.E. Gorskaya, V.E. Glyzina, N.S. Barebina
Учебная мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, потребности, типы учебной мотивации, дискретность, личностно-психологические особенности. В статье рассматривается понятие «учебная мотивация» в психологии. Обосновывается актуальность представленной темы, подчеркивается необходимость уделять внимание формированию мотивации учебной деятельности студентов. Описываются типы учебной мотивации. Представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности студентов в сравнительном плане. Выявлены особенности в структуре учебной мотивации студентов вуза. Делается вывод о том, что знания о личностно-психологических особенностях студентов позволяют контролировать и направлять процесс развития их мотивационной сферы.
За последнее время система российского образования претерпела значительные изменения в связи с процессами демократизации жизни общества и формирования рыночной экономики. Результатом работы вузов является качественно подготовленный специалист, способный исполнять свое профессиональное назначение. И.В. Ижденева отмечает, что современное информационное общество оказывает многообразное влияние как на социум, общество, так и на личность в целом [Ижденева, 2015]. Происходят размывание мотивации, изменение ценностных ориентаций, норм поведения, самих процессов социализации молодежи. В связи с этим необходимо и объективно актуально изучение мотивационной сферы обучающихся, поскольку смысловая сфера чело-
Academic motivation, internal and external motivation, needs, types of academic motivation, discretization, personal-psychological features. The article considers the concept of academic motivation in psychology. It substantiates the relevance of the presented topic and stresses the necessity to pay attention to the formation of the motivation of students learning activity. Besides, it describes the types of academic motivation. The article also provides the results of the research of the motivation of students learning activity and reveals the features in the structure of academic motivation of university students. The authors drew a conclusion that the knowledge of students personal and psychological features allows controlling properly and directing the process of development of their motivational sphere.
века подчиняет себе все его жизненные проявления, определяет направленность и пристрастность человеческого познания [Горская, 2004].
В научной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал, раскрывающий развитие мотивационной сферы личности обучающихся [Божович, 1995].
В научных публикациях мотивация рассматривается как сложное структурное образование, как источник активности и одновременно система побудителей любой деятельности [Вилюнас, 2006]. Так, Л.А. Бартновская рассматривает мотивацию как «мост» между сознанием и деятельностью. Исследователь отмечает, что, воздействуя на мотивацию, можно изменить сознание и, соответственно, деятельность [Барт-новская, 2012]. А.А. Дьячук ука-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о я
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н и
щ
М
зывает, что описанные А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, В.Э. Миль-ман и др. психологические структуры деятельности позволяют увидеть объективно необходимые компоненты для осуществления определенной деятельности, в том числе и учебной [Дьячук, 2015]. В психологическом плане решение этой задачи должно опираться на закономерности и условия развития личности в онтогенезе, закономерности ее становления. Важным в этом направлении является формирование мотивации учебной деятельности в процессе обучения в вузе [Горская, Глызина, 2016].
В рамках концепции учебной деятельности, разрабатываемой А.К. Марковой, Д.Б. Эль-кониным, В.В. Давыдовым и другими психологами этого направления, природа ее мотивации понимается как новообразование психического развития, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности [Маркова, 1993]. По мнению Н.М. Халимо-вой, мотивация учебной деятельности обозначает процесс, в результате которого данная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности [Халимова, Головань, 2014].
Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей мотивации учебной деятельности и ее становления у студентов вуза в процессе обучения. В исследовании принимали участие студенты, поступившие на коммерческой основе (I группа), и те, кто прошел конкурсный отбор и учатся на бюджетной основе (II группа). Общий объем выборки составил 830 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Исследование носило лонгитюдный характер. Для изучения мотивационной сферы личности студентов применялась методика «Измерения мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман, в основе которой лежит метод производительно-потребительной интерпретации характера и места различных классов потребностей и мотивов в структуре личности [Мильман, 1990]. Используя данную методику, мы исходили из представления о том, что производительная и потребительная тенденции деятельности являются необходимыми сторонами единого процесса развития личности [Мильман, 1988]. Исследование показало, что студенты обеих групп характеризуются различными типами учебной мотивации: прогрессивным, импульсивным, экспрессивным, уплощенным, регрессивным. На рис. представлены образцы мотивационных профилей.
Регрессивный Экспрессивный Прогрессивный Уплощенный Импульсивный
Рис. Образцы профилей учебной мотивации личности. Шкалы мотивационного профиля: «П» - поддержание жизнеобеспечения; «К» - комфорт; «С» - социальный статус; «О» - общение; «Д» - общая активность; «ДР» - творческая активность; «ОД» - общественная полезность
Так, число студентов, обучающихся на коммерческой основе (I группа), относящихся к прогрессивному типу, составляет 24,2 %, на бюджетной основе (II группа) - 29,1 %. Прогрессивный тип характеризуется заметным превышением общего уровня развивающихся мотивов над уровнем мотивов поддержания. У таких студентов наиболее выражена потребность в достижениях, развита учебная активность, наиболее выражено стремление приобрести специальность и достичь успеха в будущем; они характеризуются более стойким отношением к трудностям и неудачам, неистощимостью внутреннего удовлетворения успехом. Ведущей является внутренняя мотивация, ярко выражено стремление достичь положительных результатов, приобрести специальность и достичь успеха в производственной сфере. Можно констатировать, что мотивация, связанная с учебной сферой, играет в структуре личности таких обучающихся ведущую роль.
Следует отметить, что студенты, характеризующиеся регрессивным типом учебной мотивации, встречаются только в группе студентов, поступивших на коммерческой основе (I группа) -5,5 %. Этот тип противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над уровнем развивающих мотивов. Регрессивный тип характеризуется доминированием в незаинтересованном отношении субъекта к предмету своей деятельности и ее продукту, в отношении к другому человеку и социальному окружению как условию или средству достижения индивидуального значимого результата, в личностно-негативном, отвергающем отношении к возникающим трудностям, в практически неистощимой внутренней неудовлетворенности. Мы предполагаем, что регресс в структуре учебной мотивации таких студентов связан с их личностно-психологическими особенностями, а также особенностями жизненных установок, стремлений и интересов. Можно также предположить, что регресс в структуре учебной мотивации является результатом переработки воздействий, которые студенты получают из семейной и широкой социальной среды. Уплощенный тип выявляют только 13,7 % сту-
дентов, обучающихся на коммерческой основе (I группа). В группе студентов, обучающихся на бюджетной основе (II группа), число обучающихся, которые характеризуются уплощенным типом, составляет всего 6 % от общего числа испытуемых. Этот тип характеризуется достаточно плоским, маловыраженным профильным рисунком, без отчетливых подъемов и спусков. Отражает недостаточную дифференцирован-ность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Такие студенты являются эмоционально пассивными, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости. Можно говорить о недостаточном уровне развития мотивационной сферы и об определенной дисгармонии личности в целом. Общая недостаточная дифференцирован-ность мотивационной иерархии личности, ее бедность, также определенным образом отражаются на мотивационной учебной структуре таких студентов.
Большая часть студентов обеих групп выявляют импульсивный тип учебной мотивации. Этот тип характеризуется перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К - комфорт», «О - общение», «ДР - творческая активность», но могут быть и другие соотношения. Полученные данные свидетельствуют о том, что большому числу студентов обеих групп свойственна значительная дифференциация и, возможно, конфронтация различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности. Им свойственно стремление к избеганию неудачи. Реакция на неудачи выражается в виде отрицательных эмоциональных переживаний, защитных механизмов. Мы предполагаем, что такие студенты являются еще недостаточно сформированными личностями. Можно также считать, что сдвиги в мотивацион-ной структуре личности студентов происходят под влиянием различных жизненных условий.
Также студенты той и другой группы выявляют экспрессивный тип учебной мотивации. Этот тип характеризуется заметным превышением профильной линии с наличием двух пиков; чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К - комфорт», и «ДР - творческая активность».
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
Щ
В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П - поддержание жизнеобеспечения, К - комфорт, С -социальный статус) и развивающих (Д - общая активность, ДР - творческая активность, ОД -общественная полезность) мотивов. Лиц, относящихся к экспрессивному типу, характеризует стремление к самоутверждению. Возможно, студенты, имеющие такие характеристики, обладают личностно-психологическими особенностями, обусловленными силой проявления чувств, переживаний.
Таким образом, анализ данных, характеризующих учебную мотивацию, показал, что большинство студентов обеих групп относятся к импульсивному типу, что говорит о недостаточно развитой учебной активности. Возможно, это является результатом ошибочного выбора будущей профессии и процесс обучения вызывает у них не чувство удовлетворения, а скорее состояние некоторой неопределенности, что влияет на их общее психологическое состояние. Можно предположить, что у таких студентов доминируют внешние мотивы - самоутверждения. Учебная деятельность мотивируется прежде всего внутренними мотивами - познавательными, которые являются источником интеллектуальной активности в учебной деятельности.
Далее мы проследили изменения в структуре учебной мотивации у студентов обеих групп в процессе обучения в вузе. Исследование позволило установить, что на младших курсах обучения большая часть студентов, обучающихся на коммерческой основе (I группа), характеризуются недостаточно развитым уровнем развития учебной мотивации, слабым мотивом достижения цели, в отличие от студентов, обучающихся на бюджетной основе (II группа). В процессе обучения в вузе у студентов обеих групп происходят положительные изменения, которые выражаются в превышении общего уровня мотивов развивающих над уровнем мотивов поддержания. Однако у студентов I группы значительные положительные изменения начинают наблюдаться только на старших курсах обучения. У студентов
II группы положительные изменения в структуре учебной мотивации наблюдаются уже со второго курса. Это объясняется тем, что студентам II группы требуется меньший период адаптации к учебной деятельности в силу их изначально более высоких личностных характеристик.
Проведенный нами корреляционный анализ также позволил установить, что степень связи между показателями мотивации у студентов, которые учатся на коммерческой и на бюджетной основе, не совпадает. Только в трех случаях характер связей между показателями в обеих группах одинаков. Это связи между комфортом (К) и социальным статусом (С), общей активностью (Д) и творческой активностью (ДР), творческой активностью (ДР) и общественной полезностью (ОД).
У студентов I группы наблюдаются не только положительные, но и отрицательные связи, что говорит о дискретном, прерывистом характере развития в общей структуре мотивации. Корреляционный анализ связей между отдельными структурами учебной мотивации у студентов II группы не выявил наличие отрицательных связей. Выявленные положительные связи в данной группе характеризуются большей согласованностью и однонаправленностью изменения различных структурных компонентов мотивационной сферы, в отличие от студентов I группы. Таким образом, нами выявлены особенности у студентов I группы, которые выражаются в том, что интенсивность развития учебной мотивации протекает менее заметно и носит неравномерный характер.
Выявленные личностно-психологические особенности у студентов I группы в структуре мотивации учебной деятельности могут свидетельствовать о низком уровне развития навыков обеспечения их учебной и профессиональной деятельности, неготовности предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем, о слабом мотиве достижения, о стремлении к избеганию неудачи. Реакция на неудачи выражается в виде отрицательных эмоций, переживаний, защитных механизмов.
В процессе обучения у студентов первой группы, так же как и у второй, происходят положительные изменения в содержательных и
структурных характеристиках мотивационнои сферы. Студенты характеризуются развитым уровнем учебноИ мотивации, который выражается в усилении мотивов достижения, переходом от потребительной направленности к производительной направленности, в стремлении реализовать себя как субъекта деятельности. Они самостоятельны в решении разного рода жизненных задач, проявляют ответственность и активность в достижении поставленных целей, приобретают необходимые навыки в сфере производственных отношений.
Полученные результаты позволяют расширить теоретические представления о закономерностях формирования и развития личности в студенческом возрасте, дополняют имеющиеся данные об изменениях и становлении мотивационной сферы студентов в период обучения в вузе. Установленные личностно-психологические особенности студентов, обучающихся на коммерческой основе (I группа), позволяют реально контролировать и направлять процесс развития их мотивационной сферы. Результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены преподавателями при работе со студентами.
Библиографический список
1. Бартновская Л.А. Формирование мотивированной потребности студентов специальной медицинской группы вуза в индивидуальном здоровьесохранении // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2 (20). С. 26-32.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. акад., 1995. 212 с.
3. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
4. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. 162 с.
5. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 129-132.
6. Дьячук А.А. Личностные особенности организации деятельности студентов и возможности их оценки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 160-166.
7. Ижденева И.В. Развитие ассоциативного мышления студентов при изучении математических и информатических дисциплин // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 153-157.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.
10. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1988. № 1. С. 27-39.
11. Халимова Н.М., Головань О.Л. Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей професии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 140-143.
8.
9.
<С £
d m
0
ь
X
1 W m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h о й
3
ш tS
О PL W
§
о §
X
%
«
о w :г s
ь
L
<с п w с
« s
д
H
и
W M