Научная статья на тему 'Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии'

Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1491
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / УЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИЯ / MOTIVATION / FORMATION OF MOTIVATION / LEARNING / STUDENT / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова Надежда Михайловна, Головань Олеся Леонидовна

В статье показана важность решения проблемы мотивации учебной деятельности студентов техникума. Рассмотрены пути и методы формирования мотивации учебного процесса для успешного овладения студентами будущей профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO FORM MOTIVATION FOR SUCCESSFUL MASTERING OF FUTURE PROFESSION IN TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

The article shows the importance of the solution of the problematic issue of motivation to learn in training school students. It also considers the ways and methods to form their motivation to learn for successful mastering of future profession.

Текст научной работы на тему «Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии»

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ, Психология

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА К УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

THE WAYS ТО FORM MOTIVATION

FOR SUCCESSFUL MASTERING OF FUTURE

PROFESSION IN TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

H.M. Хал и mo ва, О.Л. Головань N.M. Khalimova, O.L. Golovan

Мотивация, формирование мотивации, учение, студент, профессия.

В статье показана важность решения проблемы мотивации учебной деятельности студентов техникума. Рассмотрены пути и методы формирования мотивации учебного процесса для успешного овладения студентами будущей профессией.

Motivation, formation of motivation, learning, student, profession.

The article shows the importance of the solution of the problematic issue of motivation to learn in training school students, it also considers the ways and methods to form their motivation to learn for successful mastering of future profession.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать студентам средних профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть сформирована мотивация учения.

Понятием «мотивация» в психолого-педагоги-ческой науке обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности. Мотивационный этап дидактического процесса позволяет достичь эффекта быстрого включения студентов в учебно-познавательную деятельность и запуска ее меха-

низма без длительного втягивания в работу. К сожалению, как показывают результаты анализа, интерес к учению у студентов ссузов из года в год падает. Следствием такого снижения интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для обучающегося. Так как истинный источник мотивации студента находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

В научной литературе, посвященной данному вопросу, большое внимание уделяется, прежде всего, изучению мотивов учения школьников и мотивов труда специалистов в конкретных областях. Технологии изучения и формирования учебной мо тивации студентов ссузов мало рассматриваются современными исследователями, несмотря на важность этой проблемы [Ильин, 2004].

Применительно к учебной деятельности студентов в системе ссузовского образования мотивация понимается как совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Такая мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности. Только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [Макарова и др., 1990]. Мо-тивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать познавательную деятельность студентов.

В рамках предлагаемой статьи нам представляется наиболее значимым в обобщенном виде определить пути формирования мотивации студентов среднего профессионального образования к успешному освоению будущей профессии. Для реализации этой цели создана инновационная площадка на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Хакасия «Техникум коммунального хозяйства и сервиса». Проведено психологическое тестирование по методикам: «Диагностика структуры учебной мотивации», «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Изучение отношения к учебным предметам» Г.Н. Казанцевой [Истратова, Эксакусто, 2004].

В ходе исследования нами определено, что сила и динамика мотивации обучения студентов в техникуме обусловлены самыми разными причинами: престижем специальности, желанием получить диплом или приобрести дополнительные знания, повысить свой социальный статус. Важным условием формирования мотивации успешной учебной деятельности является формирование положительного отношения студентов к конкретному учебному предмету. Полученные результаты дали нам основание считать, что доминирует профессиональная и спортивная направленность, т. к. наибольший интерес для ребят представляют предметы физической культуры и профессиональные дисциплины.

По результатам опроса также выявлено, что причиной снижения интереса у учащихся к изуче-

нию предметов химии, математики и иностранного языка являются низкий уровень базовой обучен-ности за курс средней школы и трафаретная схема проведения уроков в техникуме, недостаточное общение с педагогом и сокурсниками.

Следует полагать, что знание определяющих мотивов учебно-профессиональной деятельности у студентов важно для всех субъектов образовательного процесса. Так, преподавателям оно оказало подспорье в выборе правильной методики преподавания и системы поощрения успешных студентов. Самим же студентам было немаловажно знать, какие именно мотивы на самом деле для них приоритетны, т. к. знание скрытых (подсознательных) мотивов поможет организовать им свой учебный процесс и добиться успехов в учебе.

В ходе констатирующего эксперимента были применены тесты достижений, выясняющие наличный уровень знаний студентов, а также анкеты на выявление их познавательных интересов, сформированное™ мотивационных компонентов учебной деятельности. Тесты проводились как в экспериментальных, так и в контрольных группах.

Входной контроль предполагал оценку потенциальных возможностей студентов. С помощью стандартизированного теста преподаватели определили положение каждого студента на интервальной шкале уровня достижений.

Проведенная педагогическая диагностика позволила условно разделить всех студентов экспериментальных групп на три категории: с высоким уровнем наличных знаний, со средним и низким. Исследование показало, что у многих обучающихся существуют значительные пробелы в знаниях по целому ряду разделов школьной программы в различных областях, большинство студентов-первокурсников не обладали запасом знаний, необходимым для успешного учения. Однако среди них мы выделили обучаемых, которые показали довольно высокие результаты. Анализируя данные исследования, сделали вывод о том, что способности студентов контрольных и экспериментальных групп на начало эксперимента были примерно равными.

Преподавателям, работающим в экспериментальных группах, было предложено разработать

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Психология

проекты мотивационного компонента дидактического процесса для каждого занятия по методике В.П. Беспалько [Беспалько, 1986].

В рамках формирования мотивационного компонента дидактического процесса подход к преподаванию как к процессу управления, основанный на принципах целостности, иерархичности и управляемости, явился той основой, которая интегрировала разнокачественные структурные элементы в единое системное образование, позволила рассматривать управление в процессе преподавания как механизм, посредством которого происходит обучение организованным приемам и действиям.

Дидактический процесс определялся нами как совокупность двух видов алгоритмов: функционирования по структуре учебно-познавательной деятельности и управления. Алгоритм функционирования - это система последовательных действий, спланированных педагогом и выполняемыхобучае-мыми, а алгоритм управления - сбор и обработка необходимой информации для принятия решений и изменения алгоритма функционирования. Эффективность уроков проверялась с помощью диагностической карты и подсчета коэффициента эффективности каждого занятия (Кэф.).

Если значение Кэф. было меньше 0,7, то урок считался малоэффективным, поскольку деятельность учащихся носила в основном репродуктивный характер. При повышении Кэф. от 0,8 до 1,0 предполагалось, что каждый из участников образовательного процесса становился субъектом управления. В этот период наступала самоорганизация опыта студентов. В данном обучении действия обучающей системы и обучающихся представляли единую целостную систему, управляемую одним алгоритмом.

Как отмечает Т.В. Фуряева, «магистральным путем в приближении студента к реальной профессиональной деятельности является кардинальная перестройка содержания и характера практического обучения», а попадание студента в «целостный контекст инновационной организации практики позволит всем участникам образовательного процесса оформить свое личное отношение и изменить самосознание» [Фуряева, 2013].

Залогом успешной мотивации явилась четко выработанная система организации учебного про-

цесса, и в первую очередь информационное начало урока с применением видеослайдов. Это способствовало формированию внутренних стимулов мотивации в процессе всего занятия, когда постоянно прослеживалась связь теории с жизнью, а мотивация становилась «сквозной» и «долгоиграющей». Поэтому преподаватели общеобразовательных дисциплин техникума для реализации мотивационного компонента дидактического процесса разработали методы эмоционального стимулирования учения - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Создание ситуации познавательного спора вызывало повышенный интерес к содержанию темы программы.

На основании проведенного текущего этапа опытно-экспериментальной работы были разработаны проекты уроков, дидактический и диагностический материал. Преподаватели техникума осознали, что формирование успешной мотивации студентов на занятии зависит от их мастерства и умения организовывать учебный процесс, от постоянного поиска новых форм и приемов обучения.

Некоторые преподаватели специальных дисциплин использовали исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение обучающихся в ситуации научных споров не только углубляло их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывало их внимание к теме, а на этой основе вызывало новый прилив интереса к учению. Применительно к профессии водителя, например, выделялись такие виды учебной мотивации, как позитивная и негативная познавательная мотивация, связанные с осознанием негативных последствий на автомобильной дороге, которые могли возникнуть в связи с выполнением или невыполнением определенного действия водителем автотранспортных средств.

Для формирования мотивов учебной деятельности педагоги техникума использовали в системе весь арсенал методов обучения: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные и др. Хороший результат давали такие методы обучения, при которых деятельность студентов носила продуктивный, творческий, поисковый характер.

На уроках производственного обучения широко использовались методы, стимулирующие познавательную активность обучающихся и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той ли иной проблемы. Студенты-механики, например, сами выполняли на тренажерах компьютерную диагностику автомобиля и за 6 часов учебного времени находили неполадки двигателя, затем с помощью мастера производственного обучения или самостоятельно их устраняли.

Повышению мотивации студентов техникума к обучению способствовали также дискуссионные методы, выступающие как непременный элемент всех форм активного обучения студентов, обеспечивающие их самовыражение и самокоррекцию. Одним из эффективных методов, моделирующих реальность, являлась игра, имеющая многовариативный характер. Использование различных видов игр в процессе формирования мотивации преобразовывало обобщенные знания в личностно значимые для каждого обучающегося.

Данные исследования показали, что в результате опытно-экспериментальной работы уровень знаний студентов в экспериментальных группах значительно повысился: высокий - с 18 до 30 %, средний - с 37 до 45 %, низкий уменьшился до 25 %. Полученные данные свидетельствовали также о том, что 75 % второкурсников вышли на продуктивный уровень профессиональной подготовки.

Таким образом, проведенная работа в экспериментальных группах наглядно показала, что формирование учебной мотивации студентов преподавателями техникума необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив развития каждого обучающегося. Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. Для этого необходимо

предварительно разрабатывать проекты диагностического целеполагания и мотивации учебных занятий, т. е. управлять познавательной успешностью студентов.

Пути становления и особенности формирования мотивации обучающихся индивидуальны и неповторимы. Педагогическое творчество преподавателя, освобождаясь от шаблона, может создать интересные примеры нестандартных форм и методов обучения, что позволит вернуть утраченный у студентов интерес к изучению предмета. У обучаемых проявятся «осознанность своей профессиональной мотивации, готовность к решению профессиональных задач в изменяющихся условиях, осмысленность профессиональных намерений» и совершаемого выбора профессиональной деятельности [Степанова, 2013].

Из вышесказанного следует, что задача педагогов техникума состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить сложные, иногда противоречивые пути становления мотивационной сферы обучающихся; разработать содержание мотиваци-онного компонента каждого занятия; организовать управляемую познавательную деятельность и содействовать успешному профессиональному развитию студентов.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1986.192 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.

3. Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 512 с. (Справочники). Макарова А.К. и др. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Макарова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. Степанова И.Ю. Профессиональное ориентирование на опережение профессиональной подготовки педагогов в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 71.

6. Фуряева Т.В. Практико-ориентированное профессиональное социальное образование: сетевой дискус // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013.№ 4. С. 73.

4.

5.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<с «

м с

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.