Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как способ развития мотивации и саморганизации учебной деятельности студента'

Самостоятельная работа как способ развития мотивации и саморганизации учебной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2529
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апиш Ф.Н.

Формирование и развитие мотивации учебной деятельности студента является одной из актуальных педагогических проблем. Автор рассматривает самостоятельную работу как один из способов развития мотивации учебной деятельности студента. При этом он акцентирует внимание как на типах самостоятельных работ, так и на отборе содержания материалов, предлагаемых для самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как способ развития мотивации и саморганизации учебной деятельности студента»

№ 2 (27), 2008

"Культурная жизнь Юга России "

— 45

Культура и образование. Педагогика

Ф. Н. АПИШ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Формирование и развитие мотивации учебной деятельности студента является одной из актуальных педагогических проблем. Автор рассматривает самостоятельную работу как один из способов развития мотивации учебной деятельности студента. При этом он акцентирует внимание как на типах самостоятельных работ, так и на отборе содержания материалов, предлагаемых для самостоятельной работы.

Ключевые слова: мотив, мотивация учебной деятельности, самостоятельная работа, развитие мотивации студентов.

Одной из основных проблем современной педагогической психологии и дидактики является изучение мотивации учебной деятельности обучаемых. Ее актуальность возрастает в связи с тем, что практическое решение проблемы развития учебной мотивации студента вызывает определенные затруднения как у исследователей, так и у педагогов-практиков. Следует отметить, что повышение качества обучения во многом зависит от сформированное™ мотивации учебной деятельности. Именно поэтому изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием и развитием.

Самостоятельная работа оказывает влияние на формирование личности будущего специалиста, поэтому мы акцентируем внимание на возможности ее использования в развитии мотивов учебной деятельности студента. При этом нами учитывается, что любой вуз должен не только давать знания, но и учить самостоятельно приобретать их, мотивируя данный процесс на каждом его этапе.

Проблема мотивированной самостоятельной деятельности в обучении не нова. В настоящее время можно говорить об ее актуализации для высшей школы в связи с тем, что курс на активную самостоятельную работу студентов становится основой подготовки специалистов.

В дидактике самостоятельность рассматривается и как важное личностное качество, и как система навыков сознательной самоорганизации, а самостоятельная деятельность - как деятельность индивида, в которой он руководствуется лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций.

Самостоятельная работа обеспечивает возможность осуществления студентами познавательной деятельности в обучении. Она является видом учебного труда, способствующего формированию у них самостоятельности.

Существуют различные позиции относительно того, когда нужно привлекать студентов к самостоятельной работе. На наш взгляд, это необходимо делать уже в первый год их обучения в вузе. Однако следует иметь в виду, что ее эффективность в формировании и развитии учеб-

ной мотивации повысится в том случае, если она носит систематический и целенаправленный характер, организована и построена с учетом рекомендаций психологов и дидактов. Разумеется, реализация данного подхода становится невозможной, если преподаватель не обладает знаниями о психолого-педагогической специфике содержания прямых и косвенных методов управления познавательной деятельностью студентов в ходе выполнения ими самостоятельных работ разного вида и назначения, умением своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на деятельность.

В целях формирования мотивации при отборе и использовании средств необходимо владеть не только методикой их применения, но и знанием развивающих возможностей каждого средства в зависимости от специфики предмета, условий обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Самостоятельная работа мотивирует студентов к учебной деятельности в том случае, если четко выполняется ряд дидактических требований. Во-первых, понимание преподавателем сущности самостоятельной работы студентов, знание сложившейся классификации самостоятельных работ, дидактических целей и методических задач, решаемых в рамках того или иного вида. При этом он должен четко определять назначение того или иного вида самостоятельной работы на данном этапе обучения, его частно-дидактическую цель и дидактическую суть познавательной деятельности, на основе которой может быть достигнута час-тно-дидактическая цель самостоятельной работы; объем, структуру и логику усвоения учебного материала, выделяемого для самостоятельного изучения студентами. Во-вторых, этапы включения студентов в самостоятельную деятельность должны строиться с учетом их индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). В-третьих, необходимо учитывать руководящую фу нкцию преподавателя в данном процессе.

В связи с этим можно выделить два этапа. На первом усвоение некоторой информации и овладение методами ее добывания в конкретной

"Культурная жизнь Юга России "

46 —

№ 2 (27), 2008

области осуществляются с участием преподавателя в учебной деятельности студентов (заканчивается данный этап тогда, когда уровень усвоения знаний студентов, по В. П. Беспалько (1), будет не ниже 0,7). На этапе самоорганизации целесообразны опосредованные управляющие воздействия преподавателя, слежение за деятельностью студентов, ее контроль, коррекция. Это период собственно самостоятельной работы. Такая система требует обязательной организации познавательной деятельности студентов, способствует формированию и развитию у них необходимых мотивов, ценностных установок и ориентации на самостоятельный учебный труд. Здесь мы считаем необходимым отметить, что мотивационная сфера студента характеризуется большой совокупностью мотивов. Все то, что определяет, побуждает его учебную активность, входит в строение его мотивационной сферы учения.

Мотивация как система мотивов выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Поэтому преподавателям вузов следует иметь в виду, что, хотя мотивационная сфера учебной деятельности и характеризуется большой совокупностью мотивов, определяющими для организации эффективной самостоятельной работы могут выступать следующие группы:

1) социальные мотивы (глубокое осознание студентами своих жизненных потребностей, желание принести пользу обществу, понимание необходимости приобретения знаний в плане подготовки себя как специалиста и др.); развитие мотивов этой группы в процессе самостоятельной работы возможно путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера и профессиональной направленности изучаемого курса;

2) познавательные мотивы, связанные с развитым познавательным интересом к учебной дисциплине и науке, которую она представляет; в процессе самостоятельной работы преподаватель может развивать мотивы этой группы, формируя у студентов представления о процессе познания;

3) реакция на ряд внешних факторов, организующих учебную деятельность; влияние этих мотивов на результат обучения прямо зависит от четкости планирования мероприятий по реализации системы самостоятельных работ (ясность их программ, консультаций, контроля, оценки и др.) и ряда внутренних стимулов (необходимость стипендии, престижность и т. п.).

Для развития мотивов учебной деятельности студентов и формирования учебных умений следует также учитывать типы самостоятельных работ. Так, с учетом частно-дидактических целей самостоятельных работ и специфики учебно-поз-навательной деятельности студентов при их выполнении исследователи (1,2) выделяют несколько типов самостоятельных работ.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ первого типа - формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что

от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, т. е. усвоение знаний первого уровня. При этом познавательная деятельность студентов должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действиях с ними.

В практике вузовского обучения в качестве самостоятельных работ первого типа чаще всего используются домашние задания самых разнообразных видов (работа с учебником, конспектом лекций и т. п.). С их помощью можно актуализировать познавательные мотивы, повысить престиж знаний. Совместное выполнение заданий может, например, способствовать осознанию возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией и т. д.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний второго уровня, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность студентов в этом случае заключается в воспроизведении и частичном преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. Такое реконструирование и преобразование предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения. В вузовской практике самостоятельными работами второго типа могут являться отдельные этапы лабораторных и практических занятий, типовые курсовые работы и проекты, а также специальным образом организованные домашние задания, содержащие предписания алгоритмического типа. Их общая характерная особенность заключается в том, что в задании к этим работам должен сообщаться общий алгоритм решения, а также выдвигаться требование к студентам развить и воспроизвести этот алгоритм применительно к данным конкретным условиям. С помощью таких самостоятельных работ можно формировать познавательный интерес студентов к изучаемым явлениям, осознание значимости учебной информации, умение преодолевать трудности при достижении намеченной цели и др.

Частно-дидактической целью самостоятельных работ третьего типа является формирование у студентов знаний третьего уровня, лежащих в основе решения нетиповых задач. Суть заданий заключается в поиске, формулировании и реализации способа решения. Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действий по известному алгоритму путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Это всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от студентов варьирования условиями за-

№ 2 (27), 2008

"Культурная жизнь Юга России " ^

дания и усвоенной ранее учебной информацией, рассмотрения их в новом аспекте (с точки зрения требований данного конкретного задания).

Самостоятельной работой третьего типа в вузе чаще всего является дипломное проектирование. Именно в ходе его выполнения студенты вынуждены относить к комплексу фундаментальных понятий различных учебных дисциплин определенные составляющие усвоенных ранее знаний. Оперируя ими, реконструируя и употребляя их в существенно иных связях, студенты получают новую информацию. Это, в свою очередь, приводит к тому, что объем усвоенной студентом информации увеличивается, знания углубляются, сфера их применения расширяется, а мышление студента, проявляемое во внешнем плане в виде собственных заключений и выводов, может достигнуть уровня творческой деятельности.

Задания работ третьего типа всегда должны требовать от студентов избирательности, актуализации ранее усвоенных знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности (опыта построения новых алгоритмов действий). В ходе их выполнения у студентов формируется и развивается стремление прилагать усилия и добиваться лучших результатов в конкретной области знания, повышать или сохранять самоуважение, самооценку, уважение окружающих и т. д., поддерживается стремление к самоорганизации при самостоятельном сосредоточении на учебной ситуации.

Четвертый тип самостоятельных работ студентов, частно-дидактической целью которых является создание предпосылок для творческой деятельности, обычно реализуется при проведении учебно- и научно-исследовательских работ и дипломного проектирования поискового характера. Их познавательная деятельность при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, не известных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Система самостоятельных работ этого типа способствует развитию как социальных, так и познавательных мотивов.

По мере продвижения от решения одного типа самостоятельных работ к другому студенты испытывают радость успеха, внутреннее удовлетворение от достижения цели, у них появляется уверенность в своих силах. Такое продвижение вперед через преодоление трудностей и внутреннее удовлетворение от результатов своей деятельности подкрепляет желание студентов работать еще лучше, формирует потребность в самостоятельной познавательной деятельности, приносит радость познания. Самостоятельная работа формирует у студентов убеждение в жизненной необходимости знаний, их научной и практической ценности, способствует осознанию роли достижений науки в практике, пониманию недостаточности своих знаний, вызывает желание пополнить их, развить умение самостоятельно добывать их и ориентироваться в быстро меняющейся ситуации.

Необходимо также отметить, что мотивация учебной деятельности должна формироваться и развиваться у студентов не только в ходе осуществления самостоятельной работы, но и в процессе ее подготовки, в частности, на занятиях различного вида и дидактического назначения (лекции, семинары, практические работы и др.). На наш взгляд, с целью развития мотивов учебной деятельности студентов в процессе обучения следует в ходе подготовки к лекционным и практическим занятиям осуществлять отбор содержания учебного материала с учетом межпредметных связей, профессиональной направленности, закономерностей познания и трудностей, которые испытывают обучаемые разного уровня подготовленности при усвоении содержания учебной дисциплины.

Содержание учебной дисциплины вызывает интерес у студентов в том случае, когда оно отвечает их потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. Поэтому при отборе содержания учебного материала для самостоятельных работ следует учитывать и то, что мотивационное влияние оказывает не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям.

Естественно, содержание учебной дисциплины должно полностью соответствовать целям обучения. От степени обоснованности и согласованности целей обучения (для чего учить) и содержания обучения (чему учить) во многом зависит формирование положительной мотивации учения и качество профессиональной подготовки.

При отборе содержания учебной информации для различных типов самостоятельных работ необходимо учитывать также следующие условия: учебный материал должен показывать логику той науки, на основе которой он построен (принцип научности); содержание учебной информации должно учитывать возрастные и психологические особенности и возможности обучаемых, т. е. быть доступным (принцип доступности); учебный материал должен быть информационно богатым, достаточно сложным и включать такую информацию, усвоение которой позволило бы обучаемым осуществлять «перенос» знаний в профессиональную деятельность (принцип профессиональной направленности обучения); для побуждения студентов к самостоятельному изучению материала необходимо использовать различные приемы и методы конструирования учебной информации.

Выделенные нами условия на практике осуществляются в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, специфики предмета (учебной дисциплины) и форм организации учебной деятельности.

Литература

1. Беспалъко В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.

2. Белкин Е. Л. Основы педагогики вышей школы. М., 1987.

^^ "Культурная жизнь Юга России "

М> 2 (27), 2008

F. N. APISH. INDEPENDENT WORK AS METHOD OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION AND SELF-ORGANIZATION OF STUDENT'S EDUCATIONAL ACTIVITY

The formation and development of student's motivation of educational activity is one of the topical pedagogical problems. In the article the author examines independent work as one of the methods of development of motivation of educational activity. The author pays attention to the types of independent work and in the same time to the selection of contents of materials, witch are offered for independent student's work.

Key words: motive, motivation of educational activity, independent work, development of students' motivation.

Т. 0. ЕФИМОВА

РОЛЕВЫЕ И СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается проблема использования дидактических игр в учебном процессе. Подчеркивается особая роль игры как эффективного средства стимулирования познавательной активности студентов. Указываются преимущества ролевых и состязательных игр и даются рекомендации, на каких этапах учебно-познавательной деятельности наиболее целесообразно их использовать.

Ключевые слова: дидактическая игра, активизация познавательной деятельности, исполнение ролей, состязательность, творческий потенциал, система мотивов.

Несмотря на то что игра как метод обучения и воспитания была известна с древних времен, она пользовалась популярностью в основном в народной педагогике. Игра всегда считалась, скорее, забавой и развлечением, нежели серьезным занятием. Официальная школа, как правило, недооценивала ее значение, и поэтому в сфере образования она использовалась нерегулярно и бессистемно.

Обращение к основам гуманистической педагогики послужило поводом к переоценке роли игровой деятельности в процессе обучения. В рамках личностно ориентированной парадигмы образования педагогика ставит проблему развития творческих способностей студента. Для этого, прежде всего, необходима особая, непринужденная атмосфера, которая может быть создана во время игрового взаимодействия преподавателя и обучаемых. Экспериментальные исследования и практическое применение игр в процессе обучения доказывают их высокую педагогическую эффективность: они способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют познавательную деятельность учащихся.

По мнению А. М. Ларшиной, все игры, применяемые для обучения и воспитания, можно рассматривать как педагогические и дидактические (1). Дидактические игры используются в педагогической практике начиная с 60-х годов XX века. В настоящее время существуют различные определения дидактической игры. В частности, она рассматривается как активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов; как коллективная целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш (2): как целесообразно организованная педагогическая система, ядром которой является обучение профессии через специально подобранные производственные

ситуации на материале соответствующей специальной дисциплины (3).

Большинство определений охватывают только те игры, главным признаком которых является исполнение ролей. К ним относятся деловые, ролевые, имитационные и учебно-технологические игры. Они отличаются высокой эффективностью в учебном процессе на этапе обобщения и контроля знаний, так как позволяют студентам проявлять практические навыки в ситуациях, имитирующих фрагменты реальной профессиональной деятельности. Участник игры, попадая как бы в реальные жизненные условия, оказывается лично причастным к функционированию изучаемой системы. Игра позволяет студентам ощутить себя в конкретной рабочей ситуации какой-либо профессии, продемонстрировать свои знания, умения и навыки, раскрыть творческий потенциал и оценить результаты своих действий.

Проведение таких игр требует больших затрат времени и колоссальной подготовительной работы совместно со студентами. Она включает: обсуждение проблемы, содержания и учебной цели игры; определение функций игроков и характера их ролевого взаимодействия; разработку сценария, распределение ролей; установление правил; дефиницию системы критериев оценки.

Наряду с исполнением ролей основным признаком игры является состязательность. Этот игровой прием может быть использован в учебном процессе на этапах усвоения, закрепления, повторения и контроля знаний. Достаточно ввести элемент соревнования в традиционный фронтальный опрос, и он с легкостью превратится в игру.

Обезличенный процесс обучения приобретает в игре личностные значения. В отличие от традиционных форм и методов обучения, вызывающих у студентов скуку и апатию, игра мгновенно пробуждает интерес. Существует мнение, что он обусловлен так называемым «процедурным».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.