Научная статья на тему 'Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности'

Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5612
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ / ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / ПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / БАЗОВЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ / MOTIVATION / STRUCTURE OF MOTIVATION / NEED SPHERE / CONSUMPTIVE AND PRODUCTIVE VALUES / HARMONIZATION / BASIC ASPIRATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна

Рассмотрена одна из важных проблем современной психологии проблема структуры мотивации личности. Обоснована актуальность представленной темы. Определены следующие понятия: мотивация, структура мотивации, ценностные ориентации. Раскрыта сущность структуры потребностной сферы человека. Представлены различные точки зрения исследователей на данную проблему. Описаны подходы, в которых прослеживается мотивационный синдром потребности, позволяющей интерпретировать поведение человека не только с точки зрения мотивов, но и более глубинных побуждений. Подчеркнуто, что наличие оптимальных балансов создает внутреннюю гармонию, которая является модулятором процесса самореализации и саморазвития личности. Сделан вывод о том, что структура мотивации является развивающейся, изменяющейся в процессе жизнедеятельности, поскольку мотивы представляют собой не независимые диспозиции личности, а вплетенные в контекст целостности и одновременно интегрированности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PERSONALITY MOTIVATION STRUCTURE

One of the most important problems of modern psychology the problem of personality motivation structure is discussed in the article. The paper justifies the relevance of the topic; gives definitions to the concepts of motivation, motivation structure, value orientations; describes the essence of the structure of the need sphere of a person; introduces different viewpoints of researches of this problem. It also describes the approaches, which reflect the motivational syndrome of needs that allows to interpret person's behavior, on the basis of motives as well as deeper aspirations. It is emphasized that the presence of optimal balances creates inner harmony, which is a modulator of the process of personality self-fulfillment and self-development. It is concluded that the structure of motivation develops and changes in the process of life, since the motives are rather represented by the personality dispositions woven into the context of individual wholeness and integrity than by independent personality dispositions.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности»

А.Д. Афанасьева. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 16-20.

6. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 1807. О. 1. Д. 26.

7. ГАИО. Ф. 1807. О. 1. Д. 33.

8. ГАИО. Ф. 1807. О. 1. Д. 38.

9. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. Оп. 5. Д. 369.

10. Иркутский государственный технический университет. 1930-2000 / сост. Н.Я. Хлебкова; отв. ред. В.М. Салов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000.

УДК 159.9.37.015 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© Н.Е. Горская1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена одна из важных проблем современной психологии - проблема структуры мотивации личности. Обоснована актуальность представленной темы. Определены следующие понятия: мотивация, структура мотивации, ценностные ориентации. Раскрыта сущность структуры потребностной сферы человека. Представлены различные точки зрения исследователей на данную проблему. Описаны подходы, в которых прослеживается мотивационный синдром потребности, позволяющей интерпретировать поведение человека не только с точки зрения мотивов, но и более глубинных побуждений. Подчеркнуто, что наличие оптимальных балансов создает внутреннюю гармонию, которая является модулятором процесса самореализации и саморазвития личности. Сделан вывод о том, что структура мотивации является развивающейся, изменяющейся в процессе жизнедеятельности, поскольку мотивы представляют собой не независимые диспозиции личности, а вплетенные в контекст целостности и одновременно интегрированности личности. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: мотивация; структура мотивации; потребностная сфера; потребительные и производительные ценности; гармонизация; базовые стремления.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PERSONALITY MOTIVATION STRUCTURE N.E. Gorskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

One of the most important problems of modern psychology - the problem of personality motivation structure is discussed in the article. The paper justifies the relevance of the topic; gives definitions to the concepts of motivation, motivation structure, value orientations; describes the essence of the structure of the need sphere of a person; introduces different viewpoints of researches of this problem. It also describes the approaches, which reflect the motivational syndrome of needs that allows to interpret person's behavior, on the basis of motives as well as deeper aspirations. It is emphasized that the presence of optimal balances creates inner harmony, which is a modulator of the process of personality self-fulfillment and self-development. It is concluded that the structure of motivation develops and changes in the process of life, since the motives are rather represented by the personality dispositions woven into the context of individual wholeness and integrity than by independent personality dispositions. 14 sources.

Keywords: motivation; structure of motivation; need sphere; consumptive and productive values; harmonization; basic aspirations.

Одной из важнейших задач современного общества является воспитание ответственного, критически мыслящего молодого поколения, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации. Социальная ситуация в стране оказывает многостороннее влияние на молодое поколение: происходит размывание мотивов, изменение ценностных ориентаций, норм поведения, самих процессов социализации. В связи с этим исследование мотивационной сферы личности является в настоящее время проблемой

высокого жизненного значения, поскольку мотиваци-онная сфера человека оказывается той высшей инстанцией, которая подчиняет себе все его другие жизненные проявления, определяет направленность и пристрастность человеческого познания (К.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Н.А. Васильев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Патяева).

Мотивация как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как конкретный мотив, и как единую

1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1, тел.: 89025680932, е-mail: [email protected]

Gorskaya Natalia, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no. 1, tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]

систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерар-хизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы. Структура мотивационной сферы - не застывшее, статическое, а развивающееся в процессе жизнедеятельности образование.

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляют ранние исследования личностной мотивации (в терминах потребностей личности), Х. Мюррея (1938), а также «потребностный треугольник» А. Маслоу (1943), в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Из множества рассматриваемых Х. Мюрреем побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффилиа-ции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М. Аргайлом (1967), который включил в общую структуру следующие мотивации (потребности) [4]:

1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде; деньгах);

2) потребность в зависимости (принятие помощи, защиты и др.), в чьем-либо руководстве (особенно от тех, кто авторитетен и/или имеет власть);

3) потребность в аффилиации, то есть стремление быть в обществе других людей, потребность в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками;

4) потребность в доминировании, то есть принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;

5) сексуальная потребность - физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;

6) потребность в агрессии, то есть в нанесении вреда, физически или вербально;

7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификация, то есть в принятии самого себя как значимого.

Мотивационная сфера личности, структурированная А. Маслоу, представлена в виде двух слоев: верхний слой образует психические явления, полностью контролируемые сознанием, нижний слой образует влечения, настроения, аффекты, желания и т.п. [5]. Иерархия основных потребностей человека, предложенная А. Маслоу, была впервые опубликована в 1943 г. А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы, а це-

лые их группы, которые упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности, выделив пять основных групп потребностей:

- физиологические потребности (в пище, питье, кислороде);

- потребность в безопасности (физической и психологической);

- потребности в привязанностях, любви и причастности к группе;

- потребность в самоуважении;

- потребность в самоактуализации.

Главная идея А. Маслоу заключается в том, что путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума - к его самоактуализации - открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Потребности низших уровней А. Маслоу назвал нуждами, а высших - потребностями роста. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность. Согласно динамическому подходу, мотивы находятся в движении, изменении, а фундаментальные, базовые потребности остаются неизменными. Психологический рост представляется ученым как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Движение к самоактуализации возможно только после удовлетворения более низших потребностей. Процесс объективации потребностей в виде мотивов носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного человека. Например, потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации сотрудничества, альтруизма, у других - в виде подавляющей, репрессивной позиции по отношению к другим. Мотивы находятся в иерархических отношениях между собой. Одни из них являются основными, ведущими, другие - подчиненными, второстепенными. Характер этой иерархической системы также индивидуален и определяет человека как личность.

Таким образом, согласно А. Маслоу, основная потребность человека - это стремление к самосовершенствованию и самовыражению. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. По мнению А. Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация - это одна из врожденных потребностей [6].

Важным является положение исследований о том, что структура мотивации является развивающейся, изменяющейся в процессе жизнедеятельности, так как мотивы представляют собой не независимые диспозиции личности, а вплетенные в контекст целостности и одновременно интегрированности личности. Мотивация человека формируется прижизненно в зависи-

мости от социальных условий, в результате воспитательных воздействий, направляющих ее на общественно значимое содержание.

В отечественной психологии наиболее существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым следующих четырех структурных компонентов: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия [5].

Иную позицию высказывает П.М. Якобсон, считая, что структуру мотивации следует рассматривать с точки зрения социальной значимости. В связи с этим ученый выделяет социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости деятельности) и узколичностные (ориентация, стремление занять определенную позицию, различные способы взаимодействия с другим человеком, повышение уровня материального благополучия, повышение культурного уровня и др.). Р.С. Немов рассматривает структуру мотивации шире, считая основными органические, материальные, социальные, функциональные и духовные мотивы. К. Обуховский также выделяет защитные мотивы, эти мотивы как бы «прикрывают» лежащие в их основе потребности, в которых человеку трудно признаться самому. Проявление защитного мотива имеет место тогда, когда действия не противоречат цели, но связаны с ней только частично. Два вида мотивов выделяют в своем исследовании В.И. Ковалев и В.Н. Дружинин: актуальные мотивы - это такие, которые побуждают поведение и деятельность, и потенциальные мотивы - такие, которые сформировались у личности, но не проявляются в деятельности, так как человек в данный момент не занимается этой деятельностью [4].

По мнению А.Н. Леонтьева, мотив является фактором построения деятельности, поэтому важно то, какую функцию выполняет тот или иной мотив: стимулирования и смыслообразования. Стимулирующая или побудительная функция мотивов реализуется в две стадии: а) потенциальная устремленность человека, наличная избирательная тенденция как своеобразный психологический вектор физиологической активности; б) реализация победившей потенциальной устремленности, проявившейся затем в наличии какого-то акта деятельности. Смыслообразующая функция мотива, с точки зрения А.Н. Леонтьева, является решающей [9]. Л.И. Божович систему мотивов дифференцирует на внешние, то есть связанные со всем контекстом общественной жизни индивида, и внутренние, то есть непосредственно связанные с определен-

ной деятельностью [2]. Анализ работ В.Г. Асеева по проблеме мотивации личности позволил нам выделить отрицательное и положительное основание ее составляющих, функциональную и содержательную сторону мотива [4].

Ряд ученых считает, что мотив может проявляться в различных потребностях, а одна и та же потребность - в различных мотивах [3; 9; 11]. Так, Ю.М. Орлов, исходя из этого, определяет мотивационный синдром потребности, который позволит развести понятия мотив и потребность и на этой основе интерпретировать поведение человека не только с точки зрения мотивов, но и более глубинных побуждений (влечений, потребностей и т.д.) [11].

Проблема психологической природы потребностей рассматривается также в работе А.Н. Леонтьева, который видит природу потребностей в плоскости объективных отношений между субъектом и миром. Потребность, по мнению автора, определяется как соответствующее одному из модусов жизнедеятельности объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности [9]. Б.С. Братусь выделяет потребностные состояния, которые возникают, когда одной потребности отвечает целое множество разнообразных предметов. По мнению ученого, потребностное состояние - это результат движения деятельности, определенный ее цикл. От того, на каком этапе своего движения находится деятельность, зависит смысловая сфера [3]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существует некая смысловая структура потребностного состояния. На этом основании многие авторы (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.Г. Асеев, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, И.А. Джидарьян и др.) выделяют в мотивационной сфере либо потребительную, либо производительную направленность. Развитие личности осуществляется во взаимосвязи потребительной и производительной тенденции. Они соотносятся с основными потребностями жизнеобеспечения человека и его осуществления в социуме. С точки зрения В.Э. Мильман, потребительные ценности связаны с индивидуальной сферой существования субъекта, обусловлены в своей исходной основе его натуральными потребностями. Наиболее характерными типами потребительных процессов являются: материальное потребление, характеризующееся присвоением субъектом свойств объекта, а также потребление условий комфорта и предметов роскоши. Потребление социальных условий воплощается в непосредственном переживании субъектом тех факторов престижа, статуса, влияния и власти, которыми он обладает. Производительные процессы личности воплощаются в предметно-содержательной, ориентированной на развитие системе ценностей, проективно-целевом принципе детерминации и антигомеостатическом принципе регуляции поведения [4].

Н.А. Журавлева указывает, что ценностные ориентации определяются в литературе как «относительно устойчивая, социально обусловленная направлен-

ность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [8]. Типы ценностных систем, по мнению М.С. Яницкого, могут соответствовать не только определенным этапам развития общества, но и в значи-тельной"мере определяться актуальным уровнем развития личности [14]. И.А. Свиридова полагает, что индикаторами психологического здоровья личности выступают ее ценностные ориентации, а также «качество и направленность переживания человеком смыс-ложизненной ситуации» [12]. П.С. Гуревич отмечает, что в современной" психологической" литературе понятие ценности употребляется в различных его значениях: это - индивидуальный или социальный ориентир «достойного поведения», имеющий человеческое измерение; культурно-исторический" стандарт; конкретный" стиль жизни [7].

По мнению П. Феруччи, система внутренних оптимальных балансов личности создает внутреннюю гармонию. Оптимальные балансы личности могут быть установлены и со средой, в которой личность живет и действует. Такая внешняя гармония собственно личности развивается в ее отношениях с исполнительной психикой (способностями, психическими процессами), с телом, с микро-макросоциумом, с живой и неживой земной природой, с различными аспектами космоса, первоосновами бытия [13]. Проблему гармонизации личности раскрывает в своих работах О.И. Мотков. Исследователь указывает, что гармония - это динамичное состояние человека, требующее от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания. Гармоничный образ жизни - осознанно строящаяся система адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее реали-зовывать свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию [10].

Фундаментальной природной основой личности является ее корневой подблок - «базовая личность». Базовая личность - это система главных, заданных природой жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций, вокруг которых при жизни создаются целые деревья, иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей, основные компоненты: базовые стремления, характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения, функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий (к адаптивно оптимальному образу жизни). Если набор основных природных ориентаций остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей, то характер их реализации в поведении во многом опре-

деляется возможностями и характеристиками внешних по отношению к структурам базовой личности сред: внутрипсихической, телесной, социальной сферами, живой и неживой природой, космосом в целом. Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - любому мотиваци-онному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение [1]. Ю.М. Орлов указывает, что с базовым стремлением человека внутренне тесно связана и заданная система жизненных предназначений, которая также является модулятором процесса самореализации и саморазвития личности. Жизненные предназначения - это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и миру в целом. У некоторых людей обнаруживается целая система предназначений и вытекающих из них жизненных задач. Они могут заявлять о себе и одновременно, и последовательно, поскольку в определенный период жизни на передний план выходит одна или две наиболее актуальные жизненные ориентации и задачи. Как и другие личностные образования, предназначения имеют полярную, двойственную природу. Часто эта система находится в скрытом состоянии и требует усилий по ее самоопределению, осознанию [11].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что мотивация личности является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Мотивационная структура может рассматриваться как основа осуществления личностью определенных действий; поведение личности определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу в зависимости от степени их воздействия на личность, и в обобщенном виде представляет множество диспозиций. В ходе развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысливания сопровождает человека всю жизнь, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. В связи с этим проблема мотивации и мотивов поведения является одной из стержневых в психологии. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач.

Статья поступила 24.11.2014 г.

Библиографический список

1. Белоусова Е.С. Сравнительная характеристика базовых джа // Здоровье участников образовательного процесса: стремлений личности учащихся профессионального колле- мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 28-29 марта

2013 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. С. 24-27.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереот. / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

3. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.

4. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. 162 с.

5. Горская Н.Е. Развитие мотивационно-потребностной сферы, как фактор формирования будущего специалиста // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010.

6. Горская Н.Е. Самосознание и мотивационная сфера личности: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 128 с.

7. Гуревич П.С. Преображение ценности как чрезвычайная ситуация. М.: Изд-во МПСИ, 2007. 120 с.

8. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 35-53.

9. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 57-65.

10. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности // Магистр. 1995. № 6. С. 84-95.

11. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.07. М., 1984. 525 с.

12. Свиридова И.А. Ценностно-смысловые индикаторы психологического здоровья личности // Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: мат-лы Междунар. науч.-прак. конф. / под ред. Н. А. Кравцовой. Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та им. адм. Г.И. Невельского, 2011. С. 190-197.

13. Феруччи П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психического и духовного роста // Экспериментально-прикладная психология. 1994. № 1.

14. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19. Ч. 1. С. 82-97.

УДК 342.725.3+37.014.525

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

© Н.Г. Губаева1

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Россия, Республика Северная Осетия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

В пореформенный период Терская область была ареалом самых сложных этносоциальных процессов. Наиболее активной сферой межэтнического и межконфессионального взаимодействия оставалась общественно-культурная среда. Особую роль в этом процессе играла просветительско-педагогическая деятельность общественных организаций, так как в любом государстве образовательная политика является тем связывающим звеном, которое соединяет общество с его социальным опытом и служит главным фактором самоидентификации граждан.

Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: Терская область; горские народы; история педагогики; неправовые организации; становление образования в Терской области; общественные организации; образовательная политика.

THE ROLE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT IN THE TEREK

OBLAST

N.G. Gubaeva

North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, 46 Vatutin St., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia, 362025, Russia.

In the period of reforms, the Terek oblast was the region of the most complex ethno-social processes. Socio-cultural environment remained the most active sphere of inter-ethnic and inter-confessional interaction. A specific role in this process belonged to educational and pedagogical activities of public organizations, since it is the state educational policy that connects the society and its social experience and serves as a main factor of citizen self-identification. 10 sources.

Keywords: Terek oblast; mountaineers; history of pedagogy; non-legal organizations; education formation in the Terek oblast; public organizations; educational policy.

Терская область, образованная в 1860 г. по указу императора Александра II как административно-территориальная единица России, всегда была зоной сложной поликультурной этносоциальной структуры. В ее состав входило восемь округов: Аргунский, Ингуш-

ский, Ичкеринский, Кумыкский, Нальчикский, Нагорный, Осетинский и Чеченский. В марте 1920 г. Терская область как административная единица была расформирована, а на ее территории были образованы Горская АССР и Терская губерния. Автономии посто-

1 Губаева Нина Геннадиевна, аспирант, тел.: 89188240931, e-mail: [email protected] Gubaeva Nina, Postgraduate, tel.: 89188240931, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.